Меню

Можно ли заряжать гелевый аккумулятор от машины



Гелевый аккумулятор: как заряжать и чем, плюсы и минусы

Такие аккумуляторы по сравнению с электролитными обладают рядом преимуществ. В частности, они не требуют технического обслуживания, легки в использовании, обладают продолжительным сроком службы. А их зарядка не вызывает каких-либо трудностей, главное придерживаться нескольких правил. Кроме этого возможно их восстановление в случае поломки. Приобрести гелевый аккумулятор можно как в обычном магазине, так и с помощью интернет-сети.

Принцип работы

Функционирование такого аккумулятора особо не отличается от электролитного. Он также состоит из корпуса, электродов, нескольких ячеек и электролита. Однако в отличие от свинцового-кислотного электролит здесь находится не в жидком, а в гелеобразном в виде. При этом принято различать два типа таких изделий:

AGM аккумулятор

AGM аккумулятор

  • GEL — в подобных АКБ в кислоту добавляются специальные составляющие, которые способствуют ее загустению. Как правило, для этих целей используют двуокись кремния.
  • AGM — в данной ситуации между электродами размещено спец. вещество из стекловолокна, внутри которого находится кислота.

Они герметизированы и не требуют доливки электролита, что весьма удобно при их использовании. Однако их цена выше электролитных либо свинцово-кислотных аналогов.

Можно ли заряжать и особенности зарядки

Гелевые аккумуляторы, как и любые другие подобные изделия нуждаются в подзарядке с определенной периодичностью, даже если они не использовалось продолжительное время. Это связано с тем что каждая АКБ имеет «саморазряд», а это значит, что она разряжается за определенный промежуток времени.

Их зарядка обычно не вызывает особых трудностей. Выбор тока зависит от емкости и мощности. Заряжаются такие устройствами 10%-ми от мощности аккумуляторной батареи. При этом очень важно не применять напряжение тока выше граничного. В данном случае это 14.5 вольт. В противном случае аккумуляторная батарея выйдет из строя и будет непригодна к применению.

Не следует боятся того что такая батарея полностью разряжена. В таком состоянии она может хранится довольно долго даже при минусовых температурах. Во время эксплуатации подобные устройства практически не выделяю газа, а значит их можно использовать даже в закрытых помещениях. Также еще одним позитивным их качеством выступает нормальное функционирование даже при поврежденном корпусе.

Как выбрать зарядное устройство: критерии выбора

Среди основных критериев выбора и покупки такого типа продукции можно выделить следующие моменты:

  • Возможность регулирования силы тока. Далеко не все зарядные устройства обладают данной функцией, а для гелевых АКБ это имеет большое значение. Ведь при превышении зарядного тока батарея просто выйдет из строя и ей понадобится ремонт;
  • Тип. На отечественном рынке в подавляющем большинстве случаев представлены ЗУ, рассчитанные на зарядку «классических» АКБ в которых электролит размещен в жидком состоянии. Но для подзарядки гелевых устройств нужно приобретать специальное ЗУ, с учетом емкостных характеристик;
  • Наличие температурной компенсации. Главной задачей которой выступает защита батареи от перегрева во время зарядки. Более качественные устройства оснащены также портативным температурным датчиком, основной функцией которого выступает измерение температуры и предоставление более точных данных;
  • Корректное напряжение. Для аккумуляторных батарей в которых электролит размещен в гелеобразном состоянии, оптимальным показателем напряжения ЗУ варьируется в диапазоне 14.2-14.5 вольт;
  • Несколько стадий заряда. Оптимально наличие трех стадий. При этом на первой производится зарядка постоянным током с постепенным увеличением силы тока, на второй постоянным напряжением, с уменьшением силы тока и на третьей стадии происходит заряд АКБ постоянным низким напряжением с минимальной силой тока;
  • Температурный диапазон работы ЗУ. Как правило это 5-40 градусов по Цельсию. Стоит отметить что чем больший диапазон рабочей температуры зарядного устройства, тем выше его качество. Но стоят такие ЗУ довольно дорого.

Оптимальным вариантом будет покупка зарядного устройства вместе с аккумуляторной батареей.

Как долго нужно заряжать гелевый аккумулятор?

Зарядка AGM аккумулятора

Зарядка AGM аккумулятора

Гелевые аккумуляторные батареи обычно нуждаются в подзарядке с периодичностью 1-2 раза в год, в зависимости от их емкостных характеристик и интенсивности эксплуатации. Время подзарядки также зависит от емкости батареи. Чтобы понять, как долго заряжать АКБ нужно разделить емкость батареи на ток заряда. Очень важно при этом довести процесс подзарядки батареи до конца, так как в противном случае она может выйти из строя, а ее восстановление будет довольно проблематичным. Большинство зарядных устройств, предназначенных для гелевых батарей сами указывают время подзарядки, что весьма удобно.

Работы по восстановлению

Существует всего несколько причин потери работоспособности гелевой аккумуляторной батареи:

  • длительное хранение АКБ разряженной в ноль;
  • несоблюдении правил тех. эксплуатации;
  • неправильный выбор зарядного устройства;
  • незавершенный процесс зарядки;
  • зарядка аккумулятора слишком высоким током.

В некоторых случаях возможно восстановление устройства, хоть сделать это довольно непросто.

Если причиной поломки было слишком длительное хранение АКБ в разряженном состоянии, то восстановление возможно. Для ее этого нужна кратковременная подача «большого» тока. Однако сила тока при этом не должна превышать 14.5 вольт. После появления хоть какого -то напряжения в батареи ее подзарядку можно продолжить стандартным зарядным устройством. Также при этом очень важно следить за температурой аккумуляторной батареи. Данный показатель не должен быть выше 45 градусов по Цельсию. При превышении этого порога температуры, подзарядку высоким током нужно приостановить.

