Меню

Старый аккумулятор чем опасен

Старые аккумуляторы: чем они опасны

От них обязательно нужно избавляться, но не выбрасывать на свалку

26.12.19 0:00
текст: Елена Ткаченко
фото: INNOV.RU
714

Старые аккумуляторы: чем они опасны

Экологи не первый год призывают автомобилистов заботиться не только о своих транспортных средствах, но и об окружающей среде. В частности, специалисты просят водителей не выбрасывать отработавшие АКБ, а сдавать их. По их словам, для этого можно использовать один из двух вариантов:

  • принять участие в экологической акции по сбору нерабочих аккумуляторов. В последние годы в столице и других крупных городах нашей страны регулярно проводятся экологические акции по сбору отработанных автомобильных аккумуляторов. Волонтёры принимают батареи, а после отправляют их в специальный пункт утилизации;
  • обратиться в одну из местных компаний по приёму металла. Многие из организаций, которые принимают металл, как чёрный, так и цветной, осуществляют ещё и приём аккумуляторов от разных автомобилей, а также свинцовые, гелевые и тяговые аккумуляторы. В этом случае можно не только позаботиться об окружающей среде и освободить место в гараже или СТО, но и неплохо заработать.

По словам экологов, неправильно утилизированные аккумуляторы очень опасны не только для окружающей среды, но и для здоровья и даже жизни человека. Если отправить батарею на свалку, как делают многие автолюбители, она будет достаточно долго лежать и медленно разлагаться. После, через время, начнётся самое «весёлое» — кислота полностью разъест основу и в почву попадут оксиды свинца и кислота. По словам экологов, если на одно место выложить большое количество нерабочих АКБ через несколько лет почва будет заражена настолько, что её вполне можно будет сравнить с почвой в Чернобыле.

Классическая автомобильная батарея содержит большое количество свинца и электролит. Свинец – это канцерогенный металл, а его соединения – самый настоящий яд. Он вызывает серьёзные изменения в сердечнососудистой и нервной системах, снижает, а иногда и «убивает» иммунитет человека.

Крупные организации, которые принимают бывшие в употреблении аккумуляторы, в большинстве случаев не работают с ними сами из-за серьёзности технологии. Они направляют батареи организациям, которые занимаются переработкой АКБ. Схема такая: в измельчённую свинцовую массу батареи добавляется сода, которая необходима для нейтрализации электролита. После этого свинец отправляют в печь. Таким образом получается новый блок чернового свинца для нового аккумулятора. Эта технология не вредит ни окружающей среде, ни здоровью человека. Она безопасна.

Источник



Чем опасны отработанные аккумуляторы и что с ними делать

METALL1.RU Прием цветных и черных металлов в Санкт-Петербурге

Одной из основных проблем активного использования в современной жизни достижений технического прогресса стали проблемы с экологией. В частности возник вопрос о необходимости правильной и безопасной утилизации аккумуляторных батарей. Проблема актуальна как в отношении промышленных кислотных устройств, так и автомобильных АКБ. Их неконтролируемый вывоз на полигоны для хранения отходов может стать причиной серьёзной экологической катастрофы, которая с течением времени будет только усугубляться.

Вопрос усугубляет тот факт, что каждый год заканчивается рабочий ресурс у сотен миллионов батарей различных типов, модификаций и назначений. Именно поэтому важно для минимизации воздействия содержащихся в них токсичных веществ на окружающую среду грамотно утилизировать их, используя при этом специализированные перерабатывающие линии. Дополнительным аргументом в пользу централизованной утилизации аккумуляторов для владельцев старых АКБ может стать возможность получить за это деньги (одним из таких пунктов приёма в Санкт-Петербурге может стать, к примеру http://metall1.ru).

Когда аккумулятор необходимо отправить на утилизацию

В среднем срок службы свинцовых аккумуляторов, которые активно используются в качестве аварийных источников электроэнергии, в автомобильном транспорте, в системах связи, составляет около 3-5 лет. Основными причинами их износа становится:

  • формирование крупных кристаллов при сульфатации свинца;
  • коррозионные процессы в электродах из-за их растворения и окисления под действием электролита;
  • нарушение однородности, расслоение активной массы АКБ.

При этом важно отметить, что ремонту подобные устройства не подлежат, поэтому для дальнейшей работы техники требуется их замена.

