Меню

Аккумулятор измерение токов утечки

Аккумулятор измерение токов утечки

Вечных двигателей не существует – эту истину нам насаживают со школьной скамьи. При этом само понятие «вечный двигатель» приобретает самые разные смыслы и интерпретации. В частности, в отношении аккумуляторных батарей – если их зарядить, это не означает, что они смогут удерживать этот уровень заряда вечно. Существует такое понятие, как ток утечки. У новых аккумуляторов он незначителен, поэтому его значением пренебрегают при частой эксплуатации автомобиля. Но его роль резко возрастает при длительных простоях машины, а также в случае возрастных или неправильно эксплуатировавшихся батарей.

Определение утечки тока

У тока утечки существуют номинальные значения, различающиеся для разных типов аккумуляторов, да и в пределах одного типа разброс значений может быть заметным. Но в случае возникновения проблем с аккумулятором значение ТУ возрастает до уровней, когда даже при нескольких днях простоя транспортного средства можно столкнуться с ситуацией, когда вы будете испытывать сложности с пуском силового агрегата. Поэтому важно не только знать нормальное значение тока утечки, но и уметь его измерять, а также искать причины роста показателя и устранять их.

  1. Что такое утечка тока АКБ, как она проявляется
  2. Допустимое значение тока утечки аккумулятора
  3. Как проверить утечку тока автомобильного аккумулятора мультиметром
  4. Поиск утечки, устранение проблемы
  5. В чём опасность утечки тока

Что такое утечка тока АКБ, как она проявляется

Теоретически при отсутствии подключенной нагрузки к АКБ электролит должен находиться в электрически нейтральном состоянии. Но в реальности утечка тока существует практически всегда, а в некоторых случаях она довольно большая.

Причин возникновения такой нештатной ситуации несколько:

  • неисправности в цепи (проводке, подключенном электрооборудовании);
  • нарушения режимов функционирования электроприборов;
  • ошибки при монтаже/настройке оборудования и электропроводки.

В качестве примера можно назвать перетирание и оголение проводов, которое в результате контактов с токопроводящими веществами (техническими жидкостями, пылью) приводит к короткому замыканию. Поломка электроприборов также может привести к утечкам, даже если это частичная потеря работоспособности – в результате прибор (мультимедийная система или, к примеру, охранная сигнализация) может начать потреблять больше тока, чем положено по номиналу.

Проблема заключается в том, что выявление таких случаев без использования измерительных приборов зачастую не представляется возможным.

Иногда ошибка при монтаже или настройке оборудования приводит к тому, что при выключении зажигания какие-то функции остаются задействованными, потребляя лишнее электричество, или прибор не переходит в спящий режим при длительном простое.

Разумеется, подобные случаи не могут оставаться незамеченными длительное время, поскольку существенно увеличивают разряд АКБ. В некоторых случаях батарея садится до состояния, когда запуск двигателя становится невозможным, уже через несколько суток. И тогда двухдневное отсутствие автовладельца застигнет его врасплох, а недельное – может привести к полному выходу из строя аккумуляторной батареи, особенно если она необслуживаемая.

При обнаружении проблемы её устраняют. В нашем случае придётся сильно постараться только для того, чтобы обнаружить, что вызвало утечку тока, и делать это нужно быстро, поскольку не исключено, что это может привести к очень серьёзным последствиям, вплоть до возгорания автомобиля из-за короткого замыкания.

Диагностика утечки тока

Допустимое значение тока утечки аккумулятора

Современный автомобиль может иметь «на борту» немало электроприборов, требующих непрерывной работы, в том числе при выключенном зажигании. Естественно, они будут разряжать автоаккумулятор, поэтому многих водителей интересует вопрос, какое значение тока утечки автомобильного аккумулятора считается нормой. Каких-то чётких цифр, ограничивающих этот показатель, не существует. Но вы можете просчитать сами, сколько энергии потребляет ваше электрооборудование при выключенном зажигании и за какое время оно сможет посадить аккумулятор.

