Меню

До скольки можно разряжать свинцовый аккумулятор

До скольки можно разряжать свинцовый аккумулятор

Некоторым может показаться странным даже сама формулировка вопроса, ведь АКБ требуется заряжать, а не разряжать для их работоспособности. В теории да. Но иногда нужна и разрядка. В основном это происходит при восстановлении батареи.

Как и до скольки вольт можно разряжать автомобильный аккумулятор

Процедура имеет ряд особенностей и важных моментов. Нужен тщательный контроль и предельное внимание на каждом этапе. Если допустить ошибку, будет потеряна вся ёмкость АКБ, и восстановить её уже не получится. Особенно чувствительными к разряду считаются кальциевые аккумуляторы.

Зачем это нужно

Разряжают АКБ по 2 основным причинам.

  • Определение ёмкости. Сначала батарею на 100% заряжают, после чего начинается разрядка с контролем времени. Как результат, можно увидеть реальное состояние устройства. Это даёт основания для размышлений о том, пора менять АКБ или нет.Измерение ёмкости АКБТаблица ёмкости
  • Тренировочный цикл. Это цикл заряда-разряда. Его часто проводят автовладельцы. Причём делают это перед заморозками, каждый год. Такая тренировка позволяет увеличить ресурс и продлить срок службы питающего устройства на машине.Контрольно-тренировочный цикл

Исходя из конкретных обстоятельств, автовладелец решит, нужно ему разряжать свою АКБ или в этом нет потребности.

Ток разряда

Немаловажно то, какой ток разряда можно использовать при обслуживании аккумулятора своего автомобиля.

Многолетние опыты показали, что оптимальным током разряда является 5 А. Использовать более сильный ток нельзя. Иначе могут пострадать пластины внутри батареи.

Нужно знать не только то, каким током лучше разряжать постепенно автомобильный аккумулятор, но и как это делать.

Разрядная кривая

Сначала определяется текущее напряжение на клеммах устройства. Далее тест выполняется с интервалом в 4 часа. Когда вольтаж снижается до 11 В, контрольные замеры проводятся 4 раза в час. Если значения составляют 10,5-10,9 В, то разрядку нужно прекратить.

Перед тем как правильно разрядить свой обслуживаемый автомобильный аккумулятор, не лишним будет узнать про определение ёмкость с помощью разряда.

Для этого нужна батарея, устройство для разрядки, и часы. Условно, если батарея с завода имела ёмкость 60 Ач, её разряжали током в 5 А и время разрядки составило 6 часов, то реальная ёмкость составит 30 Ач. Ток разряда умножается на время, за которое АКБ разрядилась. И так определяется ёмкость.

Что применяют как нагрузку

Примерно о том, как можно разрядить аккумулятор своего автомобиля, вы уже знаете. Но этого недостаточно.

Ещё один вопрос касается выбора устройства, которое будет разряжать источник питания. Здесь возможно несколько вариантов.

  • Автомобильные лампы. Рекомендуется брать лампочку на 60 Вт, не меньше.Автомобильные лампы
  • Реостат. Должен держать не меньше 5 А. Он подключается в цепь с амперметром. Используется последовательное соединение. Вольтметр соединяется параллельно контактам АКБ. Перемещая ручку реостата, устанавливается нужный так. Параллельно следите за параметрами напряжения. Время разрядки зависит от ёмкости АКБ, типа и состояния. В среднем от 5 до 10 часов.Схема подключения
  • Вольтметр. Устройство подключается к аккумулятору. И остаётся лишь наблюдать, как постепенно падает напряжение. Но метод очень длительный по времени. Поэтому используется редко.
  • Зарядное устройство. Надёжный, простой и эффективный метод. Многофункциональными зарядками разряжают батареи любого типа. Процесс автоматический. Нужно лишь изначально задать параметры напряжения и тока. Отключение разрядки также происходит в автоматическом режиме.Зарядное устройство

Многих интересует, как быстро и безопасно можно разрядить аккумулятор, питающий сеть автомобиля. Ничего сложного нет, достаточно подключить более серьёзную нагрузку, но от этого снижается срок службы батареи.

Поэтому приходится выбирать между медленной разрядкой, но увеличением ресурса и быстрым разрядом с негативным влиянием на эксплуатационный срок АКБ.

Разрядка без снятия АКБ

Чтобы специально снизить заряд АКБ, не обязательно снимать устройство с автомобиля. Его можно оставить в подключённом состоянии под капотом машины.

На некоторых автомобилях на приборной панели имеется вольтметр. Если его нет, не страшно. Устройство достаточно подключить к батарее, соблюдая полярность.

Простой, но эффективный и сравнительно быстрый способ. Для этого нужно:

Контроль показателей

  • убедиться в наличии вольтметра при приборной панели, либо подготовить отдельный измерительный прибор;
  • заглушить двигатель;
  • подключить вольметр;
  • включить энергопотребители, работающие от аккумуляторной батареи;
  • по измерительному прибору следить за падением показателей;
  • при достижении отметки ниже 10,9 В прекратить разряд.

