Меню

Что лучше прикурить или зарядить аккумулятор

Что лучше прикурить или зарядить аккумулятор

«Прикуривание» требуется, когда аккумулятор по какой-то причине оказался разряженным, из-за чего нельзя запустить двигатель. Тогда подгоняем другую машину, подключаем провода… Стоп! А не чревата ли такая операция для техники?

«Здоровью вредить»

«Прикуривание» может стать причиной выхода из строя генератора. Риск этого наиболее велик на автомобиле-доноре с работающим двигателем при попытке завести мотор на «прикуриваемой» машине. Кроме того, если при подключении проводов перепутать полярность, можно также нанести вред генератору, хотя не исключено, что «под раздачу» попадут и другие узлы. Поэтому «прикуривание» имеет свои правила, ограничения и порядок действий.

Прежде чем соглашаться на данную операцию, неплохо бы выяснить, по какой причине она вообще требуется. Одно дело, если старый аккумулятор уже хронически слаб и ему просто не хватает заряда для уверенной работы стартера. Или, скажем, владелец забыл выключить фары и за пару часов посадил батарею. В этом случае действительно требуется лишь зарядка. Другое дело, если по какой-то причине двигатель отказывается заводиться и в многочисленных попытках оживить его посадили аккумулятор. Практического смысла мучить еще и вашу батарею нет.

Также следует учитывать весовые категории машин, точнее, их аккумуляторных батарей. Пытаться «запитать» бензиновой малолитражкой дизельный микроавтобус или внедорожник теоретически возможно, но лучше подбирать донора под стать реципиенту.

Отдельно скажем и про провода для «прикуривания». Они должны быть толстыми, с надежными зажимами-крокодилами, причем не обжатыми, а припаянными. В противном случае вы, опять же, рискуете потратить много времени, но не добиться положительного результата из-за слишком большого сопротивления проводов.

Главное, не перепутать!

Ниже приводим порядок действий, позволяющий свести к минимуму все риски при «прикуривании».

  • Перед тем, как подключать провода, двигатель на автомобиле-доноре должен быть заглушен, зажигание должно быть выключено в обеих машинах.
  • Сначала подключаем один провод: от плюсовой клеммы разряженного аккумулятора к плюсовой клемме аккумулятора-донора.
  • Затем подключаем второй провод: один его конец присоединяем к блоку двигателя или монтажной проушине на автомобиле с разряженным аккумулятором, второй – к минусовой клемме автомобиля-донора. При работе с проводами важно не перепутать полярности и не допускать КЗ.
  • Пытаемся завести автомобиль с севшей батареей. Двигатель на автомобиле-доноре в этот момент должен быть выключен!
  • Если с первого раза завести двигатель не удалось, следующую попытку делаем через несколько минут.
  • Вне зависимости от того, чем увенчались попытки, провода отсоединяем в обратной последовательности: начинаем с «минуса», в первую очередь отключаем донора.

Отдельный вопрос: можно ли заводить двигатель на автомобиле-доноре в процессе всей операции? Лучше этого не делать вовсе, но если есть опасения, что аккумулятор не справится, то после подключения проводов и до попытки запустить двигатель на проблемной машине можно дать двигателю донора поработать несколько минут на холостых. Но обязательно его выключить перед попыткой пуска. Почему это важно, мы в свое время разбирали.

Есть, конечно, более безопасные для электрооборудования автомобилей сценарии. Например, выждать 10-15 минут для зарядки севшего аккумулятора, отключать провода перед попыткой пуска (но если с первого раза не получится, придется повторять все по новой). Или снимать автомобильные клеммы с аккумулятора-донора перед его подключением к севшей батарее, что позволит исключить влияния на сеть автомобиля-донора, но, с другой стороны, современные модели не любят отключения АКБ.

Вообще же, если говорим про напичканные электроникой современные автомобили, «прикуривание» следует воспринимать как меру исключительную, а прибегать к ней стоит в крайнем случае. До этого просто не надо доводить. Тем более что просто так, в один миг, аккумулятор обычно не «умирает».

Источник



Как правильно «прикурить» автомобиль, если вы этого никогда не делали

Что и в каком порядке подключать, почему разряжается аккумулятор и как избежать такой неприятности — нюансами известной многим процедуры поделился Кирилл Богданов, сервис-менеджер Сервис-бюро Ford FAVORIT Коптево.

Почему сел аккумулятор?

Прежде чем рассказать, как «прикурить» аккумулятор от другой машины, стоит объяснить, почему он быстро разряжается.

  • отложение сульфата свинца на пластинах, снижающее емкость батареи (из-за частого разряда ее «до нуля», электролита плохого качества, заряда большим током);
  • короткое замыкание пластин, имеющих разную полярность (в числе причин: кривые решетки пластин, наросты на электродах или шлам на дне аккумулятора);
  • осыпание активной массы с пластины;
  • проблемы с электролитом (снижение уровня из-за расхода воды, плотность, не соответствующая норме).

