Меню

Чем отличается аккумулятор от батареи аккумуляторов

Чем отличается аккумулятор от батареи аккумуляторов

Батарейки и аккумуляторы сегодня являются главным источником энергии для мобильных устройств, однако мы очень мало знаем о то, что это такое и в чем различия между этими источниками питания.

Описание

Вкратце батарейку можно описать как одноразовый источник питания. Уровень напряжения в стандартной солевой батарейке составляет 1,5 вольт, но со временем напряжение ослабевает и батарейка уже не способна подпитывать устройство достаточно для его нормальной работы. Самыми дешевыми являются батарейки с солевым электролитом, который рассчитан на очень слабую и недолгую нагрузку. Ставить такие батарейки в фонарик будет большой ошибкой – они вряд ли проработают больше получаса. Щелочные батарейки, которые часто называют «алкалиновыми», куда лучше приспособлены к серьезным нагрузкам. Они хорошо подходят для использования в фотоаппаратах и фонариках, а чтобы продлить срок их действия можно периодически заменять их на другую пару – такой «отдых» позволяет батарейкам этого типа восполнить небольшую часть потраченной энергии. Самыми дорогими являются литиевые батарейки – по цене они практически равны недорогим аккумуляторам, однако и срок службы у них куда больше, чем у щелочных и солевых батареек.

Аккумуляторы, безусловно, куда практичнее в использовании. Их можно заряжать достаточно большое количество раз и при правильном обращении они способны прослужить долго. Многих отпугивает цена на аккумуляторы, и такие люди отдают предпочтение нескольким комплектам батареек. При покупке аккумуляторов всегда стоит отдавать предпочтение моделям от самых лучших производителей, так как аккумуляторы от малоизвестных компаний часто имеют очень недолгий срок службы – в них быстро образовываются кристаллы, уменьшающие эффективную поверхность, и таким образом срок работы аккумулятора существенно сокращается.

Сравнение

В данном случае ваш выбор должен зависеть от цели. Скажем, если хочется просто взять фотоаппарат на дружеские посиделки, вам вполне хватит двух или трех комплектов щелочных батареек. В таком случае, пожалуй, нет смысла тратиться на аккумуляторы. Но если какое-то устройство используется постоянно, на аккумуляторах не стоит экономить, ведь они действительно очень быстро окупятся.

Среди батареек также есть множество разных производителей, среди которых порой бывает достаточно сложно сделать выбор. В таком случае лучше просто не покупать откровенно дешевую продукцию, так как вероятность того, что такие батарейки не проработают и пяти минут, очень велика. И не стоит пытаться заряжать батарейки – солевые и щелочные просто испачкают всё вокруг, а литиевые могут даже взорваться.

Выводы TheDifference.ru

Несмотря на более низкую цену на батарейки, аккумуляторы практически во всех случаях являются предпочтительным вариантом – даже если вы купили севшие аккумуляторы, их всегда можно быстро зарядить и многократно использовать, а в случае покупки севших батареек вам ничего не останется, как избавиться от них. Но если вы уезжаете куда-нибудь, где не будет возможности зарядить аккумуляторы, то, естественно, в этом случае необходимо позаботиться о нескольких комплектах хороших батареек.

Источник



Об аккумуляторах .

Вопросы об аккумуляторах

Аккумуляторная батарея и аккумулятор — в чем разница?

Аккумулятор

В своем точном значении, аккумулятор - элементслово аккумулятор обозначает вторичный (заряжаемый) химический источник тока, т.е. один гальванический элемент, допускающий повторную зарядку. В настоящее время выпускаются свинцовые кислотные аккумуляторы (элементы) большой емкости (от 200 до 5000 А*час). Аккумуляторы (элементы) малой емкости — большая редкость. Элемент имеет небольшое напряжение (около 2 В для свинцовых кислотных аккумуляторов). Для повышения напряжения элементы соединяют последовательно.

Аккумуляторная батарея

С огласно словарю Ожегова, «БАТАРЕЯ — соединение нескольких однородных приборов, устройств, сооружений, образующих единое целое». аккумуляторная батареяОбычно, для получения аккумуляторной батареи отдельные аккумуляторы соединяют последовательно. Но довольно часто встречается и смешанное соединение — батареи последовательно соединенных аккумуляторов соединяют параллельно для увеличения емкости аккумуляторной батареи.