Главные преимущества использования и тонкости эксплуатации

Среди позитивных сторон применения таких АКБ можно выделить следующие моменты:

  • нет надобности в регулярном техническом обслуживании, поскольку корпус подобных устройств герметизирован;
  • продолжительный срок эксплуатации, при соблюдении правил использования, он составляет порядка 10 лет;
  • отсутствие выделения вредных веществ как во время зарядки, так и в период эксплуатации. За счет чего их можно использовать как в закрытом помещении, так ив салоне автомобиля;
  • электролит находится в «связанном» состоянии, а это в свою очередь позволяет использовать аккумулятор в независимости его положения на поверхности;
  • возможность подзарядки и длительного хранения в разряженном состоянии даже при минусовых температурах;
  • возможность восстановления после поломки.

Источник

Зарядка гелевого аккумулятора автомобиля

гелевый аккумулятор

Гелевые аккумуляторы

  1. Зарядка гелевого аккумулятора
  2. Можно ли заряжать гелевый аккумулятор?
  3. Чем зарядить гелевый аккумулятор?
  4. Когда нужно заряжать гелевый аккумулятор?
  5. Инструкции по зарядке гелевого аккумулятора разными зарядными устройствами
  6. Зарядка специальным зарядником для гелевых АКБ
  7. Зарядка зарядником с регулировкой силы тока
  8. Зарядка зарядником с регулировкой напряжения
  9. Зарядка зарядником без каких-либо регулировок
  10. Заключение

Зарядка гелевого аккумулятора

Процедура зарядки гелевого автомобильного аккумулятора лишь немного отличается от аналогичного обслуживания традиционных свинцово-кислотных батарей. Однако этого «немного» достаточно, чтобы всего за несколько минут вывести полностью новую AGM АКБ из строя. А стоит это удовольствие в 3-4 раза дороже, чем классика с жидким электролитом.

В рассматриваемом материале детально рассказано, как, чем и сколько заряжать гелевые аккумуляторы, каким напряжением и током, а также чего делать не нужно, чтобы не испортить АКБ.

Можно ли заряжать гелевый аккумулятор?

задумчивое лицо о Зарядка гелевого аккумулятора

Начать стоит с ответа именно на этот вопрос. Как ни странно, им до сих пор задаются немало пользователей. Чтобы в дальнейшем не осталось никаких сомнений по поводу – заряжают ли гелевые аккумуляторы или нет – ответ достаточно подкрепить железной логикой, с которой никто не сможет поспорить.

Само определение «аккумулятор» подразумевает возможность (и даже необходимость) не только разряжать батарею, но и заряжать ее тоже.

Чем зарядить гелевый аккумулятор?

Второй распространенный вопрос касательно технологий AGM и GEL (что, по сути, одно и то же) – чем заряжать. Здесь можно пойти двумя путями – простым и дорогим, или более сложным, но бюджетным.

Проще и безопаснее всего заряжать гелевый аккумулятор зарядным устройством, которое спроектировано и разработано с учетом особенностей именно этих источников питания. Особенностью зарядников этого типа является способность автоматически обеспечивать оптимальное напряжение заряда, а также дозировать силу тока. За счет этой самой автоматики, которой управляет точная электроника, зарядники для АКБ этого типа заметно дороже, чем простые модели.

Особенно чувствительны гелевые АКБ к напряжению. Если его превысить на несколько десятых долей вольта, нанотехнология в лице геля начнет плавится и отслаиваться от свинцовых пластин. Контакт между электродами и электролитом исчезнет, соответственно, химические реакции внутри батареи прекратятся. Причем навсегда.

Дешевле, но сложнее можно заряжать гелевый аккумулятор обычным зарядным устройством. Основная проблема подобных недорогих устройств заключается в том, что у них отсутствует автоматика, которая ограничивала бы верхний порог напряжения заряда. А если традиционные свинцово-кислотные АКБ с жидким электролитом более или менее сносно «переживают» подобные издевательства, то гель таких ошибок не прощает.

Как зарядить гелевый аккумулятор обычным зарядным грамотно и, самое главное, безопасно – описано ниже.

Когда нужно заряжать гелевый аккумулятор?

Каким бы высокотехнологичным не был автомобильный аккумулятор, его периодически придется подзаряжать от стационарного устройства. Зависит это не столько от самого аккумулятора, сколько от особенностей эксплуатации транспорта. Если авто используется для кратковременных поездок, ночью, зимой или с включенными потребителями при выключенном двигателе – никакой аккумулятор не успеет полностью восстановить от генератора потраченную энергию.

Как понять, что аккумулятор пора подзарядить дополнительно, при помощи стационарного зарядного устройства? В случае с жидким электролитом можно измерить плотность ареометром, и по этому показателю оценить степень заряженности АКБ. Но в рассматриваемой ситуации гель, плотность которого в гаражных условиях не измерить, да и смысла в этом нет. Но способ, естественно, есть.

Необходимо ориентироваться на напряжение на клеммах гелевого АКБ. Замерить его можно самым дешевым китайским мультиметром. Важно, чтобы вольтметр был цифровым. Стрелочные варианты здесь не подойдут. Ориентир простой. Если напряжение на клеммах 12.7 В – батарея заряжена на 100%. Если 12.6 В – на 90%, 12.5 В – 80%, и так далее до глубокого разряда.

Однако не все так просто. Замерять напряжение на клеммах гелевого аккумулятора нужно в соответствии с двумя критически важными правилами:

  1. Батарею нужно отсоединить от бортовой сети автомобиля.
  2. Аккумулятор должен постоять без дела не менее 8-12 часов (ночь).

Если эти условия не выдержать, полученные измерения никак нельзя сопоставлять с указанным выше алгоритмом определения степени заряженности аккумулятора.

Так вот. Гелевый аккумулятор нуждается в принудительной зарядке тогда, когда степень его заряженности опустилась ниже 60-75%. При этом следует также помнить, что более глубокий разряд гелевого аккумулятора приводит к потере им номинальной емкости и к общему сокращению ресурса.

Читайте также:  Аккумуляторов для автомобилей с системой i stop

Инструкции по зарядке гелевого аккумулятора разными зарядными устройствами

Переходим к основной операции – зарядке AGM АКБ при помощи разных зарядных устройств. Рассмотрим ее на примере того, как зарядить гелевый аккумулятор мотоцикла на 12 вольт. С автомобильными АКБ поступаем аналогично.

