Меню

Все про аккумуляторы ремонт

Все про аккумуляторы ремонт

Автомобильные АКБ считаются почему-то расходным материалом, который можно смело отправлять на утилизацию уже через 2–3 года эксплуатации, поскольку батарея разрядилась и плохо функционирует.

Аккумулятор в автомобиле

В действительности проблема быстрой потери ёмкости действительно актуальная в настоящее время. С ней сталкиваются городские жители, которые крайне редко покидают пределы города, передвигаются на короткие дистанции при длительных стоянках.

В идеальных условиях заряд АКБ происходит от генератора, пока машина едет. Но для полной зарядки требуется порой не менее 100–150 км, которые водитель должен проехать без остановки. А если каждый день ездить по 10–20 км, постоянно останавливаясь, восполнить заряд батарея никак не сможет.

Потому задачей автомобилиста является грамотное периодическое обслуживание. Это не только зарядка, но ещё и проверка всех параметров и характеристик. Если правильно выполнять все рекомендации, тогда вместо 2–3 лет, АКБ без проблем прослужит 5–6 лет и даже больше.

  1. От чего зависит эксплуатационный срок
  2. Способы обслуживания и периодичность его проведения
  3. Самостоятельное обслуживание АКБ
  4. Напряжение АКБ
  5. Напряжение бортовой сети
  6. Уровень электролита
  7. Плотность электролита
  8. Зарядка
  9. Применение нагрузочной вилки
  10. Ток утечки
  11. Профилактика сульфатации

От чего зависит эксплуатационный срок

Есть несколько факторов, которые в той или иной степени влияют на состояние и работоспособность автомобильного источника питания. То есть это те факторы, от которых напрямую зависит, сколько сможет проработать тот или иной аккумулятор.

И здесь можно выделить несколько основных моментов:

  1. Уровень заряда. Либо же степень заряженности. Если АКБ регулярно находится в состоянии слабого заряда, это негативно отразится на сроке службы. При запуске двигателя АКБ отдаёт много энергии и начинает её восполнять за счёт генератора. Но банально не успевает это сделать. То есть условно батарея отдаёт больше, чем затем возвращает. Разряд ведёт к таким последствиям как сульфатация, потеря ёмкости и полный выход из строя.
  2. Температурные условия. Своё влияние оказывает и температура, при которой работает источник питания. Свои оптимальные характеристики аккумулятор демонстрирует при температуре 15–20 градусов Цельсия. При заморозках электролит может застыть, замёрзнуть. Если слишком жарко, это провоцирует испарение воды из состава электролита. Оголяются пластины, может произойти их осыпание и замыкание. Потому проверка и обслуживание нужны обязательно.
  3. Бортовая сеть. Далеко не последнюю роль играет состояние бортовой сети вашего автомобиля. Особенно важно быть уверенным в исправности генератора и регулятора напряжения. Если они вышли из строя, тогда и АКБ износится намного быстрее заявленного производителем срока. На батарею не должно поступать напряжение выше установленной нормы. Но и дефицит подаваемого напряжения не позволяет в полной мере восполнить утраченный заряд.
  4. Коррозия. В действительности процессы коррозии являются естественными при эксплуатации АКБ. Но их негативное влияние сокращают за счёт специальных добавок, применения качественного электролита и очищенной воды.
  5. Влияние сульфатации. Именно сульфатация является самым губительным явлением для свинцово-кислотных АКБ. Это также естественный процесс, но его воздействие можно снизить за счёт своевременного и грамотного обслуживания.

Как видите, факторов, влияющих на реальный срок службы АКБ, достаточно много. И с ними приходится бороться автомобилистам. А точнее тем, кто не хочет каждые 2 года покупать новый аккумулятор, который стоит немало денег.

Способы обслуживания и периодичность его проведения

Периодическое обслуживание можно разделить на 2 группы процедур, которые проводятся в отношении АКБ:

  • визуальная проверка, оценка состояния по внешним признакам;
  • диагностика;
  • обслуживание, сервисные операции.

В первом случае достаточно просто взглянуть на АКБ, убедиться в целостности корпуса, проверить на наличие трещин, признаков утечки, окисления контактов и пр.

Далее выполняются уже более серьёзные работы.

Правильная диагностика автомобильного аккумулятора предусматривает проведение таких мероприятий:

  • проверка напряжения в условиях размыкания цепи, то есть когда АКБ не соединена с авто;
  • оценка рабочих параметров при запуске двигателя;
  • проверка уровня и состояния электролита.

Все эти процедуры, включая визуальный контроль, обязательно проводятся с определённой периодичностью, не ожидая появления очевидных проблем с АКБ.

Опытные автомобилисты советуют совмещать диагностику АКБ с проверкой уровня масла, омывающей жидкости, давления в шинах и пр. То есть это должно стать привычкой для автовладельца.

Установка АКБ в авто

Что же касается обслуживания или сервисных операций, то эти работы включают в себя:

  • периодическую внеплановую зарядку внешним устройством;
  • проверку и изменение плотности электролита;
  • тестирование с помощью нагрузочной вилки;
  • проверку утечки тока;
  • профилактику сульфатации.

