Аккумулятор автомобильный как определить неисправность
Признаки плохого аккумулятора автомобиля известны опытным и начинающим водителям далеко не в полном объеме. Для большинства основным симптомом разряженного АКБ является проблемный запуск двигателя в холодное время года. Это верно, но по сути аккумуляторная батарея отвечает не только за приведение мотора в движение. Любой АКБ выполняет 3 функции:
- запускает стартер, который включает двигатель;
- питает бортовую электронику при выключенном моторе;
- помогает генератору, если он не справляется с нагрузкой.
Заряд аккумулятора нужно поддерживать на оптимальном уровне, в противном случае он не будет выполнять свои основные функции. Разряжающийся АКБ еще может справляться с некоторыми задачами, но делает это на порядок медленнее и хуже. Во избежание критических ситуаций нужно понимать главные признаки умирающего аккумулятора автомобиля. Специалисты компании «ПАК» расскажут о 9 распространенных ситуациях, при которых АКБ сел и требует оперативной замены.
1. Двигатель заводится с трудом
Умирающий или нерабочий свинцовый АКБ обязательно проявит себя в момент запуска двигателя. Аккумулятор отвечает за включение стартера, который начинает проворачивать коленчатый вал (один из основных узлов мотора). В нормальных условиях машина должна заводиться в течение нескольких секунд после проворачивания ключа или нажатия на стартовую кнопку. При наличии проблемного АКБ старт автомобиля будет происходить по-другому:
- на запуск уходит больше времени, независимо от погодных условий;
- при заведении авто вал начинает проворачиваться медленнее обычного;
- при проворачивании ключа или попытках нажать на кнопку слышны частные щелчки реле стартера.
Причиной появления подобных признаков скорее всего является разряженная или неисправная батарея. При обнаружении даже слабых подозрений рекомендуется проверить АКБ, чтобы при необходимости зарядить или заменить ее.
2. Постоянно горит индикатор необходимости зарядки АКБ
Панели современных автомобилей оснащены специальным контрольным индикатором, показывающим состояние батареи. Сигнализатор имеет вид лампочки с изображенным на красном светофильтре аккумулятором. Индикатор загорается в момент включения зажигания и гаснет сразу после пуска мотора. В ряде ситуаций лампочка не выключается, а горит постоянно. Это свидетельствует о наличии проблем с генератором или аккумулятором.
Неисправности с АКБ также можно заподозрить, если на панели спонтанно загорается Check Engine (проблемы в системе работы двигателя). Когда других заметных отклонений нет, но индикатор продолжает гореть, стоит оперативно обратиться за диагностикой.
3. Механические повреждения корпуса аккумулятора
Внутренняя конструкция батарей представлена набором решетчатых свинцовых пластин, которые покрыты специальным активным веществом (намазкой) и погружены в электролит (кислотную токопроводящую жидкость).
В результате механического воздействия (удары, сильная тряска из-за плохой фиксации) корпус АКБ деформируется, снаружи покрывается сколами и трещинами. Это способствует серьезным внутренним повреждениям (осыпанию намазки или полному разрушению пластин), может привести к утечкам электролита или частым микро замыканиям. Наличие каких-либо деформаций – опасная ситуация, при которой требуется срочная утилизация аккумуляторной батареи с заменой на новую.
4. Вздутие батареи
Некоторые признаки плохого аккумулятора можно определить путем простого визуального осмотра устройства. Вздутие корпуса – один из них. Внутри батареи постоянно происходят химические реакции. Для их осуществления должны соблюдаться оптимальные условия, особенно это касается температуры.
Воздействие жары и мороза плохо влияют на электролит, находящийся в банках (ячейках) батареи:
- при перегреве внутри АКБ происходит избыточное газообразование, которое раздувает корпус;
- при сильных заморозках жидкость затвердевает и деформирует корпус (при условии долгого простоя на улице или в неотапливаемом гараже).
Вздутый корпус – явный признак мертвого аккумулятора. Спасти его не получится.
5. Темный цвет электролита
Химические вещества, нанесенные на свинцовые пластины, из-за старости, перепадов температур или механических повреждений могут осыпаться и оседать в электролите. Накапливаясь, продукты разрушения начинают менять цвет токопроводящей жидкости с прозрачного на более темный (от серого до черного). При обнаружении данного симптома следует быстро заменить электролит либо купить новую батарею. Езда с разрушенными пластинами опасна, возможен взрыв на ходу.
6. Гнилостный запах из банок АКБ
При возникновении каких-либо проблем внутри батареи могут появиться посторонние, неприятные запахи. К вероятным причинам появления гнилостного аромата относятся:
- замыкание пластин;
- перезарядка;
- замерзание или перегрев электролита.
Все эти неисправности влекут за собой выделение газа, который по запаху напоминает протухшие яйца. На начальных этапах аромат будет доноситься только из-под капота, а с усугублением ситуации начнет проявляться и в салоне авто.
