А знаете ли Вы что:


Согласно доинкским и инкским верованиям,всё золото, особенно содержавшееся в захоронениях, считалось заклятым для "чужаков".

10.05.2007 13:32
На сайт добавлены иллюстрации
Мы добавили картинки и иллюстрации к уже размещенным материалам. Вскоре будут добавлены новые.

07.04.2007 00:26
Появились новости
На сайте создана функция обработки новостей. Вскоре Вы сможете читать самуе свежую информацию по нашей теме.

Голосование
Главная / Человек и золото / Дворцы и роскошь / Регалии правителей






Регалии правителей

Золотой статер Александра IIIЕщё в Древнем Египте (конец IV тысячелетия до н.э. - 525 г. до н.э.) знаками власти фараонов были украшенные золотом посох и бич. Они являлись древнейшими символами, восходившими к догосударственному прошлому, когда египтяне жили скотоводством. Позже изображение пастушьего посоха превратилось в значок-пиктограмму понятия "вождь", "правитель".

Головной убор фараона венчал золотой урей - царский символ в виде кобры. Красная корона Нижнего и белая корона Верхнего Египта символизировали основные части государства. Иногда они совмещались в одном сложном головном уборе. Золотом сверкали и богатые украшения фараона: серьги, подвески, браслеты, особые золотые "воротники". Золотом покрывались оружие, мебель, предметы обихода, связанные с бытом фараона и его семьи.

В VI в. до н.э. "мировую империю", объединившую земли от Центральной Азии до Средиземного моря и Египта, создали персы в правление династии Ахеменидов. Роскошь двора правителя - шахиншаха (царя царей) поражала очевидцев. В конце IV в. до н.э. государство Ахеменидов сокрушил Александр Македонский, но в середине III в. н.э. персы восстановили древнюю империю, образовав могущественное государство Сасанидов.

Символами царской власти у персов были золотой венец, украшенный драгоценными камнями, массивная золотая гривна и золотой пояс со вставками из драгоценных камней. Золотом отделывались одежда шахиншаха и царский трон. Из золота и серебра изготовлялись роскошное оружие, предметы конского убранства, великолепные сосуды для пиршеств.

Золотой бюст императора Марка АврелияПерсидское царство соперничало с Римской империей, владения которой в период могущества охватывали всё Средиземноморье, а также земли к западу от Рейна. Древнегреческий историк Полибий (около 200 - около 120 до н.э.) считал римское государственное устройство лучшим в мире, так как оно разумно сочетало три власти - царскую (консулы), аристократическую (сенат) и демократическую (народное собрание). Даже когда император стал всесильным, в жизни государства долгое время сохранялись республиканские институты управления и соответствующие им атрибуты. Но колоссальные богатства, добытые в военных походах, утончённая культура и роскошь, которую увидели римляне в завоёванных землях, особенно в Азии и Африке, сказались на мировоззрении и быте римской элиты.

После тяжелейшего кризиса римской государственности в III в. н. э. выход был найден в упрочении централизованной власти. С реформ, проведённых императором Диоклетианом (284-305 гг.), в истории Рима началась эпоха домината (лат. dominus - "господин", "владыка"; так неофициально звали императора).

Первоначально атрибутика власти в Риме была несложной. Как воинский начальник, правитель облачался в пурпурный плащ, а как гражданский - в пурпурную тогу. В торжественных случаях он надевал шитую золотом тогу и золотой венок. Высшие полномочия (imperium), связанные с правом наказания, обозначали фасции - пучки прутьев с воткнутыми в них топориками, которые носили особые государственные служащие - ликторы.

Начиная с правления Диоклетиана императору, чья власть стала неограниченной, воздавались поистине царские почести. Отныне он, подобно восточным владыкам, считался воплощением божества и носил пурпурные, затканные золотом одежды из парчи и шёлка, а голову господина украшала золотая диадема с драгоценными камнями.

В 330 г. император Константин I Великий перенёс столицу из Рима в Константинополь, на границу Европы и Азии. Постепенно, вобрав наследие многих культур, сформировались продуманные до мелочей церемонии и иерархия, утончённая роскошь и сложнейший символизм отличавшие Восточную Римскую империю - Византию.

Покровитель новой религии - христианства Константин Великий возвёл его в ранг "традиционных" верований, а в 336 г. принял крещение. Так началась история Второго Рима, первой христианской империи.

