Меню

Индикатор емкости аккумуляторов что это



Диалог со скептиком об индикаторах емкости свинцовых аккумуляторов Кулон

Как пользоваться прибором?

Очень просто. Вы подключаете зажимы КУЛОНа к аккумулятору, переключаете прибор в режим измерения напряжения и считываете значение напряжения с нижней шкалы. Если напряжение больше 12.6 В, т.е. аккумулятор заряжен — переключаете КУЛОН в режим индикации емкости — и через секунду результат перед вами. Пользоваться цифровым прибором еще проще: он одновременно показывает и напряжение и емкость аккумулятора на двухстрочном дисплее. Зачем мне КУЛОН? Я имею большой опыт работы с аккумуляторами и быстро могу оценить исправность аккумулятора чуть-чуть зарядив его, а затем померив напряжение под нагрузкой или даже просто по свечению подключенной к аккумулятору лампочки. Конечно вы сможете получить качественное представление об аккумуляторе Но это, примерно как проверять напряжение батарейки языком — даже опытный человек не сможет назвать число — напряжение в вольтах (или, в нашем случае, емкость в ампер-часах). Представьте, кроме того, сколько батареек понадобится, чтобы передать ваш опыт сотруднику. А КУЛОН работает даже в неопытных руках. Поэтому, так же, как для измерения напряжения батарейки вы пользуетесь мультиметром, для проверки аккумулятора вы будете пользоваться КУЛОНом.

Можно ли использовать КУЛОН для диагностики никель-кадмиевых аккумуляторов?

Нет. Он предназначен только для проверки свинцовых кислотных аккумуляторов.

Какова погрешность измерения емкости?

КУЛОН не является прецизионным измерительным прибором. Это индикатор, который служит для того, чтобы отличить плохие аккумуляторы от хороших. Поэтому погрешность измерения не указана в перечне его технических характеристик и не нормируется. КУЛОН отрабатывался на герметичных свинцовых кислотных аккумуляторах нескольких разных фирм с жидким (впитанным в пластины и сепаратор) электролитом. По нашим данным, для этих аккумуляторов погрешность индикации емкости не превышает 15 %. На аккумуляторах других классов погрешность может быть больше. Известно например, что КУЛОН занижает емкость аккумуляторов с гелевым электролитом (фирма Sonnenschein) на 30-50%. Емкость стартерных аккумуляторов он показывает с погрешностью 10-40 %. Приведенные значения погрешности указаны для справки. Вполне возможно, что найдутся аккумуляторы, для которых погрешность индикации емкости будет отличаться от указанных величин.

Как же пользоваться индикатором емкости, если его погрешность может составлять десятки процентов?

Для большей части герметичных свинцовых аккумуляторов погрешность мала и КУЛОН может быть использован без всякой подготовки. Если в вашем случае это не так, вы можете использовать КУЛОН, как прибор для относительных измерений. Например, у вас есть десяток одинаковых относительно новых аккумуляторов с номинальной емкостью 10 А*час. На девяти из них КУЛОН показывает 9 А*час, а на десятом — 3 А*час. Вывод — десятый аккумулятор неисправен и его нужно заменить немедленно (инструкцию по замене аккумуляторов см. на www.at-systems.ru). В процессе дальнейшей эксплуатации вы можете с определенной периодичностью (например раз в квартал) записывать показания прибора для каждого из аккумуляторов. Когда КУЛОН покажет, что емкость какого-либо аккумулятора стала менее некоторого принятого вами предела, например, 7 А*час, аккумулятор нужно заменить. Цифровые Кулоны могут настраиваться пользователем на проверку разных аккумуляторов. Практически вы сможете сами перекалибровать прибор по результатам своих контрольных разрядов, если считаете, что емкость ваших аккумуляторов Кулон показывает неправильно. Так же просто вы сможете и вернуться к заводской калибровке.

А если мои, пусть даже одинаковые, аккумуляторы находятся в разных городах?

КУЛОН совершенно одинаково показывает емкость в Воронеже, Хабаровске или Сан-Франциско. На своем постоянном рабочем месте вы можете записать показания прибора для аккумулятора, который вы считаете эталонным (например нового) и, располагая этой информацией, отправиться в командировку для проверки аккумуляторов.

А если у меня только один аккумулятор, как же я могу рассчитывать на точность показания КУЛОНа?

Если у вас один аккумулятор, и вы сомневаетесь в его качестве, то вероятно проще и дешевле купить новый аккумулятор, чем КУЛОН.

Можно ли пользоваться КУЛОНом для проверки 6-вольтовых или двухвольтовых аккумуляторов?

Да, мы выпускаем приборы и для 2-х и для 6-вольтовых аккумуляторов.

Как работает КУЛОН при температуре аккумулятора, отличающейся от комнатной?

