Меню

Мультиметр м838 как проверить аккумулятор

Мультиметр м838 как проверить аккумулятор

Мультиметр является многофункциональным устройством для измерения различных параметров электрического тока, поэтому с его помощью может быть произведена и проверка заряда аккумулятора. Для выполнения данной работы можно использовать различные виды мультиметров. Стоимость изделия не имеет значения, главное чтобы цифровой или аналоговый измерительный прибор был в исправном состоянии. О том как проверить аккумулятор мультиметром будет рассказано далее.

Какие параметры можно проверить?

С помощью мультиметра можно измерить напряжение с высокой точностью. По величине электрического напряжения можно определить заряжена ли аккумуляторная батарея или элемент необходимо зарядить постоянным током.

С помощью мультиметра, можно проверить напряжение не только кислотных аккумуляторов, но и элементы питания сотовых телефонов. Чтобы проверить мобильник на величину заряда батареи, прибор переводится в режим измерения постоянного тока до 20 В. В этом режиме цифровой прибор, позволяет измерить напряжение, с точностью до сотых долей вольта.

Аккумулятор шуруповёрта, также можно легко проверить мультиметром. Номинальное напряжение прибора, в данном случае, можно узнать из документации электроинструмента, и если напряжение меньше этого значения, то батарею необходимо зарядить.

Ёмкость аккумулятора также можно проверить мультиметром. Для этой цели можно воспользоваться несколькими способами.

Проверить с помощью мультиметра можно утечку тока. Если необходимо измерить данный параметр на автомобиле, то кроме утечки тока на корпус, проверяется и утечка в бортовой сети автомобиля.

Таким образом можно предотвратить быстрый разряд АКБ и повысить её эксплуатационный ресурс.

Как измерить напряжение

Если необходимо проверить только аккумуляторного напряжения, то мультиметр переводится в режим DC. Если нужно проверить источник электроэнергии, напряжение которого не превышает 20 вольт, то в данном секторе переключатель режимов устанавливается в положение 20 В.

Затем чёрный щуп мультиметра следует присоединить к минусовой клемме, а красный — к плюсу АКБ, на дисплее устройства, в этот момент, будет показано напряжение постоянного тока.

Обычно, исправный и полностью заряженный автомобильный аккумулятор имеет напряжение 12,7 В. Если при таком напряжении плотность электролита находится в норме, то источник электроэнергии может быть использован по назначению.

Аналогичным образом измеряется напряжение литий-ионных батарей сотовых телефонов, а также щелочных или гелевых батарей, которые применяются для запуска двигателей различной мототехники, дизельных генераторов и иных устройств, для начала работы которых, необходим определённый заряд электричества.

Как измерить ёмкость

Мультиметр можно использовать и как тестер для измерения ёмкости аккумулятора. Замер ёмкости аккумулятора можно произвести с помощью контрольного разряда батареи. Чтобы проверить ёмкость потребуется вначале полностью зарядить аккумулятор. Затем необходимо убедиться что батарея максимально заряжена, сделав замер напряжения и плотности электролита.

Далее необходимо подключить нагрузку известной мощности, например лампу накаливания мощностью 24 Вт, и отметить точное время начала данного эксперимента. Когда напряжение батареи упадёт до 50% процентов от ранее установленного показания полностью заряженного аккумулятора, лампочку следует отключить.

Измерение ёмкости, которое выражается в а/ч, осуществляется путём перемножения силы тока в цепи при подключённой нагрузке, на количество часов, в течение которых осуществлялся контрольный разряд батареи. Если получится значение, максимально приближенное к номинальному показателю а/ч, то батарея находится в отличном состоянии.

Проверить внутреннее сопротивление

Чтобы проверить АКБ на исправность с помощью мультиметра, требуется измерить внутреннее сопротивление аккумулятора. Проверить работоспособность источника питания можно с применением мультиметра и мощной лампочки на 12 В. Проверить батарею необходимо в такой последовательности:

Если разница измерения не превышает значения 0,05 В, то аккумулятор находится в исправном состоянии.

В том случае, когда значение падение напряжения больше, внутреннее сопротивления источника питания будет выше, что косвенно будет обозначать значительное ухудшение технического состояния аккумулятора.

Таким образом удаётся довольно точно проверить источник электроэнергии на исправность.

Как проверить ток утечки

Аккумулятор может самостоятельно разряжаться, даже в том случае, когда его клеммы не подключены к потребителям электроэнергии. Величина саморазряда указывается в документации к аккумулятору и является естественным процессом. Особенно заметно потеря электроэнергии может наблюдаться в кислотных АКБ.

Дополнительно к естественным утечкам электрического тока, в цепи могут быть участки, которые находятся во влажном состоянии или с истончённой изоляцией. В этом случае, даже в момент, когда все потребители электроэнергии находятся в выключенном состоянии, происходит дополнительная утечка тока, которая может привести к полному разряду батареи, а в некоторых случаях, и к возгоранию повреждённого места.

Особенно, такое явление может быть опасно в бортовой сети автомобиля, у которого отрицательным проводником является весь кузов и агрегаты, на которых может находиться достаточное количество огнеопасных веществ для образования открытого пламени даже от небольшой искры или электрической дуги.

Чтобы выявить, такое «несанкционированное» расходование электричества, необходимо выключить зажигание автомобиля, а также отключить устройства работающие в «дежурном режиме», например магнитолу и сигнализацию.

Измерить силу тока на аккумуляторе с помощью мультиметра, можно только в том случае, если измерительный прибор переведён в режим измерения силы тока, обозначенный значком «10 А». Для этого круговой переключатель переводится в соответствующий режим, а красный штекер в гнездо обозначенное знаком «10 ADС».

Красный щуп мультиметра соединяется с «+» аккумулятора, а чёрный, с отсоединённой клеммой. В этот момент должны полностью отсутствовать какие-либо показания прибора. Если мультиметр покажет любое значение, то ток утечки является значительным, и необходимо произвести детальную диагностику бортовой сети автомобиля.

Подобным образом производится замер утечки в других электронных системах. При проведении диагностики следует проявлять осторожность, и при подозрении на значительную утечку электрического тока, которая проявляется искрением при отсоединении или подключении клеммы, от замера тока утечки мультиметром следует отказаться.

Если пренебречь этим правилом, то можно «спалить» прибор, который не рассчитан на проверку больших значений силы тока.

