Меню

Выбираем нагрузочную вилку для аккумулятора

Выбираем нагрузочную вилку для аккумулятора

Нагрузочная вилка – прибор для проверки заряда аккумулятора. При проверках без нагрузки, старая батарея может показывать хорошее напряжение. Однако, автомобиль заводится плохо, или не заводится совсем. Выполняя тест с нагрузкой, получится точно определить, виновен аккумулятор или нет, в том что машина не заводится.

Принцип действия

Приобрести такую вилку возможно практически в любом магазине автомобильной продукции. Вилка заставляет батарею выдавать напряжение, которое она может под нагрузкой, как при запуске мотора.

Старая батарея, имеющая разложившиеся пластины или потерявшая плотность электролита, не даст под нагрузкой необходимого значения. Отсюда и проблемы с запуском мотора.

Устройство

Вилка любой конструкции имеет одинаковые элементы:

  • вольтметр;
  • спираль;
  • щуп или два на корпусе;
  • минусовой проводок с зажимом или без него.

Два щупа нужны, чтобы измерить напряжение с нагрузкой и без нее. Вилки с электронным вольтметром считаются более точными в плане измерений.

Разновидности

Помимо различных характеристик и возможностей, которыми отличаются такие приборы, они разделены на две разновидности:

  1. для кислотных АКБ;
  1. для щелочных АКБ.

Одна вилка не годится, для проверки разнотипных аккумуляторов. Это обусловлено разницей номинальных напряжений. У кислотных оно одно, у щелочных – другое. Поэтому вилка, не рассчитанная на щелочные батареи, при их проверке дает неверные показания. То же самое с щелочной вилкой и кислотной батареей.

Важно: количество резисторных спиралей вилки должно соответствовать емкости батареи, иначе вилка сгорит. Как правило, одна спираль выдерживает мощность 100 А/ч. Для батареи более мощной, нужно использовать двух спиральную вилку.

Какие параметры можно замерить

Нагрузочная вилка позволяет проверить такие параметры АКБ (количество проверяемых параметров зависит от конструкции):

  1. уровень зарядки;
  1. продолжительность сохранения заряда;
  1. определить короткое замыкание пластин;
  1. оценить степень сульфатации пластин и ресурс;
  1. некоторые вилки позволяют измерять силу тока, они имеют в устройстве спирали сопротивления. Каждая спираль имеет собственное сопротивление 0,1-0,2 Ом.

Подготовка АКБ и тестирование

Чтобы получить верные результаты измерения, нужно знать, как работает нагрузочная вилка для аккумулятора как пользоваться ею.

Пред снятием измерений, нужно выполнить определенные действия:

  • отключить АКБ от сети автомобиля, сняв клеммы;
  • тестировать батарею можно и без снятия с машины, но перед проверкой необходимо выждать 7-10 часов;
  • поэтому, лучшие результаты вы получите, скинув клеммы вечером, и приступив к измерениям с утра;
  • температура воздуха на улице должна быть 20-25 градусов. Для измерений в холодное время, батарею следует отнести в помещение, чтоб она простояла в нем 7-10 часов и согрелась;
  • пробки обслуживаемой батареи выкручивают, до начала измерений;
  • проверяют уровень электролита, и доливают дистилат до нормы;
  • Почистить клеммы от окислов и грязи. Контакты нужны чистые и сухие, чтоб не возникло паразитных токов, искажающих измерения.

Тест без нагрузки

Первый тест производится без нагрузки, чтобы определить заряд батареи. Замеры выполняются с отключенным сопротивлением. Коснуться корпусным щупом, для измерений без нагрузки минусовой клеммы, плюсовой провод совместить с плюсовым контактом. Результат фиксируется. По нему определяется степень заряда.

Нагрузочная вилка для аккумулятора показания должна дать такие:

Тест под нагрузкой

Бытует мнение, что такие проверки вредны для АКБ. Это не правда. Если соблюдать предписанные правила измерений, такое тестирование безопасно для любых типов батарей. После того, как проверка без нагрузки показала полную зарядку, переходят к проверке с нагрузкой. Незаряженную или не полностью заряженную АКБ, следует предварительно зарядить. Затем:

  • включаете нужное количество нагрузочных спиралей, соответственно мощности проверяемой батареи (до 100А/ч – одна спираль, более 100 – две спирали);
  • плюс подключается к плюсовому полюсу;
  • Минусовой щуп подносят к минусовому;
  • Снимаете показания.

Внимание: безопасным для АКБ, считается время контакта с нагрузочной вилкой 5-8 секунд. После этого, контакт прерывают и вилку отключают. Повторное измерение допустимо не ранее 5 минут после первого. Не рекомендуются частые проверки, например, ежедневные, они вредят батарее.

Показания вилки с нагрузкой отличаются от не нагруженных. Допустимой нормой считается больше 9 Вольт. Если показания ровно 9 Вольт или ниже, такой аккумулятор считается непригодным, его следует заменить. Понять состояние вашей батареи, вы сможете по приведенной ниже таблице.

Проверка АКБ нагрузочной вилкой таблица показаний.

Для следующей проверки, нужно дать батарее восстановиться, выждав минимум 5 минут. А спиралям на вилке необходимо время на остывание. Безвредная частота проверок раз в месяц или еще реже, хороший аккумулятор не будет вызывать проблем.

