Меню

Электрическая схема зарядного устройства жигули

Электрическая схема зарядного устройства жигули

Общие сведения

Агрегат предназначен для преобразования однофазного переменного тока в постоянный и применяется для зарядки всех видов аккумуляторных батарей емкостью не выше 60 А·ч, напряжением 6 и 12 В.

Структура условного обозначения

ВАЗ-6/12-6,3 УХЛ3.1:
ВА — выпрямительный агрегат;
З — зарядный;
6/12 — номинальное напряжение заряжаемых аккумуляторных
батарей, В;
6,3 — номинальный выпрямленный ток, А;
УХЛ3.1 — климатическое исполнение и категория размещения по
ГОСТ 15150-69 и ГОСТ 15543.1-89.

Условия эксплуатации

Температура окружающего воздуха от минус 20 до 35°С. Относительная влажность воздуха до 98% при температуре 25°С. Группа механического исполнения М20 по ГОСТ 17516.1-90. Степень защиты IР20 по ГОСТ 14254-96. Пожаробезопасность агрегата обеспечивается конструкцией, использованием соответствующих материалов, наличием защиты от КЗ на стороне переменного тока и на стороне выпрямленного тока, от неправильного подключения аккумуляторной батареи. Агрегат соответствует требованиям ТУ 16-91 ТИДЖ.435118.003 ТУ. ТУ 16-91 ТИДЖ.435118.003 ТУ

Технические характеристики

Основные параметры агрегата приведены в таблице.

Напряжение питающей сети, В

Частота сети, Гц

Номинальный выпрямленный зарядный ток, А

Потребляемая мощность, кВт

Масса, кг, не более

Конструктивно агрегат (рис. 1) представляет собой прибор, выполненный на пластмассовом основании, к которому крепятся трансформатор, передняя и задняя панели.

Общий вид и габаритные размеры агрегата ВАЗ-6/12-6,3 На задней панели смонтированы вентильный блок, предохранители, сетевой шнур питания со штепсельной вилкой включения в питающую сеть. На передней панели смонтированы сигнальная лампа, амперметр со шкалой 0-10 А для контроля зарядного тока, регулятор тока (переключатель) и выходные зажимы «+», «-6 В» и «-12 В», к которым подключается съемный шнур для подсоединения к аккумуляторной батарее. Металлический кожух, закрывающий всю конструкцию агрегата, крепится четырьмя винтами к основанию агрегата и имеет вентиляционные отверстия для охлаждения. Электрическая принципиальная схема агрегата представлена на рис. 2.

Электрическая принципиальная схема агрегата ВАЗ-6/12-6,3: РА — амперметр типа М1001;
FU1 — плавкая вставка типа ВПБ6-10;
FU2 — плавкая вставка типа ВПБ6-42;
VD1-VD4 — диоды типа Д242;
TV — трансформатор;
HL — лампа накаливания типа КМ-24-90;
SA — переключатель типа ПГК-11П1Н Агрегат представляет собой выпрямитель, собранный по двуполупериодной схеме и подключенный ко вторичным обмоткам понижающего трансформатора. Выпрямленное напряжение, а, следовательно, и значение зарядного тока регулируется переключателем.

В комплект поставки входят: агрегат, шнур для подсоединения к аккумуляторной батарее, предохранители — 2 шт., комплект руководства по эксплуатации.

Источник



Схема зарядного устройства жигули

Зарядка аккумулятора автомобиля может потребоваться автомобилисту в любой сезон, но чаще всего нужда появляется в . Поначалу процесс кажется загадочным, ведь некоторые водители не знают, как заряжать АКБ, сколько времени для этого нужно и т.д. На самом деле зарядка аккумулятора – это довольно простая процедура, которая может быть проведена прямо на авто, в гараже или даже дома. Данная статья ответит на все вопросы, связанные с зарядкой .

Заряжаемая аккумуляторная батарея

Время зарядки

Сегодня автомобилисты пользуются тремя способами зарядки аккумуляторной батареи:

  • при подаче постоянного напряжения;
  • на постоянном токе;
  • комбинированным методом, где используются два предыдущих метода.