Зарядка специальным зарядником для гелевых АКБ

Самый простой вариант, если такое устройство имеется в наличии. Аккумулятор нужно отсоединить от бортовой сети, на заряднике выставить требуемый режим в соответствии с характеристиками АКБ, подсоединить его к батарее и включить.

Автоматика сама будет дозировать напряжение и ток заряда. Когда аккумулятор будет полностью заряжен, устройство само прекратит подачу тока. И оповестит пользователя сигналом или надписью на дисплее.

Зарядка зарядником с регулировкой силы тока

Отсоединяем АКБ от бортовой сети. На зарядном устройстве выставляем минимальный ток. К аккумулятору параллельно подключаем цифровой вольтметр (мультиметр). Подсоединяем к нему зарядное устройство и включаем в сеть. Выставляем силу тока, равную 1/10 емкости АКБ. В процессе заряда необходимо контролировать напряжение по мультиметру – оно ни в коем случае не должно превышать 14,4 В. Если превышает – понижаем силу тока.

Заряжать нужно до тех пор, пока при указанном напряжении сила тока не снизится до 0.1 А.

Зарядка зарядником с регулировкой напряжения

Такие зарядники чаще всего изготавливаются самостоятельно, однако, в продаже тоже имеются. Как работать с ними? Аналогично, как и в случае с регулируемым током. Подключаем вольтметр параллельно АКБ, а последовательно с зарядником – амперметр. Заряжать надо так, чтобы напряжение не превышало вышеуказанного, а ток не был выше 1/10 номинальной емкости конкретной батареи.

Завершение заряда определяется аналогично – при указанном напряжении потребляемый аккумулятором ток должен снизиться до 0.1 А.

Зарядка зарядником без каких-либо регулировок

Самый экстремальный и опасный для гелевого аккумулятора вариант. От такого лучше вообще отказаться. Но если сильно надо, то делаем следующее.

Отключаем АКБ от сети. Убеждаемся, что зарядное устройство рассчитано на нужное номинальное напряжение (12 В). Подключаем вольтметр (параллельно) и амперметр (последовательно с зарядником). Включаем.

Если напряжение на мультиметре не скакнуло выше указанного «безопасного» для геля, смотрим на амперметр. Ток не должен превышать 1/10 емкости батареи. Если это так, то заряжаем гелевый аккумулятор строго до тех пор, пока напряжение не достигнет указанной на корпусе отметки (Cycle use).

К сожалению, полностью зарядить таким зарядным устройством нереально ни один современный аккумулятор.

Заключение

Заряжать гелевые аккумуляторы можно и нужно. Делать это надо по мере необходимости – когда батарея в состоянии покоя заряжена менее, чем на 60-75%. Лучше всего для зарядки использовать специальное зарядное устройство. За ним не нужен контроль, оно безопасное для АКБ. Не сократит ресурс и не выведет батарею из строя. Обычным зарядным зарядить тоже можно, но делать это надо осторожно и внимательно. Необходимо постоянно контролировать напряжение и ток.

Источник

Как зарядить гелевый аккумулятор в домашних условиях

Блоки питания

Как зарядить гелевый аккумулятор

Гелевые АКБ стали улучшенной версией типовых кислотных батарей. Электролит в них сделан в виде геля. Поэтому для заряда такого агрегата нужно использовать зарядники, в которых можно контролировать силу тока и напряжение. Если вы попробуете зарядить гелевую батарею, проигнорировав рекомендации специалистов, вы просто испортите аккумулятор.

гелевый аккумулятор

Основные принципы правильной зарядки аккумуляторов

Стандартный аккумулятор ytx4l bs, как зарядить правильно? При восстановлении мощности гелевых АКБ необходимо соблюдать следующие правила:

  1. Уровень заряда надо проверять хотя бы раз в месяц. Сделать это можно с помощью мультиметра. Надо активировать двигатель и подсоединить щупы устройства к клеммам аккумулятора.
  2. Нельзя забывать про максимальную границу напряжения. Этот показатель не должен быть выше 14,5 В. В процессе зарядки параметр меняется. Превышение границ приводит к серьезным проблемам.
  3. Нельзя вскрывать корпус после закипания наполнителя. Произойдет взрыв АКБ.

При полном заряде вольтаж на клеммах не долженбыть выше границы 14.5 В.
Важно! «Max initial current» на аккумуляторе, это макс. ток заряда. Если он не указан, его выбирают около 10% от емкости. К примеру, если емкость АКБ 50 ампер-часов, выбирают ток 5 Ампер.

гелевый аккумулятор-зарядка

Можно ли заряжать гелевый аккумулятор обычным зарядным устройством?

Не стоит брать простую зарядку для этого дела. Подключение подобного устройства может убить АКБ навсегда. При подаче макс. тока гель начинает расправляться. Сжиженный наполнитель не может восстоновиться. Он продолжает плавить оставшийся гель.

гелевый-аккумулятор-зарядка

Недостатки способа

При эксплуатации типовых зарядных устройств есть ряд проблем:

  • при неполной зарядке АКБ, гель не будет плавиться, но процесс не будет завершен;
  • нельзя обеспечить поэтапную подзарядку с плавной сменой тока и напряжения;
  • нельзя слишком долго заряжать аккумулятор. Перегрев агрегата разрушит структуру электролита, и, он выйдет из строя.

Не смотря на недостатки способа, им часто пользуются люди.

проверка_акб

Особенности зарядки гелевого АКБ обычной зарядкой с помощью АКБ посредника

При эксплуатации гелевых аккумуляторов нельзя забывать про ограничения. Заряд производится, как во время движения авто, функционировании двигателя, так и с помощью зарядников. При этом приборы, созданные для заряда простой АКБ не всегда подходят к гелевым.

Нельзя подзаряжать гелевые батареи, типовым зарядным девайсом без доработок. На маркировке некоторых гелевых агрегатов наносятся макс. значения тока, напряжения заряда и мин. напряжения в режиме хранения. Поэтому очевидно, что это важно.