Чем больше потребителей будет одновременно работать, тем быстрее удастся достичь нужной степени разряда. Поэтому включать можно фары, обогреватели стекла и сидений, печку в салоне и пр.

Разрядка со снятием

Если аккумулятор был демонтирован с машины и его нужно разрядить, то тут проще всего воспользоваться автомобильной лампой на 60-65 Вт. Она как раз и даёт разрядный ток около 5 А.

Перед разрядкой рекомендуется сделать замеры плотности электролита. Возможно лишь для обслуживаемых АКБ. Нормой считается плотность от 1,27 до 1,29 г/см 3 .

Показатели плотности

Лампа подключается к контактам АКБ параллельно. Сюда же крепятся щупы от мультиметра. Последний включается в режиме напряжения. Верхний предел должен быть 20 В.

Контроль процесса идёт по той же схеме, что и в предыдущем случае. При достижении нужных значений процесс прекращается.

Что указывает на полный разряд

При разряде важно своевременно остановиться, а не продолжить снижать ресурс питающего устройства.

Есть разные мнения касательно того, до какого напряжения в действительности можно смело разряжать аккумулятор от легкового автомобиля.

Одни уверены, что делать это можно до 9 В. Якобы после этого батарея легко заряжается и восстанавливается.

Таблица плотности

Но это не так. Не стоит даже спрашивать, можно ли полностью в ноль разряжать аккумулятор от автомобиля. Нет, делать этого нельзя. Батарея попросту не зарядится. Она окончательно выйдет из строя и будет пригодна только для сдачи на цветной металл и утилизации.

Тогда логично спросить, до скольки вольт на практике разрешается безопасно разряжать любой автомобильный аккумулятор. Делать это можно до 10,3-10,9 В. Не ниже.

Определить разряд реально 2 способами.

  • По напряжению. Измерительный прибор подключается к клеммам источника питания, и делаются замеры. Желательно, чтобы ниже 10,3 показатели не падали.
  • По плотности электролита. Более сложный метод. Подходит только для обслуживаемых батарей, а также для тех, у кого есть ареометр. Это специальный прибор, измеряющий плотность. Если нормой считается 1,27 г/см 3 , то при разряженной батареи она падает до 1,11-1,13 единиц.

Теперь вы знаете, до скольки вольт в действительно можно разряжать любой автомобильный аккумулятор, использующий пластины на основе свинца, а также электролит для АКБ из смеси воды и серной кислоты.

Есть ещё важный момент. Он касается зарядки батареи после её разряда.

Когда начинать зарядку

После разрядки, вне зависимости от причин проведения такой процедуры, АКБ следует в кротчайшие сроки подключить к зарядному устройству. И речь идёт о часах и даже минутах. Оставлять батарею в разряженном состоянии даже на несколько дней категорически не рекомендуется.

Длительное нахождение в состоянии глубокого разряда ведёт к тому, что внутри возникают необратимые физико-химические процессы. Начинают разрушаться пластины. Ёмкость теряется полностью, и восстановить её никак не получится.

Поэтому зарядка начинается сразу после достижения минимального допустимого напряжения, либо плотности. Зависит от того, по каким показателям ориентируется автомобилист.

Заряжать рекомендуется в обычном режиме. Ток заряда составляет 10% от номинальной, то есть заводской ёмкости. То есть при 60 Ач выбирается ток в 6 Ампер.

На современных зарядных устройствах всё просто. Достаточно выставить параметры, и оборудование всё сделает самостоятельно, даже остановит процесс заряда, когда будут достигнуты нужные значения.

В обычных трансформаторных зарядных устройствах всё нужно делать и контролировать вручную. Процесс выглядит примерно так:

Ток заряда

  • выберите нужный ток заряда в соответствии с ёмкостью батареи;
  • соедините АКБ с ЗУ, соблюдая полярность;
  • открутите пробки на батарее, если это обслуживаемый тип;
  • подключите зарядку к сети;
  • когда в электролите появятся пузырьки, отключите ЗУ на 30 минут и дайте АКБ остыть;
  • снова подключите, но ток уменьшите в 10 раз;
  • если будет кипеть, сделайте ещё один перерыв;
  • когда закипание начнёт происходить буквально сразу после включения ЗУ, прекращайте процедуру.

Не стоит делать замеры сразу после выключения. Дайте АКБ постоять несколько часов. После этого измерьте показатели плотности электролита, а также напряжения на клеммах. В норме они должны быть 12,7 В и 1,27 г/см 3 соответственно.

Разряжать аккумуляторы не сложно. Но здесь есть свои нюансы. Оптимально использовать многофункциональное ЗУ. Оно даёт возможность разрядить, а затем восполнить зарядку батареи.

Приходилось ли вам разряжать АКБ? С чем была связана необходимость? Какой метод разрядки использовали? Оправдал ли результат эти действия?