Чтобы самостоятельно заниматься вопросами обслуживания, требуется обзавестись соответствующим набором инструментов и материалов.

Основными составляющими выступают:

  • мультиметр;
  • вилка нагрузки;
  • ареометр;
  • ЗУ;
  • электролит;
  • дистиллированная вода.

Помимо ареометра, для проверки плотности потребуются груша и прозрачная трубочка из стекла или пластика. Подобные приспособления можно купить в виде комплекта.

При работе с АКБ строго соблюдайте правила безопасности. Используйте защитные перчатки и очки. Желательно работать в спецодежде.

Обслуживание включает в себя достаточно большой список мероприятий. Каждое из них требует отдельного пояснения и некоторых рекомендаций.

Самостоятельное обслуживание АКБ

Если вы решили заняться обслуживанием аккумулятора от автомобиля своими руками, предварительно стоит узнать некоторые нюансы проводимых процедур и ознакомиться с важными рекомендациями.

Не стоит пугаться. В действительно самостоятельно обслужить собственный аккумулятор, расположенный под капотом автомобиля, не сложно. Просто нужно знать, как это правильно делается.

У каждой процедуры есть свои особенности.

Напряжение АКБ

Первым делом проводится самый простой тест. Это проверка напряжения автомобильного аккумулятора.

Для работы потребуется вооружиться вольтметром или многофункциональным мультиметром.

Теперь более подробно о том, как обслуживать аккумулятор собственного автомобиля. Для проверки напряжения нужно:

  • взять вольтметр или мультиметр, переведённый в режим измерения напряжения;
  • выставить диапазон измерения до 20 В;
  • соблюдая полярность, соединить клеммы, плюс на плюс, а минус на минус;
  • считать данные, отображаемые на экране.

Измерение напряжения на клеммах

Нормальным считается напряжение на уровне 12,5–12,9 В.

Если напряжение падает ниже 12 В, необходимо подключить АКБ к зарядному устройству. Значение 10,5 В считается глубоким разрядом, и не всегда удаётся восстановить батарею.

Эксплуатировать аккумулятор, который сильно разряжен, нельзя. Батарея будет терять ёмкость, её срок службы сократится.

Напряжение бортовой сети

Продолжая разбираться с тем, как правильно самостоятельно обслуживать аккумулятор, не стоит забывать и про бортовую сеть самого автомобиля.

Сама проверка напряжения в бортовой автомобильной сети проводится по аналогии с предыдущей работой. Только здесь двигатель следует предварительно завести.

В норме прибор должен показывать от 13 до 14,4 В. Если есть отклонения, тогда придётся дополнительно проверять состояние регулятора напряжения и генератора. Здесь порой лучше обратиться к квалифицированному автоэлектрику.

Уровень электролита

Самостоятельное техническое обслуживание открытой аккумуляторной батареи, которая всё реже встречается под капотом автомобиля, обязательно предусматривает необходимость оценки текущего уровня рабочей жидкости.

Сама по себе проверка уровня электролита не представляет ничего сложного.

Процедуру можно представить в таком виде:

  1. Если это обслуживаемая АКБ, просто открутите соответствующие крышки. Если батарея необслуживаемая, проверить уровень удастся разве что через прозрачную часть корпуса. Разгерметизировать батарею – не лучшая идея.
  2. Возьмите прозрачную трубочку из стекла или пластика. Подойдёт обычный корпус от ручки.
  3. Трубочка погружается в банку, при этом верхний конец следует закрыть пальцем.
  4. Когда почувствуете соприкосновение с пластинами, поднимайте трубочку и делайте замеры уровня.
  5. Нормой считается 10–15 мм над уровнем расположения пластин.

Даже если подобных приспособлений нет, можно визуально убедиться в том, что электролит с запасом покрывает пластины. Такая проверка проводится в каждой банке.

Что именно доливать, зависит от того, какие результаты даст оценка плотности.

Плотность электролита

Если вы решили взять обслуживание авто аккумуляторов полностью в свои руки, тогда обслуживаемые АКБ предусматривают не только проверку плотности, но и изменение этих параметров. Важно лишь знать, как это делать своими руками.

Правильно выполненная проверка и самостоятельная корректировка плотности залитого электролита в АКБ позволят компенсировать утраченный заряд и вернуть батарею в нормальный режим работы.

Плотность следует проверять только после полной зарядки АКБ. Необходимо подождать 3–4 часа. Нормальной плотностью считается 1,27–1,29 г/см3.

Для проверки плотности требуется ареометр. Он погружается в банки, после чего запоминаются или записываются полученные значения.

Измерение плотности электролита

Когда плотность оказывается выше допустимых параметров, либо падает общий уровень жидкости, достаточно просто долить недостающее количество дистиллированной воды. Если же плотность низкая, здесь ситуация иная. Придётся сначала удалить частично старый электролит и добавить новый, с требуемой ёмкостью. Далее выполняется зарядка, выжидается 3–4 часа и делается повторная проверка.