Известно, что емкость аккумулятора чуть-чуть возрастает при повышении температуры и сильно падает при ее уменьшении. Так же и показания КУЛОНа, — на одном и том же аккумуляторе при низких температурах он покажет меньшую емкость, чем при высоких. Но систематические исследования соответствия показаний прибора реальной разрядной емкости при температурах, заметно отличающихся от 20 градусов пока не проводились и выпуск приборов с возможностью учета температуры окружающей среды только планируется.

Что будет, если я случайно подключу КУЛОН к нескольким соединенным последовательно аккумуляторам?

КУЛОН рассчитан для применения с аккумуляторами напряжением 12 В. Но, начиная с весны 2000 г., все выпускаемые приборы имеют защиту от перенапряжения. При подаче на КУЛОН напряжения более 15 В в нем перегорает предохранитель. В цифровые Кулоны также встроена система защиты от повышенного напряжения. Если напряжение на зажимах прибора не находится в рабочем диапазоне (9-18 В для Кулона-12f) прибор не включается.

Каков принцип действия индикаторов емкости свинцовых аккумуляторов КУЛОН?

Индикатор емкости посылает в аккумулятор тестовый сигнал, затем очень слабый отклик аккумулятора на этот сигнал обрабатывается прибором и пересчитывается в величину емкости. Для этого пересчета используются полученные нами эмпирические зависимости. С точки зрения физики измерения, примененный метод является методом проводимости. Но наш метод не является прямым измерением проводимости «в лоб», а учитывает проводимость аккумуляторов на разных частотах.

Источник

Хитрости измерения емкости аккумуляторов смартфонов и другой мобильной техники

Как может показаться на первый взгляд, с емкостью аккумуляторов мобильных устройств все предельно просто и понятно — грубо говоря, чем больше миллиампер-часов (мА·ч) в батарее, тем лучше, и тем дольше проработает девайс. Но подобный показатель, к которому привыкли все или почти все, не всегда отражает реальное положение дел, а значит, что сравнивать данные по емкости аккумуляторов у различных устройств не всегда корректно. Какие же секреты таят современные аккумуляторы, и какие дополнительные показатели могут пролить свет на их реальную емкость? Обо всем этом и пойдет речь в нашей статье, а также будут рассмотрены популярные методы измерения емкости аккумуляторов в домашних условиях.

Параметры аккумуляторов

Самую подробную информацию об аккумуляторе стоит искать на его корпусе или в специальных документах с детальным техническим описанием, именуемых «даташитами» (datasheet), а вот в обычных технических характеристиках устройства едва ли будут указаны все нюансы.

Тип аккумулятора — в современных устройствах обычно используется так называемые литий-полимерные аккумуляторы, которые являются слегка усовершенствованной версией литий-ионных аккумуляторов, а иногда на самом деле отличий никаких и нет, и это не более чем маркетинговая уловка. В бытовом понимании литий-полимерные батареи выделяются лишь тем, что имеют мягкий пластиковый мешочек вместо твердого корпуса.

Limited charge voltage — максимально возможное напряжение аккумулятора, повышение которого вызовет различные проблемы с батареей, вплоть до взрыва. Впрочем, бояться перезаряда не стоит, так как при зарядке должна сработать защита.

Nominal Voltage — среднее или рабочее напряжение аккумулятора, при котором он работает большую часть времени. Показатель стоит воспринимать как усредненное значение.

Typical Capacity — типичное, среднестатистическое значение емкости для используемого аккумулятора. Показатель указывается в мА·ч и/или Вт·ч.

Rated Capacity — минимальная емкость батареи, и тут нужно пояснить, что даже в рамках одной партии емкость аккумуляторов может немного отличаться, что вполне допустимо, а показатель Rated Capacity как раз и дает понять в каких пределах могут быть отклонения. Есть и случаи, когда фактическая емкость оказывается выше заявленной производителем.

В каких значениях измеряется емкость аккумулятора

Так сложилось, что почти все ориентируются на показатель в миллиампер-часах при указании емкости, что удобно как производителям, так и на самом деле и пользователям. Посудите сами, какая цифра выглядит более красивой, 5000 мА·ч или, к примеру, 19.25 Вт·ч? Очевидно, что второй показатель кажется маленьким и неудобным для того, чтобы прижиться у массового пользователя. Но давайте более подробно вникнет в суть терминов.

А·ч (ампер-час) — правильнее ампер-часы называть не единицей измерения емкости, а электрическим зарядом, показывающим, какой ток аккумулятор может выдать за один час. При этом важно знать номинальное напряжение аккумулятора, чтобы получить представление о его возможностях, так как 4000 мА·ч при 3.85 вольтах при переводе в Вт·ч, дадут меньшую емкость, чем 4000 мА·ч, скажем, с 7.4 вольта. Для мобильных устройств стандартным остается номинальное напряжение аккумулятора в 3.7, 3.8 или 3.85 В.

