Меню

Как и чем заправить гелевый аккумулятор

Восстановление гелевых аккумуляторов своими руками

В чем отличие

Основной признак гелевого аккумулятора – его герметичность и особый желеобразный электролит. Гелевый состав был признан наилучшим решением для герметичной конструкции. В обычном автомобильном источнике питания электролит чрезвычайно бурно участвует в химических реакциях – происходят выделения паров, иногда возникает кипение. Герметичная конструкция может взорваться в случае протекания химических реакций с бурным выделением паров. Для устранения этого эффекта в гелевых решениях был использован специальный вязкий состав электролита и конструкция обеспечивающая самопоглощение выделенных газов. Пользователь может и не догадываться, что является обладателем гелевого аккумулятора – ведь заглянуть внутрь, не сломав его, он не сможет. Гелевые устройства из-за своей высокой силы выходного тока пользуются повышенным вниманием у любителей мощных аудиосистем.

Видео

Посмотрите, как своими руками вернуть емкость гелевому аккумулятору.

Источники постоянного тока с загущенным электролитом используются в автомобилях и блоках бесперебойного питания. В процессе эксплуатации происходит износ устройств, негативно влияющий на емкость. Владельцам, желающим сэкономить на приобретении новых батарей, необходимо знать, как восстановить гелевый аккумулятор.

Как реанимировать?

Несмотря на тот факт, что гелевые варианты считается необслуживаемыми, их можно восстановить. Обычно к восстановлению приступают в том случае, если выходное напряжение падает до 10вольт. В таком случае срывается верхняя крышка батареи, которая, как правило, приклеена к корпусу, и снимаются колпачки-клапаны. Процесс восстановления сводится к добавлению дистиллированной воды. Вода, в каждой секции батареи, должна лишь немного покрывать поверхность пластин. После этого необходимо закрыть все банки и накрыть их верхней крышкой. Перед подключением к зарядному устройству нужно придавить верхнюю крышку грузом. При зарядке батареи через колпачки сбрасывается избыточное давление. Крышка, в данном случае, играет роль упора. Подаваемое напряжение должно быть не менее 15 вольт. Если длительное время батарея не будет заряжаться, нужно повысить напряжение до 20 вольт. Еще одним способом восстановления нежелающего заряжаться аккумулятора является способ циклической зарядки. То есть, батарею подвергают зарядке, после чего ее полностью разряжают. Так проводят несколько циклов. Первые зарядки проводят под высоким напряжением, которое будет составлять около 30 вольт. Постепенно, зарядное напряжение уменьшают и доводят его до 14 вольт. При этом, процесс разрядки должен происходить при небольшой нагрузке, не превышающей 10 Вт. После того, как восстанавливаемая батарея начнет потреблять ток, ее начинают заряжать малым током, который не превышает 0,05% от ее емкости. Для процесса восстановления используются специальные зарядные устройства. Такие устройства, как правило, снабжены температурным датчиком и имеют возможность корректировки напряжения.

Самостоятельное восстановление неисправных гелевых аккумуляторов – задача не для новичков. Если у вас нет опыта, лучше воспользоваться помощью опытных специалистов за приемлемую плату.

Восстановить гелевый аккумулятор

Первое, что необходимо сделать – залить дистиллированную воду. Приобрести её лучше всего в аптеке, т.к. некоторые магазины продают обычную воду под видом очищенной. Несмотря на то, что их считают «сухими» батаерями, в них обязательно присутствует влага, в которой и находится электролит. Воду принято рассматривать как расходуемый материал, т.к. происходит распад на гидроксильную группу (OH) и водород. Он выходит в окружающую среду через резиновые заглушки, расположенные под внешней крышкой, которая зачастую приклеена. На них еще можно встретить предупреждение «Don’t open». Отсюда следует вывод, что в потерявший емкость источник, необходимо добавить дистиллированной воды.

Для восстановления гелевого аккумулятора, необходимо снять или содрать верхнюю крышку, и снять все заглушки, залить воду в банки батареи. Достаточно будет шприца емкостью 2 мл. Вода впитается в гель, примерно через 30 минут нужно проверить остаток воды в каждой банке АКБ. Пластины аккумулятора должны быть покрыты водой, лишнюю жидкость нужно выкачать обратно, тем же шприцем.

