Меню

Гелевый аккумулятор уровень заряда

Гелевый аккумулятор уровень заряда

Кажется, совсем недавно обслуживаемые кислотные аккумуляторы занимали доминирующее положение на рынке. Но с новыми технологиями появились и более совершенные батареи – сначала необслуживаемые кальциевые, а затем и гелевые. И хотя классические сурьмянистые АКБ всё ещё популярны, их практически перестали выпускать. Очевидно, что пройдёт ещё немного времени, и такая же судьба постигнет нынешних фаворитов, а среди явных претендентов на их место – именно гелевые аккумуляторы. Сегодня они ещё слишком дороги, чтобы пойти в массы, но практика показывает, что это лишь дело времени. Так что пора знакомиться с новинкой.

Гелевые аккумуляторные батареи

  1. Что собой представляет гелевый аккумулятор для автомобиля
  2. Плюсы и минусы гелевых аккумуляторов
  3. Конструкция гелевых АКБ
  4. Характеристики GEL аккумуляторов
  5. Маркировка гелевых АКБ
  6. Срок службы гелевых аккумуляторов
  7. Зарядка гелевых аккумуляторов
  8. Обслуживание гелевых аккумуляторов

Что собой представляет гелевый аккумулятор для автомобиля

Слово «гелевый» уже давно воспринимается как некое новшество в мире аккумуляторов. Подумать только, что вместо привычного жидкого электролита, являющегося водным раствором серной кислоты, здесь используется электролит в виде желеобразного вещества. Что это даёт? Очевидное преимущество такого электролита – отсутствие текучести, которая налагает на аккумуляторные батареи немало различных ограничений. Отсутствие текучести означает минимизацию потерь электролита вследствие кипения или испарения, отсутствие необходимости в измерении уровня и плотности рабочей жидкости и немало других благ, о которых мы расскажем ниже. Как и о том, из чего состоит гелевый аккумулятор, каковы его достоинства и перевешивают ли они недостатки.

Плюсы и минусы гелевых аккумуляторов

Если бы гелевые батареи были бесперспективными, их разработки давно бы уже свернули. Так в чём же заключаются их преимущества по сравнению с АКБ предшествующих поколений?

Достоинств на самом деле немало:

  1. Гелеобразное активное электрохимическое вещество – это не жидкость. А значит, такой электролит не вытекает, он более устойчив к механическим воздействиям, включая вибрации, и намного безопаснее жидкого раствора кислоты. Это означает, что такую батарею можно устанавливать под любым углом, и даже вертикально.
  2. Если нет жидкости, отсутствуют процессы кипения и испарения газов, что благотворно сказывается на состоянии электродов – они практически не подвергаются коррозионным процессам.
  3. Гелевые батареи устойчивее к неблагоприятным погодным условиям и не боятся повышенной влажности. Температурный диапазон функционирования необычайно широк – от минус 35 до плюс 50 градусов.
  4. Они не чувствительны к кратковременному глубокому разряду, что является приговором для кальциевых батарей.
  5. Отсутствие газовыделения делает такие аккумуляторы максимально безопасными.
  6. Наконец, гелеобразный активный материал сохраняется в начальных объёмах намного дольше, увеличивая срок службы батарей этого типа.

Впрочем, недостатков тоже хватает:

  • более густой электролит характеризуется менее эффективной рекомбинацией веществ (97%) по сравнению с аккумуляторами типа AGM, где этот показатель выше 99%;
  • по этой же причине (меньшая подвижность ионов в гелеобразной среде) негативным образом сказывается на интенсивности и характеристиках процессов заряда-разряда. Случается, что при резком увеличении нагрузки в гелевых АКБ происходит провал по напряжению, а это причина неправильного поведения всего электрооборудования;
  • даже крайне непродолжительное короткое замыкание смертельно для гелевых батарей: достаточно секундного закорачивания клемм аккумулятора (например, случайно уроненным гаечным ключом), чтобы он полностью вышел из строя без возможности восстановления;
  • при температурах порядка минус 30 градусов желеобразный гель замерзает, а жидкий электролит выливается наружу, в нижнюю часть батареи, что полностью нарушает нормальное функционирование батареи;
  • стоит такой АКБ пока ещё дорого – за такие деньги можно приобрести 3–4 неплохих кислотных аккумулятора.

Из чего состоит гелевый аккумулятор

Конструкция гелевых АКБ

Гелевый аккумулятор внешне практически не отличается от своих собратьев. Основное отличие спрятано внутри – это электролит, находящийся не в жидком, а в адсорбированном состоянии. Разумеется, Gel-технология предполагает, что батарея необслуживаемая и точно также полностью герметизирована, как и кальциевый аналог. Принцип работы такого АКБ в общих чертах тоже одинаков.

Давайте рассмотрим, чем же отличается гелевый аккумулятор от кислотного. Итак, классическая электрохимическая жидкость, позволяющая эффективно накапливать энергию и затем столь же хорошо отдавать её, называется электролитом – водным раствором серной кислоты с известными оптимальными пропорциями (35:65).

В гелевых аккумуляторах в такой электролит добавляют загуститель из силикона, превращающий жидкость в желеобразную массу. Электрохимические свойства такого электролита ухудшаются незначительно, на 1–2%, а о преимуществах нетекучего электролита мы уже рассказывали.

Все остальные компоненты такие же, как у классических кислотных батарей:

  • пластиковый корпус;
  • клеммные выводы;
  • электроды в виде положительных и отрицательных решёток;
  • пластины-сепараторы пористой структуры;
  • электролит;
  • клапаны.

Электрохимические реакции, протекающие внутри гелевого аккумулятора, точно такие же, как и в кислотных АКБ: если батарея заряжена, при подсоединении нагрузки она начинает отдавать этот заряд, при этом напряжение на клеммах и плотность электролита уменьшаются.

Можно ли отличить гелевый аккумулятор от кислотного чисто внешне? Далеко не всегда. Проще всего изучить этикетку – на гелевых батареях будет присутствовать обозначение «GEL». Некоторые изготовители верхние крышки гелевых АКБ окрашивают в ярко-жёлтый цвет. В некоторых случаях можно понять, что батарея гелевая, и по корпусу, состоящему из нескольких цилиндров, связанных между собой.

Характеристики GEL аккумуляторов

Если вы решили приобрести гелевую аккумуляторную батарею, обращайте внимание на следующие её базовые характеристики:

  • номинальную ёмкость. В принципе здесь действуют те же ограничения, что и для кислотных батарей: нежелательно покупать изделие с меньшей ёмкостью, чем указано в технической документации вашего автомобиля. Больше – можно, но в пределах 5–10 А* час;
  • ток холодной прокрутки. Здесь нет ни верхних, ни нижних ограничений, а чем больше показатель, тем лучше. Разумеется, устройства с большими токами холодной прокрутки и стоят прилично, и заряжаются дольше, но они гарантированно заведут мотор в самые лютые морозы;
  • пусковой ток – показатель, который демонстрирует, сколько ампер способен отдать аккумулятор на протяжении 30 секунд;
  • на некоторых моделях указывается ток саморазряда, позволяющий оценить, за какое время бездействия батарея разрядится до опасных величин, не позволяющих производить пуск мотора;
  • номинал вольтажа для легковых ТС – это стандартные 12 В;
  • вес и габариты батареи должны соответствовать размерам аккумуляторной площадки в моторном отсеке;
  • нужно также обращать внимание на полярность АКБ, а также тип крепления.