Моноблок

Д ля соединения аккумуляторов в батарею используют соединители — провода или шины с наконечниками (клеммами). Соединение аккумуляторов — довольно трудоемкий процесс. Поэтому уже давно выпускаются аккумуляторы, соединенные в батарею уже на заводе — моноблоки. Моноблок — несколько элементов в едином корпусе из прочной пластмассы. Моноблок свинцовых аккумуляторов может состоять из 2, 3, 4 (очень редко), 6 или 12 элементов. Соответственно и напряжение такой аккумуляторной батареи составляет 4, 6, 8, 12 или 24 вольта. Аккумуляторы моноблока абсолютно одинаковы и имеют одинаковую историю, поэтому старение аккумуляторов моноблока происходит одновременно, а моноблок может прожить дольше, чем отдельные аккумуляторы.

Н а верхней поверхности старая аккумуляторная батарея - моноблокстарых батарей-моноблоков можно было видеть все электрические соединения, выполненные свинцовыми шинами и отверстия для заливки электролита и контроля его плотности. Современные современная аккумуляторная батарея - моноблокгерметичные свинцовые аккумуляторные батареи доступных отверстий не имеют — вся верхняя поверхность моноблока закрыта крышкой. Под крышкой находятся предохранительные клапаны.

Аккумуляторные батареи, аккумуляторы. Как вас теперь называть?

П осле того, как мы разобрались в технической сути терминов, выясним, как же все-таки нужно говорить, чтобы быть понятым.

П онятием элемент пользуются редко, когда нужно уточнить, что речь идет именно об аккумуляторном элементе, а не о моноблоке.

В просторечии аккумулятором называют отдельное изделие, будь то аккумулятор-элемент или аккумуляторная батарея — моноблок.

П од батареей, обычно, понимают как соединенные вместе элементы или моноблоки, так и моноблоки по-отдельности.

С лово моноблок как-то не прижилось в бытовой речи и почти не используется.

Тестеры аккумуляторов или тестеры аккумуляторных батарей?

В настоящее время для проверки аккумуляторов, элементов или моноблоков применяют приборы, основанные на одном принципе — анализе отклика аккумулятора на тестовый электрический сигнал.

И х могут называть по-разному: тестеры аккумуляторов, тестеры аккумуляторных батарей или индикаторы емкости свинцовых аккумуляторов — у них один принцип действия и одно назначение — тест аккумуляторов (элементов) и батарей (моноблоков).

Источник

Какие бывают аккумуляторы в мобильной, компьютерной и бытовой технике

Аккумуляторы окружают нас повсеместно. Их можно встретить как в привычных каждому пользователю мобильных гаджетах, так и в сложных системах резервного электропитания. В каждой из областей используется свой тип аккумуляторной батареи, в которой ее характеристики «раскрываются» наилучшим образом. В данном материале поговорим о типах аккумуляторных элементов, областях применения и основных правилах эксплуатации.

Аккумуляторы. Общие принципы

По историческим меркам аккумулятор — довольно «молодое» изобретение, которому немногим более 160 лет. Основной принцип работы любого аккумуляторного элемента — протекание в нем обратимой электрохимической реакции, т. е. при приложении к контактам элемента постоянного напряжения, на его пластинах (электродах) накапливается электрическая энергия, при приложении нагрузки — происходит ее расходование. Причем протекает такая реакция на протяжении большого количества циклов заряда/разряда. Как правило, возможное количество перезарядок зависит от типа аккумуляторного элемента, но в среднем, современный аккумулятор способен обеспечить 300–1000 полных циклов.

Работоспособным считается аккумулятор, остаточная емкость которого составляет 70–80 % от начальной. Элементы с меньшими показателями остаточной емкости считаются непригодными для дальнейшей эксплуатации, поскольку не могут обеспечить расчетную автономность.

Какого бы типа не был аккумулятор, костяк конструкции и основной принцип действия у них остается неизменным. В каждом аккумуляторе есть два электрода (положительный и отрицательный, иначе именуемые анод и катод), погруженные в специальную среду — электролит, являющуюся прекрасным «поставщиком» ионов вследствие электролитической диссоциации.

Ион — атом или молекула, несущая на себе электрический заряд. Если ион положительно заряжен — его называют катион, если отрицательно — анион.

