Меню

За что отвечает реле блока питания



Электрические реле, принцип работы, разновидности, применение, схемы

Содержание

  1. Реле по способу воздействия
  2. Реле по способу включения воспринимающего элемента
  3. Реле защиты
  4. Чувствительность реле

Электрическое реле устройство, в котором при достижении определенно значения входной величины, выходная величина изменяется скачком — выходные контакты либо замыкаются — в управляемой цепи появляется ток (напряжение), либо размыкаются. Реле применяют в цепях управления с током менее 1 А. Входной величиной реле могут быть механические, тепловые, электрические и другие внешние воздействия.

Широкое распространение получили электрические реле (электромагнитные, магнитоэлектрические, электродинамические, индукционные), которые реагируют на изменения тока (напряжения) в обмотке управления (намагничивающей обмотке).

На рис 2.15, а показано устройство простейшего электромагнитного реле клапанного типа: при определенной МДС в цепи управления возникающая электромагнитная сила F притяжения якоря 3 к ярму 1 превышает силу противодействующей пружины 2. Реле срабатывает, воздушный зазор уменьшается, клапан 4 нажимает на подвижный контакт 5 и прижимает его с силой F, зависящей от значения воздушного зазора в конце хода якоря, к неподвижному контакту 6.

Управляемая цепь (цепь управления) замыкается, исполнительный элемент 7 производит требуемое действие. Контакты реле в исходном положении могут быть как разомкнуты, так и замкнуты, в последнем случае при срабатывании реле они размыкаются — действие какихлибо устройств прекращается. Первоначально открытые (замыкающие) контакты изображают на схемах, как показано на рис. 2.16, а, первоначально закрытые (размыкающие) контакты имеют условное обозначение, показанное на рис. 2.16, б.

Многие электромагнитные реле имеют несколько контактных пар, тогда их используют для управления несколькими электрическими цепями.
Электрические реле выполняют множество функций, связанных с контролем режимов работы важных элементов электрической цепи генераторов, трансформаторов, линий передач, различных приемников.

Интересное видео о работе реле смотрите ниже:

При нарушении нормального режима того или иного элемента соответствующее реле приводит в действие аппаратуру, которая либо восстанавливает нормальный режим работы, либо отключает поврежденный участок. Такие реле — реле защиты — могут «наблюдать» за током в цепи (токовая защита), напряжением на отдельных участках (защита по напряжению), изменениям мощности (реле мощности), изменением частоты тока и т. д.

В зависимости от значения или направления входной величины, приводящей к срабатыванию реле, различают реле: максимальные, минимальные, направленного действия, дифференциальные и др.

В зависимости от времени срабатывания — отрезка времени от момента появления управляющего воздействия до момента замыкания контактов реле — различают реле быстродействующие ( tср tср = 0,05—0,25 с) и с выдержкой времени (реле времени).

Если реле «реагирует» только на значение входной величины (тока) и «не реагирует» на направление этой величины, то его называют нейтральным. Реле, «чувствующие» полярность (направление) входной величины (напряжения, тока), называются поляризованными.

Реле по способу воздействия

По способу воздействия исполнительного элемента реле на управляемую величину различают:

  • реле прямого действия, в которых исполнительный элемент (у электромеханических реле исполнительным элементом является подвижная контактная система) непосредственно воздействует на цепь управления,
  • реле косвенного действия, в которых исполнительный элемент воздействует на контролируемую цепь через другие аппараты.

Реле по способу включения воспринимающего элемента

По способу включения воспринимающего элемента различают первичные, вторичные и промежуточные реле.

Воспринимающим элементом электромагнитных реле является электромагнит, преобразующий управляющий ток (напряжение) в перемещение якоря относительно ярма.

Воспринимающими элементами других электрических реле могут быть магнитоэлектрический механизм, индукционная система, электродинамический механизм и т. д.

Воспринимающий элемент первичных реле включается непосредственно в контролируемые цепи. У вторичных реле воспринимающий элемент включается в контролируемые цепи через измерительные трансформаторы. Промежуточные реле работают в цепях исполнительных элементов других реле и предназначаются для усиления и преобразования сигналов первичных или вторичных реле.

