Меню

На сколько ставить зарядное устройство когда заряжаешь аккумулятор

На сколько ставить зарядное устройство когда заряжаешь аккумулятор

Аккумуляторная батарея является одной из наиболее важных деталей транспортного средства: она позволяет запускать двигатель и заменять генератор в случае его неисправности. Подзарядку автомобильной батарейки можно проводить при рабочем генераторном устройстве (в машине) или от зарядного прибора (в помещении).

Чтобы продлить срок службы батареи и избежать ее повреждения, нужно правильно выбирать параметры зарядки аккумулятора автомобиля и соблюдать технику безопасности..

Как часто заряжать аккумулятор автомобиля

Частота зарядки аккумуляторной батареи (АКБ) определяется индивидуально. АКБ состоит из 6 секций-банок, которые содержат реактив-электролит и электроды. Наиболее распространенным типом автомобильного аккумулятора является WET. В качестве реактива в нем используется кислота, а в качестве материала для электродов – свинец.

В ходе эксплуатации емкость аккумулятора снижается за счет действия нескольких факторов:

  • загрязнения и уменьшения качества реактива;
  • испарения кислоты;
  • сульфатации свинцовых пластин-электродов.

Снижение емкости АКБ повышает требуемую частоту зарядки, но сокращает ее длительность. При длительном использовании батареи рекомендуется регулярно проверять вольтаж устройства.

Нормальное значение заряда АКБ в теплое время года составляет >50% от номинального, а в холодное – >75%. Это обусловлено разницей в плотности электролита, нагрузкой на батарею и степенью риска ее выключения при различных температурах.

Автомобилисты и мастера сервисных центров рекомендуют заряжать АКБ до 100% как минимум 2 раза в год, причем один из них – непосредственно перед наступлением холодов.

Проверка автомобильного аккумулятора

Проверить заряд аккумуляторного устройства можно несколькими способами:

  1. С помощью индикатора на корпусе. Некоторые батареи оснащены гидрометрическим индикатором. Он позволяет оценить не только заряд, но и наполненность реактивом. При зеленом цвете индикатора заряд и уровень кислоты находятся в норме, при белом – устройство требует подзарядки, а при красном – заряд на минимуме и/или необходима доливка реактива.
  2. С помощью мультиметра. Диагностический прибор устанавливается в режим вольметра и подключается к клеммам батареи. Двигатель при этом должен быть заглушен: в противном случае водитель получит заряд генератора, а не АКБ. При отсутствии нагрузки напряжение при 100% заряда составляет 12,66 В, при 75% – 12,42 В, при 50% – 12,18 В, при 0% – 11,7-11,8 В. Учитывая небольшую разницу показателей, мультиметр должен обладать минимальной погрешностью измерений.
  3. С помощью нагрузочной катушки. Данное диагностическое устройство представляет собой элемент сопротивления (18-20 мОм), к которому параллельно присоединен вольтметр. Катушка подсоединяется к выходам аккумулятора на несколько секунд, а затем снимаются показатели с измерительного прибора. Нагрузочные тесты проводятся преимущественно в автосервисах или в точке продажи автомобильных АКБ.

Измерение уровня заряда проводится не раньше, чем через 8-9 часов после выключения двигателя или снятия АКБ.

Опытные автомобилисты выделяют дополнительный метод проверки батареи: на слух. Если заряд находится на достаточном уровне, то стартер машины крутится в штатном режиме. При уменьшении заряда силовая система запускается с усилием, а стартер крутится медленнее и с ощутимым затуханием.

В сервисных центрах замер заряда нередко производится при запуске двигателя внутреннего сгорания (ДВС) или световых устройств (габаритов и дальнего света).

При пуске ДВС норма напряжения составляет 9,5 В и более. Если показания вольтметра оказались ниже данного значения, это свидетельствует о разрядке АКБ или неисправностях стартера. Для дифференциальной диагностики на автомобиль устанавливается гарантированно рабочий и полностью заряженный аккумулятор.

При замере на фоне работы световых устройств вольтаж батареи должен составить не менее 11,2 В.

Как подготовить аккумулятор к зарядке

Подготовка устройства к зарядке проводится по следующему алгоритму:

  1. Снять АКБ с автомобиля или отсоединить его от бортовой сети, отключив оба провода или хотя бы провод «минус». В холодное время года нужно занести батарею в помещение с температурой не менее +10°С и оставить на несколько часов, чтобы электролит успел согреться.
  2. Очистить клеммы от оксидов, сульфидов и смазки. Протереть поверхность батареи тряпкой, смоченной раствором соды или нашатырного спирта (10%).
  3. Если аккумулятор относится к обслуживаемому типу, открутить пробки, расположенные на банках, и сложить их рядом. Слить часть электролита, чтобы проверить цвет и наличие примесей. Если АКБ является необслуживаемым, то снять заглушку с вентиляционного отверстия на устройстве. Это обеспечит свободный выход паров реактива и сделает процедуру более безопасной.
  4. Пробки обслуживаемой батареи позволяют добавлять в секции воду. Если пластины в банке погружены в реактив менее чем на 0,5 см, то необходимо долить в нее немного дистиллированной воды и выровнять уровень в других секциях. Для необслуживаемого устройства данная процедура не проводится, т.к. реактив остается на необходимом уровне в течение всего срока эксплуатации.

Источник



Как правильно заряжать аккумулятор — полезные советы «За рулем»

Наполнять банку электричеством – выражение из словаря В. И. Даля: так он пояснил значение слова «заряжать». К современным автомобильным батареям из шести банок оно подходит идеально. Правда, банки на поверку оказываются разными – как по конструкции, так и по состоянию. Как же заполнять их ­электричеством?