В зависимости от используемого материала электродов и применяемого типа электролита существуют различные вариации аккумуляторных элементов, каждый из которых имеет свои конструкционные и эксплуатационные особенности. Ниже поговорим о наиболее распространенных типах аккумуляторов, сферах их применения и особенностях эксплуатации.

Читайте также:  Тойота авенсис после замены аккумулятора

Свинцовые аккумуляторы

Несмотря на преклонный возраст технологии, свинцовые аккумуляторы до сих пор успешно применяются в системах резервного питания, автомобильном транспорте, системах аккумулирования возобновляемых источников энергии (солнечная и ветряная энергетика, гидроэнергетика и т. д.).

Как видно из названия, в качестве основного материала, из которого изготавливают электроды, выступает свинец. Точнее, для производства положительных электродов — просто свинец, а для изготовления отрицательных электродов — оксид свинца. В качестве электролита, как правило, выступает раствор серной кислоты.

Существует большое количество конструкций свинцового аккумулятора, направленных на улучшение его эксплуатационных характеристик. Поскольку свинец сам по себе достаточно мягкий металл с невысокой физической прочностью, в чистом виде он слабо противостоит вибрационным нагрузкам, поэтому для использования аккумуляторов, например, в транспорте, в сплав свинца добавляют кальций, делающий структуру металла более прочной.

Для использования свинцового аккумулятора в источниках бесперебойного питания, дабы не допустить контакт пользователя с кислотой, исключить необходимость обслуживания, а также не создавать условия для взрыва водорода, выделяемого из АКБ, при ее заряде, используют свинцовые аккумуляторы определенного типа. Такими аккумуляторами являются источники питания типа AGM (Absorbent Glass Mat), в которых абсорбированным электролитом (не жидким) пропитан специальный пористый мат из стекловолокна.

Довольно часто свинцовые аккумуляторы, выполненные по технологии AGM, ошибочно называют гелевыми. На самом деле это не так. Гелевые аккумуляторы — отдельная ветвь развития свинцовых источников питания.

Аккумуляторы, электролитом в которых выступает раствор серной кислоты в желеобразном состоянии, называются гелевыми. Они рассчитаны на медленную отдачу энергии, поэтому основная область их применения — использование в инертных системах накопления и расходования электроэнергии (солнечная энергетика, питание моторов кресел для инвалидов, гольф-каров и т. д.).

К неоспоримым преимуществам свинцовых аккумуляторов относятся их невысокая стоимость и возможность работы в широком диапазоне температур окружающей среды (от — 40 до + 40 ° С).

Один свинцовый аккумуляторный элемент выдает напряжение порядка 2 В и способен выдать удельной энергии из расчета 30–60 Вт*ч с 1 кг массы, что в сравнении с другими типами — достаточно мало. Такие аккумуляторы имеют высокие значения саморазряда, а их глубокий разряд приводит к разрушению и осыпанию пластин электродов и безвозвратной порче аккумулятора.

Никель-кадмиевые аккумуляторы

Следующим типом аккумуляторных элементов, активно использующихся во многих сферах, являются никель-кадмиевые аккумуляторы (NiCd). Их можно встретить в детских игрушках, пультах управления, фонариках, ручном аккумуляторном электроинструменте и т. д.

Конструкция элемента не претерпела изменений, только в качестве материала для изготовления электродов используются никель и кадмий, а точнее гидраты закиси этих металлов. В качестве электролита применяют гидроксид калия. Один элемент на основе этих металлов может выдать напряжение 1,2–1,35 В, а значение удельной энергии находится в диапазоне 40–80 Вт*ч/кг.

Никель-кадмиевые аккумуляторы — одни из самых морозоустойчивых. Они работают без существенной потери своей емкости при температурах, близких к –50 ° С, к тому же, абсолютно не боятся глубокого разряда, и после цикла зарядки полностью восстанавливают свои эксплуатационные характеристики.

Хранить NiCd аккумуляторы рекомендуется полностью разряженными.

К отрицательным моментам относят их малую удельную емкость, высокий саморазряд, длительное время зарядки (восполнять энергию нужно малыми зарядными токами) и ярко выраженный «эффект памяти».

Чтобы не испортить аккумулятор, его необходимо заряжать только после полного разряда! Пренебрежение этим правилом повлечет быструю потерю емкости и выход элемента из строя.

