Меню

Устройства контроля разряда заряда аккумуляторов

Устройства контроля разряда заряда аккумуляторов

При эксплуатации любых типов аккумуляторов, очень важно не допускать возможности их разряда ниже допустимого уровня напряжения. Конечно, для аккумуляторов на разные напряжения, величина этого минимального уровня тоже будет различна.

В случае использования аккумуляторов со встроенным контроллером заряда-разряда (как у сотовых телефонов, например) такой проблемы не возникает.

Если же аккумулятор используется без такого специального контроллера, то велика вероятность разрядить элемент ниже критического уровня, а это может привести к значительной потере его ёмкости, либо вообще — к невозможности дальнейшей эксплуатации.

В этой статье вашему вниманию предлагается простая схема для автоматического контроля напряжения на элементе, имеющая индикацию снижения уровня заряда до критического значения.

Например, при использовании такой схемы совместно с аккумулятором для радио телефона (или аналогичного, на напряжение 3,6 вольт), он «просигнализирует» о падении уровня напряжения на нём до 2,7. 2,9 вольт. Это позволит вовремя отключить аккумулятор и произвести его зарядку.

Приведённая здесь схема позволяет регулировать значение напряжения срабатывания. Поэтому её можно с успехом применять и с аккумуляторами других типов, с другими значениями рабочих напряжений.

Если напряжение на аккумуляторе (или батарее) в норме, транзистор Т2 заперт и светодиод HL1 не горит. При падении напряжения ниже определённого уровня, открывается транзистор Т2 и светодиод загорается. Уровень напряжения аккумулятора, при котором это происходит, можно задать при настройке, подбором сопротивления подстроечного резистора в базе транзистора Т1.

Номинал резистор R3 зависит от рабочего напряжения аккумулятора и типа применённого светодиода. Подстроечный резистор можно взять сопротивлением от 30 до 100 кОм (в зависимости от нужных пределов регулировки). Все остальные резисторы типа МЛТ-0,125. Транзисторы могут быть любые маломощные.

Источник



Защита аккумулятора от глубокого разряда

По работе, время от времени ездим в лес и закапываем всякое электронное барахло. Это барахло питается от свинцового аккумулятора и работает на одной зарядке месяцев 8-10. В случае несвоевременной замены аккумулятору может поплохеть. Глубокий разряд и особенно глубокий разряд слабыми токами плохо сказывается на здоровье химических источников энергии. Для их защиты нам и понадобился блок защиты аккумулятора от «глубокого» разряда.

Читайте также:  Необслуживаемый аккумулятор какое напряжение

В интернете куча различных схем отключающих нагрузку при разряде аккумулятора, но найти подходящий так и не удалось. Либо схемные решения вызывают сомнения в надежной работе, либо они попросту уж очень много кушают. Так что поиски решения продлились некоторое время.И вот в закромах магазина ЧИП И ДИП коллега нашел «шедевр» российской электроники: КР1117СП10. Монитор питания рассчитанный на 10 вольт. На базе этой микросхемы и сделали наш блок защиты. Принципиальная схема блока защиты приведена на рисунке 1.

Рис. 1. Принципиальная схема блока защиты аккумулятора.

В качестве детектора снижения напряжения используется КР1171СП10 (DA1). В качестве коммутирующего элемента используется полевой N канальный транзистор VT1. Пока напряжение аккумулятора выше порогового значения микросхема DA1 ни как не влияет на работу схемы, транзистор VT1 полностью открыт, напряжение подается на нагрузку Rн. Если напряжение аккумуляторной батареи G1 падает ниже порогового значения на выводе 3 микросхемы DA1 появляется низкий уровень напряжения, шунтирующий затвор транзистора VT1, что приводит к его закрытию и отключению нагрузки Rн.В дежурном режиме, согласно документации на микросхему, блок защиты должен потреблять не более 20мкА. Реальные измерения при напряжении аккумулятора 12,5 В показали 11 мкА. Обладая столь низким собственным потреблением, устройство защиты практически не влияет на продолжительность работы аккумуляторной батареи. Однако есть и ложка дегтя. При срабатывании защиты потребление возрастает на порядок, до 300 мкА, согласно документации. Неприятно, но терпимо.
Для придания законченного вида и защиты устройства от внешних воздействий, методом FDM 3D печати был изготовлен корпус. 3D модель, готовое устройство и пример подключения к аккумулятору изображены на рисунках 2, 3 и 4 соответственно.