Все АКБ условно можно разбить на малообслуживаемые, необслуживаемые и полностью необслуживаемые. Самые древние из них – малообслуживаемые, с решетками из свинцово‑сурьмянистого сплава, самые крутые – полностью необслуживаемые, с решетками из максимально чистого свинца. Надо отметить, что под «необслуживаемостью» понимаются увеличенные интервалы доливки воды или полное отсутствие этой процедуры в течение всего срока службы. Но любая необслуживаемая батарея требует периодического контроля наравне с другими компонентами автомобиля. Вопреки распространенному заблуждению, особой разницы в зарядке батарей этих трех типов нет.

Надо заряжать или не надо?

Существует простой объективный способ оценить состояние батареи. Нужно измерить вольтметром напряжение на клеммах аккумулятора, при этом отключать его от бортсети автомобиля не нужно. Напряжение разомкнутой цепи (НРЦ) должно составлять 12,6–12,7 В. Важно, чтобы между остановкой двигателя и замером напряжения прошло несколько часов (в идеале – не менее десяти), иначе показания могут оказаться завышенными.
В малообслуживаемых и необслуживаемых батареях с пробками или блоком пробок в крышке можно проверить еще и плотность электролита – понадобится ареометр (он же денсиметр). Это позволит оценить заряженность батареи «побаночно». Плотность электролита в полностью заряженном аккумуляторе должна быть 1,27 г/см³. Это значение идеально с точки зрения эффективности работы активных материалов и внутреннего сопротивления аккумулятора. Плотность меньше 1,25 г/см³ используют в жарких странах, где характеристики коротких разрядов не так важны. Кстати, при такой плотности снижается скорость коррозии, что продлевает срок службы. Плотность выше 1,29–1,30 г/см³ используют на Крайнем Севере, где недозаряженная батарея подвергается опасности замерзнуть.

Возможен ли заряд на морозе?

Чем ниже температура окружающего воздуха, тем хуже батарея принимает заряд. Нормальный температурный ди­апазон для заряда – 0…+ 25 °C. ­Поэтому зимой вероятность, что аккумуляторы успеют восстановиться за время поездки, зависит от скорости прогрева электролита. А на нее сильно влияет расположение батареи на автомобиле – под капотом, в багажнике или вообще снаружи. С этой точки зрения в наихудшем положении ­оказываются развозные грузовички с наружным расположением АКБ.

Как заряжать при нечастых поездках?

Многие автомобили чаще стоят на приколе, чем ездят. Их владельцы нередко применяют так называемые подзарядки – зарядные устройства, постоянно подпитывающие аккумуляторы малыми токами для поддержания 100‑процентной заряженности. Такой режим нельзя назвать полезным: он увеличивает скорость коррозии решеток пластин и сокращает срок службы батареи. Поэтому, если машина находится без движения более трех недель, лучше подзарядить батарею привычным способом – от зарядного устройства или от генератора после пуска мотора. А перед очередной постановкой «на хранение» батарею следует полностью зарядить, иначе высока вероятность столкнуться с глубоким разрядом, отказом автомобиля нормально пускаться и необходимостью покупать новую батарею.

Зарядное устройство или генератор – что лучше заряжает?

При нормальных условиях эксплуатации зарядное устройство не нужно. Батарея должна заряжаться от генератора. И заряд при постоянном напряжении исправного автомобиля – самый правильный и полезный для АКБ.

Задача стационарного зарядного устройства – восстановить батарею пусть не полностью, но достаточно для того, чтобы генератор уже дозарядил на 100%. При заряде постоянным током во избежание перезаряда и «выкипания», то есть расхода воды из электролита, стационарное зарядное устройство прерывает работу на уровне 14,4 В, переходя в режим подзаряда минимальным током при хранении. Это обычно не позволяет зарядить батарею полностью. А генератор заряжает ее в режиме постоянного напряжения.

В зависимости от настроек системы электроснабжения автомобиля ди­апазон регулирования напряжения составляет 13,8–14,5 В. Ток заряда определяется внутренним сопротивлением батареи, которое характеризует ее состояние в данный момент, и снижается по мере приближения значения напряжения на клеммах батареи к напряжению генератора. То есть стационарное зарядное устройство выдает конкретный ток в соответствии со своим алгоритмом, а от генератора батарея забирает ток, который ей нужен. Вот почему зарядное устройство не может зарядить так же, как генератор.

Какой должен быть режим заряда?

При напряжении разомкнутой цепи менее 12,3 В батарея имеет право покапризничать при пуске мотора, особенно зимой. И если она пребывает в таком состоянии уже долго, то полностью восстановить ее сможет заряд при постоянном напряжении, но малым током – около 1 А. После того как батарея сможет принимать бóльшие значения, ток увеличится. В любом случае такую «реанимацию» желательно проводить в специализированном сервисе. Не запускайте ситуацию и контролируйте заряженность батареи, особенно перед длительным хранением – например, если улетаете в отпуск.

Когда НРЦ падает ниже 10,5 В, это уже сверхглубокий разряд. Если батарею посадили за короткое время, ее можно быстро зарядить большим током 10–20 А (10% от значения номинальной емкости) от стационарного устройства в течение нескольких часов. Если же батарея испытывала хронический недозаряд и помирала медленно, заряд необходимо начинать минимальным током при постоянном напряжении. Для этого придется обратиться в специализированный сервис.