Зарядка

В условиях городской эксплуатации периодическая зарядка автомобильного аккумулятора сетевым ЗУ становится просто необходимой. Генератору не хватает времени, чтобы компенсировать потраченную на запуск двигателя энергию.

Читайте также:  Какой аккумулятор для ниссан мурано z50

Если вы достаточно часто эксплуатируете машину, но ездите на короткие дистанции, профилактическую зарядку выполняют 1 раз каждые 3 месяца. Перед этим нужно сделать замеры и убедиться в такой необходимости.

Но случаются и внеплановые ситуации, когда батарея теряет свой заряд из-за невнимательности водителя, либо заряд пропал в результате длительной стоянки.

Применение нагрузочной вилки

Если провести тест своего аккумулятора нагрузочной вилкой, это даст возможность понять, в каком реальном состоянии находится источник питания.

Смысл такого тестирования в том, чтобы создать имитацию запуска двигателя. Разряд АКБ позволяет понять, какая у батареи остаточная ёмкость и способна ли она восстанавливать заряд.

Если нагрузочная вилка показывает наличие проблем, обычно такие аккумуляторы приходится утилизировать, а на их место покупать новые источники питания.

Ток утечки

Очень полезно перед зимой грамотно и полноценно обслужить аккумулятор, если планируется длительный простой автомобиля. Причём утечку тока легко проверить самостоятельно.

Если проверка тока утечки показывает, что значение выходят за рамки нормы, после долгого простоя наверняка АКБ разрядится в ноль. Это запустит процессы сульфатации, спровоцирует потерю ёмкости. Порой, чтобы АКБ полностью вышла из строя, достаточно нескольких недель простоя. Это возможно, когда ток утечки большой.

Суть процедуры заключается в следующем:

  • зажигание выключается, извлекается ключ из замка;
  • все двери закрывают, стёкла открывают, чтобы иметь доступ в салон;
  • все потребители отключаются полностью;
  • с АКБ снимается минусовая клемма;
  • мультиметр переводится в режим измерения тока;
  • щупы подключаются в разрыв между клеммой минус и минусовым выводом батареи;
  • включается измерительный прибор, считываются показания.

Нормой можно считать значения от 15 до 70 мА. Для современных машин это вполне естественные показатели. Если ток утечки больше, нужно найти причину.

Для этого можно подключить клеммы, как было указано выше, и начать по очереди извлекать по одному предохранители и реле. Как только ток утечки нормализуется, по маркировке предохранителя вы поймёте, в какой цепи есть проблемы, и куда уходит много тока от аккумулятора.

Профилактика сульфатации

Поддержание полного заряда, уровня и плотности электролита являются лучшими методами защиты от сульфатации.

При этом автомобилистам рекомендуется проводить профилактические работы по десульфатации пластин.

Это можно сделать с помощью:

  • химических присадок, соды и путём механической очистки (эффективность низкая, опасность высокая);
  • десульфатора;
  • контрольно-тренировочного цикла (противопоказано для кальциевых АКБ);
  • зарядного устройства с режимом десульфатации.

Конечно же, не забывайте про обязательный визуальный контроль. Порой уже по внешним признакам можно определить наличие проблем с источником питания.

Каждый автомобилист сам решает, заниматься ему подобными мероприятиями, или нет. Кто-то просто отдаёт машину раз в 2–3 месяца в автосервис на диагностику. Другим проще откатать на одной батарее пару лет, а затем сдать её в утилизацию, купив новую.

Источник



Ремонт аккумуляторных батарей

Своевременным устранением неисправностей аккумуляторных батарей (АКБ) можно значительно продлить срок их службы.

Основные неисправности АКБ:

  • коробление электродов
  • сульфатация электродов
  • ускоренный саморазряд
  • нарушение контакта в полюсных выводах и перемычках
  • трещины в моноблоках (банках) и крышках
  • износ полюсных выводов
  • отстающие аккумуляторы

Короткое замыкание в АКБ

Короткое замыкание внутри АКБ возникает между разноименными электродами из-за накопления на дне банки выпавшего активного вещества, образования на кромках отрицательных электродов свинцового мостика (губки) и в результате разрушения сепараторов. Эти явления возможны при длительном перезаряде батареи, заряде и разряде токами большой силы, загрязнении и замерзании электролита.

Внешние признаки короткого замыкания:

  • очень малая величина э.д.с.
  • быстрое повышение температуры при заряде
  • медленное повышение напряжения при заряде и быстрое его падение при выключении зарядного тока
  • понижение плотности электролита

Для устранения короткого замыкания АКБ разбирают, заменяют поврежденные сепараторы и электроды, удаляют осадок и губку с кромок электродов. После сборки АКБ заряжают с одной перезарядкой.

Коробление электродов

Коробятся электроды из-за большой силы зарядного и разрядного тока, повышенной температуры электролита, нарушения правил пуска двигателей стартером (частые и длительные его включения). Признаками коробления являются изменения внешней их формы и уменьшение емкости АКБ из-за сокращения количества активного вещества вследствие его выпадания. Покоробленные электроды при ремонте АКБ заменяют.