Авто аккумуляторы

5 основных признаков необходимости замены аккумулятора

Замедленный запуск двигателя

Причин возникновения проблемы может быть несколько. Чаще всего это проблема, которая связана с передачей электрического сигнала по цепям. В этом случае, как правило, вал двигателя раскручивается достаточно медленно. Также возможна ситуация, когда аккумулятор зарядился неполностью из-за низкого качества соединения электроцепей со стартером или длительного простоя автомобиля на стоянке. Но в любом из вариантов, перечисленных выше, потребуется тщательный технический осмотр машины в условиях автосервиса.

Читайте также:  Показатели нового аккумулятора нагрузочной вилкой

Повреждение АКБ

При несоответствии условий эксплуатации аккумуляторной батареи рекомендациям компании-производителя (в частности при хранении устройства в условиях высоких температур) возможно вздутие корпуса. Это значительно снижает срок службы АКБ. Дальнейшее использование её без регулярного тестирования и контроля небезопасно.

Сигнал о неисправности (срабатывает индикатор)

Несоответствие рабочих параметров электропитающей сети установленным производителем требованиям часто становится причиной срабатывания индикатора, которое свидетельствует о возникновении неисправности может свидетельствовать о недостаточном уровне напряжения, генерируемом аккумулятором. Длительная работа в таком режиме сказывается на стабильности работы автомобильного двигателя. Подобная ситуация требует обязательного обращения к специалистам сервисного центра.

Утечка топлива

Регулярные утечки горючего могут стать причиной интенсивной коррозии деталей, которая препятствует прохождению электрического сигнала. В результате могут возникнуть проблемы с запуском автомобильного двигателя. При этом достаточно часто встречаются ситуации, когда жидкость затекает непосредственно в сам аккумулятор, повреждая свинцовые пластины. В результате АКБ перестаёт работать. Одной из распространённых предпосылок к подобной проблеме становится резкое снижение уровня горючего в топливном баке. При своевременном выявлении протечки выхода из строя аккумулятора можно избежать.

Выработка ресурса аккумуляторной батареи

Мастера СТО рекомендуют после того, как АКБ отработает более 3 лет с момента установки проводить её техническое обслуживание минимум 1 раз в год. Продлить срок службы позволяет своевременное, эффективное и качественное техническое обслуживание автомобиля, соблюдение условий эксплуатации батареи.

Срок службы аккумулятора существенно сокращается в том случае, если он регулярно заряжается не полностью или при длительном воздействии на устройство экстремально высоких или низких температур. Часто интенсивный износ АКБ может быть связан с забывчивостью автовладельца (к примеру, многие водители регулярно оставляют включённым радио или фары во время длительных остановок или после окончания поездки). Подобные ситуации провоцируют более частую зарядку батареи, которая изначально рассчитана на определённое количество рабочих циклов.

Особенности утилизации аккумуляторов

Технология переработки отработанных аккумуляторных батарей в большинстве случаев заключается в механическом разрушении корпуса устройства, после чего электролит сливается, чтобы свести к минимуму вероятность загрязнения окружающей среды токсичными веществами. Все составляющие сортируются и отправляются на дальнейшую переработку в качестве вторсырья, которое идёт чаще всего на производство новых АКБ. В качестве основных продуктов, которые впоследствии используются в качестве вторичного сырья, стоит выделить

  • медь,
  • сталь,
  • свинец,
  • пластик,
  • электролит (серная кислота, щёлочь).

Пластик, из которого изготавливался корпус, пропускается через специальные дробильные аппараты, измельчающие его до состояния гранул. После процедуры магнитной сепарации из полученной смеси удаляются все металлические включения. Для удаления немагнитных материалов (меди, свинца) используется технология гидродинамического отделения веществ тяжёлых фракций от лёгких под действием струи воды высокого давления при помощи специальных форсунок.

Решив сдать отработанный аккумулятор, автовладелец получает не только финансовую прибыль, которая существенно упрощает вопрос покупки новой батареи. Но главное, такой подход позволяет проявить заботу об окружающей среде.

Источник

Почему батарейки нельзя выбрасывать

На каждой батарейке или аккумуляторе питания всегда нарисована перечеркнутая урна. Про экологию и токсичность говорят сейчас много, но почему же батарейки — эти маленькие и безобидные на вид элементы питания — все-таки нельзя выбрасывать в урну и что с ними тогда делать?

Что опасного в батарейках?

Для начала разберемся, что у нас содержится внутри батареек. Не будем вдаваться в подробности механизма работы, но запомним основное — это элемент питания, под оболочкой которого мы имеем имеет анод и катод, погруженные в электролит и вступающие в химические реакции для выработки электрического тока.

В этом материале мы не станем оценивать характеристики батареек по работоспособности и эффективности. Нас интересует только внутренний состав «ингредиентов».