Читайте также:  Автономное зарядное устройство компрессора

Снимать ли батарею с автомобиля для заряда?

Нет, это перестраховка. Хотя теоретически газовыделение действительно может стать причиной взрыва батареи. Правила поведения очень простые: не курить рядом с батареей во время заряда и не закорачивать клеммы.

Можно «прикуривать» от другой машины?

Мнения на этот счет часто расходятся, но споры идут лишь о сохранности электрооборудования автомобиля и соответствии его инструкции по эксплуатации. Неоспоримо одно: аккумулятор при этом точно не пострадает! По нашему мнению, «прикуривание» безопасно, если соблюдается нехитрая схема: положительные клеммы донора и акцептора соединяем между собой, а отрицательный вывод донора сажаем на кузов «прикуриваемого» авто­мобиля.

Редакция благодарит эксперта Национальной ассоциации производителей источников тока Дмитрия Тищенко за помощь в подготовке материала.

  • В ассортименте интернет-магазина «За рулем» есть недорогие и проверенные временем зарядные устройства Тамбовского завода. Отличный подарок и себе, и товарищу-автолюбителю!

Источник

Как правильно заряжать аккумулятор автомобиля

заряжается аккумулятор автомобиля

В любом транспортном средстве важная роль отводится аккумуляторной батарее, которая является основной движущей силой по запуску двигателя. Именно ее электрическая энергия раскручивает стартер, а он уже приводит во вращение коленчатый вал, и мотор начинает свою работу. В некоторых случаях это неплохая альтернатива вышедшему из строя генератору, правда, только на ограниченное время.

Во время движения автомобиля аккумулятор восполняет энергию от генератора. Тем не менее необходимо заряжать его специальными устройствами (ЗУ). При этом нужно знать, как делать это правильно, что позволяет уберечь АКБ от раннего выхода из строя и сохранить его рабочий ресурс.

Важно! Нельзя допускать полного разряда АКБ, иначе это приводит к сокращению срока службы батареи!

Когда нужно ставить аккумулятор на зарядку

Первым делом необходимо обратить внимание на напряжение батареи – оптимальное значение лежит в пределах от 12,6 до 12,9 вольт при заглушенном двигателе. Об этом должен знать каждый владелец собственного транспортного средства. В особенности это касается новичков, так как опытные водители уже давно знают об этом.

Как показывает практика, редко, когда удается постоянно поддерживать батарею полностью заряженной. Тогда допускается ее эксплуатация при напряжении 12,2 вольт. Однако при меньших значениях батарею нужно обязательно ставить на зарядку. Речь идет о показаниях в диапазоне 11,8-12,0 вольт. Полностью заряженная батарея должна выдавать 12,7 В (100%).

Снижение до 12,2 вольт говорит о том, что АКБ разряжена на половину (50% заряда). Критическое значение – это 10,8 В и означает глубокий разряд, чего как раз необходимо избегать. Впоследствии это отрицательно сказывается на самом аккумуляторе и существенно сокращает его срок службы.

В случае, когда автомобильная силовая установка не заводится, это также служит поводом поставить источник питания на зарядку. Проблемы с АКБ дают о себе знать и через остальные потребители – освещение приборной панели или фар становится тусклым, аудиосистема работает не так как раньше и прочее.

севший аккумулятор

Уровень заряда батареи

Подготовка батареи к зарядке

До того, как поставить аккумуляторную батарею на зарядку, ее следует подготовить к этой процедуре. Действовать нужно согласно следующему алгоритму:

  • Отключить АКБ от бортовой сети машины, для чего сначала отсоединить минусовую клемму, потом плюсовую. А вот подключать батарею нужно, начиная с положительного контакта и только потом прикручивать отрицательную клемму.
  • Протереть корпус батареи тряпкой или ветошью. Очистить контакты от окислов и прочих загрязнений.
  • С обслуживаемой батареи нужно откручивать пробки. Если АКБ относится к необслуживаемому типу, то нужно снять специальную заглушку, которая закрывает вентиляционное отверстие. Это позволит парам электролита свободно выходить наружу.
  • Визуально определить уровень электролита в каждой банке – если над пластинами он не более 5 мм, необходимо добавить дистиллированную воду.

Новички при этом могут задаться вопросом, с какой регулярностью нужно заряжать батарею? По мнению профессионалов и опытных автомобилистов, делать это необходимо каждый сезон, то есть перед приходом зимы. Но в некоторых случаях может понадобиться подзарядка АКБ. Чтобы определить, пора ли его заряжать, стоит внимательно наблюдать за процессом запуска двигателя.

Все же однозначного ответа на заданный вопрос не существует в природе, так как на разряд аккумулятора влияет множество факторов.

Техника безопасности и меры предосторожности

Зарядка источника питания представляет собой процесс, протекающий на химическом уровне. При этом начинает выделяться особое взрывоопасное соединение водорода с кислородом. По этой причине необходимо позаботиться о собственной безопасности и соблюдать определенные меры предосторожности.

Соблюдение техники безопасности позволит избежать многих проблем и повреждения АКБ. Существует ряд специальных правил, которых обязательно нужно придерживаться:

  • Зарядку АКБ необходимо проводить только в хорошо проветриваемом помещении. Гараж, в крайнем случае, балкон, а вот в квартире это делать запрещено, если в семье есть маленькие дети.
  • Непосредственно вблизи батареи нельзя курить, что-либо поджигать или выполнять работы, в ходе которых образуются искры.
  • Также нельзя заряжать аккумулятор в помещениях с высоким уровнем влажности.
  • Подсоединять зарядное устройство только тогда, когда оно отключено от электрической сети.
  • Перед началом работ надеть очки и перчатки, что позволит уберечься от опасного влияния кислотных испарений.

