Меню

Кислота опасно это аккумулятор



Какая кислота используется в аккумуляторах?

Содержание

  1. Давайте начнем сначала…
  2. Какая кислота в батареях?
  3. Почему именно эта кислота используется в батареях?
  4. Как контролируется электролит в аккумуляторе?
  5. Как увеличить плотность?
  6. Стало понятно, какая кислота в батареях, но опасно ли это?

Задумывались ли вы, действительно ли в батарее есть кислота и если да, то что это? Если вы не знаете, и вам интересно узнать немного больше о том, есть ли там кислота, что это такое и почему она подходит для используемых вами батарей, оставайтесь с нами.

Давайте начнем сначала…

Вы знаете, что наиболее популярными аккумуляторами, которыми оснащены почти 90% современных автомобилей, являются свинцово-кислотные.

Грубо говоря, такая батарея состоит из коробки, в которой в ячейки помещены пластины (обычно свинцовые), которые играют роль положительных и отрицательных электродов. Эти свинцовые пластины покрыты жидкостью, называемой электролитом.

Масса электролита в батарее состоит из кислоты и воды.

Какая кислота в батареях?

Кислота в автомобильном аккумуляторе — серная. Серная кислота (химически чистая серная кислота) представляет собой сильную двухосновную вязкую жидкость без цвета и запаха с плотностью 1,83213 г / см3.

В вашей батарее кислота не концентрирована, а разбавляется водой (дистиллированная вода) в соотношении 70% воды и 30% H2SO4 (серная кислота).

Почему именно эта кислота используется в батареях?

Серная кислота является наиболее активной неорганической кислотой, которая взаимодействует практически со всеми металлами и их оксидами. Без этого разряжать и заряжать аккумулятор будет совершенно невозможно. Однако то, как будут происходить процессы зарядки и разрядки, зависит от количества дистиллированной воды, которой разбавляется кислота.

Или … Резюме, которое мы можем дать по вопросу о том, что за кислота находится в батареях, следующее:

В каждой свинцово-кислотной батарее есть серная кислота. Это (кислота) не в чистом, а в разбавленном виде и называется электролитом.

Этот электролит имеет определенную плотность и уровень, который со временем уменьшается, поэтому полезно регулярно проверять их и при необходимости увеличивать.

Как контролируется электролит в аккумуляторе?

Чтобы убедиться, что вы заботитесь о батарее своего автомобиля, рекомендуется регулярно проверять уровень и плотность рабочей жидкости (электролита).

Вы можете проверить уровень, используя маленький стеклянный стержень или прозрачную внешнюю часть простой ручки. Чтобы измерить уровень, вы должны открутить крышки батарейного отсека (эта проверка возможна, только если ваша батарея исправна) и погрузить стержень в электролит.

Если пластины полностью покрыты жидкостью и если это около 15 мм. над пластинами это означает, что уровень хороший. Если пластины не очень хорошо покрыты, вам нужно немного поднять уровень электролита.

Вы можете сделать это, покупая и добавляя дистиллированную воду. Залить очень легко (обычным способом), просто будьте осторожны, чтобы не переполнить батарею водой.

Используйте только дистиллированную воду, а не обычную воду. Обычная вода содержит примеси, которые не только значительно сократят срок службы батареи, но, если их будет достаточно, они могут напрямую отключить ее.

Для измерения плотности вам понадобится прибор, который называется ареометр. Это устройство обычно представляет собой стеклянную трубку с измерительной шкалой снаружи и ртутной трубкой внутри.

Если у вас есть ареометр, вам просто нужно опустить его на дно батареи, собрать электролит (устройство выполняет функцию пипетки) и посмотреть значения, которые он будет считывать. Нормальная плотность составляет 1,27 — 1,29 г / см3. и если ваше устройство показывает это значение, то все в порядке с плотностью, но если значения не то, вам, вероятно, придется увеличить плотность электролита.

Как увеличить плотность?

Если плотность составляет менее 1,27 г / см3, вам необходимо увеличить концентрацию серной кислоты. Для этого есть два варианта: либо купить готовый электролит, либо сделать свой собственный электролит.

Если вы остановитесь на втором варианте, вы должны быть очень, очень осторожны!

Перед началом работы наденьте резиновые перчатки и защитные очки и закрепите их хорошо. Выберите комнату с достаточной вентиляцией и не позволяйте детям приближаться, пока вы работаете.