Скажем, на работу электронных часов достаточно нескольких мА, автосигнализация в среднем потребляет 15-25 мА, включенная и находящаяся в режиме сна магнитола – 2-5 мА, подсветка приборной панели примерно столько же. В итоге суммарное значение электропотребления всеми включенными приборами может лежать в пределах 20-80 мА. И если нижний показатель вполне допустим, то значения выше 100 мА уже считаются слишком большими – 10 часов непрерывной работы обойдутся аккумулятору потерей одного ампера.

Как проверить утечку тока автомобильного аккумулятора мультиметром

Если вы испытываете перманентные проблемы с запуском мотора даже после относительно непродолжительной стоянки, самое время определить с помощью мультиметра, имеет ли место утечка тока вашего аккумулятора.

Для этого вам понадобится сам измерительный прибор, ключ для ослабления клемм батареи (обычно на 10) и резиновые перчатки.

  • выключаем зажигание, выключаем все электроприборы (автомагнитолу, лампочки, гаджеты, работающие от прикуривателя и т. д.);
  • вынимаем ключ из замка зажигания, предварительно опустив стекло водительской двери (иначе мы можем не попасть в салон);
  • выходим из машины и ждём примерно 10 минут, чтобы статическое напряжение в бортовой сети сошло на нет;
  • переходим в моторный отсек, ослабляем крепление минусовой клеммы и сбрасываем её;
  • переводим мультиметр в режим измерения тока, один конец провода со щупом прикладываем к отрицательному электроду, а другой – к минусовой клемме;
  • значение, которое зафиксирует мультиметр, и будет током утечки.

Как видим, проверка значения тока утечки АКБ при наличии тестера – процедура несложная, но при выполнении замера нужно быть предельно внимательным – одновременное прикосновение щупами к положительному электроду аккумулятора приведёт к КЗ и перегоранию предохранителя измерительного прибора.

Поиск утечки, устранение проблемы

Если вы выяснили, что при выключенном зажигании и отключенных потребителях аккумулятор продолжает потреблять ток в объёме 50-80 мА или больше, это серьёзная проблема, которую необходимо устранить.

Замеры силы тока мультиметром

Но для этого нужно локализовать неисправность. Первым в числе подозреваемых находится генератор. Его диагностика проводится следующим образом:

  • производим замеры напряжения на АКБ при скинутых клеммах (красный провод щупа идёт к плюсовому выводу, черный – к минусу). Если батарея полностью заряжена, прибор должен показать 12,4-12,9 В;
  • надеваем клеммы, заводим силовой агрегат и включаем несколько электроприборов (климатическую установку, обогрев стекла, магнитолу) и снова измеряем напряжение на батарее, соблюдая правильную полярность. В зависимости от количества и мощности включённых потребителей, прибор должен выдать 13,0-14,2 В;
  • если значение ниже 13 вольт, очевидно, что вы нашли утечку тока аккумулятора, и это неисправный генератор;
  • в противном случае нужно продолжить поиски в остальной части электросети автомобиля.

В чём опасность утечки тока

Если вы используете автомобиль ежедневно, но особых проблем при пуске двигателя не испытываете, это не означает, что утечки нет. Если пропуск одного-двух дней уже вызывает затруднения при запуске силового агрегата, можно сделать выводы, что утечка есть, и хотя она не критична, затягивать с решением проблемы не стоит. Мы уже отмечали, что причина может заключаться в оголении проводов, которое грозит коротким замыканием и выходом из строя дорогостоящей электроники (например, ЭБУ). В худшем случае КЗ становится причиной возгорания автомобиля, и если это случилось где-нибудь в скрытом месте, шансы спасти машину стремительно улетучиваются.