Классификация

К гелевым аккумуляторам относят устройства, выполненные по технологиям:

Источник



Аккумуляторы и батареи

Информационный сайт о накопителях энергии

Восстановление гелевого аккумулятора своими руками

Эксплуатация гелевых аккумуляторов ведется в условиях, далеких от идеальных. Поэтому, утверждение, что гель не выпускает молекулы из массы, испарения нет, не соответствует действительности. Зачем же тогда на каждой банке установлены резиновые колпачки под пробками? За 2-4 года, в зависимости от условий эксплуатации, гель подсохнет, контакт со свинцовыми пластинами ослабнет. В этот момент владелец техники заметит, что заряда стало не хватать на обычный объем работы. Другой причиной потери емкости становится длительный период: разряд-ожидание подзарядки.

Восстановление емкости АКБ

Как вернуть емкость гелевой АКБ

Восстановление гелевых аккумуляторов заключается в возвращении воды в электролитную массу. При этом добавляется умеренное количество жидкости, только для обеспечения полного контакта. Лишняя влага вредна.

В необслуживаемых АКБ сверху над каждой банкой есть пластиковые кружки, вклеенные заподлицо. Нужно подковырнуть их острым предметом, снять внизу резиновые пробки. В каждую банку залить по 10 миллилитров аптекарской дистиллированной воды. Жидкость должна впитаться в гель в течение нескольких часов.

До проведения операции аккумулятор должен быть заряжен полностью. После растворения геля провести разряд сопротивлением и заряд обычным способом.

Когда нельзя восстанавливать аккумулятор

Гелевый АКБ раздуло

Если корпус аппарата поврежден, на нем есть трещина или вздутие, восстановление гелевых АКБ невозможно. Деформация показывает, процесс химического разрушения электролита шел активно. Возможно, гель получил необратимые изменения. Вода уже не восстановит внутренний компонентный состав.

Внутри могут разрушиться пластины. Негодные банки в гелевом аккумуляторе не меняются. Убедиться, что пластины осыпались или осели можно, тряхнув корпус. Послышатся характерные звуки. Можно посветить внутрь подозрительной полости фонариком.

Трещины на корпусе или свищи привели к удалению части активной массы. Заклеив их, не восстановишь внутреннего баланса. Если трещины возникли при перемораживании аккумулятора, сам состав уже потерял свойства.

Восстановление 7 амп гелевого аккумулятора

АКБ 12 В 7 амп

Такие аккумуляторы относят к тяговым. То есть накопитель отдает энергию долго и равномерно. Ему не страшен глубокий разряд. Но основное использование гелевого аккумулятора 12 В 7 А в мототехнике, скутерах и лодках. Аккумулятор представляет модель необслуживаемую или с крышками, состоящую из 6 банок, общим весом около 2 кг. Изделия с явно меньшим весом имеют в каждой банке вместо трех по две пары обкладок и меньшую емкость.

Для восстановления емкости гелевого аккумулятора нужно вскрыть крышки, снять резиновые колпачки и долить 1-2 кубических сантиметра дистиллированной воды в каждую банку. При этом аккумулятор должен быть полностью заряжен. Жидкость позволит набухнуть гелю и плотнее прилегать к пластинам примерно через 4 часа. После нужно проверить, будет ли батарея воспринимать заряд. Вначале разрядить батарею до напряжения 10,5 В, потом снова зарядить. По графику на первую разрядку должно уйти 1 час, на зарядку 2, следующий цикл 3 часа зарядка и столько же разрядка. Если емкость восстановилась, провести зарядку гелевого аккумулятора до рабочего напряжения. Обслуживание батареи в дальнейшем обычное.

Совершенно разряженный гелевый аккумулятор владелец запустил с помощью толчка инвертором, пропустив ток в 150 ампер в течение 20 секунд. Но эта крайняя мера была проведена после безуспешных попыток. Выполнено увлажнение геля. Подать заряд на батарею не удалось в течение 6 часов. После использования сварочного, зарядка пошла. За 6 часов напряжение стало 12,8, скутер завелся.

Видео

Посмотрите, как своими руками вернуть емкость гелевому аккумулятору.

Источник

Гелевый аккумулятор — как восстановить в домашних условиях? Как восстановить гелевый аккумулятор скутера?