Заряжают NiCd-элементы малыми зарядными токами, значения которых составляет порядка 10 % от емкости аккумулятора.

Никель-металлогидридные аккумуляторы

Логическим продолжением никель-кадмиевых аккумуляторов стали никель-металлогидридные (NiMH) элементы питания. В них учтены и практически устранены недостатки предшественников. Аккумуляторы при тех же массогабаритных показателях имеют большую в 2–3 раза емкость, обладают высокой надежностью, с легкостью переносят глубокий разряд и перезаряд, менее подвержены эффекту памяти.

Немаловажную роль в популяризации и широком распространении NiMH элементов сыграл тот факт, что они не содержат в своем составе кадмия, очень вредного для окружающей среды металла. Следовательно, с повестки дня снимаются вопросы правильного хранения и утилизации таких элементов.

Для производства анода используют гидрид никеля с лантаном или литием — так называемый металлогидридный электрод. В качестве катода — оксид никеля. Электролитом выступает соединение гидроксида калия.

Заряжают никель-металлогидридные аккумуляторы большими (в сравнении с NiCd-элементами) токами, величины которых составляют порядка 20–25 % от емкости аккумулятора, но очень важно контролировать температуру элемента во время заряда. Если она превышает 45 °С, нужно немедленно прервать процесс зарядки, в противном случае существует риск порчи элемента.

Зарядку для NiMH-аккумуляторов можно использовать в паре с NiCd-элементами. Обратная совместимость недопустима! Алгоритмы зарядки никель-кадмия более примитивны, они могут причинить вред NiMH-элементу.

Никель-металлогидридные аккумуляторы хранят полностью заряженными. Поскольку этому типу элементов присущ высокий саморазряд, для сохранения работоспособности элемента его нужно периодически подвергать полному циклу разряда/заряда.

Никель-металлогидридные аккумуляторы используют в тех же сферах, что и никель-кадмиевые, однако, благодаря повышенной емкости, их охотно применяют в фототехнике, использующей для питания элементы типа АА и ААА.

NiMH элементы — самые морозоустойчивые. Они без проблем переносят эксплуатацию при экстремально низких температурах, достигающих -60 °С. По этой причине их довольно успешно применяют в электроинструменте, используемом при выполнении работ на открытом воздухе в зимнее время.

Один элемент генерирует 1,2–1,25 в ЭДС, а его удельная энергия составляет 60–75 Вт*ч/кг. Теоретический расчетный «потолок» этого параметра находится на уровне 300 Вт*ч/кг, но видимо технологии производства NiMH-элементов, еще не до конца совершенны.

Литий-ионные аккумуляторы

Современные мобильные устройства уже сложно представить без литий-ионных аккумуляторов. Именно их разработка дала мощный толчок к развитию легких и миниатюрных решений источников питания, и, как следствие, миниатюризации всего сегмента мобильных гаджетов.

Сильными сторонами Li-ion являются высокая плотность аккумулируемой энергии, ее удельное значение, в большинстве случаев, составляет солидные 280 Вт*ч/кг, недостижимые при использовании аккумуляторов другого типа. Именно по этой причине Li-ion аккумуляторы используются не только для питания персональных гаджетов, но и для приведения в движение различных самокатов, велосипедов с электродвигателем и даже автомобилей.

Справедливости ради следует сказать, что «литий-ионный аккумулятор» — это обобщенное название целой группы электрохимических элементов, переносчиком заряда в которых выступают ионы лития. Разница заключается в составе материала катода и типе электролита.

Наибольшее распространение в бытовом сегменте получили литий-полимерные аккумуляторы, в которых в качестве электролита используется специальный твердый полимер, а катодный и анодный материал нанесены на тонкие слои алюминиевой и медной фольги соответственно. Такое конструктивное решение позволяет производить аккумуляторы любой формы и размера, изящно «вписывая» их в разрабатываемые устройства.

Существенный недостаток твердого полимера — его плохая проводимость при нормальной температуре окружающей среды (+ 25 °С). Наилучшие показатели достигаются при увеличении температуры до + 60 °С, а это уже опасно с точки зрения обычного использования. Поэтому производители идут на небольшие ухищрения, добавляя к полимеру электролит в жидком или желеобразном состоянии.

