Меню

Проверка и заправка аккумулятора

Проверка и заправка аккумулятора

Автомобильные АКБ считаются почему-то расходным материалом, который можно смело отправлять на утилизацию уже через 2–3 года эксплуатации, поскольку батарея разрядилась и плохо функционирует.

Аккумулятор в автомобиле

В действительности проблема быстрой потери ёмкости действительно актуальная в настоящее время. С ней сталкиваются городские жители, которые крайне редко покидают пределы города, передвигаются на короткие дистанции при длительных стоянках.

В идеальных условиях заряд АКБ происходит от генератора, пока машина едет. Но для полной зарядки требуется порой не менее 100–150 км, которые водитель должен проехать без остановки. А если каждый день ездить по 10–20 км, постоянно останавливаясь, восполнить заряд батарея никак не сможет.

Потому задачей автомобилиста является грамотное периодическое обслуживание. Это не только зарядка, но ещё и проверка всех параметров и характеристик. Если правильно выполнять все рекомендации, тогда вместо 2–3 лет, АКБ без проблем прослужит 5–6 лет и даже больше.

  1. От чего зависит эксплуатационный срок
  2. Способы обслуживания и периодичность его проведения
  3. Самостоятельное обслуживание АКБ
  4. Напряжение АКБ
  5. Напряжение бортовой сети
  6. Уровень электролита
  7. Плотность электролита
  8. Зарядка
  9. Применение нагрузочной вилки
  10. Ток утечки
  11. Профилактика сульфатации

От чего зависит эксплуатационный срок

Есть несколько факторов, которые в той или иной степени влияют на состояние и работоспособность автомобильного источника питания. То есть это те факторы, от которых напрямую зависит, сколько сможет проработать тот или иной аккумулятор.

И здесь можно выделить несколько основных моментов:

  1. Уровень заряда. Либо же степень заряженности. Если АКБ регулярно находится в состоянии слабого заряда, это негативно отразится на сроке службы. При запуске двигателя АКБ отдаёт много энергии и начинает её восполнять за счёт генератора. Но банально не успевает это сделать. То есть условно батарея отдаёт больше, чем затем возвращает. Разряд ведёт к таким последствиям как сульфатация, потеря ёмкости и полный выход из строя.
  2. Температурные условия. Своё влияние оказывает и температура, при которой работает источник питания. Свои оптимальные характеристики аккумулятор демонстрирует при температуре 15–20 градусов Цельсия. При заморозках электролит может застыть, замёрзнуть. Если слишком жарко, это провоцирует испарение воды из состава электролита. Оголяются пластины, может произойти их осыпание и замыкание. Потому проверка и обслуживание нужны обязательно.
  3. Бортовая сеть. Далеко не последнюю роль играет состояние бортовой сети вашего автомобиля. Особенно важно быть уверенным в исправности генератора и регулятора напряжения. Если они вышли из строя, тогда и АКБ износится намного быстрее заявленного производителем срока. На батарею не должно поступать напряжение выше установленной нормы. Но и дефицит подаваемого напряжения не позволяет в полной мере восполнить утраченный заряд.
  4. Коррозия. В действительности процессы коррозии являются естественными при эксплуатации АКБ. Но их негативное влияние сокращают за счёт специальных добавок, применения качественного электролита и очищенной воды.
  5. Влияние сульфатации. Именно сульфатация является самым губительным явлением для свинцово-кислотных АКБ. Это также естественный процесс, но его воздействие можно снизить за счёт своевременного и грамотного обслуживания.

Как видите, факторов, влияющих на реальный срок службы АКБ, достаточно много. И с ними приходится бороться автомобилистам. А точнее тем, кто не хочет каждые 2 года покупать новый аккумулятор, который стоит немало денег.

Способы обслуживания и периодичность его проведения

Периодическое обслуживание можно разделить на 2 группы процедур, которые проводятся в отношении АКБ:

  • визуальная проверка, оценка состояния по внешним признакам;
  • диагностика;
  • обслуживание, сервисные операции.

В первом случае достаточно просто взглянуть на АКБ, убедиться в целостности корпуса, проверить на наличие трещин, признаков утечки, окисления контактов и пр.

Далее выполняются уже более серьёзные работы.

Правильная диагностика автомобильного аккумулятора предусматривает проведение таких мероприятий:

  • проверка напряжения в условиях размыкания цепи, то есть когда АКБ не соединена с авто;
  • оценка рабочих параметров при запуске двигателя;
  • проверка уровня и состояния электролита.

Все эти процедуры, включая визуальный контроль, обязательно проводятся с определённой периодичностью, не ожидая появления очевидных проблем с АКБ.

Опытные автомобилисты советуют совмещать диагностику АКБ с проверкой уровня масла, омывающей жидкости, давления в шинах и пр. То есть это должно стать привычкой для автовладельца.

Установка АКБ в авто

Что же касается обслуживания или сервисных операций, то эти работы включают в себя:

  • периодическую внеплановую зарядку внешним устройством;
  • проверку и изменение плотности электролита;
  • тестирование с помощью нагрузочной вилки;
  • проверку утечки тока;
  • профилактику сульфатации.

Чтобы самостоятельно заниматься вопросами обслуживания, требуется обзавестись соответствующим набором инструментов и материалов.

Основными составляющими выступают:

  • мультиметр;
  • вилка нагрузки;
  • ареометр;
  • ЗУ;
  • электролит;
  • дистиллированная вода.

Помимо ареометра, для проверки плотности потребуются груша и прозрачная трубочка из стекла или пластика. Подобные приспособления можно купить в виде комплекта.

При работе с АКБ строго соблюдайте правила безопасности. Используйте защитные перчатки и очки. Желательно работать в спецодежде.

Обслуживание включает в себя достаточно большой список мероприятий. Каждое из них требует отдельного пояснения и некоторых рекомендаций.

Самостоятельное обслуживание АКБ

Если вы решили заняться обслуживанием аккумулятора от автомобиля своими руками, предварительно стоит узнать некоторые нюансы проводимых процедур и ознакомиться с важными рекомендациями.

Не стоит пугаться. В действительно самостоятельно обслужить собственный аккумулятор, расположенный под капотом автомобиля, не сложно. Просто нужно знать, как это правильно делается.

У каждой процедуры есть свои особенности.

Напряжение АКБ

Первым делом проводится самый простой тест. Это проверка напряжения автомобильного аккумулятора.

Для работы потребуется вооружиться вольтметром или многофункциональным мультиметром.

