Меню

Схема зарядного устройства кос502



Зарядное устройство Космос КОС502

Зарядное устройство Космос КОС502

Краткое описание

Компактное зарядное устройство для 4 АА/ААА аккумуляторов. Время заряда 9 часов. Основные характеристики: можно параллельно заряжать АА и ААА аккумулятора (индивидуальный канал заряда), светодиодная индикация заряда, защита от обратной полярности, возможность заряда никель-металлогидридных (NiMh) или никель-кадм. Читать полностью →

Технические характеристики

19.65 руб

  • Описание
  • Характеристики
  • Отзывов (0)

Компактное зарядное устройство для 4 АА/ААА аккумуляторов. Время заряда 9 часов.

Основные характеристики:

  • можно параллельно заряжать АА и ААА аккумулятора (индивидуальный канал заряда),
  • светодиодная индикация заряда,
  • защита от обратной полярности,
  • возможность заряда никель-металлогидридных (NiMh) или никель-кадмиевых (NiCd) аккумуляторов,
  • автоматическая установка зарядного тока для АА или ААА аккумуляторов,
  • детектор батареек и поврежденных аккумуляторов (не позволяет заряжать не пригодные для заряда элементы питания).

Инструкция по эсплуатации и обслуживанию универсального зарядного устройства KOC502

Порядок зарядки аккумуляторов

1. Установите 2 или 4 перезаряжаемых Ni-MH или Ni-Cd аккумулятора типоразмера АА/ААА в отсек зарядного устройства, соблюдая полярность (положение +/-элементов питания).

2. Включите прибор в сеть питания (розетку). Включение светодиодов означает исправность аккумуляторов. Левый светодиод отвечает за аккумуляторы с лицевой стороны, а правый — с задней.

3. Время заряда составляет около 16 часов для аккумуляторов типоразмера АА (1500мАч) и 6.5 часов для аккумуляторов типоразмера ААА (600мАч). Время заряда аккумуляторов зависит от уровня остаточного заряда батарей, условий процесса зарядки от сети. Точная информация о времени зарядки аккумуляторов различных ёмкостей указана в таблице. Извлекайте элементы питания после зарядки.

Безопасность

Это зарядное устройство предназначено только для использования с перезаряжаемыми Ni-MH или Ni-Cd аккумуляторами. Зарядка других типов
батарей (щелочных, марганцево-цинковых, угольно-цинковых) может привести к взрыву элементов, и в худшем случае к травмам. Не пытайтесь заряжать разъеденные коррозией, повреждённые или текущие батареи. Любые ремонтные работы следует производить только квалифицированным специалистам.

Таблица времени заряда:

Источник

Схема зарядного устройства кос502

Зарядное КОС-505 – убийца аккумуляторов. Часть 1.

Первая часть – как зарядное КОС-505 вообще работает, что было в нём задумано и как испоганено плохой программой в контроллере.
Паталогоанатом включает осциллограф, достаёт многоканальный самописец и берёт в руки отвёртку и нож (хотя надо бы кувалду).
На вскрытие идёт стильный девайс (для примера тут заряжается один акум в третьем слева гнезде, процесс зарядки которого анимируется на дисплейчике в соответствующей позиции):

Для начала – как это устройство попало ко мне.
В предыдущих постах я страстно возжелал обзавестись зарядным устройством с контролем температуры, чтобы моим любимым NiMH аккумуляторам дольше и лучше жилось. Поскольку ассортимент у окрестных продавцов не бог весть какой, я для начала в образовательных целях пошуршал в инете по брендам, которые бывают у нас в продаже. На глаза попалось зарядное КОС-505, у которого был заявлен не слишком большой зарядный ток (1,2А) и – самое главное – контроль температуры аккумуляторов.
На следующий день на работе случайно выяснил, что у коллеги есть такое дома, и он готов предоставить это зарядное для проведения вскрытия (с одним условием – чтобы оно после этого сохранило работоспособность). Как оказалось в итоге, хорошо, что я не купил такой девайс и не выбросил деньги.