Не стоит забывать и о том, что электролит – это сочетание дистиллированной воды и кислоты в определенной пропорции. Поэтому важно избегать его попадания на руки, во избежание ожогов. Однако от ошибок никто не застрахован и при неосторожном обращении с электролитом помогает содовый раствор, который способен нейтрализовать кислоту.

Повышение плотности электролита

Как правильно заряжать аккумулятор

Для начала стоит уяснить важность правильного подключения аккумулятора к зарядному устройству. Иными словами, речь идет о соблюдении полярности. Это не так сложно выполнить, поскольку производители маркируют клеммы соответствующими цветами:

  • положительный контакт всегда красного оттенка;
  • отрицательная клемма – черная.

На самой батарее тоже есть обозначение (плюс и минус). Но иногда даже они могут быть стертыми после долгой эксплуатации АКБ или по иным причинам. В этом случае стоит запомнить один важный момент – вне зависимости от типа батареи (с прямой полярностью либо обратной, европейского производства или азиатского и т. д.) положительная клемма всегда толще отрицательного контакта.

Теперь касательно способов зарядки – и их всего два:

  • с постоянным напряжением;
  • с постоянным током.

Каждый из них отличается продолжительностью и эффективностью. Рассмотрим их чуть подробнее.

Важно! Опытные автолюбители и профессиональные работники автосервисов рекомендуют полностью заряжать батарею (100%) не реже двух раз за год. И один раз до того, как наступят холода.

Вымпел 55

Зарядка постоянным током

В этом случае необходимо на зарядном устройстве задать значение тока, равном 10% от емкости батареи. К примеру, при 60 А·ч искомое значение будет составлять 6 ампер, 55 А·ч – соответственно 5,5 А и так далее. Весь алгоритм представлен так:

  • Для начала на зарядном устройстве нужно выставить ток (те самые 10% – 5,5 или 6 А).
  • В случае глубокого разряда АКБ следует задать не номинальное значение тока, а минимальное – порядка 1,5-2 А. В этом случае сильного электролиза не произойдет, а плотность электролита будет увеличена разложением сульфата свинца.
  • Дождаться повышения напряжения до значения 14,4 вольт (+/- 0,1 В), после чего понизить ток в два раза (2,75 или 3 А). Это понизит интенсивность кипения электролита.
  • Когда напряжение еще раз повысится до 14,5-15 В, необходимо также в двое уменьшить ток. Теперь зарядку следует продолжать, пока обе характеристики (I, U) останутся неизменными. В итоге ток должен достигнуть значения в пределах 0,2 А. По времени процесс может занять 8-12 часов.

После завершения зарядки нужно дать сойти газам и протереть ветошью либо тряпкой корпус аккумулятора с использованием содового раствора. После чего остается закрутить крышки либо вернуть вентиляционную заглушку на свое место.

Недостатком этого метода является необходимость периодически вносить корректировки тока. Также стоит учесть, что в старых АКБ ближе к концу процесса газовыделение будет более интенсивным. Это главный признак того, что батарея зарядилась полностью.

Зарядка постоянным напряжением

После подключения аккумулятора к зарядному устройству ток сразу достигает своего максимального показателя. И чем сильнее разряжена батарея, тем большим он будет. В то же время на многих современных приборах ток не превышает 20-25 А, чтобы сохранить работоспособность и ЗУ, и АКБ.

Последовательность здесь такова:

  • Задать на зарядном устройстве значение номинального напряжения – 14,4 вольт (+/- 0,1 В). В отношении необслуживаемых аккумуляторов необходим тщательный контроль.
  • Вести наблюдение за показаниями тока: для обслуживаемых батарей это до 0,1 емкости, в отношении необслуживаемых – 0,05-0,1 емкости. Более 20% считается критичным показателем, который губителен для АКБ.
  • В случае глубокого разряда аккумулятора начинать зарядку необходимо с параметра 12-13 В, не больше. Ток при этом не должен превышать 5% емкости батареи. При повышении его значения, напряжение следует уменьшить до достижения допустимого предела I.

К сведению! Очистка клемм аккумулятора даже в целях профилактики перед началом зарядки обеспечит лучший контакт.

Зарядка аккумулятора постоянным напряжением тянется медленно, нежели способ с постоянным током. Выбор значение напряжения зависит от степени разряда АКБ (из расчета на 24 часа зарядки):

  • 14,4 В – от 75% до 85%.
  • 15 В – от 85% до 90%.
  • 16 и более В – от 95% до 100.

Таким образом, чтобы только за одни сутки полностью зарядить аккумуляторную батарею следует установить напряжение в пределах от 16,3 до 16,4 Вольт. Но стоит принять к сведению, что есть необслуживаемые аккумуляторы, в отношении которых нельзя превышать установленный порог в 14,4 В. Соответственно при таком напряжении потребует больше суток, чтобы полностью зарядить батарею.

Заряжается высоким напряжением

Зарядка в автоматическом режиме

Такой способ требует наличие зарядного или пуско-зарядного устройства, которое в автоматическом режиме способно определить необходимое значение тока и напряжения. Также прибор в процессе зарядки АКБ в динамике изменяет их показатели, что позволяет избежать нежелательных нюансов:

  • перезаряда;
  • вскипания электролита;
  • недозаряда.
Читайте также:  Зарядное устройство для фотоаппаратов nikon

Выбор оптимальных параметров осуществляется посредством настройки рабочего напряжения или одного из режимов (AGM, GEL, WET), в зависимости от типа аккумулятора. Главное, чтобы значение тока было не ниже 10% от емкости батареи.