Реле защиты

Рассмотрим устройство и принцип действия электромагнитных реле токовой защиты — реле максимального тока. Электромагнитные реле, получившие очень широкое распространение, по конструктивному исполнению воспринимающего элемента бывают клапанного типа и с поворотным якорем.

Реле клапанного типа (см. рис. 2.15, б) широко применяют в качестве реле максимального тока. Обозначения на рис. 2.15, б: 1 — катушка возбуждения; 2 — ярмо; 3 — клапан (якорь); 4 — контактная группа.

Катушка возбуждения реле тока РТ включается последовательно в контролируемую цепь (рис. 2.17)

. При токах / в этой цепи, превышающих допустимые значения, сила притяжения якоря к ярму преодолевает сопротивление пружины и приводит к размыканию или замыканию контактов Р

в цепи управления другого аппарата (рис. 2.17, а, б) — аппарата КМ.

Размыкание контактов РТ в цепи аппарата (реле) КМ (рис. 2.17, а) приводит к размыканию контактов КМ в контролируемой цепи питания приемника, т. е. цепь тока / разрывания (одновременно размыкаются контакты КМЬ шунтировавшие кнопку «Пуск»). Исчезновение тока/в цепи возбуждения реле тока Рт приводит вновь к замыканию его контактов Рт (контакты этого реле при отсутствии тока в его обмотке всегда замкнуты), но теперь цепь возбуждения реле КМ разомкнута, так как кнопка «Пуск» не включена и разомкнуты контакты KMj. Для включения цепи питания приемника следует вновь нажать кнопку «Пуск», реле КМ сработает и замкнет свои контакты КМ>.

Кнопку «Пуск» после этого можно отпустить, так как цепь возбуждения реле КМ продолжает быть замкнутой через шунтирующие кнопку «Пуск» контакты КМР. Срабатывание реле Рт на схеме рис. 2.17, 6 приводит к замыканию первоначально разомкнутых контактов Рт в цепи реле КМ.

Реле КМ срабатывает и размыкает свои первоначально замкнутые контакты КМ, шунтировавшие резистор R в цепи питания приемника.

При этом последовательно с приемником включается резистор с сопротивлением R и тем самым значение тока в цепи ограничивается. Когда ток снизится до нормального значения, реле РТ «отпустит» свои контакты Рт, реле КМ отключится и резистор R будет вновь зашунтирован контактами КМ.

В качестве токовых реле применяют также реле с поворотным якорем (рис. 2.18), где между полюсами электромагнита / помещен якорь 3 из магнитомягкого материала. В отсутствие тока в обмотке возбуждения 2 пружина 4 удерживает якорь в таком положении, что контакты 5 и 6 разомкнуты, т. е. цепь управления разомкнута. Когда ток в обмотке возбуждения электромагнита достигнет значения, при котором сила, стремящаяся повернуть якорь к ярму, превысит силу противодействия пружины, якорь повернется, контакты 5 и 6 замкнутся, в управляемой цепи произойдет желаемое изменение режима.

Ещё одно видео о работе электромагнитного реле:

Вращение поводка, связанного с пружиной, вызывает изменение силы противодействия пружины 4 и, следовательно, настройку реле на требуемый ток срабатывания.

Значения токов срабатывания указывают на шкале. Это же реле может быть использовано для контроля значения напряжения на какомлибо элементе. В этом случае его обмотка возбуждения, очевидно, должна иметь значительно большее количество витков из провода меньшего диаметра по сравнению с обмоткой тока.

Защиту приемника от недопустимого снижения напряжения на нем можно осуществить с помощью реле минимального напряжения, включенного по схеме рис. 2.19.

Если напряжение источника соответствует требуемому напряжению, то реле Рн срабатывает и его первоначально разомкнутые контакты Рн замыкаются (позиции 5 и 6 на рис. 2.18). Нажав кнопку «Пуск», замыкают цепь возбуждения реле К и посредством его контактов К приемник подключается к источнику.

