Меню

Зарядка свинцово кислотного аккумулятора автомобиля

Зарядка свинцово кислотного аккумулятора автомобиля

Узнайте в этой заметке, какие действия нужны для правильной зарядки аккумуляторов свинцово-кислотного типа.

Мы используем научные доказательства и проверенные источники (такие, как Battery University ) для исключения ошибок и разночтений. Эта статья посвящена свинцово-кислотному типу батарей любого назначения (не только для автомобилей).

👉 FAQ по зарядке свинцово-кислотных аккумуляторов в конце статьи .

Особенности зарядки свинцово-кислотной батареи

Аккумуляторная батарея заряжается, когда к ней приложен потенциал, превышающий её напряжение.

Правильная зарядка свинцово-кислотных аккумуляторов (автомобильных пусковых, тяговых, резервных источников бесперебойного питания и прочих назначений) предусматривает три ключевых особенности:

  1. заряжается до 2,40 Вольт на элемент , после чего возможно применение дозарядки;
  2. плавающий* заряд

2,25 Вольт на элемент компенсирует саморазряд, полезен;

  • избыточный заряд вреден, так как вызывает коррозию и преждевременный износ;
  • температура заряда и разряда от -20°C до +50°C , но заряжать ниже 0°С нужно током не выше 0,3C ;
  • * — Плавающий заряд – принцип поддержания батареи в полностью заряженном состоянии подачей установленного постоянного напряжения с целью компенсации электрохимических потерь [«Батарейки и аккумуляторы», НИЦ «Наука и Техника» Выпуск 1, В.С. Лаврус ].

    🔎 Есть и ещё одна особенность, которую следует знать.

    При перенапряжениях свинцово-кислотные аккумуляторы выделяют водород. При напряжениях близко к полному заряду выделяют кислород.

    © «Химические источники тока». М.: Энергоиздат, 1981. 360 с.

    Источник

    

    Способы зарядки свинцово-кислотного аккумулятора

    Свинцово-кислотные аккумуляторы

    Рынок источников питания поражает своим изобилием и разнообразием автомобильных кислотных батарей (АКБ). Основное их отличие заключается в материале, из которого изготовлен электрод, и типе электролита.

    Отсюда названия: литиевые, никель-кадмиевые, в том числе свинцово-кислотные и другие. Практически для каждой модели автомобиля существует свой тип АКБ.

    Электролит бывает жидкий (водный раствор серной кислоты) или гелевый. В зависимости от этого источники питания разделяют на обслуживаемые и необслуживаемые.

    Обслуживаемые требуют постоянного контроля за уровнем электролита способом своевременной добавки его или дистиллированной воды. Особенно важно проверить эти параметры перед зарядкой. В зависимости от времени года требуется доливать то или другое.

    Свинцово-кислотные аккумуляторы относятся к обслуживаемым.

    Характеристики свинцово-кислотных аккумуляторов

    Характеристика

    Свинцово-кислотные аккумуляторы очень популярны и пользуются спросом. Они имеют достаточно низкую стоимость и большой диапазон применения (кроме автомобилей, их можно встретить в бытовой технике, детских игрушках и др.).

    Свинцово-кислотные аккумуляторы были известны уже в 60-е годы девятнадцатого века.

    Металлические пластины данного аккумулятора покрываются свинцовым суриком. Это химически стойкое антикоррозийное покрытие служит защитой в агрессивной среде кислотного электролита.

    Свинцово-кислотный аккумулятор отличается высокой удельной мощностью. За время эксплуатации допускает до 500 циклов перезарядки. Одним из существенных преимуществ является низкая цена.

    Что указывает на необходимость подзарядки

    Необходимость подзарядки

    При такой популярности следует всегда поддерживать свинцово-кислотные аккумуляторы в рабочем состоянии (впрочем, как и все другие).

    А для этого требуется своевременная периодическое заряжение. О том, что такое время наступило, говорят очевидные факты: с трудом запускается двигатель, и значение напряжения опускается до 12 В.

    Важно оперативно реагировать на те знаки, которые подает устройство. Если в такой ситуации продолжать использовать аккумулятор, он очень быстро станет неработоспособным без всякой надежды на восстановление.

    Лучше чаще перезаряжать аккумулятор (это поможет продлить срок его службы).

    Если свинцово-кислотный аккумулятор хорошего качества и приобретен из рук фирмы-изготовителя, частые перезарядки для него не только не опасны, а даже полезны, потому что тогда работа проходит без скачков напряжения.