Источник

3 прикольных устройства с AliExpress для АКБ

Китайские производители неугомонны! И нужно отдать им должное — их предложениям нет числа. Мы обратили внимание на три устройства: прибор защиты АКБ от глубокого разряда, автомобильный тестер аккумулятора с принтером и универсальные быстросъемные клеммы. Расскажем о них по порядку, а заодно выслушаем оценку нашего специалиста Алексея Ревина.

Читайте также:  Нормальные уровни напряжения аккумулятора

1. Устройство защиты АКБ от разряда

Заводские настройки при этом такие — напряжение 12,3 Вольт, задержка 10 минут, вибросенсор — на максимуме. Утверждается, что самостоятельно устройство не сработает, так как напряжение в бортовой сети не опускается ниже 13–14 Вольт (работает генератор), да и движущийся автомобиль всегда создает достаточно вибраций, которые уловит вибросенсор.

А если устройство однажды разорвет цепь и не восстановит, то его можно демонтировать — открыть водительскую дверь и капот с помощью ключа при этом возможно.

И еще: современные высокотехнологичные автомобили при отключении батареи могут не запуститься и потребовать инициализации на сервисе. Но если у вас автомобиль, на котором вы периодически сами снимаете клемму с батареи (например, для зарядки) и ничего плохого не происходит, то подобное устройство можно установить, чтобы пережить очередную самоизоляцию.

2. Тестер с принтером

Алексей Ревин: «Не вижу в таком устройстве никакого смысла для личного пользования. Замеры, которые выполняет прибор, можно сделать обыкновенным тестером за 300 рублей. А „чеки“ кому вы будете предъявлять, на гвоздик в гараже накалывать? Разве что, вы ведете дневник технического состояния автомобиля и фиксируете все параметры. Тогда этот прибор вам пригодится».

3. Быстросъемные клеммы

Алексей Ревин: «Такие клеммы позволяют быстро отсоединить аккумуляторную батарею. В современном автомобиле это может потребоваться только при замыкании проводки. А вот при подключении батареи на катерах и яхтах такие клеммы удобны тем, что после похода выходного дня позволяют быстро снять аккумулятор в том числе и для предотвращения хищения».

Наш вердикт. Условно полезным для автомобиля можно считать устройство защиты АКБ от разряда. В период карантина к нему, возможно, есть смысл присмотреться.

    Тест 7 автономных пусковых устройств и советы по их использованию вы найдете тут.
Читайте также:  Аккумулятор для планшетов озон

Продлить срок любого механизма помогут современные технологии — присадки в ГСМ.

Источник

Описание простой схемы контроля уровня разряда аккумулятора или батареи

При эксплуатации любых типов аккумуляторов, очень важно не допускать возможности их разряда ниже допустимого уровня напряжения. Конечно, для аккумуляторов на разные напряжения, величина этого минимального уровня тоже будет различна.

В случае использования аккумуляторов со встроенным контроллером заряда-разряда (как у сотовых телефонов, например) такой проблемы не возникает.

Если же аккумулятор используется без такого специального контроллера, то велика вероятность разрядить элемент ниже критического уровня, а это может привести к значительной потере его ёмкости, либо вообще — к невозможности дальнейшей эксплуатации.

В этой статье вашему вниманию предлагается простая схема для автоматического контроля напряжения на элементе, имеющая индикацию снижения уровня заряда до критического значения.

Например, при использовании такой схемы совместно с аккумулятором для радио телефона (или аналогичного, на напряжение 3,6 вольт), он «просигнализирует» о падении уровня напряжения на нём до 2,7. 2,9 вольт. Это позволит вовремя отключить аккумулятор и произвести его зарядку.

Приведённая здесь схема позволяет регулировать значение напряжения срабатывания. Поэтому её можно с успехом применять и с аккумуляторами других типов, с другими значениями рабочих напряжений.

Если напряжение на аккумуляторе (или батарее) в норме, транзистор Т2 заперт и светодиод HL1 не горит. При падении напряжения ниже определённого уровня, открывается транзистор Т2 и светодиод загорается. Уровень напряжения аккумулятора, при котором это происходит, можно задать при настройке, подбором сопротивления подстроечного резистора в базе транзистора Т1.

Номинал резистор R3 зависит от рабочего напряжения аккумулятора и типа применённого светодиода. Подстроечный резистор можно взять сопротивлением от 30 до 100 кОм (в зависимости от нужных пределов регулировки). Все остальные резисторы типа МЛТ-0,125. Транзисторы могут быть любые маломощные.

Источник