Меню

Аккумулятор от мста с



Боевая машина советской закалки: тест-драйв самой настоящей самоходки

Танк есть танк

В принципе, танк он и есть танк – большой, железный, но с достаточно плавным ходом. Одна только башня без боекомплекта весит около 13,5 т, а ее общая боевая масса свыше 40 т. Длина такой машины вместе с орудием составляет 11,9 м. Для сравнения, длина корпуса вместе с пушкой у американского «собрата» — САУ М109 «Палладин» равна 9,7 м, да и весит она вместе с боекомплектом почти на 8 т меньше.

Признаться, когда едешь по пересеченной местности, по грунтовочке на машине, у которой очень длинная пушка – более 8 метров, – то и дело возникает страх, что сейчас зацепишься за какую-нибудь кочку дулом, которое буквально нависает над тобой. Однако к габаритам достаточно быстро привыкаешь.

Для новичка может показаться несколько необычным тот факт, что находясь «за рулем» самоходной установки ты сперва должен «включить массу» — то есть подать ток на машину. В гражданских машинах все проще – завел зажигание и поехал. Здесь ты должен вначале подключить электричество, а потом уже, собственно, пытаться ее завести. Кроме того, когда заводишь «Мста-С», нужно учитывать, что подача масла идет отдельно: то есть сначала его накачиваешь до определенной шкалы и только потом заводишь.

Как и любую бронетехнику, завести установку можно двумя способами: основным, то есть «с воздуха», когда двигатель раскручивается сжатым воздухом, и с помощью аккумуляторов. Однако ко второму прибегают крайне редко. Военные стараются беречь аккумуляторы, поскольку если они сядут, то пиши пропало – машина из боевой установки превращается в груду металла, которую даже с места не сдвинешь. А поменять аккумуляторы не так-то просто, потому что это огромные, можно сказать, промышленные устройства, совсем не похожие на те, что мы привыкли видеть в наших гражданских автомобилях.

Справка ЗР

Крупнокалиберная самоходная артиллерийская установка «Мста-С» (или САУ 2С19) была представлена публике в 1992 году в рамках авиасалона в Жуковском. Сегодня она находится на вооружении семи стран, однако наиболее активное распространение получила именно в России — согласно данным из открытых источников, на балансе артиллерийских войск числится около 600 единиц техники.

Изготовлена «саушка» (так самоходки называют между собой военные) на базе ходовой части обыкновенного танка Т-80. На ней находится массивная, совершенно не танковая башня. В качестве вооружения для «Мста-С» была выбрана 152-мм нарезная гаубица 2А64.

Основное предназначение машины — уничтожение тактического ядерного оружия, артиллерийских и минометных батарей, бронетанковой техники, средств ПВО и ПРО, а также личного состава противника и его полевых фортификационных сооружений.

Пространство для маневра

Если говорить об удобстве места механика-водителя, то внутри установки мне понравилось больше, чем в танке. Хотя бы потому, что в танке водитель сидит, бедняга, зажатый, а если еще и крышку люка закрыть, то вообще не пошевелиться. В башне самоходки чувствуешь себя более свободно. Даже на коротких привалах удается растянуться в полный рост. Есть куда откинуться назад, можно даже прилечь и поспать под броней, пока никто не увидел. Думаю, солдаты-срочники так и делают.

Единственное, что меня насторожило: если башня повернется градусов так на 45 и своим углом закроет крышку люка механика-водителя, то он из самоходки уже не вылезет. Это произвело угнетающее впечатление, потому что я как-то сразу представил себя на месте такого человека. Впрочем, по идее, можно куда-то там прокарабкаться и вылезти через башню.

В башне умещается экипаж до пяти человек: командир, механик, наводчик и два подающих. Последние находятся рядом с установкой и подают снаряды в случае, если стрельба ведется с грунта. Можно догадаться, что парни там работают крепкие: каждый снаряд весит около 42 кг. Чтобы подавать их «с грунта», позади «Мста-С» предусмотрено специальное заряжающее устройство. Бойцы перетаскивают снаряды, кладут на подающую транспортную ленту, и та автоматически завозит в их башню. Скорострельность составляет около 8 выстрелов в минуту.

Принцип каракатицы

Тактика современного боя предполагает, что после каждого залпа надо как можно скорее покинуть позицию и переместиться в другое место, пока тебя не обнаружил противник. Как только тебя засекут (что обязательно произойдет), ты сразу получишь ответный удар. Вот почему негласный девиз самоходчиков: выполнил задачу – быстренько «смылся», пока не началось.