Наиболее простой и доступной на рынке нагрузочных вилок является Ореон НВ-01. Эта нагрузочная вилка для аккумулятора цена около 600 рублей. Ее достаточно для рядового автолюбителя. Тем, кто работает с аккумуляторами или любит дорогие и качественные приборы, лучше выбрать Ореон НВ-3. Она обладает лучшими параметрами, цифровым табло и удобна в использовании.

Делаем нагрузочную вилку

Если приобрести дорого, но теоретических знаний достаточно, тогда изготавливается нагрузочная вилка для аккумулятора своими руками. Этапы изготовления следующие:

  1. привести АКБ в состояние полной зарядки:
  1. замерить напряжение первой «банки» батареи;
  1. нужно иметь доступ к проверке всех «банок»;
  1. пользуясь резистором и микроамперметром, выполняют градацию прибора и рассчитывают сопротивления нагрузочного резистора;
  1. формула расчета сопротивления R= U/I, где U – напряжение, I – сила тока, R – сопротивление резистора. В формуле применяют значения силы и напряжения первой банки, а не всей батареи;
  1. мощность, проходящую через резистор считают как P=UI, где I – сила тока, U – напряжение, Р – проходящая мощность. Резистор должен быть проволочным, с мощностью более той, которая у вас получится. Иначе он перегорит. Щупы выбирают толстые, чтобы выдержали нагрузку;
  1. подключаются щупы к резистору проводами, которые тоже должны выдержать протекающий ток. Соединения, нужно тщательно пропаять;
  1. параллельно с резистором подключают вольтметр. Полярность щупов помечают знаками, она будет такая же, как у подключенного вольтметра;
  1. обязательно заизоллировать соединения;
  1. лучше всего, все элементы закрепить внутри корпуса, а к корпусу приделать заизолированную рукоять. Расстояние между элементами рекомендуется выполнить по расстоянию между клеммами «банок» батареи.

Вывод

Проще приобрести готовую вилку, чем заниматься изготовлением. Правильные измерения получаются, только при соблюдении всех условий. Действуйте по инструкции, чтобы не спалить вилку и не вывести из строя батарею.

Источник



Проверка аккумулятора нагрузочной вилкой, таблицы показаний

Аккумуляторная батарея — специальное устройство, обеспечивающее напряжением приборы и электрические системы машины.

При неправильном подходе к техническому обслуживанию источника питания его срок службы может уменьшиться, что приведет к необходимости дополнительных затрат.

В регламенте диагностики АКБ прописана проверка нагрузочной вилкой.

Что это за устройство? Какие параметры можно измерить с его помощью? Что стоит учесть в процессе применения? Эти вопросы требуют детального рассмотрения.

Что такое нагрузочная вилка? Для чего она предназначена?

Нагрузочная вилка — устройство, предназначенное для измерения заряда 12-вольтного АКБ машины. Универсальные устройства могут работать с 24 – х вольтовыми АКБ.

По заявлению многих автовладельцев, этот прибор является надежным помощником в процессе проверки электрической части автомобиля. Найти такой нагрузочный прибор не составляет труда — он продается в любом автомобильном магазине.

В конструкцию изделия входит нагрузочный резистор, отличающийся большой мощностью, пара щупов, вольтметр и штырь.

Внешне простая вилка имеет следующий вид:

  • Металлический кожух;
  • Вольтметр (встраивается в корпус);
  • Одна или несколько спиралей (резистор/сопротивление).

К «плюсовому» выходу подключается провод с большим сечением, а выход вилки с «минусовым» зарядом коммутируется со штырем из металла, расположенным в задней части кожуха.

На обратной стороне изделия имеется специальный зажим, позволяющий подключить нагрузочную вилку к АКБ машины.

На задней панели установлена пара гаек, применяемых для подключения спиралей (сопротивлений).

В каких случаях АКБ проверяется с помощью нагрузочной вилки?

С помощью измерительного устройства можно быстро определить уровень заряда или разряда источника питания.

Также можно сделать вывод, насколько исправной является АКБ, и будет ли результат в случае ее зарядки.

Вольтметр, встроенный в устройство, можно применять для проверки различных элементов бортовой сети машины.

Распространенные виды и типы нагрузочных вилок

В специализированных магазинах и на рынках можно встретить большое число нагрузочных вилок, которые отличаются конструкцией, диапазоном измерения и уровнем измеряемого тока.

Кроме того, такие измерительные приборы классифицируются по типу проверяемых АКБ — для щелочных и кислотных источников питания.

Главной особенностью является разница в нагрузке (чаще всего — от 1 до 12 Ампер).

Также существуют вилки, позволяющие проверять отдельные банки аккумулятора, если конструкция изделия дает такую возможность.

К наиболее популярным видам нагрузочных вилок можно отнести:

    НВ-Б — устройство, позволяющее измерять в напряжение в диапазоне от 0 до 3 Вольт. Максимальная нагрузка по току составляет 100 Ампер. Прибор используется для проверки аккумуляторов кислотного типа (напряжением 2 В) и щелочных АКБ (1,2 Вольта).

Особенности проверки: что нужно учесть?