В вопросе средств передвижения у каждого из нас собственные вкусы и предпочтения. Кому-то больше нравятся легковые автомобили, и здесь тоже интересы разнятся, так как видов кузовов немалое количество. Есть ценители, которые находят привлекательными крупные внедорожники. Но существует категория людей, ценящих скутеры. У этих небольших транспортных средств можно найти массу достоинств, и они будут радовать своих владельцев. По крайней мере, до тех пор, пока не выйдет из строя гелевый аккумулятор. Как восстановить его потом — вопрос интересный, и ему как раз и посвящается данная статья.

Читайте также:  Автомобильный аккумулятор способ восстановления

Что характерно, количество желающих пересесть на двухколесный транспорт год от года только увеличивается. И если сравнивать с мопедом или мотоциклом, то они уступают скутерам по вполне понятным преимуществам. Ну а с велосипедом и вовсе не стоит проводить какие-либо сравнения.

Что за зверь диковинный?

Сегодня гелевый аккумулятор можно встретить практически в любом магазине, торгующем запасными частями к разному типу транспорта. Тем не менее не все осведомлены о вопросе его устройства, поскольку на вид такие батареи практически ничем не отличаются от своих кислотных собратьев.

Какое-то время назад большой популярностью пользовались свинцовые кислотные аккумуляторы, в которые заливался жидкий электролит. Однако прогресс не стоит на месте, и теперь кислотные батареи уже утратили былую славу, которая перешла к их более совершенным конкурентам. Тем не менее с ними тоже бывают сложности, и тогда на первом месте стоит вопрос: «Можно ли восстановить гелевые аккумуляторы?» Об этом чуть позднее.

Изначально батареи, изготовленные по такой технологии, создавались для военной техники, в частности авиации. Обычные устройства не справлялись со своей задачей, поскольку подвергались постоянным перегрузкам, которые негативно сказывались на кислотном электролите. И как результат — скорый выход из строя аккумулятора без возможности восстановления. Именно по этой причине и появились гелевые аналоги.

Преимущества гелевого аккумулятора

Можно очень долго перечислять все достоинства скутеров перед прочим транспортом, но это не входит в рассматриваемую тематику. Лучше оценить те плюсы, которые есть у гелевого аккумулятора.

В обычных источниках питания химические реакции электролита протекают довольно бурно с выделением паров, а иногда он просто закипает. Нередко в ходе эксплуатации кислотные аккумуляторы взрывались. Не постигнет ли такая же участь гелевый аккумулятор и как восстановить его потом? Скорее всего, нет, поскольку здесь кроется главное отличие и превосходство данного источника питания. В нем используется электролит особой вязкости, напоминающий желе по консистенции. И снова вопрос: «Как восстановить гелевый аккумулятор?»

Благодаря добавлению загустителя батарею можно эксплуатировать практически в любом положении. Но, как показывает практика, его эффективность в положении на боку падает на треть, а переворачивать вообще крайне не рекомендуется.

Среди прочих плюсов можно выделить следующее:

  • неоднократный цикл заряда-разряда;
  • нет необходимости в первоначальной зарядке гелевых АКБ сразу после покупки;
  • при максимальном разряде емкостные характеристики не теряются;
  • высокий пусковой ток;
  • низкая потеря емкости во время длительного простоя по сравнению с кислотными устройствами;
  • долгий срок эксплуатации.

Стоит также отметить, что в случае повреждения корпуса это никоим образом не повлияет на работоспособность АКБ. И задумываться о том, как восстановить гелевый аккумулятор, в этом случае не придется. А вот для свинцовых устройств данный дефект опасен тем, что может произойти утечка электролита. В гелевых же последний пребывает не в жидком состоянии, а потому ни о какой утечке не может быть и речи.

К тому же современные аналоги признаны не только высокотехнологичными, но и самыми безопасными. Что до срока службы, то теоретически он составляет до 10 лет. Но, как показывает практика, редко какой экземпляр проживает столько.

Недостатки гелевого аккумулятора

К сожалению, при всех очевидных достоинствах гелевые аккумуляторы не лишены некоторых недостатков:

  • высокая чувствительность к напряжению заряда;
  • гелевые АКБ плохо переносят короткое замыкание в электрической цепи;
  • стоимость.

Несмотря на то,что они отличаются высокой устойчивостью к морозам и некоторым механическим повреждениям, их нужно правильно заряжать. Для этого следует использовать только специально предназначенные для гелевых аккумуляторов приспособления. В противном случае не избежать порчи гелевого аккумулятора, а вопрос о том, как восстановить его, отпадет сам собой. Ибо восстанавливать будет нечего.