Если напряжение источника уменьшается ниже допустимого предела (что определяется настройкой реле Рн), то сила противодействия пружины 4 (см. рис. 2.18) преодолевает силу притяжения якоря 3 к ярму 1 и контакты 5, 6 размыкаются. Цепь тока возбуждения реле К (рис. 2.19) размыкается, и приемник отключается от источника.

Для защиты электротехнических устройств от токов перегрузки, когда длительная эксплуатация устройства в таком режиме может вызвать выход его из строя за счет недопустимого перегрева, применяют тепловые реле.

Тепловое реле (рис. 2.20, а) состоит из биметаллической пластины 2, которая находится в тепловом поле нагревателя 7, включенного последовательно с контролируемым объектом (приемником), и контактов 4. Если контролируемый ток/больше допустимого, то через некоторое время биметаллическая пластина 2 под действием избыточной теплоты нагревателя 1 изогнется, так как ее нижний слой расширяется (удлиняется) больше, чем верхний. Пластина 2 освобождает защелку 3, которая под действием пружины поворачивается, и контакты 4размыкаются. Схема включения теплового реле представлена, например, на рис. 2.20, 6, где видно, что при срабатывании теплового реле его контакты разрывают цепь питания реле К и отключают приемник от источника. После охлаждения биметаллической пластины, реле механическим путем возвращается в исходное положение.

Читайте также:  Блок питания обзор до 1000 вт

Реле управления и автоматики (указательные и сигнальные реле). Электромеханические реле управления представляют собой слаботочные аппараты, предназначенные для выполнения логических и измерительных функций в системах управления. Для характеристики работы реле вводят ряд коэффициентов. Если рассматривать реле в качестве нелинейного элемента, связь входной /вх и выходной /вых величин которых изображена на рис. 2.21, то можно ввести коэффициент возврата Кв как отношение входной величины /п, при которой реле срабатывает, к значению этой же величины /отп, при которой реле отпускает.

Этот коэффициент зависит от соотношения тяговой характеристики Fx (/в) реле (рис. 2.22) и характеристики Fnp(lB) противодействующей пружины.

В начале процесса срабатывания реле при Iвх = Iп зазор максимален (l в нач) и сила притяжения F1 якоря к ярму чуть больше силы сжатия Fnp противодействующей пружины. В конце процесса срабатывания реле зазор минимален (/в кон) и сила Fx притяжения якоря к ярму при том же токе /п уже больше силы F , что необходимо для надежного замыкания контактов реле. Отключение реле произойдет при токе /вх, равном току /отп , т. е. когда сила F= F2 станет меньше силы Fnp. Чем меньше величина ДР= Fl — F2 (рис. 2.22), тем, очевидно, выше коэффициент возврата, меньше разница в значениях тока срабатывания /п и тока отпускания /отп. Обеспечить высокий коэффициент возврата можно только у реле с малым ходом якоря, при уменьшении трения в механизме, использования ферромагнитных материалов с узкой петлей гистерезиса. Для повышения надежности срабатывания реле нужно обеспечить выполнение условия /вх > /п. Необходимое превышение тока /вх над значением 1п называют коэффициентом запаса.

Чувствительность реле

Важным параметром реле является чувствительность, т. е. мощность Ру в цепи управления, при которой срабатывает реле.

У высокочувствительных реле Ру при Ру = 1—5 Вт, реле низкой чувствительности при Ру = 10—20 Вт.
Мощность в цепи, которую коммутируют контакты реле Рк, значительно превышает мощность цепи управления. Отношение этих мощностей называют коэффициентом усиления (управления) реле:

Значение Ку у высокочувствительных реле достигает нескольких тысяч.
По значению мощности Рк реле подразделяют на сильноточные ( Рк > 500 Вт), нормальной мощности или промежуточные (Рк

Все рассмотренные реле относятся к типу нейтральных, т. е. не реагирующих на полярность электрического сигнала в цепи управления они срабатывают при любом направлении тока в обмотке возбуждения. В случаях, когда требуется, чтобы реле срабатывало при определенном направлении тока, применяют поляризованные реле.