Если приступить к диагностике самостоятельно или посетить СТО в ближайшее время возможности нет, несколько простых рекомендаций позволят вам избежать полного разряда аккумуляторной батареи:

  • после того, как автомобиль поставлен на стоянку, снимите клеммы с батареи. Да, это дополнительная нагрузка, но поверьте, это намного легче, чем поиски способов завести мотор при севшем АКБ;
  • зимой такая мера может не спасти, особенно при сильных морозах, поэтому лучше не просто снять клеммы, но и отнести батарею на ночь в отапливаемое помещение. Такая мера предосторожности может показаться излишней, но если утечка тока имеется, а аккумулятор не новый, лучше перестраховаться, чем в морозное утро лихорадочно искать способы оживить умершую АКБ;
  • будьте благоразумны: приобретите стартовые провода и всегда возите их с собой. Если так случится, что аккумулятор всё же разрядился, вам будет легче найти донора для прикуривания.
Читайте также:  Зимний электролит для аккумулятора плотность

Эти нехитрые советы позволят вам избежать попадания в неприятные ситуации до момента выполнения ремонта бортовой сети с целью устранения утечки тока.

Источник



Аккумуляторы и батареи

Информационный сайт о накопителях энергии

Ток утечки аккумулятора

Ситуация, когда аккумулятор разряжается за ночь так, что мотор заводится с трудом, знакома многим. Причиной является большой ток утечки аккумулятора автомобиля. Во время простоя происходит саморазряд батареи, забирают энергию паразитные токи в контуре автомобиля. Статья о том, как определить скрытых потребителей, и устранить утечку тока, выявить допустимый расход энергии в авто во время простоя и не посадить батарею

Ток утечки в норме

Утечка с аккумулятора при выключенном зажигании

Если зажигание выключено, мотор не работает, аккумулятор не подзаряжается. Вся энергия, накопленная во время движения, расходуется на питание потребителей – обогрев окон, работу медиацентра, освещение. Чем больше невыключенных потребителей, тем быстрее разряжается аккумулятор. Поэтому все приборы при длительном простое должны быть выключенными.

Однако при неправильно собранной схеме телевизора, звуковой системы, кондиционера может быть ток утечки. Часто ошибкой, приводящей к посадке напряжения аккумулятора, становится перевод этих приборов в спящий режим, не полное отключение. Проверка мультиметром на утечку выявит проблему.

К возникновению паразитных токов приводят окисленные контакты проводки. Причина -сопротивление, способствующее нагреву проводов. Паразитные токи в этом случае не главное – можно получить возгорание. К таким же последствиям проводит изношенная электропроводка со скрутками и плохой изоляцией.

Однако и сам аккумулятор со временем теряет емкость и скорость саморазряда увеличивается. Если большой утечки тока нет, а батарея разряжается, значит нужно проверить ее пригодность.

Норма тока утечки

Какой ток утечки аккумулятора автомобиля норма?

Почему же допускается ток утечки аккумулятора, да еще и норма определяется? Каким должен быть ток утечки автомобиля ВАЗ старых моделей и современного АУДИ? Зависит это от оснащенности. В обеих машинах есть часы, охранная сигнализация, но АУДИ есть ЭБУ, который нельзя отключать, аудиосистема.

Часы потребляют 1мА, сигнализация – 20 мА, аудиосистема 3 мА – и норма для утечки тока на автомобиле ВАЗ составит 24-30 мА. Для АУДИ нормой будет 50-80 мА, но там и генератор более мощный, и аккумулятор емкий. Стандартная утечка тока с аккумулятора зависит от его оснащенности.

Как проверить аккумулятор на утечку тока мультиметром

Принимая как норму, ток утечки на собственном авто, можно выполнить замер суммарных паразитных токов мультиметром. Превышение нормы может произойти при коротком замыкании в сети или слишком мощных дополнительных потребителях. Иногда причиной утечки тока с аккумулятора становится неисправность генератора или стартера. Только через последовательную проверку сети на утечку тока можно установить истинную причину просадки емкости аккумулятора автомобиля.