Начнём с того, как измеряется температура акумов.
Вообще-то я надеялся, что площадки, контролирующие температуру акумов, для обеспечения хорошего теплового контакта должны быть подпружинены и покрыты пластичным теплопроводящим полимером. Но тут оказалось всё предельно прозаично – ничего не подпружинено, никаких покрытий, голый металл (надфиль показал, что под никелем находится основа из медесодержащего сплава, то есть оно должно проводить тепло немного лучше, чем просто сталь, но это как мёртвому припарка).
Не, если кто-нибудь верит в зелёные ростки современной экономики, может также попробовать поверить в то, что эта сопливая конструкция будет измерять температуру акума, а не пластмассового корпуса:

Когда заглянул внутрь, руки вообще опустились – термисторы Rt1 и Rt2, измеряющие температуру, с очень короткими ногами припаяны вплотную к плате, и поэтому измеряют температуру самой платы, а не железок, к которым юзер, если очень постарается, хорошо прижмёт акумы. На картинке верхняя крышка корпуса стоит вертикально, а стрелкой показано, как в собранном состоянии центральная часть металлической полосы с кусочком теплопроводящей пасты прижмётся к термистору:

Правда, позже оказалось, что каличность конструктивной реализации несколько компенсируется подогревом термисторов со стороны других элементов печатной платы, и программа проца в устройстве всё-таки чувствует такой нагрев самого себя, при котором акумы начинают зашкаливать за 50 градусов. Но ещё раз обращаю внимание, что измеряется преимущественно температура самого устройства (его печатной платы), а не металлических пластин под аккумуляторами.

Хотя в целом устройство задумано весьма рационально и схема сделана без особых излишеств.
Первое, что порадовало — наконец-то не побоялись сделать маленький и лёгкий импульсный блок питания вместо доисторического железного 50-герцового трансформатора.

Вот фотографии обеих сторон печатной платы, а на следующей картинке – функциональная схема этого девайса в моём вольном изложении (вольное – потому что мультплексор нарисован сильно нестандартным, зато всем должно быть понятно).

В устройстве сделан один источник питания, к которому по очереди через ключи S1-S4 для зарядки подключаются аккумуляторы G1-G4 (источник ещё выдаёт стабилизированные +5В для служебных нужд, но их я не рисовал). Поскольку проц периодически контролирует наличие аккумов в том или ином гнезде, он знает, кого надо заряжать, и акумы тут можно вставлять в любые гнёзда и в любом количестве – от одного до четырёх (наконец-то в 21 веке родили такую схему и сочинили прошивку для проца). Собственно, хозяин этого девайса именно поэтому его и купил – чтобы заряжать один акум для беспроводной мыши.
Цепи обратной связи в этом девайсе в конкурирующем режиме могут стабилизировать либо напряжение на уровне 3,5В (когда нет зарядного тока), либо зарядный ток на уровне 2,5А (когда он есть). Для стабилизации зарядного тока контролируется сигнал на шунте Rш сопротивлением 22 мОм (кусок проволоки, впаянной в плату на пути тока).

Процессор, наверно в силу своей дешевизны, имеет только один аналоговый вход, поэтому семь сигналов последовательно опрашиваются этим процессором через мультиплексор D1 (CD4051).
Процессор измеряет:
— температура аккумуляторов G1 и G2 (сигнал с термосопротивления Rt1),
— температура аккумуляторов G3 и G4 (сигнал с термосопротивления Rt2),
— напряжение на аккумуляторе G1,
— напряжение на аккумуляторе G2,
— напряжение на аккумуляторе G3,
— напряжение на аккумуляторе G4,
— напряжение на «минусах» аккумуляторов – на «верхнем» конце шунта. Измеряется только при выключенном токе как потенциал «нуля» (видимо, для компенсации смещения в АЦП процессора).