Автоматическая зарядка аккумуляторной батареи представляет собой сложный и многоступенчатый процесс:

  • Заданное значение тока начинает постепенно снижаться и одновременно с этим повышается напряжение АКБ.
  • При установлении порога в 14,8 В напряжение стабилизируется.
  • Теперь ток составляет уже 5% емкости батареи на протяжении еще 2 часов, что приближает к значению полного заряда и сбросу эффекта памяти.
  • На завершающей ступени напряжение – 13,8 В. Теперь АКБ зарядится на 100%, исключая возникновения перезаряда и больших нагрузок.

Если батарея разрядилась наполовину, то весь процесс зарядки займет от 8 до 12 часов.

Когда аккумулятор зарядится и как проверить

Для того чтобы понять, когда батарея зарядилась, стоит обращать внимание на само зарядное устройство. Если оно автоматического типа, то все проходит обычно без участия человека.

12,78 вольт

О завершении процесса можно узнать по дисплею, который оснащен световыми лампами, что показывает этапы зарядки. Зеленый цвет свидетельствует о готовности аккумулятора к эксплуатации. В других моделях имеется встроенный амперметр и когда значения тока приблизится к нулю, АКБ заряжена.

Обратите внимание! Своевременная зарядка АКБ и обслуживание – залог сохранения ресурса батареи и снижения риска возникновения сульфатации пластин.

Проверку батареи можно выполнить несколькими способами:

  • Специальный индикатор. Он имеется на корпусе любой современной батареи и показывает ее состояние. Если все в норме его оттенок зеленый. Белый цвет говорит о необходимости зарядки. Красный – нужно долить реактив и сам заряд минимальный.
  • Мультиметр. Этот прибор нужно перевести в режим измерения напряжения и соединить контакты с клеммами АКБ (полярность не имеет значения). Двигатель не запускать, иначе измеряться будет не АКБ, а генератор. Когда нет нагрузки, то значение 12,6 В укажет на полный заряд батареи (100%). 12,42 В – 75%, 12,18 В – 50%, 11,7-11,8 – 0% (аккумулятор разряжен полностью). Стоит заметить, что у каждого прибора есть погрешность.
  • Нагрузочная катушка. Это специальное устройство с элементом сопротивления и к нему подключен вольтметр (параллельно). Он соединяется с выводами АКБ в течение нескольких секунд, после чего с прибора снимаются показатели. Такие тесты можно провести практически в любом автосервисе, а также специализированных магазинах.

Опытные автолюбители способны определять уровень заряда АКБ на слух. При заряженной батарее стартер крутит уверено, но если сил батареи не хватает, прокручивание с большим усилием, что хорошо заметно. Если запустить двигатель, напряжение падает до 9,5 В, что считается нормой. Но если ниже, АКБ нужно зарядить.

устанавливает батарею в моторный отсек

Обслуживание батареи после зарядки

После того как аккумулятор заряжен, он готов для подключения к бортовой сети автомобиля. Однако одной зарядкой все не оканчивается, за батареей необходим надлежащий уход. Правильное обслуживание подразумевает собой следующее:

  • Периодически оценивать состояние креплений батареи и при необходимости подтягивать гайки, болты.
  • Очищать клеммы от окислов и ржавчины во избежание развития коррозионного процесса.
  • Визуальная диагностика уровня электролита подручными средствами (трубки, отрезки корпуса ручки и т. д.). Для восполнения потерь в банки нужно залить дистиллированную воду или электролит.
  • Периодически проверять плотность электролита, так как от этого зависит заряд АКБ.

Зимой эти мероприятия необходимо выполнять ежедневно или перед каждым выездом. Только такой подход позволит сохранить ресурс АКБ на долгое время.

Что касается нового аккумулятора, то необходимо еще в магазине проверить насколько он заряжен – нужно 100%, допустимо 95%. В крайнем случае, подзарядить его минимальным током и напряжением не выше номинального (14,4 В) в течение 2-3 часов.

Лучше заранее обращать внимание на дату изготовления АКБ. И если он простоял в магазине больше года, от покупки следует отказаться и найти другой вариант или найти иную торговую точку.

Остались вопросы или есть что добавить? Тогда напишите нам об этом в комментариях, это позволит сделает материал более полезным, полным и точным.

Источник

Как правильно заряжать аккумулятор автомобиля.

Скорее всего, каждый автовладелец со стажем не менее трёх лет сталкивался с ситуацией, когда он не смог завести свою машину по причине того, что аккумулятор полностью разрядился. Вы можете спросить, почему стаж не менее трёх лет? А потому, что средняя продолжительность жизни аккумулятора составляет 3 года. Хотя в отдельных случаях возможна более длительная эксплуатация аккумулятора, но это уже зависит от того, насколько качественно и вовремя он обслуживался.

Правила безопасности при зарядке автомобильного аккумулятора.

Содержание

  1. Правила безопасности при зарядке автомобильного аккумулятора.
  2. Как определить заряжен или разряжен аккумулятор
  3. Каким током и напряжением следует заряжать аккумулятор
  4. Сколько времени необходимо заряжать аккумулятор
  5. Последствия глубоко разряда АКБ и как его правильно зарядить после этого
  6. Как часто нужно подзаряжать аккумулятор?