Читайте также:  Чтобы снять аккумулятор какую первую клемму скинуть

Ждём ваших ответов в комментариях.

Подпишитесь, оставьте отзыв и задайте свой вопрос!

Источник



Эксплуатация герметичных аккумуляторов

Автор: Журавлев О. В.

В статье рассмотрены вопросы применения и эксплуатации кислотно-свинцовых герметичных аккумуляторных батарей, наиболее широко используемых для резервирования аппаратуры охранно-пожарной сигнализации (ОПС)

Появившиеся на российском рынке в начале 90-х годов кислотно-свинцовые герметичные аккумуляторные батареи (далее — аккумуляторы), предназначенные для использования в качестве источников постоянного тока для электропитания или резервирования аппаратуры ОПС, связи и видеонаблюдения, в короткий срок завоевали популярность у пользователей и разработчиков. Наиболее широкое применение получили аккумуляторы, производимые фирмами: «Power Sonic», «CSB», «Fiamm», «Sonnenschein», «Cobe», «Yuasa», «Panasonic», «Vision».

Аккумуляторы такого типа имеют следующие достоинства:

Рисунок 1 — Зависимость времени разряда аккумулятора от тока разряда

  • герметичность, отсутствие вредных выбросов в атмосферу;
  • не требуются замена электролита и доливка воды;
  • возможность эксплуатации в любом положении;
  • не вызывает коррозии аппаратуры ОПС;
  • устойчивость без повреждений к глубокому разряду;
  • малый саморазряд (менее 0,1%) от номинальной ёмкости в сутки при температуре окружающей среды плюс 20 °С;
  • сохранение работоспособности при более чем 1000 циклов 30% разряда и свыше 200 циклов полного разряда;
  • возможность складирования в заряженном состоянии без подзаряда в течение двух лет при температуре окружающей среды плюс 20 °С;
  • возможность быстрого восстановления ёмкости (до 70% за два часа) при заряде полностью разряженного аккумулятора;
  • простота заряда;
  • при обращении с изделиями не требуется соблюдение каких-либо мер предосторожности (так как электролит находится в виде геля, отсутствует утечка кислоты при повреждении корпуса).

Рисунок 2 — Зависимость емкости аккумулятора от температуры окружающей среды

Одной из основных характеристик является ёмкость аккумулятора С (произведение тока разряда А на время разряда ч). Номинальная ёмкость (значение указано на батарее) равна ёмкости, которую отдает аккумулятор при 20-часовом разряде до напряжения 1,75 В на каждой ячейке. Для 12-вольтового аккумулятора, содержащего шесть ячеек, это напряжение равно 10,5 В. Например, аккумулятор с номинальной ёмкостью 7 Ач обеспечивает работу в течение 20 ч при токе разряда 0,35 А. При расчете времени работы аккумулятора при токе разряда, отличном от 20-часового, реальная ёмкость его будет отличаться от номинальной. Так, при более 20-часовом токе разряда реальная ёмкость аккумулятора будет меньше номинальной ( рисунок 1).

Ёмкость аккумулятора также зависит от температуры окружающей среды ( рисунок 2).
Все фирмы-производители выпускают аккумуляторы двух номиналов: 6 и 12 В с номинальной ёмкостью 1,2 … 65,0 А*ч.

ЭКСПЛУАТАЦИЯ АККУМУЛЯТОРОВ

При эксплуатации аккумуляторов необходимо соблюдать требования, предъявляемые к их разряду, заряду и хранению.

1. Разряд аккумулятора

При разряде аккумулятора температура окружающей среды должна поддерживаться в пределах от минус 20 (для некоторых типов аккумуляторов от минус 30 °С) до плюс 50 °С. Такой широкий температурный диапазон позволяет устанавливать аккумуляторы в неотапливаемых помещениях без дополнительного подогрева.
Не рекомендуется подвергать аккумулятор «глубокому» разряду, так как это может привести к его порче. В таблице 1 приведены значения допустимого напряжения разряда для различных значений тока разряда.

Ток разряда, А Допустимое напряжение разряда, В/элемент
0,2 С и менее 1,75
От 0,2 до 0,5 1,70
От 0,5 до 1,0 1,55
От 1,0 и более 1,30

Аккумулятор после разряда следует немедленно зарядить. Это особенно касается аккумулятора, который был подвергнут «глубокому» разряду. Если аккумулятор в течение длительного периода времени находится в разряженном состоянии, то возможна ситуация, при которой восстановить полностью его ёмкость будет невозможно.

Некоторые разработчики источников питания со встроенным аккумулятором устанавливают напряжение отключения батареи при ее разряде предельно низким (9,5…10,0 В), пытаясь увеличить время работы в резерве. На самом деле увеличение продолжительности ее работы в этом случае незначительно. Например, остаточная ёмкость батареи при ее разряде током 0,05 С до 11 В составляет 10% от номинальной, а при разряде большим током это значение уменьшается.