Читайте также:  Какой есть смартфон с мощным аккумулятором

Вт·ч (Ватт-час) — является мерой энергии, показывающей то, сколько энергии будет получено или отдано в течение часа при приеме или отдаче энергии в 1 Вт. Считается, что ватт-часы наиболее точно отражают емкость аккумулятора.

И все-таки не на всех аккумуляторах обозначено значение в ватт-часах, либо оно по каким-то причинам дано неправильно. Но мы и сами можем рассчитать показатель, зная емкость в миллиампер-часах и номинальное напряжение. Достаточно перемножить известные числа, затем поделить их на 1000:

3700 мА·ч («емкость» в миллиампер-часах) x 3.85 В (номинальное напряжение) : 1000 = 14.245 Вт·ч

Бывают случаи, когда производители, вместо номинального напряжения, показатель в мА·ч умножают на максимальное напряжение, что дает более солидную, но неправильную цифру в Вт·ч. По каким причинам это делают непонятно — возможно это ошибка, а может попытка ввести пользователя в заблуждение.

Впрочем, с подсчетом в любом случае не все так просто — ниже приведен график разрядки аккумулятора, по которому видно, что напряжение постепенно падает, а поэтому при умножении на номинальное напряжение получается лишь приблизительная цифра, которая, тем менее, обычно оказывается довольно близка к реальной. Погрешность может составлять около 1 Вт·ч (часто меньше), и почти всегда именно в ватт-часах реальная емкость оказывается меньше заявленной, даже если получится полное соответствие в миллиампер-часах.

Как самостоятельно измерить емкость аккумулятора

Реальную емкость аккумуляторов можно измерить самостоятельно, и самым популярным методом является использование USB-тестера. Обычно такие устройства действительно могут отобразить приблизительную, сравнительно точную емкость, но вариаций тестеров столько, что каких-то однозначных выводов делать не стоит.

Проблема в том, что тестеры подсчитывают только ту емкость аккумулятора, которая используется устройством, тогда как даже после полной разрядки всегда остается некий запас, необходимый для предотвращения глубокого разряда, очень вредного для аккумуляторов. В зависимости от модели мобильного устройства такой запас может составлять несколько сотен мА·ч или около 0.4–1 Вт·ч. Еще одна особенность USB-тестеров заключается в том, что не все они подсчитывают емкость в Вт·ч, а если и делают это, то на достоверность показателей рассчитывать не стоит.

Кроме того, более точные результаты получаются при разрядке, а не при зарядке батареи. И, наконец, в тестерах подсчет в мА·ч обычно происходит при 5 В напряжения, тогда как многие современные смартфоны поддерживают быструю зарядку при более высоком напряжении, в результате чего тестер выдаст низкие показатели емкости. Здесь придется либо использовать при зарядке блок питания, выдающий напряжение не более 5 В, либо самостоятельно пересчитывать результаты с учетом фактического напряжения.

В связи с этим возникает вопрос, есть ли более достоверные методы измерения емкости? Да, есть, правда самое точное оборудование недоступно простым пользователям, так как оно используется на производстве, стоит немалых денег и может иметь огромные размеры. Но есть и бюджетные аналоги в виде электронных нагрузок, которые доступны каждому.

Рассмотрим подобное оборудование на примере EBC-A10, которое способно как заряжать даже глубоко разряженные аккумуляторы, так и разряжать их, что нам и нужно для получения достоверных данных.

Стоит отметить, что правильнее всего измерять емкость батареи, когда она извлечена из устройства или когда отсоединен шлейф, соединяющий ее с основной платой девайса.

Проще всего тестировать съемные батареи, для извлечения которых не нужно разбирать устройство. Вначале добиваемся полной разрядки девайса, так, чтобы он автоматически выключился. После подключаем аккумулятор к электронной нагрузке и дополнительно разряжаем его примерно 30–60 секунд током 0.2 C (20% от заявленной емкости аккумулятора), в результате чего получим напряжение, которое нам пригодится для того, чтобы узнать используемую мобильным устройством емкость батареи.

В аккумуляторах смартфонов напряжение при отключении устройства варьируется примерно от 3.2 до 3.5 вольта.

Затем полностью заряжаем аккумулятор через мобильный девайс и вновь ставим его на разрядку через электронную нагрузку, снова тем же током 0.2 C. В настройках программы EB Tester Software, которая нужна для проведения подсчетов и построения графиков, выставляем разрядку сначала до напряжения, полученного в предыдущем тесте, а затем до значения 2.8 вольта. Меньше уже ставить опасно для аккумулятора — он может перестать заряжаться даже через электронную нагрузку (а именно через нее потом придется заряжаться для получения более высокого напряжения), не говоря уже о смартфонах и планшетах, да и на общее значение емкости это почти никак не повлияет, так как после разрядки примерно до 3 вольт напряжение уменьшается очень быстро.