Получается, что самая частая причина неполадок батареи — выработанный ресурс. Это проще всего проверить с помощью специального прибора — так называемой нагрузочной вилки, имитирующей запуск двигателя. В «состоянии покоя» напряжение на исправном аккумуляторе должно быть не меньше 12,7 вольт, что соответствует 100% заряда. После 5 секунд под нагрузкой это значение не должно опускаться ниже 10,2 вольт. Если в спокойном состоянии батарея выдает норму, а после нагрузки тест уже не пройти — готовьтесь покупать новую АКБ, иначе скоро придется просить «прикурить» машину.

В списке подозреваемых также:

  • неисправный генератор, который не может зарядить батарею при запуске двигателя;
  • неправильное подключение электронных приборов и утечка тока в бортовой сети;
  • человеческий фактор, особенности эксплуатации автомобиля (постоянная езда в «городском формате» — в заторах, с малой скоростью и на небольшие расстояния, когда аккумуляторный ток не успевает накопиться).

Как понять, что аккумулятор пора менять?

  1. Стартер крутит дольше нужного даже в теплую погоду после 1-3 дней простоя;
  2. Бортовой компьютер регулярно сообщает о необходимости зарядить автомобиль даже после интенсивной езды по трассе;
  3. Разряженный АКБ издает сильный запах;
  4. Современные аккумуляторы известных марок рассчитаны на работу в течение 4-5- лет, не больше.

Свойства качественных проводов для «прикуривания» автомобиля

Чтобы передать энергию от одной машины к другой нужны качественные пусковые провода:

  • длина не менее 3 м;
  • жила из меди, а сечение провода не менее 16 мм, чтобы защитить электрику авто от скачка напряжения;
  • резиновая оплетка провода, сам кабель крепко сидит в рукоятках «крокодилов»;
  • мощные пружины рукояток для прочной фиксации;
  • «хваткий» зажим, гарантирующий хороший контакт с клеммой и надежное соединение двух батарей.

Как «прикурить» автомобиль от другого автомобиля

Схема соединения проводов при «прикуривании» автомобиля

  1. Закрепите положительный пусковой кабель (обычно он красного цвета) на «плюсе» батареи-донора, затем — с положительным выводом севшей АКБ.
  2. Соедините отрицательный кабель (чаще всего он черный) и минусовую клемму «донора», а второй конец закрепите на «массе» металла двигателя (любая неокрашенная деталь подкапотного пространства, часто это блок цилиндров мотора). Если такой возможности нет, соедините его с «минусом» севшей батареи. Будьте готовы — эта клемма может дать искру. Убедитесь, что кабели не провисли над подвижными деталями силового агрегата.
  3. Запустите мотор-«донор» и дайте поработать 10-15 минут, чтобы на тахометре было около 2000 оборотов. Далее нужно заглушить двигатель, выключить зажигание и перейти к «пациенту».
  4. Попытайтесь завести мотор. Если получилось, то севший реципиент должен поработать минут 15. Затем снимите «отрицательный» провод (сначала с разряженного, затем — с «донора»), а потом «положительный» в таком же порядке.
  5. После подзарядки не глушите двигатель автомобиля, пока не добрались до места назначения.

Нельзя подзаряжать машину, если батарея неисправна — это правило, которое должен знать каждый водитель! В числе первых признаков:

  • АКБ издает сильный запах;
  • батарея греется;
  • на корпусе явная трещина с подтеками электролита.

«Прикуривание» автомобиля: меры предосторожности при заряде аккумулятора

Внимательно следите за тем, чтобы контакты черного и красного проводов не соприкоснулись друг с другом. Если у вас большой внедорожник, то не заряжайте его от аккумулятора малолитражки — есть риск, что с пустыми аккумуляторами останутся оба автомобиля. Машина на бензине не может запустить автомобиль на тяжелом топливе — дизельный агрегат требует большей силы пускового тока.

Варианты «мобильной» энергии

Для оживления заснувшей аккумуляторной батареи есть еще один способ: это так называемые бустеры или джамп-стартеры, а по-простому — автономные «пускачи». Компактное устройство, весом до полукилограмма, состоит из аккумулятора с проводами на «крокодилах», и дает пусковой ток, достаточный, чтобы прокрутить стартер. Фактически, это портативная замена дающего «прикурить» авто. Сила такого «зарядника» сильно ниже, при минусовых температурах. Поэтому от устройства из багажника промерзшего автомобиля много толка не будет — прибор нужно отогреть дома или минут 10 подержать за пазухой.

Выбирая бустер, ориентируйтесь на цену, — не берите слишком дешевые модели, ощутимо ниже средней по рынку цены. В коробке с аппаратом должна быть подробная инструкция на русском языке как «прикуривать». Примерные характеристики: заявленный пусковой ток, А — от 300 и выше, заявленный пиковый ток, А — от 400 и выше, энергоемкость, А·ч — от 14 и больше.

Будьте внимательны! Не верьте рекламе «зарядников», предлагающей чудесным образом запустить замерший стартер через прикуриватель. Эти устройства используют «особые» законы физики из другого мира, специально созданные обманщиками для доверчивых автомобилистов. На деле такие поделки представляют собой контейнеры с россыпью обыкновенных батареек внутри. Они сделаны в кустарных условиях, отвратительного качества и годятся лишь в качестве грузила на рыбалку.