2. Соединение нескольких аккумуляторов

Для получения номиналов напряжений свыше 12 В (например, 24 В), используемых для резервирования приемно-контрольных приборов и извещателей для открытых площадок, допускается последовательное соединение нескольких аккумуляторов. При этом следует соблюдать следующие правила:

  • Необходимо использовать одинаковый тип аккумуляторов, производимых одной фирмой-изготовителем.
  • Не рекомендуется соединять аккумуляторы с разницей даты времени изготовления больше чем 1 месяц.
  • Необходимо поддерживать разницу температур между аккумуляторами в пределах 3 °С.
  • Рекомендуется соблюдать необходимое расстояние (10 мм) между батареями.

Допускается хранить аккумуляторы при температуре окружающей среды от минус 20 до плюс 40 °С.

Аккумуляторы, поставляемые фирмами-изготовителями в полностью заряженном состоянии, имеют достаточно малый ток саморазряда, однако при длительном хранении или использовании циклического режима заряда возможно уменьшение их емкости ( рисунок 3). Во время хранения аккумуляторов рекомендуется перезаряжать их не реже 1 раза в 6 месяцев.

4. Заряд аккумулятора

Рисунок 4 — Зависимость срока службы аккумулятора от температуры окружающей среды

Заряд аккумулятора можно осуществлять при температуре окружающей среды от 0 до плюс 40 °С.
При заряде аккумулятора нельзя помещать его в герметично закрытую емкость, так как возможно выделение газов (при заряде большим током).

ВЫБОР ЗАРЯДНОГО УСТРОЙСТВА

Рисунок 5 — Зависимость изменения относительной емкости аккумулятора от срока службы в буферном режиме заряда

Необходимость правильного выбора зарядного устройства продиктована тем, что чрезмерный заряд будет не только уменьшать количество электролита, а приведет к быстрому выходу из строя элементов аккумулятора. В то же время уменьшение тока заряда приводит к увеличению продолжительности заряда. Это не всегда желательно, особенно при резервировании аппаратуры ОПС на объектах, где часто происходят отключения электроэнергии,
Срок службы аккумулятора существенно зависит от методов заряда и температуры окружающей среды ( рисунки 4, 5, 6).

Буферный режим заряда

Рисунок 6 — Зависимость количества циклов разряда аккумулятора от глубины разряда* % показывает глубину разряда на каждый цикл номинальной емкости, взятой как 100%

При буферном режиме заряда аккумулятор всегда подключен к источнику постоянного тока. В начале заряда источник работает как ограничитель тока, в конце (когда напряжение на батарее достигает необходимого значения) — начинает работать как ограничитель напряжения. С этого момента ток заряда начинает падать и достигает величины, компенсирующей саморазряд аккумулятора.

Циклический режим заряда

При циклическом режиме заряда производится заряд аккумулятора, затем он отключается от зарядного устройства. Следующий цикл заряда осуществляется только после разряда аккумулятора или через определенное время для компенсации саморазряда. Характеристики заряда аккумулятора приведены в таблице 2.

Характеристики Тип заряда, режим
Буферный Циклический
Напряжение, В/ячейка 2,25…2,30 2,40…2,45
Начальный ток заряда, А 1/4 С, не более 1/4 С, не более
Минимальное время заряда, ч 24 10
Температурный коэффициент -3 мВ/ С/ ячейка -5 мВ/ С/ ячейка
Температура окружающей среды, ° С от 0 до +40

Примечание — Температурный коэффициент не следует принимать во внимание, если заряд протекает при температуре окружающей среды 10…30° С.

На рисунке 6 показано количество циклов разряда, которым можно подвергнуть аккумулятор в зависимости от глубины разряда.

Ускоренный заряд аккумулятора

Допускается проведение ускоренного заряда аккумулятора (только для циклического режима заряда). Для данного режима характерно наличие цепей температурной компенсации и встроенных температурных защитных устройств, так как при протекании большого тока заряда возможен разогрев аккумулятора. Характеристики ускоренного заряда аккумулятора приведены в таблице 3.

Характеристики Значения
Начальный ток заряда, А 1,0…1,5 С
Напряжение, В 2,45…2,50 В/ячейка при 20° С
Время заряда (от 50% разряженного значения до полного заряда аккумулятора), ч 1…3
Температурный коэффициент -5 мВ/ С/ ячейка
Температура окружающей среды, ° С от 0 до плюс 30

Примечание — следует использовать таймер, чтобы предотвратить заряд аккумулятора.

Для аккумуляторов, имеющих ёмкость более чем 10 Ач, начальный ток не должен превышать 1C.
Срок службы кислотно-свинцовых герметичных аккумуляторов может составлять 4…6 лет (при соблюдении требований, предъявляемых к заряду, хранению и эксплуатации аккумуляторов). При этом в течение указанного срока их эксплуатации никакого дополнительного обслуживания не требуется.