В итоге получаем емкость как в привычных для многих мА·ч, так и в более правильных Вт·ч, причем программное обеспечение ведет непрерывный подсчет с учетом снижающегося напряжения, и по итогу получаются более точные цифры, чем в том случае, если бы просто умножили номинальное напряжение на заявленные производителем миллиампер-часы.

Итоги

У производителей давно существуют различные маркетинговые хитрости, благодаря которым удается добиться красивых цифр в спецификации под названием «емкость аккумулятора», и лишь изредка в технических характеристиках устройств указывается емкость в Вт·ч, по которой было бы правильнее делать сравнения с другими моделями. Но даже это значение является приблизительным.

Впрочем, явным обманом это трудно назвать, ведь миллиампер-часы (мА·ч) обычному пользователю удобнее для восприятия, а сильно завышенная информация о емкости встречается обычно только в некоторых девайсах от не слишком известных производителей. Правда многое зависит и от вида устройства, и если смартфоны с завышенной в характеристиках емкостью батареи встречаются все реже, то у портативных аккумуляторов реальные показатели пока не всегда соответствует ожиданиям.

Не стоит забывать и том, что большая емкость батареи, насколько бы честной она не была, еще не гарантирует продолжительное время работы устройства, так как многое зависит от оптимизации операционной системы и софта, а также от максимальной яркости дисплея, дополнительных функций и от используемого железа, которое не всегда может быть энергоэффективным.

Источник

Как проверить ёмкость аккумулятора авто мультиметром и другими приборами

Каждый автомобилист знает, что от источника питания в машине зависит очень многое и периодически его нужно проверять. Но практически мало кому известно, как можно это сделать самостоятельно. В современных аккумуляторах есть специальные индикаторы, которые меняют свой цвет, когда батарея перестаёт нормально заряжаться. Но убедиться, соответствуют ли показания индикатора действительности, можно только при помощи диагностики. Чтобы провести проверку, нужно знать, как и чем измерить ёмкость аккумулятора.

Проверка заряда автоаккумулятора

Проверка современного аккумулятора автомобиля упрощается. Ведь в их состав включены датчики, при помощи которых определяется уровень заряда. Такие датчики используются водителями для определения примерного состояния источника питания.

Более точная проверка емкости аккумулятора проводится при помощи мультиметра. Это устройство оснащено 2–3 режимами работы. Чтобы проверить напряжение аккумулятора, выполняют такие действия:Установка режима вольтметра. Замер проводят в диапазоне 0–20 В.

  1. Отключение электрической проводки автотранспорта, токопроводящих выводов от источника питания.
  2. Подведение кабелей с зажимами к соответствующим клеммам.
  3. Установленный вольтаж записывается.

Проверить заряд аккумулятора мультиметром несложно. Но при этом очень важно соблюдать порядок действий, который установлен опытными мастерами. Ведь от этого зависит, насколько точный результат будет получен.

Работоспособная батарея выдает напряжение в 12,5–12,6 В. Если на мониторе отображены более низкие показатели, то выполняется подзарядка. После этого измерить напряжение нужно повторно.

Если заряд проверяемой батареи составляет 11В, то ее эксплуатация не допускается. Ведь севшие автоаккумуляторы влияют на работоспособность генератора, силовых узлов транспортных средств.

Перед тем как проверить заряд источника питания, его отключают от электросети. Он должен находиться в состоянии покоя 4–6 часов.

Рекомендации по эксплуатации

Соблюдение некоторых рекомендаций по эксплуатации позволяет существенно продлить срок службы батареи. Как показывает практика, именно при неправильном использовании батареи она выходит из строя в течение года. Рекомендации по эксплуатации следующие:

  1. Нельзя допускать несколько полных разрядов. Это связано с тем, что аккумуляторы типа Са-Са при полном разряде начинают быстро разрушаться. Допустив несколько подобных случаев, придется заменить источник питания.
  2. В зимний период рекомендуется проводить периодическую зарядку даже в случае отсутствия проблем. Это связано с тем, что движение в городской черте на малой скорости при включении всех потребителей приводит к быстрой потере емкости, так как генератор не справляется с высокой нагрузкой.
  3. Нельзя допускать попадания воды и загрязняющих веществ на поверхность клемм. Это связано с тем, что снижение их проводимости приводит к росту сопротивления.
  4. Нельзя использовать аккумулятор в случае неисправности электроники автомобиля. Даже малая утечка тока при длительной эксплуатации батареи приводит к ускорению процесса потери емкости.
  5. Кроме уровня заряда, раз в год проводится проверка плотности электролита. Этот показатель также определяет срок эксплуатации батареи. Слишком высокая плотность приводит к разъеданию основных элементов, слишком низкий показатель — к снижению напряжения.
  6. Нельзя допускать нагрев батареи. Это связано с тем, что слишком высокая температура приводит к изменению основных свойств электролита.
Читайте также:  Полностью заряженный аккумулятор сколько времени

При выборе источников питания рекомендуется отдавать предпочтение аккумуляторам известных производителей. Это связано с тем, что их продукция характеризуется более высокими эксплуатационными характеристиками.