В поляризованном реле в магнитную цепь включается постоянный магнит 2 (рис. 2.25). Этот магнит создает основной магнитный поток Ф0, и если якорь J реле занимает среднее положение в зазоре магнитной системы, то на него действуют две равные по значению и противоположные по направлению силы притяжения к полюсам постоянного магнита. Положение якоря неустойчиво, и для удержания его в среднем положении якорь укрепляют на плоской пружине, упругость которой создает устойчивость. Если в катушке электромагнита 1 появляется ток /у, то возбуждается дополнительный магнитный поток Фу того или иного направления в зависимости от направления магнитодвижущей силы.

Таким образом, изменяются результирующие магнитные потоки в зазорах между якорем и полюсами N—S постоянного магнита (рис. 2.25): в одном из этих зазоров магнитный поток увеличивается, в другом — уменьшается. Сила притяжения якоря пропорциональна квадрату магнитного потока, и, следовательно, якорь, преодолевая сопротивление пружины, притягивается к тому или другому полюсу постоянного магнита — реле срабатывает — контакты 4 замыкают одну либо другую цепь в зависимости от направления тока управления.

Поляризованные реле являются достаточно быстродействующими (время срабатывания достигает тысячных долей секунды), чувствительными (Ру = 0,01—5 мВт), позволяют коммутировать токи 0,21 А при напряжении до 24 В. Высокое быстродействие дает возможность использовать их для коммутации с частотой включений 100-200 Гц.

Тенденция к уменьшению габаритных размеров электромагнитных устройств обусловила появление миниатюрных герметических электромагнитных реле, соизмеримых по размерам с полупроводниковыми элементами. Широкое распространение получают герконовые реле, обладающие высоким быстродействием, надежностью и очень большим сроком службы.

Особый класс аппаратов с герконами составляют реле с электромагнитной памятью (рис. 2.26). Геркон / помещен в магнитное поле магнитотвердого феррита 4 с наконечниками 2. Импульс тока в катушке 3 приводит к срабатыванию реле контакты 5 замыкаются, оставаясь замкнутыми и после окончания импульса тока управления за счет намагничивания ферритового сердечника. Для отпускания реле необходимо подать импульс тока обратного направления.

Значение этого обратного тока должно быть таким, чтобы ферритовый сердечник размагнитился, но не перемагнитился, иначе контакты снова замкнутся.

Источник

Электромагнитное реле

Содержание

  1. Простейший электромагнит
  2. Внешний вид электромагнитного реле
  3. Как работает электромагнитное реле
  4. Как проверить электромагнитное реле
  5. Плюсы и минусы электромагнитного реле
  6. Плюсы
  7. Минусы

Электромагнитное реле представляют из себя изделие радиотехнической промышленности, которое используется для коммутации электрического тока.

Простейший электромагнит

Думаю, все уже в курсе , что поле – это не только гектары земли с пшеницей, картошкой, коноплей 🙂

В нашей жизни существуют еще и другие виды полей, невидимые для человеческого глаза. Это может быть гравитационное, электрическое или даже магнитное поле. Давайте рассмотрим, что же из себя представляет магнитное поле?

Магнитное поле образуется вокруг любого куска магнита. Не зависимо от размеров этого кусочка, этот магнит всегда будет иметь два полюса: северный (N – North) и южный (S – South). Стрелки магнитного поля начинаются с Севера и заканчиваются на Юге, но они нигде не разрываются. Даже в самом магните (доказано наукой). Как вы знаете, Земля – это тот же самый кусочек магнита очень большого размера. Она также имеет эти два полюса, покрытые льдинами. На полюсах Земли, как вы знаете, компас не работает.

Но самый смак заключается в том, что провод, по которому течет электрический ток, вокруг себя образует то же самое магнитное поле как и простой магнит. Буквой I отмечают направление тока, а В – это линии магнитного поля. Они представляют собой замкнутые круги.

Направление линий магнитного поля определяется правилом буравчика

Даже не знаю, кто первый придумал навернуть провод пружиной и пропустить через него электрический ток, но это того стоило.

В результате этого получили нечто иное, как соленоид. Если на концы такого соленоида подать электрический ток, то он будет обладать магнитными свойствами! Правильнее было бы его назвать электромагнит. Смотрите, сколько силовых линий образуется в соленоиде, при подаче на его концы электрического тока!