Разбавление серной кислоты проводят в дистиллированной воде тонким потоком/струйкой. При заливании кислоты необходимо постоянно помешивать раствор стеклянной палочкой. Когда закончите, вы должны покрыть вещество полотенцем и дать ему остыть и отстояться на ночь.

Крайне важно! Всегда сначала наливайте воду в миску, а затем добавляйте в нее кислоту. Если вы измените последовательность, вы получите тепловую реакцию и ожоги!

Если вы собираетесь эксплуатировать батарею в умеренном климате, соотношение кислота / вода должно составлять 0,36 л. кислоты на 1 литр дистиллированной воды, а если климат теплее, соотношение составляет 0,33 л. кислота на литр воды.

Совет. Хотя вы можете увеличить плотность рабочей жидкости самостоятельно, более разумным решением, особенно если ваша батарея старая, является ее простая замена на новую. Таким образом, вам не придется беспокоиться о правильном разбавлении кислоты, равно как и об ошибке при смешивании или заливке в аккумулятор.

Стало понятно, какая кислота в батареях, но опасно ли это?

Аккумуляторная кислота, хотя и разбавленная, является летучим и опасным веществом, которое не только загрязняет окружающую среду, но и может нанести серьезный вред здоровью человека. Вдыхание кислых паров может не только затруднить дыхание, но может вызвать побочные эффекты в легких и дыхательных путях.

Длительное воздействие тумана или паров кислот аккумулятора может привести к таким заболеваниям, как катаракта верхних дыхательных путей, коррозия тканей, расстройства полости рта и другие.

Попав на кожу, эта кислота может вызвать покраснение, ожоги и многое другое. Если она попадет вам в глаза, это может привести к слепоте.

Помимо того, что аккумуляторная кислота опасна для здоровья, она также опасна для окружающей среды. Выброшенная старая батарея на свалке или разлитый электролит могут загрязнить грунтовые воды, что приведет к экологической катастрофе.

Поэтому рекомендации специалистов таковы:

  • всегда проверяйте уровень и плотность электролита в вентилируемых помещениях;
  • если на ваши руки попала аккумуляторная кислота, немедленно промойте их раствором воды и пищевой соды.

Примите необходимые меры предосторожности при работе с кислотой.

  • если плотность электролита низкая, лучше обратиться в специализированную службу и не пытаться сделать это самостоятельно. Работа с серной кислотой без необходимой подготовки и знаний может не только навсегда повредить вашу батарею, но и повредить вашему здоровью;
  • если у вас есть старая батарея, не выбрасывайте ее в мусорный бак, а ищите специализированные места захоронения отходов (или магазины, которые принимают старые батареи). Поскольку аккумуляторные батареи представляют собой опасные отходы, их утилизация на свалках или контейнерах может привести к экологической катастрофе. Со временем электролит в батарее будет разливаться и загрязнять почву и грунтовые воды.
Читайте также:  Московский 120 аккумуляторы время работы

Передав свою старую батарею в специально отведенные для этого места, вы не только позаботитесь об окружающей среде и здоровье других людей, но и поможете экономике, поскольку перезаряжаемые батареи можно переработать.
Мы надеемся, что внесли немного больше ясности в то, что за кислота находится в батареях и почему именно эта кислота используется. Мы также надеемся, что в следующий раз, когда вам придется заменить свою батарею на новую, вы позаботитесь о том, чтобы старая использовалась для переработки, чтобы она не загрязняла окружающую среду и не вредила здоровью людей.

Источник

Чем опасен электролит

Химические реакции внутри аккумулятора происходят в среде электролита, который обеспечивает движение заряженных частиц к электродам.

Какие электролиты используются в АКБ?

Электролит может находиться в аккумуляторе в жидком или гелеобразном состоянии.
В первом случае он представляет собой раствор серной кислоты либо щелочи в дистиллированной воде. Гелевые аккумуляторы также используют раствор серной кислоты, который с помощью специальных добавок переводится в гель.

Наибольшее распространение имеют свинцово-кислотные автомобильные аккумуляторные батареи. Щелочи используются реже – преимущественно в никель-кадмиевых или никель-железных источниках электропитания автомобиля.

Чем опасен электролит аккумуляторной батареи?