В некоторых машинах стандартные условия использования системы подзарядки от генератора допускают большие пределы колебания тока и напряжения на аккумуляторе. Это относится, прежде всего, к старым иномаркам. Перед монтажом гелевого АКБ нужно проконсультироваться с автомобильным электриком, который может разобраться в генераторе. Также, нужно периодически контролировать состояние регулятора напряжения, чтобы не убить батарею.

Внимание! Многие по ошибке считают, что гелевые АКБ не причислены к кислотным. По составу электролита они полностью приближены к стандартным агрегатам. С помощью различных добавок электролит переведен в гелевое состояние, подобно как желатин превращает бульон в заливное. Поэтому запрещено трогать руками этот гель.

проверка_акб_зарядка

Использование специальных ЗУ для гелевых аккумуляторов

Специальные устройства во многом отличаются от обычных, а принцип действия представлен следующими этапами зарядки:

  1. Включите аккумулятор и проверьте силу тока для определения подходящего режима работы.
  2. Начните подзаряжать агрегат.
  3. Отключите заряд через определенный временной промежуток, чтобы зарядник не нагрелся.
  4. Остудите батарею, и вновь включите заряд, но уже на иной силе тока.
  5. Не забывайте проверять силу тока в периоды, когда агрегат остывает. Если не менять силу тока, зарядка отключается автоматом.
  6. Как только ток будет соответствовать нужным параметрам, прибор перестанет заряжаться.

Сконцентрируйте свое внимание на последнем действии, поскольку чаще всего ЗУ продолжают функционировать, пока человек сам их не отсоединит. В данном же варианте зарядные девайсы обладают специальными параметрами, которые предотвращают расплавку геля при перегревании. Поэтому можно оживить даже полностью севшую АКБ.

специальная_зарядка_для_аккумулятора

Требования к специальным зарядным устройствам

Так как наполнять энергией гелевую АКБ нужно с учётом определенных особенностей, созданные для этого приборы должны отвечать определенным требованиям:

  1. Функция регулирования тока заряда.
  2. Температурного типа компенсация с учетом нагревания аккумулятора. Зарядка должна подстраиваться под температурный режим комнаты и самой АКБ.
  3. Процесс подзарядки тоже должен проходить особым образом, лучше всего выполнять заряд в 3 этапа.
  4. Широкий температурный диапазон для работы, оптимального типа коридор от +5 до +40 градусов по Цельсию. Это важно, если заряжать аккумулятор придётся в разное время года.

место-зарядки-акб

Схема зарядки

Итак, как заряжать гелевый аккумулятор:

  1. Подобрать правильный зарядник.
  2. Установить силу тока в 1/10 емкости.
  3. Прицепить заряжатель к клеммам.
  4. Пустить ток.
  5. Ждать и периодически проверять напряжение.
  6. Вырубить и отсоединить ЗЦ от скутера через 12 часов.

Вот и все, батарея вновь готова к использованию.

схема_акб

Сколько времени заряжаются АКБ

Не стоит заряжать гелевые аккумуляторы слишком часто. Всегда доводите зарядку до конца, иначе ёмкость агрегата снизиться в будущем, а восстановить ее будет очень трудно. Произведите расчёты, чтобы установить, как долго нужно заряжать батарею.

Для этого потребуется ёмкость батареи разделить на ток заряда. К примеру, при ёмкости в 6,5 Ач и силе тока в 0,65 А, длительность процесса восстановления будет соответствовать десяти часам. Если вы купили специальное устройство для зарядки, сможете услышать звуковое оповещение, как только отведенное время пройдет.

Не забывайте о нужде соблюдать рекомендации изготовителя гелевых АКБ и подойдите со всей ответственностью к выбору зарядного девайса и способу подзарядки, в общем. Допущенная при зарядке ошибка приводит к печальным последствиям.

заряка-акб

Основные ошибки

Серьезные ошибки, которые не стоит допускать:

  • Превышение разрешенного порога напряжения (вызывает закипание).
  • Использование зарядных устройств от кислотных аккумуляторов. При их использовании можно с легкостью вывести аккумулятор из строя.
  • Эксплуатация машины до полной разрядки аккумулятора. Полностью севшую батарею намного труднее зарядить полностью.
  • Оживление вздутого аккумулятора (пустая трата времени).

Если вы будете избегать ошибок, тогда у вас все получится.

Рекомендации по обслуживанию гелевого аккумулятора после зарядки

В описании гелевых АКБ, чаще всего, отмечено, что их не нужно обслуживать. Однако это неправда. В этом случае под словом «необслуживаемый» подразумевают то, что не надо контролировать, и регулировать уровень и плотность электролита. Но, есть несколько других манипуляций, благодаря которым, можно хорошенько увеличить ресурс батареи.
Всего можно выделить пять важных действий:

  • Очищение корпуса.
  • Чистка клемм.
  • Осмотр крепления.
  • Проверка заряженности.
  • Своевременная подзарядка.

Рассмотрим все действия более подробно.

акб-гелевый

Очищение корпуса. Скапливающаяся куча грязи на корпусе вместе с парами кислоты со временем превращается в субстанцию, которая прекрасно проводит ток. В итоге между клеммами и отсеками аккумулятора появляется замкнутого типа цепь. Это служит первопричиной быстрого саморазряда батареи.

В гелевых агрегатах жидкого электролита нет, и как убеждает изготовитель, испарения кислоты тоже отсутствуют. Но это не означает, что для аккумулятора полезна грязь. Соответственно, чистота залог долгой и хорошей работы АКБ. Для удаления загрязнений нужно использовать простую тепленькую воду с растворенной содой.

Очистка клемм. Постепенно на клеммах образуются солевые отложения. В итоге ухудшается контакт, что часто подводит к разрыву цепочки между АКБ и бортовой сетью машины. Чтобы избежать этого, клеммы и крепления нужно во время чистить.