7. Низкая плотность электролита
Полноценная зарядка батареи занимает около 8-10 часов. После завершения процедуры нужно проверить уровень плотности электролита. Параметр должен превышать значение 1,25 гр./см 3 в каждой ячейке. Даже если плотность токопроводящей жидкости по результатам проверки снижена только в одной банке, ездить с таким АКБ опасно. Низкий уровень электролита в сочетании с другими «нездоровыми» симптомами – явные признаки неисправности аккумулятора автомобиля.
8. Не работают вспомогательные системы авто
АКБ питает вспомогательные модули машины при выключенном двигателе. Сюда относятся фары, стеклоподъемники, климат-контроль, мультимедиа, охранные блок и другие связанные системы. Когда аккумулятор сел или находится в сильно разряженном состоянии, эти модули начинают сбоить или вовсе не работают. Типичные проявления проблем с батареей:
- блеклый свет фар;
- медленные стеклоподъемники;
- выключающийся кондиционер;
- слабая ответная реакция на включение охранного режима;
- сбоящая магнитола (самостоятельно выключается при повышении громкости или переключении режима).
Виной такому поведению может быть плохой контакт на клеммах аккумулятора, признаки в этом случае будут спонтанно проявляться и исчезать. Когда наличие подобных проблем наблюдается постоянно и в комплексе, то можно судить о точной неисправности батареи.
9. Срок эксплуатации
Среднестатистическая автомобильная батарея служит 5 лет или меньше (3-4). Срок эксплуатации во многом зависит от условий содержания автомобиля, числа глубоких разрядов, частоты перезаряда, температуры использования и прочих факторов. Спустя 3 года активной езды стоит проверить батарею на наличие каких-либо внутренних или внешних проблем. При отсутствии неисправностей аккумулятором можно пользоваться еще какое-то время, но при условии ежегодной диагностики. При обнаружении проблем батарею стоит заменить.
Основные причины смерти батареи
К перечню основных причин относят:
- Сульфатацию. Нарушение правил эксплуатации батареи, длительный простой, неполная или нерегулярная зарядка, малый уровень токопроводящей жидкости в банках – причины, по которым на решетчатых пластинах начинает образовываться кристаллический сернокислый свинец. Этот процесс называется сульфатация. Наличие сернокислого свинца мешает проведению химических реакций внутри АКБ, провоцируя его порчу.
- Регулярные короткие замыкания. Микро замыкания способствуют осыпанию активного вещества с поверхности пластин в электролит. Из-за этого токопроводящая жидкость начинает нагреваться, что влечет снижение ее плотности. Признаки замкнутого аккумулятора могут не проявится сразу, но с накоплением негативного эффекта появятся и другие симптомы мертвого АКБ: темный цвет электролита, щелчки реле стартера, проблемы с вспомогательными системами машины.
- Окисление клемм. В процессе езды электролит может протекать или испарятся, оставляя следы окислов на местах контактов. Своевременная очистка клемм не даст аккумулятору сесть, в противном случае АКБ быстро разрядится и станет непригодным.
Другие причины порчи батареи: попадание в электролит посторонних веществ, прерывание цепи передачи тока, неправильное подключение к токовыпрямителю, регулярная перезарядка.
Что делать с нерабочим аккумулятором?
В первую очередь нужно найти источник проблемы, убедиться, что действительно сбоит разряженный аккумулятор. Важно учесть, что сложности с запуском двигателя могут быть связаны с поломками других узлов (электропроводка, стартер, генератор, топливный насос).
Спасти разряженную батарею можно методом глубокого разряда и полного заряда, а также с помощью переполюсовки. Второй способ предполагает смену полюсов батареи (плюс на минус или наоборот). Многие неприятные признаки останутся после переполюсовки банок аккумулятора, поэтому иногда рациональнее заменить старое устройство новым.
Обменять АКБ на новый с доплатой можно в специализированных точках продажи, но это самый невыгодный путь. В магазинах стоимость батарей завышена, в то время как мертвые устройства выкупаются за копейки. Гораздо выгоднее сдать автомобильный аккумулятор в пункте приема компании «ПАК». У нас стабильно высокие цены и широкая сеть площадок в Москве. Прием ведется по предварительной записи.
Источник
Признаки неисправности аккумулятора автомобиля
Признаки неисправности аккумулятора автомобиля по которым аккумулятор может выйти из строя. Появляются при неправильной эксплуатацией и нерегулярном обслуживании. Неисправности, которые возникают в АКБ очень сильно снижают срок службы батареи.
Сульфатация пластин
Сульфатация пластин проявляет признаки неисправности аккумулятора автомобиля и приводит быстрой зарядке аккумулятора . По причине уменьшения рабочей площади пластин.