Как замерить ток утечки аккумулятора

Подключить правильно

Для диагностики утечки тока потребуется тестер-мультиметр – он может работать как вольтметр, омметр и амперметр с проводами и зажимами «крокодилами». Потребуется рожковый ключ, перчатки и блокнот для записей.

Автомобиль следует подготовить:

  • выключить всю электронику, включая видеорегистратор и усилители;
  • отсоединить скрытые потребители в бардачке и под капотом;
  • открыть капот, закрепить его и ослабить минусовую клемму на аккумуляторе;
  • закрыть двери, но окна открыть для возможности проникнуть в салон, если сработает центральный замок.

Порядок измерения утечки тока аккумулятора

  • мультиметр поставить на измерение ампер в положение 10 А;
  • сделать разрыв цепи, подключить в разрыв амперметр только на отрицательном полюсе;
  • снять показания утечки.

При показателях, соответствующих норме – 20-80 мА, диагностика считается законченной.

Найти и устранить утечку

Схема проверки утечки тока

В поисках нарушения, сопровождающегося утечкой тока, придется обследовать цепи всех потребителей. Начинать нужно с установленного внештатного оборудования. Именно там часто находят проблемы. Причины – дополнительный монтаж проводов выполнен в неподходящем и неудобном месте. Они могут нагреваться, перетираться.

Проблемным местом считают сигнализацию и двери. Неисправными могут быть концевики на схеме замыкания и размыкания двери. Сигнализация после включения через 5 минут должна уменьшить потребление тока. Нет – повод к обследованию.

Если причины утечки не установлены – проверять нужно генератор. Если силовой агрегат не подзаряжает аккумулятор, это определяется так:

  • Замерить напряжение на клеммах АКБ при отсутствии потребителей – при полной зарядке 12,6- 12,9 В.
  • Завести двигатель, включить потребителей – обогрев, фары, печку, произвести замер на клеммах АКБ – от 12,8 до 14,3 В.

Напряжение на клеммах меньше – генератор не подзаряжает аккумулятор.

Посмотрите видео, как проверить аккумулятор на утечку тока.

Нормальный ток утечки аккумулятора

Под утечкой тока подразумевают наличие тока, протекающего с шины питания на землю или в общий провод. Известно, что пусковая цепь замка зажигания питается от шины 15. Шина 30 питает всю автомобильную сеть с положительной клеммы аккумулятора. Выключенное зажигание не препятствует потреблению энергии другими приборами. Проверка аккумулятора на утечку тока проводится измерением с помощью мультиметра и визуальным обследованием состояния проводов.

Поэтому при большом токе утечки обследуют поочередно потребителей от шины 30:

  • Автомагнитола – на исправной магнитоле утечка составляет 10 мА.
  • Автосигнализация – охранное устройство потребляет до 200 мА тока, в зависимости от марки. Здесь есть обратная связь, приемопередатчик, GSM, но современные системы минимизируют допустимый ток утечки аккумулятора.
  • Блок управления двигателем питается от шины 30, его утечка составляет единицы миллиампер.
  • Климат-контроль, ABS, управление кузовом и другие системы управления суммарно допускают ток утечки в 10 мА.
  • Неисправный генератор полностью разрядит аккумулятор за 30 минут, в штатной ситуации утечка составляет единицы мА.
  • Влажные и грязные контакты создают токи электролиза, паразитные токи. При нормальном содержании проводов и контактов ток утечки составляет около 5 мА.
  • Саморазряд аккумулятора – это тоже ток утечки. Внутренний саморазряд вызывается качеством электролита, сульфатацией, разрушением пластин, и он может превышать все другие потери.

Норма тока утечки складывается с учетом всех потребителей в зависимости от типа марки автомобиля.