«Мста-С» оснащена специальной системой под названием «Туча». Грубо говоря, это такие дымовые шашки, которые она может разбрасывать вокруг себя, тем самым маскируясь в тумане, пока уходит, — принцип чернильной каракатицы. Вряд ли она эффективна против ударов с воздуха, однако способна уберечь установку от мотострелкового противника, который может дать по ней залп и серьезно ее повредить. Признаться, мне сложно представить, насколько это применимо в реальной жизни. Если уж возникла необходимость укрыться в дыму, то это, вероятно, означает, что все уже совсем плохо.

Гаубицу «Мста-С» никак нельзя причислить к классу бронированных монстров. Она имеет куда более слабую защиту по сравнению с танком. Так что если «Мста-С» попадет под серьезный обстрел, то ей, конечно, изрядно достанется, однако такой сценарий маловероятен. Все просто: танки предназначены для непосредственного участия в сражении, в то время как самоходки осуществляют поддержку с дальних позиций и никогда не действуют в отрыве от основных сил. Находясь в глубине, она должна откуда-то неожиданно выползти, «шарахнуть» и поскорее уехать. Установка способна стрелять с закрытых позиций, то есть по целям, которые находятся вне прямой видимости, с расстояния до 25 км.

Максимальная скорость машины составляет 60 км/ч, но понятно, что носиться так по полю она не будет. Ее основная задача – доставить крупный калибр на нужную точку. 152 мм – это очень серьезный артиллерийский калибр, который может изменить ход боя. К счастью, немногим доводилось становиться свидетелями разрушений после удара батареи таких гаубичных машин. Мы это видели, остались под впечатлением. В момент обстрела совершенно не хотелось оказаться поблизости.

Источник

Тест-драйв самоходной гаубицы 2С19 «Мста-С»: V12 и самая большая пушка

Тест-драйв самоходной гаубицы 2С19 «Мста-С»: V12 и самая большая пушка

Причем нас с фотографом не только пустили на полигон, но и допустили до «руля» очень грозного оружия – самоходной гаубицы крупного калибра. Пальнуть, правда, не дали. Да мы и не просили: всё же Москва недалеко, а заряд из пушки этой летит почти на 30 верст.

Корреспондент Kolesa.ru Андрей Минеев

Гибрид танка и пушки

Итак, объект нашего сегодняшнего знакомства – самоходная гаубица «Мста-С». Для человека непосвященного в тонкости военной науки это что-то вроде танка; внешне, по крайней мере. На самом же деле это не танк, хотя и выглядит похоже. Да, есть гусеницы, поворачивающаяся башня с пушкой, броня, пулемет… И на этом, пожалуй, все аналогии заканчиваются. На самом же деле отличие танка от самоходной артиллерийской установки (САУ) – в их предназначении. Танки делаются для участия в боях, в том числе ближних: подавления вражеских огневых точек, уничтожения пехоты и танков противника на минимальном расстоянии. Отсюда и короткая пушка, и крепкая броня, выдерживающая выстрел из артиллерийского орудия.

Читайте также:  Аккумулятор сервис как убрать

САУ в ближних боях, как правило, не участвует. Сущность ее отражена в названии: это пушка, которая может передвигаться самостоятельно. Ее не надо буксировать автомобилем или лошадьми, как то было раньше. Ведь пушка эта настолько огромна и тяжела, что не каждый грузовик сможет ее с места сдвинуть, особенно по грунту. САУ редко располагаются на передовых позициях, чаще стреляя из прифронтовой полосы. Они могут себе это позволить, ведь выпущенные ими заряды летят на 20 и более километров! И если не бывают на передовых, то и защищать от снарядов борта не обязательно – так установка будет легче, быстрее и маневреннее. Боковая броня защищает экипаж лишь от осколков гранат и снарядов. Ну, и пуль, конечно – некрупного калибра.

САУ относится не к танковым войскам, а к артиллерии. Однако артиллеристы, несущие на ней службу, должны быть немного и танкистами. Для работы в горах пушка может подниматься на 68 градусов, о которых любому танку можно только мечтать. А для стрельбы по целям ниже себя пушка «Мста-С» может опуститься на 4 градуса ниже линии горизонта.