Если отбросить лишнюю паутину, то пример пути зарядного тока для акума G1 (при включенном ключе S1) будет выглядеть так:

В процессе работы зарядного устройства в разных экспериментах была записана куча сигналов.
Для начала была изучена логика работы в целом. Для этого при зарядке двух акумов записывались три сигнала, управляющие выбором измеряемого сигнала в мультиплексоре (на функциональной схеме – широкая стрелка «выбор вх.») и четвёртый сигнал – напряжение на первом аккумуляторе. Это позволяет определить, что и в какой последовательности измеряет процессор, а также по скачкам напряжения на одном акуме «поймать» моменты прохождения тока в этом акуме и в соседнем.

Читайте также:  Универсальное зарядное устройство деволт

На картинках ниже – окончательные результаты обработки записанных сигналов (выбран фрагмент 6 секунд).
Горизонтальная ось – время в секундах.
По вертикали – ничего, просто цветные прямоугольники обозначают выполнение того или иного действия – когда и что измеряет процессор и когда он заряжает акумы.
На первом графике – моменты измерения «нулевого» напряжения (видимо, для последующей программной компенсации смещения в измерительном канале).
На втором графике – измерение температуры аккумуляторов G1-G2 (термистор Rt12) и G3-G4 (термистор Rt34).
На третьем графике – моменты измерения напряжения на аккумуляторах G1-G4. По всей видимости, измерения выполняются сразу после переключения мультиплексора в новую позицию, после чего он остаётся «висеть» на последнем измеренном сигнале (этим можно объяснить слишком широкие красные зоны, соответствующие измерению напряжения на акуме G1).
На четвёртом графике – моменты прохождения зарядного тока через аккумуляторы G1 и G2. Прохождение или непрохождение тока зависит от управления ключами S1-S4, которые этот самый ток направляют в одно из гнёзд зарядного устройства.
Ещё раз уточняю: на картинках не сами сигналы, а просто моменты, когда измеряется тот или иной сигнал или когда есть зарядный ток.

Мда, сплошные заборы, аж в глазах рябит.
Всё так сурово из-за того, что я решил сэкономить на количестве картинок и выбрал момент, когда видны сразу все процессы. Начало времени на графиках ни о чём не говорит, это просто выдран 6-секундный фрагмент из длинного процесса зарядки.

Первый процесс на этих графиках в диапазоне 0,7–1,9 секунд – точное измерение температуры и напряжений на акумах (без тока), выполняется с периодичностью 20 секунд.
При выполнении точных измерений проц делает следующее:
— измеряет напряжение смещения «нуля» (0,73-0,88 сек, график 1),
— измеряет температуру акумов 3-4, сигнал с термистора Rt34 (0,88-1,0 сек, график 2),
— измеряет температуру акумов 1-2, сигнал с термистора Rt12 (1,0-1,2 сек, график 2),
— измеряет напряжение смещения «нуля» (1,2-1,35 сек, график 1),
— измеряет напряжение акума G1 (1,35-1,55 сек, график 3),
— измеряет напряжение смещения «нуля» (1,55-1,7 сек, график 1),
— измеряет напряжение акума G2 (1,7-1,9 сек, график 3).
Если были бы установлены и другие акумы, проц тоже бы измерил их точное напряжение. Но я заряжал только два акума.