Большой ток утечки аккумулятора — проблемы

Поиск тока утечки

Большим током утечки, при котором требуется непременно найти проблемную точку, считают величину в 0,5 А. Потеря в пол-ампера за десять часов поглотит 5 А/ч, а оставленный на 4 суток автомобиль разрядится в ноль. Поэтому на длительную стоянку автомобиль оставляют с разомкнутой цепью.

Читайте также:  Аккумуляторный шуруповерт ремонт аккумулятора

Если в авто есть проблемный узел, в котором создается ток утечки, там обязательно начнется разогрев в транзисторе или микросхеме. Блок выйдет из строя. При утечке тока по проводнику не наступит возгорания, но может повредиться изоляция. Это и приведет к замыканию, интенсивному разогреванию в месте контакта и пожару.

Как найти утечку тока на аккумуляторе без прибора? В темное время суток остановить авто, открыть капот, закрыть дверь, но охрану не подключать. Снять провод с положительной клеммы и подождать 5 минут. Снова подключить клемму аккумулятора. Если искра проскочит мощная – утечка есть. Небольшое искрение – процесс естественный. Дальше следует измерить показатели и определить проблемное место.

Абсолютно точный признак утечки тока без измерения – за неделю стоянки свежий аккумулятор полностью разряжается.

Источник

Какова норма тока утечки аккумулятора автомобиля и как его измерить?

Многие владельцы автомобилей сталкивались с ситуацией, когда с утра не могли завести машину. Причём с вечера все было нормально. Да и сам аккумулятор новый и в исправном состоянии. Причиной здесь может быть ток утечки аккумулятора. Это явление существует на любом автомобиле, но должно укладываться в определённую норму. Если норма тока утечки превышена, то аккумулятор во время стоянки будет разряжаться. В результате вы будете иметь проблемы с запуском двигателя. Пора разобраться из-за чего происходит ток утечки аккумулятора и как привести его к норме.

Причины возникновения тока утечки аккумуляторной батареи

Назначение аккумуляторной батареи заключается в том, чтобы обеспечивать пуск двигателя, и помощь генератору в обеспечении питанием потребителей бортовой сети, если последний не справляется с нагрузкой. Во время поездки АКБ подзаряжается от генератора и возмещает разряд. По идее на стоянке автомобильный аккумулятор не должен терять заряд, но существует ток утечки. Причём в современных авто, где есть множество электроники, ток утечки увеличивается и зачастую превышает норму.

Основными причинами увеличения тока утечки становятся следующие:

  • изношенная или некачественная проводка, изоляция;
  • неправильное подключение электроники (звуковая система, телевизор и т. п.);
  • грязные, окисленные контакты.

Поэтому важно обнаружить причину тока утечки и устранить её. Как найти виновника этого явления? Дополнительно рекомендуем прочитать материал о причинах того, что разряжается аккумулятор на автомобиле.

Диагностика и норма тока утечки АКБ

Что потребуется при измерении тока утечки аккумулятора:

  • мультиметр;
  • рожковый ключ на 10;
  • перчатки.

Как проводить измерения?

  • для начала выключаете зажигание, вынимаете ключ из замка. Двери в машине закройте, а стекла откройте. При измерении будет отключаться и включаться АКБ. Поэтому может сработать центральный замок. Так, что на всякий случай оставьте доступ в салон;
  • проверьте, чтобы были отключены все потребители тока (обратите внимание на лампочки под капотом, в багажнике, бардачке и т. п.);
  • откройте капот и отключите от аккумулятора минусовую клемму;
  • после этого мультиметр переводим в режим измерения тока и подключаем в разрыв между минусовой клеммой и отрицательным выводом аккумулятора;
  • включаем мультиметр и снимаем показания тока утечки.