* Все рисунки и технические характеристики, использованные в данной статье, приведены из документации для аккумуляторов фирмы «Fiamm», а также полностью соответствуют техническим характеристикам параметров аккумуляторов, производимых фирмами «Cobe» и «Yuasa».

Источник

Зачем и как правильно разряжать аккумулятор от автомобиля

При обслуживании АКБ чаще всего речь заходит именно о зарядке автомобильного источника питания, главной задачей которого является подача пускового тока на стартер для проворачивания коленчатого вала и последующего пуска двигателя.

Читайте также:  Аккумулятор varta blue dynamic 60а ч отзывы

Разрядка автомобильного аккумулятора

Намного реже возникает необходимость намеренно посадить АКБ. Обычно, наоборот, автовладельцы делают всё возможное, чтобы аккумулятор не разрядился.

Но бывают и такие ситуации, когда разрядка всё же нужно. Необходимо понять, когда это необходимо и как правильно выполнить подобную процедуру.

  1. Зачем это нужно
  2. Ток разряда
  3. Чем нагрузить АКБ
  4. Как определить полный разряд
  5. Когда переходить к зарядке

Зачем это нужно

Если не вдаваться в подробности, может показаться, что разрядить АКБ предельно просто. Но это ошибочное мнение.

На практике процесс требует очень строгого контроля. Нельзя допускать, чтобы напряжение опускалось ниже критической отметки. Если не контролировать процесс и позволить батарее разряжаться и дальше, последствия будут крайне неприятными. Батарея потеряет заметную часть своей ёмкости, либо её вовсе придётся менять.

Самыми чувствительными к полному разряду считаются кальциевые АКБ.

Но это не означает, что все остальные виды аккумуляторов можно подвергать таким испытаниям.

Есть 2 основные ситуации, когда может возникнуть необходимость в разрядке.

  1. Тренировка АКБ. Это циклы заряда-разряда. Тренировка проводится с целью восстановить характеристики аккумулятора. Тренировку рекомендуется выполнять ежегодно после того, как АКБ прослужила 1–2 года. И лучше это делать перед похолоданиями.
  2. Проверка ёмкости. Ёмкость, указанная на корпусе, с течением времени не соответствует действительности. Чтобы узнать реальные значения, АКБ заряжают, а потом полностью разряжают, засекая время. Это позволяет понять, в каком действительно состоянии находится аккумулятор.

Столкнувшись с одной из таких ситуаций, узнать алгоритм разряда АКБ просто необходимо.

Ток разряда

Чтобы не навредить АКБ, нужно выбрать подходящий ток разряда для забора напряжения у аккумулятора от вашего автомобиля.

Оптимальным значением считается 5 А.

Если использовать ток большей величины, это негативно отразится на состоянии и долговечности свинцовых пластин внутри АКБ.

Специалисты дают рекомендации касательно того, как правильно разрядить нуждающийся в восстановлении или проверке ёмкости автомобильный аккумулятор.

Для этого проверяется напряжение на выводах с использованием мультиметра. Определившись с тем, каким током вы будете разряжать свой автомобильный аккумулятор, делайте повторные замеры с интервалом около 3–4 часов. Важно контролировать показатели, чтобы вольтаж не упал ниже отметки 10,5 В, иначе это будет состояние глубокого разряда, вывести из которого батарею очень сложно.

Как только вольтметр покажет на выводах 11 В, контрольные проверки напряжения проводите уже с интервалом 15 минут. Пределом разряда считается 10,5–10,9 В. После этого разряд прекращается.

Разрядка АКБ для машины

Несложно понять, как разрядом определяется ёмкость. Для этого нужно взять батарею и подключить к ней разрядный ток номиналом 5 А. Если АКБ имеет заводскую ёмкость 60 Ач, но 10,5 В появились уже через 6 часов, то здесь реальную ёмкость можно рассчитать, умножив разрядный ток на затраченное время. В рассматриваемом примере это 30 Ач. То есть из заводских 60 Ач осталось всего 50%. Это указывает на плачевное состояние аккумулятора.

Чем нагрузить АКБ

Вы примерно уже знаете, как можно разрядить аккумулятор от автомобиля. Но ведь эти 5 А следует как-то подать, чтобы АКБ постепенно теряла свой полный заряд.

Если автомобилист размышляет над тем, как быстро и безопасно разрядить свой аккумулятор от автомобиля, ему на помощь придёт обычная лампочка. Выбирать её лучше в соответствии с ёмкостью АКБ. К примеру, для батарей ёмкостью 60 Ач подойдёт лампа на 60 Вт.

Есть также вариант с применением реостата, способным выдерживать от 5 Ампер и более. Но это сложная схема, где реостат соединяется с амперметром по последовательной схеме. Вольтметр соединяется параллельно с контактами источника питания. Перемещая ручку от реостата, выбирайте нужный ток и следите за напряжением. Разряда можно добиться в среднем за 6–10 часов.