Прежде чем залезть на броню «Мста-С» мы насладились ее проделками снаружи. Молодые лейтенанты, недавние выпускники Санкт-Петербургского военного ВУЗа, продемонстрировали ее способности на пересеченном грунте. Если наблюдать за ней взглядом стороннего гражданского человека, то можно сказать просто и коротко: впечатляет! Уже один запуск двигателя, заставляющий мелко вибрировать не только разных тварей дрожащих, но и саму землю, не может не вызывать уважения к себе.

Первые клубы дыма, как и у всякого холодного дизеля, окутывают САУ и всё соседствующее с нею густой завесой. Которая, впрочем, вскоре рассеивается. Но если процесс холодного пуска, сопровождающийся выпуском большого количества густого дыма, так раздражает на гражданке, то в армии это можно расценить лишь как плюс: маскировка никогда не бывает лишней. Как только дым рассеется, «Мста-С» там уже может и не оказаться!

Танковый полигон больше, чем что-либо другое, подходит для испытаний гусеничной техники. И хотя «Мста-С» не может похвастать высокой максимальной скоростью, но и тех 60 км/ч, на которые она способна, вполне достаточно, чтобы заставить вибрировать поджилки у тех, кто стоит рядом. И вовсе не от страха. Конечно, если бы рядом промчался какой-нибудь «Абрамс» в пятнисто-песчаной окраске или, не дай Бог, «Тигр» с черными крестами на башне, наверно, у меня как у человека советской еще закалки генетически заложенное чувство опасения начало бы дергать тревожные струны. Но когда рядом проносится наша САУ, легкая дрожь пробирает от чувства величия и осознания ее возможностей.

Без руля, но с педалями

«Мста-С» совершила пару прогонов, заложила несколько крутых поворотов и встала: вэлкам на броню! Штатный пулемет был снят, посему ничего особо интересного снаружи я не нашел. Поэтому поспешил проникнуть внутрь. У «Мста-С» в башне аж четыре люка: два сверху и по одному с каждого бока. На первый взгляд, для взрослого человека они кажутся маленькими. Но ведь не зря в танкисты не берут крупных людей! Потому и я при своих средних комплекции и росте без особого труда залез сначала в один люк, затем в другой… Надо лишь понять и отработать алгоритм «складывания туловища» – и всё будет просто. Это своеобразная гимнастика для тела, если не хочешь набивать на нем шишки.

В башне оказалось два отсека по два места в каждом. Командир установки располагается справа впереди. Тесновато, если говорить откровенно. Однако все необходимое у него в пределах вытянутой руки. На задних местах, и справа, и слева, располагаются бойцы, обеспечивающие установку снарядами. Водитель-механик сидит в самом переднем отсеке и проникает на свое место через персональный люк, расположенный ниже основания башни. Ну, наконец, пора мне и туда.

Здесь мне показалось не так тесно, как на месте командира. Сиденье регулируется по высоте и… Чуть было не продолжил по привычке – углу наклона. Нет, никаких регулировок угла, бокового и поясничного подпоров здесь, конечно же, нет. Два положения кресла по высоте объясняются тем, что САУ можно вести, наблюдая за дорогой как изнутри установки (нижнее положение), через триплексы, так и высунув голову. Однако в этом положении вести огонь пушка не может, поскольку отработанная гильза выбрасывается как раз в то место, где в транспортном положении находится голова механика-водителя. А когда люк водителя закрыт, тогда и пушка может палить.

Ладно, поскольку стрелять мы не станем, тем более на ходу, то и управлять «Мста-С» я буду не через триплексы. Как-никак, первый раз «за рулем» почти танка, и здесь крайне желателен полноценный и привычный естественный обзор, а не изломанный стеклянными призмами. До этого мне ни разу не доводилось самому управлять гусеничной техникой (если не считать снегоходы и специальные транспортные средства). Даже на тракторах ездил исключительно колесных. Вопрос – смогу ли? – немного щекотал мне нервы.

Однако короткий инструктаж одного из лейтенантов оказался более чем исчерпывающим и понятным. Всё управление в САУ – как в машине: три педали и рычаг переключения передач. Даже проще чем на внедорожнике: нет никаких «понижаек»-«повышаек» и блокираторов-демультипликаторов! Честно говоря, три педали меня немного удивили. Я считал, что сцепления здесь быть не должно, и трансмиссия должна быть автоматической. Иначе как установкой сможет управлять раненый? Однако оказалось, что коробка передач здесь банальная «механика», только вот ступеней здесь аж целых семь! Ну, и назад одна. И принцип включения их тоже не автомобильный, где любая ступень втыкается через нейтраль. Коробку можно назвать секвентального (то есть с последовательным переключением) типа, как у мотоцикла, когда передачи перещелкиваются последовательно по восходящей или нисходящей. Делается это исключительно движением рычага переключения вперед-назад.

