Меню

Выпрямитель напряжения зарядное устройство

Работа с выпрямителем в качестве зарядного устройства

В связи с большой номенклатурой аккумуляторов и батарей c различными режимами заряда, разработано большое число средств для заряда вторичных ХИТ.

Широкое применение в качестве зарядных устройств (ЗУ) имеют выпрямители. Номинальное напряжение ЗУ для подзарядки АКБ должно соответствовать нормальному напряжению заряда и должно регулироваться от значения, равного ЭДС АКБ, до максимального зарядного напряжения. Для заряда и разряда АКБ в полевых и стационарных условиях в Войсках РЭБ используются электростанции ЭСБ-2(4)-ВЗ-I-МI, выпрямительные устройства типа ВСА-5К и другие зарядные устройства.

Выпрямитель — зарядное устройство УКС-В-ТППТ-160-28,5 предназначено для зарядки АКБ, а также для использования в качестве источника постоянного (выпрямленного) тока. Оно рассчитано на питание от сети однофазного переменного тока напряжением 220 В, частотой 50 и 60 Гц. Средний выпрямленный ток — 12 А. Среднее выпрямленное напряжение — не менее 65 В. Выпрямленное напряжение выпрямителя при работе на АКБ может повышаться на 10-15 %. Номинальная мощность выпрямителя — 0,9 кВт. Масса выпрямителя — не более 20 кг.

На передней панели размещены амперметр и вольтметр в цепи постоянного тока и лампа, сигнализирующая о включенном состоянии выпрямителя, а также переключатель ступеней и ручка регулировки выходного напряжения.

Выпрямитель (зарядное устройство) обеспечивает плавную регулировку выпрямленного напряжения двумя ступенями:

  • I ступень — от 0 до 50% (от 0 до 32,5 В);
  • II ступень — от 50% до номинального значения выпрямленного напряжения (от 32,5 до 65 В), при этом перекрытие между ступенями составляет не менее 0,5 В.

Переход с одной ступени на другую производится переключателем «Режим работы», а регулирование напряжения в пределах каждой ступени осуществляется вращением ручки регулятора напряжения.

После длительного пребывания выпрямителей в пути или хранения на складе их необходимо просушить, после чего можно включить на нагрузку. До начала эксплуатации необходимо произвести внешний осмотр выпрямителя и убедиться в исправности, проверив его под напряжением. Проверку УКС-В-ТППТ-160-28,5 необходимо производить в следующем порядке:

  • ознакомиться с расположением элементов управления и сигнализации;
  • установить переключатель «Вида работ» в положение «ОТКЛ»;
  • открыть боковые люки и присоединить провода от сети переменного тока и нагрузки к соответствующим клеммам выпрямителя;
  • заземлить выпрямитель;
  • установить переключатель «Режим работы» на 1-ю ступень и, вращая ручку регулятора напряжения, установить максимум напряжения и тока на первой ступени. Затем, не вращая регулятор напряжения в исходное состояние, установить переключатель «Режим работы» на 2-ю ступень и, вращая ручку регулятора, следить за показаниями вольтметра. При этом выпрямленное напряжение при номинальном токе должно быть не менее 65 В.

Заряд АКБ на УКС-В-ТППТ-160-28,5 производят в следующем порядке:

  • убедившись, что выпрямитель отключен от сети, присоединяют к нему АКБ, строго соблюдая соответствие полярности клемм батареи и выпрямителя («плюс» к «плюсу», «минус» к «минусу»);
  • проверяют по вольтметру выпрямителя правильность подключения и исправность заряжаемой АКБ;
  • выводят ручку регулятора напряжения на минимальное значение напряжения (в крайнее левое положение);
  • включают выпрямитель, переведя переключатель режима работы на 1-ю ступень;
  • вращая регулятор напряжения, по амперметру выставляют необходимый зарядный ток и производят зарядку АКБ;
  • по окончании заряда АКБ необходимо в обратной последовательности выполнить работы и отключить УКС-В-ТППТ-160-28,5 от сети и АКБ.
  1. Необходимо следить, чтобы в процессе зарядки АКБ зарядный ток не превышал 12 А.
  2. В случае эксплуатации выпрямителя при температуре окружающего воздуха свыше +35 °С необходимо снизить нагрузку на выпрямителе на 20%.
  3. Запрещается подавать на выпрямитель переменное напряжение сети более чем на 10%.
  4. Допускается слабое точечное искрение под контактными щетками регулируемого трансформатора. При увеличении искрения выпрямитель следует отключить от сети, снять кожух и провести очистку контактной поверхности вторичной обмотки трансформатора от накопившейся пыли, после чего закрыть кожух и включить выпрямитель.
  5. Нахождение щеток в неизменном положении при номинальной нагрузке допустимо не более 3-х часов.
Читайте также:  Пуско зарядное устройство дубна схема принципиальная электрическая