5 полезных советов для сохранения здоровья аккумулятора

Придерживайтесь простых советов, чтобы не оказаться однажды рядом с обездвиженным авто.

  1. Следите за состоянием генератора и электросети. Это одна из самых частых причин «внепланового» разряда АКБ.
  2. Содержите аккумулятор в чистоте. Налет грязи превращается в токопроводящий слой — батарея начинает терять заряд.
  3. Лучше, если на каждой клемме аккумулятора будет специальная защита от коррозии. Раньше их мазали солидолом, теперь есть составы с аналогичными консервирующими свойствами.
  4. В обслуживаемых аккумуляторах постоянно держите во внимании уровень электролита и его плотность после зарядки.
  5. Хотя бы раз в полгода заряжайте АКБ от сети.
Читайте также:  Mini countryman где аккумулятор

Источник

Не давайте так «прикурить» другой машине! 8 традиционных ошибок

Можно или нельзя делать Это сегодня? Мнения расходятся. Форумы заполнены выдержками из инструкций разных лет с противоположными советами. Самый обтекаемый официальный ответ звучит так: мол, если на вашей машине сел аккумулятор, то можно пустить двигатель от внешней АКБ, подсоединив провода «согласно прилагаемой схеме». А вот насчет прикуривания чужих машин инструкции молчат.

Мое мнение такое: это нежелательно для машины-донора. Конечно, в жигулевскую эпоху «прикуривание» было нормальным повседневным явлением. Но с тех пор как машины стали больше походить на мобильные компьютеры, дружно поползли сообщения, что подобная доброта выходит кому-то боком. Причина одна – отказы бортовой электроники. И я не думаю, что это – совпадение: процессорам в ряде случаев действительно что-то не нравится. Если даже простое отключение клеммы они порой воспринимают как покушение на свой суверенитет, фиксируя ошибку и отказываясь работать дальше, то что удивительного в том, что и прикуривание им тоже не по душе?

В общем, какова бы ни была причина указанных неприятностей, я не вижу смысла ставить эксперименты на своем автомобиле. Да и на чужом тоже: неприятно, когда человек помог вам завести машину, а сам после этого остался без транспорта.

Впрочем, процесс пока что жив. Можно «прикуривать» и от отдельной батареи, и от непритязательных машин – варианты есть. Но при этом в любом случае желательно не допускать банальных ошибок. Вот основные из них.

Не надо давать прикурить владельцу автомобиля, стартер которого нормально крутился, пока не посадил батарею в ноль, но мотор при этом так и не завел. Тут дело не в ампер-часах, а в неисправности, которую надо устранять. В противном случае ваша АКБ тоже сядет – только и всего.
Не пытайтесь пускать автомобиль, родная батарея которого явно мощнее вашей. В жару такой номер еще может прокатить, поскольку требуемый ток не будет заоблачным. А вот на морозе батарейка малолитражки вовсе не обязана выдавать ток для прокрутки холодного многолитрового дизеля.
При подсоединении проводов не нужно первыми соединять «минусы». Конечно, на бумаге разницы никакой, а вот на живых машинах она есть. Дело в том, что если при соединенных минусах вы нечаянно заденете плюсовым проводом любой металлический элемент одной из машин, то получите в подарок фейерверк, искры, дым… А то и пожар – если уронить плюсовой провод куда-то в моторный отсек, где он, по закону подлости, застрянет… Но вот если первыми соединить плюсы, то подобная вероятность практически исключена: разве что вы уроните минусовой провод в точности на плюсовую клемму…
Не пытайтесь использовать для прикуривания тоненькие бытовые провода. Толку не будет: провода расплавятся у вас на глазах, а вдобавок еще можно обжечься. Ну и проводов лишитесь, конечно же… Единственный способ применить тонкие провода – это подсоединить ими донорскую батарею и оставить в таком состоянии на какое-то время, чтобы хотя бы часть энергии потихоньку перекочевала в разряженную АКБ. После этого можно отсоединить провода и попытаться пустить машину.
При подключении минусового провода на капризном автомобиле не соединяйте его, по возможности, с минусовой клеммой АКБ. Постарайтесь отыскать под капотом металлическую часть двигателя – например, рым для поднятия силового агрегата. В этом случае сопротивление на пути тока до стартера несколько сократится. Правда, найти подходящий металл под современным капотом – задача не из легких: все закрыто пластмассовыми щитками… Иногда приходится слышать, что подобное подключение уменьшает взрывоопасность вследствие газовыделения помирающей батареи, но я с таким явлением не сталкивался. Впрочем, надо верить в народную мудрость.
Не позволяйте посторонним подсоединять пусковые провода: делайте все сами! Лично убедитесь в том, что кабели не касаются лопаток вентилятора и иных подвижных деталей двигателя. Несколько раз проверьте, что никакой добрый человек не перепутал полярность подключения.
Не отсоединяйте при прикуривании клемму с аккумулятора машины-донора. Почему-то этот совет вызывает ожесточенное неприятие у ряда спорщиков. Но дело в том, что навороченная современная машина может растолковать такое отключение как аварийную ситуацию и заблокирует все на свете до вмешательства сервисменов. Впрочем, с простыми автомобилями такое отключение проходит спокойно. Если не считать магнитолу, которая может обидеться…
Не пытайтесь перед прикуриванием пускать мотор на машине-доноре. Во-первых, особого проку от этого все равно не будет: львиную долю нагрузки принимает на себя батарея. Во-вторых, как мы уже отмечали, электронные блоки иногда обижаются на «чужеродные организмы» – часто приходится читать про всплески, броски, перепады и т.п. Поэтому лучше не рисковать здоровьем донора, даже если вы полагаете, что ему ничего не угрожает.