А если обмотать какую-нибудь железяку этими витками и подать на них напряжение, то эта железяка станет электромагнитом и будет притягивать к себе металлические предметы.

Внешний вид электромагнитного реле

Дело как раз в том, что принцип электромагнита используется в очень важном электротехническом изделии: в электромагнитном реле.

Читайте также:  Блок питания для подсветки диодов

Возьмем простое электромагнитное реле

Давайте же посмотрим, что на нем написано:

TDM ELECTRIC – видимо производитель. РЭК 78/3 – название реле. Дальше идет самое интересное. Мы видим какие то полоски и цифры. Контакты с 1 по 9 – это и есть коммутационные контакты реле, 10 и 11 – это катушка реле.

Теперь обо всем по порядку. Реле состоит из коммутационных контактов. Что значит словосочетание “коммутационные контакты”? Это контакты, которые осуществляют переключение. Катушка – это медный провод, намотанный на цилиндрическую железку. В результате, соленоид превращается в электромагнит, если на его концы подать напряжение.

Еще чуть ниже мы видим такие надписи, как 5А/230 В

и 5А 24 В=. Это максимальные параметры, которые могут коммутировать контакты реле. Эти параметры желательно не превышать и брать с большим запасом. Иначе при превышении допустимых параметров контакты реле могут обгореть, либо полностью выгореть, что в свою очередь приведет к полному выходу из строя электромагнитного реле.

Когда напряжение на катушку мы НЕ подаем, то контакт 1 соединяется с 7, 2 с 8, 3 с 9

Источник

Реле напряжения — зачем нужно его ставить в каждый дом?

По просьбе трудящихся.

Начну с небольших объяснений понятным языком по поводу его применения.

Если есть фото и марки производителя, то пост носит ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО ИНФОРМАЦИОННЫЙ ХАРАКТЕР, рекламировать никого не собираюсь и не буду!

ВНИМАНИЕ!
Реле напряжения никаким волшебным образом не стабилизирует напряжение.
ЭТО, мать его, РЕЛЕ!

Оно контролирует напряжения в пределах заданных настроек и только включает/отключает потребителя, если что не так.

Есть кипа бумаг, в которых написано про нормативы напряжения для электроприборов.
Стандартно в России за эталон бытового напряжения признаны 220В, а теперь уже во многих регионах 230В.
Допустимое разрешенное изменение данного эталона может быть 20%, то есть у нас получается просто адский диапазон 176-264 вольт! Любая техника как бы должна работать в этом диапазоне. Но ничего подобного! Есть много приборов, которые разработаны злобными пидарасами на одно напряжение — 220В и все! Меньше/больше — сгорит.
Например газовый котел одной фирмы «Valiant» при 200 и ниже вольтах начинает выдавать ошибку и не включается — а если в хороший мороз так произойдет, когда никого не будет дома? Хана отоплению и водопроводу — все замерзнет.

Реле используется для защиты бытовых (и не очень) электроприборов.
От чего же это реле защищает?

1. Низкое напряжение.
Опасно тем что от него чаще всего горят двигатели и компрессоры ну и другие электроприборы тоже.
Если объяснять проще, то двигатель при напряжении ниже 170 вольт, начинает сильно греться в виду недостаточного напряжения — у него падают обороты и ему тяжелее крутить. Чем ниже напряжение, тем сильнее его нагрев.
Самый простой пример с мясорубкой — когда она без мяса работает, то крутится спокойно и ничего ей не мешает, но стоит закинуть в нее мясо (особенно жилистое), то двигатель вместе с редуктором получают кратковременную нагрузку, и у двигателя начинается небольшой нагрев.
Так же и с компрессором холодильника — при нормальном напряжении компрессор (рассчитанный по мощности инженерами на заводе) работает с запасом мощности (чтобы не сгорел и не было горы возвратов во время гарантийного срока).
Но стоит понизить напряжение, то бедный компрессор начинает греться от тяжести, которая на него упала — давление то в системе хорошее, попробуй его прокачать. Естественно, спустя час после непрерывной работы он тупо сгорит или заклинит и тоже сгорит.