Как проверить емкость аккумулятора?

Что такое емкость аккумуляторной батареи? Насколько значим этот параметр?

Емкость автомобильного аккумулятора показывает, какой «объем» энергии агрегат отдает за определенный временной промежуток. Зная реальную емкость аккумулятора, легко определить, в течение какого периода устройство будет работать.

Проверка с помощью тестера

Для проверки работоспособности источника питания, установления емкости используют тестеры. Ведь эти устройства выделяются обширным функционалом. Ими пользуются для проверки различных источников питания.

Перед тем как воспользоваться тестером, необходимо изучить, как измерить емкость аккумулятора.

В состав тестера включена кнопка, при помощи которой измеряются различные параметры: емкость, нагрузка, сила тока. Перед тестированием выбирается необходимый режим.

Полученное в процессе измерения значение считается приблизительным. Для установления точного значения используют математические формулы.

Применение мультиметра

Проверку емкости аккумулятора мультиметром провести несложно. Ведь это устройство отличается простотой конструкции, несколькими режимами работы.

Чтобы проверить мультиметром емкость акб, используют несколько способов.

Тестирование под нагрузкой

В качестве нагрузки во время измерения емкости аккумулятора выступает лампочка. Если в процессе тестирования яркость лампочки снижается, она тускнет, проверка прекращается. Ведь это свидетельствует о неработоспособности источника питания.

При определении нагрузки, которая требуется для измерения емкости аккумулятора, учитывается ампераж. Если номинальная емкость составляет 7 А/ч, то величина нагрузки – 3,5 Вольт. При таких показателях для тестирования можно использовать автомобильную фару.

Для установления аккумулятора емкости выполняют такие действия:

  1. Отключение источника питания от генератора.
  2. Подведение нагрузки. Под нагрузкой аккумуляторная батарея работает 1–2 минуты.
  3. Отключение нагрузки.
  4. Подключение к устройству мультиметра. Емкость аккумулятора мультиметром измеряется в течение 10–20 секунд.
  5. Фиксация показаний.

Напряжение в 12,4–12,5 Вольт свидетельствует о том, что автоаккумулятор нормально функционирует. Если определяется значение в 12 Вольт и ниже, то возникает необходимость в замене источника питания.

Методика контрольного разряда

Чтобы проверить аккумулятор мультиметром способом контрольного разряда, предварительно рассчитывается нагрузка. Он должна составлять силе тока разрядки. Этот параметр зафиксирован в технической документации, которая прилагается к источнику питания.

Как проверить емкость аккумулятора, если паспорт отсутствует? Данные легко на сайте компании-производителя.

Мультиметр остается подключенным до тех пор, пока сила тока не снизится до 50–60%. Значение, которое было получено, сравнивают с тем, которое прописано в техническом паспорте. Если они существенно отличаются, то рекомендуется замена источника питания.

Проверка других параметров автомобильного источника питания

Современный мультиметр отличается многофункциональностью. С его помощью измеряется не только остаточная емкость аккумулятора.

Измерение напряжения

Для вычисления величины напряжения автоаккумулятор переводят в режим вольтметра. Если для тестирования использован агрегат, нагрузка которого составляет 20 вольт и больше, то вводят соответствующий показатель. После настройки к отрицательной клемме подводят черный провод, а к положительной – красный. В течение 1–2 секунд на мониторе отобразится значение напряжения (при постоянном токе).

Величина напряжения исправного источника питания составляет 12,5-12,7 В. Состояние электролитического состава в этом случае соответствует норме. Поэтому автоаккумулятор эксплуатируется в стандартном режиме.

Такой способ измерения применяют для щелочно-кислотных, литий-ионных и других батарей.

Тестирование внутреннего сопротивления

Работоспособность автоаккумуляторной батареи во многом зависит и от величины внутреннего сопротивления. Чтобы померить этот показатель, потребуется лампочка (мощность – 12В), многофункциональный мультиметр.

Выполняется такой перечень действий:

  • Подключение к источнику питания лампы. При этом заряжать автоаккумулятор запрещено.
  • Через 1–2 секунды к токопроводящим клеммам подключаются щупы, при помощи которых происходит определение напряжения.
  • Отключение лампы.
  • Повторный замер напряжения.

Если аккумулятор исправен, то разность полученных значений не будет превышать 0,04–0,05 В. Если разница более существенна, то требуется более тщательная оценка технического состояния источника питания. Ведь внутреннее сопротивление выше нормы.

Выводы

За состоянием аккумуляторных батарей необходимо следить. Делать это быстро и при этом получать содержательную информацию об остаточном ресурсе АКБ помогут специальные приборы, способные измерять внутреннее сопротивление, такие как семейство тестеров Fluke BT500.