Шапка МономахаСравнительно быстро став господствующей, христианская религия проникла во все сферы общественной жизни. Если раньше нового императора провозглашали на ипподроме, где "народ и войско" поднимали его на щит, то с 457 г. золотую диадему император получал от патриарха. Со временем именно в храме в ходе особой службы правителя возводили на престол. Вступление в должность и получение соответствующих знаков превратились в обряд венчания на царство. В отличие от восточной традиции, василевс, как с VII в. официально именовали императора, не считался божеством или сыном бога. Через венчание на царство он получал высшую благодать быть устроителем, защитником Вечного Рима и его христианского народа, радетелем веры.

Особое положение царя подчёркивалось его шитыми золотом одеждами, украшенными камнями золотыми инсигниями (знаки высшей власти), великолепным троном, богатейшим убранством дворцов. Пышность придворного церемониала имела символическое значение и была рассчитана на психологическое воздействие. По словам современника, он был несказанно удивлён, увидев роскошь, окружавшую царя: "...бронзовое позолоченное дерево стояло перед троном царя, на ветках дерева сидело множество отлитых из бронзы и позолоченных птиц, каждая из которых пела на свой лад... Необычайной величины львы... позолоченные... били о землю хвостом, раскрывали пасть и, двигая языком, громко ревели... И когда при моём появлении началось рыкание львов и птицы запели на ветках, я преисполнился страхом и удивлением".

Ключевую роль в государственной символике Второго Рима играл крест. Знак веры государя и его подданных, он первоначально изображался на щитах, а позже на другом вооружении и знамёнах. На государственном знамени золотом наносился крест и инициалы Христа. С идеей триумфа связан "константиновский" крест (на ступенчатом основании): его часто чеканили на золотых монетах. К VI в. крест навсегда сменил богиню победы Нику на державе (сфере), одной из важнейших государственных инсигний, затем укрепился на скипетре а позднее нередко венчал и корону (усложнённую императорскую диадему).

На территориях, ранее подвластных Западной Римской империи, могущество набирали франки. В 800 г. король франков Карл Великий вынудил Папу Римского провозгласить себя императором. После распада его державы в 962 г. «короной» овладел король саксов Оттон I. Реальная корона представляла собой золотую диадему, увенчанную крестом и украшенную жемчугом, драгоценными камнями и эмалями. Не были забыты и другие императорские инсигнии: золотые скипетры, мечи, державы и шитые золотом мантии.

Культура Второго Рима оказала огромное влияние на становление и развитие многих государств Европы. Судьба же самой Византии была драматичной. После разгрома Константинополя крестоносцами в 1204 г. империю через некоторое время удалось восстановить. Но после взятия её столицы турками в 1453 г. Второй Рим пал окончательно. Преемницей Византии, главным оплотом православия стал Третий Рим - Москва.

Заметки

Китайский путешественник Сюань-Цзан (VII в.) запомнил золотую цепочку в бороде царя (перевязанная борода известна и по некоторым персидским изображениям). А о том, что персы золотили всю бороду, повествовал византийский автор Иоанн Златоуст.

*  *  *

В 476 г. был низложен формальный глава Западной Римской империи Ромул Августул. Нового императора не провозглашали, а фактический правитель Италии Одоакр отослал золотую диадему и пурпурную мантию в Константинополь.

*  *  *

"...На престоле сидел Его Царское Величество в кафтане, осыпанном всевозможными драгоценными камнями и вышитом крупным жемчугом. Корона, которая была на нём поверх собольей шапки, была покрыта крупными алмазами, так же как и золотой скипетр, который он, вероятно ввиду его тяжести, по временам перекидывал из руки в руку... Рядом с престолом... стояла золотая держава, величиной с шар для игры в кегли, на серебряной резной пирамиде... Рядом с державою стояла золотая чашка для умывания и рукомой с полотенцем, чтобы Его Царское Величество, как только приложатся к его руке, мог умыться".

Адам Ольшлегер Олеарий, секретарь Голштинского-князя Фридерика,
о приёме у царя Михаила Фёдоровича Романова (1634 г.)









(c) 2007-2016. При полном или частичном копировании материалов сайта, гипперссылка на www.worldofgold.ru обязательна.