Меню

Доп аккумулятор для автодома



Mercedes-Benz Sprinter самодельный автодом › Logbook › Обслуживание AGM батарей автодома зимой. 12В инвертор с зарядкой, бензиновый генератор

Привет из самодельного автодома. Все еще не достроенного, но тем не менее.

Ранее я показывал, что у меня в автодоме установлены две AGM 12В батареи по 200Ач.

А с ними штука такая, что сильный холод они не любят — теряют постепенно заряд. Ну не за одну ночь конечно, но 5% в месяц (а то и 10% если был сильный мороз) — вполне вероятно.

Я бы их домой унес, да они у меня «замурованы» в каркас авдодома, да и весят по 65кг, особо не побегаешь с ними туда-сюда.

К тому же, даже зимой, я что-то стараюсь в доме делать (снимаю мерки, что-то мелкое делаю, по электрике там или водопроводу. Что могу в общем) и пользуюсь светом и вентиляцией. Так что батареи разряжаются потихоньку.

А разряжаться им крайне не рекомендуется. Частое падение заряда даже ниже 70% может привести к сокращению срока службы в полтора раза. А ниже 50% даже в два. Полный разряд на несколько дней вообще практически равносилен смерти — разряженные батареи начинают стремительно деградировать и потом они конечно будут еще работать, но их емкость упадет очень существенно.

В летнее время у меня бы с этим не было проблем — на крыше установлены солнечные панели на 400Вт и они могут поддерживать 100% заряд без проблем (да и вообще за пару дней зарядить такие аккумуляторы полностью).

Но вот зимой другая история — фургон сейчас стоит на улице (так и не смог за адекватные деньги найти гараж с воротами 3м для своего 7-ми метрового домика). Солнечные панели постоянно засыпает снегом, заряд не идет.

А чистить крышу фургона это не шутки — стремянка, полутораметровая швабра и вперед.

Альтернатива — завести двигатель и постоять на холостых час-два. От генератора протянут кабель для заряда батарей. Но неблагодарное это дело — дизельный двигатель на холостых в мороз запускать и давать ему работать час. Я так несколько раз делал, но это явно не здорово.

И вот новое решение. Первым делом я поменял свой китайский 2квт интвертор на китайский же, но уже довольно продвинутый инвертор 3квт с чистым синусом и зарядником для батарей.

То есть он уже не только может конвертировать 12в в 220в, но и сам принимать 220в и заряжать ими батареи.

Причем с неплохим токов в 30-70А. Да еще и с выбором типа батарей для правильной таблицы заряда.

Источник

Аккумуляторы

Товары со статусами «В наличии» и «Ожидается» можно купить, указав необходимое вам количество и нажав зеленую кнопку «В корзину» на странице товара.

После завершения выбора товаров, перейдите в корзину, где находятся все выбранные вами товары. В корзине вы можете изменить количество товара, а так же удалить лишние позиции. Если список покупок верен, нажмите «Продолжить» под списком и далее укажите ваши контактные данные и выберите способ доставки заказа. Пожалуйста, внимательно заполняйте контактные данные. В случае ошибки, мы не сможем с вами связаться и доставить ваш заказ.

Информация о заказе сразу поступает к нам, мы связываемся с вами по телефону или по электронной почте и обговариваем условия доставки и оплаты.

Учтите, что товары со статусом «Ожидается» могу быть отправлены вам только после поступления на наш склад. Если вы заказываете товары со статусом «Предзаказ», то после отправки заказа, мы свяжемся с вами и уточним сроки поставки, точную стоимость товара и размер предоплаты.

«В наличии» — товар находится на складе в Москве. Указанная на сайте цена актуальна. Вы можете купить этот товар, заказать доставку или забрать его самостоятельно.

«Ожидается» — товар отсутствует на складе, но уже находится в пути и известна его точная стоимость. Вы можете купить этот товар, заказать доставку или самовывоз. Отправка будет осуществлена после поступления товара на склад.