Мы пройдемся по каждому из этих методов, но сейчас нас интересует, сколько нужно заряжать автомобильный аккумулятор. Зарядка с использованием постоянного напряжения чаще всего используется с тем АКБ, которые полностью разряжены. Здесь перед автомобилистом встает задача обеспечить неизменность подаваемого напряжения. Отслеживать показатели можно на аккумуляторном индикаторе. Этот метод подразумевает, что батарея будет стоять на зарядке около 15 часов. Для свинцово-сурьмяного АКБ потребуются сутки.

Подзарядка аккумулятора автомобиля вторым методом должна выполняться током, показатель которого не превышает 1/10 от емкости АКБ. Этот предел относится к свинцово-сурьмяным батареям. Кальциевые аккумуляторы, изготовленными по , способны принять и более высокий ток. Такая зарядка аккумулятора автомобиля требует около 20 часов.

Что же собой представляет комбинированный метод зарядки? В нём используется современное зарядное устройство, которое полностью автоматизировано. В этом случае требуется снять батарею, хорошенько прочистить её и поставить на зарядку. Обычно устройство справляется за одну ночь. Но волноваться о времени нам не нужно, ведь ЗУ самостоятельно отключится при полной зарядке.

Способы зарядки аккумулятора

Мы разобрали, какое время зарядки автомобильного аккумулятора требуется при первом и втором методе. На практике никаких сложностей быть не должно, так как процесс мало чем отличается от зарядки другой электроники. заряжается несколько другим образом, но суть не меняется.

Нужно понимать, что зарядка АКБ является технологическим процессом, который тоже имеет свои требования. При работе с аккумулятором необходимо иметь средства защиты – резиновые перчатки, которые невосприимчивы к химическим жидкостям. В любом случае, нам требуется исправное зарядное устройство.

Зарядное устройство для автомобильного аккумулятора

Мы должны соблюдать следующие условия во время зарядки батареи:

  1. Перед тем, как заряжать аккумулятор автомобиля, его нужно полностью очистить, а также визуально осмотреть вентиляционные отверстия.
  2. При выборе способа с постоянным током нельзя заряжать аккумулятор дома – только в гараже или боксе, при этом в помещение должно вентилироваться.
  3. Курить или держать открытый огонь возле батареи нельзя, независимо от выбранного способа.
  4. Перед установкой батареи на зарядку, необходимо проверить состояние и уровень электролита.

Метод первый: постоянное напряжение

Процесс проходит довольно просто – зарядное устройство подключается к аккумулятору. При использовании постоянного напряжения АКБ лучше вынуть. Уровень заряженности зависит только от величины напряжения. Если выставить 14,4 V, то через сутки 12-вольтовая батарея будет заряжена примерно до 85%. При выставлении 15 V заряд дойдет до 90%. Идеальный вариант – это 16 V, с которыми аккумулятор заряжается до 97%.

Нужно брать в расчет внутреннее сопротивление и емкость АКБ. В зависимости от соотношения этих показателей, сила тока, которая проходит через него в начале зарядки, может превысить 50A. Чтобы не батарея не сгорела, на всех зарядных устройства присутствует ограничитель в 20-25A.

Метод второй: постоянный ток

Перед тем, как зарядить аккумулятор автомобиля при помощи постоянного тока, нужно проверить уровень заряда. Выше уже было сказано, что сила тока должна составлять 1/10 часть от емкости АКБ. К примеру, если батарея имеет емкость 60 А/ч, то для зарядки потребуется ток с силой 6 Ампер. Единственный минус метода с постоянным током – необходимость каждый час или проверять величину подаваемого тока и регулировать её.

Регулировка заключается в постоянном снижении силы тока. К примеру, когда напряжение дойдет до 14 V, силу тока нужно будет снизить в два раза. При 15 V мы должны понизить силу до 1.5 Ампер. Определить, что АКБ полностью заряжен можно по напряжению ЗУ, которое не меняется на протяжении двух часов. Теперь мы знаем, каким током заряжать автомобильный аккумулятор, так как переменный никак не подходит для АКБ в машине.