Источник



Три простые схемы регулятора тока для зарядных устройств

Мы уже рассматривали много схем регуляторов напряжения для самых разных целей, сегодня же я вам покажу три простые схемы регуляторов постоянного тока, которые стоит взять на вооружение, так как они универсальны и могут быть использованы не только в зарядных устройствах, но и во многих самодельных конструкциях, включая и лабораторные блоки питания.

Регулятор тока по идее не многим отличается от регулятора напряжения, стоит заметить, что есть понятие стабилизатор тока.

В отличие от регулятора он поддерживает стабильный выходной ток независимо от напряжения на входе и выходной нагрузки.

Сегодня мы рассмотрим пару вариантов стабилизатора и один регулятор общего применения, стабилизатор тока неотъемлемая часть любого нормального лабораторного блока питания или зарядного устройства, предназначен он для ограничения тока подаваемого в нагрузку.

Важный момент… во всех трех вариантах в качестве датчика тока использованны шунты, по сути это низкоомные резисторы, для увеличения выходного тока любой из перечисленных схем нужно будет снизить сопротивление шунта экспериментальным образом.

Кстати ссылки на все печатные платы найдёте в конце статьи. Нужное значение тока выставляют вручную, как правило вращением переменного резистора.

Все три варианта которые мы сегодня рассмотрим работают в линейном режиме, а значит силовой элемент — транзистор. При больших нагрузках будет нагреваться и нуждается в охлаждении.

Постараюсь пояснить принцип работы схем максимально простыми словами…

Источник

Простое зарядное устройство для аккумулятора своими руками

Зарядное устройство неотъемлемый атрибут любого владельца авто. Аккумуляторная батарея (сокращенно АКБ) имеет тенденцию разряжаться с течением времени. После долгой стоянки автомобиля в гараже, особенно в зимнее время, ключом зажигания заставить машину работать бывает невозможно. Наличие зарядного устройства поможет решить проблему.

Дорогие устройства с большим количеством дополнительных опций можно купить в магазине. Однако некоторые автолюбители, имеющие общие понятия в электротехнике и владеющие паяльником реализуют зарядное устройство своими руками. Самодельная конструкция отличается несложной схемой, и как раз в силу простоты обладает большей надежностью. Кроме этого экономия на финансовых затратах добавляет мотивации в получении результата.

Схема простейшего зарядного устройства

По принципу работы зарядники могут быть трансформаторными и импульсными (электронными). Если импульсные сложны для самостоятельной сборки, имеют дорогостоящие комплектующие, то другие устройства имеют в основе лишь два компонента — трансформатор и выпрямитель. Принцип работы этих зарядников состоит в преобразовании напряжения бытовой сети 220 В, в напряжение необходимое для зарядки, например, 12 вольтовых АКБ, установленных на легковом автомобиле.

Простое трансформаторное зарядное устройство для аккумулятора изготовить своими руками можно по следующим вариантам.

Схема с одним выпрямляющим диодом

Диод устанавливается после трансформатора. Выпрямленный с его помощью переменный ток представляет пульсации с резким нарастанием до максимальной величины. Схема и график пульсирующего тока представлены на изображении:

Схема с диодным мостом

С помощью диодного моста выпрямленный ток будет оставаться пульсирующим, но резкого биения происходить не будет. Эта схема наиболее часто применяется для самодеятельного творчества. Ниже по тексту в качестве примера на ее основе приведен вариант практической реализации своими руками зарядного устройства.

Схема с диодным мостом и сглаживающим конденсатором

На выходе получается постоянный ток, что является лучшим вариантом для зарядки аккумуляторной батареи. Несмотря, что зарядка будет процессом достаточно долгим, эксплуатационный срок службы батареи останется достаточно большим.

Как сделать своими руками

Сделать зарядное устройство с диодным мостом самому по вышеприведенной схеме не составит особого труда. Достаточно руководствоваться следующими рекомендациями.