Теперь более подробно о том, как обслуживать аккумулятор собственного автомобиля. Для проверки напряжения нужно:

  • взять вольтметр или мультиметр, переведённый в режим измерения напряжения;
  • выставить диапазон измерения до 20 В;
  • соблюдая полярность, соединить клеммы, плюс на плюс, а минус на минус;
  • считать данные, отображаемые на экране.

Измерение напряжения на клеммах

Нормальным считается напряжение на уровне 12,5–12,9 В.

Если напряжение падает ниже 12 В, необходимо подключить АКБ к зарядному устройству. Значение 10,5 В считается глубоким разрядом, и не всегда удаётся восстановить батарею.

Эксплуатировать аккумулятор, который сильно разряжен, нельзя. Батарея будет терять ёмкость, её срок службы сократится.

Напряжение бортовой сети

Продолжая разбираться с тем, как правильно самостоятельно обслуживать аккумулятор, не стоит забывать и про бортовую сеть самого автомобиля.

Сама проверка напряжения в бортовой автомобильной сети проводится по аналогии с предыдущей работой. Только здесь двигатель следует предварительно завести.

В норме прибор должен показывать от 13 до 14,4 В. Если есть отклонения, тогда придётся дополнительно проверять состояние регулятора напряжения и генератора. Здесь порой лучше обратиться к квалифицированному автоэлектрику.

Уровень электролита

Самостоятельное техническое обслуживание открытой аккумуляторной батареи, которая всё реже встречается под капотом автомобиля, обязательно предусматривает необходимость оценки текущего уровня рабочей жидкости.

Сама по себе проверка уровня электролита не представляет ничего сложного.

Процедуру можно представить в таком виде:

  1. Если это обслуживаемая АКБ, просто открутите соответствующие крышки. Если батарея необслуживаемая, проверить уровень удастся разве что через прозрачную часть корпуса. Разгерметизировать батарею – не лучшая идея.
  2. Возьмите прозрачную трубочку из стекла или пластика. Подойдёт обычный корпус от ручки.
  3. Трубочка погружается в банку, при этом верхний конец следует закрыть пальцем.
  4. Когда почувствуете соприкосновение с пластинами, поднимайте трубочку и делайте замеры уровня.
  5. Нормой считается 10–15 мм над уровнем расположения пластин.

Даже если подобных приспособлений нет, можно визуально убедиться в том, что электролит с запасом покрывает пластины. Такая проверка проводится в каждой банке.

Что именно доливать, зависит от того, какие результаты даст оценка плотности.

Плотность электролита

Если вы решили взять обслуживание авто аккумуляторов полностью в свои руки, тогда обслуживаемые АКБ предусматривают не только проверку плотности, но и изменение этих параметров. Важно лишь знать, как это делать своими руками.

Правильно выполненная проверка и самостоятельная корректировка плотности залитого электролита в АКБ позволят компенсировать утраченный заряд и вернуть батарею в нормальный режим работы.

Плотность следует проверять только после полной зарядки АКБ. Необходимо подождать 3–4 часа. Нормальной плотностью считается 1,27–1,29 г/см3.

Для проверки плотности требуется ареометр. Он погружается в банки, после чего запоминаются или записываются полученные значения.

Измерение плотности электролита

Когда плотность оказывается выше допустимых параметров, либо падает общий уровень жидкости, достаточно просто долить недостающее количество дистиллированной воды. Если же плотность низкая, здесь ситуация иная. Придётся сначала удалить частично старый электролит и добавить новый, с требуемой ёмкостью. Далее выполняется зарядка, выжидается 3–4 часа и делается повторная проверка.

Зарядка

В условиях городской эксплуатации периодическая зарядка автомобильного аккумулятора сетевым ЗУ становится просто необходимой. Генератору не хватает времени, чтобы компенсировать потраченную на запуск двигателя энергию.

Если вы достаточно часто эксплуатируете машину, но ездите на короткие дистанции, профилактическую зарядку выполняют 1 раз каждые 3 месяца. Перед этим нужно сделать замеры и убедиться в такой необходимости.

Но случаются и внеплановые ситуации, когда батарея теряет свой заряд из-за невнимательности водителя, либо заряд пропал в результате длительной стоянки.

Применение нагрузочной вилки

Если провести тест своего аккумулятора нагрузочной вилкой, это даст возможность понять, в каком реальном состоянии находится источник питания.

Смысл такого тестирования в том, чтобы создать имитацию запуска двигателя. Разряд АКБ позволяет понять, какая у батареи остаточная ёмкость и способна ли она восстанавливать заряд.

Если нагрузочная вилка показывает наличие проблем, обычно такие аккумуляторы приходится утилизировать, а на их место покупать новые источники питания.

Ток утечки

Очень полезно перед зимой грамотно и полноценно обслужить аккумулятор, если планируется длительный простой автомобиля. Причём утечку тока легко проверить самостоятельно.

Если проверка тока утечки показывает, что значение выходят за рамки нормы, после долгого простоя наверняка АКБ разрядится в ноль. Это запустит процессы сульфатации, спровоцирует потерю ёмкости. Порой, чтобы АКБ полностью вышла из строя, достаточно нескольких недель простоя. Это возможно, когда ток утечки большой.

Суть процедуры заключается в следующем:

  • зажигание выключается, извлекается ключ из замка;
  • все двери закрывают, стёкла открывают, чтобы иметь доступ в салон;
  • все потребители отключаются полностью;
  • с АКБ снимается минусовая клемма;
  • мультиметр переводится в режим измерения тока;
  • щупы подключаются в разрыв между клеммой минус и минусовым выводом батареи;
  • включается измерительный прибор, считываются показания.

Нормой можно считать значения от 15 до 70 мА. Для современных машин это вполне естественные показатели. Если ток утечки больше, нужно найти причину.

Для этого можно подключить клеммы, как было указано выше, и начать по очереди извлекать по одному предохранители и реле. Как только ток утечки нормализуется, по маркировке предохранителя вы поймёте, в какой цепи есть проблемы, и куда уходит много тока от аккумулятора.

Профилактика сульфатации

Поддержание полного заряда, уровня и плотности электролита являются лучшими методами защиты от сульфатации.

При этом автомобилистам рекомендуется проводить профилактические работы по десульфатации пластин.

Это можно сделать с помощью:

  • химических присадок, соды и путём механической очистки (эффективность низкая, опасность высокая);
  • десульфатора;
  • контрольно-тренировочного цикла (противопоказано для кальциевых АКБ);
  • зарядного устройства с режимом десульфатации.

Конечно же, не забывайте про обязательный визуальный контроль. Порой уже по внешним признакам можно определить наличие проблем с источником питания.