В городском режиме когда двигатель работает непродолжительное количество времени, а нагрузка неэлектрическое оборудование максимальное. Включенный свет фар, работа магнитолы. да еще с сабвуфером. Генератор не успевает зарядить аккумулятор.
Бывает и такое что автомобиль долг не эксплуатируется, заряд падает до критической величины, периодической подзарядки не происходит
В результате этого на пластина образуется белый налет из крупных кристаллов сернокислого свинца, этот налет называется сульфатом. Пластина покрытая налетом перестаёт участвовать в химической реакции, тем самым уменьшается емкость аккумулятора, Он перестает надежно выполнять свои функции.
Признаки неисправности аккумулятора автомобиля при образовании сульфатов
Если мы видим такие симптомы как:
- Быстрое повышение напряжения сети повышение температуры электролита
- кипение электролита сопровождающееся газовыделением- незначительное повышение плотности электролита при зарядке аккумулятора- батарея сильно разряжается при работе стартера. И при последующем включение он перестаёт проворачивать стартер
Налицо все признаки того что пластина покрыта сульфатом.
Метод устранения сульфатации пластин
Для того чтобы освободить пластины от образовавшихся сульфатов необходимо провести несколько циклов заряд-разрядов, так называемую тренировку аккумулятора. Для этого необходимо зарядить аккумулятор полностью, В случае наличия сульфатации плотность не поднимется но нормального уровня. В этом случае можно добавить в электролит аккумулятора свежий раствор электролита плотность 1,4 г/см куб. Добавлять электролит в банки аккумулятора можно только в этом случае, чтобы его реанимировать. В другом случае в электролит можно добавлять только дистиллированную воду, потому что кислота не испаряется. И повышать плотность электролита в банках можно только зарядкой аккумулятора.
После полной зарядки аккумулятор необходимо разрядить напряжения 10,5 вольт. Это можно сделать при помощи ламп с силой тока 4-5 ампер. После чего батарею необходимо снова зарядить. Подобный метод срабатывает только на начальном этапе образования сульфатов. Когда ещё сульфатами покрыта незначительная часть пластины. При первых симптомах появления сульфатации необходимо немедленно произвести обслуживание автомобильного аккумулятора в домашних условиях.
Замыкание разнополюсных пластин
Признаки неисправности аккумулятора автомобиля появляются при коротком замыкании Короткое замыкание пластин происходит при разрушении сепараторов и выпадении активной массы пластин в результате чего происходит замыкание между собой разноименных пластин.
Признаками короткого замыкания являются следующие:
- снижение ёмкости аккумулятора, это проявляется в его неспособности выдерживать нагрузки, как и в случае сульфатации пластин. Аккумулятор быстро разряжается
- снижение напряжения баратеи. Банки аккумулятора соединены между собой последовательно, и при замыкании одной из банок она перестаёт работать. Становится просто проводником. То есть фактически одна банка выходит из строя. Если взять 12 вольтовый аккумулятор, в нем находится 6 банок по 2.2 вольта. В результате короткого замыкания одной из банок в работе остаются только 5. Соответственно напряжение аккумулятора падает до 11 вольт. Что не позволяет в дальнейшем его эксплуатировать
- плотность электролита в закороченной банке становится значительно ниже, чем в других банках, и при зарядке она не повышается
Устранение неисправности короткого замыкания
Подобную неисправность можно устранить только если удалить неисправную банку, и на е место установить новую. Это возможно было сделать, когда банки устанавливались в корпус и заливались смолой. Современные аккумуляторы изготавливаются в неразборных корпусах и замена поврежденных банок не возможна
Как избежать короткого замыкания пластин
- зарядка аккумулятора не должна производиться под воздействием большого тока. Если напряжение сети автомобиля превышает 14 вольт необходимо искать неисправность в генераторе автомобиля. Возможно, вышел из строя реле-регулятор.
- АКБ должна быть закреплена неподвижно, что бы избежать резких ударов и встрясок. Которые повлекут за собой осыпание пластин и сепараторов. Избегать перезарядов аккумулятора. Напряжение бортовой сети должна находиться в пределах от 13,2 до 14,5 вольт
- при зарядке следить за плотностью электролита , не допускать его повышения в результате перезаряда.
Окисление полюсных штырей
К полюсным штырям крепятся клеммы электропроводки. При контакте с влагой и воздухом они окисляются. Что приводит к слабому контакту. При возникновении сильных нагрузок. Например, при вращении стартера. Особенно в холодное время. Клеммы и штыри могут оплавиться, или вообще отгореть.
К полюсным штырям крепятся клеммы электропроводки. При контакте с влагой и воздухом они окисляются. Что приводит к слабому контакту. При возникновении сильных нагрузок. Например при вращении стартера. Особенно в холодное время. Клеммы и штыри могут оплавиться, или вообще отгореть.