Напряжение при зарядке не должно превышать значения 14,2-14,4 В, в противном случае потеря работоспособности гарантирована. А вот по току ограничений нет, поскольку такие АКБ отличаются низким внутренним сопротивлением.

Могут ли современные гелевые аккумуляторы выйти из строя? Это вполне возможно. Если, к примеру, полностью разрядить батарею и оставить ее в таком состоянии на длительный период, то впоследствии при необходимости она вряд ли захочет заряжаться. Поэтому лучше своевременно заряжать АКБ. Также не стоит для зарядки использовать автомобильные устройства.

К счастью, недостатков у гелевого аккумулятора немного. Впрочем, в нашем мире еще пока нет такого предмета или устройства, которое было бы полностью лишено всех минусов и содержало бы одни только плюсы. Этакий идеал! Хотя, может быть, это просто вопрос времени?!

Вопросы восстановления

Как показывает практика, первые проблемы возникают уже после 4 лет пользования. Потеря электроемкости или же выкипание из электролита воды — вот некоторые самые распространенные симптомы, которым страдает гелевый аккумулятор. Как восстановить его – первое, что приходит в голову владельцу. Несмотря на то что подобный тип АКБ является необслуживаемым устройством и не подлежит реанимации, все же можно попытаться это сделать.

Во время эксплуатации со временем гелеобразный электролит начинает высыхать даже при наличии такого явления, как рекомбинация газов. Вся суть восстановительного процесса заключается в добавлении воды, как это делается с кислотными аккумуляторами. Только с гелевой АКБ все не так просто, как кажется, ведь она более капризна.

Миссия невыполнима

К сожалению, а может, наоборот, к счастью, бывают случаи, когда восстановить гелевый аккумулятор не представляется возможным. Одна из таких необратимых неисправностей – это когда электролит начинает отслаиваться от пластин.

Или они могут начать разрушаться. Если это произошло, то это также сводит на нет все попытки реанимировать изделие. Обнаружить такую неисправность несложно – стоит потрясти батарею, и можно услышать шум, который доносится изнутри. Наличие трещины — тоже неприятный признак. Как восстановить гелевый аккумулятор (12В) при ее наличии? Ответ прост: уже никак.

Визуальная диагностика

Как правило, восстановлением аккумулятора стоит заниматься в том случае, когда напряжение на выходе составляет менее 10 вольт. Для начала стоит внимательно осмотреть изделие на предмет наличия трещин или постороннего шума при небольшой встряске. Если перечисленные дефекты обнаружены, на этом восстановительный этап закончен, поскольку проблему можно решить только покупкой нового аккумулятора.

Если же все в порядке (ничего не брякает, трещин нет), стоит обратить внимание на остаточное напряжение. Если оно меньше 30 %, то вывод тоже неутешительный. Попробовать можно, но тут как в рулетке – может повезет, но вряд ли. Хорошо когда показатель остаточного напряжения приближен к 60 %. В этом случае можно приступать непосредственно к решению проблемы. Итак, как восстановить гелевый аккумулятор скутера?

Разборка

Восстановительный процесс начинается с разборки аккумулятора, для чего понадобиться плоская отвертка, пинцет. В зависимости от конструкции батареи она имеет одну крышку (обычно это 6-вольтовое изделие) или же несколько на каждую банку (12-вольтовая). В последнем случае под каждой крышкой имеется резиновый защитный колпачок, который тоже нужно вынуть. Здесь как раз будет полезен пинцет. Можно переходить к следующему шагу.

Процедура заливки воды

Вода для гелевого аккумулятора берется не обычная водопроводная, а дистиллированная. По вопросам ее приобретения можно обратиться в одну из аптек или магазин, пользующий популярностью среди автолюбителей. Но лучше всего покупать дистиллированную воду именно в аптеке, поскольку можно избежать подделки.

Заливка воды производится шприцем, и здесь есть несколько действенных методик, которые, по сути, одинаковы:

Источник

Правила зарядки и обслуживания гелевых аккумуляторов

Кажется, совсем недавно обслуживаемые кислотные аккумуляторы занимали доминирующее положение на рынке. Но с новыми технологиями появились и более совершенные батареи – сначала необслуживаемые кальциевые, а затем и гелевые. И хотя классические сурьмянистые АКБ всё ещё популярны, их практически перестали выпускать. Очевидно, что пройдёт ещё немного времени, и такая же судьба постигнет нынешних фаворитов, а среди явных претендентов на их место – именно гелевые аккумуляторы. Сегодня они ещё слишком дороги, чтобы пойти в массы, но практика показывает, что это лишь дело времени. Так что пора знакомиться с новинкой.