Читайте также:  Как и сколько заряжать гелевый аккумулятор для скутера

Для этого подойдет мелкозернистая наждачка. Для профилактических манипуляций после удаления грязи и подсоединения батареи обратно к проводкам, клеммы и крепления надо обработать вазелином или солидолом.

Проверка крепления. Гелевые батареи можно наклонять и переворачивать. Но тряска и мощные вибрации сказываются негативно. Если подобное регулярно случается, то это может стать причиной отслоения гелевого электролита от пластинок аккумулятора. В итоге контакты элементов уменьшатся, понизится активность хим. реакции, а за ней способность отдавать и забирать энергию. Поэтому гелевый АКБ должен быть хорошо закреплен на своем месте. Фиксацию нужно иногда проверять, так как она может ослабиться в процессе использования машины.

Контроль заряженности. Если транспортное средство долгое время простаивает, используется, лишь для кратковременных путешествий, при минусовых температурах и ночами, батарея может не успевать восстанавливаться от генераторной установки. В итоге, она полностью садится.

Важно! Чтобы этого не произошло, нужно всегда следить за уровнем заряженности АКБ и своевременно ее заряжать посредством стандартного устройства.

Уровень заряда гелевого агрегата можно проверить посредством замера напряжения на его клеммах.
Если оно 12,7 Вольт – батарея наполнена на 100%, если 12,6 В.– на 90%, и т.д.
Мерить напряжение обязательно необходимо на постоявшем не менее восьми часов АКБ.

Своевременная зарядка. Подзаряжать агрегат надо сразу же, как измерения степени заряженности выдали результат ниже 60%. Не стоит доводить батарею до нуля. Это опасно, по какой бы технике не была сделана АКБ. Заряжать лучше специальным девайсом, созданным с учетом особенностей гелевых батарей.

Бережная и правильная эксплуатация аккумулятора позволит прослужить ему около 10 лет и произвести порядка 1000 циклов разрядки и зарядки.

Источник

Как заряжать гелевый аккумулятор — особенности технологии GEL

Зарядка гелевого аккумулятора от стационарного зарядного устройства — это процедура, которой можно легко угробить батарею. Нередко умирают они и под капотом, если есть проблемы с бортовым напряжением. Поэтому перед тем, как заряжать гелевый аккумулятор, ознакомьтесь с его основными техническими особенностями и алгоритмом действий, представленным в этой статье. Всё сказанное дальше — проверено на практике. Не в британских лабораториях, конечно, а в обычном гараже. Но всё же…

Технические особенности GEL аккумуляторов

Гелевый аккумулятор для автомобиля

Не разобравшись толком с технологией, многие «эксперты» любят поговаривать, что гелевые аккумуляторы — это новинка, нечто запредельно высокотехнологичное, сложное и так далее. На самом деле нет. Конечно, гелеобразный электролит в источниках питания начали применять гораздо позже, чем жидкий. Но не вчера, и даже не позавчера.

Если верить истории, то первые гелевые аккумуляторы появились ещё на заре развития космических технологий. А это, на секундочку, более полувека тому назад. Кондиционер с навигатором, например, гораздо «моложе». Хотя для многих это уже далеко не новые технологии. Справедливости ради отметим, что конкретно в автомобильную промышленность GEL АКБ пришли сравнительно недавно. Но только лишь потому, что они сказочно дорогие.

По устройству классический гелевый аккумулятор мало чем отличается от привычного всем стандартного. Тот же герметичный корпус. Внутри свинцовые пластины, из которых собраны ячейки, а те уже соединены в батарею. А вот электролит здесь гелевый. То есть, имеет гелеобразную консистенцию. Кроме того, если некоторые гели в природе обладают хоть какой-то текучестью, то в аккумуляторах он ближе к твёрдому, чем к жидкому.

Гелевый аккумулятор внутри

В народе поговаривают, что для изготовления GEL АКБ используется особенно тщательно очищенный свинец. На самом деле это не так. Свинец одинаково очищается при производстве любых других современных аккумуляторов. Хотя в некоторых случаях этот момент выдаётся за особенность гелевых батарей, чтобы оправдать их высокую стоимость.

Подведём итоги. Ничего сверх естественного в технологии GEL нет. Однако то, что электролит в них имеет гелеобразную консистенцию, важно для ответа на вопрос — как заряжать гелевый аккумулятор. Потому к этому мы ещё вернёмся.

Можно ли вообще заряжать гелевые аккумуляторы

В одно время (а может и сейчас) гуляла байка о том, что заряжать гелевые аккумуляторы вообще нельзя. Скорее всего, породили этот миф те, кто попробовал зарядить, но сделали это неправильно. В результате батарея вздулась, безвозвратно потеряла ёмкость, либо вообще перестала брать заряд. Добиться такого не очень сложно. Дальше станет понятно, каким образом.

Заряжать гелевые аккумуляторы можно, и даже нужно. Рассмотренный миф настолько глупый, что о нём и писать особо нет желания. Но придётся. Запомните раз и навсегда: если что-либо называется аккумулятором, то его можно заряжать. А уж по какой технологии он изготовлен — не важно. Ключевое слово здесь — аккумулятор — источник питания многоразового действия.

Но заряжать АКБ GEL нужно правильно. Ошибочными действиями его можно вывести из строя всего за один цикл зарядки.

Стоит ли покупать GEL АКБ для машины

Вкратце рассмотрим, стоит ли отдавать предпочтение в пользу гелевого аккумулятора, отказываясь от более доступных вариантов. Чтобы сделать выводы, надо пробежаться по достоинствам технологии, а также по нашей основной теме — зарядке.

Производители и продавцы приписывают GEL АКБ следующие преимущества:

  • увеличенный срок службы;
  • можно наклонять и переворачивать;
  • эффективный приём заряда;
  • нечувствительность к глубоким разрядам;
  • низкий саморазряд.

Эти все преимущества действительно не выдуманы ради рекламы и оправдания высокой стоимости гелевых аккумуляторов. Они реально способны служить долго, их можно разряжать в ноль, и сами по себе они разряжаются очень и очень медленно. Но только при одном условии — если аккумулятор GEL заряжался на протяжении всего срока службы правильно.

