А знаете ли Вы что:


Организация особого отдела камеральной части завершила исторический процесс превращения регалий и уникальных драгоценностей из частного имущества царей в имущество государства. Со второй половины XVIII в. местом хранения коронных драгоценностей стали особые помещения Зимнего дворца в Санкт-Петербурге -Бриллиантовый кабинет.

10.05.2007 13:32
На сайт добавлены иллюстрации
Мы добавили картинки и иллюстрации к уже размещенным материалам. Вскоре будут добавлены новые.

07.04.2007 00:26
Появились новости
На сайте создана функция обработки новостей. Вскоре Вы сможете читать самуе свежую информацию по нашей теме.

Голосование
Главная / Статьи / Статьи и доп.материалы / Шапка мономаха






Шапка мономаха

Шапка МономахаСимвол преемственности власти и избранности русских правителей - золотая шапка Мономаха была выполнена в конце XIII - начале XIV в. Одни исследователи считают венец произведением византийских мастеров, другие полагают, что это среднеазиатская работа, третьи приписывают авторство арабским ювелирам.

Название венца связано с легендой о посылке царских регалий византийским императором Константином Мономахом своему родственнику — киевскому князю Владимиру Всеволодовичу. Вероятно, именно шапка Мономаха упоминается в духовной грамоте князя Ивана II Красного (1353 — 1359 гг.), отца Дмитрия Донского, и во всех грамотах его потомков.

Доподлинно известно, что шапкой Мономаха великий князь Иван III в 1498 г. впервые венчал на великое княжение своего внука Дмитрия. Позже ею венчались на царство все великие князья и цари, вплоть до Ивана Алексеевича, который был посажен на царство одновременно со своим младшим братом Петром Алексеевичем (будущим императором Петром I). В 1698 г. Иван, как старший, был венчан шапкой Мономаха, а для Петра специально изготовили золотую шапку Мономаха второго наряда.

Шапка Мономаха выполнена из золота и является выдающимся произведением ювелирного искусства. Тулья венца составлена из восьми пластин, украшенных сложным узором из тончайшей скани в виде спиралевидных завитков, шестиконечных розеток и цветов лотоса. Позже на тулье закрепили крупные драгоценные камни в высоких гладких кастах и жемчужины, а золотые и жемчужные подвески заменили собольим мехом. Самым последним изменением является навершие — золотой колпачок, увенчанный золотым крестом с жемчужинами на концах.

XVI век отмечен расцветом ювелирного дела на Руси. Это было время объединения русских земель вокруг Москвы, собирания их в единое централизованное государство. При великом князе всея Руси Иване IV Грозном, принявшем царский титул, жизнь двора приобрела невероятную пышность. Многочисленные иноземные гости поражались богатству русского государя. "В жизнь мою не видел я вещей драгоценнейших и прекраснейших. В минувшем году видел я короны и митры святейшего нашего господина... Видел корону и все одеяния короля католического... видел многие украшения короля Франции и его императорского величества как в Венгерском королевстве, так и в Богемии и других местах. Поверьте же мне, что всё сие ни в малейшей степени сравниться не может с тем, что я здесь видел", — писал посол германского императора Максимилиана II Иоганн Кобенцель, посетивший Москву в 1 576 г.









(c) 2007-2016. При полном или частичном копировании материалов сайта, гипперссылка на www.worldofgold.ru обязательна.