Читайте также:  Как открыть ix55 с севшим аккумулятором

Гелевые аккумуляторные батареи

  1. Что собой представляет гелевый аккумулятор для автомобиля
  2. Плюсы и минусы гелевых аккумуляторов
  3. Конструкция гелевых АКБ
  4. Характеристики GEL аккумуляторов
  5. Маркировка гелевых АКБ
  6. Срок службы гелевых аккумуляторов
  7. Зарядка гелевых аккумуляторов
  8. Обслуживание гелевых аккумуляторов

Что собой представляет гелевый аккумулятор для автомобиля

Слово «гелевый» уже давно воспринимается как некое новшество в мире аккумуляторов. Подумать только, что вместо привычного жидкого электролита, являющегося водным раствором серной кислоты, здесь используется электролит в виде желеобразного вещества. Что это даёт? Очевидное преимущество такого электролита – отсутствие текучести, которая налагает на аккумуляторные батареи немало различных ограничений. Отсутствие текучести означает минимизацию потерь электролита вследствие кипения или испарения, отсутствие необходимости в измерении уровня и плотности рабочей жидкости и немало других благ, о которых мы расскажем ниже. Как и о том, из чего состоит гелевый аккумулятор, каковы его достоинства и перевешивают ли они недостатки.

Плюсы и минусы гелевых аккумуляторов

Если бы гелевые батареи были бесперспективными, их разработки давно бы уже свернули. Так в чём же заключаются их преимущества по сравнению с АКБ предшествующих поколений?

Достоинств на самом деле немало:

  1. Гелеобразное активное электрохимическое вещество – это не жидкость. А значит, такой электролит не вытекает, он более устойчив к механическим воздействиям, включая вибрации, и намного безопаснее жидкого раствора кислоты. Это означает, что такую батарею можно устанавливать под любым углом, и даже вертикально.
  2. Если нет жидкости, отсутствуют процессы кипения и испарения газов, что благотворно сказывается на состоянии электродов – они практически не подвергаются коррозионным процессам.
  3. Гелевые батареи устойчивее к неблагоприятным погодным условиям и не боятся повышенной влажности. Температурный диапазон функционирования необычайно широк – от минус 35 до плюс 50 градусов.
  4. Они не чувствительны к кратковременному глубокому разряду, что является приговором для кальциевых батарей.
  5. Отсутствие газовыделения делает такие аккумуляторы максимально безопасными.
  6. Наконец, гелеобразный активный материал сохраняется в начальных объёмах намного дольше, увеличивая срок службы батарей этого типа.

Впрочем, недостатков тоже хватает:

  • более густой электролит характеризуется менее эффективной рекомбинацией веществ (97%) по сравнению с аккумуляторами типа AGM, где этот показатель выше 99%;
  • по этой же причине (меньшая подвижность ионов в гелеобразной среде) негативным образом сказывается на интенсивности и характеристиках процессов заряда-разряда. Случается, что при резком увеличении нагрузки в гелевых АКБ происходит провал по напряжению, а это причина неправильного поведения всего электрооборудования;
  • даже крайне непродолжительное короткое замыкание смертельно для гелевых батарей: достаточно секундного закорачивания клемм аккумулятора (например, случайно уроненным гаечным ключом), чтобы он полностью вышел из строя без возможности восстановления;
  • при температурах порядка минус 30 градусов желеобразный гель замерзает, а жидкий электролит выливается наружу, в нижнюю часть батареи, что полностью нарушает нормальное функционирование батареи;
  • стоит такой АКБ пока ещё дорого – за такие деньги можно приобрести 3–4 неплохих кислотных аккумулятора.

Из чего состоит гелевый аккумулятор

Конструкция гелевых АКБ

Гелевый аккумулятор внешне практически не отличается от своих собратьев. Основное отличие спрятано внутри – это электролит, находящийся не в жидком, а в адсорбированном состоянии. Разумеется, Gel-технология предполагает, что батарея необслуживаемая и точно также полностью герметизирована, как и кальциевый аналог. Принцип работы такого АКБ в общих чертах тоже одинаков.