Метод третий: комбинированный

Именном такой метод используется в большинстве современных зарядных устройствах. Он самый простой и не требует контроля. В начале зарядка выполняется при помощи постоянного напряжения, а в конце – постоянным током. Зачастую зарядные устройства помещаются в багажное отделение. Когда разрядился автомобильный аккумулятор прямо в пути — это устройство будет очень кстати. В таком случае используют экспресс-зарядку, которая хоть и заряжает АКБ за 20 минут, но при этом наносит ему серьезный ущерб.

Проходит экспресс-зарядка по следующей схеме:

  1. Снимаем клеммы АКБ и тщательно прочищаем их.
  2. Присоединяем клеммы от ЗУ и не забываем про полярность, которую нужно соблюдать.
  3. Выставляем ток на максимальное значение и выставляем таймер на 20 минут. Если таймера на зарядном устройстве нет, то всегда можно воспользоваться часами или телефоном.
  4. После экспресс-зарядки ставим АКБ на место и заводим мотор.

Заключение

Иногда автомобилисты задаются вопросом: «Сколько работает аккумулятор автомобиля?». Время зависит от типа авто, режимов эксплуатации и от типа батареи. При регулярной проверке и подзарядке аккумулятор прослужит достаточно долго, главное – не забывать о нем.

Иногда проще купить, чем делать устройство с нуля своими руками. Но не всегда. Например рассмотрим автомобильные зарядки на 12 вольт. С одной стороны оно обслуживает достаточно дорогую вещь – автомобильный АКБ, который при неправильной эксплуатации может выйти из строя, причём с шумом и треском. Но с другой – глядя на схему дешёвых промышленных ЗУ, просто удивляешься, за что они берут деньги? Этот вопрос особенно справедлив для польско-китайского зарядного 6-12 В без опознавательных знаков на коробке, кроме скромной надписи Prostownik. Не знаю, что это слово означает, но звучит оно простовато 🙂

Зарядное устройство было принесено в ремонт, и что с ним случилось – никто не знал. Просто валялось долгое время в гараже и перестало работать. Проведём внешний осмотр.

Действительно, на корпусе только самое необходимое – сетевой предохранитель 1 ампер и шнур 220 В в задней части, а спереди кнопка переключения 6-12 В, плавкая вставка на 10 ампер и стрелочный амперметр 0-8 А. Даже клемм подключения кабеля нет.

Разбираем корпус и снимаем крышку. Внутри – та же святая простота 🙂

Кроме трансформатора и диодного моста ни одной другой детали не наблюдается. Хоть бы электролитический конденсатор для фильтрации поставили минимальный.

Провода почему-то оказались отсоединены от платки с диодным мостом. Как вариант, возможно произошло замыкание выходных проводов, перегрев диодов и провода отпаялись.

С замиранием проверил трансформатор на работоспособность, ведь это наиболее ценная часть любого зарядного, и если ему хана, то купить аналогичный будет очень недёшево. Трансформаторы на 20 вольт 5-10 ампер стоят минимум 10 долларов.

Слава Богу первичка показала сопротивление 22 Ома, а не бесконечность 🙂 Теперь проверка диодов – тут тоже всё ОК. Остаётся спаять провода согласно стандартной схемы зарядного выпрямителя.

Выпрямитель для заряда АКБ – схема

Схема заработала. Замеры показали переменное напряжение с выхода трансформатора – 13,8 В, а после выпрямителя – 13 В постоянки. Почему так мало? – спросите вы – ведь этого не достаточно для заряда автоаккумулятора. Потому что оно носит пульсирующий характер, а вольтметр показывает эффективное усреднённое значение.

Если подключить на выход конденсатор 100 микрофарад – напряжение сразу подскакивает до 18 вольт, так как это уже амплитудное значение.

В общем заряжает оно хоть и слабо – ток всего 3 ампера, но уверенно. Собрал корпус и отдал владельцу. А вам, уважаемые знатоки, вопрос: стоит ли покупать такие девайсы или всё-же делать приличное автомобильное зарядное своими руками?