Как проверить заряд аккумулятора мультиметром и не повредить хрупкую электронную «начинку» устройства?

Чтобы для тестера проверка аккумулятора не оказалась последней, необходимо правильно выбрать диагностический режим. Если требуется проверить ампераж, то категорически запрещается это делать без дополнительной нагрузки, которая не должна превышать мощности 120 Вт.

Выбирая режим измерения постоянного тока, следует проявлять осторожность, чтобы по ошибке, не включить мультиметр в режим измерения сопротивления, который находится, в большинстве моделей мультиметров, рядом с положением переключателя для измерения постоянного тока.

Источник



Как правильно проверить аккумулятор мультиметром

Хороший автомобильный аккумулятор должен иметь около 12.6 V. А когда автомобиль не заводится, чаще всего в этом виновата низкозарядная либо полностью разряженная батарея. Гарантия на большинство аккумуляторных батарей (АКБ) представляется на 3 года. Всего лишь 30% от их числа сегодня способны выдержать этот срок.

Современная АКБ

К большому сожалению, многие автолюбители не контролируют работу батареи до тех пор, пока она не выйдет из строя. Для профилактики этого важного устройства, специалисты рекомендуют проверять мультиметром заряд аккумулятора с периодичностью не реже 2-х раз в год. Выполняя тестирование, пользователь обязан знать, сколько должен показывать заряженный аккумулятор вольт.

Это несложный процесс. Перед тем, как проверить аккумулятор мультиметром, освобождают доступ к его клеммам и тестируют в режиме «напряжение покоя», то есть проверяют устройство тогда, когда машина простояла всю ночь без движения.

Доступ к клемам АКБ

Специалисты считают, что такой результат тестирования будет точнее.

Что такое мультиметр

Это бытовой цифровой измеряющий прибор, который используют для определения напряжения (U), электрического тока (I) и сопротивления ® АКБ. Наиболее часто этим прибором определяют U в автоаккумуляторе. Цифровой измеритель обладает высокой степенью точности, имеет широкий функционал по измеряемым параметрам и величинам, а также прост в обслуживании.

Параметры измерений АКБ

При измерении U в автомобильном аккумуляторе, он помогает узнать пользователю, какой емкостью обладает аккумулятор. Анализ полученных результатов тестирования очень важен, поскольку дает представление о работоспособности важного элемента энергоснабжения автомобиля.

Почему проводят внешний осмотр АКБ

Они, как правило, размещаются сбоку от движка в моторном отсеке. Если АКБ при открытии капота не видно, то водитель должен изучить инструкцию к машине, чтобы точно установить месторасположение батареи и порядок ее проверки. В современных авто батарея оборудована защитной пластиковой крышкой, которая может быть на петлях и отрываться простым откидыванием и на болтах, что требует их демонтажа. В некоторых конструкциях может быть установлена отдельная защитная открывающаяся красная крышка над плюсовой (+) клеммой.

Внешний осмотр АКБ

Важно! Когда с батареи снята крышка, автолюбитель, перед тем как проверить заряд аккумулятора мультиметром, обязан быть предельно осторожным, следить за тем, чтобы гаечные ключи или иные стальные предметы не притрагивались к соединениям и не создавали опасность КЗ.

Специалисты советуют, как можно чаще проводить внешний осмотр АКБ. Например, всегда, когда водитель открывает капот машины. В процессе работы машины на поверхности АКБ накапливается грязь, размытая влагой и потеки электролита, которые образуются в результате его кипения. Кроме того, на его поверхности могут быть обнаружены и другие признаки неисправности, которые нужно своевременно устранить. Перед тестированием мультиметром, такая внешняя проверка проводится в обязательном порядке.

Как узнать, что аккумулятор на автомобиле неработоспособный

Наиболее частыми симптомами, которые проявляются при работе авто и связаны с неисправным аккумулятором считаются такие признаки:

Безопасность подключения АКБ

  1. Индикатор АК батареи все время горит на приборной панели авто.
  2. Двигатель не запускается или прокручивается медленно при запуске.
  3. Автомобиль может запускаться только от внешнего источника.
  4. Слышится отчетливый щелчок при включении двигателя.
  5. Тусклый свет фар.
  6. Машина перестала заводиться.

Что может быть не так с автомобильным аккумулятором

Плохое техническое состояние, грязный аккумулятор, приводят к тому, что возникают токи саморазряда. Распространенными проблемами плохого устройства становится коррозия клеммных соединений и токи утечки электроники автомобиля. Если в этом случае вовремя не подзарядить АКБ, то на ней возникает глубокий разряд, в результате чего происходит сульфатация пластин, что существенно уменьшает срок эксплуатации батареи.

Грязный АКБ

Как правило, разводы электролита снимаются содовым раствором, приготовленным в соотношении: 1 чайная ложка соды на 200 мл воды. В результате получают насыщенный щелочной раствор, который нейтрализует кислоту. Перед тем, как проверить зарядку аккумулятора, коррозию на клеммах очищают наждачной бумагой. При этом все работы проводят с соблюдением мер безопасности: в перчатках и защитных очках.

Важно! Во время проверки аккумулятора мультиметром водителю требуется уделить время для проверки техсостояния коробки АКБ. При слабом закреплении, особенно в зимний период времени, пластиковый корпус батареи становится очень хрупким и на нем могут образовываться трещины.

Какие характеристики измеряют мультимером

Этот измеритель может померить точно: вольтаж, емкость, сопротивление АКБ, «ток утечки» и определить «мертвые ячейки». Аналогично может проверить амперы с помощью мультиметра.

Важно! Перед тем, как проверить заряд аккумулятора автомобиля мультиметром, надевают резиновые или водонепроницаемые перчатки для работы с АБК, так как он содержит свинцово-кислотный растворы и это поможет избежать химических ожогов на коже исполнителя.

Перед тем, как измерить силу тока мультиметром, а также для получения надежных измерений, рекомендуется, чтобы транспортное средство было в покое не менее 1 часа, а специалисты советуют, чтобы тестирование проводилось утром, после ночного простоя машины.

Читайте также:  Принцип заряда аккумулятора для ноутбука

Чтобы точно определить техсостояние АКБ мультиметром выполняют 3 типа измерений:

  • №1 при выключенном зажигании двигатель не работает, а мультиметр установлен в режиме постоянного электротока;
  • №2 дают машине поработать минуту и при работающем моторе включают постоянный режим измерения сети;
  • №3 работа движка на холостом ходу в переменном режиме по току.