Другой вариант предусматривает применение вольтметра. Его нужно просто соединить с АКБ и по шкале или экрану вольтметра наблюдать за постепенным снижением параметров. Минус способа в том, что на него уходит много времени.

Самым надёжным специалисты считают разряд с помощью многофункциональных ЗУ. Они дают возможность забрать заряд у батареи любого типа. Причём процесс протекает в автоматическом режиме. От пользователя требуется задать лишь ток и напряжение. Этим же устройством потом легко зарядить АКБ.

Чтобы ускорить процесс разряда, к схеме подключается нагрузка. Учтите, при ускоренном методе ресурс аккумулятора будет сокращаться. Лучше не спешить.

Отдельно стоит рассмотреть ещё 2 способа разряда.

  1. Без снятия с машины. Выполнить разряд батареи без её снятия с автомобиля очень просто. Особенно если на приборной панели машины присутствует вольтметр. Смысл в том, чтобы выключить мотор, включить какой-то потребитель вроде печки, фар и пр. Параллельно следите за падением напряжения. Опять же, через вольтметр или мультиметр. Когда параметры упадут до 10,9 В, остановите процесс.
  2. Применение подручных средств. Либо же задействуйте разряд подручными средствами, если процедура выполняется вне автомобиля. Оптимальным выбором станет автомобильная лампа примерно на 60–65 Вт. Убедитесь, что плотность электролита составляет от 1,27 до 1,29 г/см³. Далее соедините лампу параллельно с контактами АКБ и сюда же подключите выводы мультиметра в режиме измерения напряжения. Предел измерений должен быть 20 В. Ждите, пока значения упадут до 10,9 В.

Поскольку при работе лампочка будет греться, для предотвращения возгораний её следует положить на негорючую термостойкую подставку.

Какой из этих методов выбрать, решайте сами. Каждый из них эффективный и занимает разное количество времени.

Как определить полный разряд

Также автомобилистов закономерно интересует, до сколько вольт им можно будет разряжать автомобильные аккумуляторы, чтобы избежать серьёзных последствий для их ресурса, долговечности.

Разряд не должен составлять более 10,3–10,9 В.

Таблица заряда автомобильного аккумулятора

Чем ближе параметры будут к критической отметке, тем выше вероятность спровоцировать более серьёзные последствия. Вот почему разрядка требует строгого контроля.

Здесь есть 2 способа определить параметры.

  1. По напряжению. Понимая, до какого напряжения действительно можно разряжать проблемный аккумулятор своего автомобиля, тщательно его контролируйте. Сделать это проще всего по напряжению на контактах. Для этого потребуется взять мультиметр или вольтметр, соединить щупы с выводами АКБ, соблюдая полярность, и сделать замеры. Если на приборе видны цифры от 10,3 до 10,9 В, разряд следует останавливать.
  2. По плотности. Актуально, если аккумулятор обслуживаемого типа. Полностью заряженная АКБ имеет плотность около 1,27 г/см³. Если же ареометр покажет 1,11–1,13 г/см³, это укажет вам на полный разряд.

Какой из методов выбрать, решайте сами. Объективно более правильным и точным будет первый вариант.

Не забывайте о том, до сколько вольт в действительности можно и по инструкциям разрешается разряжать свой автомобильный аккумулятор. Перешагнув пороговые отметки, вы столкнётесь с порой необратимыми процессами.

При сильном разряде усиливаются процессы сульфатации, что загрязняет свинцовые пластины. Они покрываются плотным налётом, от чего падает ёмкость.

Процесс десульфатации провести можно. Но он сложный, требует временных затрат. Плюс не всегда АКБ подлежит восстановлению после сильной сульфатации.

Когда переходить к зарядке

Определившись с тем, как и до сколько вольт можно будет разряжать автомобильный аккумулятор, стоит также рассказать про следующую зарядку АКБ.

Зарядку начинают тогда, когда разряд достиг нужных значений. Продолжать оставлять АКБ под нагрузкой ни в коем случае нельзя. Как и просто держать батарею на хранении.

Как только аккумулятор разрядили до требуемых параметров, сразу же ставьте АКБ на зарядное устройство. Заряжать её можно постоянным током или постоянным напряжением. Есть и ускоренный метод подзарядки, необходимый для тех ситуаций, когда нужно максимально быстро вернуть аккумулятор в машину и запустить двигатель.

Процедуру разряда нельзя назвать сложной. И в некоторых ситуациях она действительно становится необходимостью.

Самым правильным и безопасным решением будет применить многофункциональное зарядное устройство. Оно поможет в разряде и последующей обратной зарядке. Если подобного девайса в вашем распоряжении не оказалось, воспользуйтесь альтернативными методами. Учтите лишь, что каждый этап придётся строго контролировать.

Источник

Что нужно знать о правильном разряде аккумулятора на автомобиле

Некоторым может показаться странным даже сама формулировка вопроса, ведь АКБ требуется заряжать, а не разряжать для их работоспособности. В теории да. Но иногда нужна и разрядка. В основном это происходит при восстановлении батареи.