Второй процесс – зарядка с периодическим контролем наличия/отсутсвия акумов в гнёздах зарядного устройства. На этих графиках периодичность такого опроса – 1,5 секунды, но в другом случае и при другой степени зарядки акумов я видел на осциллографе 2,5 сек (см. следующий пост).
«Дырки» в зарядном токе на четвёртом графике в районе 3,5 секунд – это проц опрашивает гнёзда в поисках акумов. Проц в эти моменты пробует включить зарядный ток в акум, например, G4, которого там нет (момент времени – 3,4 сек). При этом измеряется напряжение в этом гнезде (об этом говорит зелёная зона на диаграмме напряжений, цифра 4), но напряжение получается слишком высокое – 3,5В (блок питания работает без нагрузки), значит, гнездо пустое.
Дальше я не пойму – в момент 3,5 сек продолжается зарядка акума G2 (синяя зона на четвёртом графике), которая прерывается в момент 3,63 сек для тестирования четвёртого гнезда (видно, что пропадает ток на четвёртом графике и мультиплексор переключается на измерение напряжения на G3 на третьем графике). Тестирование четвёртого гнезда мне понятно, непонятно только зачем перед этим было дёргать акум G2?
Потом (после поиска G4) снова продолжается зарядка G2, а в момент 3,9 сек проц проверят напряжение на нём и видит, что акум есть (потому что напруга получается в районе 1,2–1,5 вольт, а не 3,5).
Дальше – снова непонятки. Дежавю. Например, в момент с 4,04 до 4,08 сек кратковременно на зарядку «втыкается» первый акум G1 (см. четвёртый график), и одновременно на него перебрасывается мультиплексор (см. третий график). Проц по измеренному напряжению видит, что акум G1 стоит на своём месте, бросает его и возвращается к зарядке G2. Мультиплексор без надобности просто остаётся висеть на сигнале U1.
Причём эти дёрганья несколько странные и «раз на раз не приходится».
Зачем делать дырки в зарядном токе второго акума (около 3,5 сек на четвёртом графике) и в токе первого акума (около момента 5,0 сек)?
Ведь, например, если по предыдущим данным известно, что установлены только первый и второй акумы, то в конце фрагмента зарядки первого акума можно проверить напряжение сначала на нем: нормальное – значит, акум на месте. Никто не отнял. Потом переключиться на третий – есть или нет? Скорее всего, нет. Далее – на чётвёртый акум. Тоже тишина. И только затем можно включить ток во второй акум: если нормальное напряжение – он тоже на месте, продолжаем зарядку без лишних дёрганий. При этом получится только одна «дырка» в токе между окончанием зарядки акума G1 и началом зарядки G2, связанная с опросом G3 и G4.
Так нет же, постоянные дёргания с кратковременными «дырками» внутри зарядки одного и того же акума.
Но видны и ещё более короткие «втыкания» – например, второй акум в моменты 2,02, 4,9 и 5,22 секунд, очень узкие синие зоны на четвёртом графике.
Вот к чему эти дёрганья? Зачем так «дрючить» акумы?
Высоконаучное объяснение – что «дырки» на четвёртом графике сделаны специально и таким образом как бы «постепенно» разгоняется ток в заряжаемом аккумуляторе (короткая зарядка – дырка – короткая зарядка – дырка – длинная зарядка). Но верится с трудом.
Второе и простое объяснение – как программу написали для проца, так он и работает. Никто не виноват, оно само пришло 🙂 Хотя это мои личные домыслы, я ж не знаю о чём там на самом деле думали. Но подозреваю, что думал там над программой для проца наверно студент-практикант.

Ладно, хватит с этими заборами. Мне самому эта красно-синяя цветовая палитра не нравится 🙂

Теперь новая жесть – весь длинный процесс зарядки в течение 100 минут.
В этом эксперименте заряжались два акума в левой половине зарядного устройства. Записывались три сигнала управления мультиплексором и измеряемый сигнал, который идёт от мультиплексора к процессору. То есть я «подсматривал» за теми же сигналами, которые опрашивал проц в этом зарядном устройстве.
Затем при обработке сигналов мелкие коммутации (опрос наличия акумов в гнёздах устройства) были проигнорированы, а всё внимание уделялось точным измерениям, выполняемым каждые 20 секунд в «длинных» циклах.
Ниже на графиках приведены:
— первая картинка — напряжения на аккумуляторе G1 и G2,
— вторая картинка – напряжения (сигналы) с датчиков температуры. Один датчик меряет как бы температуру акумов 1 и 2, второй – как бы температуру акумов 3 и 4.
— третья картинка – реальная температура аккумуляторов G1 и G2, измеренная контактным методом (термопарой) с хорошим тепловым контактом.

Читайте также:  Схема автомобильного зарядного устройства с регулировкой тока и напряжения аккумулятора

Источник

Зарядное, пусковое и зарядно-пусковое устройство для автомобиля. Схемы.