Каждый автомобилист сам решает, заниматься ему подобными мероприятиями, или нет. Кто-то просто отдаёт машину раз в 2–3 месяца в автосервис на диагностику. Другим проще откатать на одной батарее пару лет, а затем сдать её в утилизацию, купив новую.

Читайте также:  Аккумулятор для мотоцикла каталог

Источник



Как обслуживать аккумулятор автомобиля самостоятельно

Автомобильный аккумулятор – вещь дорогостоящая и требующая постоянного внимания. Это элемент, который выполняет главную функцию – запуск двигателя. Чтобы долговечность вашего АКБ была продолжительной, необходимо периодически выполнять обслуживание аккумулятора. Как это сделать, а также массу другой полезной информации читайте далее в статье.

Из-за чего аккумуляторная батарея приходит в негодность

Прежде чем узнать, что такое обслуживание аккумулятора автомобиля своими руками, необходимо минимизировать угрозу его долговечности, устранить факторы, влияющие на эксплуатационный срок. К таким относятся:

  • Низкая ёмкость. Низкий заряд батареи пагубно влияет на её работоспособность и длительность эксплуатации. Это факт.
  • Заниженная температура окружающей среды. При падении температуры ниже 15 градусов, соответственно снижается ёмкость АКБ.
  • Неисправная электропроводка автомобиля. Очень важная составляющая качественной работы АКБ, например, недостаточный уровень заряда генератора приведёт к быстрому износу батареи.
  • Некачественный электролит или дистиллированная вода. Приводят к быстрому повреждению и коррозии свинцовых сот. Рекомендуется покупать только в проверенных автомобильных магазинах.

Устранив или минимизировав вышеперечисленные угрозы долговечности АКБ, можно проводить обслуживание аккумуляторных батарей.

Перечень операций при диагностике автомобильного аккумулятора

Определим основные операции, которые проводят перед тем, как обслужить аккумулятор, а после разберём их подробнее

  • Проверка напряжения на клеммах аккумуляторной батареи без нагрузки. Это означает, что при проверке клеммы бортовой электросети автомобиля снимают с АКБ. Необходим мультиметр или вольтметр.
  • Проверка уровня электролита.
  • Проверка уровня заряда батареи. Потребуется нагрузочная вилка.
  • Визуальный осмотр на предмет повреждения корпуса и клемм: трещины, сколы, сильные потёртости, подтеки электролита.

Совет! Чтобы не тратить лишние средства, диагностику АКБ на автомобиль можно провести самостоятельно. Основной прибор – мультиметр, который потом неоднократно пригодится даже в бытовых решениях по дому.

Периодическое обслуживание аккумуляторной батареи

Автомобильный аккумулятор требует проведения периодического обслуживания, в состав которого входят следующие операции:

  • Заряд АКБ с помощью регулируемого зарядного устройства. Обычно требуется 10-14 часов.
  • Долив электролита или дистиллированной воды (если соты оказались открытыми).
  • Очистка и смазка клемм АКБ солидолом или циатимом.
  • Очистка ветошью корпуса аккумулятора от пыли, грязи, крупного и мелкого мусора.
  • Проведение циклов заряд/разряд, в качестве десульфатации для свинцовых пластин.

Обслуживание и диагностику аккумулятора автомобиля можно выполнить своими руками. Немного знаний, пара необходимых инструментов, результат – экономия средств и точная уверенность в исправности АКБ своей машины.

Проверка напряжения аккумулятора

Выполнять данное действие надо на снятом АКБ, предварительно очистив клеммы от грязи или налёта. Для измерения напряжения необходим мультиметр, включённый в режим «постоянное напряжение».

Последовательность проверки напряжения батареи:

  • Включить мультиметр, или просто перевести его указатель в режим измерения постоянного напряжения.
  • Чёрный щуп установить на минусовой клемме АКБ, красный – на плюсовой.
  • На дисплее измерительного прибора будут отображены показатели напряжения.

Если значения на дисплее в пределах 12,6-12,9 В – то аккумулятор заряжен и готов к дальнейшей эксплуатации.

Можно провести контрольный цикл заряд/разряд, но больше в качестве профилактики. Если показания 12 В или ниже, то АКБ нуждается в полной зарядке.

Проверка нагрузочной вилкой

Как обслужить аккумулятор автомобиля самостоятельно и при этом не использовать нагрузочную вилку, ведь её покупка для редкого применения не оправдает затраченных средств?

Это чистая правда – нагрузочная вилка является специализированным измерительным прибором, созданным специально для диагностики работоспособности АКБ. Чтобы провести обслуживание аккумулятора в полной мере, можно взять нагрузочную вилку в аренду или попросить у знакомых.

Последовательность проверки АКБ нагрузочной вилкой:

  • Очистить клеммы аккумулятора от налёта, грязи или мусора.
  • Присоединить «крокодилы» нагрузочной вилки на клеммы аккумулятора. Красный на «плюс», чёрный на «минус».
  • Включить вольтметр. Если прибор показывает 12,6-12,9 В – то аккумулятор заряжен. Если меньше – то его необходимо зарядить.
  • Кратковременно, не более 5 секунд, подать нагрузку. Для этого на корпусе нагрузочной вилки предусмотрена специальная кнопка.
  • После нагрузки вольтметр покажет другие данные. Исправный аккумулятор, годный для дальнейшей эксплуатации не должен показать напряжение менее 10,2 В.

Значение ниже 10,2 В, но до 9 В, показывает слабую ёмкость АКБ – его необходимо поставить на зарядку, после чего заново проверить с помощью нагрузочной вилкой.

Если показатель ниже 9 В – то такая аккумуляторная батарея считается неработоспособной, и её следует заменить на новую.

Проверка тока утечки

Ток утечки – серьёзная проблема как старых автомобилей, так и новых моделей, системы которых функционирую благодаря сложным электронным блокам управления. Мелкое короткое замыкание, из-за которого остаётся целым даже предохранитель, станет причиной постепенно разряда аккумуляторной батареи. Соответственно, приведёт к снижению эксплуатационного срока АКБ.

Последовательность определения тока утечки на автомобиле:

  • Отключить все устройства автомобиля, требующие электропитание: свет фар, вентилятор отопителя салона, магнитола, подсветка салона, кондиционер. Проверка проводится при выключенном двигателе, ключ из-за замка необходимо достать.
  • Снять с аккумулятора минусовую клемму.
  • Перевести мультиметр в режим измерения силы постоянного тока.
  • Красным щупом мультиметра коснутся провода массы автомобиля, чёрным – минусовой клеммы АКБ.
  • Зафиксировать показания, заново одеть провод массы на минусовую клемму и надёжно зафиксировать.