Аккумуляторы автомобиля, отличающиеся небольшой емкостью, проверяются с помощью одной нагрузочной спирали.

Если же АКБ имеет большую емкость, требуется подключение дополнительной спирали.

Нагрузочные вилки предназначены для источников питания с емкость до 190-240 А*ч, что позволяет имитировать нагрузку аккумулятора стартером в момент пуска мотора. При этом ток нагрузки при подключении устройства будет равен 100-250 ампер.

Читайте также:  Разряд литий железо фосфатного аккумулятора

При выборе устройства для проверки стоит обращать внимание на его конструкцию и возможности.

Так, более простые изделия способы измерить только уровень заряда АКБ, в то время как сложные устройства оборудованы амперметром.

Благодаря этой особенности, удается снять множество характеристик вторичной цепи.

В процессе использования нагрузочной вилки стоит учесть следующие моменты:

  • Изделие должно применять при температурах от 1 до 35 градусов тепла. Некоторые модели могут работать в более широком температурном диапазоне — от -30 до +60 градусов Цельсия.
  • Перед применением желательно внимательно изучить инструкцию и четко следовать рекомендациям производителя.
  • В процессе применения нагрузочная спираль нагревается до высокой температуры, поэтому нужно действовать осторожно во избежание ожогов.

Инструкция по проверке

Наибольшую сложность у автовладельцев вызывает проверка аккумулятора нагрузочной вилкой.

Но здесь нет ничего сложного — достаточно следовать приведенной ниже инструкции:

Проверка без нагрузки.

Перед проведением измерений отсоедините аккумулятор от зарядного устройства или снимите клеммы машины.

С момента последней поездки должно пройти не меньше семи часов. Проверку АКБ лучше всего производить утром, после ночного простоя машины.

Убедитесь, что уровень электролита в аккумуляторе на достаточном уровне. В обратном случае стоит долить дистиллированной воды.

Нагрузочная вилка является переносным устройством, поэтому ей можно пользоваться без демонтажа аккумулятора с автомобиля.

Главное, чтобы АКБ не была холодной — оптимальная температура устройства от 20 градусов и выше. Если же она меньше, необходимо демонтировать источник питания и занести в тепло.

В процессе проверки пробки на АКБ должны быть закручены (если изделие является обслуживаемым).

Далее действуйте так:

  • Подключите положительный провод (с клеммой нагрузочной вилки) к «плюсу» проверяемого источника питания.
  • Подсоедините металлический штырь («минусовой» вывод) к отрицательному полюсу.
  • Обратите внимание на показатели, которые отражаются на табло вольтметра.

В процессе проверки стоит ориентироваться на следующие параметры прибора (измерения производятся на ХХ):

  • При напряжении 12,6-12,9 Вольт уровень заряда АКБ равен 100% (полный заряд).
  • 12,3-12,6 В — 75%.
  • 12,1-12,3 В — 50%.
  • 11,8-12,1 В — 25%.
  • 11,5-11.8 В — полный разряд.

Если проверка показала заряженность аккумулятора на 100 процентов, можно переходить к следующему этапу — проведению измерений под нагрузкой.

Проверка под нагрузкой.

Как отмечалось выше, к этой работе можно прибегать, если уровень напряжения на вольтметре составляет 12,6-12,9 Вольт.

Для начала необходимо прочесть инструкцию, где указаны подробные рекомендации производителя.

Нагрузка подключается с учетом информации в мануале, после чего коммутируется нагрузочная вилка.

Здесь алгоритм действий тот же, что и в прошлом случае. Учтите, что в момент прикосновения штыря вилки к «минусовому» полюсу появляется искрение из-за протекания большого тока в месте контакта.

В рассмотренной выше проверке время подключения нагрузочной вилки к аккумулятору не имеет значения. Здесь же этот нюанс важен.

В случае измерения под нагрузкой параметры должны сниматься на 5-ой секунде проверки, после чего вилка сразу отключается.

Удерживание измерительного прибора в подключенном состоянии больше пяти секунд запрещено.

В процессе измерения на приборе нагрузочной вилки высвечивается напряжение, по которому можно делать вывод об исправности и уровне заряда источника питания.

В случае, когда напряжение больше 9 Вольт, можно говорить об исправности источника питания. Если этот параметр меньше, стоит еще раз выполнить проверку. При неудовлетворительных результатах можно делать вывод выходе АКБ из строя.

Если аккумулятор разряжен не полностью, с помощью нагрузочной вилки можно определить уровень заряда источника питания:

  • Если напряжение выше 10,2 Вольт, это говорит о максимальном заряде батареи;
  • При 9,6 Вольта АКБ заряжена на 75%;
  • 9,0 В — 50%;
  • 8,4 В — 25%;
  • Если напряжение меньше 7,8 В, аккумулятор полностью разряжен.

После проверки под нагрузкой необходимо провести первое испытание. Если в этом случае напряжение не возвращается до уровня 12,4-12,7 Вольт, имеет место проблема с одной или несколькими банками аккумулятора.

Злоупотреблять проверкой АКБ под нагрузкой не стоит, ведь частый разряд под большим током приводит к снижению ресурса изделия.

В процессе измерения запрещено прикасаться к металлическому штырю, ведь под действием высоких токов он сильно нагревается.