Корреспондент Kolesa.ru Андрей Минеев

Троганье с места никаких проблем не вызвало: педаль сцепления – первая ступень – плавное отпускание сцепления с одновременным нажатием педали газа. И огромная 42-тонная махина приходит в движение. Кажется, я не сразу осознал, что это именно я ею управляю. Чуть ускоряюсь и включаю вторую, затем третью… Полет нормальный, как говорят космонавты! Теперь надо освоить повороты. Вместо руля здесь два рычага – справа и слева. Рычаги эти командуют фрикционами, подтормаживающими правую или левую гусеницу соответственно. Для этого надо потянуть их на себя. Что ж, попробую. Тяну на себя правый рычаг – и «Мста-С» действительно повернула вправо. Потянул левый – и она пошла влево. Причем плавно, никаких рывков или «кивков». Надо же, получается! Ну, теперь можно и порезвиться.

Действия рычагами интуитивно напоминают те, что делают велосипедисты или мотоциклисты для поворотов: хочешь повернуть вправо – тяни правую руку на себя, влево – левую. Нечто похожее делают снимающиеся в фильмах кавалеристы: чтобы изобразить сраженного пулей коня на скаку, они дергают за веревку, которая привязана к передней ноге его. Получается своеобразная подсечка, за счет которой конь падает, делая кувырок через правое или левое плечо в зависимости от подсеченной всадником ноги.

Читайте также:  Дешевый аккумулятор для ноутбука asus

В принципе, как и любой дизельный грузовик с пустым кузовом, трогаться «Мста-С» может со второй передачи. Тяговитости ее V12 для этого вполне хватает. Возможно, с полным боекомплектом и экипажем в горку со второй он и не потянет, но такое бывает редко.

Не знаю, выдержал бы я марш на сотню-другую километров за штурвалом «Мста-С». Уж больно там всё по-спартански. Но на то и существуют кадровые военные, которые к таким условиям готовятся долго и постепенно.

Корреспондент Kolesa.ru Андрей Минеев

Техническая справка

2С19М1 «Мста-С» (по-классификации НАТО M1990 «Farm») – советская и российская 152-мм дивизионная самоходная гаубица. Разрабатывалась с 1976 по 1989 год на Уральском заводе транспортного машиностроения. САУ 2С19М1 предназначена для уничтожения тактических ядерных средств, артиллерийских и миномётных батарей, танков и другой бронированной техники, противотанковых средств, живой силы, средств ПВО и ПРО, а также для разрушения полевых фортификационных сооружений. Может вести огонь по наблюдаемым и не наблюдаемым целям прямой наводкой или с закрытых позиций. Также особенностью САУ является то, что она разработана для ведения боевых действий в горных районах. В 1989 году принята на вооружение артиллерийских полков, мотострелковых и танковых дивизий советской армии.

«Мста-С» – самоходное орудие с самой большой пушкой, которая есть в российской армии. САУ создана на базе танка Т-72, на погон установлена сварная башня. Длина корпуса – 6 метров, ширина – 3 метра 40 сантиметров. Боевая машина разделена на три отделения: отделение управления, боевое и силовое (моторно-трансмиссионное). Экипаж – 5 человек. В передней части корпуса САУ размещено место механика-водителя. По правому борту башни расположено сидение командира орудия, по левому – наводчика, а позади них расположены места двух заряжающих.

Броня – гомогенная, стальная, толщиной 15 мм. Огонь из орудия можно вести не только с боеукладки в башне, но и снаружи: позади башни установлен конвейерный лоток для заряжания снарядов и зарядов с грунта. Орудие 2А64 в походном положении удерживают сошки. На крыше башни два люка, поворотная башенка командира и турель с пулеметом НСВТ или «Корд». На лицевой стороне башни установлена система отстрела 81-мм дымовых гранат – 902В. Под нижним бронелистом корпуса – установка самоокапывания, которая управляется с места механика-водителя: система бульдозерного типа срезает перед собой грунт и движениями самоходки взад-вперед создает свой собственный окоп.