Аккумулятор AGM для авто

Маркировка гелевых АКБ

Этикетка, которая наносится на верхнюю или боковую часть аккумулятора, расскажет о многом. В обязательном порядке здесь будут присутствовать основные характеристики (ёмкость, пусковой ток), а также дата производства. Правда, последняя чаще всего присутствует в закодированном виде, причём производители горазды придумывать самые экзотические способы шифрования. Например, в батареях под брендом Optima используется четыре цифры, первая из которых обозначает год (например, 8 – это 2018), а три остальных – день года (которых 365). Так что определять месяц и число придётся с калькулятором в руке.

Но здесь хоть всё понятно, а вот на АКБ Delta наносится код, состоящий из двух букв и двух цифр. С последними проблем нет – они указывают число месяца, месяц тоже можно определить по букве (А – январь, В – февраль и так далее), а вот год по буквенному обозначению просто так не определить – нужно искать таблицу соответствия.

Не совсем понятная кодировка используется и в батареях Varta: четвёртая по счёту цифра обозначает год, а 5–6 – месяц, причём значения с 17 по 20 обозначают январь–апрель, а май начинается с 53 и дальше идёт по нарастающей.

У других производителей ситуация аналогичная, а всё из-за отсутствия стандартов в маркировке (они есть, но разные для Европы, Азии, США).

Срок службы гелевых аккумуляторов

На этикетке и в рекламных проспектах часто можно встретить цифру 10 – столько лет производители отпускают гелевым батареям. На практике эту цифру нужно уменьшить вдвое, а при неблагоприятных условиях эксплуатации – и втрое.

Неблагоприятными условиями можно назвать низкие температуры: достаточно мороза в 30 градусов, чтобы гель замёрз, и в этих условиях наблюдается ускоренное разрушение пластин и электролита.

Также недопустимо эксплуатировать АКБ при температурах, превышающих 50 градусов – это приводит к выкипанию воды и чревато разрушением батареи.

Отметим, что заряжать гелевый аккумулятор нужно специальным зарядным устройством, несовместимым с обычными ЗУ для кислотных батарей.

Хотя считается, что Gel-батареи толерантны к глубоким разрядам, они всё же разрушают пластины. Не любят они и пониженной влажности, и перезаряда, и недозаряда – все эти факторы уменьшают ресурс источника питания.

Зарядка гелевых аккумуляторов

Хотя считается, что гелевые АКБ обладают длительным сроком эксплуатации, они более чувствительны к параметрам тока и напряжения, нежели батареи с жидким электролитом.

Так что для их зарядки требуется приобретение специализированного ЗУ – старое, которое вы использовали ранее, не подойдёт.

Рассмотрим подробнее, как правильно и эффективно заряжать гелевый аккумулятор.

Стандартная зарядка требует использования классического правила – сила тока равна 10% от ёмкости батареи. Если времени на длительную зарядку нет, можно использовать ускоренные методы, повысив значение тока ЗУ до 30% (18 А для 60-амперной АКБ).

Зарядку гелевого аккумулятора следует производить при начальном значении напряжения, равном 14.5 В. При более высоких значениях будет происходить разжижение геля, в результате чего он утратит свои первоначальные свойства. Производители обычно указывают рекомендованное значение этого параметра (ищите значение напротив слов «Cycle use»).

Зарядное устройство для гелевой АКБ

При указанных начальных значениях тока и напряжения зарядка будет длиться 9–12 часов.

Как правильно заряжать гелевый АКБ, мы расскажем ниже, а пока сообщим, что ЗУ для гелевых батарей имеют функцию заряда с целью сохранения энергии. Этот режим используется для периодической регламентной подзарядки батареи. Рекомендуемое напряжение для этого режима можно взять из строки «Standby use» на этикетке аккумулятора.

Какая нужна зарядка для гелевых аккумуляторов? Можно ли заряжать гелевый аккумулятор обычным зарядным устройством?

Ответ на последний вопрос отрицательный – только стандартные кислотно-свинцовые АКБ можно подзаряжать любыми ЗУ. Устройство без возможности регулировки тока и напряжения однозначно непригодно, но и это далеко не все требования, предъявляемые к таким ЗУ.

Итак, рассказываем, каким зарядным устройством допустимо правильно заряжать гелевый аккумулятор:

  • должна присутствовать защита от перегрева электролита;
  • ток должен отключаться после завершения зарядки;
  • подаваемое напряжение должно быть стабильным – скачки не допускаются;
  • должна иметься функция температурной компенсации (адаптация тока/напряжения к температуре внутри и снаружи АКБ).

Скачки тока и напряжения во время зарядки, равно как и заметные колебания температуры, способны частично или полностью вывести из строя Gel-батарею.

Зарядку нужно осуществлять поэтапно, примерный алгоритм процедуры:

  • первый этап – с ростом напряжения;
  • второй – с уменьшением тока зарядки;
  • на конечной стадии выставляются минимальные значения обоих параметров.

Такими возможностями обладают только импульсные зарядные устройства.

Обслуживание гелевых аккумуляторов

Эксплуатация и обслуживание гелевых источников питания в соответствии с рекомендациями производителя гарантируют длительную эксплуатацию батареи. Возможно – и весь заявленный срок. И пускай вас не сбивает с толку надпись «необслуживаемый», поскольку для поддержания всех параметров АКБ в удовлетворительном состоянии обслуживание всё же потребуется. А заключаться оно будет в периодической, но правильной и своевременной подзарядке батареи.

Отличительной особенностью гелевых аккумуляторов является существенное (кратное) снижение газообразования. Это позволяет обойтись без таких операций, как проверка уровня электролита и доливка воды или готового раствора серной кислоты.

Но остаётся одно условие, обязательное для исполнения, и заключается оно в проверке работоспособности автомобильного генератора. Нужно, чтобы он делегировал батарее стабильное, без ощутимых скачков напряжение – гелевые батареи к ним очень и очень чувствительны.

Но усилия по обслуживанию и правильной эксплуатации АКБ могут оказаться тщетными, если производить зарядку с несоблюдением перечисленных выше требований. В таких случаях срок службы гелевой батареи может оказаться даже ниже, чем у кислотных оппонентов.

Гелевая аккумуляторная батарея

Итак, вы ознакомились с тем, как обслуживать гелевый аккумулятор. Но подлежит ли он восстановлению, если по тем или иным причинам утратит первоначальные характеристики?

Ответ будет положительным, но только в некоторых случаях. Надеяться на оживление батареи с вздутыми боками или трещинами на крышке, осыпавшимися пластинами не стоит, её можно сразу отправлять в утиль.

Некоторое снижение ёмкости может произойти из-за высыхания части геля. Можно попробовать восстановить нормальный водный баланс посредством доливки дистиллированной воды.