В процессе обработки результатов тестирования можно сделать вывод, что батарея нуждается в замене, если выполняются следующие условия по каждому измерения:

  • № 1 — значения вольтажа ниже 12.2 V.
  • № 2 — значения выше 14.7 V. Кроме того, при условии, что напряжение ниже 13.7 V — это будет означать, что разряжена АБК либо нерабочий генератор, который не заряжает его. Если U превышает 15 V, это однозначно говорит о неработоспособности генератора.
  • № 3 — значения выше 200 мV.

Как замерить напряжение

Начальный тест с прибором выполняют в постоянном режиме, который обозначен прямой линией над V на панеле. Перед тем, как проверить напряжение аккумулятора мультиметром, устанавливают показатель измерения на циферблате на 20 V.

Замер напряжения АКБ

Красным щупом касаются «+» клеммы, а черным к «−». Если в ходе тестирования пользователь получит показания на дисплее, например −12.6 V, а не +12.6 V, значит щупы перепутаны и их меняют местами.

Минимально допустимое напряжение при замере на АКБ выше 12.6 V. При U= 12.2 V, она заряжена не более чем 50%, а при U=12 V ее потребуется ее подзарядить от зарядного устройства машины.

Перед тем, как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность, следует иметь в виду, что практически все современные авто подвержены «паразитным потерям» или «току утечек», когда электроприемники садят батарею даже при неработающем движке, например, цифровые часы и прочие устройства. Чтобы установить «ток утечек» и тем самым устранить потери напряжения, после зарядки АКБ и ночного простоя двигателя, проверяют напряжение. Если оно упало, нужно отключить те устройства, которые были включены и не требуются для работоспособности авто.

Как выполнить замер емкости АКБ

Мультиметр можно применять в роли тестера для установления ёмкости АБК контрольным разрядом на аккумуляторе. Вначале полностью заряжают АКБ, проверяют прибором ток по вышеуказанной методике и уточняют плотность электролита, по инструкции производителя АКБ.

До того, как проверить ампераж аккумулятора мультиметром, к АКБ подключают нагрузку с заданными параметрами, например, обычную лампочку на 24 Вт, и замечают время подключения нагрузки. Когда напряжение на АКБ снизится до 50%, лампочку отключают.

Емкость АКБ измеряется в А/ч, фактический результат получают умножением I при подсоединенной лампочке, на число часов ее работы. Если результат будет соответствовать номиналу, обозначенное заводом-изготовителем в паспорте на АКБ, то она отвечает эксплуатационным требованиям, то есть работоспособна. В другом случае она требует ремонта или замены.

Как проверить АКБ на внутреннее сопротивление

Похожий метод проверки исправности батареи, но с измерением внутреннего сопротивления, также проводится для АКБ с применением бытового тестера.

Внутреннее сопротивление АКБ

Лампочка должна иметь мощность 12 Вт, а прибором измеряют U батареи, как до подключения лампочки, так и после.

Перед тем, как проверить емкость аккумулятора мультиметром, лампочку подключают к АБК и измеряют начальное напряжение. После работы ее 15 сек, далее отключают ее и если разница по U ниже 0.05 V, то батарея исправна.

Как проверить автоаккумулятор на присутствие «мертвых» ячеек

На практике бывают случаи, когда батарея в целом остается работоспособной, но при этом одна или пару ячеек, составляющих батарею, неисправны. Это становится заметным, когда автомобиль запускается не с первого раза.

Аккумуляторы последних разработок, особенно европейской сборки, чаще относятся к категории неразборных и необслуживаемых. В них установить «мертвые» ячейки невозможно, но некоторые представляют доступ к ячейкам. В этом случае они имеют общую съемную пластиковую крышку.

Мертвые ячейки АКБ

Важно! Ячейки заполнены раствором воды и серной кислоты, поэтому автолюбителям нужно работать с ними очень осторожно с соблюдением мер защиты, чтобы защитится от попадания кислоты на одежду и кожу.

Для проверки ячеек, пользователю понадобится тестер для АКБ и ареометр, измеряющий удельный вес кислотного раствора. По уровню в ареометре определяется, «мертва» ли ячейка, сравнивая показания с данными, указанными заводом конкретной батареи. После выполняют стандартную проверку «напряжения покоя» тестером.

Совет от профессионала. В современных авто до отсоединения АКБ, нужно знать защитный код защиты стереосистемы — в противном случае, после повторного подключения АКБ, она не будет функционировать.

Видео по теме

Источник

Как проверить пусковой ток аккумулятора мультиметром

как проверить аккумулятор тестером Проверка аккумулятора авто аккумулятор как проверить мультиметром

Случаев, когда требуется проверка работоспособности АКБ, может быть множество. Например, машина долго простояла без эксплуатации, или на улице установились сильные морозы, которые увеличивают нагрузку на батарею, или планируется дальняя поездка в отпуск. Проверить надёжность этого прибора можно, измерив три основных параметра: напряжение, ёмкость и плотность электролита.

Измерительные приборы

Для проверки работоспособности аккумулятора используют несколько приборов и выполняют ряд нехитрых манипуляций:

  1. Мультиметр — доступный и удобный прибор, позволяющий с приемлемой точностью определить состояние АКБ.
  2. Нагрузочная вилка — устройство, позволяющее имитировать стартовую нагрузку на аккумулятор при запуске двигателя и одновременно производить замер просадки вольтажа на клеммах батареи.
  3. Ареометр служит для проверки плотности электролита в банках батареи.
  4. Специализированное окошко на корпусе АКБ — цветовой индикатор состояния зарядки необслуживаемых и малообслуживаемых аккумуляторов. Зелёный цвет обозначает 100% заряд, белый — малый уровень электролита, а чёрный говорит о необходимости зарядки.