    На протяжении всей эксплуатации технические характеристики таких батарей остаются постоянными, если не доводить их до полного разряда. При отрицательной температуре это может привести еще к короткому замыканию.

    Обязательные действия перед зарядкой

    Обязательные действия

    Большое влияние на процесс подзарядки имеет температурный режим. Прежде всего надо знать, что не рекомендуется заряжать свинцово-кислотную батарею при минусовой температуре. В зависимости от температуры требования к электролиту меняются.

    При холодных погодных условиях важно сохранять плотность электролита, поэтому в это время нужно доливать именно его, а в летнее время – дистиллированную воду. Это касается обслуживаемых аккумуляторов.

    Необслуживаемые батареи вынимаются из автомобиля и подключаются к зарядному устройству. Сам процесс происходит в автоматическом или полуавтоматическом режиме.

    Важно выполнить несколько обязательных действий, которые являются подготовительными перед процессом подзарядки:

    • прежде всего отсоединить аккумулятор, соблюдая осторожность;
    • оставить в помещении с достаточной температурой, чтобы он нагрелся (в зимнее время) до требуемой по инструкции температуры;
    • тщательно очистить электроды от окислов, образовавшихся в результате химической реакции;
    • открутить пробки всех банок, чтобы исключить недопустимо высокого давления в корпусе;
    • протереть от грязи весь корпус аккумулятора 10% раствором нашатырного спирта;
    • проверить, требуется ли доливка дистиллированной воды;
    • в случае необходимости – долить.

    Все подготовительные операции завершены.

    Правила техники безопасности

    Техника безопасности

    На всех этапах проведения зарядки — от подготовки до завершения работы — является обязательным соблюдение правил техники безопасности.

    Это особенно важно для обслуживаемых АКБ, потому что это прежде всего связано с наличием серной кислоты, которая небезопасна, и в обращении с ней требуется дополнительная осторожность.

    1. Если невозможно изъять АКБ из автомобиля, следует отсоединить ее от отрицательного полюса или от обоих полюсов сразу.
    2. Чтобы избежать вытекания электролита, надо использовать для зарядки ровную устойчивую поверхность. Это требование не относится к необслуживаемым аккумуляторам, их положение может быть любым.
    3. Чтобы не допустить скопления газов в помещении и возможного отравления ими, помещение должно быть хорошо проветриваемым.
    4. Чтобы не произошло возгорание или взрыв, следует проводить работы удаленно от открытого огня или мест возможного искрения.
    5. Чтобы исключить нежелательные последствия, запрещается проводить зарядку при отрицательной температуре и температуре выше 30 °С.

    Методы зарядки

    Методы зарядки

    Известны следующие методы зарядки:

    • постоянным током;
    • постоянным напряжением;
    • комбинированный.

    Во время зарядки необходима корректировка этих значений.

    Зарядка постоянным током

    Зарядка постоянным током

    Этот способ проводится строго под контролем и включает несколько этапов:

    • АКБ подключается к зарядному устройству (ЗУ);
    • задается ток силой 1/10 от номинального;
    • зарядка длится несколько часов, потом прибором измеряется выходное напряжение;
    • процесс останавливается, если значение составляет 14 В;
    • снижается сила тока до 3 А (если значение было выше, например, 6 А), иначе возможно закипание;
    • сила тока снижается снова, теперь уже до значения 1,5 А при достижении другого важного параметра — 15 В;
    • процесс зарядки прекращается только тогда, когда два главных параметра перестают меняться и остаются неизменными.

    Это медленный способ зарядки, он требует значительно большего времени.

    Зарядка постоянным напряжением

    Зарядка постоянным напряжением

    Этот способ значительно проще. Позволяет зарядить устройство до 80-90% приблизительно за 6 часов. Значение изначально установленного напряжения составляет 14 В. Процесс протекает намного быстрее, чем при первом способе.

    Комбинированный

    Комбинированный

    Практически объединяет первые два способа. Но он значительно дороже, потому что в этом случае используется очень дорогое ЗУ.

    Зарядка в автоматическом режиме

    Зарядка в автоматическом режиме

    Самый простой режим. Применяется только для необслуживаемых батарей. Используется ЗУ, которое может автоматически настраиваться на тот тип аккумулятора, подключенного к нему.

    По окончании процесса зарядное устройство самостоятельно отключается.