Читайте также:  Аккумулятор для телефона эдс

Как это делается:

  • демонтируется пластиковая крышка;
  • снимаются резиновые заглушки, прикрывающие банки;
  • с помощью шприца в каждую секцию доливается 1–2 см 3 воды;
  • отдыхаем 2–3 часа – столько времени нужно, чтобы гель пропитался залитой жидкостью;
  • проверяем напряжение на клеммах АКБ;
  • закрываем банки пробками и устанавливаем на место крышку;
  • заряжаем аккумулятор.

Ещё один дефект, который можно попробовать исправить – это сульфатация пластин.

Десульфатацию можно провести двумя способами:

  1. Используя вещество Трилон В. Его разводят согласно инструкции и заливают в батарею, предварительно высушив её (в гелевых АКБ не всегда имеется возможность удалить всю жидкость). Выдерживаем батарею положенное время, сливаем Трилон В, тщательно промываем аккумулятор дистиллированной водой и заливаем свежий гелевый электролит, ставим батарею на зарядку.
  2. Второй метод – электрический, посредством воздействия на пластины импульсов тока разной величины – они будут способствовать разрушению лишнего сульфата свинца, скопившегося на пластинах. Но часто использовать такую процедуру нельзя: токи разрушают не только сульфатированную часть, но и саму пластину.

Источник



Правильная зарядка гелевых аккумуляторов

Процедура зарядки гелевого автомобильного аккумулятора лишь немного отличается от аналогичного обслуживания традиционных свинцово-кислотных батарей. Однако этого «немного» достаточно, чтобы всего за несколько минут вывести полностью новую AGM АКБ из строя. А стоит это удовольствие в 3-4 раза дороже, чем классика с жидким электролитом.

В рассматриваемом материале детально рассказано, как, чем и сколько заряжать гелевые аккумуляторы, каким напряжением и током, а также чего делать не нужно, чтобы не испортить АКБ.

Можно ли заряжать гелевый аккумулятор?

Начать стоит с ответа именно на этот вопрос. Как ни странно, им до сих пор задаются немало пользователей. Чтобы в дальнейшем не осталось никаких сомнений по поводу – заряжают ли гелевые аккумуляторы или нет – ответ достаточно подкрепить железной логикой, с которой никто не сможет поспорить. Если бы АКБ AGM не надо было заряжать, то это был не аккумулятор, а батарейка.
Само определение «аккумулятор» подразумевает возможность (и даже необходимость) не только разряжать батарею, но и заряжать ее тоже.

Каким током заряжать гелевый аккумулятор

Максимальное значение допустимого для процесса зарядки гелевой АКБ напряжения составляет 14,3-14,4 В. Перед началом манипуляций следует изучить особенности имеющегося устройства и установить точные показатели. Информация об этом располагается, как правило, на страницах технического паспорта оборудования или наносится на корпус с обозначением «cycle use». Не стоит путать со значением «standby use», которое описывает напряжение и параметры работы устройства, чтобы поддерживать его работоспособность.

Чаще всего рабочий вольтаж составляет 6,7-6,9 В. Означает необходимый уровень напряжения, который требуется для поддержки АКБ в рабочем состоянии. Чтобы найти число, соответствующее току зарядки, на корпусе или в документах следует разыскать параметр «max initial current». Часто для гелевых батарей это значение не превышает 16,5 А.

Для человека, который производит зарядку батареи на гелеобразном электролите, необходимо учитывать недопустимость превышения максимального напряжения, указанного для конкретной модели батареи. В противном случае аккумулятор будет после резкого скачка безвозвратно поврежден.

Для определения тока зарядки АКБ необходимо произвести следующие расчеты:

Ток зарядки = емкость аккумулятора / 10

На батарее значение емкости прибора обозначается «Ач». Например, если емкость указывается 650 Ач, то для выбора тока зарядки следует устанавливать значение 0,65 мА.

Чем зарядить гелевый аккумулятор?

Второй распространенный вопрос касательно технологий AGM и GEL (что, по сути, одно и то же) – чем заряжать. Здесь можно пойти двумя путями – простым и дорогим, или более сложным, но бюджетным.

Проще и безопаснее всего заряжать гелевый аккумулятор зарядным устройством, которое спроектировано и разработано с учетом особенностей именно этих источников питания. Особенностью зарядников этого типа является способность автоматически обеспечивать оптимальное напряжение заряда, а также дозировать силу тока. За счет этой самой автоматики, которой управляет точная электроника, зарядники для АКБ этого типа заметно дороже, чем простые модели.

Особенно чувствительны гелевые АКБ к напряжению. Если его превысить на несколько десятых долей вольта, нанотехнология в лице геля начнет плавится и отслаиваться от свинцовых пластин. Контакт между электродами и электролитом исчезнет, соответственно, химические реакции внутри батареи прекратятся. Причем навсегда.

Дешевле, но сложнее можно заряжать гелевый аккумулятор обычным зарядным устройством. Основная проблема подобных недорогих устройств заключается в том, что у них отсутствует автоматика, которая ограничивала бы верхний порог напряжения заряда. А если традиционные свинцово-кислотные АКБ с жидким электролитом более или менее сносно «переживают» подобные издевательства, то гель таких ошибок не прощает.

Как зарядить гелевый аккумулятор обычным зарядным грамотно и, самое главное, безопасно – описано ниже.

Основные правила безопасной зарядки

Прежде чем выяснять, как заряжать гелевый аккумулятор для авто или мопеда, нужно научиться следить за ним в работе. В течение периода эксплуатации АКБ рекомендуется регулярно контролировать степень его заряженности. Прибор, который позволяет сделать это своими руками, называется мультиметром. Схема определения заряда проста — нужно выключить скутер и присоединить мультиметр к клеммам.

Это интересно: Почему не заряжается батарея на телефоне?

Существует так называемый порог напряжения, за которым необходимо следить во время подпитки скутера. Обычным считается показатель в 14,2-14,5 вольт. Среднее напряжение в процессе подзарядки батарей — примерно 14 вольт, но оно не остается стабильным, а непрестанно колеблется. Чем сильнее разряжен прибор, тем выше показатели тока, которые впоследствии медленно снижаются. К слову, этот феномен объясняет интересное наблюдение: при разрядке батареи энергии тратится больше, хотя количество вольт напряжения неизменно.

Превышение порога напряжения опасно тем, что желе вскипит и преобразуется в пар. Мало того, что пополнить его запасы никак не удастся, ибо гелевый аккумулятор на скутер или автомобиль не предоставляет такой возможности, так это еще и очень взрывоопасно. Вдобавок гель может отойти и от пластинок. Для обычного кислотного устройства это нормально, но с потерей контакта гелевый аккумулятор не подлежит какому-либо восстановлению.

Как зарядить гелевый аккумулятор для скутера? Зарядкой прибора можно заниматься даже в домашних условиях, самое главное — сделать возможным поступление постоянного тока. Важным этапом обслуживания АКБ является контроль над тем, что он заряжается всегда полностью и с низким зарядом не используется. Гелевые аккумуляторы обладают памятью, поэтому долгое пребывание разряженными может привести к снижению емкости. Внесение в список обычных действий подпитки АКБ будет правильной тактикой. Даже в слабо заряженном состоянии КПД батареи неплох, и всегда можно быстро съездить и подпитать ее.