По этой схеме собрать зарядное устройство для аккумулятора автомобиля своими руками сложнее, но она возможна в повторении и тоже не содержит дефицитных деталей. С её помощью допустимо заряжать 12-вольтовые аккумуляторы ёмкостью до 120 А/ч, ток заряда плавно регулируется.

Нажмите на изображение чтобы увеличить

Зарядка батареи производится импульсным током, в качестве регулирующего элемента используется тиристор. Помимо ручки плавной регулировки тока, эта конструкция имеет и переключатель режима, при включении которого зарядный ток увеличивается вдвое.

Режим зарядки контролируется визуально по стрелочному прибору RA1. Резистор R1 самодельный, выполненный из нихромовой или медной проволоки диаметром не менее 0.8 мм. Он служит ограничителем тока. Лампа EL1 — индикаторная. На её месте подойдёт любая малогабаритная индикаторная лампа с напряжением 24–36 В.

Понижающий трансформатор можно применить готовый с выходным напряжением по вторичной обмотке 18–24 В при токе до 15 А (размеры трансформатора внушительные, примерно 15х15х15 см. и выше). Если подходящего прибора под рукой не оказалось, то можно сделать самому из любого сетевого трансформатора мощностью 250–300 Вт. Для этого с трансформатора сматывают все обмотки, кроме сетевой, и наматывают одну вторичную обмотку любым изолированным проводом с сечением 6 мм. кв. Количество витков в обмотке — 42.

Тиристор VD2 может быть любым из серии КУ202 с буквами В-Н. Его устанавливают на радиатор с площадью рассеивания не менее 200 см. кв. Силовой монтаж устройства делают проводами минимальной длины и с сечением не менее 4 мм. кв. На месте VD1 будет работать любой выпрямительный диод с обратным напряжением не ниже 20 В и выдерживающий ток не менее 200 мА.

Настройка прибора сводится к калибровке амперметра RA1. Сделать это можно, подключив вместо аккумулятора несколько 12-вольтовых ламп общей мощностью до 250 Вт, контролируя ток по заведомо исправному эталонному амперметру (мультиметру, авометру).

Совсем элементарная схема простейшего зарядного устройства АКБ автомобилей

Диоды Д 242, Д 242А, конденсатор электролитический 2200 мкф 25 В

1 обмотка на 220 В, 2 обмотка 15 В от 6 А и можно до 15 А, ТС 180-2 от старого лампового ЧБ телевизора вполне подойдёт.

Данная схема ЗУ имеет большие пульсации на выходе.

Схема ЗУ с автоматическим отключением АКБ

Применение пускового устройства будет особенно полезно автолюбителям, занимающимся эксплуатацией автомобиля в зимнее время года, так как оно продлевает срок службы аккумулятора, а также позволяет без проблем заводить холодный автомобиль зимой, даже при не полностью заряженном аккумуляторе. Из опыта известно, что при минусовой температуре аккумулятор снижает свою отдачу на 25. 40%. А если он еще не полностью заряжен, то не сможет обеспечить требуемый для пуска двигателя начальный ток 200 А. Этот ток потребляет стартер в начальный момент раскрутки вала двигателя (номинальный ток потребления стартером около 80 А, но в момент пуска он значительно больше).

Простейшие расчеты показывают, что, для того чтобы пусковое устройство эффективно работало при подключении его параллельно с аккумулятором, оно должно обеспечивать ток не менее 100А при напряжении 10. 14В. При этом номинальная мощность используемого сетевого трансформатора Т1 (рис.1) должна быть не менее 800 Вт. Как известно, номинальная рабочая мощность трансформатора зависит от площади сечения магнитопровода (железа) в месте расположения обмоток.

Сама схема пускового устройства довольно проста, но требует правильного изготовления сетевого трансформатора. Для него удобно использовать тороидальное железо от любого ЛАТРА — при этом получаются минимальные габариты и вес устройства. Периметр сечения железа может быть от 230 до 280 мм (у разных типов автотрансформаторов он отличается). Перед намоткой обмоток необходимо закруглить напильником острые края на гранях магнитопровода, после чего его обматываем лакотканью или стеклотканью.