Существенное отличие конструкции литий-ионных аккумуляторов от традиционной конструкции заключается в обязательном наличии разделительного сепаратора, исключающего свободное перемещение ионов лития, в моменты, когда аккумулятор не используется.

Другой элемент, который должен обязательно присутствовать в схеме аккумулятора — BMS-контроллер (Battery Management System), отвечающий за корректную и сбалансированную зарядку ячеек аккумулятора.

Li-ion аккумуляторы при высокой удельной емкости обладают малым весом. Для их зарядки нужно не так уж много времени. У них практически отсутствует эффект памяти и саморазряд. К аккумуляторам литий-ионного типа не предъявляется особых требований к соблюдению циклов заряда/разряда. Заряжать их можно в любое удобное время, не привязываясь к величине остаточного заряда элемента. Хранить Li-ion батареи рекомендуется наполовину заряженными.

Читайте также:  Es7016 panasonic замена аккумулятора

Самым существенным недостатком литий-ионного элемента является его категорическое «нежелание» полноценно работать при отрицательных температурах. Эксплуатация литиевого элемента на морозе очень быстро приблизит его выход из строя.

Источник

Как отличить батарейку от аккумулятора — в чем разница

Быт современного человека наполнен различными приборами, работающими на батарейках и аккумуляторах. Внешне эти два прибора очень похожи, потому, покупая в магазине или на рынке, их легко спутать, так как они оформлены практически одинаково. Как отличить батарейку от аккумулятора, читайте ниже. Это не сложно. Нужно только запомнить несколько правил.

Как отличить батарейку от аккумуляторной батарейки

Первое, на что следует обратить внимание, так это отличие аккумулятора от батарейки по стоимости. Акб (аккумуляторная батарея) служит намного дольше, так ее емкость значительно больше. В результате, стоит она дороже, чем обычная пальчиковая. Этот тип служит недолго, потому дешевый.

Однако, цена – не единственное, чем отличается аккумулятор от батарейки. Например, обычная батарейка, изготовленная из лития, не является аккумулятором. Однако, ее цена выше пальчиковой. Этот тип определяется надписью – lithium battery.

Основные различие между элементами

Первое, чем отличаются аккумуляторные батарейки от обычных – это возможность вставить в специальное устройство и зарядить, после чего использовать дальше. Обычная батарейка этим свойством не обладает. Когда она отслужила свой срок, ее просто утилизируют.

Перед тем, как узнать аккумуляторная батарейка или нет, следует знать о ряде различий между ними. Отличить между собой эти приборы можно по следующим параметрам:

  • По внешнему виду;
  • По надписям и маркировке на корпусе;
  • По напряжению и емкости

Рассмотрим эти различия более детально.

По внешнему виду

Эти два источника питания по своим габаритам совершенно разные. Различия называются типоразмером: аккумуляторные батареи отличаются от обычных или пальчиковых длиной, формой, диаметром. Как правило, на корпусе указана информация о том, чем является источник питания: батареей или АКБ. Одноразовые батарейки имеют стандартные типоразмеры: от 10180 до 75400, где первые две цифры обозначают диаметр, следующие две – длину. Батарейки в форме таблеток бывают только одноразовыми.

По надписям и маркировке на корпусе

Второй момент, как отличить пальчиковые батарейки от аккумуляторов, это маркировка. Обозначение аккумуляторных батареек имеется на корпусе.

В зависимости от «начинки», батарейки делятся на несколько типов:

  • Надпись на упаковке Carbon-Zinc — обозначает солевую одноразовую батарею. Она будет работать относительно недолго, так как не рассчитана на долгую нагрузку;
  • Alkaline — эти батареи довольно мощные. В их составе щелочь, потому они частично могут восстанавливать свой заряд в перерыве между работой. Такие батареи довольно популярные в домашнем использовании;
  • Lithium battery — это литиевые батареи. Они очень мощные, работают очень долго, и соответственно, у них высокая цена.

Увидев эти названия на упаковке, можно определить, какой источник питания Вы собираетесь приобрести.

Известные батарейки марки Duracell – не аккумуляторные. Они – пальчиковые, без возможности перезарядки.

АКБ имеют немного другую химическую схему: они состоят из никеля и металла. Эти аккумуляторы самые популярные в обиходе. Из недостатков можно выделить следующее: их нужно хранить при низких температурах, и второе – у них относительно небольшая емкость.