как проверить автомобильный аккумулятор в магазине при покупке Ареометр Проверка при помощи подручных средств проверка акб автомобиля при покупке

Проверка АКБ мультиметром

Методика того, как проверить аккумулятор автомобиля мультиметром, интересует многих автолюбителей. Мультиметр (другое название — тестер) является самым легкодоступным и универсальным прибором для всех замеров, связанных с электричеством. Применяется в электрике и электронике. Отлично подойдёт для тестирования автомобильных электрических цепей. Им можно измерить основные параметры, такие как сопротивление, напряжение, сила тока. Как следствие, возможен замер ёмкости АКБ. Это сможет сделать любой человек, знакомый с первичными основами в области электричества. Проще говоря, с задачей легко справится ученик старших классов школы.

Проверку аккумулятора автомобиля мультиметром можно условно разделить на два этапа:

  1. Проверка зарядки по напряжению в батарее.
  2. Проверка ёмкости АКБ.

Эти два важнейших параметра измеряются достаточно просто, но требуют внимательности при подключении измерительного прибора, так как аккумулятор обладает мощной силой тока несмотря на невысокое напряжение, что при неверном подключении может вывести тестер из строя.

О том, как проверить зарядку аккумулятора мультиметром, в интернете написано много статей. Но все они сводятся к одному простому методу — замеру напряжения на клеммах. Метод позволяет определить уровень заряда батареи, а также установить, нуждается ли батарея в обслуживании. Делается это следующим образом:

  • Отключить клеммы питания автомобиля от АКБ.
  • Установить предел измерений мультиметра на значение от 0 до 20 V постоянного тока. Важно не перепутать: мультиметр должен быть включён на режим измерения напряжения, измеряемого в вольтах, а не в положение замера силы тока, измеряемого в амперах.
  • Подключить мультиметр к клеммам батареи, соблюдая полярность.
  • Запомнить показания.

По полученным показаниям можно легко понять, в каком состоянии находится АКБ:

  • Заряженная на 100% батарея будет выдавать напряжение 12,7 V и выше, на некоторых моделях АКБ напряжение может равняться даже 13 V.
  • Напряжение ниже 12,7 V говорит о разрядке устройства. Чем оно ниже, тем больше разряжена батарея. Например, если мультиметр показывает напряжение 12,2 V, батарея разряжена примерно на 50%.
  • Показатель в 11,8 V говорит о критическом разряде, и аккумулятору требуется незамедлительная зарядка. Запустить двигатель он, скорее всего, не сможет.
  • Если показания ниже 11 V, АКБ лучше заменить, иначе она может нанести вред электрическим цепям автомобиля, вывести из строя генератор или контроллер зарядки.

Для получения более точных сведений о состоянии заряда устройства измерения следует производить спустя минимум четыре часа после отключения клемм питания автомобиля.

При проверке состояния аккумулятора нелишним будет тест на возможные избыточные токи утечки.

Как проверить пусковой ток аккумулятора мультиметром Как проверить пусковой ток аккумулятора мультиметром проверка аккумулятора авто мультиметром Как проверить пусковой ток аккумулятора мультиметром Как проверить пусковой ток аккумулятора мультиметром

Внешний осмотр АКБ

Перед началом мероприятия следует оценить внешнее состояние аккумуляторной батареи. Зачастую важные выводы о рабочем потенциале устройства удается сделать уже на этом этапе. В первую очередь визуальный контроль должен показать, не является ли блок испорченным и непригодным для восстановления. Об этом может свидетельствовать серьезная физическая деформация корпуса или нарушение герметичности. В последнем случае следует немедленно изолировать аккумулятор. «Как проверить мультиметром?» – к этому вопросу можно переходить в том случае, если явных внешних повреждений не было обнаружено. Однако это не значит, что сразу можно начинать операцию тестирования. Корпус и особенно участки подведения контактов должны находиться в очищенном состоянии. Также следует убедиться, что конкретный экземпляр аккумулятора в принципе допускается для проверок в бытовых условиях тестерами.

как проверить аккумулятор тестером

Возможность утечки напряжения

Советы о том, как проверить тестером аккумулятор автомобиля на избыточный ток утечки, помогут сберечь драгоценный заряд для запуска двигателя после долгой стоянки или в морозное время года.

Сразу нужно отметить, что в современных автомобилях существует штатная утечка. Она возникает из-за постоянного потребления питания охранными системами автомобиля, контроллерами управления замками и т. п. Такая утечка не должна превышать 75 миллиампер в час, иначе батарея будет быстро разряжаться. В реальности электрическое потребление при постоянном питании устройств значительно меньше.

Но бывают и нештатные, избыточные утечки. Они могут происходить как через корпус самой батареи, так и в электрических цепях и схемах автомобиля, приводя к преждевременной разрядке АКБ.

Утечка через корпус аккумулятора

Микротоки по корпусу батареи могут проходить через различные подтёки (например, подтёки электролита) и загрязнения. Для определения мест прохождения микротоков необходимо:

  • Отключить батарею от систем автомобиля.
  • Поставить мультиметр в режим измерения постоянного напряжения в пределах от 0 до 20 V.
  • Подключить плюсовой щуп мультиметра к плюсу батареи.
  • Минусовым щупом медленно водить в местах подтёков и загрязнений.

Любое отклонения от нуля в показаниях прибора говорит о наличии микротоков на корпусе батареи.

Устраняются такие утечки легко. Корпус аккумулятора необходимо обработать раствором соды (одна столовая ложка соды на стакан воды). Батарея тщательно протирается от подтёков и загрязнений, а затем высушивается. Если тестирование не выявило утечек, но на батарее имеются подтёки и загрязнения, их всё равно необходимо удалить, так как рано или поздно загрязнения приведут к утечкам и саморазряду устройства.

Надостаток заряда в цепи

Утечки заряда батареи могут происходить в электрических цепях автомобиля. Чтобы определить, в какой именно цепи происходит повышенное электропотребление, необходимо:

  • Отключить все источники потребления электричества: свет фар, магнитолу, свет в салоне
  • Установить мультиметр в положение измерения силы тока до 10 ампер.
  • Отсоединить плюсовую клемму от аккумулятора.
  • Подсоединить минусовую клемму тестера к контактной клемме АКБ, плюсовую клемму мультиметра подключить к плюсовой клемме автомобиля.
  • Примерно через минуту снять показания (охранные системы автомобиля включаются, как правило, через минуту).

Если показания прибора по току утечки превышают 75 миллиампер, необходимо произвести следующие действия:

  • Вынуть поочерёдно предохранители и реле для последующего наблюдения за показаниями прибора.
  • После того как показания утечки придут в норму, определить, в какой из цепей происходит утечка.
Читайте также:  Магазин аккумуляторов для авто симферополь

Зная, в какой из цепей авто находится неисправность, её гораздо легче найти и исправить.