2. Повышенное напряжение.
Более коварный враг техники. Быстрый, резкий как пуля дерзкий! От него в долю секунды может сгореть жопа абсолютно вся техника, подключенная в розетки. И чем выше напряжение, тем больше жопа шансов сгореть всему — даже сараю и хате!
Большинство нормальных электроприборов сделано на работу в диапазоне 200-240 вольт
Есть достаточное количество техники, которая работает от 100 до 240 вольт — это техника заморская! Она более адаптирована к нашим суровым колебаниям напряжения.
Но почему же 240? А потому что! Это очень скользкая тема и я не хочу о ней говорить! (Шутка).

3. Отгорание ноля (приход 380В в гости)
Это лютейший ад для всего живого. Выгорает вся техника — принцип работы см. п.2
В интернете полно видео по поводу этой темы.
Если ваш подъездный щит выглядит так:

То просто необходимо подумать об установке реле напряжения.

4. Частые отключения электроэнергии
Когда например частота отключения 1-2 минуты, то это может критично сказаться на многих приборах. Опять тот же холодильник может сгореть или, например, плата питания газового котла. На некоторых моделях реле можно настроить время включения от 5 секунд до 30 минут.

Полный перечень от чего защищает, любой производитель красиво расписывает в инструкции к своим приборам.

Вернемся к нашим Релешкам.
Реле напряжения бывают однофазные и трехфазные, главный принцип их работы один — больше/меньше параметра — отключить потребителя.
Трехфазные реле управляют через другое реле (контактор). Больше всего их используют для защиты электродвигателей. Например в том же лифте это реле стоит на плате управления лифтом — если реле не будет, может сгореть двигатель и пешочком, пешочком.
Однофазные не так узконаправленные — можно на весь дом/квартиру поставить и жить спокойно. Вся техника под защитой.

Основные вещи, которые есть в реле:
Индикатор напряжения — почти у всех есть (у кого нет, там стоит светодиод)
Индикатор тока — для любителей циферок
Индикатор мощности — для любителей чтобы было еще больше циферок
Кнопки настройки или крутилки — ну тут понятно
Контактные группы — для подключения стационарного реле

Ну а теперь немного фото с подписями и честно стыренных из инета:

Реле напряжения со свисто-перделками и прочими плюшками Provolt-63А в работе:

Амперметр и Ваттметр? Зачем? Ну чтобы было!
Еще эта бешеная ебалайка истошно пищит перед включением и отключением, но пищалка отключается.
Плюс этого реле в том, что у него есть настройка по температуре! Если реле нагревается больше заданной температуры, то оно отключит напряжение.
Так же есть отключение по максимальному току (средний индикатор) — удобство этой функции в том, что бывают случаи, когда есть гнилые старые провода на вводе (ну так сделали или было) а от них запитана вся квартира на 3 комнаты. И есть жители этой квартиры, которые любят включать все электроприборы сразу. Если не будет реле, то отгорят вводные провода и придется портить дорогой ремонт, чтобы провести новую вводную линию.
Цена за все эти навороты 4560р ( на момент написания поста).

Источник

Что такое реле бензонасоса и зачем оно необходимо

Реле топливных электрических насосов (ТН, ЭБН) для бензина, дизеля управляет подачей питания к ним. Если такой контроллер вышел из строя, то мотор не заведется, заглохнет. От автовыключателя бензонасоса напрямую зависит главный аспект функционирования всей силовой системы — ее запуск. Если же реле работает, но с перебоями, ненормально, то это также сразу же отображается самыми ощутимыми неполадками. Реле ТН также обеспечивает ускорение авто с АКПП. Рассмотрим, где размещен автовыключатель бензонасоса, как выглядит и работает, поломки и ремонт. А также вы узнаете, как проверить реле ЭБН.2

Что такое реле бензонасоса, его значение

Внешне и внутренне реле топливного бензонасоса аналогичное, как стандартные электромеханические расцепители, поскольку это максимально схожая, а иногда такая же деталь, как у бытовых приборов, иного электрооборудования. Это небольшая квадратная, прямоугольная (стороны в 2–3 см) пластиковая коробочка с 4 (наиболее распространенный вариант), 5 плоскими контактами, напоминающими вилку кабеля к розетке американского стандарта. Реже бывает иное количество выводов (6, 9 и так далее) и другая их форма (круглая).