В плане использования, самыми лучшими и дорогими являются литий-ионные ( на упаковке они маркируются, как Lі-Iоn). Их используют в смартфонах, цифровых фотоаппаратах, и других портативных гаджетах. Потому они и оснащены USB – разъемом для заряда.

Еще следует обратить внимание на обозначение батареек и аккумуляторов на упаковке: если есть надпись «Rechargeable» (перезаряжаемый), то перед Вами аккумулятор, если написано «do not recharge» (не перезаряжать) – это батарейка.

Надпись указывается мелким шрифтом, потому, будьте внимательны!

По напряжению и емкости

Нередко возникают случаи, когда надпись на упаковке или самой батарее видна нечетко. Как в таком случае понять аккумуляторные батарейки или нет? Для этого, достаточно обычного вольтметра. Простая батарейка имеет напряжение 1,5v. На новой батарейке напряжение будет немного выше, примерно, как на фото.

Эти показания отображаются без дополнительной нагрузки.

С дополнительной нагрузкой показания будет немного ниже.

Для того, чтобы определить, какая начинка в батареи, следует измерять ЭДС. Если вольтметр показывает значение от 1,55 до 1,65 вольт, значит перед Вами одноразовая батарейка. Показатели менее 1.45 вольта указывают на разряженное состояние, и дльнейшую утилизацию устройства.

Более высокое напряжение указывает на то, что перед Вами аккумулятор. Если он имеет низкий саморазряд, то напряжение в нем будет около 13.32 вольта. Такие батареи Вы покупаете уже заряженными.

Разряженные обычные АКБ имеют показания около 1,25 вольта. Из этого следует, что показания аккумуляторов колеблются в диапазоне 1,15-1,35v.

Если вольтметр показал значение ниже, чем 1.15 вольта, значит, что батарея долгое время не использовалась. Потому, такое средство для зарядки лучше не покупать. Для того, чтобы проверить элемент на работоспособность перед покупкой, лучше его проверить или вольтметром, или специальным зарядным устройством, которое имеет функцию тестирования.

Небольшой совет для новичков: аккумуляторы лучше всего подойдут для тех устройств, где обычные батарейки быстро разряжаются, и их нужно часто менять. Для бытовых приборов, где затраты энергии меньше, лучше покупать обычные батарейки. Например, это могут быть электронны часы, эпиляторы или зубные щетки.

Различия между разными типами аккумуляторов

Существует три вида аккумуляторов: Ионно – литиевые, никель – металгидридные, и никель – кадмиевые. Давайте, рассмотрим особенности каждого.

Ионно-литиевая батарея (Li-ion) самые энергоемкие среди трех типов. Они меньше по размеру и весу, и затрачивают гораздо меньше времени для зарядки приборов. Разряжаются намного медленнее, чем другие виды. Они могут долго храниться в заряженном состоянии. Их можно заряжать в любом состоянии, и это никак не отразится на емкости. Еще одно их преимущество – безопасность для окружающей среды. Поскольку материал для изготовления такого аккумулятора более качественный, то цена соответственно, будет выше, чем у других аккумуляторов. Кроме того, материалы, используемые в ионно – литиевых аккумуляторах, более безопасные для окружающей среды, чем в никель-кадмиевых. Но, это не значит, что их можно просто выбросить в мусорное ведро по истечению срока работы. Утилизировать их следует ответственно.

Преимущество этих аккумуляторов в том, что в отличии от никель-кадмиевых, они работают дольше без дополнительной подзарядки. Эти батареи необходимо заряжать только в тех случаях, когда они полностью разряжены. Если раньше их заряжать, то емкости они теряют меньше, чем никель-кадмиевые аккумуляторы. Никель-металгидридные устройства хранят заряд недолго, а это значит, что они быстрее всех разряжаются. Потому, перед тем, как оставлять их на длительное хранение, следует хорошо зарядить. Состав данной батареи так же не очень опасен для окружающей среды. Но все равно, утилизировать их необходимо по правилам.