Оптимальный показатель силы тока в бортовой сети автомобиля при отключённых потребителях – до 70 мА.

Если значение больше, то необходимо искать причину. Постоянно работающая лампочка в багажнике приведёт к тому, что одна машина просто не заведётся из-за разряженного аккумулятора.

Проверка заряда генератора

Как и в предыдущем разделе, здесь потребуется мультиметр. Для проверки качества заряда генератора, аккумуляторную батарею следует установить на автомобиль.

Совет! Для качественной проверки данного параметра, необходимо включить максимальное количество электроприборов бортовой сети. Например: вентилятор отопителя салона, свет фар, дворники и обогрев заднего стекла.

Последовательность проверки качества заряда генератора:

  • Запустить двигатель автомобиля.
  • Включить мультиметр и коснуться щупами минусовой и плюсовой клеммы бортовой электросети.
  • На дисплее измерительного прибора будут отображены показатели напряжения, которое выдаёт генератор для заряда аккумуляторной батареи.

Интервал заряда генератора достаточно широк: от 13 В до 14,4 В, в зависимости от исправности бортовой электросети и марки автомобиля. Но, если прибор зафиксировал показатель ниже 13 В, то следует искать причину столь низкого напряжения. Обычно неисправность заключена в генераторе или реле напряжения.

Замер плотности электролита

Необходим аккумуляторный ареометр, без которого обслуживание аккумуляторов невозможно. Стоит прибор немного и подходит как для проверки плотности электролита, так и охлаждающей жидкости (тосола или антифриза). Делать замер данного параметра можно не только во время полного обслуживания АКБ, но и просто раз в 2-3 недели. Для замера не надо снимать батарею с автомобиля.

Последовательность замера плотности электролита:

  • Открутить пластиковые крышки, закрывающие каждую банку.
  • Опустить носик заборной трубки в электролит, до соприкосновения с пластиной.
  • Грушей закачать немного электролита в трубку.
  • Опустить в трубку измерительный ареометр. Уровень электролита окажется напротив соответствующего показания на ареометре.

Отбор необходимо производить с каждой банки.

Номинальные показания плотности электролита: от 1,27 до 1,29 гр/см3. При низкой плотности электролит лучше всего заменить, при низком уровне – просто долить дистиллированной воды.

Визуальный осмотр и чистка

Внешняя чистка аккумулятора необходима для поддержания его правильной работоспособности. Обслуживание и чистка АКБ должны проводиться в одно время, за исключением тех моментов, когда батарея слишком грязная. Но 10 минут вполне достаточно для протирки аккумулятора влажной ветошью, не снимая его с автомобиля.

Совет! Прежде чем приступить к осмотру и чистке, приготовьте эффективный и недорогой раствор: 1 чайная ложка пищевой соды на 1 стакан воды, и тщательно перемешать. Сода является катализатором электролита и качественно убирает его с любых поверхностей.

При осмотре необходимо убедиться в целостности корпуса аккумуляторной батареи, отсутствии потёков электролита, а также следов масла, тосола или антифриза. После осмотра можно приступать к чистке: качественно протереть корпус аккумулятора влажной ветошью. Для протирки клемм лучше использовать сухие тряпки.

После протирки, клеммы АКБ следует смазать специальным гелем, предотвращающим появление окислительной плёнки и токопроводящего налёта. Если геля нет, то вполне подойдёт простой солидол или циатим, который применяют для смазки подшипников электродвигателей, работающих на высоких оборотах.

Зарядка аккумуляторной батареи

Даже при нормальной ёмкости аккумуляторной батареи, минимум 1 раз в 3 месяца следует проводить дозаряд.

Как правильно зарядить/дозарядить АКБ:

  • Открутить пластиковые крышки, закрывающие банки аккумулятора.
  • Правильно подключить «крокодилы» ЗУ на аккумулятор: «плюс» на «плюс», «минус» на «минус». Изменение полярности может привести к выходу из строя батареи.
  • Включить домашний прибор для зарядки АКБ в сеть и выставить на нём ток 5 А.
  • После закипания электролита ток снизится до 2-3 А. Поднимать его выше не надо.
  • Оставить АКБ заряжаться на 10-12 часов.

Как обслуживаемый, так и необслуживаемый аккумулятор лучше всего заряжать автоматическим ЗУ.

Данное устройство не только самостоятельно регулирует ток, оно также автоматически отключается после достижения АКБ своей максимальной ёмкости.

Последний шаг – десульфатация

Десульфатация автомобильного аккумулятора проводится с целью продления его эксплуатационного срока. В течение длительного использования АКБ, на его пластинах оседает излишек свинца, который не пропадает даже после цикла зарядки. Десульфатация помогает если не избавиться от него, то хотя бы немного снизить его количество.

Самый простой метод десульфатации – заливка специального раствора в банки аккумулятора. Такой раствор достаточно редкий и дорогостоящий, поэтому может продаваться не в любом автомобильном магазине. Способ применения: слить электролит, залить раствор, оставить на время, указанное в инструкции по применению, слить раствор и залить новый электролит.

Более сложный способ – зарядка АКБ с применением специальных устройств, таких как ЗУ, работающие по принципу импульсного тока. Подобные приборы очень дорогостоящие, но многие автолюбители собирают их самостоятельно.

Необслуживаемые аккумуляторы любой ёмкости, автомобильные эксперты советуют восстанавливать только в специализированных сервисных центрах.

Заключение

В статье рассмотрен вопрос: как обслуживать аккумулятор автомобиля своими руками с минимальными затратами. Каждый владелец автомобиля должен помнить, что пропущенный цикл обслуживания АКБ может привести в будущем к более серьёзным затратам, чем лишний час своего времени.

Источник

Как обслуживать аккумулятор автомобиля

как обслуживать аккумулятор автомобиля

Чтобы обеспечить АКБ «долгую и счастливую жизнь»

Опытные водители за долгие годы работы выработали несколько основных правил ухода за автомобильными аккумуляторными батареями. Если регулярно выполнять эти несложные правила, то можно быть уверенным в стабильной работе АКБ и в продлении срока её службы. Какие типы аккумуляторов используются на современных автомобилях и как их правильно обслуживать? Подробности далее.

Аккумулятор автомобиля: об устройстве

АКБ (Аккумуляторная кислотная батарея) – это вид аккумулятора электроэнергии, который используется на транспортных средствах. На электротранспорте АКБ являются основным источником энергии и называются поэтому «тяговыми». А на обычных транспортных средствах это вспомогательный источник энергии.