Первичная обмотка трансформатора содержит примерно 260. 290 витков провода ПЭВ-2 диаметром 1,5. 2,0 мм (провод может быть любого типа с лаковой изоляцией). Намотка распределяется равномерно в три слоя, с межслойной изоляцией. После выполнения первичной обмотки, трансформатор необходимо включить в сеть и замерить ток холостого хода. Он должен составлять 200. 380 мА. При этом будут оптимальные условия трансформации мощности во вторичную цепь.

Если ток будет меньше, часть витков надо отмотать, если больше — домотать до получения указанной величины. При этом следует учитывать, что зависимость между индуктивным сопротивлением (а значит и током в первичной обмотке) и числом витков является квадратичной — даже незначительное изменение числа витков будет приводить к существенному изменению тока первичной обмотки.

При работе трансформатора в режиме холостого хода не должно быть нагрева. Нагрев обмотки говорит о наличии межвитковых замыканий или же продавливании и замыкании части обмотки через магнитопровод. В этом случае намотку придется выполнять заново.

Вторичная обмотка наматывается изолированным многожильным медным проводом сечением не менее 6 кв. мм (например типа ПВКВ с резиновой изоляцией) и содержит две обмотки по 15. 18 витков. Наматываются вторичные обмотки одновременно (двумя проводами), что позволяет легко получить их симметричность — одинаковые напряжения в обоих обмотках, которое должно находиться в интервале 12. 13,8В при номинальном сетевом напряжении 220В. Измерять напряжение во вторичной обмотке лучше на временно подключенном к клеммам Х2, Х3 нагрузочном резисторе сопротивлением 5. 10 Ом.

Показанное на схеме соединение выпрямительных диодов позволяет использовать металлические элементы корпуса пускового устройства не только для крепления диодов, но и в качестве теплоотвода без диэлектрических прокладок («плюс» диода соединен с крепежной гайкой).

Для подключения пускового устройства параллельно аккумулятору, соединительные провода должны быть изолированными и многожильными (лучше, если медные), с сечением не менее 10 кв. мм (не путать с диаметром). На концах провода, после облуживания, припаиваются соединительные наконечники. Контакты включателя S1 должны быть рассчитаны на ток не менее 5А, например типа Т3.

Зарядно-пусковое устройство Старт УПЗУ-У3 — схема, описание

Устройство предназначено для зарядки аккумулятора током не более 30А, также для пуска стартера дополнительным током 50А при наличии заряженного аккумулятора.

Источник

Простое универсальное зарядное устройство для малогабаритных аккумуляторов

Здравствуйте, уважаемые читатели сайта sesaga.ru. Для питания носимой малогабаритной радиоаппаратуры широко применяют литий-ионные (Li-Ion), никель-кадмиевые (Ni-Cd) и никель-металлгидридные (Ni-Mh) аккумуляторы. При соблюдении правил заряда они служат несколько лет и выдерживают около 1000 циклов зарядка-разрядка.

Однако для аккумуляторов на основе никеля, например Ni-Cd, нужен особый подход, так как они обладают эффектом «депрессии напряжения», который еще называют «эффектом памяти». «Эффект памяти» возникает в процессе эксплуатации аккумулятора, если его систематически подзаряжать, не разрядив до напряжения 0,9 — 1 В .

Т.е. если зарядить не полностью разряженный аккумулятор, то он отдаст энергию только до того уровня, с которого началась зарядка. А так как в основном их так и подзаряжают, не проходя полные циклы зарядки-разрядки, то со временем этот уровень только увеличивается, из-за чего емкость аккумулятора уменьшаться, отчего пользователь приходит к выводу, что аккумулятор начинает приходить в негодность.

Однако не стоит бояться этого электрохимического процесса, так как он накапливающийся, является обратимым и легко устраняется.
Чтобы уменьшить возникновение «эффекта памяти» производители рекомендуют периодически разряжать аккумуляторы до напряжения 0,9 — 1 В, а потом заряжать до 1,45 – 1,48 В.