Этот вид аккумуляторов самый слабый и дешевый среди всех перечисленных. Для того, чтобы устройство служило долго, его необходимо держать в хорошем состоянии. Заряжать нужно только в случае полной разрядки, иначе емкость такого аккумулятора теряется. Большое преимущество никель-кадмиевых аккумуляторов в том, что он хорошо переносит жару и холод, а также резкие перепады температур. Они очень мощные, потому используются для устройств, предназначенных для выполнения сложных работ. Они быстро заряжаются, но и быстро разряжаются. По этой причине, перед тем, как оставлять их на длительный срок, их заряжают. Для окружающей среды такие батареи небезопасны: кадмий, входящий в состав, засоряет окружающую среду. Потому, утилизировать вышедший из строя аккумулятор, следует по всем правилам. Для того, чтобы избавиться от вышедшего из строя или отслужившего свой срок аккумулятора, сдать его необходимо в специальный пункт приема, предварительно отключив от питания. Кроме того, такие устройства следует держать подальше от детей и животных. В пункт приема их следует сдавать, запаковав в картонную коробку.

Читайте также:  Прикурить аккумулятор какие клеммы

Источник

Про аккумуляторы и батарейки. Ликбез для гуманитариев.

Посвящается очередному «клиенту», который надысь мне плакался в жилетку.

Вкратце — аккумулятор это перезаряжаемый источник энергии. В отличии от батареи, которая является одноразовой. Пост главным образом про бытовые аккумуляторы (типоразмера АА как самые популярные) и про целесообразность замены батареек на эти самые аккумуляторы. До кучи пройдусь по всем остальным типам.

Итак, самое популярное у нас это батарейки АА. Продаются в каждом магазине. Хорошие стоят по 50-60 руб/штука, дешманские идут по 10 руб/пучок. Это то, что продают в электричках со сроком годности до 2097 года.
Вариантов тут три — солевые (самые дешевые, емкость АА элемента в лучшем случае 1500 мАч, чаще 300-500). Бренды — GP из приличного, подделки в электричках. GP я сам брал, беру и буду брать. Хотя они и уступают алкалинкам по емкости, но цена/емкость у них лучше. Одна батарейка стоит 12-15 рублей, дает 1500 мАч если не наглеть с током потребления. Запомните эту цифру — 100 мАч/руб.
Алкалиновые, это уже приличные бренды Дюраселл, Энерджайзер. Тут цена 60-80 руб за элемент (выгодно брать десяток). Емкость 4-5 Ач. Эффективность 80-90 мАч/руб.
Третий вариант этого типоразмера — литий. Очень дорого, чуть более эффективно. 100-120 руб/элемент, емкость 7-8 Ач, эффективность 70-80 мАч/руб.

Замечание номер раз. Солевые батареи не любят больших токов разряда. Идеально для них — часы на стенке. Там они проработают 2-3 года и свою емкость отдадут на 110%. Да, именно 110%, ибо стандартные тесты показывают емкость чуть меньше при токе 0,1С (С = емкость). Часы жрут очень мало, отдаваемая емкость будет больше.

Алкалиновые батареи подходят для средних потребителей. Это фонарики, радио, плееры и прочее. Из моего зоопарка на них работают металлоискатели и GPS-навигатор. Хотя туда можно и солевые запихать. Если время работы прибора на батарейках превышает 8-10 часов — солевые пихать можно. Меньше — лучше алкалин.

Литиевые еще лучше в плане тока разряда. Они спокойно выдерживают мгновенные токи в 2-3С и продолжительный разряд током 1С. Это всякие детские игрушки, фотоаппараты. Да, да. При зарядке вспышки ток от батареи очень даже большой, батарейки это не любят. Поэтому для мыльницы лучше не жалеть, а покупать литий. Они смогут отдать всю емкость. Алкалин сдохнет отдав 50-60%. Солевые сдохнут сразу.

Про срок хранения. Он очень большой если это правильный бренд и соблюдены условия хранения. У меня на даче валяется фонарь, лет 10 назад я впихал туда 3 бочки типоразмера D от Дюраселла и забыл о проблеме. Фонарь работает до сих пор. Когда батарейки сядут я скорее выкину его не открывая. Если они вообще сядут. Хранение на морозе батарейки переносят свободно, летом в доме прохладно, так что самого страшного испытания — перегрева — батарейкам не достается. Поэтому и работают. Дешманские подделки из электричек как ни храни — они текут уже через полгода.