Когда нужно заряжать гелевый аккумулятор?

Каким бы высокотехнологичным не был автомобильный аккумулятор, его периодически придется подзаряжать от стационарного устройства. Зависит это не столько от самого аккумулятора, сколько от особенностей эксплуатации транспорта. Если авто используется для кратковременных поездок, ночью, зимой или с включенными потребителями при выключенном двигателе – никакой аккумулятор не успеет полностью восстановить от генератора потраченную энергию.

Как понять, что аккумулятор пора подзарядить дополнительно, при помощи стационарного зарядного устройства? В случае с жидким электролитом можно измерить плотность ареометром, и по этому показателю оценить степень заряженности АКБ. Но в рассматриваемой ситуации гель, плотность которого в гаражных условиях не измерить, да и смысла в этом нет. Но способ, естественно, есть.

Необходимо ориентироваться на напряжение на клеммах гелевого АКБ. Замерить его можно самым дешевым китайским мультиметром. Важно, чтобы вольтметр был цифровым. Стрелочные варианты здесь не подойдут. Ориентир простой. Если напряжение на клеммах 12.7 В – батарея заряжена на 100%. Если 12.6 В – на 90%, 12.5 В – 80%, и так далее до глубокого разряда.

Однако не все так просто. Замерять напряжение на клеммах гелевого аккумулятора нужно в соответствии с двумя критически важными правилами:

  1. Батарею нужно отсоединить от бортовой сети автомобиля.
  2. Аккумулятор должен постоять без дела не менее 8-12 часов (ночь).

Если эти условия не выдержать, полученные измерения никак нельзя сопоставлять с указанным выше алгоритмом определения степени заряженности аккумулятора.

Так вот. Гелевый аккумулятор нуждается в принудительной зарядке тогда, когда степень его заряженности опустилась ниже 60-75%. При этом следует также помнить, что более глубокий разряд гелевого аккумулятора приводит к потере им номинальной емкости и к общему сокращению ресурса.

Как правильно заряжать гелевый аккумулятор 12в

Гелевые АКБ могу быть стартерными и тяговыми, причем первый тип используется для машин. Стартерный АКБ на 12В подает много энергии на запуск мотора, а во время движения ее восстанавливает генератор. Он не может наполнить батарею до 100%, поэтому периодически нужно заряжать энергоблок до максимума.

В качестве компромиссного варианта выбираются универсальные автомобильные зарядки. Они могут регулировать напряжение и выбирать правильный ток по программе, заданной пользователем. Потребуется выставление основных параметров:

  1. Номинальное напряжение.
  2. Количество секций (банок).
  3. Зарядный ток на устройстве.
  4. Тип наполняемого аккумулятора.

Соблюдение заданных параметров обеспечивает микропроцессор универсального ЗУ, он не даст энергии и температуре выйти за пределы. В тяговых аккумуляторах действия немного отличаются. Первая фаза–насыщения, в ее ходе восстанавливается до 80% емкости.

Далее проводится абсорбция– активные ионы накапливаются в свинцовых пластинах, пока ток не будет поглощаться в минимальных количествах. Ток не зависит от самого зарядного устройства, наиболее главным является размер и вместительность пластин.

Благодаря такому разделению на стадии энергия упорядоченно поступает при зарядке и долго расходуется при эксплуатации автомобиля.

Подготовка к зарядке

Перед началом закачки энергии в гелевый АКБ, важно учесть его характеристики, указанные в сопроводительной документации или на корпусе. Всего есть три главных показателя:

  1. Standby — нормы напряжения при хранении, готовности к работе, которые нельзя превышать. Для корректной работы и во избежание проблем следует выбрать на зарядном устройстве напряжение вдвое меньше рекомендуемого.
  2. Cycle use– максимальное напряжение в АКБ при заряде. Обычно это 14.1 В -14.4 В, поэтому обычные зарядники, имеющие напряжение 14.5-15.5 Вольт, не подходят для эксплуатации с гелевыми батареями.
  3. Max initial current– под этим обозначением скрывается максимальный ток для зарядки. При отсутствии этого параметра нужно выбирать 10% от емкости батареи. Если АКБ содержит 50 Ампер-часов, ток должен быть на уровне 5 Ампер.

Инструкции по зарядке гелевого аккумулятора разными зарядными устройствами

Переходим к основной операции – зарядке AGM АКБ при помощи разных зарядных устройств. Рассмотрим ее на примере того, как зарядить гелевый аккумулятор мотоцикла на 12 вольт. С автомобильными АКБ поступаем аналогично.

Недостаток большинства подобных инструкций заключается в том, что все они написаны для какого-то конкретного зарядного устройства. Здесь же рассмотрены практически все возможные ситуации.

Зарядка специальным зарядником для гелевых АКБ

Самый простой вариант, если такое устройство имеется в наличии. Аккумулятор нужно отсоединить от бортовой сети, на заряднике выставить требуемый режим в соответствии с характеристиками АКБ, подсоединить его к батарее и включить.

Автоматика сама будет дозировать напряжение и ток заряда. Когда аккумулятор будет полностью заряжен, устройство само прекратит подачу тока. И оповестит пользователя сигналом или надписью на дисплее.

Зарядка зарядником с регулировкой силы тока

Отсоединяем АКБ от бортовой сети. На зарядном устройстве выставляем минимальный ток. К аккумулятору параллельно подключаем цифровой вольтметр (мультиметр). Подсоединяем к нему зарядное устройство и включаем в сеть. Выставляем силу тока, равную 1/10 емкости АКБ. В процессе заряда необходимо контролировать напряжение по мультиметру – оно ни в коем случае не должно превышать 14,4 В. Если превышает – понижаем силу тока.

На многих гелевых аккумуляторах это самое граничное напряжение указано на корпусе рядом с надписью CYCLE USE.

Заряжать нужно до тех пор, пока при указанном напряжении сила тока не снизится до 0.1 А.

Зарядка зарядником с регулировкой напряжения

Такие зарядники чаще всего изготавливаются самостоятельно, однако, в продаже тоже имеются. Как работать с ними? Аналогично, как и в случае с регулируемым током. Подключаем вольтметр параллельно АКБ, а последовательно с зарядником – амперметр. Заряжать надо так, чтобы напряжение не превышало вышеуказанного, а ток не был выше 1/10 номинальной емкости конкретной батареи.

Завершение заряда определяется аналогично – при указанном напряжении потребляемый аккумулятором ток должен снизиться до 0.1 А.

Читайте также:  Как зарядить аккумулятор varta d21

Зарядка зарядником без каких-либо регулировок

Самый экстремальный и опасный для гелевого аккумулятора вариант. От такого лучше вообще отказаться. Но если сильно надо, то делаем следующее.

Отключаем АКБ от сети. Убеждаемся, что зарядное устройство рассчитано на нужное номинальное напряжение (12 В). Подключаем вольтметр (параллельно) и амперметр (последовательно с зарядником). Включаем.