Проверка тока утечки

Если вы осведомлены о том, как узнать емкость, вам необходимо ознакомиться с особенностями определения тока утечки. Ведь от этого параметра зависит и емкость.

Допустимый саморазряд прописан в техническом паспорте, который прилагается к аккумулятору. Максимальные потери энергии наблюдаются у кислотно-щелочных источников питания, у которых различная мощность.

Увеличение утечки емкости аккумулятора происходит из-за того, что в цепи присутствуют участки с некачественной изоляцией. Если ситуация не будет исправлена, то разрядка автоаккумулятора будет происходить быстро. Иногда плохая изоляция провоцирует КЗ или возгорание.

Для определения утечки тока применяют мультиметр, который переведен в соответствующий режим. Показатель перемещается на показатель в 10 А.

От мультиметра отходит два щупа. Красный щуп подводят к плюсовой токопроводящей клемме, а черный полностью отсоединяют. На мониторе в этот момент не должно быть никаких показаний. Если показания присутствуют, то наблюдается ток утечки. В этом случае выполняется проверка бортовой системы автотранспорта.

Разновидности измерительных приборов

Перед проведением теста следует приобрести более подходящий измерительный прибор. Все мультиметры делятся на две основные группы:

  1. Аналоговые — вариант исполнения, у которого для указания показателей применяется особая шкала со стрелками. Этот тип устройств — один из самых дешевых, но они характеризуются погрешностью при снятии показателей.
  2. Цифровые — измерительные приборы, которые получили весьма широкое распространение. Информация отображается на экране, устройство характеризуется высокой точностью.

Рекомендуем: Зарядка автомобильного аккумулятора Bosch s4 silver
Мультиметр применяется для определения самых различных показателей. Выбор более подходящего режима зачастую проводится путем поворота круглого регулятора. Корпус обязательно имеет два гнезда для подключения щупов: один из них красный, второй — черный. Красный щуп предназначается для положительной клеммы, черный — для отрицательной.

Как восстановить емкость аккумулятора?

Для обеспечения работоспособности всех узлов автотранспорта недостаточно знать, как определить емкость. Автомобилисты должны изучать способы восстановления заряда.

Подготовка

Перед восстановлением заряда и емкости аккумулятора источник питания осматривают. С корпуса удаляют подтеки электролитического состава. Токопроводящие клеммы очищаются от пыли, грязи и окислов.

Загрязненный электролитический состав сливается. Обязательной является и промывка резервуаров, банок, которые входят в состав.

Свинцовые пластины проверяются. Если целостность элементов нарушена, восстанавливать заряд не стоит. Ведь никакого результата эти действия не принесут.

Контрольно-тренировочный цикл

Проводят для снижения эффекта сульфатации, восстановления заряда. В чем суть этого цикла? Так, 2–4 раза выполняется зарядка и разрядка аккумуляторной батареи.

Для контроля процесса используют:

  • Ареометр. С его помощью контролируется плотность электролитического состава.
  • Лампочка. С ее помощью создают определенную нагрузку.
  • Вольтметр или мультиметр. Такие устройства используют для оценки силы тока, напряжения, других параметров.

Периодичность и продолжительность зарядки устанавливается индивидуально.

Многократная зарядка

Между циклами зарядки и разрядки устанавливаются перерывы в 12–16 часов. Продолжительность заряда составляет 7–8 часов. Более точный срок устанавливается с учетом силы тока, номинальной емкости, прочих параметров.

Перерыв между циклами необходим для того, чтобы на поверхности пластин из свинца был единый потенциал.

Численность восстановительных процессов достигает 4–5. За этот срок повышается степень плотности электролитического состава. Если плотность чрезмерно повысилась, то электролитический состав разбавляется. Для этого используют дистиллированную воду.

Химические средства

Суть данной методики заключается в заливке раствора натрия в источник питания. Это выполняется после слива дистиллированной воды, промывки корпуса. Заливку специального раствора выполняют 2–3 раза.

Контроль емкости автомобильной аккумуляторной батареи способствует продлению срока ее использования. Ведь даже незначительные отклонения провоцируют быстрый разряд, разрушение свинцовых пластин, образование окислов. Каждый автомобилист легко подберет способ проверки данного показателя, который идеально подойдет.

Читайте также:  Аккумулятор 12v 70ah омск

Использование специальных устройств

Метод измерения, который используется в нагрузочной вилке, доработан в специализированных устройствах марки «Кулон». Они были разработаны для проверки состояния и оценки различных параметров свинцово-кислотных аккумуляторов. Данные приборы позволяют определить значение напряжения и уровень заряженности. Вся информация сохраняется в памяти устройства, которое к тому же является портативным.