Дальнейшее устранение утечек такого рода — повод обратиться к профессиональному автоэлектрику. Проверка даёт возможность понять, что АКБ полностью работоспособна, а саморазряд происходит по вине внутренней электрики автомобиля и не имеет отношения к аккумулятору.

Как проверить аккумулятор без приборов

Определить работоспособность аккумулятора можно без специальных приборов. Например, чтобы проверить аккумулятор 60 Ампер/час, следует создать нагрузку в 30 А. Для этого, например, можно подключить параллельно к АКБ 6 ламп ламп ближнего света (55Вт). Если через 5 минут лампы стали гореть тускло, значит аккумулятор севший.

В заключении пару советов

. Если степень заряженности АКБ 75% или ниже, необходимо снять батарею с автомобиля и зарядить с помощью зарядного устройства. Как показывает практика, если срок эксплуатации аккумулятора превышает 3 года, и начались проблемы с пуском двигателя при низких температурах, целесообразно заменить аккумулятор на новый. Если батарея быстро разряжается, возможно есть ток утечки.

Напомним, ранее мы рассказывали, как правильно прикуривать автомобиль с севшим аккумулятором. А вам приходилось проверять аккумулятор автомобиля своими руками? Каким способом вы воспользовались?

Самостоятельно проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность может любой автолюбитель, имеющий базовые знания по электротехнике и доступный набор инструментов. Обычно проблемы с АКБ появляются при наступлении холодов, так как минусовые температуры негативно сказываются на электрооборудовании авто, значительно увеличивая нагрузку на аккумулятор.

Умение проверять аккумулятор на работоспособность может понадобиться не только в процессе эксплуатации автомобиля, но и для проверки б/у аккумуляторной батареи после её восстановления, или для проверки аккумулятора при покупке машины с рук.

В этой статье мы расскажем о том, как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность при помощи мультиметра, ареометра и нагрузочной вилки. А внизу страницы смотрите видео о самостоятельной проверке аккумулятора в домашних условиях.

Также Вам могут быть интересны следующие материалы нашего сайта:

Начинать проверку аккумулятора на работоспособность необходимо с его внешнего осмотра. Естественно, что перед осмотром АКБ нужно снять с автомобиля и установить в удобное хорошо освещённое место. Во время осмотра убедитесь в том, что корпус аккумулятора не имеет повреждений, а его поверхность достаточно чистая (без следов грязи и потёков электролита).

Проверка ёмкости

Существует множество способов, как проверить ёмкость аккумулятора автомобиля, но наиболее простыми являются два метода измерений мультиметром, а именно:

  • проверка ёмкости АКБ под нагрузкой;
  • проверка ёмкости аккумулятора методом контроля разряда.

Тестирование под нагрузкой

Простейшим способом проверки ёмкости аккумулятора под нагрузкой является подключение обыкновенной автомобильной фары мощностью от 40 до 45 ватт. Нагрузку подключают напрямую к клеммам аккумулятора. Фара должна поработать в течение трёх минут в качестве нагрузки. Затем её отключают и производят замер мультиметром в режиме измерения напряжения постоянного тока в диапазоне от 0 до 20 V.

Если ёмкость АКБ в норме, то напряжение на клеммах будет превышать 12,4 V. Любые проблемы с запуском двигателя кроются не в батарее, а в электрике автомобиля.

Если показания прибора ниже 12,4 V, это говорит о потере ёмкости аккумулятором, а значит в скором времени нужно готовиться к приобретению новой батареи.

Стоит отметить, что если при подключении фары к АКБ лампочка через несколько десятков секунд начинает блёкло гореть, производить дальнейшие замеры не имеет смысла, а батарея подлежит замене.

Тест методом контролируемого разряда

Перед проверкой необходимо полностью зарядить батарею и иметь паспорт проверяемого аккумулятора.

К клеммам устройства подключают нагрузку, соответствующую штатной нагрузке, указанной в техническом паспорте батареи. Нагрузку можно собрать из автомобильных ламп различной мощности. В цепь включается тестер в режиме измерения силы тока до 10 ампер.

Далее необходимо зафиксировать время разряда аккумулятора по силе тока ниже 50%. Полученные данные следует сравнить с данными, указанными в техническом паспорте АКБ. Если временной показатель приближается к номинальному значению, указанному в паспорте, батарея в порядке. При существенном различии показаний аккумулятор подлежит замене.

Как проверить аккумулятор мультиметром

Напряжение на клеммах аккумулятора можно замерить при помощи автотестера. Производить замеры лучше после ночной стоянки, до запуска двигателя. Выставляем мультиметр на измерение постоянного напряжения (DCV – 20), а щупы устанавливаем в гнезда (черный – COM, красный – в гнездо положительной полярности). Подсоединяем щупы прибора к клеммам аккумулятора и снимаем показания (пример на видео):

Сравниваем полученные значения с таблицей:

Напряжение на выводах, В 12,65 12,45 12,24 12,06 11,08
Уровень заряда, % 100 75 50 25

Стоит отметить, что такой метод проверки АКБ малоэффективен. Несмотря на это, основная масса автолюбителей выбирает именно этот способ. Чтобы точно определить степень разряженности аккумулятора воспользуйтесь одним из следующих методов.

Измерение плотности электролита

Проверка заряда аккумулятора будет неполной, если не произвести замер плотности и уровня электролита. Для этого понадобится прибор — ареометр.

Из банки АКБ закачивают электролит в колбу прибора, в которой также находятся измерительные поплавки. Смотрят, на какой отметке шкалы остановятся поплавки ареометра. Прибор прост в использовании и для того, чтобы правильно ориентироваться в показателях, необходимо знать следующее:

  • Максимально заряженная АКБ имеет плотность электролита 1,24—1,27 г/см.
  • 1,20 г/см 3 — соответствует 75% заряду.
  • 1,16 г/см 3 — заряд на уровне 50%.
  • 1,08—1,10 г/см 3 — критический разряд.

Этот способ проверки непопулярен, потому что современные АКБ, в основном, необслуживаемые, и у них нет возможности открыть банки и замереть плотность электролита.