Если напряжение на мультиметре не скакнуло выше указанного «безопасного» для геля, смотрим на амперметр. Ток не должен превышать 1/10 емкости батареи. Если это так, то заряжаем гелевый аккумулятор строго до тех пор, пока напряжение не достигнет указанной на корпусе отметки (Cycle use).

К сожалению, полностью зарядить таким зарядным устройством нереально ни один современный аккумулятор.

Каким зарядным устройством заряжать гелевый аккумулятор

Покупая гелевый тип АКБ, нельзя надеяться на то, что его можно будет зарядить обычной техникой. Для этого созданы особые зарядки, имеющие:

  • регулировку силы тока;
  • температурную компенсацию, которая нивелирует нагрев батареи. Параметры зарядки подстраиваются к температуре АКБ и помещении, где наполняется аккумулятор;
  • стадийность заряда– обычно, требуется три этапа. Сначала напряжение постепенно увеличивается, пока не дойдет до предела АКБ. На втором этапе напряжение постоянное, правда, уменьшается сила. Завершающая стадия снижает нагрузку еще больше, ведь ток и напряжение остаются минимальными, чтобы оставшиеся проценты энергии воспринялись батареей нормально.

Спецзарядки работают при положительных температурах. Обычно диапазон составляет 5-40 градусов тепла. Это поможет зарядить батарею где угодно, вне зависимости от времени года.

Процесс зарядки

Давайте разберёмся, как заряжать гелевый аккумулятор. Для начала необходимо приобрести защитные очки для глаз: закипание и разбрызгивание кислоты нередкое явление, а последствия могут быть наихудшими. К тому же, чтобы зарядить этот прибор своими руками, понадобится ещё одна батарея. Подойдёт любая, даже кислотная. Главное, чтобы она имела рабочее состояние, а заряд её составлял не менее двенадцати вольт. Допускается зарядка старого аккумулятора обычным способом, чтобы привести его в действие и помочь зарядить гелевый. Затем следует выполнить следующие манипуляции:

  • на обычном зарядном устройстве для автомобиля выставляют силу тока десять ампер (обязательно);
  • не нужно подключать автомобильное ЗУ к гелевому аккумулятору напрямую — гель просто сплавится, превращаясь в жидкость без возможности восстановления, что испортит батарею навсегда;
  • следует взять провода прикуривания («крокодилы», как их называет народ), подключив один конец к «плюсу» на гелевой АКБ, а другой к плюсу на обычной, которая была приготовлена заранее;
  • те же действия проводятся с «минусовыми» клеммами;
  • подключается автомобильная зарядка, причём неважно, к какой батарее — гелевой или кислотной;
  • необходимо удостовериться в подаче тока от зарядки и спустя час измерить уровни заряда обоих аккумуляторов.

Основная цель — достигнуть уровня в 10 ампер и более для гелевого аккумулятора. Когда это удастся, зарядное устройство можно подключить напрямую. Но из соображений безопасности лучше оставить, как было. Метод весьма прост, он позволяет достичь желаемого результата без последствий для АКБ, рассказывая, как правильно заряжать гелевый аккумулятор.

Как долго нужно заряжать гелевый аккумулятор?

Зарядка AGM аккумулятора
Гелевые аккумуляторные батареи обычно нуждаются в подзарядке с периодичностью 1-2 раза в год, в зависимости от их емкостных характеристик и интенсивности эксплуатации. Время подзарядки также зависит от емкости батареи. Чтобы понять, как долго заряжать АКБ нужно разделить емкость батареи на ток заряда. Очень в ажно при этом довести процесс подзарядки батареи до конца, так как в противном случае она может выйти из строя, а ее восстановление будет довольно проблематичным. Большинство зарядных устройств, предназначенных для гелевых батарей сами указывают время подзарядки, что весьма удобно.

Пошаговая инструкция зарядки GEL-аккумулятора

  1. Выставьте нулевой параметр тока и максимально возможное напряжение на ЗУ.
  2. Подсоедините клеммы заряжающего прибора к накопителю. При этом обязательно соблюдайте полярность.
  3. Выполнив простые подсчеты и определив требуемую силу электротока для батареи, введите полученное значение. Запустив процесс, наблюдайте за изменениями напряжения.

Это важно! Сегодня на рынке представлены обслуживаемые накопители со сгущенным электролитом. Если у вас именно такой, тогда первым пунктом следует открутить пробки.

В процессе запитывания вольтаж будет расти, но параметр «CycleUse» превышать нельзя, поэтому разумно уменьшить электроток. На вопрос, можно ли заряжать гелевый аккумулятор повышенным напряжением, однозначно ответ нет. Об этом уже говорилось выше. Чтобы возобновить емкость понадобиться 10-12 часов. Многие специалисты советуют уменьшать ток вдвое. Это в два раза увеличит время восстановления, но вместе с этим продлит срок службы оборудования.

Источник

Аккумуляторы и батареи

Информационный сайт о накопителях энергии

Как заряжать гелевый аккумулятор

Независимо от вида аккумулятора, все они требуют периодической зарядки. Гелевые — не исключение. Можно ли заряжать обычным зарядным устройством этот тип батарей? Гелевый электролит требует особых способов зарядки аккумулятора автомобиля, скутера, лодки. Соблюдение условий восстановления заряда позволит продлить срок службы источника энергии.

Восстановление емкости гелевого аккумулятора

Можно ли заряжать гелевый аккумулятор обычным зарядным устройством

Вопрос о том, как зарядить обычным зарядным устройством гелевый аккумулятор, задают часто. Но технология зарядки батареи с жидким электролитом и гелем отличаются. Заряжают ли от обычного ЗУ гелевые аккумуляторы? Высокий зарядный ток расплавит гель, который уже не восстановится. Есть и другие проблемы:

  • Если батарея почти заряжена, гель не расплавится, но и зарядка идти не будет.
  • Ток зарядки разрушит структуру геля, даже при использовании дополнительной настройки.
  • Невозможно выполнить условия этапной зарядки со сменой параметров тока и напряжения.
  • Нагревание батареи приведет к разложению электролита, поэтому нельзя держать аппарат под зарядкой избыточное время.

Все объясняется проще. Подключение к обычному зарядному устройству приведет к неизбежному разогреву. Если корпус удалось быстро охладить, в нем уже образовалась жидкость. Постепенно она растворит оставшийся гель. Признак разрушения – нагрев корпуса во время работы.

Зарядка обычным зарядным устройством

Так как купить «умное» ЗУ не всегда удается, разработан способ, как заряжать гелевый аккумулятор от обычных зарядных устройств. Для этого потребуется посредник – другая батарея, даже старая, отработанная. Она будет работать трансформатором энергии, снижая параметры зарядного тока.

Нужно обе батареи подсоединить параллельно, ЗУ подсоединить к батарее-трансформатору. На гелевый аккумулятор воздействие будет более мягким. Убедившись, что зарядка идет, нужно определить степень нагрева корпуса гелевой АКБ. Если нет нагрева, 2 часа можно восстанавливать емкость. После замерить параметры, в зависимости от показаний, продолжать зарядку еще час или два. Можно ли заряжать батарею, если она начала нагреваться сразу? Нет, ее нужно утилизировать.