Если в вашем случае ток утечки автомобильного аккумулятора значительно выше, то нужно искать причину этого. Как это сделать? Подключаете мультиметр, как было сказано выше, и по очереди начинаете вынимать предохранители и реле. Это делается для поочерёдного размыкания цепей в бортовой сети. Когда показания тока утечки придут в норму, значит, вы нашли цепь с проблемным потребителем. Дальше уже нужно более подробно заниматься этим устройством (ремонт, замена). Ниже можно посмотреть видео об измерении тока утечки автомобильного аккумулятора: Дополнительно можете прочитать о том, как проверить аккумулятор автомобиля на работоспособность.

Дополнительная проверка

Может возникнуть ситуация, когда вы проверили ток утечки с извлечением предохранителей, но источник проблемы установить не удалось. Тогда нужно провести проверку мест, которые не защищены предохранителями. Это, к примеру, стартер и генератор. Ведь часто причиной разряда АКБ является некорректная работа генератора, который её просто не заряжает. О норме заряда аккумулятора автомобиля вы можете прочитать в статье по указанной ссылке. Как проверить работоспособность генератора?

  • выключаем зажигание, вынимаем ключ из замка, гасим все потребители тока в авто;
  • подключаем щупы мультиметра к АКБ (чёрный к минусу, красный к плюсу);
  • переводим мультиметр в режим измерения напряжения;
  • включаем и измеряем напряжение (на полностью заряженной батарее значение равно 12,6─12,9 вольт);
  • затем заводим двигатель, включаем ближний свет фар, печку, обогрев заднего стекла;
  • снова измеряем напряжение на АКБ (в идеале напряжение должно быть 12,8─13,4 вольт. Максимальное значение 14,3 вольт).

Если напряжение на аккумуляторе при заведённом двигателе в указанном диапазоне, значит, генератор в исправном состоянии и будет заряжать батарею. Если напряжение значительно меньше, то проблемой севшего аккумулятора может быть генератор, который его просто не заряжает. Это может быть изношенность щёток или неисправность диодного моста. В этом случае уже нужно решать вопрос с заменой или ремонтом генератора.

О чём следует помнить?

Если значение тока утечки значительно превышает норму, то как минимум следует обратиться за консультацией к автомобильному электрику. Если у вас есть тестер и навыки обращения с ним, то проблемное устройство или неисправную проводку можно найти самостоятельно. Советуем также прочитать о том, как проверить емкость аккумулятора. В любом случае ток утечки, превышающий норму, нельзя игнорировать. Ведь это может закончиться не просто севшим аккумулятором, а ещё и возгоранием изношенной проводки. Будьте внимательны и удачи на дорогах! Если у вас есть дополнения или отзывы к статье, пишите их в комментариях ниже.

Опрос

Примите участие в опросе! [poll ] Если статья оказалась для вас полезной, распространите ссылку на неё в социальных сетях. Это поможет развитию сайта. Исправления и дополнения к материалу, а также ваше мнение о причинах тока утечки, оставляйте в комментариях ниже. Голосуйте в опросе и оценивайте статью.

Источник

Как выявить и измерить утечку тока аккумулятора автомобиля

Вечных двигателей не существует – эту истину нам насаживают со школьной скамьи. При этом само понятие «вечный двигатель» приобретает самые разные смыслы и интерпретации. В частности, в отношении аккумуляторных батарей – если их зарядить, это не означает, что они смогут удерживать этот уровень заряда вечно. Существует такое понятие, как ток утечки. У новых аккумуляторов он незначителен, поэтому его значением пренебрегают при частой эксплуатации автомобиля. Но его роль резко возрастает при длительных простоях машины, а также в случае возрастных или неправильно эксплуатировавшихся батарей.

Определение утечки тока

У тока утечки существуют номинальные значения, различающиеся для разных типов аккумуляторов, да и в пределах одного типа разброс значений может быть заметным. Но в случае возникновения проблем с аккумулятором значение ТУ возрастает до уровней, когда даже при нескольких днях простоя транспортного средства можно столкнуться с ситуацией, когда вы будете испытывать сложности с пуском силового агрегата. Поэтому важно не только знать нормальное значение тока утечки, но и уметь его измерять, а также искать причины роста показателя и устранять их.