Читайте также:  Блок питания chieftec 850 aps

Данный элемент смыкает/расцепляет контакты питания топливной помпы. Расширенное техническое название — электромагнитный (ЭМ) выключатель. Топливный насос обозначается сокращениями ТН, БН, ЭБН (электробензонасос).

Место среди датчиков

Традиционное размещение автовыключателя ЭБН среди прочих датчиков изображено на схеме — она более или менее схожая в большинстве автомобилях. Рассматриваемая деталь вверху изображения:

Принцип работы реле топливных помп

Само по себе реле ЭБН — это обычный ЭМ автовыключатель, но встречается и несколько сложное исполнение, если устройство управляет дополнительными опциями авто. Изделие не имеет внутри датчиков, реагирует только на питание, при котором возникает электромагнитная сила, смыкающая контакты. Устройство полностью контролируется электронным блоком управления автомобиля (ЭБУ), подающим ему питание и команды.

Назначение ЭМ реле — коммутация линий (контроля, управления) более мощных приборов, а также объединение и разложение импульсов. Наиболее точно процесс можно отобразить схемой «срабатывать (смыкать) — отпускать (возврат в начальное положение)».

Рассмотрим алгоритм по рисунку выше:

  1. Изображено состояние при нулевой вх. величине X — тока Iвх в обмотке 7.
  2. Когда вх. ток Iвх начинает расти на конкретной отметке, якорь 10 отваливается от стопора 77 и примагничивается к стержню 12.
  3. При ходе якоря его верхнее окончание, передавая усилие через толкающий элемент 9, выгибает контактную пружинку 6 кверху, пока ее часть 8 не соприкоснется с таковой 7 пружины 5, отходящей затем вверх до упора 4.
  4. Итог: во вх. линии после завершения переходного промежутка начинает течь ток Iвых с вых. величиной Y.
  5. При будущем росте вх. тока изменения выходного ничтожные, можно считать, что их нет.
  6. Когда же вх. ток понижается, при конкретной его величине механический натиск изгибающихся пружин преодолевает ЭМ силу, которая притягивает якорь к стержню 12.
  7. Контакт-элементы размыкаются, происходит обесточивание выходной цепи. При последующем токовом импульсе цикл повторяется.

Алгоритм сработки в автомобиле следующий. После поворота ключа, запуска зажигания автовыключатель начинает работать, подает ТН команду и он активируется на 2–3 сек. До требуемого давления на рампе. Затем устройство деактивирует помпу, и дальше она стартует только при вращении ДВС стартером или в процессе езды. После остановки мотора приборчик отключает ЭБН, снимает давление.

Значение контактов

Есть разные распиновки автовыключателя топливного насоса, самые распространенные 4 и 5-контактные, но также есть с 7 и 9 или иным количеством выводов — они контролируют также некоторые другие опции автомобиля. Каждый вывод имеет маркировку, она и схема всегда обозначается на корпусе приборчика.

Наиболее популярный стандарт, 4 контакта:

  • 30 — общий (под напряжением);
  • 87 (может быть 87а или 88) — для силовых линий. На зарубежных схемах — 87а, на российских — 88, разница только в обозначении;
  • 86, 85 — обмотка электромагнита, для команд от ЭБУ.

Модель 6 контактами, каждый подписан:

Пример контактов реле с расширенным функционалом:

Пример автовыключателя ЭБН на Mercedes E (тут 8 выводов):

Также есть варианты с непривычной цифровой маркировкой:

Мы рассмотрим 4-контактные типы с привычным обозначением контактов, так как они наиболее популярные. Есть основной принцип: выводы подключаются на соответствующие им линии — данные о том, какая из них отвечает контакту реле, есть в техдокументации авто, самого прибора. Схему несложно найти в сети. То есть не составит труда сориентироваться по разным вариантам.