Чтобы избавиться от окислов, необходимо снять клеммы. Пролить штыри и клеммы водой. Произойдет химическая реакция, которая растворит налет. То что не смоется водой необходимо тщательно очистить и вытереть насухо. После плотно установить клеммы и смазать из сверху техническим вазелином. Подойдет и обычный литол, главное ограничить доступ влаги к поверхности клемм и штырей.
Подтекание электролита
Подтекание электролита возникает из-за образования трещин на банках аккумулятора. Их трудно заделать самостоятельно. Лучше обратиться к специалистам. Если все таки сами начнете ремонтировать. В настоящее время много герметиков для разных случаев. Учтите то, что АКБ нельзя ложить на бок и переворачивать. На дне банок образуется осадок. Он может попасть между пластин. Это приведет к короткому замыканию банок АКБ.
Саморазряд АКБ
Ускоренный саморазряд АКБ возникает в результате образования на поверхности пластин местных токов. Местные токи возникают между окислами на поверхности пластин и решёткой пластины Кроме того при длительном хранении плотность электролита в нижних слоях различается от плотности в верхних В результате этого возникаю уравнительны токи на поверхности пластин. В данном случае обслуживание автомобильного аккумулятора в домашних условиях не составит большого труда.
Нормальным саморазрядом считается 10% от заряда батареи в течении двух недель.
Причинами ускоренного саморазряда батареи являются
- загрязнение корпуса батарей ,в результатете между клеммами АКБ возникает электрический ток, который приводит к её разряду
- применение для доливки недистиллированной воды, обычная вода содержит соли которые оседают на пластинах вызываю саморазряд и короткое замыкание пластин.
- попадание внутрь АКБ посторонних предметов, стружки и мусора.
Выплескивание электролита
При остановке автомобиля, обнаруживается что электролит вытекает из отверстий в крышках банок. По причинам.
Перезаряд батареи, сульфатация пластин. короткое замыкание банок всё это может вызвать выплёскивание электролита. При этом необходимо долить электролит ниже уровня. Но что бы он закрывал пластины. Проверить уровень напряжения в сети он может превышать 14,5 вольт и провоцировать перезаряд.
Перезаряд батареи
Одна из причин это генератор выдает напряжение больше 14,2 вольт. Вышел из строя реле-регулятор. Для проверки необходимо дать повышенные обороты и замерить напряжение на клеммах. На 12 вольтовой системе оборудования напряжение составляет 13,2 вольта. На 24 вольтовой системе электрооборудования напряжение составляет не более 28,4 вольта.
Проведение обслуживание автомобильного аккумулятора в домашних условиях поможет избавится от возникающих неисправностей. Или предупредить их.
Обслуживание аккумулятора автомобиля
Регулярное обслуживание аккумулятора автомобиля, помогает ему служить долго и правильно. Чтобы автомобиль не подводил в неожиданной ситуации и всегда был в исправном состоянии. Особенно это касается зимнего периода времени. Зимой потребность в исправном автомобиле наиболее актуальна. Запуск холодного автомобиля вызывает большие нагрузки на стартер и соответственно на АКБ.
Аккумулятор должен быть чистым
Аккумулятор находится в агрессивной среде. Пыль. Грязь влага покрывают АКБ слоем способным пропускать электрический ток. Поэтому между клеммами не должно быть наслоений из грязи и пыли. АКБ необходимо регулярно протирать и обрабатывать 10% раствором нашатырного спирта.
Электрические токи, возникающие между клеммами АКБ приводя к саморазрядке. Незначительный саморазряд в холодное время года, не позволит завести машину. При заводке холодного автомобиля в камеру сгорания подаётся максимальное количество топлива. Крутящий момент стартера должен позволить сжать и воспламенить топливо. Что бы автомобиль завелся. Если автомобиль не удастся завести с первого раза. Топливо, находящееся в камере сгорания, попадет на электроды свечей, и замкнет их. Искра не сможет образовываться. И автомобиль больше не заведётся.
Очищать вентиляционное отверстие в крышках банок
Химические процессы которые происходят в банках аккумулятора, выделяют гремучий газ. Он создает избыточное давление в банках для отвода газа предусмотрены вентиляционные отверстия в крышках банок. Отверстия должны быть чистыми. Давать возможность выходить газу наружу. Гремучий газ взрывоопасен. Он не должен скапливаться в банках. Отверстия можно прочистить тонкой проволокой. И в последствии проверять наличие в них грязи и отложений.
Уровень электролита в аккумуляторе
Признаки неисправности аккумулятора автомобиля определяютс по уровню электролита. Уровень электролита в аккумуляторе, должен находиться в норме. Недостаточный уровень говорит о том, что испарилась дистиллированная вода в электролите. Плотность электролита повысилась. Результат повышения плотности выше 1,27 интенсивное разрушение пластин, короткое замыкание разноименных пластин.