«Предзаказ» — товар поставляется только под конкретный заказ, после осуществления предоплаты (сумма оговаривается индивидуально для каждого товара). Указанная на сайте стоимость является примерной и может быть изменена.

«Нет в наличии» — товар отсутствует на складе, дата и возможность следующего поступления неизвестна.

«Новый» — товар в заводской упаковке, с сопроводительной документацией, если это предусмотрено заводом-изготовителем. Не использовался.

«Б/У» — товар, находившийся ранее в пользовании. Такие товары перед продажей проходят предпродажную подготовку и проверяются на работоспособность.

Оплата осуществляется онлайн любым удобным вам способом: банковской картой, электронными деньгами, через платежные системы Google Pay и Apple Pay. Возможна безналичная оплата для юридических лиц через выставление счета (без НДС). При отправке заказов через «СДЭК» или Почту России доступен наложенный платеж (в этом случает стоимость заказа увеличивается на 10%).

Читайте также:  Аккумуляторы автомобильные варта стандарт

Москва и МО: Вы можете самостоятельно забрать ваш заказ со склада в Москве. Доставка по Москве и МО осуществляется с помощью курьерской службы «СДЭК» — до адреса или до пункта выдачи в течение двух-трех дней после оплаты.

Другие города и регионы: Отправка мелких пакетов и коробок в регионы России осуществляется через «СДЭК» до адреса или до пункта выдачи. Так же возможна отправка Почтой России, EMC Почты России (в регионы, где «СДЭК» не представлен). Крупногабаритные и тяжелые товары мы отправляем «Деловыми Линиями» до складского терминала или до адреса. По договоренности возможна доставка другими транспортными компаниями с услугой «забор груза в Москве».

Доставка в другие страны: Отправка в Казахстан и Республику Беларусь осуществляется через «СДЭК» до адреса или до пункта выдачи. Отправка в страны Балтии может быть осуществлена со склада в Латвии местными службами доставки.

Источник

Правильный аккумулятор для дома на колёсах

image
А помните время, когда было достаточно просто палатки для выезда?

Нельзя просто так взять и воткнуть обычный аккумулятор в дом на колёсах, лодку или автономный источник питания где-то в горах. Точнее, можно. Но через короткое время он деградирует, и его придётся выбросить. Многие через это проходили, когда пытались использовать обычные стартерные батареи в качестве ИБП для домашнего сервера или как буфер для солнечной батареи.

Чтобы батарея не умирала от глубокого разряда, её внутренняя структура должна быть оптимизирована для таких сценариев. Например, для свинцово-кислотных аккумуляторов нужны более толстые пластины иной конфигурации. Как альтернатива пойдёт литий-ионный вариант, но он очень дорог в пересчёте на запасаемую энергию. Литий имеет смысл использовать там, где вы самостоятельно тащите эту батарею на себе, например, в походах. В остальных ситуациях классические свинцово-кислотные батареи по-прежнему — самый дешёвый способ запасти энергию. Сегодня я расскажу о том, что будет со стартовым аккумулятором при его эксплуатации в качестве резервного и какой тип надо было брать изначально.

Что такое сульфатация

Свинцово-кислотные аккумуляторы постепенно вытесняются литием во многих сферах, в первую очередь — там, где требуются малый вес и высокая энергоёмкость. Условный телефон с пластинами свинца был бы весьма специфичным девайсом. Тем не менее они до сих пор актуальны там, где нужно запасти большой объём энергии за умеренную цену, а вес особо некритичен. На велосипед, например, в качестве вспомогательного тягового аккумулятора не поставишь: замучаешься тащить. А вот в автодом, как резервный аккумулятор на дачу или катер — запросто. Там вес всё равно неважен, а цена на литий уже кусается.