После каждого последующего измерения стоит делать паузу 3-5 минут для остывания штыря.

Купить нагрузочную вилку можно в магазине или сделать своими руками. При этом каждый автовладелец должен иметь такое изделие у себя в гараже, ведь переоценить его возможности и пользу невозможно.

Батарея не держит нагрузку, что делать?

При проверке нагрузочной вилкой напряжение на аккумуляторе должно «просесть», после чего оно начинает подниматься.

Если же этого не происходит, и АКБ не держит нагрузку (напряжение продолжает снижаться), можно делать вывод о выходе устройства из строя и необходимости его замены.

Источник

Инструкция по проверке аккумулятора нагрузочной вилкой

Принцип действия и устройство

Основная функция этого инструмента заключается в контроле напряжения. Измерение производится как под нагрузкой, так и при разомкнутой цепи ЭДС. Если разобраться, что такое нагрузочная вилка технически, то она включает вольтметр, резистор, выполненный в виде спирали сопротивления, к которым подсоединены два щупа. Выглядит эта конструкция, как небольшой металлический короб с проводами и зажимами:

С помощью тестеров определяются и другие параметры. Их количество зависит от укомплектованности конкретного аппарата. Для чего нужна и какую информацию может дать нагрузочная вилка:

  • измерить выходное напряжение генератора, но не всегда;
  • проверить степень заряда;
  • определить как долго аккумулятор сохраняет резерв электроэнергии;
  • узнать ресурс АКБ;
  • выяснить есть ли замыкание между пластинами;
  • оценить сульфатацию пластин и другие второстепенные параметры состояния источника питания.

Зажимы позволяют подключить прибор к клеммам автомобильной батареи или другим элементам электрической цепи. Принцип работы аппаратов, укомплектованных амперметром, подойдёт и для измерения силы тока. Но главная отличительная черта — это количество спиралей. Каждая обладает сопротивлением 0,1-0,2 Ом и рассчитана в 100 А. Когда она одна, можно проверять уровень заряда АКБ малой ёмкости, если две — большей. Также устройство разных моделей отличается по следующим характеристикам:

  • диапазон работы вольтметра;
  • температура эксплуатации;
  • проверочная сила тока;
  • точность измерений;
  • предназначение: для щелочных или кислотных аккумуляторов.

Тестеры создают такую же нагрузку, которая возникает во время запуска. Даже самая простая модель подходит для проверки аккумулятора ёмкостью до 190 А*ч. Этого хватает для анализа работоспособности АКБ большинства типов транспортных средств — от легковых до грузовых. Для любых условий можно найти оптимальную модель, благодаря их широкому ассортименту и многообразным дополнительным функциям.

Что представляет собой нагрузочная вилка?

Данный инструмент по праву считается одним из самых главных помощников автомобилистов, которые постоянно отслеживают состояние всех систем своего «железного коня». С помощью нагрузочной вилки водитель может легко определить работоспособность автомобильного аккумулятора, и всегда быть уверенным в том, что он не подведет его в самый ответственный момент.

Стандартная вилка простейшей конструкции – это большой по мощности нагрузочный резистор, оснащенный двумя щупами и вольтметром. Последний интегрируется в корпус из металла. К одному из выходов вольтметра (к минусовому) подключают стальной штырек, находящийся на тыльной поверхности прибора, к плюсовому выходу подходит провод (обычно он имеет довольно-таки большую толщину).

Кроме того, на задней части вольтметра имеется зажим, при помощи коего устройство подсоединяют к клеммам аккумулятора, и две гайки, к которым подключают нагрузочные сопротивления либо спирали.

В магазинах для автомобилистов в наши дни можно найти и более «навороченные» приборы для проверки аккумуляторов любых транспортных средств (не только легковых, но и грузовых). Такие современные приспособления позволяют тщательно проверить и проанализировать показатели каждого компонента электрической цепи машины.

Обзор, стоимость и правила подбора нагрузочных вилок

При покупке аппарата надо определиться с особенностями самой АКБ. Например, с тем как устроена батарея в плане соединения банок – внутреннего или внешнего. Первой подойдёт нагрузочная вилка с выносными контактами. Второй – с заострёнными, закреплёнными на корпусе. Когда требуется проверять аккумулятор небольшой ёмкости, подойдёт аппарат с токовой нагрузкой 100 А, если большей – 100/200 А. Далее представлено сколько стоят и чем отличаются самые популярные модели.

Модель Диапазон напряжений, В Ток нагрузки, А Ёмкость АКБ, А*ч Особенности Цена, руб
ВН-1 0-15 100 15-190 Повторный и короткий режимы работы 2500-3500
НВ-01 0-15 100/200 15-190 Рабочая температура от -30 до +60°С точность 2,5% 600-850
НВ-02 0-15 100/200 15-240 точность 2,5% 1000-1500
НВ-03 0-16 100/200 15-240 точность 0,5%, рабочие режимы переключаются кнопками 2100-2900
НВ-04 0-32 при 12 В – 50 при 24 и 3 В – 100 15-240 Может тестировать отдельные части АКБ точность 0,5%, рабочая температура от -20 до +60°С 2100-2300
НВ-Б 3-0-3 100 до 500 Не проверяет батарею целиком, укомплектована вольтметром М10001М 3900
Читайте также:  Колонки для планшета с аккумулятором