Почти вся ходовая часть перешла с танка Т-72: 6 пар обрезиненных опорных и 5 пар поддерживающих катков. Причем часть катков смещена назад для правильного распределения веса, большая часть массы самоходки сосредоточена в задней части. Ведущие колеса – задние, передние – поддерживающие, они с помощью огромной гайки и такого же ключа ходят вперед-назад для достижения нужного натяжения гусеницы. Подвеска – традиционная, торсионная с гидропневматическими амортизаторами. Соединив все элементы ходовой части, инженеры добились высочайшей надежности и ремонтопригодности в полевых условиях.

Двигатель – дизельный, V-образный, 12-цилиндровый В-84А, мощностью 780 лошадиных сил. Большая мощность под стать такому же расходу топлива: от 240 до 450 литров на 100 километров. Благо, топлива в машине – 1200 литров в двух алюминиевых баках. Запас хода – 500 километров.

А если дизельного топлива нет, а надо двигаться дальше? Не беда! Двигатель В-84А с аппетитом проглотит и бензин, и керосин. В этом моторе всего должно быть много – масла заливается порядка 65 литров. Всю эту мощь мотор передает на механическую трансмиссию с 7 передними и 1 задней скоростями, которые разгоняют 42 тонны металла до 60 километров в час.

Электромеханический досылатель снаряда и заряда и механизм удаления стреляной гильзы предназначены для облегчения работы заряжающих: один подает снаряд в лоток, второй – заряд. Автоматическая система управления наведением орудия (АСУНО) посредством шифрованного сигнала способна навести орудие на цель без участия экипажа. Все системы САУ питает сеть напряжением в 27 вольт. Нарезное орудие 2А64 калибром 152.4 мм имеет 48 нарезов, также ствол оснащен эжектором и дульным тормозом. Казенная часть орудия оснащена противооткатным устройством и вертикально-клиновым затвором. Благодаря системам компенсации отдачи повышается срок службы всей самоходки, а экипаж работает в более благоприятных условиях. Выстрел может производиться как вручную, так и электроспуском, но для того, чтобы произвести выстрел, нужно снять 16 блокировок.

Угол вертикальной наводки орудия составляет колоссальные 68 градусов. Два снаряда, выпущенных в кратчайший промежуток времени с разных углов вертикальной наводки, способны подорваться в одном месте и в одно время. Вес осколочно-фугасного снаряда – 46 килограммов, а дальность выстрела почти 25 километров. Скорострельность орудия 7-8 выстрелов в минуту: почти 350 килограммов доводов в минуту, для не особо понятливых. Страшно представить, что может «объяснить» взвод из трех САУ «Мста-С»?

Боезапас в 50 снарядов опытный экипаж сможет пополнить за 15 минут. Виды боеприпасов: дальнобойный, осколочно-фугасный, бетонобойный, осветительный, высокоточный, дымовой и агитационный. За час орудие может выстрелить не более 100 раз, а общий ресурс ствола – около 2000 выстрелов. Да, артиллерия по праву называется «богом войны», и 2С19М1 «Мста-С» подтверждает это.

Источник

Аккумулятор от мста с

Первый мой обзор артиллерии был о более старом орудии – буксируемой гаубице Д-20, но совершенно незаслуженно обошёл вниманием её младшую сестру – 2А65 «Мста-Б». Орудие выдающихся боевых качеств досталось нацистам-укропам в большом количестве – «Милитари Баланс-2013» сообщает про 185 единиц. Если суммировать известное из открытых источников количество артсистем в трёх советских военных округах, то на 1992 год должно быть 234 единицы. Скорее всего, разница связана с разделом имущества Черноморского флота, в составе дивизии береговой обороны которого было 70 таких орудий. Таким образом, можно принять первую цифру близкой к истинному положению вещей.

На начало 2014 года это орудие состояло на вооружении единственной части – 55-й артиллерийской бригады из Запорожья. Как и везде, комплектация личным составом там была на очень низком уровне, фактически в строю находился всего один гаубичный дивизион. Ранней весной он в составе одной батареи прокатился до Чонгара и, не солоно хлебавши, вернулся обратно:

Материальной часть бригады была следующая:

— две батареи 2А65 (12 орудий) в первом дивизионе. Про орудия третьей батареи точных сведений нет;

— одна батарея Д-20 (6 орудий), внештатная, но с личным составом первого дивизиона. Некоторое количество гаубиц Д-20 находилось на 239-м общевойсковом полигоне под Новомосковском Днепропетровской области, частично металлолом, частично как учебно-стреляющие:

— 12 орудий на учебном плаце части (в боевых действиях не принимали участия), скорее всего покойники:

Источник

Режим огневого налёта: в чём преимущества модернизированной российской самоходной гаубицы «Мста-С»

В рамках исполнения гособоронзаказа в российскую армию поставлена партия глубоко модернизированных артиллерийских установок 2С19М2 «Мста-С». Как сообщили в корпорации «Ростех», в этой самоходке прекрасно сочетаются боевые и эксплуатационные качества. Главными отличиями 2С19М2 от более ранних машин называют автоматизированную систему управления, а также новые средства связи, заряжания и наведения на цель, и как результат — увеличенные скорострельность и эффективность огневого поражения. В частности, артиллерийский комплекс может вести стрельбу в режиме огневого налёта, который позволяет из одного орудия поражать цель несколькими снарядами одновременно благодаря тому, что они были выпущены по разным траекториям. Как отмечают эксперты, такой способ ведения огня практически не оставляет противнику шансов на защиту и быструю ответную реакцию.

Читайте также:  Сбилась сигнализация старлайн после снятия аккумулятора

Партия самоходных гаубиц 2С19М2 «Мста-С» была отправлена с завода «Уралтрансмаш» в одну из российских воинских частей в рамках исполнения гособоронзаказа. Об этом сообщили в пресс-службе корпорации «Ростех». Транспортировка изделий осуществляется на автомобильных тралах.

«Мы в срок изготовили и поставили новые самоходные гаубицы 2С19М2 «Мста-С». Это достойный результат работы всего коллектива предприятия», — заявил гендиректор «Уралтрансмаша» Дмитрий Семизоров. В последние годы предприятие занимается изготовлением гаубиц 2С19М2, а также проводит капитальный ремонт 2С19 с модернизацией до уровня 2С19М1.

САУ «Мста-С» предназначены для поражения артиллерийских комплексов, танков, бронетехники, противотанковых и радиоэлектронных средств, систем ПВО—ПРО и полевых оборонительных сооружений. В «Ростехе» отмечают, что в самоходке «прекрасно сочетаются боевые и эксплуатационные качества с высокой технологичностью производства».

«Гигантский модернизационный потенциал»

По словам опрошенных RT экспертов, 2С19М2 представляет собой глубоко модернизированную версию созданной в 1980-х самоходной гаубицы 2С19 калибра 152 мм. Как сообщают в «Ростехе», по ряду основных показателей обновлённая самоходка, принятая на вооружение в 2014 году, не уступает лучшим зарубежным аналогам.

Гендиректор «Уралтрансмаша» в интервью РИА Новости отмечал, что в семействе «Мста-С» заложен «просто гигантский модернизационный потенциал». По словам Семизорова, эти гаубицы ещё долго будут составлять основу парка САУ в российской армии. В связи с этим ожидается дальнейшее совершенствование этих самоходок и появление в их арсенале новых средств поражения.

«Машина будет более манёвренной и быстрой. Мы ожидаем появления новых боеприпасов и работаем над этим с предприятиями боеприпасной отрасли. Кроме того, сейчас ведётся большая работа по увеличению надёжности этой машины, поэтому я думаю, что установка очень долго будет сохранять статус основной боевой системы», — сказал Семизоров в декабре 2019-го.

Военные подчёркивают, что 2С19М2 имеет значительные конструктивные отличия от предыдущей версии «Мсты-С». Как уточняют в Минобороны РФ, на модернизированной самоходке установлены новая автоматизированная система управления огнём, а также улучшенные средства связи, заряжания и наведения на цель.

В бортовые системы машины была интегрирована опция применения цифровых электронных карт, а в башенные комплексы — баллистический вычислитель, аппаратура топографической привязки и ориентирования по ГЛОНАСС и GPS.

В результате отечественным конструкторам удалось повысить эффективность огневого поражения, увеличить прицельную скорострельность, ускорить ориентирование экипажа на местности в сложных физико-географических условиях.

«Выбор цели и наведение орудия могут осуществляться как при помощи специальной автоматизированной системы управления с пункта управления командира батареи, так и непосредственно в боевом отделении машины. Для стрельбы могут использоваться управляемые и неуправляемые осколочно-фугасные снаряды», — говорится в материалах Минобороны.