Всё бы хорошо, но у свинцово-кислотных есть одна очень неприятная особенность — они катастрофически быстро деградируют при чрезмерном разряде. По мере разряда свинец на катоде из диоксида постепенно переходит в сульфат. На аноде аналогично идёт образование сульфата свинца, но уже не из оксида, а из чистого губчатого свинца.

Реакция на положительном электроде (зарядка идёт слева направо):

image

Реакция на отрицательном электроде (зарядка идёт слева направо):

image

В норме эта реакция почти обратима. Чем более мелкодисперсные кристаллы сульфата свинца образуются, тем легче протекает обратная реакция при зарядке. Кристаллы мелкие, а внутреннее сопротивление пластины невелико, пока батарея не сильно разряжена. Грубо говоря, когда вы разрядили батарею на 20–30 % — всё хорошо. До 100 % можно будет зарядить практически без потерь.

image
Положительная пластина до процесса формирования.

image
Зеленоватая отрицательная пластина до процесса формирования.

Если аккумулятор разряжать достаточно сильно, а тем более в ноль и подержать некоторое время в разряженном состоянии, то кристаллы сульфата свинца станут настолько крупными (процесс перекристаллизации), что начнут деактивировать активную массу, превращая её в балласт и разрывая внутреннюю структуру пластин. Более крупные кристаллы сульфата свинца, образующиеся на поверхности, печально отвалятся от основной массы и осядут на дне аккумулятора. С этого момента они не смогут участвовать в реакции заряда. Но даже кристаллы, оставшиеся на пластине, из-за своего высокого сопротивления будут очень неохотно превращаться обратно в металлический свинец и оксид. Суммарная рабочая площадь пластин резко падает, и батарея отправляется на утилизацию. Особенно сильно пострадает типовая АКБ от вибрации в разряженном состоянии — это ускорит осыпание пластин.

Если немного поработать ножовкой, то можно добраться до внутренностей аккумулятора. В домашних условиях так делать не надо: они необслуживаемые и с недружелюбной кислотой внутри. Мы такие операции с распиливанием иногда проводим для экспертной оценки того, как чувствует себя аккумулятор после гарантийного срока службы. Вскрытие показало, что пациент умер от вскрытия и мог бы ещё поработать.

Читайте также:  Аккумуляторы тюмень цены воронеж

image
Вот так выглядят разряженные пластины. Белёсые участки — это сульфат свинца в виде кристаллов, которые уже не участвуют в электрохимической реакции разряда.

Как восстановить активную массу?

Многие производители стараются бороться с этим различными способами. Мы используем специальные углеродные добавки в активную массу отрицательных пластин для снижения их внутреннего сопротивления, увеличения скорости заряда и снижения риска образования крупных, плохо растворимых кристаллов сульфата свинца. Технологию назвали Carbon Boost, я уже упоминал о ней в прошлых постах. И всё же это не панацея, и даже самые защищённые аккумуляторы умирают от длительного недозаряда даже с учётом стекловолоконной технологии в AGM и использования Carbon Boost.

Частично растворить крупные структуры можно специальными зарядными устройствами, но это всё равно не вернёт исходных параметров батареи, так как часть активной массы просто осыплется на дно АКБ. Хотя бывают варианты и похуже.

Правильный тип аккумулятора

Фундаментальный принцип проектирования почти любой батареи заключается в том, что мы выбираем либо более высокую ёмкость, либо более высокие токи при прочих равных. В свинцово-кислотных АКБ это достигается в первую очередь балансом между толщиной пластин и их количеством. Более тонкие пластины позволяют разместить больше пластин в батарее. Увеличение рабочей площади пластин даёт более мощный выброс энергии, необходимой для запуска двигателя. Более толстые пластины повышают устойчивость к циклам, обеспечивая безопасное, более глубокое и продолжительное время разряда, и могут использоваться для питания различного оборудования.

image
Стартерные батареи и батареи долгосрочного питания сильно отличаются по строению и используются в различных целях.