Поверхность пластин электролит должен перекрывать выше на 10-15 мм. Уровень можно проверить по выступам в горловине банки, обращенным внутрь. Можно воспользоваться стеклянной трубкой. Опустить ее до соприкосновения с пластинами, зажать пальцем верхний конец. Вытащить трубку, и она покажет величину уровня электролита. Чтобы повысить уровень необходимо долить дистиллированную воду. Кислота содержащаяся в электролите не испаряется. Испаряется только вода. Доливать электролит можно только для проведения ремонта, в зависимости от возникшей неисправности.
Пример подобного ремонта может возникнуть в случае сульфатации пластин. Электролит в виду потери ёмкости начинает закипать и вытесняется из банок. Утерянное количество электролита необходимо вернуть в банки. При этом плотность необходимо довести до нормативной. Сделать это можно при помощи ареометра.
Проверка крепления аккумулятора
Аккумулятор должен быть закреплён неподвижно. Биение вызовет поломку корпуса, в виде трещин и сколов. Движение АКБ создаст движение проводов, подключённых к клеммам. Перетирание и изломы проводов приведёт к соприкосновению с корпусом и деталями автомобиля. Произойдет короткое замыкание и возгорание электропроводки.
К сожалению, возникают и дорожно-транспортные происшествия. При опрокидывании автомобиль. Незакрепленный АКБ приведет к возгоранию. Крепление аккумулятора необходимо проверять каждые 10000 км
Очистка клемм аккумулятора
Белый налет, который образуется на клеммах аккумулятора, является продуктом окисления. Окисление происходит так же между клеммой и полюсным штырем. Ослабляется контакт между ними, что приведет к обгоранию клемм и штырей. Белый налёт легко удаляется обычной водой. Не растворенный налет необходимо счистить. Поставить клеммы на место и тщательно закрутить, проверив отсутствие качения клеммы на штырем. Сверху клеммы необходимо смазать либо техническим вазелином, либо литолом. Чтобы ограничить контакт с влагой.
Проверка плотности электролита
Плотность электролита необходимо периодически проверять. Для каждой климатической зоны существует своя плотность электролита. Это связано с разницей средних температур. Плотность электролита определяется с помощью ареометра. Зимой плотность электролита не должна быть менее 25% от допустимой. Летом не менее 50%. Плотность поднимать необходимо зарядкой аккумулятора. Ток зарядки составляет 0,1 от емкости АКБ. Емкость составляет. Например, 60Ah ток зарядки должен быть 6 Ампер. Во время зарядки необходимо следить за плотностью электролита. Плотность поднимается именно зарядкой. В банках постоянно происходит химическая реакция. При понижении плотности уменьшается количество кислоты. При повышении плотности наоборот количество кислоты увеличивается, а воды уменьшается. Остановить зарядку необходимо при достижении плотности 1,27 для средней полосы проживания.
Длительное хранение АКБ
Автомобиль не эксплуатируется длительное время, значит не происходит подзарядка аккумулятор и при этом падает плотность. Падение плотности вызовет сульфатацию пластин.
Хранить АКБ желательно при температуре, от 0 до минус 30 градусов по Цельсию. Наименьшие показатели саморазряда находятся в этих пределах.
Подзарядка АКБ проводится каждые 3 месяца, и тем самым поднимать плотность электролита.
Регулярное обслуживание аккумулятора автомобиля продлит его срок службы. Шесть. семь лет это нормальный срок для эксплуатации АКБ. Производители хитрят, чтобы этот срок был меньше. Свинец применяется не лучшего качества . Толщину пластин при покупке невозможно определить. Тем более по этому внимание аккумулятору нужно периодически уделять. Особенно когда появляются признаки неисправности аккумулятора автомобиля
Источник
Неисправности АКБ: причины поломки и списания
Аккумулятор – главный компонент электросети автомобиля. Без него невозможно запустить двигатель. Как и остальные детали, он со временем изнашивается и перестает работать. Эта статья расскажет о том, какими бывают неисправности аккумулятора, почему они появляются, как их обнаружить и устранить.
Срок эксплуатации аккумулятора
Он прямо зависит от ресурса, заложенного производителем, условий и интенсивности использования.
При годовом пробеге 10-15 тысяч километров в год при бережной эксплуатации (автомобиль хранится в гараже, не используется в мороз или жару, соблюдаются правила обслуживания батареи) аккумулятор способен проработать 4-5 лет.
Основные неисправности АКБ
Можно выделить 6 неисправностей:
- повышенный саморазряд;
- сульфатация пластин;
- короткое замыкание между пластинами;
- переполюсовка;
- окисление выводных клемм;
- трещины на корпусе.
Повышенный саморазряд
Саморазряд – непроизвольный процесс уменьшения заряда аккумулятора. Исправная батарея теряет 0,3-0,5% заряда в день, неисправная – 1-1,5%. Происходит это потому, что при хранении электролит в АКБ расслаивается из-за разной плотности серной кислоты и воды, что приводит к появлению паразитных токов.