Таблица 1. Обзор с сравнение разных моделей нагрузочных вилок

У некоторых моделей указано две цифры в графе «сила тока». Что такое нагрузочная вилка с параметром 100/200 А? Это значит, в конструкции их резисторов предусмотрено по две спирали, которые включаются или по одной, или обе, при определённой ёмкости. У НВ-01 сила тока 100 А проверяется при 100 А*ч, 200 А – 190 А*ч. У НВ-2 и НВ-3 при 190 А*ч и 240 А*ч, соответственно. Чаще всего измерительный прибор стоит от 1500 до 3 тыс. рублей. Такой аппарат подойдет для проверки батарей, напряжение которых составляет 12 В, а ёмкость не превышает 190 А*ч. Если тестер нужен для простейшего контроля АКБ, тогда подойдёт самый экономная модель НВ-01, цена которой приблизительно 900 рублей. Стоимость более навороченных нагрузочных вилок для проверки аккумуляторов не превышает 4,5 тыс. рублей.

Орион НВ-01

Так как финансовый вопрос волнует многих покупателей данного прибора, сравним его с более дорогой моделью другого производителя. Нагрузочная вилка Орион НВ-01 стоит около 600 руб., а более серьезный прибор – Автоэлектрика Н2001 стоит 3650 рублей. Поэтому Орион НВ-01 чаще всего можно увидеть в руках автовладельцев.

В комплекте поставки нет самого ценного – инструкции, нет гарантийного талона. Как оказалось, инструкция напечатана мелким шрифтом на самой упаковке.

Перейдем непосредственно к конструкции. Какие плюсы и недостатки мы получаем за такую цену?

Конструкция нагрузочной вилки Орион НВ-01

Конструктивно вилка исполнена в осовремененном корпусе, но при этом использована простейшая технология «двух штырей».

Первый штырь (с буквой В) подключается к плюсу батареи. Это чисто вольтметр. На вольтметре мы увидим напряжение без нагрузки.

Второй штырь выполнен с заявленной нагрузкой 0,1 ом, что в подсчете примерно 120 А.

Имеется провод с крокодильчиком, маленьким, несерьёзным, но зачем в принципе больше.

На лицевой стороне корпуса имеется аналоговый вольтметр с диапазоном от 0 до 15В и возможностью калибровки показаний.

Наверно ни у одной нагрузочной вилки нет такого хорошего обзора внутренностей устройства.

Кто-то может сказать, что аналоговый вольтметр неточный. И действительно, при измерениях приходится приглядываться, цена деления 0,5В. К вилке нужно привыкнуть.

Как пользоваться нагрузочной вилкой Орион НВ-01?

Берём автомобильный 12-ти вольтовый аккумулятор, 60 А/ч. Провод с крокодильчиком подсоединяем к отрицательному токоотводу батареи.

Правый штырь (с буквой В) присоединяем к положительному токоотводу. На вольтметре наблюдаем показания

13 В. На самом деле напряжение аккумулятора чуть ниже (12,5 В — измерили электронным вольтметром). Это мы измерили напряжение разомкнутой цепи.

Затем левый штырь присоединяем на время не более 5 секунд к положительному токоотводу. На вольтметре наблюдаем показания 10,5 В. Затем снова производим измерение с помощью правого штыря и наблюдаем восстановление напряжения.

Да, точность измерений оставляет желать лучшего, но что мы можем требовать от устройства стоимостью всего 600 руб.

Если дополнить нагрузочную вилку самым простым цифровым вольтметром, купленным на Алиэкспресс за 50-60 рублей, то точность измерений будет просто «супер».

Обычного пользователя данная модель нагрузочной вилки устраивает по всем параметрам в плане домашнего использования.

В чём плюсы? Это цена, простая конструкция, открытый корпус, ломаться нечему.

Посмотрите видео: Проверка аккумулятора автомобиля нагрузочной вилкой.

Как пользоваться нагрузочной вилкой: краткая инструкция

Измерение тестером делится на два шага. Сначала считывают показания вольтметра без нагрузочного сопротивления, затем включив его. Результаты сравниваются, на этом основании делаются выводы о состоянии АКБ. Первая процедура проходит с подключением к обеим клеммам. Во второй значение получают только через 5 с работы измерительного прибора.

  • Клеммы аккумулятора должны быть очищены от окиси.
  • Подключение к источнику питания более 6-10 секунд негативно влияет на состояние вилки, вплоть до её неисправности.
  • Измеряют напряжение в отключённой от автомобиля батарее, которая не работала в течение шести и более часов. Такое же время должно пройти после того, как мотор заглушили.
  • Проверка осуществляется только при нормальном уровне электролита. При его недостатке доливается дистиллированная вода.

Подключаются нагрузочной вилкой в цепь ЭДС на обоих этапах одинаково. Контакт тестера подсоединяется к положительной клемме источника питания автомобиля, а отрицательный штырь – к минусовой. Затем можно снимать показания вольтметра. Второй шаг отличается только нагрузкой. Наглядно процесс показывает видео: https://www.youtube.com/watch?v=PrMGXTIncOc&app=desktop Проверка АКБ с внутренним и внешним соединением банок отличается тем, что во втором можно понять работоспособность каждого из этих элементов в аккумуляторе, а не только источника питания целиком. Быстрое падение напряжения говорит о его неисправности. Тот же вывод можно сделать, если показания вольтметра одной банки отличается от остальных больше, чем на 0,1 В. В остальном замеры оцениваются по следующей таблице.