Контроль параметров АКБ с помощью устройства «Кулон»

Использование данных устройств имеет определенные особенности:

  • Применять их можно только на полностью заряженном АКБ, поскольку они питаются от батареи, состояние которой проверяют.
  • Перед началом использования следует провести калибровку (данный процесс описан в инструкции по эксплуатации). В противном случае можно получить некорректные данные.

Советуем изучить Зарядка для телефона без розетки

Дополнительная информация. Помимо компактных габаритов, преимуществами устройств «Кулон» являются также использование уникальной методики измерений, а также наличие клещей-зажимов, которые надежно фиксируют провода и обеспечивают точность показателей.

Таким образом, определение уровня заряда АКБ является достаточно трудоемким процессом, но его рекомендуется проводить с определенной периодичностью, чтобы обеспечить длительный срок его службы. Для этого также можно использовать различные устройства, которые хотя и не позволяют точно определить данный параметр, но предоставляют возможность оценить общее состояние батареи.

Источник

Индикаторы емкости свинцовых аккумуляторов «Кулон» — вопросы и ответы (диалог со скептиком)

Очень просто. Вы подключаете зажимы «Кулона» к аккумулятору – и через несколько секунд прибор показывает показывает емкость аккумулятора и его напряжение.

проверка АКБ с помощью тестера «Кулон»

Содержание

  • Зачем мне «Кулон»?
  • Можно ли использовать «Кулон» для проверки емкости никель-кадмиевых или литиевых аккумуляторов?
  • Какова погрешность измерения емкости аккумулятора «Кулоном»?
  • Как пользоваться тестером емкости аккумуляторов, если нет возможности самостоятельно провести калибровку?
  • Можно ли пользоваться «Кулоном» для проверки 6-вольтовых или 2-вольтовых аккумуляторов?
  • Как работает «Кулон» при температуре аккумулятора, отличающейся от комнатной?
  • Что будет, если я случайно подключу «Кулон» к нескольким соединенным последовательно аккумуляторам?
  • Каков принцип действия индикаторов емкости свинцовых аккумуляторов «Кулон»?
  • Как производят проверку емкости аккумуляторов при их покупке?
  • Как контролируют емкость аккумулятора во время эксплуатации?
  • Как прогнозируют срок службы герметичных свинцовых кислотных аккумуляторов?

Зачем мне «Кулон»?

Я давно работаю с аккумуляторами и могу оценить его исправность, измерив напряжение под нагрузкой или даже просто по свечению подключенной к аккумулятору лампочки.

проверка АКБ языком

Конечно вы сможете получить качественное представление об аккумуляторе. Но это, примерно как проверять напряжение батарейки языком – даже опытный человек не сможет назвать число – напряжение в вольтах (или, в нашем случае, емкость аккумулятора в ампер-часах). Кроме того, представьте себе, сколько батареек понадобится, чтобы передать ваш опыт сотруднику. А «Кулон» работает даже в неопытных руках. Поэтому, так же, как для измерения напряжения батарейки вы пользуетесь мультиметром, для тестирования аккумуляторов вы будете пользоваться «Кулоном».

Можно ли использовать «Кулон» для проверки емкости никель-кадмиевых или литиевых аккумуляторов?

Нет. Индикатор емкости аккумуляторов «Кулон» предназначен только для проверки свинцовых кислотных аккумуляторов.

Какова погрешность измерения емкости аккумулятора «Кулоном»?

«Кулон» не является прецизионным измерительным прибором. Он не измеряет емкость аккумулятора, а оценивает ее по отклику аккумулятора на тестовый сигнал. Это индикатор, который служит для того, чтобы отличить хорошие аккумуляторы от аккумуляторов, утративших часть емкости в результате старения. Погрешность измерения не указана в перечне его технических характеристик и не нормируется. «Кулон» отрабатывался на традиционных герметичных свинцовых кислотных аккумуляторах нескольких разных фирм с жидким (впитанным в пластины и сепаратор) электролитом – технология AGM. Для этих аккумуляторов погрешность оценки емкости аккумулятора не превышала 10-15 %. Но в последние годы некоторые производители аккумуляторов начали выпускать свинцовые кислотные аккумуляторы с заметно отличающимися электрическими характеристиками. Таковы, например, аккумуляторы для коротких разрядов (часто позиционируются как аккумуляторы для ИБП) или многочисленные «noname» аккумуляторы, которые часто устанавливают в системы сигнализации за их дешевизну. Поэтому в наши дни на неизвестных аккумуляторах, даже если они сделаны по технологии AGM, погрешность может быть больше. Чтобы уменьшить эту погрешность, пользователь может настроить тестер на проверку емкости аккумулятора определенного типа, фактически заменив заводскую калибровку прибора своей, полученной с его аккумуляторами и в его условиях.