Выпрямитель зарядный ВЗУ предназначен для зарядки аккумуляторов напряжением 6 и 12 В, ёмкостью до 60 Ач.

Потребляемая мощность 100 Вт.

Напряжение питания 220 В.

Максимальный зарядный ток 5 А..

На лицевой панели расположены:

— амперметр М4203, для контроля зарядного тока;

— вставка плавкая (F1);

— переключатель SA2, для регулировки тока заряда;

— гнёзда «+» и «— «, для подключения кабелей зарядного устройства к соответствующим клеммам аккумулятора

— тумблер SA1 «6V-12V», для установки режима работы.

Шнур (ХР1), для подключения к электросети, расположен на задней панели устройства зарядного.

Подготовка к работе и порядок работы с изделием, указания по технике безопасности, аналогичны выпрямителю для зарядки аккумуляторов «ВА-2».

Рисунок 2.19. Принципиальная схема прибора «ВЗУ».

Напряжения между выводами вторичной обмотки трансформатора Т1:

Источник

Зарядное устройство жигули схема

Зарядное устройство (ЗУ) для аккумулятора необходимо каждому автолюбителю, но стоит оно немало, а регулярные профилактические поездки в автосервис не выход. Обслуживание батареи в СТО требует времени и денег. Кроме того, на разряженном аккумуляторе до сервиса ещё нужно доехать. Собрать своими руками работоспособное зарядное устройство для автомобильного аккумулятора своими руками сможет каждый, кто умеет пользоваться паяльником.

Немного теории об аккумуляторах

Любой аккумулятор (АКБ) — накопитель электрической энергии. При подаче на него напряжения энергия накапливается, благодаря химическим изменениям внутри батареи. При подключении потребителя происходит противоположный процесс: обратное химическое изменение создаёт напряжение на клеммах устройства, через нагрузку течёт ток. Таким образом, чтобы получить от батареи напряжение, его сначала нужно «положить», т. е. зарядить аккумулятор.

Практически любой автомобиль имеет собственный генератор, который при запущенном двигателе обеспечивает электроснабжение бортового оборудования и заряжает аккумулятор, пополняя энергию, потраченную на пуск мотора. Но в некоторых случаях (частый или тяжёлый запуск двигателя, короткие поездки и пр.) энергия аккумулятора не успевает восстанавливаться, батарея постепенно разряжается. Выход из создавшегося положения один — зарядка внешним зарядным устройством.

Как узнать состояние батареи

Чтобы принимать решение о необходимости зарядки, нужно определить, в каком состоянии находится АКБ. Самый простой вариант — «крутит/не крутит» — в то же время является и неудачным. Если батарея «не крутит», к примеру, утром в гараже, то вы вообще никуда не поедете. Состояние «не крутит» является критическим, а последствия для аккумулятора могут быть печальными.

Оптимальный и надёжный метод проверки состояния аккумуляторной батареи — измерение напряжения на ней обычным тестером. При температуре воздуха около 20 градусов зависимость степени зарядки от напряжения на клеммах отключённой от нагрузки (!) батареи следующая:

  • 12.6…12.7 В — полностью заряжена;
  • 12.3…12.4 В — 75%;
  • 12.0…12.1 В — 50%;
  • 11.8…11.9 В — 25%;
  • 11.6…11.7 В — разряжена;
  • ниже 11.6 В — глубокий разряд.

Нужно отметить, что напряжение 10.6 вольт — критическое. Если оно опустится ниже, то «автомобильная батарейка» (особенно необслуживаемая) выйдет из строя.

