Меню

Почему загораются аккумуляторы электросамокатов

Почему взрываются электросамокаты? Эксперт — о правилах эксплуатации батарей

Если вы до сих пор думали, что батарею нового гаджета нужно максимально разрядить, а потом полностью зарядить, эта статья вас удивит.

Электросамокат стал причиной пожара в одной из минских квартир в апреле этого года. 18-летний владелец самоката услышал шипение и щелчки, когда электротранспорт стоял на подзарядке у кровати. Парень вышел в соседнюю комнату, чтобы сообщить родителям о неполадке. В этот момент произошел сильный хлопок и начался пожар.

Причина – короткое замыкание

Комната, в которой заряжался самокат, для жилья уже не пригодна, от случившегося пострадала и соседняя квартира, треснула смежная стена.

Это не единичный случай – время от времени электросамокаты становятся «героями» новостей о чрезвычайных происшествиях. Как правильно обращаться с электротранспортом рассказали эксперты-пожаротехники управления Госкомитета судебных экспертиз по Минску, которые и выясняют, почему любимый самокат стал источником плохих новостей.

Как правильно заряжать самокат?

Чтобы оградить себя от неприятных сюрпризов при эксплуатации электросамокатов, необходимо их приобретать у надежных сертифицированных производителей, подчеркивают эксперты.

«Аварийный режим в аккумуляторной батарее возникает, как правило, во время ее зарядки, но имели случаи, когда вызванные в процессе эксплуатации повреждения батарей (при ударе, изгибе) проявлялись позднее», — рассказали эксперты.

Любой литий-ионный аккумулятор имеет потенциал для возгорания, причина в его химическом составе.

«В результате внутренних повреждений в нем может начаться интенсивная химическая реакция, сопровождающаяся выделением большого количества тепла, что может привезти к возгоранию”, — рассказали в управлении.

Там порекомендовали заряжать и хранить электронные устройства, использующие литий-ионные батареи, вдали от легковоспламеняющихся предметов.

«Не используйте и не храните аккумуляторные батареи с поврежденным, потекшим либо вздувшимся корпусом — свидетельством этого может стать «распухшая» задняя крышка устройства. Не приобретайте аккумуляторные батареи сомнительного происхождения», — рекомендуют в столичном управлении Госкомитета судебных экспертиз.

Эксперты также напоминают, что нельзя допускать перегрева аккумуляторных батарей – и это касается не только электросамокатов. Так, не стоит засыпать со смартфоном под подушкой – батарея может перегреться.

«Низкая температура тоже вредит аккумулятору, из-за холода на его оболочке могут появиться микротрещины, которые вызовут утечку лития», — добавляют эксперты.

Специалисты также напоминают, что во время зарядки электронные устройства не должны оставаться без присмотра.

Еще одно правило – пользоваться можно штатным входящим в комплект или рекомендованным зарядным устройством.

«Все еще бытует мнение о том, что новый аккумулятор в начале использования необходимо полностью разрядить, а потом максимально зарядить. Однако для литий-ионных батарей это не актуально и применимо только для никель-кадмиевых аккумуляторов», — говорят эксперты-пожаротехники.

Почему компактная батарея не всегда безопасна?

Наибольшую опасность представляют батареи небольшого размера, встроенные в гаджеты, такие привлекательные для покупателя благодаря своей компактности.

«С внедрением новых технологий производители аккумуляторных батарей увеличивают их емкость и максимально уменьшают размеры. А так как в основе выработки энергии лежат химические реакции, то снизить риск возгорания до нуля остается практически невыполнимой задачей. Чем больше повышается производительность батареи, тем выше плотность энергии в небольшом пространстве и тем сложнее контролировать ее безопасность», — пояснили эксперты.

Литий-ионные аккумуляторные батареи используются не только в самокатах, но также в смартфонах, ноутбуках, пауэрбанках, беспроводных колонках, гироскутерах, поэтому правила эксплуатации и зарядки этих устройств такие же, как в случае с электросамокатами.

Читайте также:  Аккумулятор delta dtm 1217 акб 12в 17ач

Источник



Мастер по электросамокатам объяснил их взрывы

5 ноября в квартире на востоке Москвы произошел взрыв, за которым последовал пожар: причиной инцидента стало возгорание аккумулятора электросамоката, который хозяин принес заряжаться в квартиру. К счастью, никто не пострадал, но мебель в квартире на 14 этаже выгорела капитально — о силе взрыва говорит то, что окна выбило во всех комнатах квартиры, на двух фасадах здания. По вине аккумуляторных электросамокатов и скутеров в Москве произошла уже дюжина пожаров. С начала года их было пять.

Горькая ирония: последний по времени взрыв самоката произошел в Электролитном поезде — бывшей промзоне. А в прошлом году рвануло в элитных Хамовниках. География ЧП с электрическими средствами мобильности не поддается систематизации, а вот хронология — вполне: большинство возгораний происходит ночью или ранним утром. Причина тоже очевидна: именно ночью горожане ставят свои устройства с довольно прожорливыми аккумуляторами на зарядку от домашней розетки. А от какой, кстати, еще — в подъездах зарядных станций для электросамокатов и скутеров нет, не кидать же с того же самого 14 этажа вниз 50-метровый удлинитель?