Батарейки бывают нескольких типов:

  • солевые (zinc-carbon)
  • щелочные (alkaline)
  • литиевые (lithium)
  • оксид-серебряные (oxygen-silver)
  • воздушно-цинковые (zinc-air)

Солевые — самые первые и простые батарейки. Анод состоит из смеси диоксида марганца с электролитом. В качестве электролита раньше выступал хлорид аммония, сейчас в основном хлорид цинка иногда с добавкой хлорида кальция.

Читайте также:  Аккумулятор для газ 22171

Щелочные (алкалиновые) батарейки в составе электролита имеют, как понятно из названия, щелочь. Здесь мы имеем анод из цинка, гидроксида калия, катод из диоксида марганца.

Литиевые основаны на литиевом катоде и органическом электролите. В составе также оксиды марганца и меди, серы, дисульфид железа, хлористый тионил.

Оксид-серебряные батарейки подразумевают в составе оксид серебра в виде катода, цинковый анод, щелочной электролит и еще гидроксиды натрия и каля в придачу.

Воздушно-цинковые батарейки — это гидроксид калия либо раствор хлорида цинка в электролите и цинковый катод.

Но и это не все. В целом, в зависимости от типа батарейки, мы получаем под корпусом занятный компот: свинец, литий, марганец, никель, натрий, кадмий, титан, иногда ртуть. Не самый приятный и совершенно точно токсичный набор элементов.

Если вы уже в ужасе побежали вытаскивать батарейки из всех приборов, погодите. Пока вы держите батарейку в руках, пользуетесь ей в приборе — она не опасна. Когда весь букет токсичности прочно спрятан в корпус элемента питания — никакой угрозы для вас или окружающего пространства батарейка не представляет.

От одной выброшенной батарейки вреда ведь не будет?

Было бы здорово так думать, но на планете живет не один человек, а почти 8 миллиардов. По статистике Роспотребнадзора, только в Москве в среднем ежегодно выбрасывается порядка двух тысяч тонн батареек.

В чем же тогда проблема, если сама по себе батарейка не особо страшна? Отдыхая годами на свалке, корпус батарейки разрушается, и все токсичные соединения отправляются на волю. Либо они попадают в почву и грунтовые воды, либо прямиком в атмосферу, если батарейку сожгли. И все наши токсичные товарищи совершают долгое путешествие, отравляющее все на своем пути.

А теперь давайте разберемся, что такого вредного в основных токсичных элементах.

Свинец — как тяжелый металл, вреден в любых количествах, попадающих в организм. Накапливается в мозге, печени, почках, костях. Особенно опасен для детей и внутриутробного развития, вызывая нарушения в работе мозга и центральной нервной системы, снижение умственного развития.

Литий — в чистом виде для человека угрозы не представляет, так как литий сам по себе в небольшой концентрации и так содержится во всех тканях организма. Мы потребляем его с едой, и некоторые лекарственные психотропные препараты содержат литий в том числе. Но превышение нормы лития и интоксикация его соединениями вызывает нарушения в опорно-двигательном аппарате, тормозит ЦНС и работу щитовидной железы.

Марганец — тоже сам по себе не особо токсичен и участвует во многих обменных процессах организма. А вот оксид марганца — такая себе история. Разлагается он только при температуре от 535 градусов, и что точно не стоит делать — так это вдыхать его, так как интоксикация оксидом марганца приводит к поражению мозга.

Никель — вообще-то, ваша поджелудочная железа содержит никель. Но это не отменяет того факта, что никель и его соединения токсичны. В основном его избыток вызывает кожные реакции — дерматиты, витилиго.

Ртуть — вы наверняка про нее знаете, она чрезвычайно токсична и для человека, и для животных. ЦНС, пищеварительная и иммунная системы, дыхательные пути, почки, кожа, глаза — это все поражается ртутью. Наиболее уязвим к ее воздействию внутриутробный плод. Всемирная Организация Здравоохранения признает ртуть одним из десяти химических элементов, представляющих опасность и проблему для здоровья человечества.

Кадмий — токсичен так же, как ртуть или мышьяк. Вдыхать или есть кадмий точно не стоит. Поражает дыхательные пути, ЦНС, желудочно-кишечный тракт, нарушает работу печени и почек. Даже сотых долей грамма соединений кадмия уже достаточно для острого отравления.