Поэтому, если вы не уверены, что сможете заряжать гелевый аккумулятор так, как описано ниже, то лучше его не покупать. Во-первых, переплатите за преимущества, которые никогда не получите. Во-вторых, сегодня есть достойная, и более доступная по деньгам альтернатива. В конце концов, даже обычные АКБ с жидким электролитом в современном исполнении способны служить гораздо дольше положенных 5 лет. Хоть и с некоторыми оговорками. А для автомобильного аккумулятора такой срок — это достижение, заслуживающее уважения.

О специальных зарядных устройствах для GEL батарей

Специальные зарядные устройства для GEL батарей

Они придуманы для тех автолюбителей, которые не смогли или не захотели разобраться, как заряжать гелевый аккумулятор. Естественно, стоят они гораздо дороже обычных хороших зарядных устройств. Но что такого они «умеют», за что мы, автолюбители, должны переплачивать? А ничего, кроме ограничения напряжения заряда на определённой отметке.

Более того, многие «специальные» зарядные устройства для автомобильных батарей GEL типа даже и этого не могут. Поскольку сделаны сами знаете где. Автору статьи несколько раз доводилось чинить подобного рода ЗУ, и разборка наглядно доказывала вышесказанное. Схемотехникой некоторых моделей даже близко не предусмотрена стабилизация или ограничение зарядного напряжения. А между тем, это самое важное для гелевого аккумулятора…

Так что очень внимательно отнеситесь к тому, как выбрать зарядное устройство для аккумулятора.

Как зарядить гелевый аккумулятор

Вернёмся ненадолго к техническим особенностям гелевых аккумуляторов, как было обещано выше. А именно к гелеобразному состоянию электролита. Когда в процессе зарядки обычного АКБ напряжение превышает норму (14,4 В), жидкий электролит начинает «кипеть». Что при этом происходит, читайте в статье — почему кипит аккумулятор.

Гелеобразный же электролит кипеть не может из-за своего агрегатного состояния. Зато он может отслаиваться, то есть, отставать от свинцовых пластин. Процесс этот в большинстве случаев необратимый. В результате площадь контакта свинца и электролита уменьшается. А вместе с этим уменьшается ёмкость АКБ и снижается максимальный пусковой ток. Более того, при таком раскладе есть большая вероятность, что корпус АКБ раздуется или вообще разрушится.

Из этого всего вытекает главное правило зарядки гелевого аккумулятора: ни в коем случае нельзя превышать напряжение заряда. Нормой здесь, как и для обычных автомобильных АКБ, являются 14,4 В. Максимум —14,5 В. Если батарею зарядить, и подать на неё большее напряжение, чем указано, то это приведёт к отслаиванию электролита от свинцовых пластин.

Вздувшийся гелевый аккумулятор

По этой причине крайне настоятельно рекомендуется для зарядки гелевого аккумулятора иметь:

  1. Зарядное устройство, в котором напряжение ограничивает электроника, или это можно сделать вручную.
  2. Прибор для контрольного измерения напряжения заряда — мультиметр.

В качестве первого подойдёт практически любое зарядное устройство, в котором предусмотрены классические режимы или ручная регулировка напряжения. Собственно говоря, даже самодельные ЗУ с такими регулировками тоже вполне можно использовать. Главное, не прозевать, когда в процессе зарядки напряжение начнёт повышаться, и переваливать за указанные значения.

Мультиметр нужен при любом раскладе. Даже если такой прибор имеется на зарядном устройстве, не факт, что он отображает то, что есть в действительности. Во-первых, встроенные вольтметры часто не откалиброваны. Во-вторых, они измеряют напряжение на выходе схемы устройства. А нам важно знать и контролировать напряжение, которое имеется непосредственно на клеммах гелевого аккумулятора. Точно измерить его можно с помощью подключённого прямо к клеммам мультиметра.

Выбор мультиметра

Практика показывает, что для этой задачи нецелесообразно покупать дорогой электронный мультиметр. Такие приборы, как говорят радиолюбители, «долго думают». А значит — показывают напряжение с небольшим опозданием. Поэтому, для дополнительного контроля покупайте недорогие мультиметры. Они хоть и не такие точные, но зато «быстрые». Да и точности их обычно достаточно, чтобы не угробить гелевый аккумулятор при зарядке. В крайнем случае, можно и мультиметр откалибровать…

Алгоритм зарядки гелевого аккумулятора:

  1. Желательно отсоединить аккумулятор от бортовой сети. Делать это не обязательно, так как заряжаться АКБ будет безопасным напряжением. О чём идёт речь, читайте в статье о том, как заряжать кальциевый аккумулятор.
  2. Подключите к клеммам аккумулятора контрольный вольтметр (мультиметр).
  3. Включите и настройте зарядное устройство в соответствии с инструкцией по его эксплуатации.
  4. Если есть возможность выбрать ток заряда, поставьте 10% от реальной ёмкости (не от той, что написана на корпусе).
  5. Если предусмотрена регулировка напряжения, его нужно ограничить на отметке 14,4 В.
  6. Подсоедините зарядное устройство к клеммам гелевого аккумулятора.
  7. Контролируйте зарядный ток и напряжение. Показатели не должны быть выше, чем указано в пунктах 4 и 5.
  8. Когда при напряжении 14,4 В ток заряда снизится до 0,1-0,3 А, гелевый аккумулятор можно считать полностью заряженным.
  9. В случае, если ЗУ с ручным управлением, этот момент желательно не прозевать, дабы не пошёл перезаряд.
  10. Автоматические зарядные устройства отключат заряд самостоятельно. Хотя нередко они делают это раньше времени.
Читайте также:  Какое напряжение надо при зарядке аккумулятора

Напряжение зарядки гелевого аккумулятора

Как убедиться в том, что зарядка гелевого аккумулятора прошла успешно? Плотность электролита по понятным причинам мы измерить не можем. Зеленеющего индикатора, как в обычных АКБ, тоже нет, так как он работает только в жидкой среде. Всё, что у нас есть в данном случае, это напряжение покоя. Чтобы по нему определить, насколько % зарядился гелевый аккумулятор, его нужно правильно измерить, а потом сравнить показатели с данными в таблице ниже.