Пример распиновки с цветами проводков (расцветка стандартная, но может быть иной) от ЭБУ:

Итак, выводы 4-контактного реле:

  • 2 — для силовых жил;
  • 2 — для команд ЭБУ.

Вывод 30 есть всегда, в деактивированном положении он замкнут на 87а, а с запуском ДВС смыкается на 87 (если реле с отдельными такими выводами). Но в четырехконтактных расцепителях 2 вывода — 87а, 87 — соединены в один, автовыключатель работает как обычный ЭМ включатель электроцепи. Если питание сброшено со стартера держит замкнутыми контакты вплоть до остановки ДВС.

Схемы

Ниже схема реле бензонасоса в нескольких вариантах, показаны соединения выводов:

Функции реле ЭБН

Основная задача — управление топливной помпой. При вкл. зажигания — создает давление в топливной трубке активацией бензонасоса (БН) на несколько сек. После этого последний будет функционировать либо при стартерной прокрутке, либо при активированном ДВС.

Частично рабочее изделие все же будет активировать ТН при работе стартера, если его управляющий резистор исправен.

Расцепитель может отвечать за некоторые другие опции, например:

  • отопление сенсора кислорода. Запускается на реле по-разному: на одних — сразу с БН, на иных — через свой транзистор. Устаревшие автовыключатели не имеют такого детектора, но обогрев делается — сработка происходит при старте помпы;
  • активация пусковой форсунки (ПФ) при «холодном» пуске. Таковая работает сколько и стартер, есть зависимость от t° мотора. Расцепитель работает определенный промежуток, зависимый от t°: данные о ней приходят от блока управления КЕ (впрыском) на ЭБУ, а тот определяет время. Так, при +60 на двигателе ПФ стартует на долю сек., но при низких значениях она может работать 8–10 сек. В форсунке есть 1, реже 2 канала: для тока распыляемой жидкости, или он же плюс второй — для подачи подобного вещества, пара, газа, помогающего осуществиться указанному процессу. Качественный узел дает конусовидный распыл — возникает ровный, беспрерывный факел.

Последние модели реле выполняют также такие опции:

  • вспомогательная функция для ускорения мотора с АКПП — дополнительно включает помпу для доставки увеличенного объема горючего;
  • замедление оборотов: если на ДВС они максимальные, то расцепитель временно отключает топливонасос, что нормализует их.

Где устанавливаются реле топливных насосов

Есть три основные локации, где находится реле бензонасоса:

  • подкапотное пространство, около блока КЕ (контроль впрыска);
  • на ВАЗах — под торпедой (слева снизу панели);
  • возле узла АБС.

То есть устройство находится либо под капотом, либо под торпедой, среди подобных «коробочек» на блоке предохранителей и реле. Ниже изображен именно такой узел (инжекторные автомобили ВАЗ).

Именно само расположение, посадочное место среди прочих элементов может разниться, узнать его можно из техдокументации авто, в сети.

Симптоматика неполадок реле ТН

Признаки некорректной работы ЭМ реле такие:

  • питания на ТН не подается. То есть авто не заводится, нет подсоединения к электропитанию помпы, горючее не поступает;
  • постоянный гул помпы, насос перестал отключаться, что он должен делать после оптимального давления. Появляется перерасход горючего, садится аккумулятор;
  • нет характерного звукового эффекта (всем знакомого скрежета) при активации зажигания;
  • насос функционирует даже после превышения наибольшего возможного порога оборотов мотора.

Некоторые ДВС могут стартовать с реле частично рабочим (со сбоями) — тогда можно произвести запуск стартером. А также даже при превышении верхней рамки количества оборотов БН может активироваться, но запуск производится не сразу, движок глохнет на ходу, обнаруживаются шумы на работающем насосе.

Другие симптомы перечислены в табл.:

Причины неисправностей

Реле ЭБН ломается редко, в нем нет особо чувствительных элементов. Это в большей мере достаточно стойкая механика, состоящая из сравнительно надежных металлических контактных частей и электромагнитной катушки. Самая частая причина неполадок — естественный износ.

Источник