Читайте также:  Ооо стандарт аккумуляторы официальный сайт

Как и до скольки вольт можно разряжать автомобильный аккумулятор

Процедура имеет ряд особенностей и важных моментов. Нужен тщательный контроль и предельное внимание на каждом этапе. Если допустить ошибку, будет потеряна вся ёмкость АКБ, и восстановить её уже не получится. Особенно чувствительными к разряду считаются кальциевые аккумуляторы.

Зачем это нужно

Разряжают АКБ по 2 основным причинам.

  • Определение ёмкости. Сначала батарею на 100% заряжают, после чего начинается разрядка с контролем времени. Как результат, можно увидеть реальное состояние устройства. Это даёт основания для размышлений о том, пора менять АКБ или нет.Измерение ёмкости АКБТаблица ёмкости
  • Тренировочный цикл. Это цикл заряда-разряда. Его часто проводят автовладельцы. Причём делают это перед заморозками, каждый год. Такая тренировка позволяет увеличить ресурс и продлить срок службы питающего устройства на машине.Контрольно-тренировочный цикл

Исходя из конкретных обстоятельств, автовладелец решит, нужно ему разряжать свою АКБ или в этом нет потребности.

Ток разряда

Немаловажно то, какой ток разряда можно использовать при обслуживании аккумулятора своего автомобиля.

Многолетние опыты показали, что оптимальным током разряда является 5 А. Использовать более сильный ток нельзя. Иначе могут пострадать пластины внутри батареи.

Нужно знать не только то, каким током лучше разряжать постепенно автомобильный аккумулятор, но и как это делать.

Разрядная кривая

Сначала определяется текущее напряжение на клеммах устройства. Далее тест выполняется с интервалом в 4 часа. Когда вольтаж снижается до 11 В, контрольные замеры проводятся 4 раза в час. Если значения составляют 10,5-10,9 В, то разрядку нужно прекратить.

Перед тем как правильно разрядить свой обслуживаемый автомобильный аккумулятор, не лишним будет узнать про определение ёмкость с помощью разряда.

Для этого нужна батарея, устройство для разрядки, и часы. Условно, если батарея с завода имела ёмкость 60 Ач, её разряжали током в 5 А и время разрядки составило 6 часов, то реальная ёмкость составит 30 Ач. Ток разряда умножается на время, за которое АКБ разрядилась. И так определяется ёмкость.

Что применяют как нагрузку

Примерно о том, как можно разрядить аккумулятор своего автомобиля, вы уже знаете. Но этого недостаточно.

Ещё один вопрос касается выбора устройства, которое будет разряжать источник питания. Здесь возможно несколько вариантов.

  • Автомобильные лампы. Рекомендуется брать лампочку на 60 Вт, не меньше.Автомобильные лампы
  • Реостат. Должен держать не меньше 5 А. Он подключается в цепь с амперметром. Используется последовательное соединение. Вольтметр соединяется параллельно контактам АКБ. Перемещая ручку реостата, устанавливается нужный так. Параллельно следите за параметрами напряжения. Время разрядки зависит от ёмкости АКБ, типа и состояния. В среднем от 5 до 10 часов.Схема подключения
  • Вольтметр. Устройство подключается к аккумулятору. И остаётся лишь наблюдать, как постепенно падает напряжение. Но метод очень длительный по времени. Поэтому используется редко.
  • Зарядное устройство. Надёжный, простой и эффективный метод. Многофункциональными зарядками разряжают батареи любого типа. Процесс автоматический. Нужно лишь изначально задать параметры напряжения и тока. Отключение разрядки также происходит в автоматическом режиме.Зарядное устройство

Многих интересует, как быстро и безопасно можно разрядить аккумулятор, питающий сеть автомобиля. Ничего сложного нет, достаточно подключить более серьёзную нагрузку, но от этого снижается срок службы батареи.

Поэтому приходится выбирать между медленной разрядкой, но увеличением ресурса и быстрым разрядом с негативным влиянием на эксплуатационный срок АКБ.

Разрядка без снятия АКБ

Чтобы специально снизить заряд АКБ, не обязательно снимать устройство с автомобиля. Его можно оставить в подключённом состоянии под капотом машины.

На некоторых автомобилях на приборной панели имеется вольтметр. Если его нет, не страшно. Устройство достаточно подключить к батарее, соблюдая полярность.

Простой, но эффективный и сравнительно быстрый способ. Для этого нужно:

Контроль показателей

  • убедиться в наличии вольтметра при приборной панели, либо подготовить отдельный измерительный прибор;
  • заглушить двигатель;
  • подключить вольметр;
  • включить энергопотребители, работающие от аккумуляторной батареи;
  • по измерительному прибору следить за падением показателей;
  • при достижении отметки ниже 10,9 В прекратить разряд.