Аккумуляторная батарея автомобиля предназначается для выполнения нескольких ключевых и целого ряда дополнительных функций. В первую очередь, АКБ – это источник питания для запуска стартера двигателя, для автомобильной светотехники (фар, указателей поворота, стоп-сигналов). Аккумулятор обеспечивает бесперебойным питанием все электроприборы в автомобиле: лампы освещения салона и багажника, электростеклоподъёмники, магнитолу, систему сигнализации и т.д. Также АКБ поддерживает генератор при повышенных нагрузках.

Читайте также:  Авто аккумуляторы topla top отзывы

Аккумулятор автомобиля: об устройстве

В современных транспортных средствах используются аккумуляторы свинцово-кислотного типа. Это контейнер, который состоит из шести отдельных секций (в простонародье – банок), последовательно объединённых в одну батарею. Каждая из секций – это отдельный источник питания, вырабатывающий порядка 2,1…2,2V. Внутри каждой банки находятся залитые электролитом свинцовые пластины, положительные и отрицательные, отделённые друг от друга.

Электролит – это смесь дистиллированной воды и серной кислоты, имеющая плотность в пределах 1,23-1,31 г/см³. Чем выше плотность электролита, тем более морозостойким является аккумулятор. Разработаны также новые автомобильные АКБ, сделанные по прогрессивной AGM-технологии. В них электролит абсорбирован в стекловолокне. Есть также гелевые аккумуляторы, в которых электролит сгущается до гелеобразной консистенции силикагелем.

Вольтаж. Стандарты. Обслуживаемые и необслуживаемые АКБ

До конца 40-х годов все серийные автомобили в мире оснащались шестивольтовыми аккумуляторами. Сейчас такие можно встретить только на лёгкой мототехнике. На всех современных машинах и мотоциклах с бензиновыми двигателями и лёгкой дизельной технике используются аккумуляторы 12V, а на тяжёлых дизельных транспортных средствах – 24-х вольтовые (либо две последовательно соединённые 12-ти вольтовые АКБ).

В наше время в розничной продаже не встретишь стандартных автомобильных аккумуляторов, какими они были в Советском Союзе. Тогда все АКБ для автомашин изготавливались по одному стандарту и их можно было обслужить полностью; разобрать, в буквальном смысле, по частям. Банки, наполняемые электролитом, помещались в крепкий эбонитовый корпус чёрного цвета и заливались мастикой. Сейчас на рынке просто нереально большое количество производителей АКБ, и автомобильные аккумуляторы не делаются по какому-либо определённому стандарту. Хотя ГОСТ соответствующий и имеется: ГОСТ 53165-2008 действующий с 01.07.2009 года.

Вольтаж. Стандарты. Обслуживаемые и необслуживаемые АКБ

Обслуживать современные аккумуляторы нужно, будучи в курсе по поводу их некоторых особенностей, в которых нет ничего сложного. К примеру: если в батарее нет возможности доливки дистиллированной воды, то следует периодически применять зарядные устройства, которые будут поддерживать нужный уровень напряжения. Такое профилактическое обслуживание делается для того, чтобы, аккумуляторная батарея служила как можно дольше и не «села» раньше времени.

Вольтаж. Стандарты. Обслуживаемые и необслуживаемые АКБ-01

По принципу необходимости обслуживания автомобильные аккумуляторы делятся на обслуживаемые (иногда в качестве подкатегории здесь обозначаются ещё «малообслуживаемые») и необслуживаемые (в тексте ГОСТа названные «безуходными»). Необслуживаемые автомобильные аккумуляторные батареи, в отличие от обслуживаемых, не имеют специальных технологических отверстий с пробками для контроля уровня и доливки электролита. В случае критического падения уровня жидкости или критического же снижения плотности такой аккумулятор просто подлежит замене исправным. Что и предлагают многочисленные (в любом крупном городе) конторы, которые по одному звонку приедут к вам с новым аккумулятором, «с доставкой на дом». И продадут его вам, с учётом скидки за старый, который они заберут на восстановление.

Уход за обслуживаемыми аккумуляторами

Обслуживаемые аккумуляторы нуждаются в регулярном контроле состояния электролита и регулярно проводимой подзарядке при помощи стационарного зарядного устройства. Периодически необходимо контролировать уровень электролита в каждом из шести отсеков и определять его плотность с использованием ареометра. В данном приборе для этого предусмотрен ряд поплавков с разным удельным весом, и груша для заполнения корпуса.

Итак, АКБ обслуживаемого типа имеют специальные технологические отверстия для заливки электролита, плотно закрытые пробками. У необслуживаемых автоаккумуляторов таких технологических отверстий нет.

Уход за обслуживаемыми аккумуляторами

Проверка уровня электролита производится визуально, либо с использованием специальной мерной трубки. В случае падения уровня – в банки-секции доливается дистиллированная вода, которая продаётся в любом магазине автозапчастей или в аптеке. Плотность электролита замеряется ареометром и по ней оценивается уровень заряда. Уменьшение плотности электролита на 0,01 г/см3 свидетельствует о снижении заряда на 6 процентов. Исправность аккумулятора проверяется специальным прибором – нагрузочной вилкой. Рабочей батарея считается в том случае, если напряжение не падает в течение минимум пяти секунд.

В особенно жаркое время года снизить быстрое испарение воды в аккумуляторе можно, если капнуть в каждую его секцию по паре капель автола. Единственное предупреждение: при этом надо чётко контролировать уровень электролита, чтоб он не опускался до того уровня, когда оголятся верхушки свинцовых пластин.

Уход за необслуживаемыми АКБ

Cовременные необслуживаемые «кальциевые» аккумуляторы обладают низким саморазрядом, не требуют особенного ухода. В то же время, они не терпят глубоких разрядов (к примеру, при коротких поездках в зимние морозы, или же при длительной стоянке автомобиля).

А вот для обслуживаемых и малообслуживаемых АКБ, которые сейчас практически не производятся, глубокий разряд не является столь губительным. Но такие типы аккумуляторов требуют доливки новых порций дистиллированной воды (при исправном электрооборудовании и среднем пробеге это нужно делать примерно 1 раз в 4-7 месяцев).

Необслуживаемые автомобильные АКБ – это вовсе не значит, что такой аккумулятор совершенно не требует никакого ухода. Чаще всего, в современных необслуживаемых автоаккумуляторах имеется встроенный ареометр (прибор для замера уровня электролита), в виде индикатора, по цвету которого можно узнать плотность электролита. Зелёный поясок свидетельствует о нормальной плотности, красный или белый – о низкой (батарея подлежит замене). Также и в необслуживаемых аккумуляторах нужно периодически контролировать уровень электролита по меткам на их корпусах.