Правильная зарядка

Существует два метода зарядки автомобильной батареи — постоянным напряжением и постоянным током. У каждого свои особенности и недостатки:

  • Зарядка постоянным напряжением — годится для восстановления заряда не полностью разряженных батарей, напряжение на клеммах которых не ниже 12.3 В. Процесс заключается в следующем: к клеммам батареи подключают источник постоянного тока напряжением 14.2–14.7 В. Окончание процесса контролируют по току потребления: когда он упадёт до нуля, зарядка считается оконченной. Недостаток такого способа — возможно большой начальный зарядный ток; чем сильнее батарея разряжена, тем выше ток. Преимущества метода очевидны — вам не нужно постоянно регулировать ток зарядки, аккумулятору не грозит перезарядка, если вы про него забудете.
  • Зарядка постоянным током — самый распространённый и надёжный способ. В этом режиме ЗУ выдаёт постоянный ток, равный 1/10 ёмкости батареи. Окончание процесса зарядки определяется по напряжению на батарее — когда оно достигнет 14.7 В, заряжать батарею прекращают. Недостаток такого метода — батарею можно испортить, не сняв вовремя с зарядки.

Самодельные зарядки для АКБ

Собрать своими руками зарядное устройство для автомобильного аккумулятора реально и не особо сложно. Для этого нужно иметь начальные знания по электротехнике и уметь держать в руках паяльник.

Простое устройство на 6 и 12 В

Такая схема самая элементарная и бюджетная. При помощи этого ЗУ вы сможете качественно зарядить любой свинцовый аккумулятор с рабочим напряжением 12 или 6 В и электрической ёмкостью от 10 до 120 А/ч.

Устройство состоит из понижающего трансформатора Т1 и мощного выпрямителя, собранного на диодах VD2-VD5. Установка зарядного тока производится переключателями S2-S5, при помощи которых в цепь питания первичной обмотки трансформатора подключаются гасящие конденсаторы C1-C4. Благодаря кратному «весу» каждого переключателя, различные комбинации позволяют ступенчато регулировать ток зарядки в пределах 1–15 А с шагом 1 А. Этого достаточно для выбора оптимального тока зарядки.

К примеру, если необходим ток в 5 А, то понадобится включить тумблеры S4 и S2. Замкнутые S5, S3 и S2 дадут в сумме 11 А. Для контроля напряжения на АКБ служит вольтметр PU1, за зарядным током следят при помощи амперметра PА1.

В конструкции можно использовать любой силовой трансформатор мощностью около 300 Вт, в том числе и самодельный. Он должен выдавать на вторичной обмотке напряжение 22–24 В при токе до 10–15 А. На месте VD2-VD5 подойдут любые выпрямительные диоды, выдерживающие прямой ток не менее 10 А и обратное напряжение не ниже 40 В. Подойдут Д214 или Д242. Их следует установить через изолирующие прокладки на радиатор с площадью рассеяния не менее 300 см. кв.

Конденсаторы С2-С5 обязательно должны быть неполярные бумажные с рабочим напряжением не ниже 300 В. Подойдут, к примеру, МБЧГ, КБГ-МН, МБГО, МБГП, МБМ, МБГЧ. Подобные конденсаторы, имеющие форму кубиков, широко использовались как фазосдвигающие для электромоторов бытовой техники. В качестве PU1 использован вольтметр постоянного тока типа М5−2 с пределом измерения 30 В. PA1 — амперметр того же типа с пределом измерения 30 А.

Схема проста, если собрать её из исправных деталей, то в налаживании не нуждается. Это устройство подойдёт и для зарядки шестивольтовых батарей, но «вес» каждого из переключателей S2-S5 будет иным. Поэтому ориентироваться в зарядных токах придётся по амперметру.

С плавной регулировкой тока

По этой схеме собрать зарядник для аккумулятора автомобиля своими руками сложнее, но она возможна в повторении и тоже не содержит дефицитных деталей. С её помощью допустимо заряжать 12-вольтовые аккумуляторы ёмкостью до 120 А/ч, ток заряда плавно регулируется.

Зарядка батареи производится импульсным током, в качестве регулирующего элемента используется тиристор. Помимо ручки плавной регулировки тока, эта конструкция имеет и переключатель режима, при включении которого зарядный ток увеличивается вдвое.

Режим зарядки контролируется визуально по стрелочному прибору RA1. Резистор R1 самодельный, выполненный из нихромовой или медной проволоки диаметром не менее 0.8 мм. Он служит ограничителем тока. Лампа EL1 — индикаторная. На её месте подойдёт любая малогабаритная индикаторная лампа с напряжением 24–36 В.