Замеры работоспособности аккумулятора удобнее и доступнее производить с помощью мультиметра. Своевременные проверки АКБ позволят вовремя заметить утечки и потерю ёмкости. Это даст возможность вовремя принять меры для устранения неисправностей аккумулятора, а также значительно продлит срок эксплуатации устройства.

Источник

Проверка аккумулятора мультиметром – подробная инструкция по проверке работоспособности, емкости, тока и заряда

Главным топливом современного автомобиля является не бензин или дизель, а электричество. Без него не включится ни одна основная или вспомогательная система, и даже двигатель запустить не получится. Источником энергии является аккумулятор, о состоянии которого многие водители даже не задумываются, пока тот не выйдет из строя. В этой статье рассматривается, как проверить аккумулятор мультиметром, чтобы не оказаться в сложной ситуации, когда без сторонней помощи не обойтись.

Как проверить аккумулятор мультиметром? Необходимое оборудование

Мультиметр – прибор, которым должен обладать любой автовладелец. Он позволяет оперативно и в «полевых условиях» определять массу показателей:

  • напряжение;
  • емкость батареи;
  • сопротивление;
  • температуру.

На некоторых современных аккумуляторах устанавливается индикатор заряда, что сильно облегчает жизнь водителю, но такие батареи стоят на 20–30% дороже обычного оборудования. Имея мультиметр, можно легко, быстро и с достаточным уровнем точности определить массу важных параметров, касающихся АКБ.

Как проверить зарядку аккумулятора мультиметром?

Определить, в каком состоянии находится литий-ионный (наиболее распространенный вид современных батарей) аккумулятор довольно просто, если следовать этим указаниям:

  • Отсоединяете накопитель энергии от автомобиля и ждете 5–6 часов.
  • Мультиметр должен работать в режиме «вольтаж» (проверка напряжения).
  • Стандартный литиевый аккумулятор вырабатывает ток в диапазоне 12,7–13,2 вольта. Переключатель устанавливается на показатель 20 или наиболее близко к нему. Так замеряется напряжение от этого значения и ниже.
  • Провода, идущие от прибора, подсоединяются к батарее: красный на положительную клемму, черный – на отрицательную. Если провода одного цвета, то ориентироваться следует на их маркировку и подключать к противоположным зарядам, минус к плюсу и наоборот.

В зависимости от показателей прибора, следует принимать решение насчет замены или дальнейшего использования аккумулятора.

  • 12,7–13,2 вольта – батарея заряжена и готова к работе;
  • 12,1–12,4 V показывает, что зарядка аккумулятора произведена примерно наполовину и желательно увеличить уровень энергии;
  • 11,6–12 вольт – сильное истощение и в качестве источника электричества аккумулятор не годится;
  • Ниже 11-и V – оборудование полностью выведено из строя и попытки его использования могут привести к поломке.

Чтобы понять, как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность мультиметром, не нужны особенные знания или специальное оборудование, достаточно немного времени и соблюдение перечисленных советов.

Как проверить емкость аккумулятора мультиметром?

Емкостью аккумулятора называется количество накопленной энергии, которую способна отдать батарея за конкретный период времени. Величина измеряется в ампер-часах. Определить ее значение можно двумя способами: проверка под нагрузкой и метод контрольного разряда.

Как проверить емкость аккумулятора мультиметром под нагрузкой?

Каждая заводская батарея имеет нанесенную на корпус маркировку, где указано значение емкости. Со временем оно начинает уменьшаться и реальные цифры становятся ниже заявленных показателей. Чтобы определить целесообразность дальнейшего использования оборудования, необходима нагрузка. В качестве нагрузки могут выступить фары автомобиля или даже обыкновенная лампочка на 35–40 Вт.

Поэтапно рассмотрим, как проверить мультиметром заряд аккумулятора:

  • Батарея отсоединяется от генератора;
  • Присоединяете к ней лампочку и в течение двух-трех минут наблюдаете за работой электрической цепи;
  • Разъединяете элементы и мультиметром снимаете показания с аккумулятора, предварительно включив режим измерения напряжения.

Если показатели на экране прибора превышают 12,4 единицы, то батарея исправна. Значение в 12–12,3 указывает на необходимость скорой замены оборудования.

Как проверить емкость аккумулятора мультиметром, применяя контрольный разряд?

Для этого вида определения емкости понадобится полностью зарядить батарею и присоединить ее к электрической цепи, которая имеет нагрузку, равную или близкую по значению к заявленным в техническом паспорте показателям. Дополнительно присоединяется мультиметр, работающий в режиме амперметра.

Понадобится немного подождать, чтобы сила тока снизилась наполовину, отметить, сколько прошло времени, и сравнить с указанными в паспорте значениями. Если показатель отличается на незначительную величину, то емкость оборудования снизилась не сильно и его можно использовать дальше. Большая разница в числах означает, что пора подыскивать новую батарею.

Как проверить утечку аккумулятора мультиметром?

Утечка тока – это показатель, который обозначает расход энергии на поддержание функционирования подключенных к неповрежденной электрической цепи сторонних приборов. Для каждой АКБ существует значение минимальной утечки тока, которое относительно автомобильной батареи в среднем составляет 55–80 мА.

В этот показатель входит обеспечение работы памяти магнитолы, системы впрыска топлива, сигнализации и ряда других вспомогательных систем. Совокупное значение не должно превышать 60–70 мА. Если утечка выше – то аккумулятор будет слишком быстро разряжаться и его придется менять. Это также важно, как знать, какую сигнализацию выбрать?

Чтобы знать, как проверить утечку аккумулятора мультиметром, следует сделать следующее:

  • Подготовьте транспортное средство к замеру. Отключите все, расходующее электрический заряд системы, и подождите пару минут.
  • Снимите положительную клемму с автомобильного АКБ.
  • Щуп мультиметра с отрицательным значением подключаете к клемме машины.
  • Провод с плюсом – к энергобатарее.

После этого необходимо снять показания с экрана прибора. Если они превышают норму, то вам надо по одному отключать и ставить обратно реле и предохранители, замеряя изменения тока утечки. После отсоединения одного из реле цифры придут в норму, следовательно оно и является слабым звеном цепи.

Читайте также:  Scba аккумулятор sonicision многоразового использования

Как проверить «ампераж» аккумулятора мультиметром?