И это мы говорим только о том, как эти элементы влияют непосредственно на человека. Но стоит помнить и о токсичности для растений и животных. Например, высокая концентрация кадмия в водоемах вызывает отравление воды и массовую гибель рыбы. Литий химически активен и быстро вступает в реакции в почве и воде. Никель, накапливаясь в почве, вызывает болезни и гибель животных, дегенерацию растений. Природа «болеет» и к тому же становится отличным проводником всех вредных элементов к человеку. Рыба и моллюски с высоким содержанием ртути — уже не редкость, как и вода с повышенным содержанием тяжелых металлов.

Читайте также:  Аккумулятор для pulsar axion

А что тогда с ними делать?

Итак, вы уже наверняка достаточно убедились, что даже одна батарейка стоит вашего внимания. Что с ней делать? Не выбрасывать в мусорное ведро!

В каждом городе есть пункты приема батареек и других элементов питания, которые впоследствии отправляются на утилизацию. Например, на сайте компании «Мегаполисресурс», которая занимается в России переработкой батареек, есть удобная карта городов, на которой отмечены все пункты приема и адреса. Просто выберите свой город и посмотрите, куда можно отнести свои отжившие элементы питания — очень часто это обычные магазины, торговые центры.

Найти пункт приема можно также на сайте Duracell — крупнейшего мирового производителя батареек. Именно они стали инициатором экологического проекта по утилизации батареек, к которому подключились российские экологические предприятия, компании, школы.

Бегать сдавать по одной батарейке неудобно. Проще всего организовать хранение использованных батареек у себя дома в отдельном контейнере. Но помните, что в некоторых пунктах приема есть ограничения. Например, до 20 батареек с человека.

Их точно переработают?

До сих пор многие считают утилизацию бесполезным занятием. Мол, потом все отходы все равно попадают на свалку и точно также там валяются или, того хуже, сжигаются, отравляя атмосферу. На самом деле, это не так.

Да, с батарейками дело обстоит достаточно сложно. Даже в Европе есть всего несколько заводов, производящих переработку элементов питания. В России на данный момент основных точек пока только две — завод «Мегаполисресурс» в Челябинске и «Национальная экологическая компания» в Ярославле. Правда, по данным «Российской газеты», к 2024 году в России планируется организовать до семи экологических предприятий.

В начале 2020 года российский филиал Duracell отчитался, что в ходе своего экологического проекта только с мая по октябрь 2019 года на утилизацию в «Мегаполисресурс» были отправлены 30 тонн батареек.

Источник

Зачем кому-то нужны старые аккумуляторы, почему их покупают?

Нередко можно найти объявления о покупке старых автомобильных аккумуляторных батарей. Многие фирмы, продающие АКБ, заявляют о скидках при сдаче им старой батареи.

Почему скупают старые автомобильные аккумуляторы, какая от них польза? Или все переквалифицировались в экологов?

Что можно использовать вторично у бывшего в эксплуатации аккумулятора

Бывшие в эксплуатации аккумуляторные батареи, в принципе, сохраняют в себе полный набор химических материалов, который находился в нем в момент продажи. Основные материалы, используемые в аккумуляторной батарее:

Пластмасса, отработанный электролит, тем более вода, имеет низкую стоимость, точнее, мизерную. Свинец, как металл, даже с примесями, которые необходимы для производства АКБ разных типов, востребован производителями.

За килограмм очищенного свинца, поставляемого заводами, они платят от 150 рублей. Поэтому многие производители платят скупщикам от 70 до 100 рублей за килограмм аккумуляторного веса.

Во время длительной эксплуатации аккумуляторной батареи свинцовые пластины подвергаются процессу сульфатации. Свинец переходит в химическое состояние сульфат свинца.

Это порошкообразное вещество, покрывающее разрушающуюся пластину. Масса свинцовых пластин при этом уменьшается, но свинец, как химический элемент, остается внутри аккумуляторной батареи.

Возможные требования при сдаче использованной аккумуляторной батареи, приблизительная цена скупки

Лучше всего сдать аккумуляторную батарею при покупке новой. В этом случае многие продавцы предоставляют значительные скидки, которые больше, чем стоимость сдачи АКБ. Кроме этого, может быть организована быстрая бесплатная доставка в любую точку региона.

Если принято решение оставить АКБ в гараже «на всякий случай» или для более выгодной сдачи, не рекомендуется сливать с нее электролит .

При сливе вместе с электролитом утечет дорогой свинец в составе химических соединений (сульфатов). Кроме этого, многие скупщики не принимают использованные АКБ без электролита.

Стоимость старой аккумуляторной батареи обычно составляет от 30 рублей за килограмм «живого веса». Некоторые аккумуляторные батареи могут завесить более 1200 рублей. Если учесть этот факт, замена АКБ дешевеет приблизительно на 10-15%.

Источник