- загрязнение электролита из-за разрушения сепараторов или пластин;
- использование для разведения серной кислоты водопроводной воды, а не дистиллированной.
- использование для приготовления электролита серной кислоты с примесями;
- попадание в ячейки металлических предметов.
Устраняется эта неисправность полной заменой электролита или батареи, если она необслуживаемая.
Сульфатация пластин
Сульфатация – процесс образования на пластинах аккумулятора и решетке сепаратора кристаллов сульфата свинца (PbSO4). Он не растворяется в кислоте и уменьшает площадь пластин, участвующих в химических реакциях. Это уменьшает общую емкость аккумулятора.
- повышение напряжения на клеммах в начале зарядки;
- снижение плотности электролита в конце зарядки;
- батарея быстрее заряжается из-за снижения емкости.
- низкий уровень электролита;
- глубокая разрядка;
- недостаточная зарядка во время коротких (1-2 часа) поездок;
- долив электролита вместо дистиллированной воды.
Устранить эту неисправность можно только на начальном этапе сульфатации, заряжая и разряжая АКБ током, составляющим 5 и 10% от номинальной емкости. Батарея считается восстановленной, если время разрядки составляет 5-7 часов. При глубокой сульфатации процесс необратим и требует замены батареи, .
Короткое замыкание
- сильный нагрев одной из ячеек аккумулятора, сопровождающийся выделением пара;
- снижение емкости и напряжения.
- коробление и разрушение пластин;
- разрушение сепаратора;
- перезарядка;
- вибрация, расшатывающая крепление пластин.
Окисление выводных клемм
Эта проблема появляется из-за повышения концентрации серной кислоты, из-за чего клеммы покрываются белым налетом, увеличивающим сопротивление электрическому току. Это может привести к повреждению всей подключенной электроники.
Устраняется проблема зачисткой клемм и проверкой плотности электролита с доливом дистиллированной воды.
Переполюсовка
Эта неисправность появляется из-за неправильного подключения к электросети автомобиля или зарядному устройству – минусовая клемма подключена к генератору или положительному зажиму ЗУ. Проявляется измененная полярность снижением емкости и напряжения, выделением газов.
Трещины в корпусе
Они появляются при езде по неровной дороге при отсутствии крепежа, плохой затяжке или при избыточном усилии при монтаже. Трещины приводят к вытеканию электролита и выходу батареи из строя.
Мелкие трещины можно заделать расплавленной полиэтиленовой пленкой. При наличии крупных трещин деталь нужно заменить.
Неисправности АКБ для списания
Под износом аккумулятора понимаются следующие неисправности:
- снижение пусковых характеристик ниже уровня, определяемого ГОСТ 951-91;
- снижение напряжения ниже 9.6 В в конце проверки с помощью нагрузочной вилки, длящейся 5-7 секунд, после обслуживания АКБ в соответствии с приложением №1 документа РД-3112199-1089-02;
- трещины на корпусе, не поддающиеся ремонту;
- уменьшение объема электролита в необслуживаемых аккумуляторах;
- минимальная наработка для списания, приведенная в таблице ниже.
Процесс списания
Делается это следующим образом. Проверяется состояние списываемой детали, согласно РД-3112199-1089-02 или инструкции действующей на предприятии. Составляется акт списания АКБ. Его образец находится в РД-3112199-1089-02 в приложении №3.
Батарея передается в организацию, занимающуюся утилизацией. В бухгалтерии, на основе акта списания, со забалансового счета №9 списывается деталь и на него же записывается информация о новой запчасти.
Как проверить аккумулятор
Способов определить исправность АКБ существует 3:
- с помощью нагрузочной вилки;
- с помощью мультиметра;
- с помощью ЗУ.
Проверка нагрузочной вилкой
Порядок действий следующий:
Напряжение, В
Заряд, %
Без нагрузки
Под нагрузкой
Если напряжение без нагрузки сильно падает после подключения нагрузки, то это свидетельствует о том, что батарея не держит заряд.
С помощью мультиметра
Для теста потребуется мультиметр и помощник.
Порядок действий следующий:
- Выкрутить свечи на карбюраторном двигателе, чтобы их не залило бензином.
- Переключить мультиметр в режим измерения постоянного напряжения с пределом измерения 20 вольт.
- Прикоснуться щупами к клеммам батареи и записать показания.
- Включить зажигание и покрутить двигатель стартером, фиксируя при этом показания вольтметра.
Выводы об исправности АКБ аналогичны выводам при тесте с помощью нагрузочной вилки.
С помощью зарядного устройства
Если под рукой нет мультиметра или нагрузочной вилки, то для проверки состояния батареи можно использовать вольтметр, встроенный в зарядное устройство.
Правила ухода за аккумулятором
Чтобы АКБ прослужила максимально долго, нужно соблюдать 4 простые рекомендации:
- Каждые 2 месяца проверять уровень электролита в обслуживаемом аккумуляторе и доливать дистиллированную воду до требуемого уровня.