Любое из указанных химически агрессивных веществ является опасным для человека, требует осторожного обращения и соблюдения специальных мер безопасности.

Людям, которым часто приходится иметь дело с автомобильными аккумуляторами, следует опасаться непосредственного контакта с опасной жидкостью:

  • попадание на открытые участки кожи;
  • вдыхание паров электролита;
  • попадание вещества в глаза;
  • случайное проглатывание жидкости и ее проникновение в пищеварительный тракт.

Какой вред можно нанести здоровью при неосторожном обращении с электролитом?

Соприкосновение раствора с кожей вызывает химический ожог, сопровождающийся покраснением, отечностью, появлению волдырей, формированию болезненных струпьев.

Человека, надышавшегося парами кислотного или щелочного раствора, будут беспокоить симптомы поражения слизистой оболочки дыхательных путей и органов:

  • кашель;
  • чихание;
  • сильное слюноотделение;
  • одышка;
  • падение кровяного давления;
  • бронхиальный спазм;
  • удушье;
  • судороги.

Попадание электролита в систему пищеварения способно сильно повредить слизистую пищевода, желудочно-кишечного тракта. При этом человек будет ощущать сильную боль, колики, его будет мучить рвота с кровяными выделениями.

Случайно попавшие в глаза брызги могут сильно обжечь роговицу и привести к частичной или полной утрате зрения.

Как можно уберечься от опасности?

Для предотвращения неприятностей автомобилистам, работникам станций техобслуживания, людям, осуществляющим прием автомобильных аккумуляторов, следует предпринимать совсем несложные меры:

  • быть предельно внимательными;
  • соблюдать рекомендации производителей аккумуляторов относительно условий их эксплуатации, ремонта и утилизации;
  • придерживаться элементарных правил техники безопасности;
  • пользоваться средствами индивидуальной защиты.

Первая помощь при попадании электролита в организм человека

Хорошими средствами, нейтрализующими кислоту, являются всем доступные сода и нашатырный спирт (раствор). На щелочные растворы воздействуют с помощью лимонной и уксусной кислоты. Если при работе с аккумулятором не удалось избежать попадания электролита на кожу, то следует немедленно обработать пораженный участок каким-либо из перечисленных веществ, после чего не менее 15 минут подержать его под струей чистой воды.

Глаза при несчастном случае нужно сразу промыть большим количеством воды, после чего немедленно обратиться к врачу.

При попадании химикатов в желудочно-кишечный тракт потребуется как можно быстрее сделать промывание желудка, обеспечить пострадавшему обильное питье.

В любом случае необходимо найти способ сразу же после происшествия обратиться за профессиональной врачебной помощью. Это поможет спасти не только здоровье, но и во многих случаях жизнь пострадавшего.

Источник

Отравление парами серной кислоты: первая помощь и лечение

Содержание

  1. В чем опасность и виды
  2. Как происходит отравление и симптомы
  3. Симптомы отравления парами кислоты:
  4. Симптомы отравления жидкой кислотой:
  5. Отравление серной кислотой: первая помощь
  6. Лечение в стационаре:
  7. Профилактика и последствия отравления
  8. Раздражение, ощущение песка в глазах, краснота — лишь небольшие неудобства при нарушенном зрении. Ученые доказали: снижение зрения в 92% случаев заканчивается слепотой.
  9. Crystal Eyes — лучшее средство для восстановления зрения в любом возрасте.
  10. Видео:что будет если серная кислота попадет на кожу

Отравление серной кислотой диагностируется при прямом контакте с химическим веществом в жидкой или парообразной форме. Безопасная концентрация токсичного реагента для человека в воздухе составляет 1 мг на квадратный метр, в жидкости – 0,008 мг на один литр. Смертельной дозой считается 0,18 мг на литр любого раствора.

В чем опасность и виды

Серная кислота получается при сжигании серы и представляет собой маслянистую жидкость без цвета и запаха. В неочищенном виде химический элемент имеет желто — коричневый цвет.

Проникая в организм, серный раствор губительно действует на все органы и системы человека. Попадая на кожу, яд вызывает сильнейший ожог, после которого ткани эпидермиса полностью отмирают.

При интоксикации парами серной кислоты страдает легочная система, при поступлении внутрь – поражаются органы желудочно – кишечного тракта.