    Каким может быть результат зарядки

    Результат зарядки

    Продолжительность процесса составляет от 6 часов (простой способ зарядки) до 24 часов. При минимальном проценте тока это может затянуться и на несколько дней.

    Состояние аккумулятора в таком режиме напоминает «отдых» (разряженный аккумулятор хранится на складе при низкой температуре). Это говорит о том, что он быстро придет в негодность, потому что идет сульфатация.

    После отключения от ЗУ после успешной зарядки внешний вид аккумулятора ничем не отличается от только что купленного.

    При визуальном осмотре не должно быть обнаружено никаких следов налета или выделения сероводорода. Если налет присутствует, он указывает на то, что зарядка проводилась неправильно.

    Обязательно нужно проверить сопротивление, если его значение повышается, значит с АКБ что-то не так: или в ней происходит разряд, или она не была заряжена полностью. И то, и другое указывает на неисправность и непригодность батареи.

    В случае отсутствия явных признаков неработоспособности источника питания, его нужно проверить «в деле»: установить в машину и попробовать ее не только завести, но и проехать на какое-то расстояние при всех включенных приборах.

    Если нет сбоев, значит все прошло и завершилось успешно.

    Действия после зарядки

    После отключения от ЗУ необходимо тщательно протереть крышку, корпус влажной тряпкой и просушить.

    Если после этого измеренное напряжения превышает нуль, это говорит о том, что пропускается ток, и крышку необходимо дополнительно промыть содовым раствором.

    Источник

    Как правильно зарядить аккумулятор

    В ождение автомобиля — это не просто поездка из пункта A в пункт B. Сам процесс езды должен доставлять удовольствие, быть увлекательным и максимально безопасным.

    В настоящее время современные автомобили имеют большее количество электронных устройств, чем раньше. И они гораздо больше, чем раньше, зависят от аккумулятора. Для автомобилей необходим такой аккумулятор, который сможет обеспечить полную мощность в любой ситуации и служить надежным источником энергии для всех установленных электронных устройств.

    Речь идет о таком аккумуляторе, мощность которого позволит доставить Вас в пункт назначения безопасно, оперативно и с комфортом. Поэтому особое значение именно в наши дни имеет регулярная проверка Вашего автомобильного аккумулятора. А знаете ли Вы, что. 39% всех поломок автомобилей связаны с аккумулятором. Не допустите, чтобы это произошло с Вами!

    Содержание

    1. Определяем тип и режим работы аккумулятора
    2. Как заряжать свинцово-кислотную батарею?
    3. Как заряжать герметичные свинцово кислотные аккумуляторы?
    4. Как зарядить свинцово кислотный аккумулятор 12 вольт?

    В поиске ответа на вопрос «как правильно зарядить кислотно-свинцовый аккумулятор», многие люди обращаются к инструкциям от производителя, сопровождающим эту технику. Однако даже в этих документах не всегда имеется достаточное количество информации о том, как лучше всего выполнять зарядку: с помощью каких средств, при каких условиях, какое количество времени. Ответственный пользователь, желающий продлить срок службы изделия и опасающийся повредить его или вывести из строя обязан обратиться к дополнительным источникам, чтобы выяснить эти вопросы.

    Определяем тип и режим работы аккумулятора

    1. Во-первых, чтобы понять, какой алгоритм зарядки подойдет конкретной АКБ, требуется определиться с классом батареи, чей принцип работы базируется на реакциях свинца в растворе серной кислоты. Она может быть либо обслуживаемой (то есть легко заряжаемой аналоговой зарядкой), либо необслуживаемой (требующей для подзарядки подключения специальных зарядных приспособлений).
    2. Во-вторых, аккумулятор может эксплуатироваться в 2-х режимах: буферном (будучи постоянно подключенным к сети и периодически активируемым для самостоятельной) и циклическом (использование такого АКБ состоит из постоянной смены циклов «разрядка-подзарядка»).

    Среди обслуживаемых SLA числятся, преимущественно, классические автомобильные аккумуляторы. Основная масса свинцово-кислотных источников тока, используемых в мото транспорте, лодках, катерах, Станциях без перебойного питания и т.д. принадлежит к герметичным, необслуживаемым, буферным и гелевым.

    Разновидности и особенности свинцовых АКБ

    На практике сейчас можно встретить самые разные батареи. Это позволяет решать самые разные задачи по энергообеспечению самых разных устройств. Разберем наиболее популярные виды аккумуляторов.