- На время долгой или ночной зимней стоянки снимать клемму с отрицательного полюса батареи. Это предотвратит самопроизвольный переразряд и продлит срок службы пластин.
- Проверять уровень заряда каждые 1-2 месяца и подзаряжать батарею, не допуская разряда ниже 50%.
- Регулярно очищать клеммы и поверхность детали от грязи и окислов.
Подводя итог, можно сказать, что большинство проблем, возникающих при эксплуатации аккумуляторной батареи появляются из-за пренебрежительного отношения к обслуживанию этой запчасти.
Источник
9 признаков необходимости срочной замены аккумулятора
Признаки плохого аккумулятора автомобиля известны опытным и начинающим водителям далеко не в полном объеме. Для большинства основным симптомом разряженного АКБ является проблемный запуск двигателя в холодное время года. Это верно, но по сути аккумуляторная батарея отвечает не только за приведение мотора в движение. Любой АКБ выполняет 3 функции:
- запускает стартер, который включает двигатель;
- питает бортовую электронику при выключенном моторе;
- помогает генератору, если он не справляется с нагрузкой.
Заряд аккумулятора нужно поддерживать на оптимальном уровне, в противном случае он не будет выполнять свои основные функции. Разряжающийся АКБ еще может справляться с некоторыми задачами, но делает это на порядок медленнее и хуже. Во избежание критических ситуаций нужно понимать главные признаки умирающего аккумулятора автомобиля. Специалисты компании «ПАК» расскажут о 9 распространенных ситуациях, при которых АКБ сел и требует оперативной замены.
1. Двигатель заводится с трудом
Умирающий или нерабочий свинцовый АКБ обязательно проявит себя в момент запуска двигателя. Аккумулятор отвечает за включение стартера, который начинает проворачивать коленчатый вал (один из основных узлов мотора). В нормальных условиях машина должна заводиться в течение нескольких секунд после проворачивания ключа или нажатия на стартовую кнопку. При наличии проблемного АКБ старт автомобиля будет происходить по-другому:
- на запуск уходит больше времени, независимо от погодных условий;
- при заведении авто вал начинает проворачиваться медленнее обычного;
- при проворачивании ключа или попытках нажать на кнопку слышны частные щелчки реле стартера.
Причиной появления подобных признаков скорее всего является разряженная или неисправная батарея. При обнаружении даже слабых подозрений рекомендуется проверить АКБ, чтобы при необходимости зарядить или заменить ее.
2. Постоянно горит индикатор необходимости зарядки АКБ
Панели современных автомобилей оснащены специальным контрольным индикатором, показывающим состояние батареи. Сигнализатор имеет вид лампочки с изображенным на красном светофильтре аккумулятором. Индикатор загорается в момент включения зажигания и гаснет сразу после пуска мотора. В ряде ситуаций лампочка не выключается, а горит постоянно. Это свидетельствует о наличии проблем с генератором или аккумулятором.
Неисправности с АКБ также можно заподозрить, если на панели спонтанно загорается Check Engine (проблемы в системе работы двигателя). Когда других заметных отклонений нет, но индикатор продолжает гореть, стоит оперативно обратиться за диагностикой.
3. Механические повреждения корпуса аккумулятора
Внутренняя конструкция батарей представлена набором решетчатых свинцовых пластин, которые покрыты специальным активным веществом (намазкой) и погружены в электролит (кислотную токопроводящую жидкость).
В результате механического воздействия (удары, сильная тряска из-за плохой фиксации) корпус АКБ деформируется, снаружи покрывается сколами и трещинами. Это способствует серьезным внутренним повреждениям (осыпанию намазки или полному разрушению пластин), может привести к утечкам электролита или частым микро замыканиям. Наличие каких-либо деформаций – опасная ситуация, при которой требуется срочная утилизация аккумуляторной батареи с заменой на новую.
4. Вздутие батареи
Некоторые признаки плохого аккумулятора можно определить путем простого визуального осмотра устройства. Вздутие корпуса – один из них. Внутри батареи постоянно происходят химические реакции. Для их осуществления должны соблюдаться оптимальные условия, особенно это касается температуры.
Воздействие жары и мороза плохо влияют на электролит, находящийся в банках (ячейках) батареи:
- при перегреве внутри АКБ происходит избыточное газообразование, которое раздувает корпус;
- при сильных заморозках жидкость затвердевает и деформирует корпус (при условии долгого простоя на улице или в неотапливаемом гараже).
Вздутый корпус – явный признак мертвого аккумулятора. Спасти его не получится.
5. Темный цвет электролита
Химические вещества, нанесенные на свинцовые пластины, из-за старости, перепадов температур или механических повреждений могут осыпаться и оседать в электролите. Накапливаясь, продукты разрушения начинают менять цвет токопроводящей жидкости с прозрачного на более темный (от серого до черного). При обнаружении данного симптома следует быстро заменить электролит либо купить новую батарею. Езда с разрушенными пластинами опасна, возможен взрыв на ходу.