На всякий случай вновь публикуем правильную последовательность подсоединения проводов в процессе прикуривания:

Соединяем положительный (+) пусковой провод с положительным (+) выводом батареи-донора, а затем – с положительным (+) выводом разряженной батареи.
Соединяем отрицательный (–) пусковой провод с отрицательным (–) выводом вспомогательной батареи, а затем – с рымом для поднятия силового агрегата или иным «металлом». Если доступа к «металлу» нет, соединяем его с (–) выводом батареи помирающего автомобиля.
Убеждаемся, что провода не касаются лопаток вентилятора и прочих подвижных деталей двигателя.
Пытаемся пустить капризный мотор. Если успешно, то отсоединяем отрицательный провод (сначала от ожившего автомобиля, затем от батареи-донора), а затем положительный провод в той же последовательности.
Даем двигателю поработать – не глушим его сразу. Пусть подзаряжает штатную АКБ.
Пытаемся осознать причину неработоспособности штатной батареи.

И последнее. Если с вашей машиной в результате случится что-то «не то», не говорите в сервисе, что давали кому-то прикурить… Намек понятен?

P.S. А всех, кто имеет свое собственное мнение по части «прикуривания», приглашаем принять участие в нашем опросе на эту тему. Ведь сегодня дать прикурить готовы далеко не все.

  • Безопаснее же всего использовать пусковое устройство.
  • Если есть подозрения, что аккумулятор не выдержит первых морозов, заранее задумайтесь о покупке качественного зарядного устройства.

Источник

Мифы и правда о прикуривании современных авто

Телефон

WhatsApp

Электронная почта

Мифы и правда о прикуривании современных авто

Мифы и правда о «прикуривании» современных авто

На автомобиле совсем не вовремя разрядился аккумулятор? Первая мысль в такой ситуации: «прикурить» от соседней машины. Однако друг ранее со знанием дела утверждал, что такой способ подзарядки аккумулятора на современных машинах очень вреден. Что делать? Вызывать эвакуатор, обращаться на СТО или в службу скорой помощи на дороге? А может все-таки быстрее аккумулятор зарядить от машины соседа? Ниже мы разберемся подробно в мифах «прикуривания» современных авто, расскажем как правильно выполнять эту процедуру и где безопасно можно подзаряжать АКБ.

Водители с многолетним стажем на своем жаргоне под «прикуриванием» понимают процесс зарядки севшего аккумулятора одного авто от такого же узла исправного авто путем соединения их специальными проводами. То есть аккумулятор одной машины позволяет подзарядить аккумулятор другого авто и завести на этом автомобиле двигатель. Процесс достаточно простой и с ним сможет справиться даже новичок. Вместе с тем здесь очень важно соблюдать строго определенную последовательность действий и быть очень аккуратным. Иначе транспортное средство может надолго отправиться в ремонтную мастерскую.

Когда в «прикуривании» есть смысл?

Если машину не получается завести, то не следует сразу «грешить» на севший аккумулятор. Причины этой проблемы могут быть самыми различными. Например, могут «глючить» датчики, а может требуется заменить свечи. Нередко причиной становится замерзшая в двигателе или выхлопной системе вода. Определить, действительно ли села батарея аккумулятора можно по работе стартера: если он уже при первом включении крутит весьма слабо или очень плохо, то это первый и вполне явный сигнал, что АКБ нужно заряжать. Если же стартер работает в обычном режиме, то «подкуривать» АКБ не имеет смысла. То есть «прикуривание» целесообразно выполнять лишь в случаях, когда имеются веские основания полагать, что аккумулятор разряжен.

Процесс «прикуривания»

Технически подзарядить аккумулятор от другого автомобиля совершенно несложно. С этим справляются и новички, и даже некоторые автоледи. Процесс «прикуривания» состоит из таких этапов:

  • Подсоединяем провода к аккумулятору машины-«донора» (авто от которого «прикуриваем»). Первым крепим провод к клемме со знаком «+», а затем второй провод к клемме со знаком «-».
  • Другие концы проводов нужно закрепить к соответствующим клеммам на автомобиле «реципиенте» (авто которое нужно «прикурить»). Соблюдаем особую внимательность, чтобы не перепутать «+» и «-», а также, чтобы открытые участки проводов на зажимах не соприкасались. Кроме того, следует запомнить, что сначала крепится «плюсовой» провод, и только после этого «минусовой». Если перепутать «плюс» с «минусом», то из строя может выйти вся электроника авто.
  • Соединив проводами АКБ двух автомобилей, можно сразу заводить двигатель на машине-«реципиенте». После удачного старта удерживаем с помощью педали газа холостые обороты на уровне 1,5 тыс.об/мин. Далее можно отсоединяться от машины-«донора»: она больше не понадобится.