— Неприятности, которые происходят с электротранспортными средствами, имеют две основных причины, обе довольно простые, — рассказывает Василий Нестеров, мастер по ремонту электросамокатов. — Первая: невысокое качество аккумуляторов, точнее, их схемотехнической «обвязки». Нет, китайская сборка уже давно не так страшна, как принято думать, но иногда — особенно на дешевых ноунейм-моделях — дешевизны ради попадаются слишком примитивные решения. Порой толком нет защиты от перегрева и подводит схема мониторинга заряда батареи. Результат — при постоянном подключении к розетке под утро батарея может не выдержать и перегреться.

Вторая причина, по словам Нестерова, заключается в том, что большинство электросамокатов и скутеров имеют мелкие, иногда почти незаметные ударные повреждения. «Это специфика уличной эксплуатации электроприбора, — отмечает мастер. — Если в электромобилях защите батареи уделяется особое внимание, то случайно нарушить целостность аккумулятора мелкой колесной техники очень легко. Подчас владельцы не обращают внимания на мелкие повреждения, но батарея при этом может начать работать не штатно, вплоть до самовозгорания при зарядке. Так бывает, даже если это брендовая техника, у которой со схемой зарядки все хорошо».

В Электролитном проезде обошлось без жертв и пострадавших, но так везет не всем: уже трое москвичей пострадали от аналогичных взрывов, а один погиб. Конечно, эта статистика не идет в сравнение с жертвами ДТП и другими причинами массовой смертности, но наличие жертв говорит о том, что проблема реальна — и с ней нужно начинать что-то делать, поскольку статистика показывает экспоненциальный рост ЧП с электротранспортом. Как регулировать такую технику законодательно — уже решают сейчас на разных уровнях, но в другом аспекте: речь идет об ограничении движения средств индивидуальной мобильности по тротуарам или, напротив, по дорогам общего пользования. Либо говорят о присвоении мощным электросамокатам «звания» механического транспортного средства (у электроскутеров это уже так — для управления такой техникой нужны «права» категории М). Может быть, речь стоит вести и о техосмотре подобных устройств?

— Регулярное обслуживание электросамоката, в принципе, может включать проверку или даже плановую замену батареи, — говорит механик по этим устройствам Василий Нестеров. — Если вводить техосмотр, можно включить в технологическую карту такую операцию. Но есть два возражения: во-первых, если все делать по-честному, это очень неэкологично: плановая замена литий-ионных батарей большой емкости поставит вопрос об их утилизации в массовых масштабах, а не только Россия, но и мир в целом к этому не готовы. Во-вторых — честный техосмотр электросамокатов, которые умещаются в большую сумку и которые можно возить в метро? Вы серьезно? Будут «рисовать» точно так же, как много лет «рисуют» ТО автомобилям.

Читайте также:  Заряжается энергией как от аккумулятора

Пока в России обсуждают, в сопредельных государствах уже взялись за дело: в Узбекистане электросамокаты и любые колесные средства, способные развивать 50 км/ч, теперь обязательны к регистрации в ГАИ. Может, и правильно — остается только вопрос о «чип-тюнинге», который может легко превратить медленный по бумагам «электровеник» во вполне себе скоростной. И поди догони его — особенно если он еще и взрывается.

Источник

Почему взрывается аккумулятор самоката

Почему взрывается аккумулятор самоката

Статья обновлена: 2020-12-11

Единичные случаи возгорания и взрывов аккумуляторов самокатов и других устройств побуждают задуматься о безопасности их использования. Каждый ответственный владелец персонального электротранспорта хочет быть уверенным в том, что его транспортное средство не станет поводом для шокирующих новостных хроник.

И хотя возгорание литиевых аккумуляторов происходит с ничтожно малым процентом транспортных средств на электротяге, не стоит рассчитывать на обнадеживающую статистику. Лучше сделать все возможное для предотвращения критических ситуаций. Потенциальных источников опасности в электросамокате всего 2: аккумуляторная батарея и проводка. Если они исправны и используются с соблюдением элементарных правил безопасности, вероятность возникновения возгорания или взрыва равна нулю.

Почему взрываются аккумуляторы самокатов

Возгорание литиевых АКБ происходит из-за короткого замыкания в ее структуре. Вызвать короткое замыкание могут:

  1. механическое повреждение аккумулятора или проводки;
  2. производственный брак – нарушение целостности пористого сепаратора из-за неаккуратной нарезки электродов и попадания в пространство между анодом и катодом микрочастиц металла;
  3. перегрев выше 50 °С;
  4. превышение зарядных токов или граничного напряжения;
  5. прорастание цепочек лития через сепаратор – этот дефект появляется из-за зарядки высокими токами, использования или хранения батареи на морозе.

Для обеспечения безопасной работы литиевые аккумуляторные батареи для электросамокатов имеют специальные элементы защиты: термическую изоляцию элементов, предохранители, балансиры заряда, сенсоры, контроллеры и BMS платы управления.