Понижающий трансформатор можно применить готовый с выходным напряжением по вторичной обмотке 18–24 В при токе до 15 А. Если подходящего прибора под рукой не оказалось, то можно сделать самому из любого сетевого трансформатора мощностью 250–300 Вт. Для этого с трансформатора сматывают все обмотки, кроме сетевой, и наматывают одну вторичную обмотку любым изолированным проводом с сечением 6 мм. кв. Количество витков в обмотке — 42.

Тиристор VD2 может быть любым из серии КУ202 с буквами В-Н. Его устанавливают на радиатор с площадью рассеивания не менее 200 см. кв. Силовой монтаж устройства делают проводами минимальной длины и с сечением не менее 4 мм. кв. На месте VD1 будет работать любой выпрямительный диод с обратным напряжением не ниже 20 В и выдерживающий ток не менее 200 мА.

Налаживание устройства сводится к калибровке амперметра RA1. Сделать это можно, подключив вместо аккумулятора несколько 12-вольтовых ламп общей мощностью до 250 Вт, контролируя ток по заведомо исправному эталонному амперметру.

Из компьютерного блока питания

Чтобы собрать это простое зарядное устройство своими руками, понадобится обычный блок питания от старого компьютера АТХ и знания по радиотехнике. Но зато и характеристики прибора получатся приличными. С его помощью заряжают батареи током до 10 А, регулируя ток и напряжение заряда. Единственное условие — БП желателен на контроллере TL494.

Для создания автомобильной зарядки своими руками из блока питания компьютера придётся собрать схему, приведённую на рисунке.

Пошагово необходимые для доработки операции будут выглядеть следующим образом:

  1. Откусить все провода шин питания, за исключением жёлтых и чёрных.
  2. Соединить между собой жёлтые и отдельно чёрные провода — это будут соответственно «+» и «-» ЗУ (см. схему).
  3. Перерезать все дорожки, ведущие к выводам 1, 14, 15 и 16 контроллера TL494.
  4. Установить на кожух БП переменные резисторы номиналом 10 и 4,4 кОм — это органы регулировки напряжения и тока зарядки соответственно.
  5. Навесным монтажом собрать схему, приведённую на рисунке выше.

Если монтаж выполнен правильно, то доработку закончена. Осталось оснастить новое ЗУ вольтметром, амперметром и проводами с «крокодилами» для подключения к АКБ.

В конструкции возможно использовать любые переменные и постоянные резисторы, кроме токового (нижний по схеме номиналом 0.1 Ом). Его рассеиваемая мощность — не менее 10 Вт. Сделать такой резистор можно самостоятельно из нихромового или медного провода соответствующей длины, но реально найти и готовый, к примеру, шунт от китайского цифрового тестера на 10 А или резистор С5−16МВ. Ещё один вариант — два резистора 5WR2J, включённые параллельно. Такие резисторы есть в импульсных блоках питаниях ПК или телевизоров.

Что необходимо знать при зарядке АКБ

Заряжая автомобильный аккумулятор, важно соблюдать ряд правил. Это поможет вам продлить срок службы аккумулятора и сохранить своё здоровье:

  1. Все свинцовые аккумуляторы заряжают током не выше одной десятой от ёмкости батареи. Если у вас в авто стоит АКБ ёмкостью 60 А/ч, то расчёт зарядного тока выглядит так: 60/10=6 А.
  2. В процессе зарядки могут выделяться взрывоопасные газы. Особенно это касается обслуживаемых аккумуляторов. Достаточно одной искры, чтобы скопившийся в гараже или другом помещении водород взорвался. Поэтому заряжать аккумуляторы нужно в хорошо проветриваемом помещении или на балконе.
  3. Зарядка батареи сопровождается выделением тепла, поэтому постоянно контролируйте температуру корпуса АКБ на ощупь. Если батарея заметно нагрелась, то немедленно уменьшите зарядный ток или вообще прекратите зарядку.
  4. Если батарея обслуживаемая, постоянно контролируйте уровень электролита в банках и его плотность. В процессе заряда электролит «выкипает», а плотность повышается. Если пластины в банке оголились или плотность поднялась выше 1.29, а зарядка ещё не закончена, добавьте в электролит дистиллированной воды.
  5. Не допускайте перезарядки батареи. Максимальное напряжение на ней при подключённом ЗУ — 14.7 В.
  6. Не допускайте глубокой разрядки батареи, подзаряжайте её периодически. Если напряжение на батарее при отключённой нагрузке опустится ниже 10.7, АКБ придётся выбросить.