Собственно именно этот баланс и важен при выборе аккумулятора. Аккумулятор для запуска двигателя должен иметь возможность отдать большой ток даже в условиях зимы, поэтому в нём применяется больше пластин для достижения большей рабочей поверхности. Он очень редко питает что-то значительное, когда двигатель выключен. По сути, если у вас работают автомагнитола, обогреватель сидений и фары, то почти всегда в этот момент двигатель заведён, и основное питание потребителей обеспечивает генератор.

У автодомов всё не так. Если вы едете в дикую местность на автодоме, то вряд ли будете стоять с заведённым двигателем. Как ни крути, но на холостом ходу двигатель всё равно будет непрерывно жрать топливо. Поэтому подразумевается, что вы накопите достаточное количество энергии по дороге к стоянке в аккумуляторах, а запуск двигателя — это скорее аварийный вариант, если вы не рассчитали ваши потребности и время стоянки.

Резервная батарея чаще всего должна работать, когда двигатель выключен. Обычно это не очень мощные потребители: неяркое светодиодное освещение, компактный холодильник, который скорее термос, и тому подобное. Высокие пиковые токи тут совершенно не нужны. Но зато гораздо более востребованы более энергоёмкие аккумуляторы, способные дольше отдавать энергию. В структуре таких батарей используется меньшее количество более толстых пластин, и как следствие — с меньшей рабочей площадью.

Если провести аналогию, то стартовые аккумуляторы — спринтеры, а резервные — бегуны на длинные дистанции.

image
Equipment-линейка — самая энергоэффективная и живучая на длинных дистанциях.

У Exide есть две-три ключевые линейки батарей, при этом, как показано на картинке, для одного и того же запаса энергии могут понадобиться три обычных Exide Dual, или один гелевый, или литиевые аккумуляторы:

  1. Starter (обычный, AGM) — отдают пиковые токи и предназначены только для запуска двигателя. В качестве источника резервного питания они не подходят: в таком режиме эксплуатации они быстро выйдут из строя.
  2. Dual (обычный, AGM и EFB ) — промежуточный вариант, совмещающий два режима работы: пуск двигателя и питание электрооборудования. Они могут отдать большой ток и лучше переносят сильный разряд. Ими можно запустить двигатель, и при этом они подойдут для использования в качестве источника для не очень прожорливого оборудования, например, освещения, телевизора, зарядки электробритвы или насоса для циркуляции воды. При этом более продвинутая технология EFB с применением Carbon Boost и AGM даёт больше запаса энергии из расчёта на килограмм и большую скорость приёма заряда.
  3. Equipment (AGM, GEL, Li-ion) — специально для питания оборудования. Двигатель ими в теории завести можно, но это не их профиль: пиковые токи у них существенно ниже. Зато заряд они держат очень долго и могут длительное время питать много разных потребителей. В принципе, если такие аккумуляторы установить на моторную лодку, они вполне смогут длительное время питать ультразвуковой сонар для поиска рыбы или навигационное оборудование. При этом двигатель можно длительное время держать выключенным, чтобы не мешать рыбалке.
Читайте также:  Аккумулятор outdo ytx7a bs обслуживание

image
Обратите внимание, что за счёт применения различных технологий и более толстых пластин можно глубже безопасно разряжать аккумуляторы резервного питания.

Что ещё важно учитывать?

Для правильного подбора аккумулятора необходимо оценить суммарную мощность всех энергопотребителей и необходимое время работы между перезарядками:

image

Когда вы рассчитываете энергоёмкость, которая вам потребуется для автономной работы, всегда накидывайте 20 % как коэффициент безопасности. Это хороший резерв на случай превышения квоты и будущей деградации аккумуляторов.

Не забывайте про контроллер заряда и мониторинг. Иначе вы можете приехать в свой замечательный автономный дом в горах и обнаружить, что солнечные батареи занесло снегом два месяца назад, а аккумуляторы разрядились в ноль и теперь кандидаты под замену. Всегда оставляйте пару свободных процентов заряда для возможности подачи аварийного сигнала.