Читайте также:  Простейшие зарядные устройства для зарядки автомобильных аккумуляторов

Подготовить необходимые комплектующие и инструменты

  • Трансформатор. Если зарядник изготавливается для АКБ легкового автомобиля «Жигули» емкостью 60 А×ч, то автомобильные характеристики трансформатора должны иметь следующие параметры:
    • мощность не менее 150 Вт, чтобы обеспечить зарядный ток величиной 6 А (оптимальная зарядка по времени с обеспечением стойкости пластин аккумулятора достигается на режиме 10 % от емкости АКБ);
    • напряжение на вторичной обмотке должно быть выше 12 Вольт для нормального прохождения тока через разряженную батарею — в районе 14.4 Вольт.

    Трансформатор с такими характеристиками можно найти в старых электроламповых телевизорах или потертых временем музыкальных центрах, вышедших из строя микроволновых печах и источниках бесперебойного питания. В конце концов в специализированных магазинах можно купить такое устройство за небольшие деньги.

    Старые трансформаторы используют в обмотках алюминиевый провод в отличие от медного он сильнее нагревается. Поэтому возникает необходимость борьбы с перегревом таких трансформаторов. Кулер от неисправного источника питания компьютера поможет решить проблему:

    Порядок выполнения работ

    1. Так как трансформатор для самодельного зарядника обычно берется с другого электротехнического устройства, то весьма редко напряжение и сила тока на вторичной обмотке соответствуют требованиям. Следует в таком случае полностью удалить вторичную обмотку, оставив первичную. Выполнить расчеты из школьного курса физики для определения количества витков и диаметра проволоки, подходящими для необходимого напряжения и силы тока. Аккуратно уложить проволоку виток к витку не составит труда. Не стоит забывать делать изоляцию (диэлектрической бумагой, изолентой) между слоями. Концы проволоки вывести и закрепить на корпусе. Для уменьшения вибраций следует пропитать обмотку парафином.
    2. На текстолитовой пластине разместить радиатор охлаждения с установленными на нем четырьмя диодами Д246. Собрать диодный мостик с выводами к клеммам аккумулятора. Зачистить концы выводов.

    Рекомендации по применению самодельного зарядника

    Простота конструкции требует определенных правил во время эксплуатации, чтобы не оказывать негативного влияния на функциональные качества самой батареи. Так, например, амперметр и вольтметр нужны для контроля процесса зарядки — автоматического выключения по окончании зарядки происходить не будет. Следует соблюдать и некоторые другие правила.

    • Отсутствие защиты от переполюсовки требует при подключении строго соблюдать полярность. Неправильно подсоединенные клеммы могут вывести АКБ из строя. Важно: плюс зарядника всегда соединять с плюсовым контактом батареи, минус — с отрицательным контактом.
    • Категорически запрещается проверять величину зарядки коротким замыканием плюсовой клеммы на минусовую, или как принято говорить в обиходе «на искру». Вывести из строя диодный мостик зарядного устройства таким способом достаточно легко.
    • Строго соблюдать правила электробезопасности при подключении зарядника к клеммам батареек: он не должен быть включен в сеть 220 В. Соответственно во время отсоединения зарядника от аккумулятора его предварительно следует отключить.
    • Самодельное зарядное устройство для АКБ не оборудовано устройствами защиты. Поэтому следует во время работы следить за ним, возможно возникновение самых неожиданных ситуаций. Правила выполнения процесса зарядки АКБ в вентилируемом помещении, вдали от горючих материалов должны неукоснительно соблюдаться. Пробки на аккумуляторе обязательно выкрутить, для предотвращения его взрыва от закипающего электролита.
    • Собирая зарядник следует помнить о наличии на входе 220 В и тщательно соблюдать схему сборки. Это сохранит здоровье и при включении не выведет из строя аккумуляторную батарею на вашем автомобиле.

    Источник

    Работа с выпрямителем в качестве зарядного устройства

    В связи с большой номенклатурой аккумуляторов и батарей c различными режимами заряда, разработано большое число средств для заряда вторичных ХИТ.