Можно ли прикурить авто от работающего мотора?

Больше всего споров в среде водителей, как новичков, так и опытных, вызывает вопрос: безопасно ли «прикуривать» от авто, у которого работает двигатель. Опасения вызывают два момента. Первый: существует риск, что автомобиль-«реципиент» полностью израсходует ресурс аккумулятора машины-«донора». В результате «донор» сам не сможет завестись. Второе: для автомобиля- «донора» существует риск, что при «прикуривании» авто с севшей батареей, у первого из строя будет выведена электроника. Получается, что «прикуривание» опасно? Это не совсем так, а риски могут реализоваться только при несоблюдении правил.

  • На машине-«доноре» обязательно отключайте двигатель. Также следует с аккумуляторной батареи снять минусовую клемму (лучше подсоединение провода выполнять на «массу» двигателя). Такой подход позволяет полностью разделить электросети двух автомобилей. В результате «прикуриваемая» машина получает питание от удаленной батареи. При этом машина-«донор» простаивает как будто без батареи. Если не соблюдать это правило, то в автомобиле-«доноре» блок-контроллер электропитания и генератор получат в первую очередь от стартера второго авто сильный «удар» (сильную нагрузку). При запуске мотора нагрузка стартера превышает 200 Ампер. Электроника машины-«донора» такого удара может не выдержать. Причем неисправность иногда проявляется сразу, а иногда «всплывает» через время.
  • Соблюдайте разумное равновесие между емкостями батарей машины-«донора» и машины-«реципиента». Первую оценку соответствия емкости батарей автомобилей можно провести по габаритным размерам авто и объемам моторов. «Прикуривать» можно только от более крупного авто с более емкой батареей и более мощным двигателем. Например, большой внедорожник без проблем «прикуривает» малолитражку». А вот «малолитражка» уже не сможет «прикурить» внедорожника.
  • Всегда перед «прикуриванием» мотор автомобиля «донора» должен поработать не менее 5 минут. Число оборотов при этом следует установить в районе 1 500 об/мин. Таким образом «донор» подзаряжает свою АКБ и уже не стоит бояться, что «реципиент» использует абсолютно весь заряд батареи.
Читайте также:  Сколько заряжать аккумулятор 600mah

Выбираем провода для «прикуривания»

За весь водительский стаж провода для «прикуривания» авто могут понадобиться всего несколько раз или совсем не пригодиться. Однако этот аксессуар в некоторые моменты становится жизненно необходимым. Поэтому автовладельцы предпочитают обзавестись проводами для «прикуривания» заблаговременно и постоянно возят их собой. Особенно это актуально для холодного времени года и жителей северных регионов. Ведь здесь аккумуляторы машин при сильном морозе могут сесть уже после одной ночи простоя на улице.

К выбору проводов для «прикуривания» следует подходить особо ответственно. Покупать дешевые варианты китайского производства — это мнимая выгода. Ведь такие кабеля быстро выходят из строя, начинают дымиться, греться и при этом эффективность передачи тока по ним оказывается очень низкой. Лучше остановиться на более дорогом, но более качественном варианте, который не подведет в самый неподходящий момент.

Хорошим для «прикуривания» проводом считается кабель, имеющий большое сечение жилы, по которой проходит ток. Также следует обратить внимание на материал, из которого изготовлена жила. Предпочтение следует отдавать меди и иным металлам, которые обеспечивают минимальные потери при передаче тока.

Не менее важна и оплетка кабеля, который будет использоваться для «прикуривания» авто. Не стоит покупать провода с жесткой оплеткой, поскольку на морозе она будет становиться хрупкой и будет трескаться. Выбирайте кабель с мягкой оплеткой.

Есть требования и к зажимам, которыми провод крепится к клеммам батареи. Советуем свой выбор остановить на медных зажимах. Провод в них должен быть либо припаян, либо надежно обжат. Зубцы должны хорошо крепиться на клеммах и не сползать с них. Кроме того обратите внимание на пружины зажимов — они должны быть надежными и обеспечивать качественное крепление зажима к клемме.

«Прикурить» авто проводами, длина которых не достигает трех метров, будет очень проблематично. Такой кабель попросту может не достать до АКБ второго автомобиля, даже если машину подогнали максимально близко к «реципиенту». Причем иногда поставить машины друг к другу в такой близости не получается из-за внешних препятствий. К тому же у одной машины батарея может быть расположена слева, а у второго авто — справа. Из-за этого длины провода может просто не хватить.

«Курить» вредно!

Высказывать банальные и всем знакомые вещи, чтобы подвести общий итог вышеизложенному, совсем не хочется. Однако придется. Не стоит рассчитывать, что «дышащий на ладан» аккумулятор, прослужит еще долгое время. Вовремя меняйте его на новый.

Вместе с тем, не стоит бояться давать прикурить авто нуждающимся автомобилистам, будь это сосед по гаражу или незнакомец на дороге. Вреда от «прикуривания» авто ваша машина не получит никакого.