Не рекомендуется производить зарядку в жилом помещении по причине того, что из аккумулятора выделяются взрывоопасный газ. Это актуально для обслуживаемых АКБ с пробками.

По этой же причине запрещается курить или производить любые другие работы с открытым огнем или искрообразованием.

Сначала подключается зарядное устройство к клеммам батареи, а потом уже оно включается в сеть. Отключение производится в обратном порядке. Сначала отключаем зарядное устройство (ЗУ) от сети, затем отключаем клеммы. Такой порядок действий позволит избежать образования искры при подключении ЗУ.

В обслуживаемых аккумуляторах обязательно выкручиваем все пробки. Это удобно сделать с помощью обычной монеты номиналом 2 или 5 рублей. После выкручивания пробки нужно положить обратно в отверстия, но не закручивать. Такое положение пробок позволит свободно выходить газам и одновременно защитить батарею от возможного попадания во внутрь неё пыли и грязи. Также это уменьшит потерю электролита при его испарении.

Перед выкручиванием пробок обязательно стираем всю пыль и грязь с рабочей поверхности аккумулятора. Это также позволит избежать попадания грязи во внутрь батареи.

Если же зарядка производиться в квартире, то необходимо это делать на балконе с открытым окном или в помещении, где есть вытяжка, например, туалет.

Как определить заряжен или разряжен аккумулятор

Это можно определить по напряжению на контактах и по плотности электролита.

В полностью заряженном аккумуляторе (100% заряда) напряжение на клеммах должно быть 12.7В. В разряженном соответственно 11.7В (0% заряда). Следовательно, каждые 0.1В — это 10% заряда. Эти значения актуальны для температуры аккумулятора 20-25 градусов.

Например, напряжение на контактах равно 12.2В, следовательно, заряд составляет 50%.

Второй более точный способ определить степень заряда — это определение по плотности электролита. Данный способ подойдет только для обслуживаемых аккумуляторов, в которых есть возможность выкрутить пробки и добраться до электролита.

В качестве электролита в батареях применяют раствор серной кислоты, плотность которого измеряется в г/см3. При разряде плотность электролита снижается. Зная это свойство можно определить степень разряда батареи. Плотность определяется с помощью специального прибора – ареометра.

Плотность полностью заряженной батареи (100%) при 25 °с равна 1.27-1.28 г/см3.

Плотность полностью разряженной батареи (0%) при 25 °с равна примерно 1.1 г/см3.

Зная эти данные, можно вычислить, что примерно каждая сотая единица плотности равна 6% заряда (0.01 г/см3 =6%заряда).

Для примера плотность равна 1,24 г/см3, следовательно, степень заряда составляет 76%.

Перед проверкой плотности электролита обязательно отключаем зарядное устройство и ждем несколько минут. Плотность более точно определяется, когда из электролита не выделяется газ.

Каким током и напряжением следует заряжать аккумулятор

Напряжение заряда у АКБ, изготовленных по разным технологиям, отличается. Но есть общие требования, которые применимы к большинству аккумуляторов.

Самая оптимальная и безопасная зарядка — это выставить ограничение напряжения 14.7В, а силу тока 1/10 от ёмкости АКБ. Допустим ёмкость равна 70 (А*ч), тогда ток, выставляемый при заряде, должен быть 7 ампер.

Качество заряда АКБ и сила тока имеют обратную зависимость, то есть, чем меньше сила тока, тем качественнее будет заряжен аккумулятор и тем медленнее будет происходить его зарядка. Если есть время, то лучше выбрать силу тока еще меньше в размере 1/20 от емкости аккумулятора. Например, для батареи ёмкостью 70 (А*ч) это будет сила тока в 3.5А.

Для необслуживаемых батарей силу тока выбирают не более 1/20 от емкости аккумулятора. Другими словами, если ёмкость равна 60 Ампер*час, то сила тока должна быть 3А. Такая низкая сила тока обусловлена самой конструкцией АКБ. Так как АКБ необслуживаемый, то при кипении электролита выделяемому газу некуда будет выходить и батарею может разорвать давлением газа. Чтобы избежать кипения электролита и выбирают небольшие токи для зарядки.

По мере заряда напряжение будет расти до 14.7 В, а ток будет неизменен пока напряжение не достигнет этого значения. После того как напряжение достигнет значения 14.7В оно перестанет расти так как ограничено настройками ЗУ. При продолжении заряда теперь напряжение ограничено, при этом по мере продолжения заряда будет снижаться сила тока, пока не достигнет значения свидетельствующего об окончании заряда (примерно 1-0.5А). Если в течении двух трех часов сила тока не снижается, то можно считать, что аккумулятор заряжен полностью на данном режиме зарядки.

После окончания зарядки отключаем ЗУ и даем АКБ несколько минут постоять, чтобы электролит перестал выделять газ. Производим замеры плотности.

Если плотность электролита не достигла своих оптимальных значений 1.27-1.28 г/см3, то можно попробовать её поднять с помощью зарядки на более высоком напряжении. Для этого устанавливаем ограничение напряжения в 16.3В, а силу тока не более 1/20 от ёмкости аккумулятора. Силу тока можно выставить ещё меньше до уровня 0.5А. Так АКБ будет медленнее заряжаться, но таким образом снижаем вероятность кипения электролита, а значит риск разрушения пластин батареи. В таком режиме зарядки выдерживаем от одного до четырех часов. Время зависит от того, как быстро плотность электролита придёт в норму.

Читайте также:  Зарядные устройства на солнечных батареях обзор

Если для зарядки используется автоматическое зарядное устройство, то оно само подбирает напряжение и силу тока.