  1. Что такое утечка тока АКБ, как она проявляется
  2. Допустимое значение тока утечки аккумулятора
  3. Как проверить утечку тока автомобильного аккумулятора мультиметром
  4. Поиск утечки, устранение проблемы
  5. В чём опасность утечки тока
Читайте также:  Аккумулятор для acer 5336

Что такое утечка тока АКБ, как она проявляется

Теоретически при отсутствии подключенной нагрузки к АКБ электролит должен находиться в электрически нейтральном состоянии. Но в реальности утечка тока существует практически всегда, а в некоторых случаях она довольно большая.

Причин возникновения такой нештатной ситуации несколько:

  • неисправности в цепи (проводке, подключенном электрооборудовании);
  • нарушения режимов функционирования электроприборов;
  • ошибки при монтаже/настройке оборудования и электропроводки.

В качестве примера можно назвать перетирание и оголение проводов, которое в результате контактов с токопроводящими веществами (техническими жидкостями, пылью) приводит к короткому замыканию. Поломка электроприборов также может привести к утечкам, даже если это частичная потеря работоспособности – в результате прибор (мультимедийная система или, к примеру, охранная сигнализация) может начать потреблять больше тока, чем положено по номиналу.

Проблема заключается в том, что выявление таких случаев без использования измерительных приборов зачастую не представляется возможным.

Иногда ошибка при монтаже или настройке оборудования приводит к тому, что при выключении зажигания какие-то функции остаются задействованными, потребляя лишнее электричество, или прибор не переходит в спящий режим при длительном простое.

Разумеется, подобные случаи не могут оставаться незамеченными длительное время, поскольку существенно увеличивают разряд АКБ. В некоторых случаях батарея садится до состояния, когда запуск двигателя становится невозможным, уже через несколько суток. И тогда двухдневное отсутствие автовладельца застигнет его врасплох, а недельное – может привести к полному выходу из строя аккумуляторной батареи, особенно если она необслуживаемая.

При обнаружении проблемы её устраняют. В нашем случае придётся сильно постараться только для того, чтобы обнаружить, что вызвало утечку тока, и делать это нужно быстро, поскольку не исключено, что это может привести к очень серьёзным последствиям, вплоть до возгорания автомобиля из-за короткого замыкания.

Диагностика утечки тока

Допустимое значение тока утечки аккумулятора

Современный автомобиль может иметь «на борту» немало электроприборов, требующих непрерывной работы, в том числе при выключенном зажигании. Естественно, они будут разряжать автоаккумулятор, поэтому многих водителей интересует вопрос, какое значение тока утечки автомобильного аккумулятора считается нормой. Каких-то чётких цифр, ограничивающих этот показатель, не существует. Но вы можете просчитать сами, сколько энергии потребляет ваше электрооборудование при выключенном зажигании и за какое время оно сможет посадить аккумулятор.

Скажем, на работу электронных часов достаточно нескольких мА, автосигнализация в среднем потребляет 15-25 мА, включенная и находящаяся в режиме сна магнитола – 2-5 мА, подсветка приборной панели примерно столько же. В итоге суммарное значение электропотребления всеми включенными приборами может лежать в пределах 20-80 мА. И если нижний показатель вполне допустим, то значения выше 100 мА уже считаются слишком большими – 10 часов непрерывной работы обойдутся аккумулятору потерей одного ампера.

Как проверить утечку тока автомобильного аккумулятора мультиметром

Если вы испытываете перманентные проблемы с запуском мотора даже после относительно непродолжительной стоянки, самое время определить с помощью мультиметра, имеет ли место утечка тока вашего аккумулятора.

Для этого вам понадобится сам измерительный прибор, ключ для ослабления клемм батареи (обычно на 10) и резиновые перчатки.