Каким зарядным устройством заряжать гелевый аккумулятор

Как заряжать батарею правильно? Технология зарядки гелевого аккумулятора состоит из нескольких ступеней. При этом используют специальное зарядное устройство. Каким напряжением можно заряжать гелевый аккумулятор? В паспорте батареи записано пороговое напряжение. На большинстве приборов это 14,4-14,5 В. Но необходимо знать допустимый максимум для своего изделия. Превышение показателя приведет к разрушению геля.

зарядное устройство к гелевому АКБ

Как выбрать зарядное устройство для автомобильного гелевого аккумулятора, как вести зарядку?

Уже знаем, что неприемлемо даже кратковременное превышение зарядного напряжения выше порогового, указанного в паспорте. Сила тока должна быть около 10 % от емкости гелевого аккумулятора. Каким током заряжать при показателе 60 А/ч? Десятая часть составит 6 ампер. Быстрая зарядка возможна с применение 30% тока от емкости. Для сохранения заряда в гелевом аккумуляторе существует режим Standby USE параметры напряжения 13,5 -13,8.

Основные требования к зарядному устройству – возможность регулировать и поддерживать параметры тока и напряжения. Должна быть функция температурной компенсации, без нее возможен перезаряд, что недопустимо. Хорошо, если термометр выносной. Автоматический режим зарядки и своевременное отключение потребителя тока сделают процесс надежным.

зарядные устройства для тяговых АКБ

Как заряжать гелевый аккумулятор автомобиля, изложено в пошаговой инструкции:

  • Применяются необслуживаемые гелевые аккумуляторы и снабженные пробками. Перед зарядкой пробки нужно выкрутить.
  • На зарядном устройстве выставить напряжение cycle use, ток нулевой.
  • Подключить устройство, соблюдая полярность.
  • Установить ток зарядки, следить за напряжением. Оно будет расти, важно чтобы показатель оставался в рамках дозволенного.

Сколько заряжать гелевый аккумулятор зависит от подаваемого тока. При 10 % от емкости зарядка происходит за 12-14 часов. Но снизив показатель вдвое, увеличим время до 24 часов, зато продлим срок годности прибора. Если нужно зарядить быстро, увеличиваем силу тока.

Зарядку следует проводить по стадиям. Вначале устанавливают постоянный током, с увеличением напряжения до нормы. На второй стадии сохраняется постоянное напряжение, а ток постепенно уменьшается, пока показатель емкости достигнет максимума.

Как заряжать гелевые аккумуляторы 12 вольт

Правильная зарядка аккумулятора автомобиля

Гелевые аккумуляторы 12 вольт могут быть автомобильными (стартерными) или тяговыми. Чем и как правильно заряжать те и другие, в чем отличие, разберемся.

Для стартерного аккумулятора характерен режим работы, когда в короткое время на пуск мотора отдается до 2-3С20 тока. Восстанавливается заряд в период движения, когда генератор вырабатывает энергию. Но зарядится ли гелиевый аккумулятор на автомобиле полностью? Бортовая электроника не позволяет восстановить емкость на 100%. Поэтому периодическая подзарядка до номинала нужна. Если вы пользуетесь универсальной автомобильной зарядкой iMAX B6 или другим подобным ЗУ, зарядить гелевый аккумулятор не составит труда.

Выставив нужные параметры — номинальное напряжение, количество банок, ток зарядки на «умном « зарядном устройстве, нужно указать тип аккумулятора. О том как правильно зарядить гелевый аккумулятор автомобиля позаботится универсальный зарядник с микропроцессором.

Как зарядить тяговый аккумулятор 12 в с гелевым электролитом? Здесь несколько изменен алгоритм. В фазе насыщения ток заряда восстанавливает емкость аккумулятора. Но так как емкость большая, используется ток 0,1-1,0 С20. С20 – цифровое значение емкости, измеряемой в А/ч. При достижении на клеммах номинального напряжения 13,8-14,4 В, заряд составляет около 80 %.

Наступает этап абсорбции. В массивные свинцовые пластины проходят активные ионы, как в кладовую. За счет диффузии заряд скапливается, ток поглощается все меньше, до 0,02С20. Во время абсорбции ток не зависит от зарядного устройства, только от емкости пластин. Именно этот процесс позволяет использовать энергию равномерно и долго при разрядке.

Показатель, характеризующий работу тягового аккумулятора – эффективность зарядки. Это обозначает, какой процент от полученной энергии используется эффективно. Гелевые аккумуляторы имеют показатель эффективности 90 %.

Как заряжать гелевый аккумулятор для мотоцикла

Зарядка аккумулятора скутера

Особенности источников энергии для мотоцикла, скутера, снегохода в их малой емкости. Поэтому даже универсальное автомобильное устройство не поддерживает малые токи. Как можно зарядить гелевый аккумулятор малой емкости? Необходимо подобрать «интеллектуальное» зарядное. Пример доступного по цене ЗУ – Benton BX.

Как часто нужно заряжать гелевый аккумулятор для снегохода или для скутера? Все аккумуляторы, установленные на экстремальной технике, контролируются тестером. Напряжение замеряется на клеммах. Показатель выше 12,7 В хороший, ниже – гелевый аккумулятор мотоцикла, снегохода или другой техники требует подзарядки от сети. Для гарантии безотказной работы аккумулятора сетевая короткая подзарядка рекомендуется раз в два месяца.

Независимо, в автомобиле, скутере, или лодке, установлен гелевый аккумулятор. Правильная зарядка после длительного простоя или глубокой разрядки должна быть не меньше 12-14 часов. Используется ток 0,1 С20 или чуть больше. Нельзя отключать питание, если батарея заряжена не полностью. Процесс должен быть под контролем. Нельзя допускать нагрева корпуса аккумулятора.

Видео

О том, как правильно зарядить гелевый аккумулятор, посмотрите видео

Источник

Правила зарядки и обслуживания гелевых аккумуляторов

Кажется, совсем недавно обслуживаемые кислотные аккумуляторы занимали доминирующее положение на рынке. Но с новыми технологиями появились и более совершенные батареи – сначала необслуживаемые кальциевые, а затем и гелевые. И хотя классические сурьмянистые АКБ всё ещё популярны, их практически перестали выпускать. Очевидно, что пройдёт ещё немного времени, и такая же судьба постигнет нынешних фаворитов, а среди явных претендентов на их место – именно гелевые аккумуляторы. Сегодня они ещё слишком дороги, чтобы пойти в массы, но практика показывает, что это лишь дело времени. Так что пора знакомиться с новинкой.