Внимание! Напряжение близкое к 16В подходит не для всех типов АКБ. Таким напряжением можно их “убить”. Гелиевые и гибридные батареи могут максимум выдерживать напряжение до 14.4В! Лучше всего максимальное напряжение заряда посмотреть на корпусе или в паспорте АКБ. Обозначаться оно будет как cycle use , а максимальная сила тока как max initial current.

Сколько времени необходимо заряжать аккумулятор

Нет точного определения времени требуемого для полного заряда , так как есть несколько факторов, влияющих на это. Поэтому время заряда может быть от пары часов и до нескольких суток.

Существует 4 основных фактора влияющих на время зарядки АКБ.

  • Процент разряженности аккумулятора. Полностью разряженную АКБ по времени придется заряжать намного дольше, чем разряженную на 50%.
  • Степень износа батареи. Со временем пластины АКБ осыпаются и её емкость уменьшается. Возьмём для примера изношенную АКБ емкостью 60А*час. Но её ёмкость по факту не будет равна 60А*час, а будет меньше, например, 50-45 А*час. Следовательно, изношенный аккумулятор зарядится быстрее, чем аналогичный, но новый.
  • Сила тока и напряжение зарядки. Чем меньше сила тока, тем медленнее происходит зарядка.
  • Скорость приема заряда. Например, холодный аккумулятор хуже заряжается. Это связано с тем, что скорость химической реакции (электролиза) зависит от температуры. Поэтому перед зарядкой его необходимо отогреть при комнатной температуре, если он занесен зимой с улицы.

Если для зарядки используется автоматическое зарядное устройство, то оно само определит, когда АКБ заряжена, отключится и сообщит о полном заряде какой-либо индикацией. При зарядке по мере заряда уменьшается разница между ЭДС аккумулятора и зарядным напряжением, вследствие чего снижается ток. При достижении силы тока примерно в 0.5А зарядное устройство прекращает зарядку.

Если заряд производится не в автоматическом режиме, то нужно дождаться момента, когда сила тока опустится до своего минимального значения (примерно 1- 0.5А) и останется на этом уровне около трёх часов не изменяясь. После этого можно отключать ЗУ и замерять плотность электролита.

Понять, что аккумулятор заряжен полностью, можно по двум признакам. Это достижение электролитом плотности 1,27 г/см3 и напряжения на клеммах батареи 12.7В. Замеры плотности и напряжения следует производить после отключения ЗУ и прошествии некоторого времени после зарядки. Нужно, чтобы электролит устоялся и перестал выделять пузырьки газа.

Последствия глубоко разряда АКБ и как его правильно зарядить после этого

При глубоком разряде происходит сульфитация пластин. Крупные кристаллы сульфата свинца (PbSO4) откладываются на положительно заряженных пластинах АКБ, тем самым забивая их. При этом сильно уменьшается площадь поверхности пластин, свободной от кристаллов сульфата свинца. Вследствие чего уменьшается ёмкость аккумулятора. Три, четыре полных разряда и практически все пластины будут забиты, а аккумулятор можно будет выкинуть.

При штатных режимах работы (заряд – разряд) — образуются кристаллы небольших размеров и при заряде они растворяются в электролите. Таким образом очищаются пластины и ёмкость АКБ восстанавливается. Этого не происходит если произошел глубокий разряд, так как при нормальной зарядке крупные кристаллы сульфата свинца практически не растворяются в электролите. В этом случае для их растворения нужно использовать другой режим зарядки.

Глубоко разряженный аккумулятор следует заряжать напряжением 16,2 — 16.3В и малой силой тока — 1-0.5А. В таком режиме зарядки возможно частичное восстановление его ёмкости. За один цикл восстановить ёмкость и поднять плотность электролита до 1,27 г/см3 не получится. Поэтому, когда электролит на малых токах начал кипеть, то заряд необходимо прекратить и дать отстояться 2-3 часа. После этого опять повторяем зарядку. Этот процесс повторяем несколько раз. Таким образом возможно поднять плотность электролита до состояния полностью заряженного аккумулятора.

Но не следует забывать, что напряжение выше 14.5В подходит не для всех АКБ. К таким относятся гелиевые и гибридные.

Как часто нужно подзаряжать аккумулятор?

Его следует заряжать минимум 2 раза в год, с периодичностью полгода (до зимы, после зимы).

Также после длительных простоев автомобиля, когда он долго не подзаряжался от генератора. Во время простоя АКБ сама по себе медленно разряжается, а также этому способствует включенная сигнализация на авто.

После глубокого разряда, когда забыли выключить фары или магнитолу и т.п.

Источник

10 советов, как заряжать автомобильный аккумулятор

Питание автомобиля энергией во время движения обеспечивает генератор. Когда двигатель останавливается, функцию «кормления» берет на себя аккумулятор.

Служба этого агрегата длится в среднем 2-3 года (эквивалент 80-100 тыс. км пробега). АКБ накапливает энергию, а не генерирует ее. В момент, когда она разряжена хотя бы наполовину, стоит задуматься о подзарядке. Вот некоторые советы.

1. Убедитесь, что батарея разряжена

Несколько способов понять, что батарея не заряжена:

  • посмотрите на индикатор (красный означает, что аккумулятор требуется зарядить);
  • воспользуйтесь мультиметром (напряжение заряженного аккумулятора на клеммах не ниже 12,6 В);
  • нагрузочная вилка покажет падение напряжения под нагрузкой.