Ускоренный саморазряд АКБ

Саморазряд батареи, превышающий 1% в сутки, считается ускоренным. Он происходит в результате загрязнения поверхности АКБ и попадания примеси в электролит. Для уменьшения саморазряда необходимо содержать в чистоте поверхность батареи (загрязнения образуют между клеммами токопроводящий мостик), не допускать «прорастания» сепараторов. Если электролит загрязнен, то батарею нужно разрядить током 0,1 от ее емкости до напряжения 1,1-1,2 В на каждый аккумулятор. При этом посторонние металлы и окислы с электродов переходят в электролит. Затем вылить электролит, промыть батарею дистиллированной водой, залить свежий электролит прежней плотности и полностью зарядить.

Сульфатация электродов

Сульфатация (образование на поверхности активного вещества электродов кристаллов сульфата свинца) возникает при длительных и глубоких разрядах и ускоряется при снижении уровня электролита (оголение верхней части электродов), наличии в электролите органических примесей, повышении плотности и температуры электролита, наличии ускоренного саморазряда.

Признаки сульфатации электродов АКБ:

  • уменьшение емкости батареи
  • снижение плотности электролита
  • быстрое повышение при заряде напряжения батареи и температуры
  • преждевременное бурное газовыделение
  • при запуске двигателя резкий спад напряжения вследствие малой емкости батареи

Существует несколько способов восстановления емкости засульфатированных АКБ:

  • длительный заряд малыми токами
  • заряд на дистиллированной воде
  • разряды малыми токами
  • кратковременный (1-2 ч) заряд батареи током, в 10-20 раз превышающим ток обычного заряда
  • и др.

Если процесс сульфатации не слишком глубок, электроды аккумулятора можно восстановить, разрядив батарею током 0,05 от ее емкости до напряжения 1,7 В. После этого слить электролит, валить дистиллированную воду и заряжать током 0,03 от емкости. При достижении плотности электролита 1,09 г/см3 напряжение каждого аккумулятора должно быть 2,3-2,4 В. Если оно ниже, то заряд прекращают, часть электролита заменяют дистиллированной водой и после 2-часового перерыва продолжают заряд тем же током до достижения плотности 1,09 г/см3 и напряжения 2,3—2,4 В. После этого плотность доводят до нормальной и заряжают батарею током 0,1 от емкости.

Для восстановления электродов с глубокой, но незастарелой, сульфатацией из разряженных до 1,7 В сливают электролит и заливают в них дистиллированную воду. Через час аккумуляторы заряжают, установив зарядный ток с таким расчетом, чтобы напряжение на выводах 12-вольтовой батареи было 13,8 В. Когда плотность электролита повысится до 1,12 г/см3, устанавливают зарядный ток, соответствующий 0,2 от емкости батареи. Зарядку ведут до начала газовыделенил во всех аккумуляторах и прекращения увеличения плотности электролита. Затем АКБ включают на 1,5-2-часовую разрядку примерно таким же током. Разрядку и зарядку продолжает до тех пор, пока повышается плотность электролита.

Отстающие аккумуляторы

Если в АКБ хотя бы один аккумулятор разряжается раньше остальных, то работоспособность батареи будет определяться именно этим аккумулятором, который при дальнейшем разряде переплюсуется и будет заряжать обратным током остальные аккумуляторы, что приведет к значительному снижению напряжения АКБ. У отстающих аккумуляторов плотность электролита при заряде растет значительно медленнее, а температура быстрее, чем у остальных аккумуляторов. Батарея с такими аккумуляторами должна быть подвергнута 2-3-разовому контрольно-тренировочному циклу (заряд—разряд).

Трещины в моноблоках

Трещины в стенках и перегородках моноблока (банки) заделывают композицией на основе эпоксидной смолы или расплавленным хлорвинилом. Перед заделкой трещину обрабатывают по всему контуру. Снимают фаски под углом 45-60°на глубину, равную 2/3 толщины стенки. Поверхность вокруг трещины зачищают и обезжиривают ацетоном.

Приготовление электролита и зарядка АКБ

Таблица. Нормы расхода воды и кислоты для приготовления электролита, л

Требуемая плотность Количество компонентов при 25°С (при 15’С)
электролита при 25*С, для получения 1 л электролита
г/См 3 воды кислоты
1,21 0,849(9,836) 0,211(0,204)
1,23 0,829(0,814) 0,231(0,227)
1,24 0,819(0,808) 0,242(0,237)
1.26 0,800(0,789) 0,263(0,258)
1,28 0,781(0,768) 0,285(0,280)
1,40 0,650 0,423

Электролит готовят из аккумуляторной серной кислоты (плотность 1,83 г/см3) и дистиллированной воды. В пластмассовый, керамический, эбонитовый или свинцовый сосуд сначала наливают воду, затем при непрерывном перемешивании кислоту.