Гелевые аккумуляторные батареи

  1. Что собой представляет гелевый аккумулятор для автомобиля
  2. Плюсы и минусы гелевых аккумуляторов
  3. Конструкция гелевых АКБ
  4. Характеристики GEL аккумуляторов
  5. Маркировка гелевых АКБ
  6. Срок службы гелевых аккумуляторов
  7. Зарядка гелевых аккумуляторов
  8. Обслуживание гелевых аккумуляторов

Что собой представляет гелевый аккумулятор для автомобиля

Слово «гелевый» уже давно воспринимается как некое новшество в мире аккумуляторов. Подумать только, что вместо привычного жидкого электролита, являющегося водным раствором серной кислоты, здесь используется электролит в виде желеобразного вещества. Что это даёт? Очевидное преимущество такого электролита – отсутствие текучести, которая налагает на аккумуляторные батареи немало различных ограничений. Отсутствие текучести означает минимизацию потерь электролита вследствие кипения или испарения, отсутствие необходимости в измерении уровня и плотности рабочей жидкости и немало других благ, о которых мы расскажем ниже. Как и о том, из чего состоит гелевый аккумулятор, каковы его достоинства и перевешивают ли они недостатки.

Читайте также:  Комнатный планетарий конструктор led с аккумулятором

Плюсы и минусы гелевых аккумуляторов

Если бы гелевые батареи были бесперспективными, их разработки давно бы уже свернули. Так в чём же заключаются их преимущества по сравнению с АКБ предшествующих поколений?

Достоинств на самом деле немало:

  1. Гелеобразное активное электрохимическое вещество – это не жидкость. А значит, такой электролит не вытекает, он более устойчив к механическим воздействиям, включая вибрации, и намного безопаснее жидкого раствора кислоты. Это означает, что такую батарею можно устанавливать под любым углом, и даже вертикально.
  2. Если нет жидкости, отсутствуют процессы кипения и испарения газов, что благотворно сказывается на состоянии электродов – они практически не подвергаются коррозионным процессам.
  3. Гелевые батареи устойчивее к неблагоприятным погодным условиям и не боятся повышенной влажности. Температурный диапазон функционирования необычайно широк – от минус 35 до плюс 50 градусов.
  4. Они не чувствительны к кратковременному глубокому разряду, что является приговором для кальциевых батарей.
  5. Отсутствие газовыделения делает такие аккумуляторы максимально безопасными.
  6. Наконец, гелеобразный активный материал сохраняется в начальных объёмах намного дольше, увеличивая срок службы батарей этого типа.

Впрочем, недостатков тоже хватает:

  • более густой электролит характеризуется менее эффективной рекомбинацией веществ (97%) по сравнению с аккумуляторами типа AGM, где этот показатель выше 99%;
  • по этой же причине (меньшая подвижность ионов в гелеобразной среде) негативным образом сказывается на интенсивности и характеристиках процессов заряда-разряда. Случается, что при резком увеличении нагрузки в гелевых АКБ происходит провал по напряжению, а это причина неправильного поведения всего электрооборудования;
  • даже крайне непродолжительное короткое замыкание смертельно для гелевых батарей: достаточно секундного закорачивания клемм аккумулятора (например, случайно уроненным гаечным ключом), чтобы он полностью вышел из строя без возможности восстановления;
  • при температурах порядка минус 30 градусов желеобразный гель замерзает, а жидкий электролит выливается наружу, в нижнюю часть батареи, что полностью нарушает нормальное функционирование батареи;
  • стоит такой АКБ пока ещё дорого – за такие деньги можно приобрести 3–4 неплохих кислотных аккумулятора.

Из чего состоит гелевый аккумулятор

Конструкция гелевых АКБ

Гелевый аккумулятор внешне практически не отличается от своих собратьев. Основное отличие спрятано внутри – это электролит, находящийся не в жидком, а в адсорбированном состоянии. Разумеется, Gel-технология предполагает, что батарея необслуживаемая и точно также полностью герметизирована, как и кальциевый аналог. Принцип работы такого АКБ в общих чертах тоже одинаков.

Давайте рассмотрим, чем же отличается гелевый аккумулятор от кислотного. Итак, классическая электрохимическая жидкость, позволяющая эффективно накапливать энергию и затем столь же хорошо отдавать её, называется электролитом – водным раствором серной кислоты с известными оптимальными пропорциями (35:65).

В гелевых аккумуляторах в такой электролит добавляют загуститель из силикона, превращающий жидкость в желеобразную массу. Электрохимические свойства такого электролита ухудшаются незначительно, на 1–2%, а о преимуществах нетекучего электролита мы уже рассказывали.

Все остальные компоненты такие же, как у классических кислотных батарей:

  • пластиковый корпус;
  • клеммные выводы;
  • электроды в виде положительных и отрицательных решёток;
  • пластины-сепараторы пористой структуры;
  • электролит;
  • клапаны.

Электрохимические реакции, протекающие внутри гелевого аккумулятора, точно такие же, как и в кислотных АКБ: если батарея заряжена, при подсоединении нагрузки она начинает отдавать этот заряд, при этом напряжение на клеммах и плотность электролита уменьшаются.

Можно ли отличить гелевый аккумулятор от кислотного чисто внешне? Далеко не всегда. Проще всего изучить этикетку – на гелевых батареях будет присутствовать обозначение «GEL». Некоторые изготовители верхние крышки гелевых АКБ окрашивают в ярко-жёлтый цвет. В некоторых случаях можно понять, что батарея гелевая, и по корпусу, состоящему из нескольких цилиндров, связанных между собой.

Характеристики GEL аккумуляторов

Если вы решили приобрести гелевую аккумуляторную батарею, обращайте внимание на следующие её базовые характеристики:

  • номинальную ёмкость. В принципе здесь действуют те же ограничения, что и для кислотных батарей: нежелательно покупать изделие с меньшей ёмкостью, чем указано в технической документации вашего автомобиля. Больше – можно, но в пределах 5–10 А* час;
  • ток холодной прокрутки. Здесь нет ни верхних, ни нижних ограничений, а чем больше показатель, тем лучше. Разумеется, устройства с большими токами холодной прокрутки и стоят прилично, и заряжаются дольше, но они гарантированно заведут мотор в самые лютые морозы;
  • пусковой ток – показатель, который демонстрирует, сколько ампер способен отдать аккумулятор на протяжении 30 секунд;
  • на некоторых моделях указывается ток саморазряда, позволяющий оценить, за какое время бездействия батарея разрядится до опасных величин, не позволяющих производить пуск мотора;
  • номинал вольтажа для легковых ТС – это стандартные 12 В;
  • вес и габариты батареи должны соответствовать размерам аккумуляторной площадки в моторном отсеке;
  • нужно также обращать внимание на полярность АКБ, а также тип крепления.

Аккумулятор AGM для авто

Маркировка гелевых АКБ

Этикетка, которая наносится на верхнюю или боковую часть аккумулятора, расскажет о многом. В обязательном порядке здесь будут присутствовать основные характеристики (ёмкость, пусковой ток), а также дата производства. Правда, последняя чаще всего присутствует в закодированном виде, причём производители горазды придумывать самые экзотические способы шифрования. Например, в батареях под брендом Optima используется четыре цифры, первая из которых обозначает год (например, 8 – это 2018), а три остальных – день года (которых 365). Так что определять месяц и число придётся с калькулятором в руке.

Но здесь хоть всё понятно, а вот на АКБ Delta наносится код, состоящий из двух букв и двух цифр. С последними проблем нет – они указывают число месяца, месяц тоже можно определить по букве (А – январь, В – февраль и так далее), а вот год по буквенному обозначению просто так не определить – нужно искать таблицу соответствия.