Как сообщают военные, благодаря наличию средств автоматизированного управления огнём на поле боя обновлённая самоходка включена в единую систему управления тактического звена. Это позволяет обмениваться данными и корректировать огонь в режиме реального времени.

«Обеспечивает высокую эффективность»

По информации военного ведомства, в процессе модернизации максимальная скорострельность 2С19М2 была доведена до десяти выстрелов в минуту с одновременным повышением показателей точности.

«Орудие теперь может вести стрельбу в режиме огневого налёта. Режим заключается в способности одним орудием одновременно поражать цели несколькими выстрелами, производимыми на разных траекториях и разных зарядах. Благодаря этому уменьшается время нахождения установки на огневой позиции», — отмечают военные.

Уральским инженерам удалось улучшить и эксплуатационные характеристики САУ. Так, место механика-водителя оснащено автоматизированным комплексом, который оперативно выдаёт информацию о состоянии агрегатов силовой установки и ходовой части.

Кроме того, уральское предприятие рассчитывает на успешное продвижение за рубежом экспортной модификации «Мсты-С», известной под индексом 2С19М1-155. Данная машина была специально создана под использование боеприпасов калибра 155 мм.

Такие снаряды распространены в государствах, использующих стандартные натовские средства поражения, боеприпасы типа Bofors, ERFB (Extended Range, Full Bore) и различные управляемые артиллерийские снаряды.

К достоинствам 2С19М1-155 «Рособоронэкспорт» относит самый малый в этом классе вес, автоматическое наведение и восстановление наводки после каждого выстрела, а также способность преодолевать водные преграды глубиной до 5 м и шириной до 1 тыс. м.

Российская самоходка оснащена оригинальными механизмами подачи снарядов и зарядов с грунта, которые обеспечивают ведение стрельбы с высоким темпом без расхода возимого боекомплекта. Ещё одно преимущество 2С19М1-155 заключено в способности ведения огня в аварийной ситуации при полном отсутствии электропитания бортовой сети.

«Установленная на самоходной гаубице автоматизированная система управления наведением и огнём (АСУНО) в сочетании с машинами управления огнём обеспечивает высокую эффективность в период контрбатарейной борьбы с артиллерией противника», — говорится на сайте «Рособоронэкспорта».

Использование АСУНО позволяет в полтора-два раза сократить время развёртывания на огневой позиции, на 25—30% повысить готовность к началу стрельбы и в два раза увеличить живучесть самоходки.

«Качественное совершенствование»

В комментарии RT главный редактор журнала «Арсенал Отечества» Виктор Мураховский заявил, что уральские конструкторы достигли поставленных при модернизации «Мсты-С» задач. По его мнению, 2С19М2 отличается от предшествующей версии более высокими ходовыми свойствами, улучшенной подвижностью и защищённостью.

«Также обновлённая гаубица снабжена электроникой, которая обеспечивает режим огневого налёта, когда снаряды направляются по разным траекториям, но примерно в одно время прибывают к цели. В этом случае противник просто не успевает среагировать. Ведь при обычном обстреле снаряды прилетают с промежутком, необходимым на заряжение и полётную траекторию», — пояснил Мураховский.

Как рассказал эксперт, повышения точности стрельбы на 2С19М2 удалось достичь в том числе за счёт включения в арсенал корректируемых боеприпасов с лазерной головкой самонаведения «Краснополь-М». Этот тип снаряда оптимально подходит для уничтожения малоразмерных целей на расстоянии до 20 км.

По словам собеседника RT, в ближайшие годы 2С19М2 по эффективности будет уступать только САУ «Коалиция-СВ», относящейся к новому поколению. Сейчас эта машина проходит испытания и дорабатывается, чтобы соответствовать предъявляемым требованиям. В связи с этим, как считает Мураховский, модернизация позднесоветской гаубицы «позволяет простыми и дешёвыми способами реализовать новые возможности российского артиллерийского вооружения».

В свою очередь, главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко в разговоре с RT отметил, что 2С19М2 полностью соответствует нормам современного театра военных действий благодаря интеграции автоматизированных комплексов и улучшению эксплуатационных характеристик.

«Разумеется, любая техника нового поколения превосходит образцы предыдущего. Тем не менее поставки 2С19М2 — абсолютно оправданная и целесообразная с экономической точки зрения мера. Модернизированная САУ отличается качественным улучшением своих боевых возможностей, касающихся точности, эффективности боевого применения, обмена и передачи данных», — резюмировал Коротченко.

Источник