Чтобы определить силу тока, которую выдает ваша АКБ, понадобится создать цепь с нагрузкой. В ее роли выступает любой прибор или оборудование, потребляющее электроэнергию. Для замера понадобится предпринять следующие действия:

  • Прибор устанавливается в режим замера ампер, а переключатель на нем – на переменный ток, который обозначается английскими литерами AC.
  • Отсоединяете клемму с плюса батареи и на ее место ставите отрицательный провод измерительного прибора.
  • К оборудованию, которое выступает в качестве нагрузки, присоединяете отрицательную клемму АКБ и щуп измерителя с положительным зарядом.
  • В зависимости от конструкции, смотрите на высветившееся число или отсчитываете его на шкале прибора.

Исправный и полностью заряженный аккумулятор демонстрирует показатели в пределах 12,6–13 В.

Как проверить напряжение аккумулятора мультиметром?

Можно произвести замер напряжения при включенном двигателе. Удовлетворительным показателем считается значение в 13,5–14 В. Оно указывает, что АКБ можно смело продолжать использовать.

Если число на измерительном приборе превышает 14,2 В, то аккумулятор не заряжается полностью, а генератор работает в усиленном режиме, чтобы снабдить все зависимые системы автомобиля энергией. Но следует учитывать окружающую обстановку при замере, холодной зимней ночью батарея могла разрядиться и генератор вырабатывает увеличенное напряжение, чтобы ее заполнить. Подождите 10–15 минут и повторите процедуру. Если значения снизились – все в порядке.

Если, при проверке мультиметром напряжения аккумулятора, с запущенным двигателем и отключении расходующих электроэнергию системах прибор показывает ниже 13 В, то это указывает на перебои в работе генератора, который не в состоянии заполнить АКБ до необходимого уровня.

Как проверить аккумулятор мультиметром с отключенным двигателем?

Средний показатель, при проверке аккумулятора мультиметром, на неработающем моторе должен находится в пределах 12,5–13 В, при этом верхнее значение указывает на 100 % заряда, а нижнее – на 50 %. Числа приблизительные, но общую картину по ним понять просто. Также не стоит забывать, что снимать показания стоит непосредственно перед поездкой, а не после нее, как только вы заглушили двигатель. Особенно хорошо проводить ее, когда машина некоторое время не использовалась, например, утром, после ночи в гараже. Так видно, насколько хорошо АКБ способен держать заряд.

Теперь вы понимаете, как проверить заряд аккумулятора автомобиля мультиметром. Этот прибор стоит приобрести каждому автомобилисту. Некоторые полагаются на показания бортового компьютера, но он не предоставляет достаточной точности. Встроенный вольтметр подключен к цепи приборов, расходующих энергию, а не напрямую к аккумулятору, следовательно, часть электричества расходуется «по дороге».

Также каждому владельцу машин рекомендуется к прочтению статья – Рейтинг лучших моторных масел.

Источник

Как проверить мультиметром заряд аккумулятора

Работоспособность батареи определяется ее вольтажом (напряжением) и емкостью накопителя. Для проверки этих параметров потребуется вольтметр, амперметр или комбинированный прибор – мультиметр.

Чтобы определить оптимальное время зарядки или замены, нужно знать, как пользоваться мультиметром и как проверять аккумулятор под нагрузкой и без нее.

Мультиметр.

Прибор для измерения силы тока и напряжения.

Мультиметр: что это такое

Мультиметр – это многофункциональное устройство, которое применяется для измерения силы постоянного и переменного тока, напряжения, электрического сопротивления цепи и емкости конденсаторов. Прибор можно использовать в качестве тестера для проверки проводимости («прозвона») цепи и обнаружения разрывов.

Благодаря наличию 3 шунтирующих резисторов с различным электросопротивлением мультиметр может снимать показания в нескольких диапазонах.

Строение мультиметра

Мультиметр.

Основные рабочие зоны мультиметра.

Наиболее часто для домашних проверок используются электронные мультиметры, имеющие небольшой ЖК-экран и ручку переключения режимов работы устройства. Текущий тип и диапазон измерения находится напротив красной точки или углубления на краю переключателя.

На передней или боковой части корпуса есть несколько гнезд для подключения щупов. Щуп черного цвета является отрицательным и всегда подключается к разъему, отмеченному «Com» или «Common» (земля). Положительный (красный) щуп вставляется в свободное гнездо.

Если на корпусе мультиметра 3 гнезда для щупов, то красный щуп вставляется в среднее гнездо (нижнее обозначено как «Земля»). Верхний разъем применяется для «плюсового» щупа только в том случае, если измеряемая сила тока меньше 5-10 А. В моделях с 4 гнездами диапазон ампеража делится на 3 зоны: до 200 мА (1-й разъем), от 200 мА до 5-10 А и более 5-10 А.

Режим измерения напряжения постоянного тока имеет маркировку ACV, переменного – DCV, силы тока – DCA, а электрического сопротивления – Ω (омега). Постоянный и переменный ток могут обозначаться прямой и волнистой чертой соответственно.

Зона включения прозвонки располагается между диапазоном ампеража и сопротивления. При обнаружении разрыва мультиметр подает звуковой сигнал (у некоторых моделей – только световая индикация). Функциональность тестера обеспечивается батарейкой Крона, резисторами, выпрямительными диодами и другими элементами.

Как проверить аккумулятор автомобиля

Авто аккумулятор.

Тестирование автомобильного аккумулятора.

Проверяем ток утечки

Для проверки тока утечки нужно:

  1. Перевести прибор в режим амперметра, выбрав диапазон более 10 А.
  2. Выбрать метод проверки утечки – в разрыв плюса или массы. В 1 случае «плюс» мультиметра подключается к соответствующей клемме аккумуляторной батареи (АКБ), а «минус» – к контактам автомобиля. Во 2 случае щупы подключаются к минусовым клеммам АКБ и машины, но полярность не влияет на результат.
  3. Отключить освещение, магнитолу и габаритные фары в автомобиле.
  4. Отсоединить «минусовую» клемму машины от АКБ, в разрыв цепи подключить мультиметр, соблюдая полярность метода.
  5. Снять показания с прибора. При наличии тока утечки – поочередно проверить разрывы цепей сигнализации, противотуманных фар, обогрева, дополнительного освещения и других систем автомобиля.