Вопрос о создании простого зарядного устройство для аккумулятора своими руками выяснен. Все достаточно просто, осталось запастись необходимым инструментом и можно смело приступать к работе.

Выпрямитель зарядный ВЗУ предназначен для зарядки аккумуляторов напряжением 6 и 12 В, ёмкостью до 60 Ач.

Потребляемая мощность 100 Вт.

Напряжение питания 220 В.

Максимальный зарядный ток 5 А..

На лицевой панели расположены:

— амперметр М4203, для контроля зарядного тока;

— вставка плавкая (F1);

— переключатель SA2, для регулировки тока заряда;

— гнёзда «+» и «— «, для подключения кабелей зарядного устройства к соответствующим клеммам аккумулятора

— тумблер SA1 «6V-12V», для установки режима работы.

Шнур (ХР1), для подключения к электросети, расположен на задней панели устройства зарядного.

Подготовка к работе и порядок работы с изделием, указания по технике безопасности, аналогичны выпрямителю для зарядки аккумуляторов «ВА-2».

Рисунок 2.19. Принципиальная схема прибора «ВЗУ».

Напряжения между выводами вторичной обмотки трансформатора Т1:

Многим известно, что в автомобиле ВАЗ-2105-06 есть недостаток цепи включения фар дальнего и ближнего света, стеклоочистителей, вентилятора печки и обогрева заднего стекла подключаются минуя замок зажигания. Поэтому, если эти цепи были включены, то и после выключения зажигания они остаются включенными. Каждый из этих потребителей нужно выключать своей кнопкой. Но так можно забыть что-то выключить, и через некоторое время стоянки с включенным дальним светом или печкой, обогревом стекла, аккумулятор может полностью разрядиться.

К примеру, на автомобилях ВАЗ-2108-2110 при выключении зажигания эти цепи автоматически выключаются, но на классике, в частности на ижевской «четверке», такое автоматическое отключение не предусмотрено.

Чтобы не остаться утром с разряженным аккумулятором можно установить несложный сигнализатор, который будет предупреждать вас о включенных потребителях каждый раз, когда вы будете выключить зажигание автомобиля

Принципиальная схема сигнализатора показана на рисунке. В её основе внутренности от неисправного китайского кварцевого будильника, а именно, печатная плата с пищалкой. Источник питания платы должен быть напряжением не более 1,8V, поэтому, плата питается через своеобразный параметрический стабилизатор, состоящий из светодиода АЛ307 (напряжение падения 1,7V) и резистора R1. Во время звучания ток потребления достаточно высок (30-50 mА), поэтому, здесь используется гасящий резистор R1 относительно малого сопротивления.

Сигнализатор включен, по плюсу, через диоды VD1-VD5 к положительным цепям питания потребителей энергии, которые нужно контролировать, а по минусу к датчику давления масла в системе смазки двигателя.

Когда двигатель работает, в его системе смазки давление высоко, и контакты датчика давления разомкнуты. Даже при включенных потребителях, в этом случае, питание на схему сигнализатора не поступает

Когда двигатель выключен, давление масла в нем мало и контакты датчика давления масла замкнуты. Через них, и через диод VD6, отрицательный вывод питания сигнализатора соединяется с минусом аккумулятора (с «массой»). Если, при этом, будет включен один из потребителей (или несколько) то через один из диодов VD1-VD5 на сигнализатор поступит положительное напряжение. Загорится светодиод HL1 и зазвучит сигнализатор.