Этап Показания вольтметра, В Степень заряженности АКБ, %
Первый (без нагрузочного тока) Больше 12,7 100
12,5 75
12,3 50
12,1 25
меньше 11,9
Второй больше 10,2 100
9,6 75
9,0 50
8,4 25
меньше 7,8

Таблица 2. Проверка АКБ нагрузочной вилкой. Показания и что они значат.

Как проверить заряд аккумулятора мультиметром?

Для проверки напряжения на выводах аккумулятора нужен вольтметр. Однако вместо этих специализированных приборов проще использовать универсальные измерительные устройства — мультиметры. Кроме напряжения, они измеряют ток и сопротивление. В зависимости от способа индикации эти приборы делятся на две категории — цифровые и стрелочные. Если есть выбор, лучше купить цифровой мультиметр. Он проще и удобней в обращении.

Бортовые компьютеры современных авто также оснащены вольтметрами, которые отображают напряжение на клеммах батареи. Однако они подключены не напрямую к клеммам. Поэтому, из-за сопротивления контактов и проводки, показания бортового компьютера могут отличаться от напряжения на аккумуляторное батарее. На заведенном двигателе вольтметр на приборной панели показывает завышенное напряжение. Если мотор заглушить, прибор выдаст заниженные показатели.

Особенности измерения под нагрузкой

Применение нагрузочной вилки для проверки источника питания автомобиля при подаче тока ограничено. Во-первых, использование этого метода допустимо, только когда тестирование при разомкнутой цепи показало заряд аккумулятора 100%. Во-вторых, его нельзя часто повторять, так как это пагубно сказывается на состоянии батареи. Есть ряд важных условий при проведении процесса.

  • Пробки банок в аккумуляторе должны быть завёрнуты.
  • Соединение штыря и отрицательно заряженной клеммы сопровождается появлением искры.
  • Измерения повторяются с перерывами не менее пяти минут. За это время должны остыть контакты, нагревающиеся при операции.
  • В процессе сильно нагревается минусовой зажим прибора, поэтому по завершении его трогать нельзя.

Зная как работает нагрузочная вилка, можно определить ряд характеристик АКБ и других элементов ЭДС. Использование требует соблюдения мер безопасности как во время, так и после процесса. В противном случае появляется риск навредить здоровью человека и состоянию батареи. Количество разных показателей во многом зависит от конкретной модели. Правильный выбор последней позволяет найти оптимальный вариант для проверки аккумулятора с любоыми характеристиками и в самых тяжёлых условиях.

Проверка АКБ без нагрузки при помощи нагрузочной вилки

Самая простая вилка позволяет обследовать уровень заряда батарей на 12 вольт, а также АКБ большей мощности. В первом случае используется одно нагрузочное сопротивление на вольтметре, во втором – оба. Схема проверки аккумулятора без нагрузки такова:

  • На клеммах АКБ определяют напряжение без применения нагрузочных сопротивлений. Чтобы сделать такие замеры, следует не эксплуатировать автомобиль не менее семи часов (не подавать ток на батарею, заглушить мотор).
  • Не используя нагрузочное сопротивление (спираль), соединяют клемму аккумулятора со знаком «+» с аналогичным зажимом на нагрузочной вилке.
  • Штырем вилки со знаком «-» проверяют напряжение на минусовой клемме АКБ.

Полученные значения говорят водителю о том напряжении, которым характеризуется разомкнутая цепь батареи. Эти значения необходимо сравнить с нормативными для того, чтобы установить уровень заряженности (разряженности) аккумулятора. При показаниях вольтметра от 11,5 до 11,8 В АКБ находится в полностью разряженном состоянии, от 11,8 до 12,1 В – она заряжена примерно на 25 %, от 12,1 до 12,3 – зарядка на 50 %, от 12,3 до 12,6 В – на 75 %, от 12,6 до 12,9 В – на 100 %.

Проверка плотности электролита в аккумуляторе (для обслуживаемых АКБ)

Прибор для проверки плотности электролита в аккумуляторе называется – ареометр.

Для замера плотности электролита в аккумуляторе необходимо ареометр поместить в заливное отверстие аккумулятора, с помощью груши произвести забор электролита в колбу, так, что бы поплавок свободно плавал и снять показание плотности по шкале ареометра в соответствие с верхним уровнем электролита.

Значение плотности при 100 % заряженном аккумуляторе будет зависеть от температурных условий эксплуатации АКБ.

Таблица 1. Определение плотности электролита для различных климатических зон.

Причем следует знать, что уменьшение плотности на 0,01 г/см3 от номинального значения соответствует разряду аккумулятора на 5-6%.

Таблица 2. Степень разряженности батареи при различной плотности электролита.

Однако значения, приведенные в таблице, будут верными, если вы производили проверку плотности при температуре электролита 20-30 °С. Если температура отличается от этого диапазона, то следует к измеренному значению плотности прибавить (вычесть) поправку согласно таблице.