Общие (для всех типов аккумуляторов) правила ухода за ними

На всех без исключения автомобильных АКБ кислотой необходимо регулярно осуществлять контроль за герметичностью их корпуса и заливных пробок; содержать в чистоте специальные дренажные отверстия. В случаях появления признаков подтекания электролита нужно устранить течь. И не забыть тщательно промыть корпус и аккумуляторный отсек автомобиля нейтрализующим щелочным составом (содой, проще говоря). Нельзя опускать недозаряда аккумулятора при поездках (для этого нужно следить за работой генератора). Без промедления обращаться к автоэлектрику, если обнаруживаются какие-либо отклонения в работе любого электрического оборудования из того «арсенала», что имеется «на борту» автомобиля.

Также необходимо периодически качественно очищать и немного смазывать клеммы (литиевой смазкой). Тем самым достигается удаление постепенно нарастающих окислов между клеммами аккумулятора и зажимами проводов и защита клемм от электрокорозийного разрушения. Нужно проверять также, не ослабло ли крепление клемм.

Общие (для всех типов аккумуляторов) правила ухода за ними

Раз в полгода надо подзаряжать автомобильную аккумуляторную батарею при помощи стационарного зарядного устройства от сети (это в особенности важно для возрастных аккумуляторов). Если зима морозная, то не помешает и ежемесячная подзарядка АКБ сетевым устройством. Постоянно нужно следить за внешним видом аккумулятора, обтирать его корпус ветошью, смоченной в содовом растворе, удалять возникающие загрязнения.

Периодически нужно практиковать проверки напряжения на клеммах АКБ при работающем на холостом ходу двигателе. Данная процедура позволяет определить уровень заряда, который обеспечивает генератор. Если напряжение находится в пределах от 12,5V до 14,5V, то это означает, что агрегат исправен и работает в штатном режиме. Отклонения от указанных параметров говорят об износе генератора и необходимости его диагностики для устранения неисправности. И после ремонта нужно тоже повторить контрольные мероприятия, в разных режимах работы. В том числе и при включенных фарах и иных потребителях электрической энергии.

В случаях, если напряжение на клеммах падает ниже 10,5 V, то это уже то значение, которого будет недостаточно для запуска двигателя. Такую аккумуляторную батарею необходимо заряжать.

Если автомобиль в течение длительного времени не будет использоваться, то обязательно нужно отключить массу. Данное простое действие позволит избежать естественного саморазряда аккумуляторной батареи.

Имеет немалое значение и проверка надёжности крепления батареи, своевременная, при необходимости, подтяжка гаек или болтов. Разболтанные крепления и «пляшущий» в ходе поездки аккумулятор создают условия для повреждения корпуса и (или) подтекания электролита.

Факторы, влияющие неблагоприятно на АКБ

Необходимость в проведении описанных выше регламентных работ по уходу за АКБ обуславливается следующими факторами. Они неизбежно возникают в процессе эксплуатации автомобиля. Так, всегда возможны:

Факторы, влияющие неблагоприятно на АКБ

  • отклонения параметров заряда из-за неисправностей генератора;
  • потеря заряда из-за длительного простоя транспортного средства с неотключенным аккумулятором;
  • низкие температуры воздуха на улице приводят к падению плотности электролита и уровня заряда, до значения, при котором невозможен запуск двигателя стартером.

Обслуживание сухозаряженного аккумулятора. Восстановление АКБ

В случае приобретения сухозаряженной АКБ её потребуется заправить электролитом с плотностью в 1,27 г/см3 до установленного уровня. Не ранее, чем через двадцать минут и не позднее, чем через два часа, проводится проверка ареометром.

Если падение плотности не превышает 0,03 г/см3, то аккумулятор можно устанавливать на автомобиль для эксплуатации. В противном случае необходимо ещё подключить зарядное устройство. Ток электрозаряда при этом не должен превышать 10-ти процентов от номинального значения. Процедура проводится вплоть до появления обильного выделения газов в банках. После этого повторно контролируется плотность и уровень, при необходимости в банки ещё доливается дистиллированной воды.

После чего вновь подключается зарядное устройство (на полчаса), для равномерного распределения электролита по всему объёму секций-банок. После этого автоаккумулятор уже точно готов к применению и может быть установлен на машину для длительной эксплуатации.

Обслуживание сухозаряженного аккумулятора. Восстановление АКБ

Восстановление автоаккумулятора осуществляется её зарядкой малым током в течение длительного времени. Если по прошествии долгого времени плотность электролита начинает увеличиваться, то это признак положительного результата восстановления. При продолжении заряда вполне возможно его повышение до необходимого для нормальной работы уровня.

В случаях, когда пластины АКБ находятся в рабочем состоянии, то можно произвести повышение плотности электролита добавлением серной кислоты с удельным показателем в 1,4 г/см3. Реанимировать полностью разряженную аккумулятроную батареи легко в специализированной мастерской. Для этого используют специальную методику зарядки в дистиллированной воде.

Итоги и резюме

Итак, текущее обслуживание аккумулятора автомобиля должно, в любом случае, проводиться регулярно. Его периодичность определяется с учётом интенсивности эксплуатации машины и тех условий, в которых она работает. Так, состояние АКБ следует контролировать как можно чаще в том случае, если машина эксплуатируется в экстремальных погодных и (или) дорожных условиях.

В любом случае, если автомобиль эксплуатируется регулярно, то пару раз в месяц нужно производить визуальный осмотр автоаккумулятора. После которого удалять с его корпуса солевые, масляные и иные загрязнения содовым раствором. Подтёки электролитического состава образуют плёнку, которая способствует проведению электротока и быстрому саморазряду. Вот почему их необходимо удалять.

Напряжение измеряется и при заведённом моторе, а также задействованных печке и бортовой сети. Такой режим подразумевает напряжение в 13–14 V. Как уже отмечалось выше, такие замеры необходимы для установления состояния генератора. От его работоспособности зависит и зарядка аккумулятора. При чрезмерно низком напряжении заряд полностью восполняться не будет.

Порой на аккумуляторе написано, что он необслуживаемый, но при этом, как ни странно, доступ к внутренней полости секций всё же есть. В данном случае фальш-крышки при их откручивании оказываются самыми настоящими, и в банки можно аккуратно доливать, при необходимости, дистилированную воду.

Выполняя описанные здесь простые правила обслуживания автоаккумулятора, можно потратить на это совсем немного времени, а срок службы АКБ продлить в 1,5-2 раза.

Источник

Что включает в себя обслуживание автомобильного аккумулятора

Автомобильные АКБ считаются почему-то расходным материалом, который можно смело отправлять на утилизацию уже через 2–3 года эксплуатации, поскольку батарея разрядилась и плохо функционирует.