Читайте также:  Зарядные устройства для навигаторов garmin

Предлагаемое простое универсальное зарядное устройство позволяет частично автоматизировать этот процесс и проводить зарядку и разрядку Ni-Cd и Ni-Mh аккумуляторов током до 260 мА.

1. Описание работы и схема устройства

В процессе работы зарядное устройство постоянно контролирует напряжение на заряжаемом аккумуляторе и автоматически отключает ток при достижении полной зарядки. Оно позволяет одновременно и независимо заряжать и разряжать два аккумулятора типоразмера АА или ААА.
Принципиальная схема устройства изображена на рисунке.

Функционально оно выполнено в виде двух каналов с общим питанием, имеющих по одному узлу зарядки и разрядки. Все переключения для осуществления процессов зарядки и разрядки производятся переключателями SA1 и SA2, а в качестве источника питания применено ЗУ сотового телефона с выходным стабилизированным напряжением 5 В и током не менее 1 А.

Источник

3 схемы зарядных устройств, полезных каждому автолюбителю

Зарядное устройство для аккумуляторных батарей должно быть в арсенале каждого автолюбителя. Но, увы, промышленные приборы стоят дорого, а самостоятельно изготовить сложное устройство под силу не каждому. Предлагаемые в этой статье зарядные устройства просты по конструкции, не содержат дефицитных деталей, и повторить их сможет практически каждый, имеющий начальные знания по электротехнике.

Прибор для зарядки и тренировки АКБ

С помощью этого прибора можно не только зарядить 12-ти вольтовый аккумулятор емкостью до 60 А-ч, но и потренировать его ассиметричным током, что бывает необходимым на начальных стадиях сульфатации.

Сетевое напряжение поступает на трансформатор Т1, понижается до 25 вольт и выпрямляется при помощи одополупериодного выпрямителя, собранного на диодах D1, D2. Диоды включены параллельно для облегчения режима их работы. Далее выпрямленное однополупериодное напряжение поступает на узел регулировки тока, собранный на транзисторе VT1 и параметрическом стабилизаторе R1, D3. Регулируют зарядный ток при помощи переменного резистора R2.

Таким образом, во время положительной полуволны АКБ заряжается, во время отрицательной разряжается через резистор R4 током порядка 500 мА. При этом максимальный зарядный ток в импульсе может достигать 10 А (усредненное значение – 5 А). Силу зарядного тока контролируют по амперметру PA1, а напряжение на клеммах АКБ по вольтметру PV1.

Устанавливая зарядный ток по амперметру, необходимо учитывать, что во время зарядки часть тока протекает через резистор R4, поэтому из показаний прибора нужно вычесть 10%. Если есть возможность и желание, чтобы не заниматься математикой шкалу прибора можно переградуировать.

Узел защиты от глубокого разряда собран на электромагнитном реле К1. Пока напряжение в сети есть, реле включено и своими контактами К1.1 и К1.2 (включены параллельно для увеличения мощности) подает напряжение зарядки на АКБ. Если напряжение в сети исчезнет, реле обесточится и отключит батарею от зарядного устройства.

В устройстве можно использовать любой сетевой трансформатор, выдающий на вторичной обмотке напряжение 22-26 В при токе 10 А. Диоды D1, D2 – любые выпрямительные, выдерживающие ток 10 А и обратное напряжение не ниже 40 В. КТ827 можно заменить на КТ844. Резистор R4 – ПЭВ-15 или любой другой проволочный с рассеиваемой мощностью не менее 15 Вт. R3 – С5-16МВ или самодельный, выполненный из нихромового провода. Стабилитрон Д814А можно заменить на Д814 с буквами Б, В, Г. Реле – РПУ-0 или аналогичное с напряжением срабатывания 24 В, каждая группа контактов которого сможет выдерживать половину зарядного тока (включены параллельно).

Вольтметр PV1 с пределом измерения 20 В, амперметр PA1 рассчитан на измерение тока до 10 А. Диоды D1, D2 и транзистор VT1 установлены на радиаторы. При этом диоды можно установить на один общий радиатор без изолирующий прокладок. В качестве радиатора для транзистора можно использовать металлический корпус прибора.