Читайте также:  Аккумулятор американ отзывы владельцев

Нагрузочная вилка для аккумулятора своими руками

Сегодня есть разные модели для проверки автомобильных АКБ. Однако если хочется сэкономить и помастерить, возможно собственноручно изготовить такую вилку. Сделанные кустарным методом изделия уступают по внешнему виду промышленным, но по функциональности – нет.

Вот как сделать нагрузочную вилку:

  1. Берется спираль. Это может быть спираль от старой электроплиты, или иная. Заядлому автомобилисту стоит покопаться в гараже, наверняка что-нибудь да найдется. Или же, если там ничего такого нет, возможно, в доме есть ненужная техника, которую возможно разобрать по такому поводу.
  2. Такую деталь сворачивают в несколько слоев, то есть проволочных жил. Делается это для того, чтобы добиться сопротивления в 0,1 – 0,15 Ом. В итоге получается этакий небольшой элемент сопротивления, но он должен быть грамотно соединен с другими деталями устройства, иначе будет бесполезен.
  3. Теперь понадобится автомобильная лампочка на 21 Ватт (например, с поворотников). Также понадобится и аккумулятор до 15 Вольт. В результате получится самодельное сопротивление. Последнее либо закрепляют гайкой и винтом, либо припаивают. Добавляют мультиметр с диапазоном в 10 Ампер. Подойдет обычный вариант из магазина. Главное – быть уверенным в работоспособности прибора. От последнего зависит, получится ли собрать рабочую вилку, способную давать точные показания. А от этих показаний уже будет зависеть информированность владельца о состоянии АКБ и, возможно, безопасность на дороге.
  4. Теперь собирают всю цепь. Подключение делают последовательное.
  5. Закрепляют зажимы на клеммах автомобильного аккумулятора.
  6. Смотрят на мультиметр, получают показания. Должно быть в районе 1,78 Ампер.
  7. Мультиметр убирают.
  8. Вновь включают всю цепь.
  9. Замеряют напряжение на спирали. Должно быть около 197 милливольт.
  10. Рассчитывают сопротивление, применяя закон Ома. Напряжение делят на силу тока, получают где-то 0,11 Ом (если цифры такие, как выше).
  11. Теперь вилка подсоединяется к АКБ секунд на пять. Предварительно подключают мультиметр. Подается постоянный ток напряжением 20 Вольт.
  12. Остается снять показания и сделать выводы.

Важно, чтобы все компоненты самодельного прибора были в исправном состоянии. Если хотя бы один из таковых окажется ненадлежащего качества, все измерения могут оказаться неточными. Так что либо нужно сделать вилку не хуже промышленной, либо купить таковую в магазине.

В заключение, стоит отметить, что проверка аккумулятора нагрузочной вилкой – дело несложное, но ответственное. Важно знать особенности применения и как проверить АКБ таким способом. На всякий случай, стоит ознакомиться и с тем, как изготовить такое устройство собственноручно. И тогда проблемы с батарей удастся вовремя заметить. А это иногда жизненно важно.

Источник

Нагрузочная вилка для аккумулятора

Нагрузочная вилка – прибор для проверки заряда аккумулятора. При проверках без нагрузки, старая батарея может показывать хорошее напряжение. Однако, автомобиль заводится плохо, или не заводится совсем. Выполняя тест с нагрузкой, получится точно определить, виновен аккумулятор или нет, в том что машина не заводится.

Принцип действия

Приобрести такую вилку возможно практически в любом магазине автомобильной продукции. Вилка заставляет батарею выдавать напряжение, которое она может под нагрузкой, как при запуске мотора.

Старая батарея, имеющая разложившиеся пластины или потерявшая плотность электролита, не даст под нагрузкой необходимого значения. Отсюда и проблемы с запуском мотора.

Устройство

Вилка любой конструкции имеет одинаковые элементы:

  • вольтметр;
  • спираль;
  • щуп или два на корпусе;
  • минусовой проводок с зажимом или без него.

Два щупа нужны, чтобы измерить напряжение с нагрузкой и без нее. Вилки с электронным вольтметром считаются более точными в плане измерений.

Разновидности

Помимо различных характеристик и возможностей, которыми отличаются такие приборы, они разделены на две разновидности:

  1. для кислотных АКБ;
  1. для щелочных АКБ.

Одна вилка не годится, для проверки разнотипных аккумуляторов. Это обусловлено разницей номинальных напряжений. У кислотных оно одно, у щелочных – другое. Поэтому вилка, не рассчитанная на щелочные батареи, при их проверке дает неверные показания. То же самое с щелочной вилкой и кислотной батареей.

Важно: количество резисторных спиралей вилки должно соответствовать емкости батареи, иначе вилка сгорит. Как правило, одна спираль выдерживает мощность 100 А/ч. Для батареи более мощной, нужно использовать двух спиральную вилку.

Какие параметры можно замерить

Нагрузочная вилка позволяет проверить такие параметры АКБ (количество проверяемых параметров зависит от конструкции):

  1. уровень зарядки;
  1. продолжительность сохранения заряда;
  1. определить короткое замыкание пластин;
  1. оценить степень сульфатации пластин и ресурс;
  1. некоторые вилки позволяют измерять силу тока, они имеют в устройстве спирали сопротивления. Каждая спираль имеет собственное сопротивление 0,1-0,2 Ом.