После выключения всех потребителей звучание сигнализатора прекратится. Сигнализатор будет хорошо работать только на исправном двигателе, то есть, на двигателе с хорошим давлением масла.

В схеме можно применить любой светодиод. номинальное падение напряжения на котором находится в пределах 1.5. 1,9V. Сверхяркие или другие светодиоды с более высоким напряжением падения использовать нельзя.

Светодиод служит источником питания схемы сигнализатора, поэтому, его совсем не обязательно устанавливать на приборной панели автомобиля, как индикатор.

Источник

Выпрямительный зарядный агрегат ВАЗ-6/12-6,3

Общие сведения

Агрегат предназначен для преобразования однофазного переменного тока в постоянный и применяется для зарядки всех видов аккумуляторных батарей емкостью не выше 60 А·ч, напряжением 6 и 12 В.

Структура условного обозначения

ВАЗ-6/12-6,3 УХЛ3.1:
ВА — выпрямительный агрегат;
З — зарядный;
6/12 — номинальное напряжение заряжаемых аккумуляторных
батарей, В;
6,3 — номинальный выпрямленный ток, А;
УХЛ3.1 — климатическое исполнение и категория размещения по
ГОСТ 15150-69 и ГОСТ 15543.1-89.

Условия эксплуатации

Температура окружающего воздуха от минус 20 до 35°С. Относительная влажность воздуха до 98% при температуре 25°С. Группа механического исполнения М20 по ГОСТ 17516.1-90. Степень защиты IР20 по ГОСТ 14254-96. Пожаробезопасность агрегата обеспечивается конструкцией, использованием соответствующих материалов, наличием защиты от КЗ на стороне переменного тока и на стороне выпрямленного тока, от неправильного подключения аккумуляторной батареи. Агрегат соответствует требованиям ТУ 16-91 ТИДЖ.435118.003 ТУ. ТУ 16-91 ТИДЖ.435118.003 ТУ

Технические характеристики

Основные параметры агрегата приведены в таблице.

Наименование параметра Значение параметра для режима работы
I (6 В) II (12 В)

Напряжение питающей сети, В

Частота сети, Гц

Номинальный выпрямленный зарядный ток, А

Потребляемая мощность, кВт

Масса, кг, не более

Конструктивно агрегат (рис. 1) представляет собой прибор, выполненный на пластмассовом основании, к которому крепятся трансформатор, передняя и задняя панели.

Общий вид и габаритные размеры агрегата ВАЗ-6/12-6,3 На задней панели смонтированы вентильный блок, предохранители, сетевой шнур питания со штепсельной вилкой включения в питающую сеть. На передней панели смонтированы сигнальная лампа, амперметр со шкалой 0-10 А для контроля зарядного тока, регулятор тока (переключатель) и выходные зажимы «+», «-6 В» и «-12 В», к которым подключается съемный шнур для подсоединения к аккумуляторной батарее. Металлический кожух, закрывающий всю конструкцию агрегата, крепится четырьмя винтами к основанию агрегата и имеет вентиляционные отверстия для охлаждения. Электрическая принципиальная схема агрегата представлена на рис. 2.

Электрическая принципиальная схема агрегата ВАЗ-6/12-6,3: РА — амперметр типа М1001;
FU1 — плавкая вставка типа ВПБ6-10;
FU2 — плавкая вставка типа ВПБ6-42;
VD1-VD4 — диоды типа Д242;
TV — трансформатор;
HL — лампа накаливания типа КМ-24-90;
SA — переключатель типа ПГК-11П1Н Агрегат представляет собой выпрямитель, собранный по двуполупериодной схеме и подключенный ко вторичным обмоткам понижающего трансформатора. Выпрямленное напряжение, а, следовательно, и значение зарядного тока регулируется переключателем.

В комплект поставки входят: агрегат, шнур для подсоединения к аккумуляторной батарее, предохранители — 2 шт., комплект руководства по эксплуатации.

Источник

Читайте также:  Зарядное устройство для акб шуруповерта макита
Наименование параметра Значение параметра для режима работы
I (6 В) II (12 В)