6. Гнилостный запах из банок АКБ
При возникновении каких-либо проблем внутри батареи могут появиться посторонние, неприятные запахи. К вероятным причинам появления гнилостного аромата относятся:
- замыкание пластин;
- перезарядка;
- замерзание или перегрев электролита.
Все эти неисправности влекут за собой выделение газа, который по запаху напоминает протухшие яйца. На начальных этапах аромат будет доноситься только из-под капота, а с усугублением ситуации начнет проявляться и в салоне авто.
7. Низкая плотность электролита
Полноценная зарядка батареи занимает около 8-10 часов. После завершения процедуры нужно проверить уровень плотности электролита. Параметр должен превышать значение 1,25 гр./см 3 в каждой ячейке. Даже если плотность токопроводящей жидкости по результатам проверки снижена только в одной банке, ездить с таким АКБ опасно. Низкий уровень электролита в сочетании с другими «нездоровыми» симптомами – явные признаки неисправности аккумулятора автомобиля.
8. Не работают вспомогательные системы авто
АКБ питает вспомогательные модули машины при выключенном двигателе. Сюда относятся фары, стеклоподъемники, климат-контроль, мультимедиа, охранные блок и другие связанные системы. Когда аккумулятор сел или находится в сильно разряженном состоянии, эти модули начинают сбоить или вовсе не работают. Типичные проявления проблем с батареей:
- блеклый свет фар;
- медленные стеклоподъемники;
- выключающийся кондиционер;
- слабая ответная реакция на включение охранного режима;
- сбоящая магнитола (самостоятельно выключается при повышении громкости или переключении режима).
Виной такому поведению может быть плохой контакт на клеммах аккумулятора, признаки в этом случае будут спонтанно проявляться и исчезать. Когда наличие подобных проблем наблюдается постоянно и в комплексе, то можно судить о точной неисправности батареи.
9. Срок эксплуатации
Среднестатистическая автомобильная батарея служит 5 лет или меньше (3-4). Срок эксплуатации во многом зависит от условий содержания автомобиля, числа глубоких разрядов, частоты перезаряда, температуры использования и прочих факторов. Спустя 3 года активной езды стоит проверить батарею на наличие каких-либо внутренних или внешних проблем. При отсутствии неисправностей аккумулятором можно пользоваться еще какое-то время, но при условии ежегодной диагностики. При обнаружении проблем батарею стоит заменить.
Основные причины смерти батареи
К перечню основных причин относят:
- Сульфатацию. Нарушение правил эксплуатации батареи, длительный простой, неполная или нерегулярная зарядка, малый уровень токопроводящей жидкости в банках – причины, по которым на решетчатых пластинах начинает образовываться кристаллический сернокислый свинец. Этот процесс называется сульфатация. Наличие сернокислого свинца мешает проведению химических реакций внутри АКБ, провоцируя его порчу.
- Регулярные короткие замыкания. Микро замыкания способствуют осыпанию активного вещества с поверхности пластин в электролит. Из-за этого токопроводящая жидкость начинает нагреваться, что влечет снижение ее плотности. Признаки замкнутого аккумулятора могут не проявится сразу, но с накоплением негативного эффекта появятся и другие симптомы мертвого АКБ: темный цвет электролита, щелчки реле стартера, проблемы с вспомогательными системами машины.
- Окисление клемм. В процессе езды электролит может протекать или испарятся, оставляя следы окислов на местах контактов. Своевременная очистка клемм не даст аккумулятору сесть, в противном случае АКБ быстро разрядится и станет непригодным.
Другие причины порчи батареи: попадание в электролит посторонних веществ, прерывание цепи передачи тока, неправильное подключение к токовыпрямителю, регулярная перезарядка.
Что делать с нерабочим аккумулятором?
В первую очередь нужно найти источник проблемы, убедиться, что действительно сбоит разряженный аккумулятор. Важно учесть, что сложности с запуском двигателя могут быть связаны с поломками других узлов (электропроводка, стартер, генератор, топливный насос).
Спасти разряженную батарею можно методом глубокого разряда и полного заряда, а также с помощью переполюсовки. Второй способ предполагает смену полюсов батареи (плюс на минус или наоборот). Многие неприятные признаки останутся после переполюсовки банок аккумулятора, поэтому иногда рациональнее заменить старое устройство новым.
Обменять АКБ на новый с доплатой можно в специализированных точках продажи, но это самый невыгодный путь. В магазинах стоимость батарей завышена, в то время как мертвые устройства выкупаются за копейки. Гораздо выгоднее сдать автомобильный аккумулятор в пункте приема компании «ПАК». У нас стабильно высокие цены и широкая сеть площадок в Москве. Прием ведется по предварительной записи.
Источник