Подготовка АКБ и тестирование

Чтобы получить верные результаты измерения, нужно знать, как работает нагрузочная вилка для аккумулятора как пользоваться ею.

Пред снятием измерений, нужно выполнить определенные действия:

  • отключить АКБ от сети автомобиля, сняв клеммы;
  • тестировать батарею можно и без снятия с машины, но перед проверкой необходимо выждать 7-10 часов;
  • поэтому, лучшие результаты вы получите, скинув клеммы вечером, и приступив к измерениям с утра;
  • температура воздуха на улице должна быть 20-25 градусов. Для измерений в холодное время, батарею следует отнести в помещение, чтоб она простояла в нем 7-10 часов и согрелась;
  • пробки обслуживаемой батареи выкручивают, до начала измерений;
  • проверяют уровень электролита, и доливают дистилат до нормы;
  • Почистить клеммы от окислов и грязи. Контакты нужны чистые и сухие, чтоб не возникло паразитных токов, искажающих измерения.

Тест без нагрузки

Первый тест производится без нагрузки, чтобы определить заряд батареи. Замеры выполняются с отключенным сопротивлением. Коснуться корпусным щупом, для измерений без нагрузки минусовой клеммы, плюсовой провод совместить с плюсовым контактом. Результат фиксируется. По нему определяется степень заряда.

Нагрузочная вилка для аккумулятора показания должна дать такие:

Тест под нагрузкой

Бытует мнение, что такие проверки вредны для АКБ. Это не правда. Если соблюдать предписанные правила измерений, такое тестирование безопасно для любых типов батарей. После того, как проверка без нагрузки показала полную зарядку, переходят к проверке с нагрузкой. Незаряженную или не полностью заряженную АКБ, следует предварительно зарядить. Затем:

  • включаете нужное количество нагрузочных спиралей, соответственно мощности проверяемой батареи (до 100А/ч – одна спираль, более 100 – две спирали);
  • плюс подключается к плюсовому полюсу;
  • Минусовой щуп подносят к минусовому;
  • Снимаете показания.

Внимание: безопасным для АКБ, считается время контакта с нагрузочной вилкой 5-8 секунд. После этого, контакт прерывают и вилку отключают. Повторное измерение допустимо не ранее 5 минут после первого. Не рекомендуются частые проверки, например, ежедневные, они вредят батарее.

Показания вилки с нагрузкой отличаются от не нагруженных. Допустимой нормой считается больше 9 Вольт. Если показания ровно 9 Вольт или ниже, такой аккумулятор считается непригодным, его следует заменить. Понять состояние вашей батареи, вы сможете по приведенной ниже таблице.

Проверка АКБ нагрузочной вилкой таблица показаний.

Для следующей проверки, нужно дать батарее восстановиться, выждав минимум 5 минут. А спиралям на вилке необходимо время на остывание. Безвредная частота проверок раз в месяц или еще реже, хороший аккумулятор не будет вызывать проблем.

Наиболее простой и доступной на рынке нагрузочных вилок является Ореон НВ-01. Эта нагрузочная вилка для аккумулятора цена около 600 рублей. Ее достаточно для рядового автолюбителя. Тем, кто работает с аккумуляторами или любит дорогие и качественные приборы, лучше выбрать Ореон НВ-3. Она обладает лучшими параметрами, цифровым табло и удобна в использовании.

Делаем нагрузочную вилку

Если приобрести дорого, но теоретических знаний достаточно, тогда изготавливается нагрузочная вилка для аккумулятора своими руками. Этапы изготовления следующие:

  1. привести АКБ в состояние полной зарядки:
  1. замерить напряжение первой «банки» батареи;
  1. нужно иметь доступ к проверке всех «банок»;
  1. пользуясь резистором и микроамперметром, выполняют градацию прибора и рассчитывают сопротивления нагрузочного резистора;
  1. формула расчета сопротивления R= U/I, где U – напряжение, I – сила тока, R – сопротивление резистора. В формуле применяют значения силы и напряжения первой банки, а не всей батареи;
  1. мощность, проходящую через резистор считают как P=UI, где I – сила тока, U – напряжение, Р – проходящая мощность. Резистор должен быть проволочным, с мощностью более той, которая у вас получится. Иначе он перегорит. Щупы выбирают толстые, чтобы выдержали нагрузку;
  1. подключаются щупы к резистору проводами, которые тоже должны выдержать протекающий ток. Соединения, нужно тщательно пропаять;
  1. параллельно с резистором подключают вольтметр. Полярность щупов помечают знаками, она будет такая же, как у подключенного вольтметра;
  1. обязательно заизоллировать соединения;
  1. лучше всего, все элементы закрепить внутри корпуса, а к корпусу приделать заизолированную рукоять. Расстояние между элементами рекомендуется выполнить по расстоянию между клеммами «банок» батареи.

Вывод

Проще приобрести готовую вилку, чем заниматься изготовлением. Правильные измерения получаются, только при соблюдении всех условий. Действуйте по инструкции, чтобы не спалить вилку и не вывести из строя батарею.

Источник