Давайте рассмотрим, чем же отличается гелевый аккумулятор от кислотного. Итак, классическая электрохимическая жидкость, позволяющая эффективно накапливать энергию и затем столь же хорошо отдавать её, называется электролитом – водным раствором серной кислоты с известными оптимальными пропорциями (35:65).

В гелевых аккумуляторах в такой электролит добавляют загуститель из силикона, превращающий жидкость в желеобразную массу. Электрохимические свойства такого электролита ухудшаются незначительно, на 1–2%, а о преимуществах нетекучего электролита мы уже рассказывали.

Все остальные компоненты такие же, как у классических кислотных батарей:

  • пластиковый корпус;
  • клеммные выводы;
  • электроды в виде положительных и отрицательных решёток;
  • пластины-сепараторы пористой структуры;
  • электролит;
  • клапаны.

Электрохимические реакции, протекающие внутри гелевого аккумулятора, точно такие же, как и в кислотных АКБ: если батарея заряжена, при подсоединении нагрузки она начинает отдавать этот заряд, при этом напряжение на клеммах и плотность электролита уменьшаются.

Можно ли отличить гелевый аккумулятор от кислотного чисто внешне? Далеко не всегда. Проще всего изучить этикетку – на гелевых батареях будет присутствовать обозначение «GEL». Некоторые изготовители верхние крышки гелевых АКБ окрашивают в ярко-жёлтый цвет. В некоторых случаях можно понять, что батарея гелевая, и по корпусу, состоящему из нескольких цилиндров, связанных между собой.

Характеристики GEL аккумуляторов

Если вы решили приобрести гелевую аккумуляторную батарею, обращайте внимание на следующие её базовые характеристики:

  • номинальную ёмкость. В принципе здесь действуют те же ограничения, что и для кислотных батарей: нежелательно покупать изделие с меньшей ёмкостью, чем указано в технической документации вашего автомобиля. Больше – можно, но в пределах 5–10 А* час;
  • ток холодной прокрутки. Здесь нет ни верхних, ни нижних ограничений, а чем больше показатель, тем лучше. Разумеется, устройства с большими токами холодной прокрутки и стоят прилично, и заряжаются дольше, но они гарантированно заведут мотор в самые лютые морозы;
  • пусковой ток – показатель, который демонстрирует, сколько ампер способен отдать аккумулятор на протяжении 30 секунд;
  • на некоторых моделях указывается ток саморазряда, позволяющий оценить, за какое время бездействия батарея разрядится до опасных величин, не позволяющих производить пуск мотора;
  • номинал вольтажа для легковых ТС – это стандартные 12 В;
  • вес и габариты батареи должны соответствовать размерам аккумуляторной площадки в моторном отсеке;
  • нужно также обращать внимание на полярность АКБ, а также тип крепления.

Аккумулятор AGM для авто

Маркировка гелевых АКБ

Этикетка, которая наносится на верхнюю или боковую часть аккумулятора, расскажет о многом. В обязательном порядке здесь будут присутствовать основные характеристики (ёмкость, пусковой ток), а также дата производства. Правда, последняя чаще всего присутствует в закодированном виде, причём производители горазды придумывать самые экзотические способы шифрования. Например, в батареях под брендом Optima используется четыре цифры, первая из которых обозначает год (например, 8 – это 2018), а три остальных – день года (которых 365). Так что определять месяц и число придётся с калькулятором в руке.

Но здесь хоть всё понятно, а вот на АКБ Delta наносится код, состоящий из двух букв и двух цифр. С последними проблем нет – они указывают число месяца, месяц тоже можно определить по букве (А – январь, В – февраль и так далее), а вот год по буквенному обозначению просто так не определить – нужно искать таблицу соответствия.

Не совсем понятная кодировка используется и в батареях Varta: четвёртая по счёту цифра обозначает год, а 5–6 – месяц, причём значения с 17 по 20 обозначают январь–апрель, а май начинается с 53 и дальше идёт по нарастающей.

У других производителей ситуация аналогичная, а всё из-за отсутствия стандартов в маркировке (они есть, но разные для Европы, Азии, США).

Срок службы гелевых аккумуляторов

На этикетке и в рекламных проспектах часто можно встретить цифру 10 – столько лет производители отпускают гелевым батареям. На практике эту цифру нужно уменьшить вдвое, а при неблагоприятных условиях эксплуатации – и втрое.