2. Соблюдайте технику безопасности

То, что откручивать горячий аккумулятор голыми руками не стоит, понимают почти все. А вот о том, что аккумулятор содержит в себе яды, знают не все. АКБ содержит отравляющие вещества: серную кислоту, свинец, мышьяк, водород. О них найти информацию несложно.

Ниже советы, которые мы настоятельно рекомендуем соблюдать при работе с аккумулятором:

  • производить манипуляции с АКБ надо в проветриваемом нежилом помещении;
  • температура окружающей среды, где вы работаете с батареей, должна быть не ниже +10 °C (если аккумулятор с мороза, то сначала ему надо дать отогреться);
  • работайте только в перчатках из резины и защитных очках, кожа должна быть закрыта одеждой (на подобные рекомендации водители часто не обращают внимания, чем подвергают себя риску, например, получить химический ожог);
  • нельзя вливать воду в кислоту, можно только наоборот (иначе будет сильная реакция с выделением тепла, что может привести к неприятностям);
  • нельзя курить, зажигать что-либо, использовать приборы, дающие искру (в аккумуляторе продуцируются газы, которые могут воспламениться);
  • этот совет связан с предыдущим: обязательно дайте улетучиться газам перед зарядкой АКБ, чтобы минимизировать возможные риски;
  • после работы с аккумуляторами обязательно вымойте руки мылом и теплой водой.

3. Процесс зарядки (пошаговая инструкция)

Сам процесс несложный: присоединяете провода зарядного устройства к клеммам аккумулятора, соблюдая полярность (плюс к плюсу, минус к минусу) и вставляете вилку в розетку.

Важно понимать, что существуют два метода: зарядка постоянным током (не снимаем АКБ) и зарядка постоянным напряжением (снимаем АКБ).

Зарядка постоянным током эффективнее, производится в несколько этапов, требует контроля. Этот способ сложнее. Сам процесс такой:

  • заряжаем аккумулятор током, который составляет 10% от всей емкости АКБ (если емкость 60А/ч, то заряжаем не более 6 А), ждем до напряжения на клеммах 14,3-14,4 В;
  • для уменьшения кипения следующим этапом продолжаем зарядку, уменьшив ток в 2 раза (в данном примере до 3 А);
  • результат – полная зарядка ориентировочно за 10 часов.

Зарядка постоянным напряжением проще, но при этом обеспечивает лишь 80 % заряда. Напряжение держится в пределах 14-16 В. Сила тока постепенно уменьшается в процессе зарядки аккумулятора. Здесь алгоритм выглядит так: устанавливаем напряжение в диапазоне 14,4-14,5; ждем сутки, получаем АКБ, заряженный на 80%.

4. Сколько заряжать аккумулятор

Время подзарядки аккумулятора зависит от нескольких факторов: типа устройства и величины тока. Меньше ток – больше времени на подзарядку.

Для того, чтобы АКБ запустил двигатель, достаточно 15 минут. Потом надо проехаться вокруг до полной зарядки аккумулятора, при этом рекомендовано по-минимуму пользоваться дополнительными приборами, расходующими ток (печка, магнитола и т.д.).

Итак, сколько времени заряжать аккумулятор? Для зарядки аккумулятора необходимо 10-12 часов.

5. Признаки успешной зарядки аккумулятора

Окончание зарядки сопровождается кипением аккумулятора. Также определить степень заряда АКБ можно при помощи ариометра: полный заряд батареи показывает 1,26-1,28 в зависимости от сезона (зимой чуть ниже, летом чуть выше).

6. Экстренные меры по зарядке АКБ зимой

В холодное время года может возникнуть ситуация, когда АКБ «умер». В этом случае мы рекомендуем демонтировать аккумулятор и перенести его в теплое место на полчаса.

Можно ускорить процесс, поместив АКБ в слегка теплую (это обязательное условие) воду. Клеммы должны оставаться сухими. Это опасный метод, который может сократить срок жизни аккумулятора. Если, например, вода будет слишком горячей, то электролит расширится.

Использование бытовых приборов, таких как фен и обогреватель, не по назначению может повредить аккумулятор.

7. Прикуривание от заряженного АКБ

Самый популярный способ «реанимации» аккумулятора. Присоединяя аккумуляторы друг к другу, помните про схему:

  • провод для прикуривания одним концом подключаем к плюсу на работающем блоке;
  • другим концом подключаем его тоже к плюсу на неработающей батарее;
  • со вторым проводом действуем наоборот (в начале подсоединяем провод к минусу вышедшего из строя аккумулятора, а потом уже подключаемся к минусу заряженной батареи).

8. Профилактика

Здесь особенно долгих пояснений не будет. Мы рекомендуем 2 раза в год производить профилактическую зарядку АКБ, чтобы вероятность внезапного отказа батареи была минимальной.

9. Приобретите специальный набор для оживления аккумулятора

  • запускающее зарядное устройство;
  • переходник для подзарядки от 220 В;
  • переходник для подзарядки от прикуривателя;
  • USB-шнур (не всегда есть в комплекте);
  • силовые зажимы для пуска двигателя.

10. Переезд аккумулятора к вам домой

Бывает так, что водитель редко ездит в автомобиле зимой. В этом случае опытные водители настоятельно рекомендуют снять аккумулятор и хранить его в сухом теплом помещении. Рекомендация подкреплена тем, что неработающий АКБ при отрицательных температурах быстро ухудшается в своих характеристиках. Иногда это приводит даже к необратимым повреждениям батареи.

При подобном хранении важно не забывать заряжать аккумулятор минимум 1 раз в 3 месяца. Тогда он будет всегда в «боевой» готовности.

Источник