Аккумуляторы, собранные после ремонта из разряженных пластин (электродов), заливают электролитом плотностью 1,12 г/см3 после охлаждения до температуры 25°С. Залитую АКБ выдерживают в течение 2—4 ч.

В качестве источника тока для зарядки АКБ используют выпрямители типа ВСА или специальные зарядные агрегаты. Зарядку ведут током, равным 0,1 от емкости батареи. Напряжение на каждом аккумуляторе должно быть 2,7-3,0 В. Во время зарядки контролируют температуру электролита. Она не должна подниматься выше 45°С. Если температура окажется выше, уменьшают зарядный ток или прекращают зарядку на некоторое время. Заканчивают зарядку после того, как начнется обильное газовыделение, а плотность электролита стабилизируется и не будет меняться в течение 2 ч. После 30 мин выдержки проверяют плотность электролита. Если она не соответствует установленной для данной зоны эксплуатации, то доливают в аккумулятор дистиллированную воду (когда плотность выше нормы) или электролит плотностью 1,4 г/см3 (если плотность ниже нормы). После корректировки необходимо продолжить зарядку в течение 30 мин для перемешивания электролита.

Читайте также:  Выбираем аккумулятор для скутера

Источник

Ремонт аккумулятора автомобиля, стоит ли овчинка выделки

Ремонт аккумулятора автомобиля, хотя еще и остается актуальной темой в автомобильном мире, все же она не настолько актуальна, чем, допустим, еще лет 10 – 15 назад.

Причин этому много. Это доступные цены на новые отечественные аккумуляторные батареи, большой их выбор, относительная их надежность при правильной эксплуатации, что в последнее время не может не радовать. И самое главное проведение такого ремонта требует определенной подготовки, наличия соответствующего оборудования и инструментов.

И, конечно же, во многих случает ремонт аккумулятора автомобиля себя просто не оправдывает, так как стоимость такого ремонта может достигать до 80% стоимости нового АКБ, поэтому проще купить новую аккумуляторную батарею и не мучиться со старой.

Однако еще есть водители, которые предпочитают ремонтировать аккумулятор автомобиля самостоятельно или отдавать его для ремонта в специализированные мастерские.

Содержание:

  1. Какие основные неисправности аккумулятора автомобиля существуют, и стоит ли вообще пытаться их ремонтировать
  2. Короткие замыкания
  3. Внешние повреждения корпуса АКБ или механические повреждения банок аккумулятора
  4. Обрыв внутренней сети аккумулятора
  5. Наиболее часто встречается проблема сульфирования пластин аккумулятора автомобиля
  6. Как провести правильный ремонт аккумулятора автомобиля при сульфировании пластин, разберем поэтапно

Какие основные неисправности аккумулятора автомобиля существуют, и стоит ли вообще пытаться их ремонтировать

  1. В результате неправильной эксплуатации, или не качественного АКБ может происходить осыпание активной массы внутри батареи. И хотя в современных аккумуляторах свинцовые пластины расположены на некоторой высоте над поверхностью дна, все же в результате активного осыпания может произойти короткое замыкание, что приводит к быстрому разряду батареи.
  2. Внешние повреждения корпуса аккумулятора автомобиля. Тут добавить нечего, корпус может быть поврежден по многим причинам. Но основная причина, это плохо закрепленное АКБ на штатном месте. А учитывая состояние наших дорог, то уже через несколько десятков километров, аккумулятор автомобиля можно будет выкидывать.
  3. Следующая причина, которая может привести к ремонту аккумулятора автомобиля, это сульватация пластин. Сульватация пластин возникает в результате полного разряда аккумулятора автомобиля в результате не правильной его эксплуатации.
  4. Следующая причина, это банальный обрыв внутренней сети самого аккумулятора. В результате разных факторов может произойти отсоединение пластин АКБ от самой клеммы.

Мы назвали основные четыре причины неисправности аккумулятора автомобиля, теперь давайте рассмотрим, стоит ли ремонтировать аккумулятор автомобиля при той или иной неисправности.

Короткие замыкания

При такой неисправности, проводить ремонт аккумулятора автомобиля не рекомендуется. Обычно такой ремонт проводится с помощью замены пластин и стоит он не дорого. Но такой вид ремонта требует серьезной подготовки самого мастера, а найти такого специалиста уже не так и просто. Второе, как уже говорилось выше, для того вида ремонта должно быть соответствующее оборудование. И третье, это серная кислота, которая очень токсична и опасна.

Повреждение сепараторов углом пластины, в результате короткое замыкание.

Но все же такой вид ремонта имеет право на жизнь, и если у Вас есть возможность сделать ремонт аккумулятора автомобиля таким способом, то можно попробовать.

Тем более фирм, которые предоставляют такую услугу по ремонту аккумулятора автомобиля предостаточно, но вот стоимость? Тут нужно все взвесить.