Область применения серной кислоты достаточно широкая. Токсичная жидкость используется в химической, текстильной, нефтяной промышленности, с ее помощью производят автомобильные аккумуляторы и минеральные удобрения. В настоящее время известны несколько видов серного реагента.

Разновидности серной жидкости:

  • Высококонцентрированная кислота (примерно 98%).
  • 70% раствор.
  • 32% кислота (используется в аккумуляторах).
  • Раствор небольшой концентрации (около 10%).

Как происходит отравление и симптомы

Отравление серной кислотой чаще всего происходит во время непосредственного контакта с ядовитым составом. В основном это случается на производстве при несоблюдении техники безопасности во время работы с токсинами. Однако, бывают случаи массового отравления серой, происходящие при крупных авариях на химических предприятиях.

Кислотные дожди, выпадающие после выброса в атмосферу паров серной кислоты, оказывают негативное воздействие на окружающую среду. В подобной ситуации растения, животный мир и человек подвергаются серьезной опасности.

Признаки отравления серной кислотой у взрослых и детей сложно спутать с симптомами пищевого или медикаментозного отравления. Клиническая картина напрямую зависит от способа попадания токсина в организм.

Симптомы отравления парами кислоты:

  1. В результате интоксикации парами ядовитого вещества у пострадавшего наблюдается ожог глаз, степень тяжести которого зависит от концентрации в воздухе серной жидкости.
  2. Под воздействием паров кислоты происходит раздражение слизистой носоглотки и пищевода. При тяжелой интоксикации часто наблюдается носовое кровотечение.
  3. От передозировки страдает дыхательная система — у пострадавшего появляются хрипы в бронхах и отек гортани.

По сравнению с отравлением парами кислоты, интоксикация жидким раствором более опасна для человека.

Симптомы отравления жидкой кислотой:

  • Повышенное слюноотделение.
  • Тошнота.
  • Жжение в горле.
  • Жидкий стул.
  • При попадании кислоты в желудок у пострадавшего открывается рвота. Серный раствор обжигает стенки пищевода, вызывая внутреннее кровотечение. При сильном отравлении в рвотных массах обнаруживаются сгустки крови.
  • Моча приобретает темно – коричневый цвет. Кровяные вкрапления в моче также свидетельствуют о внутреннем кровотечении.
  • Появление на деснах бурых пятен.
  • Кожа больного приобретает синюшный оттенок, губы чернеют.
  • Происходит нарушение сердечного ритма, возникают боли в левой части груди.
  • Головокружение, потеря сознания.
Читайте также:  Ситилинк внешний аккумулятор 10000

Попадая на кожу, серный раствор вызывает сильное жжение. На пораженном участке происходит некроз тканей и впоследствии остается след от ожога.

Отравление серной кислотой: первая помощь

Лечение интоксикации должно проводиться только в больнице под наблюдением врачей. Чтобы свести к минимуму последствия от отравления и спасти человеку жизнь – до приезда медиков необходимо оказать пострадавшему первую помощь.

Первая помощь при попадании кислоты внутрь.

При первых признаках отравления больному нужно выпить половину стакана подсолнечного или оливкового масла. Похожим обволакивающим эффектом обладает взбитый яичный белок. Немного устранить боль в области желудка поможет холодное молоко или небольшие кусочки льда. Дальнейшие действия по устранению последствий отравления должны выполнять медики в условиях стационара.

Помощь при попадании серного реагента в глаза.

Осложнением попадания серной кислоты в глаза может быть частичная или полная потеря зрения. Чтобы этого не допустить, при первых симптомах интоксикации нужно промыть глаза большим количеством теплой воды. Для устранения болевого синдрома рекомендуется закапать глаза 2% новокаином.

Что делать при попадании серного раствора на кожу?

Пораженный участок кожи следует держать под проточной водой не менее 10 минут. Затем на место ожога накладывается ватный диск, смоченный в содовом растворе, и стерильная повязка.

Дальнейшее лечение отравления проводится в медицинском учреждении. Комплексная терапия назначается исходя из тяжести интоксикации и способа отравления.

Лечение в стационаре:

  • Устранение болевого шока с помощью внутривенного введения обезболивающих препаратов.
  • При необходимости пациенту назначаются сердечно – сосудистые лекарственные средства.
  • Обильное внутреннее кровотечение требует немедленного переливания крови.
  • Витаминотерапия.
  • Лечебная диета. Первые три дня пострадавшему от отравления необходимо голодание, затем в рацион постепенно вводятся «щадящие» блюда. При тяжелых случаях интоксикации пациенту назначается парентеральное питание.
  • Кожные покровы, пораженные кислотой, обрабатываются антисептическими препаратами для предотвращения распространения инфекции.