Читайте также:  Бмв как снять ошибку аккумулятора

Неблагоприятными условиями можно назвать низкие температуры: достаточно мороза в 30 градусов, чтобы гель замёрз, и в этих условиях наблюдается ускоренное разрушение пластин и электролита.

Также недопустимо эксплуатировать АКБ при температурах, превышающих 50 градусов – это приводит к выкипанию воды и чревато разрушением батареи.

Отметим, что заряжать гелевый аккумулятор нужно специальным зарядным устройством, несовместимым с обычными ЗУ для кислотных батарей.

Хотя считается, что Gel-батареи толерантны к глубоким разрядам, они всё же разрушают пластины. Не любят они и пониженной влажности, и перезаряда, и недозаряда – все эти факторы уменьшают ресурс источника питания.

Зарядка гелевых аккумуляторов

Хотя считается, что гелевые АКБ обладают длительным сроком эксплуатации, они более чувствительны к параметрам тока и напряжения, нежели батареи с жидким электролитом.

Так что для их зарядки требуется приобретение специализированного ЗУ – старое, которое вы использовали ранее, не подойдёт.

Рассмотрим подробнее, как правильно и эффективно заряжать гелевый аккумулятор.

Стандартная зарядка требует использования классического правила – сила тока равна 10% от ёмкости батареи. Если времени на длительную зарядку нет, можно использовать ускоренные методы, повысив значение тока ЗУ до 30% (18 А для 60-амперной АКБ).

Зарядку гелевого аккумулятора следует производить при начальном значении напряжения, равном 14.5 В. При более высоких значениях будет происходить разжижение геля, в результате чего он утратит свои первоначальные свойства. Производители обычно указывают рекомендованное значение этого параметра (ищите значение напротив слов «Cycle use»).

Зарядное устройство для гелевой АКБ

При указанных начальных значениях тока и напряжения зарядка будет длиться 9–12 часов.

Как правильно заряжать гелевый АКБ, мы расскажем ниже, а пока сообщим, что ЗУ для гелевых батарей имеют функцию заряда с целью сохранения энергии. Этот режим используется для периодической регламентной подзарядки батареи. Рекомендуемое напряжение для этого режима можно взять из строки «Standby use» на этикетке аккумулятора.

Какая нужна зарядка для гелевых аккумуляторов? Можно ли заряжать гелевый аккумулятор обычным зарядным устройством?

Ответ на последний вопрос отрицательный – только стандартные кислотно-свинцовые АКБ можно подзаряжать любыми ЗУ. Устройство без возможности регулировки тока и напряжения однозначно непригодно, но и это далеко не все требования, предъявляемые к таким ЗУ.

Итак, рассказываем, каким зарядным устройством допустимо правильно заряжать гелевый аккумулятор:

  • должна присутствовать защита от перегрева электролита;
  • ток должен отключаться после завершения зарядки;
  • подаваемое напряжение должно быть стабильным – скачки не допускаются;
  • должна иметься функция температурной компенсации (адаптация тока/напряжения к температуре внутри и снаружи АКБ).

Скачки тока и напряжения во время зарядки, равно как и заметные колебания температуры, способны частично или полностью вывести из строя Gel-батарею.

Зарядку нужно осуществлять поэтапно, примерный алгоритм процедуры:

  • первый этап – с ростом напряжения;
  • второй – с уменьшением тока зарядки;
  • на конечной стадии выставляются минимальные значения обоих параметров.

Такими возможностями обладают только импульсные зарядные устройства.

Обслуживание гелевых аккумуляторов

Эксплуатация и обслуживание гелевых источников питания в соответствии с рекомендациями производителя гарантируют длительную эксплуатацию батареи. Возможно – и весь заявленный срок. И пускай вас не сбивает с толку надпись «необслуживаемый», поскольку для поддержания всех параметров АКБ в удовлетворительном состоянии обслуживание всё же потребуется. А заключаться оно будет в периодической, но правильной и своевременной подзарядке батареи.

Отличительной особенностью гелевых аккумуляторов является существенное (кратное) снижение газообразования. Это позволяет обойтись без таких операций, как проверка уровня электролита и доливка воды или готового раствора серной кислоты.

Но остаётся одно условие, обязательное для исполнения, и заключается оно в проверке работоспособности автомобильного генератора. Нужно, чтобы он делегировал батарее стабильное, без ощутимых скачков напряжение – гелевые батареи к ним очень и очень чувствительны.