Источник

Саморазряд, мороз и опасность прикуривания: 10 глупых вопросов об аккумуляторах

Саморазряд, мороз и опасность прикуривания: 10 глупых вопросов об аккумуляторах

Так уж повелось, что главные проблемы зимой автолюбителям доставляет аккумулятор. И традиционно, из года в год, звучат одни и те же насущные вопросы… Мы решили свести все самые популярные аккумуляторные проблемы в один «блиц-марафон»!

Реклама
1. Саморазряд батареи – что это такое?

Одноразовые пальчиковые батарейки способны невозбранно храниться годами, пока их не начнут использовать. Но с автомобильным аккумулятором такой фокус не проходит! И сакраментальное «снятие минусовой клеммы» не поможет! Оставляя машину на парковке и уезжая на месяц в отпуск, вернувшись, можно не суметь запустить мотор… Многие из тех, кто привык, что выключенный ноутбук или смартфон может без ущерба для батареи лежать по полгода, неприятно удивляются…

Снимая клемму с АКБ, мы «отсекаем» внешние потребители тока, но не останавливаем естественный процесс внутреннего саморазряда, свойственный свинцовым батареям и почти не свойственный литиевым. Представьте, что внутри батареи параллельно ее клеммам постоянно подключен крошечный паразитный потребитель тока. Саморазряд все производители считают нормой, если в сутки новая батарея теряет не более 0,5-0,8% емкости. Это касается плюсовых температур — зима же в данном случае являет редкий пример союзника, а не врага: при температурах ниже нуля саморазряд замедляется! Но летом даже отключенная от автомобильной бортсети батарея за месяц способна лишиться половины емкости, а уже поработавшая (хотя и вполне исправная!) может иссякнуть почти полностью – для нее 1,5-2% потерь в сутки бывает нормой. Поэтому при длительном простое машины необходимо перед снятием клеммы полностью зарядить аккумулятор сетевым зарядником. А еще лучше – оставить АКБ на постоянной подпитке зарядным устройством, имеющим специальный режим компенсации саморазряда. Этот режим работы в инструкции к заряднику часто называют «буферным» или «компенсационным» — при нем батарея постоянно подпитывается безопасным сверхмалым током в несколько десятков миллиампер без риска испарения воды из электролита или перегрева.

2. Сколько дней можно не заводить машину?

Можно ли спокойно улететь, к примеру, в отпуск, оставив автомобиль на парковке без принятия каких-либо «консервационных» мер? Просто припарковаться и уйти, а через две недели вернуться, завести мотор и поехать? В принципе, можно произвести несложный арифметический расчет.

Если предположить, что электрика машины исправна и не потребляет ток при простое, то остается два основных «паразита», которые имеются у большинства – сигнализация и аудиосистема, «магнитола» в просторечии. Типичное потребление этой парочки – около 30 мА на сигнализацию и около 20 мА – на «магнитолу».

Необходимо замерить потребляемый автомобилем в режиме простоя от аккумулятора ток – рассказывает заведующий аккумуляторной лабораторией ФГУП «Научно-исследовательский и экспериментальный институт автомобильной электроники и электрооборудования» Александр Казунин.

Предположим, у вас получилось 50 миллиампер. Считаем: 50 мА тока = 0,05 А·ч расхода. Умножаем на 24 часа в сутках и на, скажем, 14 дней – получается почти 17 ампер-часов аккумулятор теряет за две недели, и это, заметьте, без учета саморазряда. Для батареи емкостью 55 А·ч это составляет треть от емкости. Но главный вопрос – как интерпретировать эти цифры? Если на улице лето, автомобиль технически исправен, а батарея была заряжена на 100% — то потеря трети емкости не помешает завести мотор и поехать. Если же на улице зима, а машина эксплуатируется в городском режиме с вечным отрицательным энергобалансом, когда аккумулятор перманентно заряжен не более чем на три четверти (в лучшем случае!), картина получается неутешительная. После двухнедельного простоя сигнализация, «музыка» и саморазряд не позволят завести двигатель.

3. Можно ли заряжать аккумулятор, не отключая его от машины?

Вы поставили автомобиль в гараж и решили подзарядить батарею. Нужно ли перед этим отключать АКБ от бортсети машины, снимая с него одну из клемм?

Фактически любое зарядное устройство дает точно такое же напряжение (или незначительно выше), как и штатный генератор автомобиля, и никакого вреда это напряжение электронике автомобиля не нанесет. Тем более, что в массе своей она (включая главное – блоки управления двигателем и трансмиссией) полностью отрублена от бортсети извлеченным ключом зажигания и отключенным главным реле. Иными словами, после выключения зажигания исправное зарядное устройство можно подключать к батарее, стоящей под капотом, не снимая проводов с последней.