Профилактика и последствия отравления

Избежать отравления серной кислотой поможет строгое соблюдение техники безопасности во время работы с реактивом.

  • Работать с реагентом необходимо в хорошо проветриваемом помещении.
  • При непосредственном контакте с токсичной жидкостью нужно одевать специальную кислотоустойчивую одежду и обувь, лицо защищать очками и респиратором.

Раздражение, ощущение песка в глазах, краснота — лишь небольшие неудобства при нарушенном зрении. Ученые доказали: снижение зрения в 92% случаев заканчивается слепотой.

Crystal Eyes — лучшее средство для восстановления зрения в любом возрасте.

  1. При попадании реагента в глаза у пострадавшего возникает полная или частичная потеря зрения.
  2. Отравление парами серной кислоты провоцирует возникновение хронических заболеваний дыхательной системы.
  3. Проникновение реактива через ротовую полость вызывает внутреннее кровотечение, поражение всей пищеварительной системы.
  4. После ожога кислотой кожные покровы полностью не восстанавливаются, у пострадавшего навсегда остаются следы от соприкосновения с химическим элементом.

Отравление серной кислотой в любом виде опасно для здоровья человека. Избежать подобной ситуации возможно соблюдая меры безопасности при работе с токсическим раствором. Если интоксикация все же произошла, пострадавшему необходимо оказать первую помощь и вызвать бригаду медиков.

Источник

Подробно о том, какая кислота залита в аккумуляторе вашего автомобиля и для чего она нужна

Многие автолюбители задают себе вопрос о том, какая кислота залита в аккумуляторе автомобиля. По незнанию высказываются различные неверные предположения. Кто-то говорит, что там соляная кислота. Некоторые считают, что там вода. Пора внести ясность в этот вопрос. В свинцово-кислотном аккумуляторе автомобиля залита серная кислота. Если выражаться совсем точно, то залит раствор серной кислоты в дистиллированной воде. Этот раствор получил название электролит.

Применение серной кислоты и её сорта

Вообще, в качестве электролита в некоторых видах автомобильных аккумуляторов может использоваться щёлочь. Например, никель-кадмиевый или никель-железный тип АКБ. Есть ещё группа гелевых аккумуляторов AGM и GEL, где электролит находится в связанном состоянии. Но это тот же раствор серной кислоты. Просто он либо переведён в гелеобразное состояние с помощью добавок (GEL), либо им пропитано стекловолокно (AGM). Наиболее распространёнными на сегодняшний день остаются свинцово-кислотные автомобильные аккумуляторы с жидким электролитом. Поэтому речь пойдёт именно о водном растворе серной кислоты, предназначенном для заливки в АКБ.

Электролит

Дистиллированная вода Серная кислота используется в самых разных отраслях народного хозяйства. К примеру, с её помощью очищается поверхность металла перед нанесением покрытия, она используется при приготовлении различных синтетических красителей. Кроме того, серная кислота востребована в сфере производства удобрений, взрывчатки, фармакологической промышленности, переработке нефти.

В бытовой сфере концентрации Н 2SO 4 в 30 процентов достаточно, но в сфере производства часто используется серная кислота более высокой концентрации. Концентрированную серную кислоту получают в две стадии. На первой стадии концентрация доводится до 70 процентов, а затем увеличивают до 98 процентов. Серная кислота такой концентрации наиболее пригодна для последующего хранения. Возможно, получение концентрации 99 процентов, но в дальнейшем из-за потери SO 3 она снижается до 98,3 процента. Существуют основные сорта серной кислоты, которые перечислены ниже:

  • Башенная или нитрозная. Концентрация 75 процентов. Плотность этого сорта составляет 1,67 гр/см3. Название этот сорт получил из-за метода производства в футерованных башнях нитрозным способом. Обжиговый газ с двуокисью серы (SO 2) обрабатывается нитрозой (H 2SO 4 с добавками оксидов азота). В ходе химической реакции получается оксиды азота и кислота. При этом оксиды постоянно циркулируют в производственном цикле;
  • Контактная. Концентрация от 92,5 до 98 процентов. Плотность сорта составляет 1,837 гр/см 3 . Этот сорт также производится из обжигового газа, в котором содержится двуокись SO 2. В ходе реакции происходит ее окисление до SO 3 при контакте с твёрдым катализатором из ванадия;
  • Сорт Олеум. Концентрация 104,5 процента. Плотность составляет 1,897 гр/см 3 . Сорт представляет собой раствор SO 3 в серной кислоте (H 2SO 4). Соотношение SO 3 — 20 процентов, H 2SO 4 — 104,5 процента;
  • Высокопроцентный олеум. Концентрация 114,6 процента, а плотность 2,002 гр/см 3 ;
  • Аккумуляторная. Концентрация от 92 до 94 процента, а плотность 1,835 гр/см 3 .

Процессы, происходящие в АКБ с участием электролита

Работа свинцово-кислотного автомобильного аккумулятора основывается на электрохимических процессах, которые протекают с участием электролита. Аккумулятор автомобиля состоит из положительных и отрицательных пластин, погруженных в водный раствор серной кислоты. Положительные и отрицательные пластины имеют токоотводящие решётки из свинца с различными добавками в зависимости от типа аккумулятора. На решётках положительных электродов нанесён красновато-коричневый диоксид свинца (PbO 2). На отрицательных электродах — сероватый порошок свинца (Pb). Электрические характеристики аккумулятора напрямую зависят от плотности электролита. Для понимания назначения электролита нужно рассмотреть основные процессы, происходящие в аккумуляторе автомобиля. При разряде аккумулятор на положительном электроде (аноде) идёт следующая реакция: PbO 2 + SO 4 2− + 4H + + 2e − -> PbSO 4 + 2H 2O На отрицательном электроде (катоде) протекает такой процесс: Pb + SO 4 2− − 2e − ->PbSO 4 При заряде АКБ эти реакции протекают в обратном направлении. Электролит в свинцово-кислотном автомобильном аккумуляторе имеет разную плотность в зависимости от степени заряженности АКБ. Как уже говорилось выше, концентрированная кислота аккумуляторного сорта имеет плотность 1,835 гр/см 3 . Плотность электролита на заряженном аккумуляторе лежит в диапазоне 1,127─1,300 гр/см 3 . При разрядке аккумулятора автомобиля в результате электрохимической реакции из электролита расходуется серная кислота и его плотность падает. Пока через батарею проходит ток разряда кислота рядом с электродами расходуется в результате вышеописанной реакции. Идёт диффузия H 2SO 4 из объёма к электродам. Таким образом, поддерживается напряжение на выводах аккумулятора. В начале разрядки процесс диффузии кислоты в электроды. Это объясняется тем, что в активной массе электродов поры ещё не забиты сульфатом. По мере того, как на них образуется слой сульфата и забивает поры, процесс диффузии притормаживается. В теории процесс разряда может идти до того момента, пока электролит не превратится в воду. Но на практике разряд идёт до тех пор, пока плотность не опуститься до значения 1,15 гр/см 3 . К моменту падения плотности до 1,15 гр/см 3 выделяется столько сульфата свинца, что его хватило для закупоривания активной массы пластин. По плотности электролита можно судить о степени заряженности АКБ. Для этого можно использовать таблицу, представленную ниже.

Читайте также:  Какой аккумулятор лучше для тигуана tsi

Полностью заряженный элемент АКБ автомобиля выдаёт напряжение 2,5─2,7 вольт без нагрузки на выводах. При подключении нагрузки напряжение проседает до 2,1 вольта за несколько минут. За это время успевает сформироваться слой PbSO4 на поверхности отрицательных электродов. То есть, напряжение одного элемента на подключённой к автомобилю АКБ составляет примерно 2,15 вольта. Если разряжать аккумулятор автомобиля небольшим током (10 процентов от номинальной ёмкости), то через час разрядки напряжение элемента снижается до 2 вольт. Это происходит из-за того, что в этом момент быстро формируется большое количество PbSO 4, который забивает поры активной массы. В результате растёт внутреннее сопротивление элементов АКБ и падает концентрация электролита. Через некоторое время процесс разрядки выходит на прямую (см. график).