Все измерения и оценки производятся относительно некоторого эталона. Например, вольтметр сравнивает напряжение аккумулятора с напряжением эталонного элемента. А «Кулон» сравнивает емкость проверяемого аккумулятора с емкостью тех свинцовых аккумуляторов, на которых он отрабатывался. Заменив заводскую калибровку своей, вы можете сделать эталонным свой аккумулятор, и все оценки емкости станут более точными. В инструкциях по эксплуатации индикаторов емкости свинцовых аккумуляторов предлагаются несколько способов калибровки прибора. Вы должны лишь выбрать и использовать способ, который вам лучше подходит.

Как пользоваться тестером емкости аккумуляторов, если нет возможности самостоятельно провести калибровку?

Для большей части герметичных свинцовых аккумуляторов погрешность мала и «Кулон» может быть использован без всякой подготовки. Если в вашем случае это не так и нет возможности провести калибровку, вы можете использовать «Кулон» как прибор для относительных измерений. Например, у вас есть десяток одинаковых аккумуляторов с номинальной емкостью 10 А*ч. На девяти из них «Кулон показывает 9 А*ч, а на десятом – 3 А*ч. Вывод – десятый аккумулятор неисправен и его нужно заменить немедленно.

Даже если есть только один аккумулятор данного типа, вы можете проверить его емкость «Кулоном» перед вводом в эксплуатацию. В процессе дальнейшего обслуживания вы можете с определенной периодичностью (например раз в квартал) записывать показания тестера аккумуляторов. Когда «Кулон» покажет, что емкость аккумулятора стала меньше 70% начальной емкости (этот предел вы может выбрать сами), аккумулятор нужно заменить.

Можно ли пользоваться «Кулоном» для проверки 6-вольтовых или 2-вольтовых аккумуляторов?

Да, мы выпускаем приборы для проверки емкости аккумуляторов с номинальным напряжением 2, 4, 6 и 12 вольт. Есть даже прибор, который может тестировать аккумуляторы с номинальным напряжением 6 и 12 вольт.

Как работает «Кулон» при температуре аккумулятора, отличающейся от комнатной?

Это смотря какой «Кулон».

Известно, что емкость аккумулятора возрастает при повышении температуры и падает при ее уменьшении. Так же и показания «Кулона» – на одном и том же аккумуляторе при низких температурах он покажет меньшую емкость, чем при высоких. Но большинство наших тестеров аккумуляторов не учитывают влияние температуры и их показания при температуре, заметно отличающейся от комнатной, могут быть неточными.

А вот индикатор емкости свинцовых аккумуляторов (тестер аккумуляторов) «Кулон-12/6p» специально предназначен для оценки емкости аккумулятора при разных температурах. Он оснащен встроенным пирометром для измерения температуры аккумуляторов и проверяя аккумулятор, например, при температуре 10 градусов Цельсия, может оценить емкость этого аккумулятора при стандартной температуре 20 градусов.

Что будет, если я случайно подключу «Кулон» к нескольким соединенным последовательно аккумуляторам?

«Кулон» рассчитан на применение с аккумуляторами определенного номинального напряжения. Но, начиная с весны 2000 г., все выпускаемые приборы имеют защиту от перенапряжения. При подаче на «Кулон» напряжения, отличающегося от номинального примерно на 30%, срабатывает защита – прибор не включается. Максимальное напряжение, которое выдерживает тестер аккумуляторов, не выходя из строя, для большинства приборов равно 400 В.

Каков принцип действия индикаторов емкости свинцовых аккумуляторов «Кулон»?

Прибор посылает в аккумулятор тестовый сигнал, затем осциллограмма очень слабого отклика аккумулятора на этот сигнал обрабатывается прибором и пересчитывается в величину емкости аккумулятора. Для этого пересчета используются полученные нами эмпирические зависимости. Математически можно интерпретировать наш метод, как измерение внутреннего сопротивления аккумулятора (проводимости аккумулятора) на некотором наборе частот. Однако наши приборы именно анализируют осциллограмму, а не измеряют проводимость.

Как производят проверку емкости аккумуляторов при их покупке?

Распаковывают свинцовые аккумуляторы и подключают к каждому аккумулятору «Кулон». Если напряжение какого-то аккумулятора меньше 12,6 В или емкость аккумулятора меньше 85% номинальной емкости, аккумулятор возвращают поставщику.

проверка АКБ после покупки

Как контролируют емкость аккумулятора во время эксплуатации?

Периодически (например, раз в квартал) производят проверку аккумулятора индикатором емкости. Результат сравнивают с результатами, полученными ранее и принимают решение – продолжать эксплуатацию аккумулятора или заменить его (если его емкость стала меньше 70-80% номинальной).

проверка АКБ во время эксплуатации

Как прогнозируют срок службы герметичных свинцовых кислотных аккумуляторов?

По результатам оценки емкость аккумулятора, полученным в разное время, строят график зависимости емкости аккумулятора от срока эксплуатации и методом экстраполяции находят время, когда емкость аккумулятора станет меньше 70-80% номинальной.

Источник