Альтернатива батарейкам — аккумуляторы NiCD (никель-кадмий) и NiMH (никель-металгидрид). Типичные значения емкости — 1500 мАч для кадмия и 2500 для МГ (для размера АА). Типовое напряжение 1,0 — 1,2 вольта, заряд только специальным зарядником. Существенная разница опять же в отдаваемом токе. NiCD мощнее. Гораздо мощнее. Правда таких токов в быту получить сложно, модельная сборка, к примеру, может выдать 50-100А не пискнув. По всем остальным показателям NiMH лучше. Выше емкость, нет эффекта памяти (точнее есть, но не так явно), меньше вес элемента.

Сразу главный нюанс — мало купить аккумуляторы, их нужно правильно заряжать. С этим у 99% пользователей проблемы и отсюда катастрофическое снижение жизненного цикла. Перед зарядом батарею обязательно разряжать до нуля! Причем небольшим током, примерно 0,2С. Ноль это примерно 0,8 вольт/элемент. Примерно раз в 10 зарядок (раз в 3-5 для NiCD) батарею нужно прогонять по циклу разряд-заряд-разряд-заряд. Это убирает эффект памяти и вообще позитивно влияет на емкость. Недавно нашел у себя в заначке сборку NiMH. Элементы были по 2500 мАч, первый прогон показал емкость 700 мАч, после десятого прогона емкость уже 1800 мАч. Еще поработают.

Типичный срок службы при сохранении 70% емкости и реальной эксплуатации — около 200 циклов для дешевых NiCD и до 500 циклов для дорогих NiMH. Если заряжать как попало — 10-20 циклов и на помойку. Иногда восстановить получается.

Из необходимости высаживать NiMH в ноль выросли ноги у старой байки — новый сотовый телефон нужно полностью разрядить. Проблема только в том, что эта байка неприменима к Li-ION аккумуляторам. А старые (которые как раз появлялись на замену NiMH) еще и убивались каждым разрядом до отсечки. Минус 10% емкости и все. Не вернуть.

Переходим к телефонам. Там LiION. Емкость банки 3,6 — 4,2 вольта. Заряд попроще, подал 4,2 вольта через лампочку и жди результата. Но если подать 4,3 вольта. Бабах и пожар гарантированны. Так что лучше не рисковать. Литий не любит перезаряда.

А еще он не любит холода. И жары. И механических повреждений. И вообще очень капризные эти батареи. В быту они стоят почти везде — телефоны, планшеты, ноутбуки, плееры. Для длительной работы батарею желательно держать заряженной. В идеале — 70% емкости и выше. Разряд в ноль необратимо сокращает емкость. Разряд на холоде тоже. Правда на хорошем минусе литий замерзает мгновенно и просто не работает. Потом оттаивает, но полной емкости уже не будет. Старайтесь не высаживать телефон, купите повербанк. Будет дешевле, чем потом батарею менять. А если она еще и вздуется — это попадалово на ремонт корпуса как минимум и треснувший экран как максимум. Про пожары я молчу. Номинальный срок службы LiION — около 1000 циклов заряд-разряд. Тоесть в телефоне его должно хватать на 3 года. У меня хватает, я слежу за батареей. А у вас?

Экзотика. Относительная конечно. Батареи типа LiFePO4. Чуть удобнее напряжения — 3,0 — 3,3 рабочее, 3,6 заряд. 4 банки дают пацанские 12 вольт (как в автомобиле). Гораздо лучше рабочие токи, не так быстро замерзают. Это все стоит в электросамокатах, электроскутерах, гироскутерах, электромобилях и прочем крупном. ЛиФерум гораздо более безопасен. Не вздувается, не возгорается, просто медленно теряет емкость. Минус — пока уступают LiION по соотношению Ач на грамм или куб.см.

И последний аргумент — свинец. То, что стоит в машине и в бесперебойнике. Минусы — тяжелый и габаритный. Мелкие батареи имеют плохую емкость из-за необходимости большого и толстого корпуса. Зато на больших емкостях на порядки дешевле всего остального. Очень не любит перегрев. Два совершенно одинаковых бесперебойника, один в серверной при +18, второй в комнате с вечномерзлыми блондинками (+25 им холодно). Первый — батареи плавно деградируют и через 3 года их меняем. Второй — через полгода батареи вздулись и завоняли. Ну и разлив серной кислоты до кучи.

Источник