Внешние повреждения корпуса АКБ или механические повреждения банок аккумулятора

Как показывает практика проводить ремонт аккумулятора автомобиля с такими повреждениями не целесообразно и экономически не выгодно. Тут опять нужен высококлассный специалист и специальное оборудование. Проще купить новое АКБ, а это сдать на вторсырье. Во многих случаях это единственно правильное решение.

Обрыв внутренней сети аккумулятора

Для современных аккумуляторов такой вид проблемы теоритически существует, но практически встречается так редко, что нет смысла его описывать. Одно можно сказать, ремонтируется обрыв сети АКБ достаточно легко и не дорого. Поэтому если уж вам не повезло, и у вашего аккумулятора была выявлена такая неисправность, то такой ремонт есть смысл проводить.

Наиболее часто встречается проблема сульфирования пластин аккумулятора автомобиля

К сожалению, многие водители пренебрежительно относятся к правильной эксплуатации АКБ, за что впоследствии, и расплачиваются либо своим кошельком, либо своими нервами.

Но радует одно, что, как правило, ремонт аккумулятора автомобиля при такой неисправности проводить можно и даже нужно. Называется это одним словом — десульфация.

Обычно сульфирование пластин АКБ происходит в результате большого разряда батареи в результате многих причин. На пример забыли отключить массу в автомобиле или оставили включенным на ночь фары или приемник.

В общем, результат один, как правило, утром сразу автомобиль завести не удается, только после интенсивного заряда АКБ, но и то через 2 – 3 дня проблема может повториться. Значит это первые признаки сульфирования пластин.

Важно почитать: Не заряжается аккумулятор автомобиля, причины, как устранить проблему.

Источник

Что включает в себя обслуживание автомобильного аккумулятора

Автомобильные АКБ считаются почему-то расходным материалом, который можно смело отправлять на утилизацию уже через 2–3 года эксплуатации, поскольку батарея разрядилась и плохо функционирует.

Аккумулятор в автомобиле

В действительности проблема быстрой потери ёмкости действительно актуальная в настоящее время. С ней сталкиваются городские жители, которые крайне редко покидают пределы города, передвигаются на короткие дистанции при длительных стоянках.

В идеальных условиях заряд АКБ происходит от генератора, пока машина едет. Но для полной зарядки требуется порой не менее 100–150 км, которые водитель должен проехать без остановки. А если каждый день ездить по 10–20 км, постоянно останавливаясь, восполнить заряд батарея никак не сможет.

Потому задачей автомобилиста является грамотное периодическое обслуживание. Это не только зарядка, но ещё и проверка всех параметров и характеристик. Если правильно выполнять все рекомендации, тогда вместо 2–3 лет, АКБ без проблем прослужит 5–6 лет и даже больше.

  1. От чего зависит эксплуатационный срок
  2. Способы обслуживания и периодичность его проведения
  3. Самостоятельное обслуживание АКБ
  4. Напряжение АКБ
  5. Напряжение бортовой сети
  6. Уровень электролита
  7. Плотность электролита
  8. Зарядка
  9. Применение нагрузочной вилки
  10. Ток утечки
  11. Профилактика сульфатации

От чего зависит эксплуатационный срок

Есть несколько факторов, которые в той или иной степени влияют на состояние и работоспособность автомобильного источника питания. То есть это те факторы, от которых напрямую зависит, сколько сможет проработать тот или иной аккумулятор.

И здесь можно выделить несколько основных моментов:

  1. Уровень заряда. Либо же степень заряженности. Если АКБ регулярно находится в состоянии слабого заряда, это негативно отразится на сроке службы. При запуске двигателя АКБ отдаёт много энергии и начинает её восполнять за счёт генератора. Но банально не успевает это сделать. То есть условно батарея отдаёт больше, чем затем возвращает. Разряд ведёт к таким последствиям как сульфатация, потеря ёмкости и полный выход из строя.
  2. Температурные условия. Своё влияние оказывает и температура, при которой работает источник питания. Свои оптимальные характеристики аккумулятор демонстрирует при температуре 15–20 градусов Цельсия. При заморозках электролит может застыть, замёрзнуть. Если слишком жарко, это провоцирует испарение воды из состава электролита. Оголяются пластины, может произойти их осыпание и замыкание. Потому проверка и обслуживание нужны обязательно.
  3. Бортовая сеть. Далеко не последнюю роль играет состояние бортовой сети вашего автомобиля. Особенно важно быть уверенным в исправности генератора и регулятора напряжения. Если они вышли из строя, тогда и АКБ износится намного быстрее заявленного производителем срока. На батарею не должно поступать напряжение выше установленной нормы. Но и дефицит подаваемого напряжения не позволяет в полной мере восполнить утраченный заряд.
  4. Коррозия. В действительности процессы коррозии являются естественными при эксплуатации АКБ. Но их негативное влияние сокращают за счёт специальных добавок, применения качественного электролита и очищенной воды.
  5. Влияние сульфатации. Именно сульфатация является самым губительным явлением для свинцово-кислотных АКБ. Это также естественный процесс, но его воздействие можно снизить за счёт своевременного и грамотного обслуживания.
Читайте также:  Аккумулятор l1215r pro li ion aeg 4932430365

Как видите, факторов, влияющих на реальный срок службы АКБ, достаточно много. И с ними приходится бороться автомобилистам. А точнее тем, кто не хочет каждые 2 года покупать новый аккумулятор, который стоит немало денег.