График разрядки аккумулятора Эта прямая соответствует балансу плотностью электролита около электродов и в остальном объёме. Постепенно кислота поступает из объёма к электродам и вступает в реакцию с выделением сульфата свинца. Плотность электролита постепенно снижается, а напряжение падает медленнее, чем на начальной стадии. И на конечной стадии, когда активная масса блокируется образовавшимся сульфатом свинца, реакция замедляется и напряжение быстро падает.

Контроль за состоянием электролита в АКБ?

От владельца автомобиля требуется периодически контролировать уровень электролита в аккумуляторе и его плотность. Для контроля уровня электролита можно использовать стеклянную трубочку. Если её под рукой нет, то можно использовать прозрачный пластиковый корпус от старой шариковой ручки. Для измерения уровня электролита отворачиваете пробки банок батареи и погружаете трубочку до пластин. Затем с верхнего конца плотно зажимаете пальцем и поднимаете. Уровень электролита в трубочке должен составлять 10─12 миллиметров. В случае нехватки электролита долейте дистиллированной воды до необходимого уровня. Лучше покупайте дистиллированную воду в аптеке. В автомобильных магазинах под видом дистиллированной воды часто продают обычную водопроводную. Выше требуемого уровня воды также заливать не следует. В необслуживаемых автомобильных аккумуляторах (ссылка на материал) доливка дистиллированной воды не требуется. У них сниженный расход воды и они, как правило, имеют крышку с системой рециркуляции электролита.

[soc1] Для того, чтобы измерить плотность Вам потребуется ареометр. Это приспособление представляет собой запаянную стеклянную трубку, в которой находиться ртуть или дробь. На верхнем конце ареометра имеется градуированная шкала. Диапазон измерений плотности 1,100─1,300 гр/см 3 . Ареометр помещён в разборную колбу с грушей.

Ареометр Вам нужно опустить нижнюю часть в банку и набрать электролита. После этого вынимаете и смотрите, на каком значении находится уровень электролита. Сам ареометр будет плавать в электролите наподобие поплавка. На некоторых моделях ареометров шкала со значениями может быть заменена надписями «Полный заряд», «Половина», «Разряжен».

Как поднять плотность электролита?

Выше уже говорилось о том, что в результате гидролиза воды и нагрева АКБ под капотом уровень электролита постепенно уменьшается и растёт его плотность. Поэтому периодически нужно доливать дистиллированной воды. А что, если плотность электролита на заряженном аккумуляторе автомобиля, наоборот, меньше нормы (1,275 гр/см 3 )? Тогда нужно поднять концентрацию кислоты.

[soc3] При поднятии плотности электролита может быть два варианта. Если средняя плотность по всем банкам не ниже 1,2 гр/см3, то нужно поднять плотность постепенным разбавлением. Для каждой из банок нужно проделать следующие действия:

  • Откачиваете как можно больше электролита из банки. Для этого можно использовать резиновую грушу или ту же колбу. После этого в банку заливаете электролит (плотность 1,275─1,29 гр/см 3 ) половину откачанного объёма;
  • Для того чтобы электролит перемешался, можно дать на выводы нагрузку (например, подключить автомобильную лампочку) или просто подождать некоторое время;
  • Затем делаете замер плотности. Если она не поднялась до нужного уровня, то заливаете электролит в половину от оставшегося объема;
  • Перемешивание и снова замер;
  • Доводите плотность кислоты до требуемого уровня.

Если плотность электролита ниже 1,2 гр/см 3 , то здесь уже нужно его менять полностью. То есть, сливать старый и заливать новый, требуемой плотности. Но, если электролит имеет такую низкую плотность в заряженном состоянии, то возникают сомнения в целесообразности его дальнейшего использования. В этом случае электролит имеет смысл менять только если АКБ относительно новая (до года). Иногда встречаются аккумуляторы автомобиля с такой плотностью электролита прямо из магазина. Если это уже отработавшая несколько лет батарея, то лучше купить новую. При утилизации аккумуляторов отработавший электролит также идет на переработку.

Что мы узнали?

Из этой статьи читатели должны были узнать о том, какая кислота залита в аккумулятор автомобиля, какую плотность она должна иметь. Отдельно были рассмотрены химические реакции, проходящие в автомобильном аккумуляторе с участием электролита. Также были даны рекомендации по поддержанию уровня и плотности электролита и приспособлениях, которые для этого требуются. Если у вас остались вопросы или есть пожелания, пишите их в комментариях.

Источник