Аккумулятор в автомобиле

В действительности проблема быстрой потери ёмкости действительно актуальная в настоящее время. С ней сталкиваются городские жители, которые крайне редко покидают пределы города, передвигаются на короткие дистанции при длительных стоянках.

Читайте также:  Аккумулятор для и 9082

В идеальных условиях заряд АКБ происходит от генератора, пока машина едет. Но для полной зарядки требуется порой не менее 100–150 км, которые водитель должен проехать без остановки. А если каждый день ездить по 10–20 км, постоянно останавливаясь, восполнить заряд батарея никак не сможет.

Потому задачей автомобилиста является грамотное периодическое обслуживание. Это не только зарядка, но ещё и проверка всех параметров и характеристик. Если правильно выполнять все рекомендации, тогда вместо 2–3 лет, АКБ без проблем прослужит 5–6 лет и даже больше.

  1. От чего зависит эксплуатационный срок
  2. Способы обслуживания и периодичность его проведения
  3. Самостоятельное обслуживание АКБ
  4. Напряжение АКБ
  5. Напряжение бортовой сети
  6. Уровень электролита
  7. Плотность электролита
  8. Зарядка
  9. Применение нагрузочной вилки
  10. Ток утечки
  11. Профилактика сульфатации

От чего зависит эксплуатационный срок

Есть несколько факторов, которые в той или иной степени влияют на состояние и работоспособность автомобильного источника питания. То есть это те факторы, от которых напрямую зависит, сколько сможет проработать тот или иной аккумулятор.

И здесь можно выделить несколько основных моментов:

  1. Уровень заряда. Либо же степень заряженности. Если АКБ регулярно находится в состоянии слабого заряда, это негативно отразится на сроке службы. При запуске двигателя АКБ отдаёт много энергии и начинает её восполнять за счёт генератора. Но банально не успевает это сделать. То есть условно батарея отдаёт больше, чем затем возвращает. Разряд ведёт к таким последствиям как сульфатация, потеря ёмкости и полный выход из строя.
  2. Температурные условия. Своё влияние оказывает и температура, при которой работает источник питания. Свои оптимальные характеристики аккумулятор демонстрирует при температуре 15–20 градусов Цельсия. При заморозках электролит может застыть, замёрзнуть. Если слишком жарко, это провоцирует испарение воды из состава электролита. Оголяются пластины, может произойти их осыпание и замыкание. Потому проверка и обслуживание нужны обязательно.
  3. Бортовая сеть. Далеко не последнюю роль играет состояние бортовой сети вашего автомобиля. Особенно важно быть уверенным в исправности генератора и регулятора напряжения. Если они вышли из строя, тогда и АКБ износится намного быстрее заявленного производителем срока. На батарею не должно поступать напряжение выше установленной нормы. Но и дефицит подаваемого напряжения не позволяет в полной мере восполнить утраченный заряд.
  4. Коррозия. В действительности процессы коррозии являются естественными при эксплуатации АКБ. Но их негативное влияние сокращают за счёт специальных добавок, применения качественного электролита и очищенной воды.
  5. Влияние сульфатации. Именно сульфатация является самым губительным явлением для свинцово-кислотных АКБ. Это также естественный процесс, но его воздействие можно снизить за счёт своевременного и грамотного обслуживания.

Как видите, факторов, влияющих на реальный срок службы АКБ, достаточно много. И с ними приходится бороться автомобилистам. А точнее тем, кто не хочет каждые 2 года покупать новый аккумулятор, который стоит немало денег.

Способы обслуживания и периодичность его проведения

Периодическое обслуживание можно разделить на 2 группы процедур, которые проводятся в отношении АКБ:

  • визуальная проверка, оценка состояния по внешним признакам;
  • диагностика;
  • обслуживание, сервисные операции.

В первом случае достаточно просто взглянуть на АКБ, убедиться в целостности корпуса, проверить на наличие трещин, признаков утечки, окисления контактов и пр.

Далее выполняются уже более серьёзные работы.

Правильная диагностика автомобильного аккумулятора предусматривает проведение таких мероприятий:

  • проверка напряжения в условиях размыкания цепи, то есть когда АКБ не соединена с авто;
  • оценка рабочих параметров при запуске двигателя;
  • проверка уровня и состояния электролита.

Все эти процедуры, включая визуальный контроль, обязательно проводятся с определённой периодичностью, не ожидая появления очевидных проблем с АКБ.

Опытные автомобилисты советуют совмещать диагностику АКБ с проверкой уровня масла, омывающей жидкости, давления в шинах и пр. То есть это должно стать привычкой для автовладельца.

Установка АКБ в авто

Что же касается обслуживания или сервисных операций, то эти работы включают в себя:

  • периодическую внеплановую зарядку внешним устройством;
  • проверку и изменение плотности электролита;
  • тестирование с помощью нагрузочной вилки;
  • проверку утечки тока;
  • профилактику сульфатации.

Чтобы самостоятельно заниматься вопросами обслуживания, требуется обзавестись соответствующим набором инструментов и материалов.

Основными составляющими выступают:

  • мультиметр;
  • вилка нагрузки;
  • ареометр;
  • ЗУ;
  • электролит;
  • дистиллированная вода.

Помимо ареометра, для проверки плотности потребуются груша и прозрачная трубочка из стекла или пластика. Подобные приспособления можно купить в виде комплекта.

При работе с АКБ строго соблюдайте правила безопасности. Используйте защитные перчатки и очки. Желательно работать в спецодежде.

Обслуживание включает в себя достаточно большой список мероприятий. Каждое из них требует отдельного пояснения и некоторых рекомендаций.

Самостоятельное обслуживание АКБ

Если вы решили заняться обслуживанием аккумулятора от автомобиля своими руками, предварительно стоит узнать некоторые нюансы проводимых процедур и ознакомиться с важными рекомендациями.

Не стоит пугаться. В действительно самостоятельно обслужить собственный аккумулятор, расположенный под капотом автомобиля, не сложно. Просто нужно знать, как это правильно делается.

У каждой процедуры есть свои особенности.

Напряжение АКБ

Первым делом проводится самый простой тест. Это проверка напряжения автомобильного аккумулятора.

Для работы потребуется вооружиться вольтметром или многофункциональным мультиметром.

Теперь более подробно о том, как обслуживать аккумулятор собственного автомобиля. Для проверки напряжения нужно:

  • взять вольтметр или мультиметр, переведённый в режим измерения напряжения;
  • выставить диапазон измерения до 20 В;
  • соблюдая полярность, соединить клеммы, плюс на плюс, а минус на минус;
  • считать данные, отображаемые на экране.