Измеряем напряжение

Наиболее быстро определить работоспособность батареи можно с помощью вольтметра. Чтобы узнать напряжение на АКБ, необходимо:

  1. Переключить тестер в режим измерения постоянного напряжения.
  2. Заглушить двигатель и выключить все системы автомобиля, потребляющие электричество. При работающем моторе полученный вольтаж будет соответствовать генератору, а не накопителю.
  3. Подключить щупы параллельно к «плюсу» и «минусу» аккумуляторной батареи, соблюдая полярность.
  4. Снять показания прибора. При отсутствии потребителей и тестовой нагрузки вольтаж должен составлять 12,66 В при 100% заряда. При 75% напряжение составит 12,42 В, при 50% – 12,18 В, а при полном разряде – 11,6-11,8 В. При снятии показаний нужно учитывать долю погрешности мультиметра. Подзарядку рекомендуется производить при 12,2-12,4 В в зависимости от времени года. Полный разряд является небезопасным для аккумулятора и требует длительного восстановления низкими токами.

Также вольтаж измеряется при работающем двигателе, при участии нагрузочной катушки (18-20 мОм) и основных потребителей аккумулятора (магнитолы, габаритов и др.). Тест на работающем моторе показывает заряд, который передается от генератора на АКБ.

Для проверки напряжения нужно завести двигатель, но выключить все потребители электроэнергии в машине. Нормальный показатель составляет 13,6-13,7 В, но может колебаться в пределах от 13,5 до 14 В. Вольтаж более 14 В означает, что идет подзарядка АКБ. Такое значение может наблюдаться при измерении в холодную погоду без предварительного прогрева двигателя.

После первичного теста нужно поочередно включать потребителей в цепь, продолжая наблюдать за показателями мультиметра. После каждого прибора вольтаж должен падать не более чем на 0,1-0,2 В. Оптимальное значение напряжения при включении всех систем – 12,8-13 В.

Для измерения нагрузочной вилкой (катушкой) устройство подключается к клеммам АКБ на 5 секунд. Мультиметр, подсоединенный параллельно, снимает вольтаж при заданной нагрузке. Напряжение рабочей батареи составит 10,2 В. Вольтаж ниже 9 В свидетельствует о сильном износе аккумулятора.

Проверяем внутреннее сопротивление

Внутреннее сопротивление (R) влияет на потери тока на аккумуляторе и интенсивность разогрева батареи по закону Джоуля-Ленца. Чем меньше этот показатель для АКБ, тем выше ее потенциальная работоспособность.

Общее значение складывается из нескольких локальных сопротивлений:

  • на стыке электродов и электролита;
  • на соединениях и электродах;
  • в электролите (сопротивление ионному потоку).

Измеряемая величина зависит от температуры и заряженности АКБ: чем холоднее электролит и ниже заряд, тем больше показатель R.

Для определения внутреннего сопротивления нужно:

  1. Разрядить аккумулятор до 85-90%, чтобы получить более точное значение.
  2. Подключить к АКБ резистор или другой элемент сопротивления с заданным параметром R и силы тока. Для проверки батарей автомобилей используются лампы мощностью 60 Вт (5 А).
  3. Подсоединить параллельно мультиметр в режиме вольтметра. Запомнить полученный вольтаж.
  4. Отключить лампу, повторно измерить напряжение. Допустимое увеличение показателя при токе 5 А – 0,05 В (внутреннее сопротивление – 10 мОм). Если разница вольтажа превышает 0,05 В, аккумулятор нужно заменить.

Определяем емкость

Емкость АКБ измеряется методом контрольного разряда при заданных параметрах нагрузки. Целью теста является определить, за какое время батарея потеряет половину заряда после полного его восстановления.

Проверка выполняется в следующей последовательности:

  • измерить напряжение на клеммах, сравнить с показателем, эквивалентным полной заряженности;
  • подключить потребляющий элемент с заданной мощностью, отметить время начала теста;
  • время половинного разряда батареи умножается на силу тока в цепи;
  • полученное значение в А*ч сравнивается с данными технического паспорта аккумулятора.

Для быстрой проверки можно подключить к АКБ лампу, которая потребляет половину тока батареи. Потускнение света после 2-5 минут теста свидетельствует о низкой работоспособности аккумулятора.

Умные зарядные устройства проводят проверку емкости АКБ автоматически – при штатной зарядке или восстановлении после глубокого разряда.

Проверяем батарейки

Батарейка.

Проверка работоспособности батарейки.

Номинальное напряжение щелочных и алкалиновых пальчиковых батареек составляет 1,5-1,6 В. Для проверки их работоспособности можно применять 2-хэтапный тест:

  1. Без нагрузки. Выбрать на мультиметре режим постоянного напряжения диапазоном от 200 мА до 5-10 А, приложить щупы с соблюдением полярности. Классифицировать батарейки по полученным показателям: более 1,35 В – рабочие, от 1,2 до 1,35 В – требуют проверки под нагрузкой, менее 1,1-1,2 В – подлежат утилизации.
  2. С нагрузкой. Проверять нужно только те батарейки, вольтаж которых на 1 этапе превысил порог в 1,2 В. После включения нагрузки в цепь нужно выждать 30-40 секунд, а затем подсоединить щупы мультиметра. При напряжении менее 1,1 В батареи следует утилизировать, при 1,1-1,3 В – можно использовать в маломощных устройствах (пультах дистанционного управления, компьютерных мышках), при более чем 1,35 В – применять в любых приборах, питающихся от портативных накопителей.

Записываем параметры аккумулятора телефона

Емкость аккумулятора телефона проверяется при помощи мультиметра, часов, резистора и зарядки. Полностью заряженная батарея разряжается с помощью резистора, после чего снова ставится на зарядку. В процессе контролируется длительность и сила тока зарядки.

Если измерить только длительность восстановления батареи, то можно получить меньшее значение, чем указано в паспорте телефона. Это обусловлено тем, что производитель указывает А*ч при восстановлении зарядкой 3,8 В, а штатное напряжение на стандартных зарядных устройствах составляет около 5 В. С учетом КПД зарядки вольтаж падает до 4,5 В.

Для расчета нужно умножить ампераж зарядки на длительность полного восстановления, а затем дополнительно учесть коэффициент 4,5 В/3,8 В.

При отсутствии нагрузочного элемента можно разрядить АКБ самим смартфоном.

Источник