    Широкое применение в качестве зарядных устройств (ЗУ) имеют выпрямители. Номинальное напряжение ЗУ для подзарядки АКБ должно соответствовать нормальному напряжению заряда и должно регулироваться от значения, равного ЭДС АКБ, до максимального зарядного напряжения. Для заряда и разряда АКБ в полевых и стационарных условиях в Войсках РЭБ используются электростанции ЭСБ-2(4)-ВЗ-I-МI, выпрямительные устройства типа ВСА-5К и другие зарядные устройства.

    Выпрямитель — зарядное устройство УКС-В-ТППТ-160-28,5 предназначено для зарядки АКБ, а также для использования в качестве источника постоянного (выпрямленного) тока. Оно рассчитано на питание от сети однофазного переменного тока напряжением 220 В, частотой 50 и 60 Гц. Средний выпрямленный ток — 12 А. Среднее выпрямленное напряжение — не менее 65 В. Выпрямленное напряжение выпрямителя при работе на АКБ может повышаться на 10-15 %. Номинальная мощность выпрямителя — 0,9 кВт. Масса выпрямителя — не более 20 кг.

    На передней панели размещены амперметр и вольтметр в цепи постоянного тока и лампа, сигнализирующая о включенном состоянии выпрямителя, а также переключатель ступеней и ручка регулировки выходного напряжения.

    Выпрямитель (зарядное устройство) обеспечивает плавную регулировку выпрямленного напряжения двумя ступенями:

    • I ступень — от 0 до 50% (от 0 до 32,5 В);
    • II ступень — от 50% до номинального значения выпрямленного напряжения (от 32,5 до 65 В), при этом перекрытие между ступенями составляет не менее 0,5 В.

    Переход с одной ступени на другую производится переключателем «Режим работы», а регулирование напряжения в пределах каждой ступени осуществляется вращением ручки регулятора напряжения.

    После длительного пребывания выпрямителей в пути или хранения на складе их необходимо просушить, после чего можно включить на нагрузку. До начала эксплуатации необходимо произвести внешний осмотр выпрямителя и убедиться в исправности, проверив его под напряжением. Проверку УКС-В-ТППТ-160-28,5 необходимо производить в следующем порядке:

    • ознакомиться с расположением элементов управления и сигнализации;
    • установить переключатель «Вида работ» в положение «ОТКЛ»;
    • открыть боковые люки и присоединить провода от сети переменного тока и нагрузки к соответствующим клеммам выпрямителя;
    • заземлить выпрямитель;
    • установить переключатель «Режим работы» на 1-ю ступень и, вращая ручку регулятора напряжения, установить максимум напряжения и тока на первой ступени. Затем, не вращая регулятор напряжения в исходное состояние, установить переключатель «Режим работы» на 2-ю ступень и, вращая ручку регулятора, следить за показаниями вольтметра. При этом выпрямленное напряжение при номинальном токе должно быть не менее 65 В.

    Заряд АКБ на УКС-В-ТППТ-160-28,5 производят в следующем порядке:

    • убедившись, что выпрямитель отключен от сети, присоединяют к нему АКБ, строго соблюдая соответствие полярности клемм батареи и выпрямителя («плюс» к «плюсу», «минус» к «минусу»);
    • проверяют по вольтметру выпрямителя правильность подключения и исправность заряжаемой АКБ;
    • выводят ручку регулятора напряжения на минимальное значение напряжения (в крайнее левое положение);
    • включают выпрямитель, переведя переключатель режима работы на 1-ю ступень;
    • вращая регулятор напряжения, по амперметру выставляют необходимый зарядный ток и производят зарядку АКБ;
    • по окончании заряда АКБ необходимо в обратной последовательности выполнить работы и отключить УКС-В-ТППТ-160-28,5 от сети и АКБ.
    1. Необходимо следить, чтобы в процессе зарядки АКБ зарядный ток не превышал 12 А.
    2. В случае эксплуатации выпрямителя при температуре окружающего воздуха свыше +35 °С необходимо снизить нагрузку на выпрямителе на 20%.
    3. Запрещается подавать на выпрямитель переменное напряжение сети более чем на 10%.
    4. Допускается слабое точечное искрение под контактными щетками регулируемого трансформатора. При увеличении искрения выпрямитель следует отключить от сети, снять кожух и провести очистку контактной поверхности вторичной обмотки трансформатора от накопившейся пыли, после чего закрыть кожух и включить выпрямитель.
    5. Нахождение щеток в неизменном положении при номинальной нагрузке допустимо не более 3-х часов.

    Источник