Но усилия по обслуживанию и правильной эксплуатации АКБ могут оказаться тщетными, если производить зарядку с несоблюдением перечисленных выше требований. В таких случаях срок службы гелевой батареи может оказаться даже ниже, чем у кислотных оппонентов.

Гелевая аккумуляторная батарея

Итак, вы ознакомились с тем, как обслуживать гелевый аккумулятор. Но подлежит ли он восстановлению, если по тем или иным причинам утратит первоначальные характеристики?

Ответ будет положительным, но только в некоторых случаях. Надеяться на оживление батареи с вздутыми боками или трещинами на крышке, осыпавшимися пластинами не стоит, её можно сразу отправлять в утиль.

Некоторое снижение ёмкости может произойти из-за высыхания части геля. Можно попробовать восстановить нормальный водный баланс посредством доливки дистиллированной воды.

Как это делается:

  • демонтируется пластиковая крышка;
  • снимаются резиновые заглушки, прикрывающие банки;
  • с помощью шприца в каждую секцию доливается 1–2 см 3 воды;
  • отдыхаем 2–3 часа – столько времени нужно, чтобы гель пропитался залитой жидкостью;
  • проверяем напряжение на клеммах АКБ;
  • закрываем банки пробками и устанавливаем на место крышку;
  • заряжаем аккумулятор.

Ещё один дефект, который можно попробовать исправить – это сульфатация пластин.

Десульфатацию можно провести двумя способами:

  1. Используя вещество Трилон В. Его разводят согласно инструкции и заливают в батарею, предварительно высушив её (в гелевых АКБ не всегда имеется возможность удалить всю жидкость). Выдерживаем батарею положенное время, сливаем Трилон В, тщательно промываем аккумулятор дистиллированной водой и заливаем свежий гелевый электролит, ставим батарею на зарядку.
  2. Второй метод – электрический, посредством воздействия на пластины импульсов тока разной величины – они будут способствовать разрушению лишнего сульфата свинца, скопившегося на пластинах. Но часто использовать такую процедуру нельзя: токи разрушают не только сульфатированную часть, но и саму пластину.

Источник

Порядок и особенности восстановления гелевого аккумулятора

Гелевые аккумуляторы на сегодняшний день уже довольно широко распространены в бытовой технике. Чаще всего их можно встретить в источниках бесперебойного питания (ИБП), скутерах, радиоприёмниках, различных портативных устройствах. Этот тип аккумуляторов служит 3–4 года, а затем начинаются проблемы с их эксплуатацией из-за сильной потери ёмкости. Гелевые аккумуляторы долго находятся в режиме заряд-ожидание и по этой причине их номинальная ёмкость уменьшается. Ещё одной проблемой является выкипание воды из электролита. Несмотря на то что в них нет электролита в жидком виде, стекловолокно на свинцовых пластинах должно находиться в увлажнённом состоянии. Гелевые АКБ в большинстве своём выполняются необслуживаемыми, но подобраться к банкам реально и не так уж и сложно. Поэтому, если с аккумулятором начались проблемы, то можно попробовать провести его восстановление.

В каких случаях восстановление АКБ нецелесообразно

Сразу нужно отметить, что в большинстве случаев вышедшие из строя гелевые аккумуляторы не подлежат восстановлению (вздутие, разрушение пластин и т. п.). В такой ситуации не стоит возиться с ними и проще купить новый.

Признаки того, что гелевый аккумулятор не подлежит восстановлению:

  • Вздутие. Вздутие одной или нескольких банок говорит о том, что гель с электролитом отслоился от свинцовых пластин. Эта АКБ уже не подлежит восстановлению и ей прямой путь на свалку. Определить вздутие можно визуально;
  • Разрушение пластин. Часто такое происходит в результате длительной эксплуатации бесперебойников в плохо проветриваемом месте. В результате длительного воздействия повышенной температуры содержимое банок разрушается, включая стекловолокно, гелевый электролит и сами пластины. В особо запущенных ситуациях внутри остаётся одна угольная труха. Чтобы выявить данную проблему, потрясите гелевый аккумулятор и прислушайтесь. Если внутри что-то болтается, то батарее место на свалке. Восстанавливать её бесполезно. Можно также посветить и заглянуть внутрь отверстий банок. Если пластины визуально неразличимы, то АКБ отслужила своё.

На фото ниже можно видеть гелевые аккумуляторы не подлежащие восстановлению:

Источник