Способы обслуживания и периодичность его проведения

Периодическое обслуживание можно разделить на 2 группы процедур, которые проводятся в отношении АКБ:

  • визуальная проверка, оценка состояния по внешним признакам;
  • диагностика;
  • обслуживание, сервисные операции.

В первом случае достаточно просто взглянуть на АКБ, убедиться в целостности корпуса, проверить на наличие трещин, признаков утечки, окисления контактов и пр.

Далее выполняются уже более серьёзные работы.

Правильная диагностика автомобильного аккумулятора предусматривает проведение таких мероприятий:

  • проверка напряжения в условиях размыкания цепи, то есть когда АКБ не соединена с авто;
  • оценка рабочих параметров при запуске двигателя;
  • проверка уровня и состояния электролита.

Все эти процедуры, включая визуальный контроль, обязательно проводятся с определённой периодичностью, не ожидая появления очевидных проблем с АКБ.

Опытные автомобилисты советуют совмещать диагностику АКБ с проверкой уровня масла, омывающей жидкости, давления в шинах и пр. То есть это должно стать привычкой для автовладельца.

Установка АКБ в авто

Что же касается обслуживания или сервисных операций, то эти работы включают в себя:

  • периодическую внеплановую зарядку внешним устройством;
  • проверку и изменение плотности электролита;
  • тестирование с помощью нагрузочной вилки;
  • проверку утечки тока;
  • профилактику сульфатации.

Чтобы самостоятельно заниматься вопросами обслуживания, требуется обзавестись соответствующим набором инструментов и материалов.

Основными составляющими выступают:

  • мультиметр;
  • вилка нагрузки;
  • ареометр;
  • ЗУ;
  • электролит;
  • дистиллированная вода.

Помимо ареометра, для проверки плотности потребуются груша и прозрачная трубочка из стекла или пластика. Подобные приспособления можно купить в виде комплекта.

При работе с АКБ строго соблюдайте правила безопасности. Используйте защитные перчатки и очки. Желательно работать в спецодежде.

Обслуживание включает в себя достаточно большой список мероприятий. Каждое из них требует отдельного пояснения и некоторых рекомендаций.

Самостоятельное обслуживание АКБ

Если вы решили заняться обслуживанием аккумулятора от автомобиля своими руками, предварительно стоит узнать некоторые нюансы проводимых процедур и ознакомиться с важными рекомендациями.

Не стоит пугаться. В действительно самостоятельно обслужить собственный аккумулятор, расположенный под капотом автомобиля, не сложно. Просто нужно знать, как это правильно делается.

У каждой процедуры есть свои особенности.

Напряжение АКБ

Первым делом проводится самый простой тест. Это проверка напряжения автомобильного аккумулятора.

Для работы потребуется вооружиться вольтметром или многофункциональным мультиметром.

Теперь более подробно о том, как обслуживать аккумулятор собственного автомобиля. Для проверки напряжения нужно:

  • взять вольтметр или мультиметр, переведённый в режим измерения напряжения;
  • выставить диапазон измерения до 20 В;
  • соблюдая полярность, соединить клеммы, плюс на плюс, а минус на минус;
  • считать данные, отображаемые на экране.

Измерение напряжения на клеммах

Нормальным считается напряжение на уровне 12,5–12,9 В.

Если напряжение падает ниже 12 В, необходимо подключить АКБ к зарядному устройству. Значение 10,5 В считается глубоким разрядом, и не всегда удаётся восстановить батарею.

Эксплуатировать аккумулятор, который сильно разряжен, нельзя. Батарея будет терять ёмкость, её срок службы сократится.

Напряжение бортовой сети

Продолжая разбираться с тем, как правильно самостоятельно обслуживать аккумулятор, не стоит забывать и про бортовую сеть самого автомобиля.

Сама проверка напряжения в бортовой автомобильной сети проводится по аналогии с предыдущей работой. Только здесь двигатель следует предварительно завести.

В норме прибор должен показывать от 13 до 14,4 В. Если есть отклонения, тогда придётся дополнительно проверять состояние регулятора напряжения и генератора. Здесь порой лучше обратиться к квалифицированному автоэлектрику.

Уровень электролита

Самостоятельное техническое обслуживание открытой аккумуляторной батареи, которая всё реже встречается под капотом автомобиля, обязательно предусматривает необходимость оценки текущего уровня рабочей жидкости.

Сама по себе проверка уровня электролита не представляет ничего сложного.

Процедуру можно представить в таком виде:

  1. Если это обслуживаемая АКБ, просто открутите соответствующие крышки. Если батарея необслуживаемая, проверить уровень удастся разве что через прозрачную часть корпуса. Разгерметизировать батарею – не лучшая идея.
  2. Возьмите прозрачную трубочку из стекла или пластика. Подойдёт обычный корпус от ручки.
  3. Трубочка погружается в банку, при этом верхний конец следует закрыть пальцем.
  4. Когда почувствуете соприкосновение с пластинами, поднимайте трубочку и делайте замеры уровня.
  5. Нормой считается 10–15 мм над уровнем расположения пластин.