Напряжение покоя — это напряжение на клеммах, которое измеряется после 8-12 часов простоя аккумулятора. То есть после того, как зарядили гелевый АКБ (или любой другой), дайте ему постоять без работы указанное время или дольше. Затем измерьте напряжение на клеммах. Полученные показатели и будут напряжением покоя. Вот таблица.

Напряжение покоя (В)

Заряд (%)

Пару слов стоит сказать о некорректном замере. Очень часто после простоя в течение 8-12 часов напряжение покоя не достигается. То есть, вольтметр показывает и 13 вольт, и даже больше. Не стоит думать, что это у вас аккумулятор какой-то особенный. Нет. Просто напряжение покоя ещё не достигнуто. Как правило, если после зарядки гелевого аккумулятора он сразу же подключается к бортовой сети и просто стоит «без работы», напряжение покоя достигается за 6-7 часов.

Отдельно от бортовой сети приходится ждать немного дольше. Так или иначе, если вы заряжали сегодня гелевый аккумулятор, а на утро вольтметр показал больше 12,7 В, то есть все шансы, что вы всё сделали так, как надо. Аккумулятор заряжен и готов к дальнейшей эксплуатации. Если же напряжение покоя находится где-то в пределах вышеуказанной таблички, то есть, меньше 12,7 В, значит АКБ была заряжена не полностью.

Не стоит забывать о трёх важных факторах при измерении напряжения покоя. Во-первых, если АКБ оставляется подключённой к бортовой сети, то за 8-12 часов её слегка могут разрядить приборы автомобиля, работающие в ждущем режиме. Во-вторых, есть такое дело, как большой ток утечки. В-третьих, саморазряд тоже не стоит списывать со счетов. У гелевых аккумуляторов он крайне низкий, пока они новые. Если же вашему несколько лет, то саморазряд может быть весьма значительный…

Нужно ли заряжать новый гелевый аккумулятор

Новый гелевый аккумулятор

Эта тема очень подробно рассмотрена в статье — нужно ли заряжать новый аккумулятор. Сказанное в ней относится как к обычным АКБ, так и к гелевым. Если читать лень или некогда, то вот быстрый ответ на вопрос: новый гелевый аккумулятор заряжать нужно, но не всегда. Бывает такое, что «из упаковки» батарея и так нормально заряжена. Главное знать, как это корректно определить. Это тоже описано в статье, ссылка на которую представлена выше.

Краткие итоги

Зарядка гелевого аккумулятора мало чем отличается от аналогичной процедуры с классическими автомобильными АКБ. Есть только одно важное правило — не превышать напряжение заряда. Если этот момент упустить, то GEL АКБ безвозвратно испортится. Гелеобразный электролит отстанет от свинцовых пластин, уменьшится ёмкость, пусковой ток, возможно, раздует корпус. Позже такой аккумулятор может «отказаться» принимать заряд.

Если у вас есть чем дополнить этот материал, пишите свои мысли в комментарии. Полезная информация обязательно кому-нибудь пригодится, а также может быть добавлена в эту статью.

Источник

Зарядка гелевых аккумуляторов

Любые элементы питания аккумуляторного типа требуют регулярного восстановления заряда. Не каждый знает, как зарядить гелевый аккумулятор. Специфический электролит требует применения особых способов восстановления емкости. Соблюдение некоторых правил поможет избежать выхода элемента из строя.

Схема устройства двух типов гелевого аккумулятора

Что представляют собой гелевые аккумуляторы?

Гелевая АКБ представляет собой продукт преобразования классической батареи. Жидкий наполнитель был заменен гелеобразным. Принцип действия не отличается от такового у привычных кислотно-свинцовых аккумуляторов.

Существует 2 варианта изготовления таких элементов питания:

  1. Технология GEL. В таком случае используется микропористый сепаратор, наполненный силикагелем.
  2. Технология AGM. Корпус содержит стекловолокно, пропитанное кислотным составом. Этот же материал выполняет функции сепаратора.

Произведенные по этим технологиям изделия используются в автомобиле- и судостроении. От них питаются приборы, требующие бесперебойного энергоснабжения. АКБ с гелеобразным наполнителем в автомобили устанавливаются редко.

Однако они пользуются спросом среди владельцев мотоциклов и мопедов. Аккумулятор служит не менее 10 лет. Он исправно работает в любом положении. Герметичность корпуса препятствует подтеканию электролита.

Преимущества

К преимуществам гелевых источников питания относятся такие качества:

Гелевый аккумулятор фирмы Ventura

  1. Высокая сила пускового тока. Гелевый наполнитель плотно прилегает к свинцовым электродам. Это выручает пользователя в зимнее время.
  2. Невозможность утечки кислотного состава. При незначительном повреждении корпуса электролит не выводится наружу.
  3. Разнообразие вариантов установки. Батарею можно размещать на горизонтальной, наклонной или вертикальной поверхности. Подобное объясняется отсутствием жидкого наполнителя.
  4. Безопасность. Аккумулятор не выделяет ядовитых или взрывоопасных паров.
  5. Подача тока стабильной силы и напряжения. Параметры не изменяются даже при падении уровня заряда до 30%.
  6. Длительный срок службы. АКБ выдерживает до 700 циклов разряда и заряда. Некоторые модели не утрачивают емкость даже после 1000 зарядок.
  7. Нечувствительность к перепадам температур. При нагревании или охлаждении гелеообразный электролит сохраняет свойства.

Недостатки

К отрицательным качествам GEL-аккумуляторов относятся такие моменты:

  1. Необходимость соблюдения правил эксплуатации. Только так можно продлить срок службы батареи. Элемент питания нужно правильно заряжать и подготавливать к хранению.
  2. Необходимость использования автоматических зарядных устройств, регулирующих напряжение и силу тока.
  3. Увеличенная, по сравнению с классическими АКБ, стоимость.