Зарядное устройство с защитой от перезарядки

Предыдущая конструкция имела существенный недостаток – если вовремя не снять аккумулятор с зарядки, то его легко перезарядить и вывести из строя. Предлагаемая конструкция не умеет тренировать АКБ, но не допустит перезарядка батареи.

Сетевое напряжение понижается трансформатором Tr1 до 18 В и подается на тиристор Т1, который является управляющим элементом и одновременно однополупериодным выпрямителем. Управляется тиристор цепью R2, R3, R4, R5 которая получает питание от однополупериодного выпрямителя (диод D1).

Изменяя сопротивление переменного резистора R2, мы можем менять напряжение, подаваемое на управляющий электрод тиристора при каждой положительной полуволне. Этим резистором мы регулируем зарядный ток, который можно контролировать по амперметру PA1. Напряжение на клеммах заряжаемого аккумулятора отображается прибором PA2. Лампа La1 – контрольная.

Переключатель S2 позволяет одним щелчком без возни с потенциометром увеличить зарядный ток вдвое. Узел предотвращения перезаряда собран на элементах R5 и D2. Как только напряжение на клеммах достигнет напряжения стабилизации стабилитрона, он откроется и запретит прохождение управляющих импульсов на тиристор. Заряд прекратится.

Стабилитроны имеют большой разброс по току стабилизации. У Д815Е, к примеру, он может лежать в диапазоне 13,3. 15 В. Если напряжение стабилизации у конкретного экземпляра низкое, то АКБ будет недозаряжаться, высокое – произойдет перезарядка. Прежде, чем установить стабилитрон в схему, необходимо отобрать экземпляр с напряжением стабилизации, равном напряжению полностью заряженной батареи.

В конструкции можно использовать любой трансформатор, обеспечивающий напряжение 18-21 В и способный отдать ток 10 А. Лампа La1 – индикаторная на рабочее напряжение 24 В. Диод Д7 можно заменить на любой, выдерживающий прямой ток не менее 200 мА и обратное напряжение не ниже 30 В. Резистор R1 — С5-16МВ. На месте VD2 могут работать тиристоры КУ202В-Н. Тиристор размещается на радиаторе площадью не менее 200 см2. Весь монтаж производится проводом сечением не менее 4 мм2.

Зарядное устройство на специализированной микросхеме

Это зарядное устройство отлично подойдет владельцам мототехники. Оно способно заряжать шести и двенадцативольтовые батареи током до 1.5 А в полностью автоматическом режиме.

Микросхема представляет собой регулируемые стабилизатор тока и напряжения. Имеет защиту от перенапряжения по входу, перегрева, перегрузки и короткого замыкания. Конечное напряжение зарядки 12-ти или 6-тивольтового аккумулятора выбирается переключателем SB2, переключателем SB1 выставляется ток зарядки. Как только напряжение на клеммах АКБ достигнет заданного предела (регулируется потенциометрами R7 и R8 для 12-ти и 6-ти вольтовой батареи соответственно) зарядка прекратится. Поскольку процесс полностью автоматический, прибор не имеет измерительных приборов, но при желании их можно установить.

Конструкция устройства произвольная, в схеме можно использовать любые переключатели на соответствующее число положений. На месте VD1 может работать любой выпрямительный диод, выдерживающий прямой ток не менее 5 А и обратное напряжение не менее 25 В. Микросхему DA1 необходимо установить на радиатор.

Эта конструкция благодаря силовому транзистору VT1 способна отдать в нагрузку ток до 10А. Конечное напряжение зарядки устанавливается резистором R4, а ток зарядки резистором R3. Ручки обоих резисторов необходимо проградуировать по эталонным вольтметру и амперметру. Диод D1, транзистор VT1 и саму микросхему необходимо установить на радиаторы.

Вот, вроде, и все о простых зарядных устройствах. Будем надеяться, что автолюбители найдут в этой статье что-то полезное для себя.

Источник