Даже если подобных приспособлений нет, можно визуально убедиться в том, что электролит с запасом покрывает пластины. Такая проверка проводится в каждой банке.

Что именно доливать, зависит от того, какие результаты даст оценка плотности.

Плотность электролита

Если вы решили взять обслуживание авто аккумуляторов полностью в свои руки, тогда обслуживаемые АКБ предусматривают не только проверку плотности, но и изменение этих параметров. Важно лишь знать, как это делать своими руками.

Правильно выполненная проверка и самостоятельная корректировка плотности залитого электролита в АКБ позволят компенсировать утраченный заряд и вернуть батарею в нормальный режим работы.

Плотность следует проверять только после полной зарядки АКБ. Необходимо подождать 3–4 часа. Нормальной плотностью считается 1,27–1,29 г/см3.

Для проверки плотности требуется ареометр. Он погружается в банки, после чего запоминаются или записываются полученные значения.

Измерение плотности электролита

Когда плотность оказывается выше допустимых параметров, либо падает общий уровень жидкости, достаточно просто долить недостающее количество дистиллированной воды. Если же плотность низкая, здесь ситуация иная. Придётся сначала удалить частично старый электролит и добавить новый, с требуемой ёмкостью. Далее выполняется зарядка, выжидается 3–4 часа и делается повторная проверка.

Зарядка

В условиях городской эксплуатации периодическая зарядка автомобильного аккумулятора сетевым ЗУ становится просто необходимой. Генератору не хватает времени, чтобы компенсировать потраченную на запуск двигателя энергию.

Если вы достаточно часто эксплуатируете машину, но ездите на короткие дистанции, профилактическую зарядку выполняют 1 раз каждые 3 месяца. Перед этим нужно сделать замеры и убедиться в такой необходимости.

Но случаются и внеплановые ситуации, когда батарея теряет свой заряд из-за невнимательности водителя, либо заряд пропал в результате длительной стоянки.

Применение нагрузочной вилки

Если провести тест своего аккумулятора нагрузочной вилкой, это даст возможность понять, в каком реальном состоянии находится источник питания.

Смысл такого тестирования в том, чтобы создать имитацию запуска двигателя. Разряд АКБ позволяет понять, какая у батареи остаточная ёмкость и способна ли она восстанавливать заряд.

Если нагрузочная вилка показывает наличие проблем, обычно такие аккумуляторы приходится утилизировать, а на их место покупать новые источники питания.

Ток утечки

Очень полезно перед зимой грамотно и полноценно обслужить аккумулятор, если планируется длительный простой автомобиля. Причём утечку тока легко проверить самостоятельно.

Если проверка тока утечки показывает, что значение выходят за рамки нормы, после долгого простоя наверняка АКБ разрядится в ноль. Это запустит процессы сульфатации, спровоцирует потерю ёмкости. Порой, чтобы АКБ полностью вышла из строя, достаточно нескольких недель простоя. Это возможно, когда ток утечки большой.

Суть процедуры заключается в следующем:

  • зажигание выключается, извлекается ключ из замка;
  • все двери закрывают, стёкла открывают, чтобы иметь доступ в салон;
  • все потребители отключаются полностью;
  • с АКБ снимается минусовая клемма;
  • мультиметр переводится в режим измерения тока;
  • щупы подключаются в разрыв между клеммой минус и минусовым выводом батареи;
  • включается измерительный прибор, считываются показания.

Нормой можно считать значения от 15 до 70 мА. Для современных машин это вполне естественные показатели. Если ток утечки больше, нужно найти причину.

Для этого можно подключить клеммы, как было указано выше, и начать по очереди извлекать по одному предохранители и реле. Как только ток утечки нормализуется, по маркировке предохранителя вы поймёте, в какой цепи есть проблемы, и куда уходит много тока от аккумулятора.

Профилактика сульфатации

Поддержание полного заряда, уровня и плотности электролита являются лучшими методами защиты от сульфатации.

При этом автомобилистам рекомендуется проводить профилактические работы по десульфатации пластин.

Это можно сделать с помощью:

  • химических присадок, соды и путём механической очистки (эффективность низкая, опасность высокая);
  • десульфатора;
  • контрольно-тренировочного цикла (противопоказано для кальциевых АКБ);
  • зарядного устройства с режимом десульфатации.

Конечно же, не забывайте про обязательный визуальный контроль. Порой уже по внешним признакам можно определить наличие проблем с источником питания.

Каждый автомобилист сам решает, заниматься ему подобными мероприятиями, или нет. Кто-то просто отдаёт машину раз в 2–3 месяца в автосервис на диагностику. Другим проще откатать на одной батарее пару лет, а затем сдать её в утилизацию, купив новую.

Источник