Как проверить аккумулятор самоката

Задумываться о безопасности нужно еще на этапе покупки электросамоката: если вы не уверены в качестве его комплектующих и сборки, не рискуйте. Покупайте персональный электротранспорт высокого качества, которое подтверждается сертификатом соответствия. Дополнительно в комплект поставки должны входить инструкция и гарантийный талон.

Лучше отдать предпочтение продукции известного бренда, который поставляет свои разработки по всему миру и имеет хорошие отзывы. Цена электросамоката должна соответствовать его комплектации: чем мощнее мотор и больше емкость батареи, тем выше стоимость. Если же она подозрительно низкая, а устройство продается без гарантии и сертификата качества, его покупка с большой долей вероятности может обернуться печальными последствиями.

При замене старой батареи также необходимо соблюдать предосторожность. Лучше обратиться в специализированную мастерскую, где вам смогут подтвердить качество предлагаемых АКБ и корректно выполнить замену. Убедиться в соответствии характеристик АКБ заявленным значениям позволяют испытательный стенд, тестер и другие приборы для проверки аккумуляторов самокатов.

Как не допустить возгорания аккумулятора самоката

В процессе эксплуатации электросамоката необходимо соблюдать правила безопасности:

  1. заряжать батарею исправным и совместимым с ней зарядным устройством;
  2. беречь от механических повреждений и перегрева;
  3. не ставить на зарядку сразу после пребывания на морозе – батарею нужно выдержать около часа при комнатной температуре, а затем заряжать;
  4. хранить в сухом помещении при температуре от 0 до +30 °С, на удалении от отопительных приборов и вне зоны попадания прямых солнечных лучей;
  5. не использовать при выявлении вздутия, подтеков или других признаков неполадок;
  6. не разбирать;
  7. не деформировать;
  8. делать ремонт и тюнинг в сервисных центрах силами опытных мастеров;
  9. не кататься под дождем или по лужам, если используемая модель не имеет соответствующей степени герметичности – если внутрь попадет вода, при зарядке велик риск короткого замыкания.
Читайте также:  Слил весь электролит с аккумулятора

Расшифровываем уровень пылевлагозащиты IPXX

Степень защиты оболочки отображается обозначением IPXX, где 1-я цифра означает защищенность от проникновения посторонних предметов, а 2-я – от проникновения воды. Например, часто встречающаяся у электросамокатов степень влагопылезащиты IP54 означает пылезащищенную оболочку с защитой от брызг, падающих в любом направлении. Кататься в дождливую погоду на таком транспорте можно, но ездить по глубоким лужам – опасно.

Защищенность от водяных струй обозначается 2-й цифрой 5 (IP55 или IP65), а устойчивость к сильным струям – цифрой 6 (IP56 или IP66). При таких значениях можно кататься даже в сильный дождь и по лужам. Вторая цифра 7 в обозначении указывает на допустимость кратковременного погружения устройства на глубину до 1 м, а цифра 8 – на возможность такого погружения сроком до 30 минут. Но на персональном электротранспорте такие значения не встречаются.

Источник

Эксперт объяснил, как защитить себя от взрыва электросамоката

Необходимо следить за техническим состоянием устройств, указал специалист.

Неквалифицированный ремонт, неправильная эксплуатация или выбор некачественных устройств являются основными причинами, по которым может произойти возгорание электрических самокатов. Об этом в комментарии «Звезде» заявил организатор движения городских самокатов Let’s kick Moscow Александр Нилов.

«Основных причин возгорания электрических самокатов, а точнее, аккумуляторных батарей несколько. Первая причина — это вмешательство в саму систему самокатов, то есть неквалифицированный ремонт. Естественно, вторая причина — это низкокачественные самокаты, у них некачественные комплектующие», — пояснил специалист.

Он добавил, что использовать во время дождя можно только устройства с гидроизоляцией, в противном случае развивается коррозия, что чревато возникновением короткого замыкания во время зарядки.

«Использование, например, самоката во время дождя и плохая эксплуатация, скажем так. Потому что важно, если вы используете самокат в дождливую погоду, чтобы у него была гидроизоляция. Далеко не все за этим следят, в результате происходит коррозия и короткое замыкание, соответственно, и пожар и возгорание», — отметил Нилов.

Он добавил, что батарея может взорваться или произойти воспламенение при механическом воздействии.

«Например, вы ударили деку самоката о бордюр или о какое-то препятствие, не заметили этого, и затем произошла разгерметизация одного элемента в батарее, и во время зарядки происходит возгорание», — заявил эксперт.

При этом Нилов подчеркнул, что если владелец электрического самоката обслуживает устройство, следит за его состоянием, то самопроизвольное возгорание возможно крайне редко.

В ночь на понедельник, 15 марта, в квартире многоэтажного дома в Сочи произошло возгорание, в результате которого погибли 43-летний мужчина и его 13-летний сын. Ряд СМИ сообщили, что причиной пожара стал взрыв электросамоката. Называется и другая версия ЧП: взрыв ноутбука. По факту инцидента проводится расследование.

Источник