  • выключаем зажигание, выключаем все электроприборы (автомагнитолу, лампочки, гаджеты, работающие от прикуривателя и т. д.);
  • вынимаем ключ из замка зажигания, предварительно опустив стекло водительской двери (иначе мы можем не попасть в салон);
  • выходим из машины и ждём примерно 10 минут, чтобы статическое напряжение в бортовой сети сошло на нет;
  • переходим в моторный отсек, ослабляем крепление минусовой клеммы и сбрасываем её;
  • переводим мультиметр в режим измерения тока, один конец провода со щупом прикладываем к отрицательному электроду, а другой – к минусовой клемме;
  • значение, которое зафиксирует мультиметр, и будет током утечки.

Как видим, проверка значения тока утечки АКБ при наличии тестера – процедура несложная, но при выполнении замера нужно быть предельно внимательным – одновременное прикосновение щупами к положительному электроду аккумулятора приведёт к КЗ и перегоранию предохранителя измерительного прибора.

Поиск утечки, устранение проблемы

Если вы выяснили, что при выключенном зажигании и отключенных потребителях аккумулятор продолжает потреблять ток в объёме 50-80 мА или больше, это серьёзная проблема, которую необходимо устранить.

Замеры силы тока мультиметром

Но для этого нужно локализовать неисправность. Первым в числе подозреваемых находится генератор. Его диагностика проводится следующим образом:

  • производим замеры напряжения на АКБ при скинутых клеммах (красный провод щупа идёт к плюсовому выводу, черный – к минусу). Если батарея полностью заряжена, прибор должен показать 12,4-12,9 В;
  • надеваем клеммы, заводим силовой агрегат и включаем несколько электроприборов (климатическую установку, обогрев стекла, магнитолу) и снова измеряем напряжение на батарее, соблюдая правильную полярность. В зависимости от количества и мощности включённых потребителей, прибор должен выдать 13,0-14,2 В;
  • если значение ниже 13 вольт, очевидно, что вы нашли утечку тока аккумулятора, и это неисправный генератор;
  • в противном случае нужно продолжить поиски в остальной части электросети автомобиля.

В чём опасность утечки тока

Если вы используете автомобиль ежедневно, но особых проблем при пуске двигателя не испытываете, это не означает, что утечки нет. Если пропуск одного-двух дней уже вызывает затруднения при запуске силового агрегата, можно сделать выводы, что утечка есть, и хотя она не критична, затягивать с решением проблемы не стоит. Мы уже отмечали, что причина может заключаться в оголении проводов, которое грозит коротким замыканием и выходом из строя дорогостоящей электроники (например, ЭБУ). В худшем случае КЗ становится причиной возгорания автомобиля, и если это случилось где-нибудь в скрытом месте, шансы спасти машину стремительно улетучиваются.

Если приступить к диагностике самостоятельно или посетить СТО в ближайшее время возможности нет, несколько простых рекомендаций позволят вам избежать полного разряда аккумуляторной батареи:

  • после того, как автомобиль поставлен на стоянку, снимите клеммы с батареи. Да, это дополнительная нагрузка, но поверьте, это намного легче, чем поиски способов завести мотор при севшем АКБ;
  • зимой такая мера может не спасти, особенно при сильных морозах, поэтому лучше не просто снять клеммы, но и отнести батарею на ночь в отапливаемое помещение. Такая мера предосторожности может показаться излишней, но если утечка тока имеется, а аккумулятор не новый, лучше перестраховаться, чем в морозное утро лихорадочно искать способы оживить умершую АКБ;
  • будьте благоразумны: приобретите стартовые провода и всегда возите их с собой. Если так случится, что аккумулятор всё же разрядился, вам будет легче найти донора для прикуривания.

Эти нехитрые советы позволят вам избежать попадания в неприятные ситуации до момента выполнения ремонта бортовой сети с целью устранения утечки тока.

Источник