Зарядное устройство для гелевого аккумулятора

Можно ли заряжать гелевый аккумулятор обычным зарядным устройством?

Использовать обычное ЗУ нежелательно. Подключение такого прибора напрямую способно вывести аккумулятор из строя без возможности ремонта. При подаче тока высокой силы гель начинает плавиться. Сжиженный наполнитель не может вернуться в изначальное состояние. Он продолжает расплавлять оставшийся гель.

При зарядке гелиевой АКБ классическим ЗУ могут возникать и такие проблемы:

  1. Прекращение набора заряда при достижении показателя в 90%.
  2. Невозможность тонкой настройки параметров. Заставить батарею принимать ток неподходящей мощности не получится.
  3. Перегрев АКБ. В таком случае нужно сразу отключать ЗУ. При использовании неавтоматического прибора пользователю придется отслеживать процесс зарядки.

Каким зарядным устройством пользоваться?

Зарядное устройство для гелевого аккумулятора должно иметь такие характеристики:

  1. Возможность настройки тока и напряжения заряда. Это позволит избежать повреждения гелевого наполнителя и пластин.
  2. Наличие функции температурной компенсации.
  3. Диапазон рабочих температур в пределах +5…+40°С.
  4. Автоматический контроль процесса. Зарядка протекает в 3-4 этапа, контролируемых блоком управления.

Основные правила безопасной зарядки

При восстановлении мощности аккумулятора с гелеобразным наполнителем нужно соблюдать такие правила:

  1. Степень заряженности требуется проверять каждые 2-4 недели. Сделать это самостоятельно можно, используя мультиметр. Нужно завести двигатель и подсоединить щупы прибора к клеммам АКБ.
  2. Необходимо соблюдать лимит напряжения. Этот показатель не должен превышать 14,5 В. В процессе зарядки параметр изменяется. Чем глубже разряд, тем выше сила тока. По мере восстановления заряда показатели снижаются. Превышение допустимых уровней приводит к расплавлению и закипанию электролита.
  3. Не стоит пытаться вскрыть корпус в случае закипания наполнителя. Это может привести к взрыву батареи и травмированию пользователя.

Уровень заряда по вольтажу у гелевого аккумулятора

Как заряжать гелевый аккумулятор?

Зарядку нужно выполнять с помощью специальных устройств. При этом нужно правильно устанавливать основные параметры.

Важные параметры и особенности

Интервалы между процедурами должны составлять не менее 6 месяцев. Необходимо восстанавливать энергетический потенциал АКБ полностью. В противном случае емкость батареи со временем снизится. Восстановить этот показатель достаточно сложно.

Длительность цикла зарядки зависит от емкости элемента питания и тока заряда. Первый параметр делят на второй. При емкости 60 А/ч и силе тока 0,6 А длительность цикла составляет 10 часов. Специальные зарядные устройства подают сигнал о завершении процедуры.

Порядок зарядки по шагам

Зарядку гелевой аккумуляторной батареи выполняют так:

  1. Включают зарядное устройство и замеряют силу тока. Это поможет выбрать оптимальный режим работы.
  2. АКБ заряжают током той силы, которая была вычислена устройством автоматически.
  3. Через 2-3 часа зарядку прерывают. Это помогает избежать перегрева корпуса.
  4. Дождавшись остывания аккумулятора, процедуру возобновляют, снижая силу тока. Нельзя забывать о необходимости замера параметра в период охлаждения аккумулятора. Если упустить этот момент, ЗУ отключается автоматически, цикл не возобновляется.
  5. При достижении необходимой силы тока устройство отключают. Неавтоматические приборы продолжают функционировать. Специальные ЗУ оснащены регуляторами, предотвращающими расплавление геля при нагреве батареи.

Инструкция по зарядке АКБ для мотоцикла

Гелевый аккумулятор для мотоцикла от фирмы Red Energy

Аккумулятор снегохода или мотоцикла от источника питания автомобиля отличается меньшей емкостью. Универсальное автомобильное ЗУ не выдает малые токи.

Для зарядки АКБ мотоцикла используют интеллектуальные устройства, например Benton BX. Аккумулятор обследуют с помощью мультиметра.

Прибором замеряют напряжение на клеммах. Нормальным считается показатель в 12,7 В. При более низком значении гелевый аккумулятор требует подзарядки.

Для продления срока службы элемента питания зарядку проводят раз в 2 месяца. После длительного хранения заряд восстанавливают в течение 12-14 часов, подавая ток, равный 10% емкости. Нельзя отключать зарядное устройство до полного восстановления мощности. Нужно следить за температурой корпуса аккумулятора.

Какой уход требуется гелевому аккумулятору?

Нельзя пользоваться транспортным средством до полного разряда батареи. При снижении заряда элемент питания функционировать не прекращает. Однако емкость снижается, из-за чего АКБ не сможет принимать нужное количество энергии. Необходимо приобрести мультиметр и всегда держать его при себе. Это поможет вовремя обнаружить разряд аккумулятора, подключить ЗУ и произвести подзарядку.

Дополнительно рекомендуется выполнять такие действия:

  • регулярно очищать корпус батареи от пыли и грязи;
  • раз в 3 месяца полностью разряжать и заряжать АКБ;
  • контролировать правильность подключения клемм.

Как продлить период работы устройства?

Несмотря на то что гелевая АКБ 12 Вольт является необслуживаемой, продлить срок ее службы можно. Реанимировать вздутый аккумулятор нельзя, его утилизируют. Гель в таком случае отделяется от пластин, выработка энергии становится невозможной. Обнаружить внутренние повреждения сложно. К ним относят износ стекловолокна, электродов или электролита.

При подсыхании наполнителя восстановление возможно. Для этого удаляют пластиковую крышку, снимают резиновые клапаны. С помощью шприца в каждую банку вливают по 2 мл очищенной воды. Жидкость должна незначительно закрывать пластины. После увлажнения геля излишки воды выкачивают шприцем. Колпачки и крышку возвращают на место.

Источник