    Lead-Acid. Требуют обслуживания. Считаются классическими автомобильными стартерными батареями. Сюда входят сурьмянистые, малосурьмянистые, гибридные и кислотно-кальциевые аккумуляторы. Обычно используют для двигателей внутреннего сгорания, но это не единственный вариант использования. Бывают варианты на 6v и 12v. Основной недостаток – высокий уровень саморазряда.

    AGM VRLA. Современные необслуживаемые батареи. Могут иметь вольтаж – 2v, 4v, 6v и 12v. Основная отличительная особенность – сепараторы выполнены из стекловолокна. Также обычно используется абсорбированный электролит. Это позволяет увеличить срок эксплуатации АКБ в полтора раза. Использование технологии сепараторов из стекловолокна сделало возможным увеличивать зарядный ток, что ускоряет зарядку. Обычно AGM батареи допускается заряжать током в 25-30% от емкости. Разработано несколько разновидностей, подходящих для разных буферных и циклических режимов.

    VRLA. Необслуживаемые АКБ с герметичным корпусом (необслуживаемые кальциевые и EFB). Могут иметь вольтаж – 2V, 4V, 6V и 12V. Предназначены для эксплуатации в буферном режиме. Не требуют дополнительной вентиляции при использовании в помещениях.

    GEL VLRA. Одна из самых современных модификаций. Тут применяется геле образный электролит. Однообразная консистенция, позволяет добиваться наиболее эффективного контакта электролита с электродом, что увеличивает емкость. Также гель позволяет продлить срок службы батареи. Является необслуживаемой батареей. Требует периодической зарядки, для продления срока эксплуатации нужно использовать только высокоточное зарядное устройство, оно должно обеспечивать точный уровень силы тока. Существует несколько разновидностей, отличающихся особенностями электродов. Обозначение каждого из них позволяет определить возможность использования АКБ в определенных условиях. Есть батареи 2v, 4v, 6v, 12v, 24v, 36v и 48v.

    OPzV . Это необслуживаемые АКБ 2V. Имеют трубчатые пластины электродов. Отличаются устойчивостью к глубокому разряду и продолжительностью службы до 22 лет.

    Как заряжать свинцово-кислотную батарею

    Важно! Ток нужно выставлять до 10% от номинальной емкости батареи. То есть если емкость 55 Ач, то ток должен быть не более 5,5 ампер.

    Процесс зарядки SLA-аккумуляторов предполагает пополнение запаса энергии устройства за счет внешних источников. Важно, чтобы батарея получала заряд, который соответствует ее емкости. Оптимальные условия, при которых происходит зарядка: температура окружающей среды в пределах +20 – +25 градусов Цельсия, иначе потребуется выполнять температурную компенсацию.

    Наиболее популярный способ зарядки свинцово-кислотного аккумулятора базируется на контроле параметров «ток» и «напряжение». На первой стадии АКБ заряжают постоянным током, а когда напряжение достигнет заданного значения (указывается на лицевой панели устройства), переводят агрегат в режим поддержания постоянного напряжения.

    Чтобы понять, сколько времени потребуется держать аккумулятор на зарядке, нужно знать степень разряженности АКБ, ее емкость, а также силу тока зарядного устройства.

    Если устройство разряжено полностью, а ток используется по всем правилам (то есть, порядка 10% от емкости батареи), то на зарядку должно уйти около 10-12 часов. При снижении зарядного тока, время может возрасти, при увеличении – останется прежним. Ни в коем случае нельзя увеличивать ток на более чем 10% от емкости аккумулятора — это небезопасно для него.

    Как влияет температура на зарядку свинцового аккумулятора?

    В се, что написано выше, относится к зарядке свинцового аккумулятора при температуре 20 градусов Цельсия, а при других температурах нужно вводить температурную компенсацию зарядного напряжения. Зарядка свинцового аккумулятора возможна в диапазоне температур от -15 ° C до +40 ° C. При увеличении температуры, напряжение заряда должно быть меньше обычного, чтобы избежать перезарядки. А если зарядка аккумулятора производится при пониженной температуре, напряжение зарядки нужно увеличить, чтобы избежать не до зарядки. Обычно рекомендуется использовать температурную компенсацию –3 мВ/° С.