Чем больше потребителей будет одновременно работать, тем быстрее удастся достичь нужной степени разряда. Поэтому включать можно фары, обогреватели стекла и сидений, печку в салоне и пр.

Разрядка со снятием

Если аккумулятор был демонтирован с машины и его нужно разрядить, то тут проще всего воспользоваться автомобильной лампой на 60-65 Вт. Она как раз и даёт разрядный ток около 5 А.

Перед разрядкой рекомендуется сделать замеры плотности электролита. Возможно лишь для обслуживаемых АКБ. Нормой считается плотность от 1,27 до 1,29 г/см 3 .

Показатели плотности

Лампа подключается к контактам АКБ параллельно. Сюда же крепятся щупы от мультиметра. Последний включается в режиме напряжения. Верхний предел должен быть 20 В.

Контроль процесса идёт по той же схеме, что и в предыдущем случае. При достижении нужных значений процесс прекращается.

Что указывает на полный разряд

При разряде важно своевременно остановиться, а не продолжить снижать ресурс питающего устройства.

Есть разные мнения касательно того, до какого напряжения в действительности можно смело разряжать аккумулятор от легкового автомобиля.

Одни уверены, что делать это можно до 9 В. Якобы после этого батарея легко заряжается и восстанавливается.

Таблица плотности

Но это не так. Не стоит даже спрашивать, можно ли полностью в ноль разряжать аккумулятор от автомобиля. Нет, делать этого нельзя. Батарея попросту не зарядится. Она окончательно выйдет из строя и будет пригодна только для сдачи на цветной металл и утилизации.

Тогда логично спросить, до скольки вольт на практике разрешается безопасно разряжать любой автомобильный аккумулятор. Делать это можно до 10,3-10,9 В. Не ниже.

Определить разряд реально 2 способами.

  • По напряжению. Измерительный прибор подключается к клеммам источника питания, и делаются замеры. Желательно, чтобы ниже 10,3 показатели не падали.
  • По плотности электролита. Более сложный метод. Подходит только для обслуживаемых батарей, а также для тех, у кого есть ареометр. Это специальный прибор, измеряющий плотность. Если нормой считается 1,27 г/см 3 , то при разряженной батареи она падает до 1,11-1,13 единиц.

Теперь вы знаете, до скольки вольт в действительно можно разряжать любой автомобильный аккумулятор, использующий пластины на основе свинца, а также электролит для АКБ из смеси воды и серной кислоты.

Есть ещё важный момент. Он касается зарядки батареи после её разряда.

Когда начинать зарядку

После разрядки, вне зависимости от причин проведения такой процедуры, АКБ следует в кротчайшие сроки подключить к зарядному устройству. И речь идёт о часах и даже минутах. Оставлять батарею в разряженном состоянии даже на несколько дней категорически не рекомендуется.

Длительное нахождение в состоянии глубокого разряда ведёт к тому, что внутри возникают необратимые физико-химические процессы. Начинают разрушаться пластины. Ёмкость теряется полностью, и восстановить её никак не получится.

Поэтому зарядка начинается сразу после достижения минимального допустимого напряжения, либо плотности. Зависит от того, по каким показателям ориентируется автомобилист.

Заряжать рекомендуется в обычном режиме. Ток заряда составляет 10% от номинальной, то есть заводской ёмкости. То есть при 60 Ач выбирается ток в 6 Ампер.

На современных зарядных устройствах всё просто. Достаточно выставить параметры, и оборудование всё сделает самостоятельно, даже остановит процесс заряда, когда будут достигнуты нужные значения.

В обычных трансформаторных зарядных устройствах всё нужно делать и контролировать вручную. Процесс выглядит примерно так:

Ток заряда

  • выберите нужный ток заряда в соответствии с ёмкостью батареи;
  • соедините АКБ с ЗУ, соблюдая полярность;
  • открутите пробки на батарее, если это обслуживаемый тип;
  • подключите зарядку к сети;
  • когда в электролите появятся пузырьки, отключите ЗУ на 30 минут и дайте АКБ остыть;
  • снова подключите, но ток уменьшите в 10 раз;
  • если будет кипеть, сделайте ещё один перерыв;
  • когда закипание начнёт происходить буквально сразу после включения ЗУ, прекращайте процедуру.

Не стоит делать замеры сразу после выключения. Дайте АКБ постоять несколько часов. После этого измерьте показатели плотности электролита, а также напряжения на клеммах. В норме они должны быть 12,7 В и 1,27 г/см 3 соответственно.

Разряжать аккумуляторы не сложно. Но здесь есть свои нюансы. Оптимально использовать многофункциональное ЗУ. Оно даёт возможность разрядить, а затем восполнить зарядку батареи.

Приходилось ли вам разряжать АКБ? С чем была связана необходимость? Какой метод разрядки использовали? Оправдал ли результат эти действия?

Ждём ваших ответов в комментариях.

Подпишитесь, оставьте отзыв и задайте свой вопрос!

Источник