Впрочем, ключевое слово – «исправное»… Дело в том, что все современные зарядные устройства построены на бестрансформаторных источниках тока — так называемых инверторах. Их особенность состоит в том, что при практически любой неисправности внутри зарядника на его клеммах просто исчезает напряжение. Да, батарея, конечно, в этом случае не зарядится, но и электроника автомобиля не пострадает. А вот многие зарядные устройства старых лет выпуска, парк которых у автовладельцев по-прежнему очень велик, построены по трансформаторной схеме. Они массивнее, тяжелее, мощнее, но внутри часто представляют собой источники тока с напряжением 18-25 вольт, которое транзисторными или тиристорными регуляторами понижается до нужных при зарядке 14-16 вольт. И если регулирующий транзистор пробивается, что с ним случается нередко, на выходе зарядника появляется высокое напряжение 18-25 вольт, способное повредить и аккумулятор, и те электронные модули, которые не обесточиваются выниманием ключа — штатная или нештатная охранные системы, к примеру, или ряд блоков, относящихся к комфорту и сервису. В зарядном устройстве часто нет защит от подобного ЧП, поэтому при применении олдскульных зарядок клемму с батареи все же полезно снимать.

Читайте также:  Аккумулятор 12v force sf1226 12v26ah

4. Взорвется ли квартира от зарядки аккумулятора?

Бытует мнение, что заряжать аккумуляторную батарею дома – небезопасно. Действительно, риск взрыва несет выделяющийся при зарядке водород – в соединении с кислородом воздуха он образует так называемый гремучий газ. Но для взрывоопасной концентрации количество водорода должно составить не менее 4% от объема воздуха в помещении. Даже в небольшой комнате аккумулятору нужно стоять на зарядке несколько дней, чтобы возникла такая концентрация, а комната должна быть герметичной, что в условиях квартиры, к счастью, недостижимо…Есть и еще один важный нюанс: на деле во время зарядки составляющая водорода от общего количества газов, выделяемых батареей, мала — менее 10%. В основном аккумулятор порождает водород в первые часы после зарядки, а не во время нее. Убедиться в этом можно, к примеру, с помощью советского издания «Вентиляция и отопление аккумуляторных помещений», где вопрос газовыделения свинцово-кислотных батарей рассмотрен досконально.

Иными словами, известные строгие и непростые требования по соблюдению взрыво- и пожаробезопасности относятся к аккумуляторным участкам на предприятиях, где круглые сутки идет одновременная зарядка множества АКБ. Распространять эти требования на единоразовую сезонную подзарядку в квартире батареи личного легкового авто при открытой форточке или тем более на балконе не стоит.

5. Можно ли отравиться от зарядки аккумулятора дома?

Помимо водорода из аккумулятора при зарядке выделяются и другие газы, весьма токсичные — например, сернистый. Однако, опять же, если речь идет не о регулярной и массовой зарядке, а разе-другом за зимний сезон, количество этих газов может вызвать лишь головную боль – да и то если совпадут слишком много факторов. На деле же ощутить хоть какое-то недомогание от этого процесса крайне сложно.

Да, намеренно заряжать аккумулятор возле изголовья кроватки грудного ребенка точно не стоит в любом случае! Но если по каким-то причинам вам не удается пристроить АКБ на зарядку где-то помимо коридора или прихожей обычной городской квартиры, ничего серьезно опасного и необратимого со здоровьем не произойдет. Достаточно, если в квартире будут открыты межкомнатные двери и приоткрыто хотя бы одно окошко или форточка – например, на кухне.

Стоит отметить, что больше вреда (правда, не здоровью, а имуществу) могут принести мельчайшие пары серной кислоты, которые способны в незначительном количестве выноситься наружу из банок батареи с выходящими при «кипении» газами. В небольшом радиусе вокруг батареи они способны испортить ткань, пол или ковер из натурального материала. Опасность не сказать чтоб так уж существенна, но, чтобы подстраховаться наверняка, стоит поместить заряжаемую батарею в полиэтиленовый мусорный мешок — не завязывая, разумеется, его горловину.

6. Почему зимой нужно подзаряжать АКБ вне машины?

Не секрет, что при систематических коротких поездках типа «дом-работа-магазин» генератор не успевает восполнять потери энергии аккумулятора, которую тратит стартер, и батарея постепенно теряет емкость даже при абсолютно исправном электрооборудовании. Однако летом у аккумулятора есть хотя бы возможность добраться за долгую поездку до стопроцентного заряда. А зимой такой возможности нет в принципе — даже если вы будете ежедневно кататься из Москвы в Питер и обратно, аккумулятор не сможет зарядиться выше 70-80% от номинальной емкости из-за замедления скорости протекания электрохимических процессов при минусовых температурах. В сильный мороз аккумулятор, стоящий на автомобиле, никогда не зарядится на 100%. Не зарядится он и в неотапливаемом гараже от стационарного зарядного устройства, если на улице сильный мороз.

Для гарантированного наполнения энергией батарею необходимо перенести в теплое помещение и дозарядить до 100% сетевым зарядным устройством. Проведение этой процедуры хотя бы 1-2 раза за зиму гарантированно предупредит проблемы с холодным пуском двигателя – если аккумулятор и электрооборудование исправны, разумеется!

7. Как мороз меняет емкость батареи?

Почти всегда проблемы с зимним запуском – вина владельца автомобиля. Не подзарядил батарею до нормы перед холодным сезоном, игнорировал неисправность электрооборудования и утечки тока, допустил полный разряд аккумулятора «в ноль» ранее и так далее. Однако иногда все исправно, аккумулятор свежий, а стартер крутит вяло! Почему?