Источник

Зачем автодому отдельный аккумулятор и какой я взял?

Продолжаю рассказывать про то, как мы строили самодельный автодом из микроавтобуса. У меня целая серия фотоотчетов про это дело, я рассказал про выбор базы, разборку и очистку, шумоизоляцию, обшивку, мебель и водоснабжение. Ссылки на все отчеты будут в отдельном посте под этим абзацем. Плавно подобрались к вопросу с электрикой. В этом посте расскажу про дополнительный аккумулятор для автодома. Зачем он нужен и какой выбирать.

В любом автодоме все электрические потребители можно поделить на две части, назовем их автомобильные и бытовые. К первым отнесем те, которые относятся именно к автомобильной части: штатные фонари и фары, стартер, система охлаждения двигателя и салона, аудиосистема, приборная панель, системы охраны и безопасности движения, а также прочая автомобильная электрика и электроника. А в категорию бытовых потребителей определим то, что используется для жилых целей — холодильник, электроплита, насос для воды, освещение жилой части автодома и прочие.

Теоретически, все бытовые потребители в жилой части автодома можно подключить к автомобильному аккумулятору. Но нужно понимать, что таким образом он будет разряжаться еще активнее и быстрее. И это может привести к тому, что оставшегося заряда может не хватить, чтобы завести автомобиль. Если дополнительных потребителей немного, то такой вариант допустим. Например, так могут делать те, кто путешествует в минивэнах и небольших микроавтобусах/фургонах вроде VW Transporter. Чаще всего у них из дополнительных потребителей только освещение салона и маломощный инвертор.

У меня, конечно, не большой фургон, но электрических потребителей было запланировано немало. Вот такой список у меня получился:

  • инвертор 12-220 вольт 1000 ватт
  • бытовой компрессорный мини-холодильник 220 вольт
  • насос для воды 12 вольт
  • потолочное освещение из 6 точечных LED-светильников 12 вольт
  • зарядки двух ноутбуков от инвертора
  • зарядки двух телефонов и одного фотоаппарата

Поэтому я не рассматривал вариант подключения всего этого к родному аккумулятору микроавтобуса. Только отдельный аккумулятор. Меня только мучало два вопроса: какой объем и какую модель.

С объемом решил брать не меньше 100 Ач. Чем больше объем — тем дольше он будет работать и тем меньше будет риск разрядить его до критического уровня. По-хорошему минимально необходимый объем аккумулятора надо вычислять из мощности потребителей и количества часов, которые они работают.

С типом аккумулятора тоже решил заранее — только гелевые или AGM. Кислотно-щелочные при зарядке выделяют вредные газы и плохо переносят критические уровни заряда. Под капотом это не страшно, а в салоне машины, где собираешься спать — нежелательно. А литий-ионные хороши всем, кроме цены — они минимум вдвое дороже при том же объеме.

С брендом определялся дольше всего. Сначала даже поехал покупать AGM-аккумулятор локального российского бренда. Знаете, из тех, которые покупают китайские OEM-товары и лепят свой придуманный бренд. Уже заплатил, но когда забирал и щупал его, не понравился внешний вид, какой-то несолидный, пластик на корпусе неровный, в одном месте нашел выпуклость. Отказался и вернул деньги.

В итоге взял AGM-аккумулятор известного производителя объемом 200 Ач. Плюс этой модели в том, что есть встроенный экранчик, который показывает уровень заряда. Правда полезность этого экранчика сомнительна, все равно аккумулятор скрыт в недрах багажника.

В следующих постах расскажу, как я подключал остальные элементы электрической схемы, как выбирал холодильник и как все это работает. Про бюджет постройки тоже думаю сделать отдельный пост, самому интересно, сколько вышло. Ну и про впечатления от всего этого добра в реальном трехнедельном путешествии. Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить следующие посты!

Источник