Измерение напряжения на клеммах

Нормальным считается напряжение на уровне 12,5–12,9 В.

Если напряжение падает ниже 12 В, необходимо подключить АКБ к зарядному устройству. Значение 10,5 В считается глубоким разрядом, и не всегда удаётся восстановить батарею.

Эксплуатировать аккумулятор, который сильно разряжен, нельзя. Батарея будет терять ёмкость, её срок службы сократится.

Напряжение бортовой сети

Продолжая разбираться с тем, как правильно самостоятельно обслуживать аккумулятор, не стоит забывать и про бортовую сеть самого автомобиля.

Сама проверка напряжения в бортовой автомобильной сети проводится по аналогии с предыдущей работой. Только здесь двигатель следует предварительно завести.

В норме прибор должен показывать от 13 до 14,4 В. Если есть отклонения, тогда придётся дополнительно проверять состояние регулятора напряжения и генератора. Здесь порой лучше обратиться к квалифицированному автоэлектрику.

Уровень электролита

Самостоятельное техническое обслуживание открытой аккумуляторной батареи, которая всё реже встречается под капотом автомобиля, обязательно предусматривает необходимость оценки текущего уровня рабочей жидкости.

Сама по себе проверка уровня электролита не представляет ничего сложного.

Процедуру можно представить в таком виде:

  1. Если это обслуживаемая АКБ, просто открутите соответствующие крышки. Если батарея необслуживаемая, проверить уровень удастся разве что через прозрачную часть корпуса. Разгерметизировать батарею – не лучшая идея.
  2. Возьмите прозрачную трубочку из стекла или пластика. Подойдёт обычный корпус от ручки.
  3. Трубочка погружается в банку, при этом верхний конец следует закрыть пальцем.
  4. Когда почувствуете соприкосновение с пластинами, поднимайте трубочку и делайте замеры уровня.
  5. Нормой считается 10–15 мм над уровнем расположения пластин.

Даже если подобных приспособлений нет, можно визуально убедиться в том, что электролит с запасом покрывает пластины. Такая проверка проводится в каждой банке.

Что именно доливать, зависит от того, какие результаты даст оценка плотности.

Плотность электролита

Если вы решили взять обслуживание авто аккумуляторов полностью в свои руки, тогда обслуживаемые АКБ предусматривают не только проверку плотности, но и изменение этих параметров. Важно лишь знать, как это делать своими руками.

Правильно выполненная проверка и самостоятельная корректировка плотности залитого электролита в АКБ позволят компенсировать утраченный заряд и вернуть батарею в нормальный режим работы.

Плотность следует проверять только после полной зарядки АКБ. Необходимо подождать 3–4 часа. Нормальной плотностью считается 1,27–1,29 г/см3.

Для проверки плотности требуется ареометр. Он погружается в банки, после чего запоминаются или записываются полученные значения.

Измерение плотности электролита

Когда плотность оказывается выше допустимых параметров, либо падает общий уровень жидкости, достаточно просто долить недостающее количество дистиллированной воды. Если же плотность низкая, здесь ситуация иная. Придётся сначала удалить частично старый электролит и добавить новый, с требуемой ёмкостью. Далее выполняется зарядка, выжидается 3–4 часа и делается повторная проверка.

Зарядка

В условиях городской эксплуатации периодическая зарядка автомобильного аккумулятора сетевым ЗУ становится просто необходимой. Генератору не хватает времени, чтобы компенсировать потраченную на запуск двигателя энергию.

Если вы достаточно часто эксплуатируете машину, но ездите на короткие дистанции, профилактическую зарядку выполняют 1 раз каждые 3 месяца. Перед этим нужно сделать замеры и убедиться в такой необходимости.

Но случаются и внеплановые ситуации, когда батарея теряет свой заряд из-за невнимательности водителя, либо заряд пропал в результате длительной стоянки.

Применение нагрузочной вилки

Если провести тест своего аккумулятора нагрузочной вилкой, это даст возможность понять, в каком реальном состоянии находится источник питания.

Смысл такого тестирования в том, чтобы создать имитацию запуска двигателя. Разряд АКБ позволяет понять, какая у батареи остаточная ёмкость и способна ли она восстанавливать заряд.

Если нагрузочная вилка показывает наличие проблем, обычно такие аккумуляторы приходится утилизировать, а на их место покупать новые источники питания.

Ток утечки

Очень полезно перед зимой грамотно и полноценно обслужить аккумулятор, если планируется длительный простой автомобиля. Причём утечку тока легко проверить самостоятельно.

Если проверка тока утечки показывает, что значение выходят за рамки нормы, после долгого простоя наверняка АКБ разрядится в ноль. Это запустит процессы сульфатации, спровоцирует потерю ёмкости. Порой, чтобы АКБ полностью вышла из строя, достаточно нескольких недель простоя. Это возможно, когда ток утечки большой.

Суть процедуры заключается в следующем:

  • зажигание выключается, извлекается ключ из замка;
  • все двери закрывают, стёкла открывают, чтобы иметь доступ в салон;
  • все потребители отключаются полностью;
  • с АКБ снимается минусовая клемма;
  • мультиметр переводится в режим измерения тока;
  • щупы подключаются в разрыв между клеммой минус и минусовым выводом батареи;
  • включается измерительный прибор, считываются показания.

Нормой можно считать значения от 15 до 70 мА. Для современных машин это вполне естественные показатели. Если ток утечки больше, нужно найти причину.

Для этого можно подключить клеммы, как было указано выше, и начать по очереди извлекать по одному предохранители и реле. Как только ток утечки нормализуется, по маркировке предохранителя вы поймёте, в какой цепи есть проблемы, и куда уходит много тока от аккумулятора.

Профилактика сульфатации

Поддержание полного заряда, уровня и плотности электролита являются лучшими методами защиты от сульфатации.

При этом автомобилистам рекомендуется проводить профилактические работы по десульфатации пластин.

Это можно сделать с помощью:

  • химических присадок, соды и путём механической очистки (эффективность низкая, опасность высокая);
  • десульфатора;
  • контрольно-тренировочного цикла (противопоказано для кальциевых АКБ);
  • зарядного устройства с режимом десульфатации.

Конечно же, не забывайте про обязательный визуальный контроль. Порой уже по внешним признакам можно определить наличие проблем с источником питания.

Каждый автомобилист сам решает, заниматься ему подобными мероприятиями, или нет. Кто-то просто отдаёт машину раз в 2–3 месяца в автосервис на диагностику. Другим проще откатать на одной батарее пару лет, а затем сдать её в утилизацию, купив новую.

Источник