Дело в том, что емкость аккумулятора – параметр непостоянный. Она очень сильно зависит от температуры окружающей среды. В холод емкость аккумулятора естественным образом снижается вследствие замедления скорости протекания электрохимических процессов. Приблизительно зависимость емкости от температуры можно визуализировать так:

Температура электролита батареи, °С Емкость, % от номинала
-10 80
-20 65
-30 50

Говоря проще, если производитель автомобиля сэкономил на батарее, не поставив «вариант для России» с увеличенными как раз на этот случай пусковым током и емкостью, то «полбатареи», в которые превращается аккумулятор при минус 25-30, запросто может не хватить для стабильного пуска. Особенно если АКБ систематически недозаряжается в городском режиме эксплуатации автомобиля с частыми стартами и короткими по продолжительности поездками.

8. Чем опасно прикуривание?

Если аккумулятор разрядился в ноль – например, от забытых включенными габаритов, аудиосистемы или лампы освещения салона — плотность электролита катастрофически падает, и электролит замерзает, как обычная вода. Замерзая, он расширяется, деформируя пластины и раздувая бока корпуса. Что же происходит после «прикуривания» такой батареи проводами или портативным литий-ионным «пускачом»?

Летом «прикуривание» опасности не несет, – рассказывает Александр Казунин.

Но зимой – совсем другая история… Если разряженную и замороженную батарею принести домой, отогреть в течении полусуток при комнатной температуре и после этого поставить на зарядку сетевым зарядным устройством – она еще поработает. Но так мало кто поступает… В основном машину «прикуривают» и тут же уезжают, поскольку спешат на работу или по делам. Что происходит в этом случае? Батарея начинает заряжаться от генератора достаточно большим током. Но внутри нее на две трети объема электролита – лед. Фактически работает только треть батареи. От больших зарядных и пусковых токов спекаются сепараторы, и в них начинают прорастать шунты – токопроводящие перемычки из дендритов, которые замыкают пластины между собой. Чаще всего страдают первая и шестая банки, поскольку они находятся по краям, и промерзание начинается именно с них. После такого издевательства батарея почти никогда не держит заряд и требует замены. Прикуривая с утра машину, которая не светит лампами на приборной панели после поворота ключа, и стартер которой не издает ни звука, нужно помнить, что аккумулятор уже не жилец, и вечером крайне желательно заехать в магазин за новым!

9. Нужна ли «шуба» аккумулятору?

Многие видели, как аккумулятор под капотом укутан в мягкий текстильный чехол-коробочку, называемую теплозащитой, термозащитой, «термокейсом» и так далее. На одних машинах такой аксессуар штатно идет с завода, на других его нет и в помине, а сторонние производители выпускают подобные вещи как элементы «тюнинга».

Распространено мнение, что такие термочехлы помогают батарее лучше заряжаться от генератора зимой и эффективнее отдавать ток стартеру. Но, увы, это заблуждение… Для зимы подобные «шубы» совершенно бесполезны – за ночь или день простоя на парковке любая батарея промерзнет до температуры окружающей среды – хоть норковую шубку на нее натяни! Главная задача такой термозащиты – частично прикрыть аккумулятор от перегрева в адском подкапотном пекле летом, чтобы уменьшить испарение воды из электролита, от которого страдают любые батареи, будь они хоть трижды «необслуживаемыми».

Впрочем, в любом случае называть такой аксессуар необходимым нельзя, и приобретать его самостоятельно, если производитель обошелся без него, совершенно необязательно.

10. Нужно ли применять защитные смазки для клемм батареи?

Плюсовая клемма батареи склонна усиленно окисляться, часто покрываясь жутковатой на вид сине-зеленой коркой. Окислы начинают проникать и в плоскость контакта, быстро его ухудшая. Сегодня для предотвращения этого зла продаются специальные защитные смазки, но стоят они в силу специфичности весьма недешево, а востребованы редко и в ничтожном количестве. Да и есть нюанс – чистой и недеформированной клемме с исправным затяжным болтом дополнительный «химический допинг» в плоскости контакта с наконечником аккумулятора, по большому счету, и не требуется. А когда клемма уже «убита» окислением и царапинами, даже дорогое спецсредство не поможет ей восстановить качественный контакт без вольтопотерь – по-хорошему, клемму нужно менять или как минимум тщательно восстанавливать с использованием круглого напильника и наждачной бумаги.

Однако в «дедовские времена» существовал простой способ защиты клемм от окисления, ныне почти забытый. Он неплох для предотвращения будущего износа клеммы, пока она еще новенькая — тем более что стоимость затеи стремится к нулю, а простота — чрезвычайная. Для предотвращения окисления клемм на «плюсовой» контакт батареи в прежние годы опытные водители надевали плоское колечко из толстой ткани или войлока, на которое наносили 2-3 капли моторного масла — а поверх кольца уже надевали и зажимали клемму провода. Масло, дающее легкое испарение от жара подкапотного пространства, «укутывает» контакт батареи и клемму провода своеобразным антикором, не давая ей окисляться.

Опрос Узнали для себя что-то новое из нашей подборки?
Ваш голос Всего голосов: практика гаджеты Евгений Балабас

Источник