Не совсем понятная кодировка используется и в батареях Varta: четвёртая по счёту цифра обозначает год, а 5–6 – месяц, причём значения с 17 по 20 обозначают январь–апрель, а май начинается с 53 и дальше идёт по нарастающей.

У других производителей ситуация аналогичная, а всё из-за отсутствия стандартов в маркировке (они есть, но разные для Европы, Азии, США).

Срок службы гелевых аккумуляторов

На этикетке и в рекламных проспектах часто можно встретить цифру 10 – столько лет производители отпускают гелевым батареям. На практике эту цифру нужно уменьшить вдвое, а при неблагоприятных условиях эксплуатации – и втрое.

Неблагоприятными условиями можно назвать низкие температуры: достаточно мороза в 30 градусов, чтобы гель замёрз, и в этих условиях наблюдается ускоренное разрушение пластин и электролита.

Также недопустимо эксплуатировать АКБ при температурах, превышающих 50 градусов – это приводит к выкипанию воды и чревато разрушением батареи.

Отметим, что заряжать гелевый аккумулятор нужно специальным зарядным устройством, несовместимым с обычными ЗУ для кислотных батарей.

Хотя считается, что Gel-батареи толерантны к глубоким разрядам, они всё же разрушают пластины. Не любят они и пониженной влажности, и перезаряда, и недозаряда – все эти факторы уменьшают ресурс источника питания.

Зарядка гелевых аккумуляторов

Хотя считается, что гелевые АКБ обладают длительным сроком эксплуатации, они более чувствительны к параметрам тока и напряжения, нежели батареи с жидким электролитом.

Так что для их зарядки требуется приобретение специализированного ЗУ – старое, которое вы использовали ранее, не подойдёт.

Рассмотрим подробнее, как правильно и эффективно заряжать гелевый аккумулятор.

Стандартная зарядка требует использования классического правила – сила тока равна 10% от ёмкости батареи. Если времени на длительную зарядку нет, можно использовать ускоренные методы, повысив значение тока ЗУ до 30% (18 А для 60-амперной АКБ).

Зарядку гелевого аккумулятора следует производить при начальном значении напряжения, равном 14.5 В. При более высоких значениях будет происходить разжижение геля, в результате чего он утратит свои первоначальные свойства. Производители обычно указывают рекомендованное значение этого параметра (ищите значение напротив слов «Cycle use»).

Зарядное устройство для гелевой АКБ

При указанных начальных значениях тока и напряжения зарядка будет длиться 9–12 часов.

Как правильно заряжать гелевый АКБ, мы расскажем ниже, а пока сообщим, что ЗУ для гелевых батарей имеют функцию заряда с целью сохранения энергии. Этот режим используется для периодической регламентной подзарядки батареи. Рекомендуемое напряжение для этого режима можно взять из строки «Standby use» на этикетке аккумулятора.

Какая нужна зарядка для гелевых аккумуляторов? Можно ли заряжать гелевый аккумулятор обычным зарядным устройством?

Ответ на последний вопрос отрицательный – только стандартные кислотно-свинцовые АКБ можно подзаряжать любыми ЗУ. Устройство без возможности регулировки тока и напряжения однозначно непригодно, но и это далеко не все требования, предъявляемые к таким ЗУ.

Итак, рассказываем, каким зарядным устройством допустимо правильно заряжать гелевый аккумулятор:

  • должна присутствовать защита от перегрева электролита;
  • ток должен отключаться после завершения зарядки;
  • подаваемое напряжение должно быть стабильным – скачки не допускаются;
  • должна иметься функция температурной компенсации (адаптация тока/напряжения к температуре внутри и снаружи АКБ).

Скачки тока и напряжения во время зарядки, равно как и заметные колебания температуры, способны частично или полностью вывести из строя Gel-батарею.

Зарядку нужно осуществлять поэтапно, примерный алгоритм процедуры:

  • первый этап – с ростом напряжения;
  • второй – с уменьшением тока зарядки;
  • на конечной стадии выставляются минимальные значения обоих параметров.

Такими возможностями обладают только импульсные зарядные устройства.

Обслуживание гелевых аккумуляторов

Эксплуатация и обслуживание гелевых источников питания в соответствии с рекомендациями производителя гарантируют длительную эксплуатацию батареи. Возможно – и весь заявленный срок. И пускай вас не сбивает с толку надпись «необслуживаемый», поскольку для поддержания всех параметров АКБ в удовлетворительном состоянии обслуживание всё же потребуется. А заключаться оно будет в периодической, но правильной и своевременной подзарядке батареи.

Отличительной особенностью гелевых аккумуляторов является существенное (кратное) снижение газообразования. Это позволяет обойтись без таких операций, как проверка уровня электролита и доливка воды или готового раствора серной кислоты.

Но остаётся одно условие, обязательное для исполнения, и заключается оно в проверке работоспособности автомобильного генератора. Нужно, чтобы он делегировал батарее стабильное, без ощутимых скачков напряжение – гелевые батареи к ним очень и очень чувствительны.

Но усилия по обслуживанию и правильной эксплуатации АКБ могут оказаться тщетными, если производить зарядку с несоблюдением перечисленных выше требований. В таких случаях срок службы гелевой батареи может оказаться даже ниже, чем у кислотных оппонентов.

Гелевая аккумуляторная батарея

Итак, вы ознакомились с тем, как обслуживать гелевый аккумулятор. Но подлежит ли он восстановлению, если по тем или иным причинам утратит первоначальные характеристики?

Ответ будет положительным, но только в некоторых случаях. Надеяться на оживление батареи с вздутыми боками или трещинами на крышке, осыпавшимися пластинами не стоит, её можно сразу отправлять в утиль.

Некоторое снижение ёмкости может произойти из-за высыхания части геля. Можно попробовать восстановить нормальный водный баланс посредством доливки дистиллированной воды.

Как это делается:

  • демонтируется пластиковая крышка;
  • снимаются резиновые заглушки, прикрывающие банки;
  • с помощью шприца в каждую секцию доливается 1–2 см 3 воды;
  • отдыхаем 2–3 часа – столько времени нужно, чтобы гель пропитался залитой жидкостью;
  • проверяем напряжение на клеммах АКБ;
  • закрываем банки пробками и устанавливаем на место крышку;
  • заряжаем аккумулятор.

Ещё один дефект, который можно попробовать исправить – это сульфатация пластин.

Десульфатацию можно провести двумя способами:

  1. Используя вещество Трилон В. Его разводят согласно инструкции и заливают в батарею, предварительно высушив её (в гелевых АКБ не всегда имеется возможность удалить всю жидкость). Выдерживаем батарею положенное время, сливаем Трилон В, тщательно промываем аккумулятор дистиллированной водой и заливаем свежий гелевый электролит, ставим батарею на зарядку.
  2. Второй метод – электрический, посредством воздействия на пластины импульсов тока разной величины – они будут способствовать разрушению лишнего сульфата свинца, скопившегося на пластинах. Но часто использовать такую процедуру нельзя: токи разрушают не только сульфатированную часть, но и саму пластину.

Источник