    Как заряжать герметичные необслуживаемые) свинцово кислотные аккумуляторы

    Первые герметичные АКБ, не позволяющие электролиту испаряться, но и не доступные для до заливки содержимого, стали массово производиться около 40 лет тому назад. Их эволюция привела к тому, что возникли так называемые гелевые батареи AGM, тоже принадлежащие к классу свинцово-кислотных, но считающиеся модернизированными, обладающими намного более универсальными характеристиками. Внутри этих приспособлений (по-прежнему герметичных) электролит представлен в загущенном виде, имеет желе видную консистенцию. Заменить его невозможно, однако он не проливается при повреждении оболочки, не испаряется, не несет угрозы окружающей среде. Кроме того, эксплуатировать такую батарею можно в любом положении и даже в условиях высоких вибраций. Глубокий разряд такие разработки также способны переносить без проблем.

    Зарядка таких устройств имеет ряд особенностей:

    • Восстановить уровень заряда возможно только применяя специально для этого созданные зарядные устройства, никакими универсальными или самопальными
      средствами зарядить гелиевый герметичный аккумулятор нельзя;
    • Температура электролита в ходе зарядки не должна подниматься выше 45 градусов по Цельсию, иначе это чревато выходом изделия из строя;
    • Перезаряд таких АКБ крайне вреден, если ток заряда превысит 30% емкости батареи, она вспучится и, скорее всего, перестанет быть пригодной к использованию.

    Как и в ситуации со стандартными свинцово-кислотными решениями, запрещено хранить батареи AGM в разряженном виде, особенно, если напряжение каждого из компонентов, входящих в ее структуру, падает до 1,8 Вольта или ниже.

    Как зарядить аккумулятор 12 вольт с AGM технологией?

    AGM и, как и все представители этой категории, допускают максимальный разряд до 30% (без деформаций и рисков для работоспособности изделия).

    Для этих батарей актуально целых 3 стратегии зарядки:

    • Одноступенчатая или быстрая выполняется в пределах плавающего заряда при напряжении в пределах 13,2-13,8 вольт, токе от 0,1 до 0,3С (под «С» понимается емкость конкретного аккумулятора в ампер-часах);
    • Двухступенчатая – наиболее часто используемая и рекомендуемая большинством производителей, осуществляется сначала в рамках основного цикла (восстановление 80%) при 14,2-14,8В и 0,1-0,3С, а затем в рамках плавающего заряда при 13,2-13,8В;
    • Трехступенчатая – позиционируется как самая эффективная, производится в 3 этапа: основной заряд при 14,2-14,8 В, накопительный – при 14,2-14,8 вольтах, плавающий – при 13,2-13,8 вольта.

    Крайне важно выполнять заряду устройством, имеющим индикацию по обоим параметрам: напряжению и току. Оптимальным вариантом может стать зарядное с так называемой интеллектуальной системой управления.

    Источник

    Как заряжать любые свинцово-кислотные аккумуляторы по науке, правильно, без последствий?

    Узнайте в этой заметке, какие действия нужны для правильной зарядки аккумуляторов свинцово-кислотного типа.

    Мы используем научные доказательства и проверенные источники (такие, как Battery University ) для исключения ошибок и разночтений. Эта статья посвящена свинцово-кислотному типу батарей любого назначения (не только для автомобилей).

    👉 FAQ по зарядке свинцово-кислотных аккумуляторов в конце статьи .

    Особенности зарядки свинцово-кислотной батареи

    Аккумуляторная батарея заряжается, когда к ней приложен потенциал, превышающий её напряжение.

    Правильная зарядка свинцово-кислотных аккумуляторов (автомобильных пусковых, тяговых, резервных источников бесперебойного питания и прочих назначений) предусматривает три ключевых особенности:

    1. заряжается до 2,40 Вольт на элемент , после чего возможно применение дозарядки;
    2. плавающий* заряд

    2,25 Вольт на элемент компенсирует саморазряд, полезен;

  • избыточный заряд вреден, так как вызывает коррозию и преждевременный износ;
  • температура заряда и разряда от -20°C до +50°C , но заряжать ниже 0°С нужно током не выше 0,3C ;
  • * — Плавающий заряд – принцип поддержания батареи в полностью заряженном состоянии подачей установленного постоянного напряжения с целью компенсации электрохимических потерь [«Батарейки и аккумуляторы», НИЦ «Наука и Техника» Выпуск 1, В.С. Лаврус ].

    🔎 Есть и ещё одна особенность, которую следует знать.

    При перенапряжениях свинцово-кислотные аккумуляторы выделяют водород. При напряжениях близко к полному заряду выделяют кислород.

    © «Химические источники тока». М.: Энергоиздат, 1981. 360 с.

    Источник

    Читайте также:  Расшифровка даты выпуска корейского аккумулятора